Как это сделано, как это работает, как это устроено. Секреты варки рубиновых звезд: как производят главный символ Кремля

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Первые звезды недолго украшали башни Московского Кремля. Уже через год под воздействием атмосферных осадков потускнели уральские самоцветы. Теперь звезды хорошо просматривались только в непосредственной близости от стен Кремля. К тому же они не в полной мере вписались в архитектурный ансамбль Кремля из-за больших размеров. Поэтому в мае 1937 года Советским правительством было решено установить новые звезды, светящиеся, рубиновые, причем уже не на четырех, а на пяти башнях Кремля - Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной.

В создании новых кремлевских звезд принимали непосредственное участие видные ученые, художники, архитекторы, инженеры, рабочие многих специальностей. В изготовлении деталей и материалов участвовало свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Народный художник СССР Ф. Ф. Федоровский заново определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Он же предложил рубиновый цвет стекла. На этот раз пропорции и размеры были выбраны настолько удачно, что новые звезды, несмотря на то что их установили на башнях различной высоты, кажутся с земли одинаковыми. Достичь этого удалось благодаря различной величине самих звезд. Самая маленькая звезда горит ныне на Водовзводной башне, расположенной в низине: расстояние между концами ее лучей 3 метра. На Боровицкой и Троицкой звезды крупнее - соответственно 3,2 и 3,5 метра. Самые большие звезды установлены на Спасской и Никольской башнях, расположенных на возвышенности: размах их 3,75 метра.

Одному из московских научно-исследовательских институтов было поручено разработать конструктивные элементы кремлевских рубиновых звезд и вентиляционные устройства к ним.

По новому проекту основной несущей конструкцией звезды являлся объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещались подшипники для ее вращения. Каждый луч представлял собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд - восьмигранную. Основания этих пирамид были сварены между собой в центре звезды. Все конструктивные элементы звезды выполнялись из высококачественной нержавеющей стали, специально сваренной на подмосковном заводе "Электросталь".

Большая работа при создании рубиновых звезд была проделана коллективом специалистов светотехнической лаборатории Всесоюзного электротехнического института под руководством профессора С. О. Майзеля и кандидатов технических наук Н. В. Горбачева и Е. С. Ратнера. Перед авторами проекта стояли сложные задачи. Как добиться, чтобы ярко и равномерно была освещена вся поверхность звезды, от центра до острия лучей? Разместить внутри звезд десятки световых точек? Но тогда то и дело придется менять перегоревшие лампы. Установить в середине одну мощную? Но сколь мощную лампу ни поставь, ее свет в конце лучей будет гораздо слабее, чем в центре звезды. И еще: ночью рубиновые звезды будут красивы, а под солнцем их густо-красное стекло покажется почти черным. Остановились все же на одной лампе.

С этой целью на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5 тысяч ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и в 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен.

Эти лампы и поныне являются уникальными. Создателем их был главный инженер завода Р. А. Нелендер.

Для более надежной работы ламп в каждой из них смонтированы две нити (спирали) накаливания, включенные параллельно. Если одна из них перегорает, то лампа продолжает светиться с уменьшенной яркостью, а автоматическое устройство сигнализирует на пульт управления о неисправности. По размеру лампы сравнительно невелики: они напоминают цилиндрическую стеклянную колбу с металлическим цоколем. Благодаря тому что нити накаливания расположены в виде шатра, лампы обладают чрезвычайно высокой световой отдачей. Температура нити накаливания достигает 2800°, поэтому колбы изготовляются из теплостойкого молибденового стекла.

Для того чтобы световой поток равномерно распределялся по всей внутренней поверхности звезды, и особенно в концах лучей, лампу заключили в рефрактор (объемную пустотелую пятнадцатигранную фигуру). Назначение рефрактора, грани которого собраны из призматических теплостойких стекол,- равномерно рассредоточивать световой поток лампы по всей поверхности звезды.

Серьезная задача была поставлена перед стекольной промышленностью: сварить специальное рубиновое стекло для кремлевских звезд. До этого в нашей стране такого стекла в больших объемах не варили. Задание поручили выполнить Константиновскому стекольному заводу в Донбассе.

Сложность изготовления стекла заключалась в том, что оно должно было иметь разную плотность и пропускать только красные лучи определенной длины волн. Вместе с тем стекло должно было быть устойчивым к резким переменам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации.

Рецепт для варки стекла был составлен известным московским специалистом-стекольщиком Никанором Илларионовичем Курочкиным - человеком удивительного таланта и необыкновенного мастерства. Еще деревенским парнишкой Курочкин увлекся стекловарением и благодаря своему пытливому уму и прирожденному дару познал "душу" стекла. Он первым в нашей стране стал изготовлять гнутые стекла различной формы и размеров: для прожекторов, самолетов, речных и морских судов, автомобилей.

Под непосредственным руководством и при участии Н. И. Курочкина проводились варка и обработка рубинового стекла для кремлевских звезд. За высокие достижения в области стекольного производства этот выдающийся мастер был удостоен Государственной премии.

Каждая кремлевская звезда имела двойное остекление: внутреннее, из молочного стекла, толщиной 2 миллиметра, и наружное, из рубинового стекла, толщиной 6-7 миллиметров. Между ними предусматривался воздушный зазор в 1-2 миллиметра. Двойное остекление звезд было вызвано особенностями рубинового стекла. Дело в том, что оно имеет приятный цвет только при подсвечивании с противоположной стороны, однако при этом отчетливо просматриваются контуры источника света. Без подсвечивания рубиновое стекло выглядит темным даже в яркие солнечные дни. Благодаря внутреннему остеклению звезд молочным стеклом свет лампы хорошо рассеивался и нити накаливания становились незаметными. А рубиновое стекло при этом высвечивалось наиболее ярко.

Звезды решено было освещать изнутри лампой как в дневное, так и в ночное время. Однако для сохранения сочного рубинового цвета днем их требовалось освещать более интенсивно, чем ночью.

Поверхность остекления каждой звезды Спасской, Никольской и Троицкой башен составила около 9 квадратных метров, а Боровицкой и Водовзводной - около 8 метров. В центре звезды, где световой поток лампы самый большой, рубиновое стекло имело большую плотность окраски, а в концах лучей, там, где поток слабее, меньшую. Так было достигнуто равномерное просвечивание рубинового стекла на всей поверхности звезды.

Внешний контур и художественный узор каждой звезды были обрамлены деталями, изготовленными из красной листовой меди, позолоченной гальваническим способом. Толщина золотого покрытия составила 40 микрон. На золочение всех обрамляющих деталей звезд было израсходовано почти 11 килограммов золота. В целях экономного расходования этого ценного металла обрамляющие детали звезд подвергались золочению только с лицевой стороны.

Для того чтобы звезды не перегревались от тепла, выделяемого мощными лампами, их требовалось непрерывно охлаждать. Работники одного из научно-исследовательских институтов Москвы в короткий срок создали специальную вентиляционную систему. Она состоит из фильтра для очистки воздуха от пыли и двух вентиляторов охлаждения, один из которых является резервным. Всасываемый вентилятором воздух сначала очищается в фильтре и через шпиль башни (который является опорой звезды и одновременно каналом для подъема лампы) подается внутрь звезды. Здесь воздух охлаждает и лампу и рефрактор.

Вентиляторы сблокированы не только между собой, но и с лампой, установленной в звезде. При остановке по каким-либо причинам одного вентилятора автоматически включается резервный. В случае остановки и резервного горящая лампа сразу же выключается. Иначе нельзя: ведь температура на поверхности звезд может достигать более 100°. И пока вентилятор не заработает, пока не будут поступать сильные охлаждающие струи воздуха, лампа не загорится. Специалисты всесоюзной конторы Стальпроммеханизация предложили оригинальные устройства, позволившие производить замену перегоревших ламп в звездах всего за 20-30 минут.

