"Его врагом была пошлость…". "его врагом могла быть пошлость

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью, хамством, бездушием и пресмыкательством - со всем тем, что Чехов называет пошлостью. Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство - все то, что уродует душу. Горький говорил о Чехове: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней".Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В "Смерти чиновника" Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червяко-ве, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника.

Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает. Другой рассказ - "Толстый и тонкий". На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и "тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: "На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило".

Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе "Хамелеон". В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был "ходить на задних лапках" и заискивать перед собачкой.

Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски. Чехова волновало и то, что пошлость заражает и интеллигенцию. В рассказе "Маска" писатель обличает распущенность, вседозволенность. Пошлость многолика. Часто героями рассказов Чехова являются врачи - ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа "Палата № 6" доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые - здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму.

Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения Чехов тоже называл пошлостью. В "Палате № 6" писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а про падение человека, постепенную его деградацию Чехов пишет в рассказе "Ионыч". Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.

Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут "Ионыч". Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.

Возможно это вас заинтересует:

  1. В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в...

  2. Антон Павлович Чехов - мастер миниатюры, рассказа. В сравнительно небольшом объеме писатель умеет сосредоточить основные идеи, раскрыть глубокий замысел задуманного. Так, рассказ «Ионыч» по широте...

  3. В школе по бунинским описаниям природы пишут диктанты, студенты филфака на примере его произведений разбирают особенности литературных приемов и композиции. Стихов у него немного, но...

  4. Человек - существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась...

  5. Рассказ «Крыжовник» был написан А. П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 565 просмотров
    • - 11 061 просмотров
    • - 10 650 просмотров
    • - 9 827 просмотров
    • - 8 731 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней.

А. М. Горький
Восьмидесятые годы XIX века в истории РФ были не только годами безвременья. Русская передовая общественная мысль, русская наука и искусство многим обогатились в эти годы. На духовном развитии Чехова не могли не сказаться такие явления эпохи, как труды Менделеева, Тимирязева, гениальные создания русской живописи - картины Сурикова, Репина, бессмертные творения Чайковского и Римского-Корсакова. В полном расцвете был гений Льва Толстого.

Но на поверхности жизни все казалось сонным, мрачным, безнадежным, - особенно таким представителям тогдашнего молодого поколения разночинной интеллигенции, входившим в жизнь, каким был Чехов, - людям "разочаровавшимся" в политике, ещё не успев "очароваться" ею.

В такое пора вошел в русскую литературу новый могучий писатель - А. П. Чехов, ставший непревзойденным мастером рассказа, доказав тем самым непреложность чеховского афоризма: "Краткость - сестра таланта".

В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, сильно исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дво-рянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок. "Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины" (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал от того, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящена "Маленькая трилогия", включающая рассказы "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.

На примере Беликова ("Человек в футляре") Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливость, тот рано или поздно оказывается ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих. Классической формулой трусости стали бе-ликовские слова: "Как бы чего не вышло!" Буркин, рассказавший об учителе Беликове, отмечает: "Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять - пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко вещать, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте". И в этом была опасность беликовых для общества: они душили все живое, воплощая косность, стремление остановить жизнь, опутать ее паутиной мещанства.

Как духовного брата Беликова мы воспринимаем героя рассказа "Крыжовник" Николая Ивановича Чимшу-Гималайского, все жизненные помыслы которого свелись к приобретению усадьбы с крыжовником. Эта усадьба, собственнические интересы стали для него своеобразным футляром, в котором он отгородился от окружающего мира. На пути к воплощению своей "голубой мечты" Николай Иванович растерял все человеческое, оскотинился, более того наружность его изменилась: "постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло". Став владельцем имения, прежний работяга-чиновник превратился в настоящего барина, говорящего важным тоном, "точно министр". И взгляды, и высказывания его стали реакционными, вроде: "Образование надобно, но для народа оно преждевременно".

Иван Иванович, рассказывая о брате то с насмешкой, то с тоской и гневом, обращается к молодому поколению: "Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте совершать добро! ...если в жизни есть смысл и поставленная проблема, то смысл тот самый и поставленная проблема совсем не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!"

Еще одному аспекту темы духовного оскудения русской интеллигенции 80-90-х годов посвящен рассказ "О любви". В нем Чехов повествует о разбитом счастье, о том, как погибли тихая, унылая любовь и вся жизнь милого, интеллигентного человека, погрязшего в мелких хозяйственных заботах. Алехин духовно гибнет сам и невольно губит жизнь любимой женщины.

