Где танцуют фламенко. Испанский танец фламенко в Испании

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня многие женщины и даже мужчины хотят не просто заниматься фитнесом, но делать это красиво, не только похудеть и укрепить мышцы, но и развить грацию и пластику. Именно поэтому такой популярностью стали пользоваться танцы: латина, танго, брейк-данс, хастл, сальса и, наконец, хит сезона — фламенко.

Про фламенко многие слышали, некоторые видели, но мало кто из непосвященных представляет, как и где его танцевать.

Зачем танцевать

Фламенко — особое сочетание танца (байле ), аккомпанемента (токе ) и вокала (канте ), зародившееся на юго-западе Испании, в Андалузии. Это не просто вид искусства, а целая культура, основной мотив которой — чувственность.

Сегодня фламенко не только творят, но и изучают. В 1955 году Гонсалес Климент написал книгу под названием «Фламенкология», положившую начало одноимённой области искусствознания.

А в 1958 году в г. Херес-де-ла -Фронтера открылась первая кафедра фламенкологии. Её сотрудники изучают происхождение фламенко, его исконный стиль, традиции и эволюцию.

Оставив в стороне пение и игру на музыкальных инструментах, а также более глубокие духовные аспекты, рассмотрим подробнее хореографический компонент. Прежде всего, фламенко — очень красивый танец. Стук каблуков, резкие и, в то же время, элегантные движения, развевающаяся юбка — всё это создаёт особое эмоциональное настроение. Фламенко позволяет проявлять в танце свое настроение и сексуальность. Кроме того, занятия фламенко развивают координацию движений и улучшают осанку. Наконец, это просто один из способов поддержания хорошей физической формы.

Кто танцует

Во фламенко нет ограничений по полу, возрасту и комплекции. Приходить можно как с партнёром, так и без: фламенко может танцевать один человек, пара или группа, здесь нет особых канонов. Это не значит, что фламенко бесполый танец, просто в нём есть и мужские, и женские элементы, а уж сочетаться они могут по-разному. Характерный мужской танец — выстукивание ритмов ногами, а женский — то изящные, то плавные, то неожиданно резкие движения корпуса.

Фламенко не требует основательной физической подготовки или умения садиться на шпагат. Важнее чувствовать музыку и ритм, впрочем, иметь музыкальное образование тоже не обязательно. Стоит вспомнить, что многие мастера фламенко не были профессиональными музыкантами, а мелодии передавались от учителя к ученику без всякой нотной записи.

В целом, фламенко может заняться практически любой желающий. Главное, чтобы не было противопоказаний по состоянию здоровья. Во время танца повышенная нагрузка приходится на ноги, позвоночник, шею. Поэтому людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, прежде чем идти в танцкласс, стоит предварительно посоветоваться с врачом.

Как проходят занятия

В большинстве школ новички танцуют два раза в неделю по 1–1,5 часа. Скорее всего, Вам предложат несколько видов занятий: помимо самих танцев, есть специальные классы по ритмам (компа с), которые составляют основу фламенко. В некоторых школах танцы проходят под живую музыку, но чаще всего используют записи.

В чем танцевать

Чтобы танцевать фламенко нужен специальный наряд. По классическим канонам танцовщица надевает традиционное платье с оборками и воланами, а её партнёр — темные брюки, широкий пояс и белую рубашку с широкими рукавами. И конечно, обоим совершенно необходимы звонкие каблуки, позволяющие отбивать четкие ритмы.

Если Вы не собираетесь, во всяком случае, в первое время, участвовать в представлениях, к выбору одежды можно подойти попроще: подойдёт любой удобный спортивный костюм. Самое главное — это обувь. Нужно купить туфли (хорошо сидящие на ноге) или ботиночки на устойчивом широком каблуке (4-7 см) с круглыми носами. Бывают и особые туфли для фламенко, которые продаются в специализированных танцевальных магазинах. В последующем женщинам понадобится юбка, облегающая бёдра и расклешенная книзу — её можно сшить на заказ.

Где танцевать

Фламенко можно учиться во многих многопрофильных школах танцев, однако есть и узконаправленные учреждения. Вот лишь некоторые из московских школ фламенко.