Дистанционное управление сложным оборудованием рубиновых звезд было сосредоточено на местных пультах в каждой башне и на центральном пульте управления, где на больших мраморных щитах разместилось множество аппаратуры: рубильники, амперметры, переключатели, предупреждающая сигнализация. На центральном пульте управления сосредоточен автоматический контроль за работой всех звезд. Отсюда дежурный персонал может производить любые операции по включению и отключению ламп, вентиляторов и другого оборудования каждой звезды, задавать необходимое напряжение и т. д.

Проектирование уникального электрооборудования и разработка сложных электрических схем управления звездами были выполнены специалистами Электропрома.

Одна из первых несветящихся звезд, снятая со Спасской башни, но без серпа и молота, увенчала позже шпиль Химкинского вокзала. Ею и поныне любуются тысячи людей, прибывающих в столицу по каналу Москва - Волга.

После включения кремлевских рубиновых звезд для специалистов, обеспечивавших их бесперебойную работу, наступила ответственная пора. Первое время на каждой башне у пультов управления круглосуточно находились дежурные. Но после того как убедились в надежности работы вентиляционных систем и электротехнического оборудования, круглосуточное дежурство было сосредоточено только на центральном пульте управления.

Теперь вместе с кремлевскими курантами на вечную вахту встали и пятиконечные рубиновые звезды. Но эта вахта была прервана Великой Отечественной войной.

Сразу же после начала войны Кремль, как и вся Москва, изменил свой облик. Чтобы облегчить охрану исторических памятников, пришлось прибегнуть к средствам камуфляжа. Кремлевские стены, а также все здания, площади и скверы Кремля были замаскированы. Закрашены были золотые блестящие купола церквей и соборов, крест колокольни Ивана Великого.

Потухли, оделись в защитные чехлы и кремлевские звезды. Непросто было зачехлить их. Когда проводили эту работу, дули сильные ветры. Верхолазы поднялись сначала к звезде Спасской башни, начали надевать на верхний луч чехол, а он надулся ветром, как парус, рванулся и потянул за собой людей вниз с огромной высоты. Спасли предохранительные ремни. Чехол потом нашли на крыше ГУМа... В защитную "военную" форму оделись вскоре звезды и остальных башен Кремля.

Фашистская авиация всякий раз, как только ей удавалось прорваться в небо Москвы, пыталась бомбить Кремль, но зенитная артиллерия противовоздушной обороны столицы открывала мощный заградительный огонь. Осколки снарядов попадали иногда в рубиновые звезды, нанося им повреждения.

Четыре года были укрыты защитными чехлами звезды Кремля. Но вот пришел май 1945 года. Советский народ отпраздновал победу над фашистской Германией. И уже на второй день после окончания Великой Отечественной войны комендант Московского Кремля Н. К. Спиридонов дал указание эксплуатационникам подготовить рубиновые звезды к включению.

Верхолазы приступили к подъему ремонтных люлек на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башнях. Они сняли со звезд маскировочные чехлы и с огорчением увидели на рубиновых стеклах трещины и пробоины от осколков снарядов зенитной артиллерии. Работая в течение трех дней с рассвета и до позднего вечера, эксплуатационники промыли стекла, начистили до блеска обрамляющие позолоченные детали, привели в порядок механизмы и оборудование.

И вот одновременно на всех пяти башнях Кремля вновь вспыхнули рубиновые звезды. Это было радостное событие. В тот майский вечер на Красную площадь пришли многие жители и гости столицы, чтобы полюбоваться мирным светом кремлевских звезд.

Однако через несколько месяцев, 27 августа 1945 года, было принято решение провести капитальный ремонт и реконструкцию кремлевских звезд. Дело в том, что большое число осколочных пробоин и трещин в стеклах звезд ухудшило их внешний вид, затруднило эксплуатацию.

Уже около восьми лет рубиновые звезды венчали кремлевские башни, и за этот период выявился ряд недостатков, требующих устранения. Во-первых, быстро тускнели и покрывались темными пятнами обрамляющие позолоченные детали звезд. Приходилось дважды в год, обычно весной и осенью, поднимать ремонтные люльки, чтобы вновь и вновь начищать детали до блеска. А работа эта на большой высоте - не из легких. Следовательно, необходимо было улучшить качество золочения художественных деталей звезд.

Кроме того, концы лучей, особенно верхних, затенялись внутренними конструктивными элементами звезд и плохо освещались в вечернее и ночное время. Лучи словно обрывались, и тем самым нарушалась целостность впечатления. А остекление молочным стеклом оказалось недостаточно прочным. От высокой температуры стекло внутри звезды почти все растрескалось, а в некоторых местах совсем разрушилось. Через вентиляционные щели и пробоины от осколков внутрь звезды проникали пыль, копоть, дождь, снег. Все это осаждалось на стеклах рефрактора и на внутренней поверхности молочного остекления, отчего звезды теряли свою яркость и просвечивались как бы пятнами. В конструкции звезд выявился и еще один существенный недостаток - они не имели смотровых люков, без которых нельзя было производить внутрений осмотр, проверять исправность оптической системы, удалять скопившуюся грязь.

Реконструкция кремлевских звезд проводилась с 7 сентября 1945 года по 7 февраля 1946 года. Первой сняли звезду с Троицкой башни, последней ремонтировали звезду, снятую со Спасской башни.

Во время реконструкции были выполнены большие и сложные работы, значительно улучшившие эксплуатационные качества звезд. На этот раз обрамляющие детали, изготовленные из листов красной меди, позолотили с обеих сторон гальваническим способом. Толщина золотого покрытия теперь составила 50 микрон. На золочение всех звезд было израсходовано более 27 килограммов золота. Наиболее трудоемким процессом золочения являлась полировка деталей. Эту сложную и кропотливую работу выполняли лучшие московские мастера-ювелиры.

Совершенно по-новому на этот раз остеклили звезды. По специальному рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым, было изготовлено трехслойное рубиновое стекло. Оно варилось на стекольном заводе "Красный Май" в Вышнем Волочке.

Интересна технология изготовления трехслойного стекла. Стеклодув выдувал из расплавленного рубинового стекла колбу больших размеров, обволакивал ее расплавленным хрусталем, а затем молочным стеклом. Сваренный таким образом "слоеный" цилиндр разрезался в горячем состоянии и выправлялся в листы. Хрустальный слой выполняет в звезде важную функцию: при растрескивании молочного стекла он не дает разрушаться рубиновому, и, наоборот, при растрескивании рубинового стекла не дает разрушаться молочному.

Рубиновым стеклам на звездах Спасской, Троицкой и Боровицкой башен придали выпуклую форму. Это сделало звезды более объемными и нарядными, так как выпуклость стекла усиливает эффект рубинового отражения. Во время реконструкции удалось также улучшить освещенность кремлевских звезд. В частности, некоторые конструктивные элементы, затеняющие лучи, были утоньшены, а кое-где и совсем удалены.

Во всех пяти лучах каждой звезды были сделаны смотровые люки. Теперь при необходимости эксплуатационники могли вскрывать звезду, проверять состояние остекления, оптической системы и конструктивных элементов, удалять проникшую внутрь пыль.

Рабочие и инженерно-технические работники, принимавшие участие в реконструкции кремлевских рубиновых звезд, проявили большое старание и много выдумки. В результате сложная и кропотливая работа была выполнена в предельно сжатые сроки. В этом большая заслуга принадлежала также главному инженеру завода, на котором велась реконструкция звезд.

В начале 1946 года обновленные рубиновые звезды, еще более красивые и нарядные, загорелись вновь - ярче и праздничнее прежнего. С тех пор они, словно маяки, несут бессменную вахту в московском небе.