Своей "Маленькой трилогией" Чехов подводит читателя к неизбежному выводу, прозвучавшему в словах Ивана Ивановича: "Видеть и слышать, как лгут... и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто высказать, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишки, которому грош цена(у),- нет, больше существовать так невозможно".

В рассказе "Ионыч", который близок по тематике к "Маленькой трилогии", Чехов раскрывает общественные причины духовного оскудения значительной части интеллигенции РФ в 90-е годы.

Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев - земский эскулап, мечтающий честно служить людям. Милый и приятный молодой человек, он ненавидит обывательщину. Но поселившись в горо де, где самые приятные и образованные люди оказываются мелкими, ограниченными, пошлыми, Старцев не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству. Все повествование писателя развертывается так, чтобы показать, как постепенно опустошается суть человеческая Старцева, превращающегося из интеллигента в обывателя. Страсть к обогащению вытеснила заинтересованность к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне Туркиной. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью. Виновата среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумевший противостоять обывательскому окружению. Были в конце XIX века прогрессивно настроенные люди в РФ, начинали борьбу за иную, новую жизнь, но Старцев далек от них, у него не оказалось хоть сколько-нибудь высокой цели в жизни. Да он ее и не искал.

В каждом человеке Чехов стремился видеть высокие нравственные идеалы. Каждый должен взращивать себя: избавляться от недостатков, повышать культуру. "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и суть человеческая, и мысли",- говорил он; к этому он стремился и сам.

Все, кто знал его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо повеселиться и плодотворно поработать, желанием как можно больше сделать в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: "Не лгать в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего". И самое важное условие для того, чтобы не прожить обывателем скучную мещанскую жизнь, не погрязнуть в пошлости,- честный творческий труд. "Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни",- учил тот самый великий гуманист.

До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, Антон Павлович Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил оставаться человеком и в хорошем, и в плохом - в любой ситуации.

Тема: « ЕГО ВРАГОМ БЫЛА ПОШЛОСТЬ» (РАССКАЗЫ
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ»)

Цели : усвоить содержание «маленькой трилогии»; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

90-е годы ХIХ века полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Антону Павловичу Чехову.

В 1895 г. 114 ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петицией, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры, невозможности печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя.

В 1898 г. с большим успехом шли пьесы Чехова на сцене Художественного театра: в этом же году состоялось знакомство Чехова с Горьким. Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.) этой же чести был удостоен молодой Горький. Но по распоряжению Николая II избрание Горького было объявлено недействительным.

В знак протеста Чехов (вместе с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок решительный и смелый.

В творчестве Чехова произошли изменения. Теперь в произведениях писателя характерны темы, объединяющие в один цикл несколько рассказов.

II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» написаны Чеховым в 1898 г. Рассказы, связанные общим сюжетом, идеей, героями, в литературе называют «маленькой трилогией».

Интересно высказывание Салтыкова-Щедрина, которое полностью можно отнести к «маленькой трилогии» Чехова: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».

«Человек в футляре»

Первый рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) Передайте содержание рассказа с чтением фрагментов.

2) Расскажите о внешности, обстановке в квартире Беликова.

3) Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в течение 15 лет в страхе не только гимназию, но и весь город?

4) Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?

5) В чем особенности композиции рассказа «Человек в футляре»? (Повествование ведется от лица рассказчика. Особенность построения: рассказ в рассказе, или двойной рассказ.)

Чехов с поразительной силой разоблачает «пошлость пошлого человека». Учитель гимназии Беликов – враг всего нового и передового, он ненавидит все то, что выходит за рамки дозволенного начальством. «Как бы чего не вышло», – жизненная философия Беликова. Рассказ о «Человеке в футляре» тем не менее не оставляет ощущения безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!» Эти слова выражают чувства лучших героев рассказа и самого автора.

«Крыжовник»

Это следующий рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) О чем мечтает всю жизнь чиновник Чимша-Гималайский?

2) Осуществилась ли эта мечта?

3) Изменился ли герой? Можно ли назвать его «человеком в футляре»? (Покупка собственности перерождает маленького чиновника. Он уже землевладелец, целиком уходит в мир хозяйствования, постепенно превращаясь в самодовольного и равнодушного обывателя. Чехов страстно восклицает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».)

«О любви»

Последний из рассказов «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) Как живет, о чем мечтает главный герой Алехин?

2) Почему он нерешителен, робок, боится всего? Почему не сложилась его любовь?

3) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина?

(Жизнь Алехина посвящена хозяйственным заботам. Жизнь его, замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, теряет смысл. Постепенно деградирует герой – ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях. Потеряв свою любовь, Алехин живет в одиночестве, работая и приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.)