1. Школа танца фламенко “Pasion Flamenco” — тел. (495) 649–90–24

Школа организована в партнёрстве с испанским центром, поэтому здесь делается акцент на передачу исконных традиций. В этой масштабной школе занимаются с детьми и взрослыми в нескольких залах на «Кузнецком мосту», «Пушкинской», «Смоленской» и «Академической», в том числе по индивидуальному графику. Стоимость восьми занятий — 3000 рублей.

2. Школа танца и музыки «Территория Фламенко» — тел. +7(909) 973–95–93, +7(926) 524–17–60

Помимо танцев и занятий по ритму имеется класс вокала и гитары. Регулярно набираются группы начинающих. Занятия проходят рядом с метро «Серпуховская» (МДЦ Москворечье).

3. Школа танцев фламенко Алёны Шульгиной — тел. 8 (926)- 878–78–76

Занятия по вечерам два раза в неделю, разноуровневые группы. Стоимость разового занятия 350–450 рублей. Абонемент на восемь занятий 2200-2500 рублей. Занятия проходят рядом с метро « Китай-город », «Чеховская».

4. Школа танцев Лилии Сафиной тел. 962–04–27, 165–02–48, 518–69–18

Постановка корпуса, движения рук, дроби, работа с юбкой, изучение ритма. Класс фламенко — 2200 рублей в месяц за 8 занятий по 1,5 часа, 2400 рублей за 9 занятий. Занятия проходят рядом с метро «Улица Подбельского».

Для тех, кто уже занимается фламенко и хочет повысить своё мастерство, регулярно проходят мастер-классы артистов. Лучшей школой фламенко остаётся испанская, поэтому полезно бывает поучиться у приезжающих в Россию испанских мастеров.

Если вам захотелось не только потанцевать самим, но и посмотреть, как это делают мастера - не проблема. В Москве регулярно, практически каждую неделю, проходят концерты, вечера и даже фестивали фламенко. Ближайшее крупное мероприятие — балет Антонио Гадеса 16–19 марта в Театре Эстрады.

Ольга Добрушина

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

    Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

В мире существует немало танцев. У каждого народа свои ритмы и музыка. Но в современном мире вряд ли найдется человек, который никогда не слышал бы об испанском фламенко.

Женщина, танцующая фламенко

Пожалуй, самой известной в мире исполнительницей, с чьим именем ассоциируется фламенко, стала знаменитая Кармен. Жгучая красавица с яркой розой в длинных черных волосах. Ее образ стал символом танца на все времена.

Под чарующие звуки гитары, сопровождаемые душевным пением, танцует женщина. Ее пышные юбки развеваются в такт движениям. Ее руки извиваются, словно крылья сказочной птицы. Ее глаза полны страсти и огня. Ее сексуальность притягивает мужчин, словно свет фонаря мотыльков в ночной тьме. Она знает, как она красива, и гордится этим. Но эта женщина не из дешевок, она знает себе цену, и завоевать ее сердце сможет только лучший.

Фламенко - страсти, огня, выражение чувств и эмоций. В нем нет ничего наигранного или вымышленного. Он - сама жизнь. Исполнять его без вдохновения невозможно. Лучшие исполнители - те, кто вложил во фламенко свою душу, страсть и трепет тела.

Направления танца

Издавна выделяют два направления фламенко, которые отличаются друг от друга по стилистике. Древний cante hondo (в переводе означает глубокий) - это исторически сложившийся культовый танец. В нем выражается сакральная сущность мечущейся души.

Второе направление - cante chico (облегченный). Это современное фламенко, которое утратило духовную составляющую и стало танцем для всех. В обоих классах выделяется свыше 50 разновидностей, различия между которыми сможет понять лишь опытный специалист.

Истоки танца

Фламенко - это танец, зародившийся в глубокой древности. Его истоки берут начало в мавританской культуре. В XV веке в Андалузию хлынули потоки беженцев из Византии. Среди них были цыгане, евреи, негры и другие народы. Все они жили изгоями, людьми низшего сорта. Вся боль народа выплескивалась в рвущих душу музыке, песнях и в страстных танцах. Каждый народ внес во фламенко часть своего культурного наследия, частицу своей души.