Для обслуживания звезд в верхней части башенных шатров есть специальные люки, к которым верхолазы добираются по крутой винтовой лестнице, расположенной внутри башни. Через люк рабочий выходит на открытую площадку, возвышающуюся над землей более чем на 50 метров. А дальше верхолаз поднимается по незаметной для глаз металлической лестнице, прижатой к кровле шатра. У шпиля башни он укрепляет консоли с блоками, через них пропускает тросы, к которым на земле крепится ремонтная люлька. Ее поднимают лебедками с большой осторожностью, чтобы не повредить архитектурные украшения башни. Верхолаз перебирается на люльку, а оттуда по металлической лестнице поднимается уже к самой звезде.

Смотровые люки звезды, как правило, открывают два человека: один вскрывает обрамление люка, снимает стекло, другой помогает ему. Вскрытие люка - это, пожалуй, одна из самых сложных операций, требующая высокого мастерства. При осмотре звезды приходится не только очищать ее от пыли, но порой и менять дефектное рубиновое стекло. А это тоже нелегко. Стекло нужно вырезать по шаблону и тщательно подогнать его к проему. Там, наверху, приходится иногда производить и сварочные работы.

Много пришлось потрудиться персоналу, обслуживающему рубиновые звезды, в 1974 году, когда в широком объеме велись работы по ремонту и реставрации Красной площади и сооружений Московского Кремля.

Как известно, с мая по ноябрь 1974 года Красная площадь представляла собой рабочую площадку. На высоту кремлевских башен взметнулись стрелы подъемных кранов, сами башни оделись в строительные леса. На главную площадь страны пришли искусствоведы и реставраторы, каменщики и гранитчики, отделочники, кровельщики, механики. В течение пяти месяцев здесь, в центре Москвы, круглосуточно трудилось более тысячи высококвалифицированных специалистов.

На Красной площади строители перемостили в отдельных местах брусчатку, перестроили гостевые трибуны, облицевав их светло-серым гранитом. Была реставрирована кремлевская стена между Никольской и Спасской башнями. Специальный кирпич для восстановления древней стены изготовлял завод в городе Загорске. А высококачественная глина для изготовления такого кирпича поставлялась с карьера одного из латвийских заводов.

Реставрационные работы велись также на Спасской, Никольской, Сенатской и Набатной башнях Кремля. Белоснежный камень для реставрации цоколей, декоративных орнаментов и скульптур на кремлевских башнях добывался в карьерах Крымской области, неподалеку от Бахчисарая.

В этот же период в течение трех месяцев не действовали знаменитые кремлевские куранты. Работники научно-исследовательского института часовой промышленности полностью реставрировали их уникальный механизм.

Работы, проведенные в 1974 году, явились лишь началом претворения в жизнь комплексного плана реставрации и реконструкции Красной площади и ценнейших историко-архитектурных памятников Кремля - его дворцов, соборов, церквей. Этот комплексный план предусматривал также и капитальный ремонт кремлевских рубиновых звезд. За долгие годы бесперебойной работы, минувшие со времени последней реконструкции звезд, возникли неизбежные дефекты в остеклении: на некоторых рубиновых стеклах появились трещины и коррозия. Несколько ослабла также отражательная способность рефракторов, запылились стекла оптической системы, что в конечном итоге снижало освещенность звезд.

Все эти дефекты были полностью устранены во время капитального ремонта звезд на Спасской и Никольской башнях в октябре 1974 года.

После окончания капитального ремонта звезд, венчающих Спасскую и Никольскую башни, была проведена многократная проверка работы их механизмов.

В 1977 году все основные работы по реставрации кремлевских звезд были закончены.

Звезды на башнях Кремля появились не так давно. До 1935 года в самом центре страны победившего социализма еще красовались золоченные символы царизма, двуглавые орлы. Под катом нелегкая история кремлевских звезд и орлов.

С 1600-х годов четыре кремлёвских башни (Троицкая, Спасская, Боровицкая и Никольская) украшались символами российской государственности - огромными золочёными двухглавыми орлами. Орлы эти не восседали на шпилях столетиями - они менялись достаточно часто (ведь до сих пор некоторые исследователи спорят, из какого они были материала - металла или позолоченного дерева; есть сведения, что туловище некоторых орлов - если не всех - было деревянным, а прочие детали - металлическими; но логично предположить что те, первые двухглавые птицы, были изготовлены полностью из дерева). Этот факт - факт постоянной ротации шпилевых украшений - следует запомнить, ведь именно он сыграет впоследствии одну из главных ролей во время замены орлов на звёзды.

В первые годы советской власти все двуглавые орлы в государстве были уничтожены, все кроме четырех. Четыре позолоченных орла сидели на башнях Московского Кремля. Вопрос о замене царских орлов красными звездами на башнях Кремля неоднократно возникал уже вскоре после революции. Однако такая замена была связана с большими денежными расходами и потому не могла быть проведена в первые годы Советской власти.

Реальная возможность выделить средства для установки звезд на кремлевских башнях появилась значительно позже. В 1930 году обратились к художнику и искусствоведу Игорю Грабарю с просьбой установить художественную и историческую ценность кремлёвских орлов. Тот ответил: "... ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем".

Парад 1935 года. Орлы смотрят как пролетает Максим Горький и портят праздник Советской власти.

В августе 1935 года в центральной печати было опубликовано следующее сообщение ТАСС: "Совет Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях Кремлевской стены, и 2 орла с здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом".

Проектирование и изготовление первых кремлевских звезд было поручено двум московским заводам и мастерским Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Выдающийся художник-декоратор, академик Федор Федорович Федоровский взялся за разработку эскизов будущих звезд. Он определил их форму, размеры, рисунок. Кремлевские звезды решили изготовить из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, должны были сверкать выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота.

Когда эскизы были созданы, изготовили макеты звезд в натуральную величину. Эмблемы серпа и молота временно инкрустировали имитациями драгоценных камней. Каждую звезду-макет осветили двенадцатью прожекторами. Именно так предполагали освещать настоящие звезды на башнях Кремля в ночное время и в пасмурные дни. Когда включили прожекторы, звезды заискрились и засверкали мириадами разноцветных огней.

Осмотреть готовые макеты приехали руководители партии и Советского правительства. Они дали согласие на изготовление звезд с непременным условием - сделать их вращающимися, чтобы москвичи и гости столицы отовсюду могли любоваться ими.

В работе по созданию кремлевских звезд участвовали сотни людей различных специальностей. Для Спасской и Троицкой башен звезды изготовляли в мастерских ЦАГИ под руководством главного инженера института А. А. Архангельского, а для Никольской и Боровицкой - на московских заводах под руководством главного конструктора.

Все четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением. Так, на гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой. А лучи звезды Никольской башни рисунка не имели.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.

Несущая конструкция звезд выполнялась в виде легкого, но прочного каркаса из нержавеющей стали. На этот каркас накладывались обрамляющие украшения из листов красной меди. Они были покрыты золотом толщиной от 18 до 20 микрон. На каждой звезде с двух сторон укрепили эмблемы серпа и молота размером в 2 метра и весом в 240 килограммов. Эмблемы были украшены драгоценными уральскими камнями - горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. Для изготовления восьми эмблем потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 каратов (один карат равен 0,2 грамма.) Из докладной Паупера, сотрудника оперативного отдела НКВД: "Каждый камень огранен бриллиантовой гранкой (на 73 грани) и во избежание выпадения заделан в отдельный серебряный каст с серебряным винтом и гайкой. Общий вес всех звезд - 5600 клгр.".

Звезда для Никольской башни. 1935 год. фот. Б.Вдовенко.

Каркас эмблемы был сделан из бронзы и нержавеющей стали. К этому каркасу отдельно крепился каждый драгоценный камень в оправе из позолоченного серебра. Двести пятьдесят лучших ювелиров Москвы и Ленинграда в течение полутора месяцев трудились над созданием эмблем. Принципы расположения камней были разработаны ленинградскими художниками.

Конструкция звезд была рассчитана на нагрузку ураганного ветра. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому звезды, несмотря на значительный вес, могли легко вращаться и становиться своей лобовой стороной против ветра.