Вывод . В мире беликовых, чимша-гималайских, алехиных «нет простора для живых человеческих стремлений».

Домашнее задание.

2. Объяснить значение слов: деградация, пошлость, обыденщина, банальный, бенефис .

«Ионыч Чехова» - Что такое мещанство? Неуместные шутки и перешептывания запрещаются. Встречаются ли сейчас ионычи? Говори, что думаешь, но думай, что говоришь. Вопросы. Правила ведения спора. Острое, меткое слово приветствуются. Котик – положительный или отрицательный персонаж? Эпиграфы. В чем заключается счастье для каждого из героев рассказа?

«Рассказы Чехова и Бунина» - Нет, нам таких штучек не надо». Рассказы раннего Бунина отличают: М.: Высш. школа, 2002. Кроме кольцевого обрамления в данном рассказе выделяется и кумулятивный сюжет. Так и острили, бывало: эх вы, Че-хо-вы! А. Чехов И. Бунин. Хрестоматия под ред. Исследования в области структуры художественного произведения:

«Толстый и тонкий Чехова» - Уроки детства. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Кабинет А.П.Чехова в доме на Садово-Кудринской. Я получил в детстве религиозное образование… Какова причина перемены настроения тонкого? Что позволяет так думать? Трагическим Драматическим Юмористическим. Ранние рассказы А.П.Чехова. Раболепство Самоуничижение Низкопоклонство Чинопочитание.

«Антон Чехов» - Фото 1892. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА. 1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. 2. Знакомство с биографией А.П.Чехова. А..П. Чехов родился 17 (29) января I860 года в городе Таганроге. Природа богато одарила детей Чеховых. XIX века жила семья Чеховых. Фото 1897.

«А.П.Чехов» - От известного к неизвестному. Место работы. Школа, построенная Чеховым. У Чехова каждый год менялось лицо. Сны. Всю жизнь А. Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду. Мысли. Физика, естественная история. Хотите верьте, хотите нет, но, по-моему, подрастает теперь замечательное поколение.

«Тоска Чехова» - На площади ни души… Почему в толпе никто не смеётся над Очумеловым? Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Городовой Очумелов с помошником Елдыриным шагают по площади. Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.

Всего в теме 39 презентаций

"Его врагом была пошлость…"

(о рассказах А.П. Чехова)

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью, хамством, бездушием и пресмыкательством - со всем тем, что Чехов называет пошлостью. Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство - все то, что уродует душу. Горький говорил о Чехове: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней".

Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В "Смерти чиновника" Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника. Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.

Другой рассказ - "Толстый и тонкий". На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и "тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: "На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило".

Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе "Хамелеон". В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был "ходить на задних лапках" и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски. Чехова волновало и то, что пошлость заражает и интеллигенцию. В рассказе "Маска" писатель обличает распущенность, вседозволенность. Пошлость многолика. Часто героями рассказов Чехова являются врачи - ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа "Палата № 6" доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые - здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения Чехов тоже называл пошлостью.

В "Палате № 6" писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а про падение человека, постепенную его деградацию Чехов пишет в рассказе "Ионыч". Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут "Ионыч". Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.

Чехов стремится вскрыть причины, порождающие Червяковых и им подобных. Прежде всего, это сама социальная действительность. В обществе существовало как бы два класса: власть имущих и рабов. На службе было принято беспрекословное подчинение, что порождало страх, поклонение, самоунижение. Другая причина, порождающая пошлость, - общественная среда. В рассказе "Ионыч" видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева. В городе была библиотека, которую никто не посещал. Когда Старцев говорил о честном труде, его не понимали и обижались на него. Единственно "интересной и образованной" семьей в городе считалось семейство Туркиных, Но узнав членов семьи, читающий сразу понимает, что они скучны и бездарны. Вокруг Старцева царила мещанская сытость, равнодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупого, скучного человека.

Но Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа "Попрыгунья". Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка. Надя в рассказе "Невеста" нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, "футлярной" жизни и уехать учиться в столицу. Таким образом, Чехов считает, что винить только среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней прочности и твердых убеждений.

Чехов считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель, а когда она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа "Крыжовник", который всю жизнь мечтал разбогатеть, приобрести свое имение и посадить в нем крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась. Герой превратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обывателя. Чехов говорил, что человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: "Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!"

Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость, ее зачатки.

Благородная цель, труд и любовь - вот то, что может победить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произведениях. Рассказы Чехова актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, еще не изжиты. .Великолепные рассказы Чехова воспитали во мне человеческую личность, сделали меня более добрым к людям, научили любить и жертвовать собой ради счастья на земле.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»