В XVIII веке ситуация наладилась, гонения на цыган прекратились, танцоры вышли на площади и выступали в тавернах. Искусство, столько веков считавшееся сакральным и запретным, вышло на свободу, завоевав популярность. Испанское фламенко стало символом обретенной свободы.

Уже в XX веке к традиционным испанским и цыганским элементам органично приплелись кубинские мелодии, джазовые напевы. Танец дополнился элементами классического балета.

Слияние жанров

Испанский танец фламенко, по сути, не только зажигательные движения танцовщицы или танцора. Это симбиоз из музыкального сопровождения токе, традиционно исполняемого на гитаре, задушевного пения канте и непосредственно танца байле.

Фламенко - это байлаора, кантаора и тораора. В традиционном исполнении каждый из них может начать свою партию. А остальные поддерживают. Первым может выйти любой из троицы и задать тему. А оставшиеся подхватят ее музыкальной, танцевальной или песенной импровизацией. Когда на первый план выходит один из исполнителей, остальные держатся на втором плане, чтобы дать выступающему выплеснуть свои эмоции. Но в процессе выступления роли меняются. И лишь в конце они объединяются в апогее танца, объединенного общим огнем.

Сложные ритмы

Музыкальный ритм фламенко сложно перенять или переложить на ноты. Каждый раз во время исполнения одна и та же мелодия может воспроизводиться быстрее и медленнее, добавляются переходы и переливы. Истинное искусство танца (Испания) фламенко передается от учителя к ученику.

Исполнители

Известным всему миру фламенко сделали известные исполнители. Как только были отменены гонения на цыган и испанцы узнали красоту жизнеутверждающего танца, он стал необычайно популярен. Уже в 1842 году была открыта первая школа фламенко в Севилье. Именно с этого времени танец стал индустрией, он утратил свою сакральность и таинственность.

На рубеже XVIII-XIX веков был известен исполнитель Сильверио Фронконетти, который нес это древнее искусство в массы. Его выступления всегда были полны страсти и огня. Но многочисленные последователи превратили фламенко из сакрального танца в спортивный, где техника исполнения стояла выше душевной глубины. Именно такой вариант и стал общепринятым во всем мире.

Но на родине, в Испании, остались истинные ценители. Там фраза «В нем нет огня!», сказанная об исполнителе фламенко, является «смертным приговором» для танцора. Известен случай, когда на одном из танцевальных конкурсов главный приз получила 80- летняя старушка. Она заткнула за пояс юных исполнительниц своим внутренним огнем и страстью, отразившимися в танце. Ведь, как говорят испанцы, танцевать нужно так, словно сама смерть держит тебя за плечо.

Процесс обучения

Фламенко - это очень популярный танец. Практически в каждом городе есть школы, где обучают ему. Не иссякает и поток желающих познать тайны мастерства. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно фламенко раскрывает женскую сущность. Нельзя быть скромницей в жизни и с жаром исполнять движения на сцене. Начав обучение, женщина меняется внутренне, она освобождается от комплексов, познает себя, раскрывается, словно бутон. Начать обучение можно хоть в 6 лет, хоть в 86. Ограничений нет.

В Испании всем желающим предлагают пройти базовый курс фламенко для начинающих, состоящий из 10 занятий, которые проводятся по 2 раза в неделю. Познать основы танца можно менее чем за месяц, но чтобы стать профессионалом, понадобятся годы работы.

Хороший педагог, прежде всего, заставит женщину полюбить себя. Ведь только женщина, гордящаяся своей красотой, сможет достойно преподносить себя в танце.

Основная поза - поза полного довольства собой. Гордая красавица не знает комплексов, не видит в себе изъянов и уж точно не расскажет о них другим. После этого прорабатываются женственные жесты, шаги, повороты. Танцовщица - это королева, а зрители, с восхищением глядя на нее, видят в ней неземную женщину.

Почему стоит обучиться фламенко

Каждой девушке, независимо от даты рождения, стоящей в паспорте, стоит попробовать себя в фламенко. Обучение этому танцу раскрывает в женщине скрытые резервы. Уже после нескольких месяцев занятий она поймет, что в жизни нет места притворству и страхам. Женщина сильна и прекрасна, ее не сломить бытовыми сложностями. Она любит и любима.