Перед установкой звезд на башнях Кремля у инженеров возникли сомнения: выдержат ли башни их тяжесть и штормовые ветровые нагрузки? Ведь каждая звезда весила в среднем тысячу килограммов и имела парусную поверхность в 6,3 квадратных метра. При тщательном исследовании выявилось, что верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей всех башен, на которые предстояло установить звезды. Кроме того, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. А шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Теперь перед специалистами Всесоюзной конторы Стальпроммеханизация Л. Н. Щипаковым, И. В. Кунегиным, Н. Б. Гитманом и И. И. Решетовым встала ответственная задача - поднять и установить звезды на башнях Кремля. Но как это сделать? Ведь самая низкая из них, Боровицкая, имеет высоту 52 метра, а самая высокая, Троицкая,- 77 метров. В то время больших подъемных кранов не было, по специалисты Стальпроммеханизации нашли оригинальное решение. Они спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно встраивали металлическое основание - консоль. На ней-то и собирали подъемный кран.

Наступил день, когда все было готово к подъему пятиконечных звезд. Но прежде решили показать их москвичам. 23 октября 1935 года звезды доставили в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. В свете прожекторов засверкали позолотой лучи, заискрились уральские самоцветы. Осмотреть звезды прибыли секретари городского и районных комитетов ВКП(б), председатель Моссовета. В парк пришли сотни москвичей и гостей столицы. Всем хотелось полюбоваться красотой и величием звезд, которые вскоре должны были вспыхнуть в небе Москвы.

Снятых орлов выставили на обозрение там же.

24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. Перед подъемом ее тщательно полировали мягкими тряпками. В это время механики проверяли лебедку и мотор подъемного крана. В 12 часов 40 минут раздалась команда «Вира помалу!» Звезда оторвалась от земли и начала медленно подниматься вверх. Когда она оказалась на высоте 70 метров, лебедка остановилась. Стоявшие на самой вершине башни верхолазы осторожно подхватили звезду и направили на шпиль. В 13 часов 30 минут звезда опустилась точно на опорный штырь. Очевидцы события вспоминают, что в этот день на Красной площади собралось несколько сотен людей, следивших за операцией. В тот момент, когда звезда оказалась на шпиле, вся эта толпа начала аплодировать верхолазам.

На следующий день пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни. 26 и 27 октября звезды засияли над Никольской и Боровицкой башнями. Монтажники настолько отработали технику подъема, что им требовалось на установку каждой звезды не более полутора часов. Исключение составила звезда Троицкой башни, подъем которой из-за сильного ветра продолжался около двух часов. С того момента, как газеты опубликовали постановление об установке звезд, прошло чуть больше двух месяцев. А точнее - всего 65 дней. Газеты писали о трудовом подвиге советских рабочих, которые за такой короткий срок создали настоящие произведения искусства.

Звезда со Спасской башни венчает теперь шпиль Речного вокзала.

Первые звезды недолго украшали башни Московского Кремля. Уже через год под воздействием атмосферных осадков потускнели уральские самоцветы. К тому же они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за больших размеров. Поэтому в мае 1937 года было решено установить новые звезды - светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна - Водовзводная. Главным инженером по разработке и установке звезд был назначен профессор Александр Ланда (Фишелевич). В Самаре до сих пор хранится его проект - пять массивных альбомов чертежей в красных переплетах. Говорят, впечатляют не меньше, чем сами звезды.

Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен - это и дешевле, и цвет глубже.

В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку "оправа" звезд выполнена из специальной нержавеющей стали. Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды - откуда. Уяснили суть и значение факта? Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого - вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.


Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся... чёрными. Ответ был найден - пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма - как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.

Фото chistoprudov

От мощных ламп (до 5000 ватт) температура раскочегаривалась внутри звезд, как в паровозной топке. Жар грозил разрушить и сами колбы ламп, и драгоценные пятиконечные рубины. Профессор записал: "Вполне понятно, что нельзя допустить лопания и растрескивания стекла в случае дождя или перемены погоды и падения стекла вниз. Вентиляторы работают безотказно. Через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час, что полностью гарантирует от перегрева". 
Пятиконечным кремлевским светилам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно.


Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.

24.01.2016 0 5978


До 1935 года в самом центре страны победившего социализма еще красовались золоченые символы царизма — двуглавые орлы. Ими три века венчались четыре кремлевские башни — Троицкая, Спасская, Боровицкая и Никольская.

Орлы эти не восседали на шпилях столетиями — их периодически меняли. До сих пор продолжаются споры, из какого они были материала — металла или позолоченного дерева. Есть предположения, что туловища орлов были деревянными, а отдельные детали — металлическими.

Кадр из фильма "Цирк". На Спасской башне и на Историческом музее мы видим двухглавых орлов. В 1936 году, когда фильм вышел в прокат, орлов уже заменили на звезды.

ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

В первые годы советской власти все двуглавые орлы в государстве были уничтожены. Все, кроме четырех — тех, что взлетел и выше всех и поселились на башнях Московского Кремля. Но со временем добрались и до них. В 1930 году власти обратились к художнику и искусствоведу Игорю Грабарю с просьбой оценить художественную и историческую ценность кремлевских орлов.

Тот ответил, что «...ни один из существующих ныне на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем».

Оставим это заключение на совести автора. Так или иначе, но в августе 1935 года было опубликовано сообщение ТАСС: «Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на башнях кремлевской стены, и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на башнях Кремля пятиконечные звезды с серпом и молотом».

Замена орлов на звезды

18 октября 1935 года все орлы с башен Кремля были сняты. Орла с Троицкой башни из-за его старой конструкции пришлось разбирать прямо на месте. Работы по снятию птиц и установке звезд проводились опытными верхолазами под бдительным контролем НКВД. Проектирование и изготовление первых кремлевских звезд было поручено двум московским заводам и мастерским ЦАГИ.

Эскизы представил известный художник-декоратор академик Федоровский. По его проекту звезды, предназначенные для разных башен, отличались друг от друга размерами и декором. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев, звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанные один в другой.

А лучи звезды Никольской башни рисунка не имели. Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковых размеров. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 м. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были чуть меньше.

Несущая конструкция выполнялась в виде легкого, но прочного каркаса из нержавеющей стали, на который накладывались листы красной меди, покрытые сусальным золотом. На каждой звезде с двух сторон укрепили эмблемы серпа и молота, украшенные драгоценными уральскими камнями — горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. На изготовление восьми эмблем ушло около 7 тысяч камней.

В итоге каждая звезда весила около 1 000 кг и к тому же имела парусность площадью до 6 м2. При тщательном исследовании выявилось, что верхние перекрытия башен и их шатры пребывают в плачевном состоянии. Пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей и оснастить конструкцию дополнительными металлическими связями.

ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА

По принятым правительством эскизам были изготовлены макеты звезд в натуральную величину. Серп и молот инкрустировали имитациями драгоценных камней. Каждый макет был освещен несколькими прожекторами, в лучах которых звезды засверкали мириадами разноцветных огней. Посмотреть на них и выставленных там же снятых с башен орлов приехали члены правительства, а затем собрались многие тысячи москвичей. Всем хотелось полюбоваться красотой и величием звезд, которые вскоре должны были вспыхнуть в небе Москвы.

24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду, предварительно отполировав ее. В 12:40 раздалась команда: «Вира помалу!», и огромная конструкция, оторвавшись от земли, медленно поползла вверх. Когда она оказалась на высоте 70 м, лебедка остановилась.

Стоявшие на самой вершине башни верхолазы осторожно подхватили звезду и направили на шпиль. В 13:00 звезда опустилась точно на опорный штырь. В этот день на Красной площади собрались сотни людей. В тот момент, когда звезда оказалась на шпиле, толпа разразилась аплодисментами.

На следующий день звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, а 26 и 27 октября звезды засияли над Никольской и Боровицкой башнями. Монтажники уже так отработали технику подъема, что им требовалось на установку каждой звезды не более полутора часов. Исключение составила звезда Троицкой башни, подъем которой из-за сильного ветра продолжался около двух часов.

Жизнь новых символов оказалась недолгой. Уже через год под воздействием осадков потускнели камни-самоцветы. К тому же звезды не очень вписывались в архитектурный ансамбль из-за своих слишком больших размеров. Поэтому в мае 1937 года было решено заменить их на новые — светящиеся, рубиновые, установив такую же и на Водовзводной башне.

Специальное рубиновое стекло для новых звезд было сварено на Константиновском стеклозаводе. Всего поребовалось изготовить 500 м2 стекла. В основании каждой звезды установили мощные подшипники, чтобы они могли вращаться, как флюгер. Но, в отличие от флюгера, указывающего, куда дует ветер, звезды, благодаря ромбовидному поперечному сечению, всегда располагаются лицом к нему. При этом они способны выдерживать напор даже ураганного ветра.

ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ...

Казалось бы, все прекрасно. Но вдруг обнаружилось, что при солнечном свете рубиновые звезды смотрятся черными! Решение было найдено: стекла следовало сделать двухслойными, причем внутренний слой должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Заодно это обеспечивало более ровное свечение и скрывало нити накаливания ламп.

Чтобы свечение всей поверхности звезды было ровным, использовалось стекло различной толщины и насыщенности окраски, а лампы были заключены в призматические рефракторы. Чтобы защитить стекло от теплового воздействия мощных (до 5 000 Вт) ламп, была организована вентиляция внутренней полости. Через звезды пропускается около 600 м3 воздуха в час, что полностью защищает их от перегрева.

Кремлевским светилам не грозит и отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. В каждой звездной лампе смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной из них лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется до получаса.

За всю историю звезды гасли всего дважды. Первый раз — во время войны, когда они были погашены, чтобы не стать маяком-ориентиром для немецких бомбардировщиков. Закрытые мешковиной, они терпеливо пережидали бомбардировки, но, когда все кончилось, выяснилось, что отдельные стекла повреждены и требуют замены. Причем невольными виновниками оказались наши зенитчики.

Второй раз звезды ненадолго погасли по просьбе Никиты Михалкова в 1997 году, когда он снимал своего «Сибирского цирюльника». С тех пор кремлевские звезды горят непрестанно, став главным символом российской столицы.

Казалось бы, ничто им не угрожает. После распада Советского Союза кремлевские звезды не были демонтированы, в отличие от другой советской символики (серпы и молоты, гербы на дворцах и т. п.). И все же их судьба сегодня не столь безоблачна. Уже четверть века в обществе не утихают дискуссии об уместности советской символики над Кремлем. Будут ли они светить и дальше, покажет время.

Нидриг работал на стекольной фабрике с самого детства, и сколько себя помнил, занимался одним и тем же, - он насыпал в огромный котел отборный песок, а затем подкладывал дрова, и спустя несколько часов в котле уже булькала вязкая смесь – будущее стекло. Потом начиналась смена стеклодувов, которые делали посуду, а Нидриг уходил домой. И так каждый день.
Работать на стекольной фабрике у богатого хозяина считалось в те времена престижным делом у простого люда. Изделия из стекла, а они были не прозрачно белыми, как сейчас, а мутно зелеными, ведь песок был не лучшего качества, ценились дороже серебряных, и купить их могли только самые богатые люди. Но наибольшей ценностью считалось цветное стекло, получить которое было очень непросто. Стекольщики тайно сотрудничали с алхимиками, чтобы добиться стекла редкого цвета, и научились делать матовое стекло, которое можно было получить, добавляя в песок кости животных. Используя песок другого качества, можно было получать более зеленое стекло. А других цветов в ту пору не знали, как алхимики ни старались.

Нидриг шел на работу сквозь дремучий лес по проложенной им же тропинке. Стекольная фабрика находилась в лесу, ведь для того, чтобы нагреть котел с песком до высокой температуры необходимо было очень много дров, а самый выгодный способ был строить фабрику прямо в чаще леса. Утренние сумерки позволяли видеть дорогу, но даже если бы была глубокая ночь, Нидриг бы не заблудился. Он помнил здесь каждое дерево.
Когда он поравнялся со старым раскидистым дубом, из-за ствола вышла нищая старуха с котомкой на плече.
- Подай монетку, добрый человек! – скрипучим голосом обратилась она к юноше.
- Не самое удачное место, чтобы просить милостыню, - сказал Нидриг, доставая из кармана единственную монетку, что была у него. – Иди лучше в город, на главную площадь. Там много богатеев прогуливается, они подадут тебе лучше, чем я.
Он протянул монету старухе.
Нищая повертела ее, разглядывая с разных сторон, и с сожалением произнесла:
- Да, мало ты дал мне, Нидриг!
- Когда бедняк отдает последнее, это больше, чем подношения богатеев, разве не так? – Нидриг чуть было не обиделся, но спохватился, - Откуда ты знаешь меня?
Старуха хрипло засмеялась.
- Как же мне не знать самого богатого человека в нашем городе!
- Ты что-то напутала, я далеко не богат! - теперь уже смеялся Нидриг.
- Ты скоро будешь очень богат, мой мальчик, - зашептала старуха. - И, надеюсь, тогда ты одаришь меня щедрее.
Она схватила его за руку, и внимательно всмотрелась в его ладонь.
- Да, все правильно! Но прежде, ты встретишь свою любовь!
- Какую еще любовь! – Нидриг выдернул руку. – Спасибо за приятное гадание, но мне нужно спешить, иначе хозяин выгонит меня с работы, и мы будем просить милостыню вместе.
Он поспешил от старухи прочь.
- Верь мне! – крикнула ему вслед старуха. – Только будь решительнее, мальчик. Борись за свое счастье!

Нидриг сломя голову спешил на работу. Он так боялся опоздать, что пришел даже несколько раньше. Он сразу же приступил к делу, лихорадочно колол дрова, насыпал песок в огромный котел, но мысли сами собой возвращались к утренней встрече. «Быть богатым, это хорошо», - думал он, – «Любовь встретить – еще лучше. Но старуха, скорее всего, была просто сумасшедшей».

Смена Нидрига подходила к концу, раскаленное стекло уже булькало в котле, и стеклодувы тут же взялись за дело. В этот момент нельзя было медлить, ведь жидкое стекло могло остыть или же перегреться. В первом случае ничего бы не получилось, к тому же пришлось бы менять котел, ведь отскрести затвердевшее стекло было бы уже невозможно, а во втором случае, изделие вышло бы излишне хрупким и ломким.

Хозяин идет! – крикнул кто-то из рабочих, и стеклодувы утроили свои усилия. Нидриг тоже старательно засуетился у своего котла. В общем-то, его работа уже закончилась, но нужно же было показать хозяину, что он прилежный работник.
Хозяин посещал свою фабрику несколько раз в неделю. Он строго следил за работой своих подчиненных, и если ему казалось, что кто-то ненадлежащим образом выполняет свою работу, нерадивый работник тут же рисковал быть уволенным. Благо, желающих получить работу хватало.
В этот раз он пришел не один, а в сопровождении красивой девушки. Нидриг не заметил хозяина, потому что все его внимание было сконцентрировано на прекрасной спутнице фабриканта.
- Кто она? – шепотом спросил Нидриг одного из рабочих.
- Ты что, Нидриг? – удивился тот. – Это ведь Иниталь, дочь хозяина. Как же ты мог забыть ее, ведь когда вы были детьми, вы были так дружны! Хотя, честно говоря, с тех пор она очень изменилась, настоящая красавица!
Нидриг изумленно смотрел на девушку. Неужели эта утонченная красавица и есть та самая озорная девчонка, которую он так любил дергать за косы! А она носилась за ним, и посыпала его песком.
- Она вряд ли помнит меня, - думал Нидриг. – А если и помнит, то даже здороваться не будет. Ведь она богата, а я беден! А ведь в детстве мы совсем не думали, что нас разделяет такая глубокая пропасть.