К тому же регулярные тренировки значительно улучшают фигуру. Основное требование ко всем танцующим - ровная спина как символ несгибаемого характера. О сколиозе и сутулости можно забыть после первых занятий.

Важные элементы танца - отбивание дроби ногами. Оттачивание этих упражнений делает мышцы ног подтянутыми и упругими, а ноги стройными и красивыми.

Руки танцовщицы должны порхать словно крылья. Мастера учат изгибать их красиво и грациозно.

Регулярные занятия неизбежно повлекут улучшение фигуры, подтягивание всех мышц, улучшение их рельефа. Красивая осанка - еще один немаловажный плюс от занятий. Ну а уверенность в себе и избавление от комплекса неполноценности будут приятным бонусом.

Фламенко лечит проблемы подобного рода лучше любых психологов.

Одежда для танца

Фламенко - танец с цыганскими корнями. Одежда для танцовщицы напоминает традиционное платье представительницы кочевого народа. Юбка до пола выполнена из разноцветной материи. Она может быть многослойной или украшенной оборками и воланами. Во время движения танцовщица словно оказывается охвачена волнами собственного платья. Неотъемлемая часть танца - игра с подолом, который напоминает то безудержные морские волны, то языки обжигающего пламени. Это платье обязательно яркое, броское - никаких пастельных тонов!

Шаль с длинными кистями - еще один элемент женского костюма. Она может повязываться на талии, подчеркивая стройность силуэта, либо набрасываться на плечи. В этом случае она образует в движении силуэт парящей птицы.

Нередко выступают танцовщицы и с веером, буквально гипнотизируя зрителей и держа в напряжении до последнего момента. Каждый атрибут во время движения под музыку словно оживает, внося свои дополнения в рассказ испольнительницы.

Важная деталь костюма - обувь с каблуками, которыми исполнитель отстукивает ритм. В руках могут быть кастаньеты, которые издают щелчки и задают темп движениям и музыке.

Мужчины, исполняющие фламенко (фото в статье), одеваются в темные брюки с широким поясом и белоснежную рубашку. Можно дополнить наряд короткой жилеткой. Образ исполнителя лаконичен и строг. Это само воплощение мужественности и стати.

Важные элементы

Во время исполнения фламенко танцор не парит над землей, напротив, он уверенно стоит, как бы занимая твердую, жизнеутверждающую позицию. Это символ безопасности и защищенности. Он зянял свое место, оно принадлежит ему по праву, хотя бы на время танца.

В движениях каждой части тела проявляется рассказ о жизни, повествование о том, что волнует каждого в отдельности и всех вместе. Из грудной клетки исходят переживания, обиды, любовь и печаль. Плечи танцора говорят о навалившемся грузе ответственности и вековом угнетении. Кисти рассказывают о чувствах, это самая выразительная часть тела исполнителя. Широко расставленные локти словно позволяют ему занять твердую жизненную позицию, освободить для себя кусочек под небом. Позвоночник - это основа танца. Он символизирует несгибаемость характера, твердость духа и упорство.

Движения в фламенко несложны, их не так уж и много. Но каждое из них наполнено глубоким смыслом, таит в себе мудрость веков. Знающий язык танца может поведать миру свою историю, заставить сопереживать всех зрителей. Это путь, ведущий к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он наполнен грустью и болью.

Новые формы

На протяжении истории фламенко менялось, переживало взлеты и падения. И пусть сегодня ценители говорят, что этот вид искусства умер, но интерес к нему не угас. Напротив, появляются новые виды и течения, основанные на традиционном исполнении и дополненные современными формами. Так появились фламенко-поп, фламенко-рок, фламенко-джаз и джипси-румба. Каждый из них имеет право на жизнь и находит поклонников и последователей. Но остается фаворитом!

Новичку сложно разобраться в этих течениях. Но зато каждый может найти то, что ему действительно по душе. Главное - понять дух танца, постичь глубинный смысл движений и вложить чувства в исполнение каждого па.

Увидев объявление о наборе в школу фламенко, не стоит проходить мимо. Возможно, это сама судьба подает знак о том, что пора менять свою жизнь, раскрываться и лететь. А танец - это лучший способ сделать это красиво и достойно.