Когда Нидриг был ребенком, он часто бывал на стекольной фабрике, где работал его отец. Хозяин приходил со своей дочерью, и не обращал внимания на то, как она веселится с Нидригом. Прошло время, девочку отдали в школу при монастыре, и она перестала приходить на фабрику. Нидриг же, повзрослев, занял место своего отца, который к тому времени уже не в состоянии был работать, и стал единственным кормильцем в семье. Денег хватало едва, чтобы прокормить семью, но на большее он и не мог рассчитывать.

Здравствуй, Нидриг, услышал он мелодичный голос Иниталь, и поднял глаза на девушку. – Ты помнишь меня?
- Я не забывал о тебе ни на минуту, - сказал Нидриг, и это была сущая правда. – Ты стала еще прекраснее.
- Спасибо, - она улыбнулась. – Тебя тоже не узнать, - ты просто видный жених теперь!
- Мне некогда думать о невестах, главное работа, - буркнул Нидриг.
- Что за болтовня на рабочем месте! – сурово окрикнул юношу хозяин.
- Отец, это же Нидриг! – вмешалась Иниталь. - Помнишь, я так весело играла с ним, когда мы были детьми?
- Но сейчас вы давно уже не дети, - хмуро сказал хозяин фабрики. – Теперь у вас ничего нет общего, кроме воспоминаний, и давно уже пора позабыть детские глупости. Не отвлекай его от работы.
Он развернулся и пошел прочь, показывая, что разговор закончен.
- Я еще приду! – шепнула Иниталь юноше, и поспешила за отцом.

Последний час своей смены Нидриг провел как во сне. Перед глазами все время стоял образ Иниталь, прекрасной гордой девушки, то вдруг захлестывали воспоминания детства, и Нидриг видел перед собой озорную девчонку, с торчащими в разные сторонами косичками. Как-то он признался ей в любви, и неумело поцеловал в нежную щеку, а она обозвала его глупым, и влепила затрещину. Нидриг тихо рассмеялся, вспоминая, что чувствовал себя тогда полным идиотом. Ведь ему казалось, что все было настолько серьезно! Он обиделся на Иниталь, и даже не разговаривал с ней два дня, а потом, все как-то забылось.
Рабочий день закончился, и Нидриг поспешил домой. Засыпал он с мыслями об Иниталь.

На следующий день девушка пришла на фабрику без отца. Нидриг усердно растапливал котел, стараясь скрыть охватившее его смущение, а Иниталь заворожено глядела, как булькает в котле раскаленное стекло.
- А помнишь, - сказала она, - мы вот так же сидели и смотрели на стекло, а твой отец, точно как ты сейчас, подкладывал дрова в огонь и рассказывал нам интересные истории.
- Я все помню, - сказал Нидриг. – Он говорил, что расплавленное стекло подобно нашей кипящей жизни, а затвердевший бокал – это память о нас. И когда он разбивается, нас забывают. Но все больше и больше появляется новых бокалов. Жаль, что простые люди не могут купить себе посуду из стекла, только лишь глиняную.
- Твой отец говорил, что придет время, и каждый человек на земле будет иметь стеклянную посуду, и стоить она будет совсем недорого. Он говорил, что для этого и работает.
- Да, - вздохнул Нидриг, - он не жалел себя. А ты, правда, веришь, что даже бедняк когда-нибудь сможет купить себе чашку из настоящего стекла?
Девушка пожала плечами.
- Кто знает! Я всегда верила твоему отцу.
- А ты помнишь, как сыпала мне песок за шиворот? – лукаво спросил Нидриг.
- А ты весело фыркал, пытаясь отряхнуться, - рассмеялась Иниталь.
Она зачерпнула песок из огромного ящика в свою ладонь, и он золотой лентой заструился сквозь ее тонкие пальцы обратно в ящик.
- Твой отец говорил, что людей на свете столько же, сколько песчинок в этой куче, - задумчиво произнесла она, разглядывая песчинки. – Неужели так много?
Она резко отряхнула руки.
- Я уж подумал, ты снова осыплешь меня песком! – весело сказал Нидриг.
- Нет уж! Ты снова будешь дергать меня за косы, а ты теперь вон какой сильный!
Они рассмеялись.
- А ты помнишь, как поцеловал меня? – неожиданно спросила Иниталь.
- Я бы и сейчас повторил это, - сказал Нидриг, поражаясь невесть откуда взявшейся смелости.
Иниталь покраснела и убежала.
“Я полный идиот!” – вынес себе приговор Нидриг. – “Я обидел ее, она больше не придет”.

Но, спустя день, Иниталь пришла снова, и приходила каждый день. Они говорили о самых разных вещах, то вспоминали снова детство, то принимались фантазировать о том, каким будет будущее, или просто молчали, глядя как плавится стекло в котле и потрескивает огонь. Им было просто хорошо вместе.
Нидриг с каждым днем ловил себя на мысли, что с нетерпением ждет прихода девушки. Очень скоро у него пропал аппетит, началась бессонница, а мысли в голове сами собой стали слагаться в рифмы. Нидриг понял, что по-настоящему влюбился. “В одном старуха точно была права”, думал он. “Любовь я встретил”.
Он стоял у своего котла, и в перерывах между работой, когда никто не видел, писал на клочке бумаги стихи для своей Иниталь.
“Она самая прекрасная девушка на всей земле!” – думал он. “Но что ей нужно здесь, на фабрике? Она живет в роскоши, у нее много богатых кавалеров. Почему же она приходит сюда? Неужели ей так интересен процесс варки стекла?”
- Глупый, она к тебе приходит!
Нидриг вздрогнул и покраснел, услышав за спиной голос одного из рабочих. Бедный юноша не заметил, как начал рассуждать вслух.
- Еще чего! – недовольно буркнул смущенный Нидриг. – И нечего подслушивать, в конце концов!
- Работать, а не болтать! – осадил всех вошедший в цех хозяин.
Дочери с ним не было.
- Это что такое? – хозяин бесцеремонно выдернул из кармана Нидрига сложенный лист бумаги.
- Отдайте! – крикнул Нидриг.
Хозяин не обратил на него внимания, и стал читать:

Когда города устают,
И улицы тихо пустеют,
Я слышу как гимны поют
Во славу моей королевы.
Неслышимые голоса,
Невидимые почитатели:
То звезды, луна, небеса,
Крупицы от лика Создателя.

Это ты для моей дочери стишки пишешь, нищий?!
Нидриг стоял ни жив, ни мертв, не в силах ответить что-либо.
- С чего вы взяли, ваша милость! – вступился за парня тот самый рабочий. – Он посвятил стихи жене нашего славного монарха. Или ваша дочь за короля уже замуж вышла? Извините, не знал. Примите поздравления!
Стекольщики засмеялись.
- Молчать! – рявкнул на них фабрикант.
Он подошел к Нидригу вплотную и гневно произнес:
- Мне не нравится, что моя дочь проводит здесь слишком много времени!
- А я здесь причем? – обретя дар речи спросил Нидриг.
- А при том, что лишишься работы, если это повторится! С дочерью я уже поговорил. Я не для того отдавал ее обучаться в элитный пансион, чтобы чтобы она потом общалась с необразованным рабочим! Пора осознать свое место, парень. Где ты, а где она! Тебе никогда не стать равным моей дочери, запомни это. Никогда! С завтрашнего дня ты будешь работать в ночную смену, так будет лучше.
Хозяин резко развернулся и вышел. Нидриг стоял не шелохнувшись и тупо глядел на закрывшуюся за фабрикантом дверь. Он чувствовал себя совершенно разбитым и втоптанным в грязь.
- Эй, парень, не бери в голову! – сказал рабочий, и дружески хлопнул его по плечу. – Ты еще покажешь себя, я уверен. А девицу эту забудь, так будет лучше и для нее, и для тебя.
- Посмотрим, - тихо сказал Нидриг.

С тех пор Нидриг стал работать по ночам. Нельзя сказать, будто бы это было тяжело для него, он привык отсыпаться днем. Гораздо сложнее он переживал разлуку с Иниталь. Через несколько дней тоска настолько захлестнула Нидрига, что он решился на отчаянный шаг.
Ранним утром после работы он отправился в город, где без труда нашел роскошный особняк своего хозяина. Он пробрался в сад, и к своей величайшей радости увидил Иниталь. Она поливала цветы и пела грустную песню.

То был июль. Жара и зной.
В пустом саду совсем одна
Роза цвела.
Ее печальной красотой
Пленялись солнце и луна,
Белым бела.
В честь ее аромата
Ветер пел серенады,
Бабочки и стрекозы,
Ласточки и скворцы.
День все длиннее,
Зной все сильнее.
Роза поникла,
Слишком уж сильно
Солнце палило. В такой жаркий день
Розе нужна благодатная тень,
Дождь чтоб ее лепестки оросил.
Роза лишалась сил.

То был июль. Жара и зной.
Смертельный зной
Для розы той.

Нидриг так заслушался, что чуть было не упустил ее, - девушка направилась к дому.
- Иниталь! – окликнул ее Нидриг.
Девушка вздрогнула и обернулась.
- Нидриг?
- Я очень хотел увидеть тебя, - Нидриг вышел из кустов, скрывавших его.
- Я так рада, что ты здесь! – сказала Иниталь. – Я очень скучала по тебе. Отец запретил видеться с тобой, пригрозив, что иначе прогонит тебя с работы.
- Зачем мне работа, если… - Нидриг замолчал.
Он взял девушку за руку, и заглянув в ее глаза, спросил:
- Ты помнишь, когда мы были детьми, я сказал, что люблю тебя?
- Я все помню, - сказала Иниталь, опустив глаза.
- Я люблю тебя.
- Я тоже, - прошептала девушка.
Нидриг глубоко вздохнул, пытаясь сдержать охватившее его ликование. Он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете.
- Я пришел просить твоей руки, - сказал он.
- Но отец никогда не выдаст меня за тебя, - вздохнула Иниталь. – Он прогонит тебя, лучше уходи! Будем встречаться втайне от него.
- Но я не хочу тайны! – воскликнул Нидриг. – Я хочу, чтобы все знали, как сильно я люблю тебя! Я скажу твоему отцу, что буду хорошо работать. Вдруг он все же согласится?
Он решительно направился к дому.
- Ты сошел с ума! – крикнула ему вдогонку Иниталь.

Как и следовало ожидать, хозяин стекольной фабрики был вне себя от бешенства.
- Ты так ничего и не понял? Ты не ровня моей дочери! Тебе даже в этом доме находиться не пристало! Ты чернь, голытьба! Ступай вон! И можешь готовиться к увольнению, пока я не подыщу тебе замену.
- Я так и знала, - печально прошептала Иниталь.
- Если ты, правда, любишь меня, - сказал Нидриг, когда хозяин не мог его слышать, - приходи сегодня ночью к церкви. Мы обвенчаемся тайно.
- Я люблю тебя. Я приду, - серьезно ответила девушка.

На все свои сбережения, скопленные за долгие годы работы, юноша купил два обручальных кольца из чистого золота, и поздней ночью, вдали от посторонних глаз, Нидриг и Иниталь обвенчались.
А потом он привел ее на стекольную фабрику. Котел со стеклом еще не успел остыть, и Нидриг подбросил новых дров в огонь. Стекло забурлило.
- Пусть никто, кроме нас двоих, никогда не узнает, что наша любовь скреплена священными узами, - торжественно сказал Нидриг. – Эту тайну мы доверим только стеклу.
И они сняли свои обручальные кольца, которые были на их руках всего около часа, и бросили их в кипящую смесь, которая с жадностью поглотила их.
- Я буду любить тебя всю жизнь! – сказала Иниталь.
- Я буду любить тебя вечность! – сказал Нидриг, и поцеловал ее.
- Мне пора! – спохватилась девушка. – Отец может заметить мое исчезновение. Прощай!
- Я провожу тебя, - сказал Нидриг. – Ночью лес может быть опасен.

Когда он вернулся, уже начинал брезжить рассвет. Пришли стеклодувы, а вслед за ними и хозяин.
- Я нашел тебе замену. Завтра можешь не приходить, - сказал тот.
Нидриг не успел ответить, как раздался изумленный крик одного из стеклодувов:
- Стекло! Не может быть! Оно стало красным!
Все сбежались смотреть на чудо. Хозяин с трудом протиснулся сквозь толпу рабочих, и, взяв в руки только что отлитый бокал, посмотрел сквозь него на свет. Стекло отливало цветом драгоценного рубина.
- Делать только самые изысканные формы! – хозяин лихорадочно отдавал распоряжения. – Один сервиз я отправлю самому королю! Рубиновое стекло! Никто в мире не производит этот цвет! Я буду сказочно богат! Но как это получилось? А?
Все посмотрели на Нидрига, который залился краской, неотличимой от цвета только что полученного стекла.
- Что ты добавил в стекло? – неестественно ласково спросил его хозяин.
Нидриг пристально посмотрел на него и ответил:
- Это мой секрет!
- Я заплачу тебе. И не уволю, - сказал хозяин, теряя терпение. - Говори!
- Вот мои условия, - спокойно сказал юноша. - Я хочу 60 процентов от прибыли, полученной от продажи рубинового стекла. За это каждый раз я буду делать его для вас. Но секрета не открою.
- Шестьдесят процентов? – хозяин побагровел. - Да ты, парень, рехнулся! Или забыл, с кем разговариваешь?!
- Хорошо, - невозмутимо ответил Нидриг. – Я пойду работать на другую фабрику. Уверен, мне будут очень рады.
- Десять процентов! – крикнул хозяин.
- Мне было очень приятно у вас работать, - сказал Нидриг, собирая свои вещи.
- Тридцать восемь! – выдавил фабрикант.
- До свидания! – через плечо бросил Нидриг, и направился к выходу.
- Согласен! - быстро сказал хозяин, и нехотя протянул ему руку.
- Ну вот и хорошо, - Нидриг улыбнулся, и договор был скреплен крепким рукопожатием, а затем оформлен на бумаге.
Хозяин не скрывал своего ликования. Да, парень оказался не прост, каким казался, но тех сорока процентов, которые ему доставались, хватило бы, чтобы покрыть всю прибыль, получаемую от продажи обычного стекла! Ведь теперь его клиентами станут самые богатые лорды, каждый из которых непременно захочет приобрести редчайшие изделия из рубинового стекла.
Уже спустя пару месяцев Нидриг стал самым богатым человеком в городе.
- Хозяин, - сказал как-то Нидриг, который по привычке называл отца Иниталь хозяином, хотя они давно уже стали равнозначными партнерами, - вы помните наш разговор по поводу вашей дочери?
- Я уж думал, ты забыл, – смутился фабрикант.
- Так что?
- Я почту за честь, если ты возьмешь ее в жены! - честно признался тот.
- Вот и славно! – ответил счастливый Нидриг.
И они сыграли великолепную свадьбу, Иниталь и Нидриг снова обвенчались, на этот раз уже официально. Когда молодожены выходили из церкви, в толпе зевак Нидриг заметил ту самую старуху, которая нагадала ему любовь и богатство. Он отстегнул от пояса свой тугой кошелек, набитый золотом, и протянул его нищей:
- Прости, что усомнился в твоем гадании.
- А я не гадалка, мальчик. Просто хотела, чтобы тебе было приятно. Ты сам сотворил свое счастье, - старуха засмеялась, и исчезла в толпе.