Анастасия Волчек рассказывает, как с помощью танца фламенко пробудить в себе горячую и сильную натуру даже в сарафане и тапочках.

Детали

  • Причёска

Волосы убираются в пучок сзади, чтобы не было жарко. У цыган волосы жёсткие, как проволока. В танце фламенко они выбивались из причёски, и непослушные завитки от влажности и пота прилипали к лицу. «Локон страсти» стал фирменным знаком фламенко: его делают специально и фиксируют лаком.


Пучок закрепляют большим гребнем - пинетой. Раньше их вырезали из панцирей черепах, поэтому они были тяжёлыми. Современные пинеты пластиковые и лёгкие.


Цветы. Испанки, танцующие фламенко, любят украшать голову цветами. Сегодня не используют живые цветы: искусственные легче, удобнее и хранятся дольше. Иногда под большую пинету надевают мантилью из кружева ручной работы - древний признак знатной особы. Она и сегодня является дорогостоящим аксессуаром и доступна не каждой.

  • Мантон

Это огромная шаль с длинной и тяжёлой бахромой. Мантон накидывают на плечи, чтобы не замёрзнуть вечером. Это тоже статусный предмет в танце: делают его из благородных материалов, например, шёлка и украшают ручной вышивкой. Цена доходит до нескольких тысяч евро.


Молодая девушка никогда не брала в руки красный веер. Этот цвет предназначался только для зрелых женщин. Чёрный цвет - для траура, белый - для свадьбы. Если девушка была небогата, веер был таким же: в горошек из самого дешёвого ситца. Чем взрослее она становилась, тем мельче горох. Веера до сих пор делают вручную - из слоновой кости, золота и кружева. Их покупают как предметы искусства и обязательно берут на традиционные свадьбы.

  • Кастаньеты


Нужны для создания ритма фламенко. Кастаньеты привезены из Кубы и Бразилии, где их традиционно изготавливали из морских ракушек. В Испании кастаньеты стали деревянными - буковые кружочки, связанные шнурком. Сейчас их делают из современных материалов: стеклопластика и металла.

  • Платье с воланами

У девочки из бедной семьи часто была одна-единственная юбка. По мере взросления к юбке дошивался ещё один кусок ткани. Потом ещё один. Затем ещё. Так получались разноцветные пышные юбки с воланами. Мало кто тогда думал о красоте: шили из того, что было. Только когда фламенко стали танцевать при королевском дворе, юбки приобрели артистический вид.

  • Туфли


Предмет абсолютной роскоши. Беднякам полагалось бегать по окраинам босиком, а туфли надевали богачи, чтобы ходить по каменной брусчатке в центре города. Их делали из мягкой кожи, с каблуком из бука и толстой подошвой, которую к тому же обивали гвоздиками, чтобы обувь дольше служила. Туфли во фламенко - полноценный музыкальный инструмент.

Откуда взялось фламенко

Этот танец изобрели цыгане в те давние времена, когда восточные специи ценились на вес золота. Испанские торговые корабли приплывали в портовые города. Из них выходили купцы, у которых на поясах были развешаны дорогостоящие мешочки со специями так, чтобы они всегда были на виду. Тогда на пристани и появлялись цыгане. Они окружали торговцев хороводом и начинали дикие пляски. Танец должен был быть забойным настолько, чтобы зрители потеряли всякую бдительность. Все эти движения с пальцами - магические пассы, которые отвлекали внимание, гипнотизировали, зачаровывали. Цыганки ловко снимали с купцов мешочки со специями, а их дети в это время чистили карманы уличных зевак.


Фото: renette1.rssing.com

Получается фламенко, который окутан романтическим флером, - это не культура, а антикультура. Север Испании не признаёт этот танец. Я раньше думала, что, если человек - испанец, он непременно танцует фламенко. Нет, танцуют его только на юге, в Андалусии. Однажды в Минске познакомилась со студентом-испанцем. Я говорю: «Ты меня научишь танцевать!» А он: «Нет, это ты меня научишь!»

Фламенко - это не танец в чистом виде, а синтез трех культур: надрывного горлового пения канте-хондо, гитарной музыки и потом уже танца. Ведь как было раньше: собираются люди за столом, певец поет, музыкант ему аккомпанирует, а потом уже и танцор от избытка чувств встаёт из-за стола и начинает танцевать. Ведь до сих пор главные - это певцы, а мы думаем, что танцоры.

Как начать танцевать фламенко

Направлений этого танца много - больше пятидесяти, но чаще всего в школах для любителей преподаются самые простые из них. Несмотря на это, освоить фламенко весьма непросто. У испанцев чувство ритма развивается с самого детства. Для них нет проблемы: услышал ритм - повторил. А наши люди не справляются со сложными ритмическими схемами. Поэтому на занятиях фламенко мы берём простую ритмическую структуру.

Сначала изучаем своё тело на предмет его возможностей. По отдельности разучиваем движения пальцев рук. «Танцовщица разговаривает руками» - так говорила Майя Плисецкая. Руки, мягкая кисть и пальцы - это женственность в танце.


Потом разучиваем движения ног и соединяем. Танец фламенко - это и сам танец, и аккомпанемент себе же ногами. Эмоции надо подключать позже, где-то через год регулярных тренировок. Когда руки-ноги уже слушаются, можно думать про «sensación» - чувства.

Чтобы стать хорошим танцором фламенко, понадобится лет шесть. Не все выдерживают, у людей есть свой лимит. Одни приходят со спонтанным желанием: «Я сшила красную юбку, сделайте мне поскорее танец». Другим нужно выступить на корпоративе или конкурсе красоты. А есть люди, которым важен не результат, а сам процесс. К нам давно ходит женщина, она все время в тапочках и сарафане. Я ей говорю, что пора уже приобрести юбку и туфли. А она: «Да вы не обращайте внимания, я хожу на вас всех посмотреть». Есть люди, которым просто пойти некуда, занятия фламенко для них - канал общения.

Как снять мышечное напряжение и развить грацию

Что происходит с нами, женщинами? Пока учимся в школе, институте - мы ещё танцуем. Вышли замуж, родили ребёнка - и всё, перестали танцевать. У испанок этого нет. Они танцуют, двигаются каждый день, для них это необходимая составляющая жизни. Испанки себя очень любят. В нашей культуре женщина всегда на втором плане. Среди испанских танцовщиц фламенко много невысоких, ножки у них сразу от бедра - и в туфельку. А с нашими длинными ногами попробуй все эти дроби выстучать. Это сложно: мышцы длинные. И, тем не менее, мне кажется, что нашим женщинам надо просто регулярно двигаться, включать музыку и танцевать. Ощущать себя в движении.

Ведь нет цели всех поразить. Задача в том, чтобы вы танцевали, двигались в своём теле, радовались от этого.


Кто ходит на занятия

Бухгалтеры, врачи, многолетние мамы-домохозяйки, студентки, дамы, которые ищут выхода своей женской энергии. Они смелые, и я уже заранее благодарю их за эту смелость. У нас в стране есть стереотип: танцуешь фламенко, значит, ты стерва, злая недоступная Кармен. Особенно мужья реагируют опасливо и с недоверием. Может быть, потому что танец фламенко будит женскую натуру и не позволяет чувствовать себя слабой и несчастненькой? Этот танец меняет. Женщина учится быть уверенной, любить себя, подавать себя с гордостью, а не просто «извините, можно я потанцую?». У окружающих это вызывает одну реакцию: «Обнаглела!»


Даже зрители на концертах у нас другие. Фламенко не смотрится в тишине, обязательно должна быть зрительская реакция. Испанцы могут крикнуть на весь зал: «Оле, Мария!» Она выходит - и уже не одна в этом чёрном зале, тут сидит семья. Я своих учениц просто заставляю кричать «Оле!». Это очень тяжело сделать, они слишком зажаты. А ведь голос отображает темперамент. Этой энергетикой фламенко может напугать. Бывает, что женщина приходит как пугливая лань. Движения бёдрами для неё неприличны! А у южных женщин крутить бёдрами, широко расставлять ноги - это естественно. В этом нет пошлости!