Через год у Иниталь и Нидрига родился замечательный сын, а когда он достиг совершеннолетия, Нидриг передал ему секрет рубинового стекла.
С тех пор, чтобы получить рубиновый цвет, в стекло всегда добавляют немного золота.

Осенью 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии — двуглавым орлам, находившимся на верхушках шатров кремлёвских башен с XVII века. Примерно раз в столетие медных позолоченных орлов меняли, как и менялось изображение государственного герба. На момент снятия орлов все они были разного года изготовления: самый старый орёл Троицкой башни - 1870 года, самый новый - Спасской башни - 1912 года.


После Октябрьской революции о необходимости демонтажа двуглавых орлов с кремлёвских башен неоднократно говорил В. И. Ленин. Было несколько предложений по замене гербовых орлов - простыми флажками, как на других башнях, гербами СССР, золочёными эмблемами с серпом и молотом. Но в итоге решили установить звёзды.

20 июня 1930 года управделами СНК СССР Горбунов написал секретарю президиума ЦИК СССР А. С. Енукидзе:

В. И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма?

C коммунистическим приветом, Горбунов.

В выписке из протокола заседания секретариата ЦИК СССР от 13 декабря 1931 года есть упоминание о предложении включить в смету на 1932 год 95 тыс. рублей на расходы по снятию с кремлёвских башен орлов и замене их гербами СССР. Однако лишь в августе 1935 года выходит постановление Политбюро: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлёвской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом».

Снять двуглавых орлов с башен Кремля и закрепить на них звёзды было делом непростым. Высота самой низкой башни, Боровицкой — 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72 метра. В то время не было больших высотных кранов, которые помогли бы выполнить данную операцию.

Специалистами всесоюзной конторы «Стальпроммеханизация» были разработаны краны, которые устанавливались прямо на верхних ярусах башен. Через башенные окна у основания шатров строились прочные платформы-консоли, на которых и собирали краны. Работы по установке кранов и демонтажу орлов заняли две недели.


Двуглавые орлы, снятые с Никольской и Боровицкой башен, в ЦПКиО им. Горького, 23 октября 1935 года

18 октября 1935 года все 4 двуглавых орла с башен Кремля были сняты. Из-за старой конструкции орла с Троицкой башни его пришлось разбирать прямо на верхушке башни. Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. Убедившись, что орлы ценности не представляют, первый заместитель наркома НКВД обратился с письмом к Л. М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлёвских звёзд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку».

23 октября 1935 года звёзды доставили в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. На обзор москвичей и гостей столицы предстали новые символы государственной власти, переливающиеся золотом и уральскими самоцветами. Рядом с искрящимися от света прожекторов золотыми звёздами поставили снятых орлов с содранным золотом, отправленных на следующий день в переплавку.

Новые самоцветные звёзды весили около тонны. Шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен не были рассчитаны на такую нагрузку, поэтому их пришлось изнутри укрепить металлическими опорами и штырями, на которые и планировалось насадить звёзды. Внутри шатра Боровицкой башни установили металлическую пирамиду с опорным штырем для звезды. На вершине Троицкой башни установили прочный металлический стакан. Шатёр Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось полностью разбирать и возводить заново.

24 октября большое количество москвичей собралось на Красной площади, чтобы посмотреть на водружение пятиконечной звезды на Спасскую башню. 25 октября пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября на Никольской и Боровицкой башнях.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.

Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года, были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. Для золочения 130 м² листовой меди были специально построены гальванические цеха. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот — символ Советской России, покрытый золотом толщиной 20 мкм.

Рисунок ни на одной из звёзд не повторялся. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к вершинам. Лучи звезды, установленной на Троицкой башне, были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды. Звезда Никольской башни была гладкой, без рисунка.

Однако очень скоро звёзды потеряли свою первоначальную красоту. Копоть, пыль и грязь московского воздуха, смешиваясь с осадками, заставили самоцветы потускнеть, а золото потеряло свой блеск, несмотря на освещающие их прожекторы. К тому же, они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за своих размеров. Звёзды получились слишком большими и визуально тяжело нависали над башнями. Звезда, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля, позднее была установлена на шпиле Северного речного вокзала.

В мае 1937 года принято решение вместо потерявших блеск самоцветных звёзд установить новые звёзды - светящиеся, изготовленные из рубинового стекла. Рубиновое стекло было сварено по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина на стекольном заводе в Константиновке. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото, которое проигрывало селену в себестоимости и насыщенности цвета.

2 ноября 1937 года новые рубиновые звезды зажглись над Кремлём. К четырём башням со звёздами прибавилась ещё одна, не имевшая ранее окончания в виде орла, - Водовзводная. В отличие от самоцветных звёзд, рубиновые имеют только 3 разных рисунка (Спасская, Троицкая и Боровицкая — одинаковые по рисунку), а каркас каждой звезды — многогранная пирамида. Каждый луч Спасской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной имеет по 8, а Никольской башни — 12 граней.

В основании каждой звезды установлены специальные подшипники, чтобы они, несмотря на свой вес (более 1 тонны), могли вращаться как флюгер. «Оправа» звёзд выполнена из специальной нержавеющей стали производства подмосковного завода «Электросталь».

Каждая из пяти звёзд имеет двойное остекление: внутреннее — из молочного стекла, которое хорошо рассеивает свет, и наружное — из рубинового, толщиной 6-7 мм. Сделано это со следующей целью: на ярком солнечном свете красный цвет звёзд казался бы чёрным. Поэтому внутри звезд поместили слой стекла молочно-белого цвета, которое позволяло звездам смотреться ярко и вдобавок делало незаметными нити накаливания ламп. Звёзды имеют разные размеры: на Водовзводной размах лучей — 3 м, на Боровицкой - 3,2 м, на Троицкой - 3,5 м, на Спасской и Никольской - 3,75 м.

Во время Великой Отечественной войны звёзды потушили и зачехлили брезентом, так как они были очень хорошим ориентиром для вражеской авиации. Когда сняли защитную маскировку, стали видны осколочные повреждения от зенитной батареи ПВО Москвы среднего и малого калибров, располагавшейся в районе Большого сквера Кремля. Звёзды сняли и опустили на землю для ремонта. Полную реставрацию завершили к Новому 1946 году. В марте звёзды снова подняли на башни.

Совершенно по-новому на этот раз остеклили звезды. По специальному рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым, было изготовлено трёхслойное рубиновое стекло. Сначала из расплавленного рубинового стекла выдувалась колба, которую покрывали расплавленным хрусталем, а затем молочным стеклом. Сваренный таким образом «слоеный» цилиндр разрезался и выправлялся в листы. Трёхслойное стекло изготовили на стекольном заводе «Красный Май» в Вышнем Волочке. Заново был позолочен стальной каркас. Когда звёзды снова зажгли, они стали ещё ярче и нарядней.


Перед подъемом отреставрированной звезды на Троицкую башню, март 1946 год/kp.ru

Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Изготовлены лампы на Петергофском заводе точных технических камней. В каждой лампе смонтированы две нити накаливания, включённые параллельно, поэтому даже при перегорании одной из них лампа не перестанет светить. а на пульт управления поступит сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут. Мощность электроламп в звёздах на Спасской, Троицкой, Никольской башнях - 5 кВт, на Боровицкой и Водовзводной - 3,7 кВт.

Для предохранения звёзд от перегрева была разработана вентиляционная система, состоящая из фильтра для очистки воздуха и двух вентиляторов, один из которых является резервным. Перебои в электроснабжении не страшны для рубиновых звёзд, так как они имеют автономное питание.

Моют звёзды, как правило, каждые 5 лет. Ежемесячно для поддержания надёжной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы. Более серьёзные работы проводятся каждые 8 лет.

Второй раз за свою историю звёзды были погашены в 1996 году во время съёмок сцены ночной Москвы для фильма «Сибирский цирюльник» по личной просьбе режиссёра Никиты Михалкова.

Использованы материалы:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»