Противопоказания

Нет таких противопоказаний, чтобы не танцевать фламенко. У меня на занятиях была беременная девушка, которая пришла по рекомендации врача. Доктор ей сказал, что только два вида танцев разрешается беременным, и один из них фламенко. Приходят люди с артритом, но тут всё от интенсивности нагрузки зависит. Нужно делать так, как позволяет тело. Другое дело, что нельзя сильно и долго стучать каблуками, да ещё и в неправильной обуви. Врачи, конечно, это запретят. Но не двигаться – ещё хуже.

Сколько стоит

В первый год изучения танца фламенко нет никаких трат на костюмы. Но обычно девочкам не терпится купить длинную юбку и танцевальную обувь. Я заказываю себе обувь только в Испании. Мне нравятся сайты deflamenco.com, flamencoexport.com, flamencoshop.com. Рекомендую выбирать испанское производство: разница с китайскими товарами колоссальная. А вот платья лучше шить на свою фигуру. У нас это можно сделать в ателье или у частного мастера, основная трудность - найти подходящие ткань и расцветку.


В Минске стоимость 8 занятий фламенко в месяц варьируется в пределах 50 -70 рублей.

Больше о фламенко:

Фото: agendacultural.buenosaires.gob.ar, votpusk.ru, dancing.ru, shutterstock.com

На портале Dance.Firmika.ru собрана информация о том, где можно записаться на занятия фламенко в Москве: адреса и телефоны танцевальных школ и студий танцев, цены на наиболее востребованные направления, отзывы учеников. Для большего удобства в использовании портала и поиске школы танцев мы предлагаем воспользоваться удобным фильтром по районам и станциям метро. Наглядные таблицы помогут сравнить стоимость занятий и тренировок в разных танцевальных студиях города, выбирая оптимальный по цене вариант.

Фламенко – весьма молодое танцевальное направление, зародившееся около двух веков назад. Постоянное развитие фламенко напрямую связано с использованием гитары в музыке, насыщающей ее звучание. По своей сути фламенко – это продукт впитывания и поглощения разных культур, которые гармонично сочетаются в одном танце.

Танцы фламенко – особенности и характерные отличия

Профессиональные танцоры завораживают своими движениями и энергией. Четкий ритм, яркие и выразительные элементы – в танец фламенко просто невозможно не влюбиться. К характерным особенностям направления относится отбивание ритма каблуками, при котором рождается четкий барабанный звук ударов подошвой ботинка и каблуком по полу – техника «Сапатеадо». Она требует немалых затрат энергии, поэтому долгое время ее ассоциировали с мужчинами-танцорами. Для женских движений характерна большая мягкость и плавность.

Однако фламенко танец сегодня не так ярко делится между мужчинами и женщинами. Разве что движения у танцовщиц отличаются волнообразностью и чувственностью. Мягкие линии рук, которые не ломают своей резкостью плечи или локти. Уроки фламенко в танцевальных школах учат плавности движений. Например, у женщин подвижные кисти в танце похожи на закрывающиеся и раскрывающиеся веера, завораживающие своей эффектностью. Для мужчин характерны более строгие и сдержанные движения кистей, которые больше похожи на разрезающие воздух мечи.

Уроки фламенко для начинающих помогут освоить и такие элементы, как «Питос» - прищелкивания пальцами, «Пальмас» - ритмичные хлопки при помощи скрещенных ладоней. Они часто звучат в ритме, внося в него особое очарование. Традиционное фламенко не использует дополнительные предметы, руки остаются во время движений. Несмотря на то, что кастаньеты считаются классическим элементом танца, их использовали изначально только в испанском стиле. Однако они быстро полюбились зрителям, став неотъемлемым атрибутом любого выступления.

Сложно ли научиться танцевать фламенко?

Опытный преподаватель поможет прочувствовать ритм и мелодию и научит идеально отражать их в танце. Базовые движения не такие сложные, как может показаться – на первых уроках с ними справиться не составит труда. Постепенно, по мере осваивания основных элементов, преподаватель по фламенко усложняет процесс обучения, задает более сложные движения. Совершенствование навыков и отработка техники отнимает много времени, однако конечный результат заставит замереть в восхищении даже самых придирчивых зрителей!

Обучение фламенко в Москве

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»