Открытые уроки по изо. Конспект открытого занятия по изо Материалы и оборудование

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

План урока:

I. Оргмомент. 2мин.

II. Соревнование. 38 мин.

III. Подведение итогов соревнования. 2 мин.

IV. Обобщение знаний о натюрморте (игра «Синквейн») 3 мин.

Ход урока:

I. 2 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-зачёт, который пройдёт в виде соревнования, по теме «Натюрморт». Эту тему мы изучали в течение всей четверти и сегодня обобщим знания, которые вы получили.

Заранее я поделила вас на две команды и сейчас попрошу представиться.

    Команда «Юные художники»; капитан Карпушкин Артём

    Команда «Волшебные краски»; капитан Лопухов Александр

II. 5 мин.1 конкурс «Разминка». Он включает в себя знание теории о натюрморте. Я задаю вопросы, а вы, дослушав вопрос до конца, поднимаете руку.

За верный ответ – 1 цветной карандаш.

    Как вы знаете «Натюрморт» слово французское, а что оно означает буквально? (Мёртвая природа)

    Дайте мне 2 определения натюрморта. (1. Натюрморт – это жанр ИЗО.

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.)

    Когда и где впервые появился натюрморт как жанр ИЗО. (В Голландии в начале 17 века)

    Расскажите мне об истории возникновения натюрморта. (В начале 17 века голландцы, после тяжёлой борьбы с испанскими завоевателями, получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. И художники вдохновенно стали писать на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблёскивающее рубиновыми оттенками в бокалах.)

5 мин.2 конкурс «Творческий»

Ребята, я вчера гуляла по берегу реки и нашла бутылку с каким-то посланием. Но, к сожалению, вода повредила некоторые строки письма. Пофантазируйте и сочините пропущенные строчки. Помогите мне узнать, о чём идёт речь! На выполнение задания н.б.5 минут.

«Если картине

на столе,

Или виноград,

розу

бронзовую,

Или грушу,

Или все сразу,

(Если видишь на картине

Самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.)

Ребята, а от какого русского художника могла прийти такая записка? Вы ведь знаете, что в России было тоже много художников, которые писали натюрморты.

Команды, назовите по очереди русских художников писавших натюрморты.

Кто называет больше, получает цветной карандаш.

8 мин. 3 задание Экскурсоводы

Ребята, а где хранятся картины известных художников? Куда люди ходят посмотреть прекрасное? (Лувр – художественный музей в Париже, Эрмитаж – художественный музей Санкт-Петербурга, картинная галерея в Дрездене, государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве и др.)

У нас здесь (показ выставки) конечно не настоящий музей и не галерея, а просто небольшая выставка, которую назовём «Маленький Эрмитаж».

В музеях всегда есть экскурсоводы. И вы сейчас побудите в их роли.

Один представитель от команды, экскурсовод, попробует определить авторов репродукций картин и дать им правильное название.

    И.Хруцкий «Натюрморт»

    Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

    Хед «Ветчина и серебряная посуда»

    Е.Волошинов «Лук»

    Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»

    А.Миньон «Цветы в вазе»

    Неизвестный художник «Фрукты и птицы»

    Ян Давидс де Хем «Плоды»

Цветной карандаш получит тот, у кого будет больше верных ответов.

Каждый грамотный человек должен уметь дать описание картине. Этому мы учимся на уроках русского языка, литературы, ИЗО, и сейчас вторые экскурсоводы покажут, как они это умеют делать.

(На доске репродукции картин Снейдерса «Натюрморт с лебедем» и Кончаловского «Персики».)

За лучшее описание – 2 цветных карандаша.

3 мин. 4 конкурс «Свет и тень»

Свет и тень важное средство изображения предметов, их объёма, фактуры, положения в пространстве. Освещение может быть фронтальным, когда источник света находится перед предметом. Боковым – источник света слева или справа от предмета.

Контражурным – свет за объектом.

В течение 2 минут попробуйте нарисовать тени предметам в натюрморте при боковом освещении. За правильно нанесённую тень – 1 цветной карандаш.

2 мин. Физкультминутка Ребята! Мне кажется, что вы уже устали сидеть на одном месте, поэтому я вас попрошу энергично подвигаться, потанцевать под весёлую песенку «Оранжевое солнце»

4 мин. 5 конкурс «Создай композицию»

Когда мы говорим о натюрморте, то представляем композицию. А композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Когда мы с вами проходили творчество П.Кончаловского, то говорили, что художники очень много времени отводят на установку предметов в натюрморте, что это очень важно. Иногда, вспоминала жена Кончаловского, Пётр Петрович устанавливал композиции в течение нескольких дней.

И сейчас вам предстоит составить композицию из простых предметов и дать ей оригинальное название.

За лучшую композицию и название – 2 цветных карандаша.

При оценке работ использовать рамку для картин.

10 мин. 6 конкурс «Умелые руки»

А теперь попробуйте аккуратно перенести эту композицию на лист бумаги, выполнив аппликацию-натюрморт. Обратите внимание на то, что у вас есть честно заработанные цветные карандаши. Я попрошу вас, их тоже использовать в работе.

Лучшая работа оценивается 2 цветными карандашами.

III 3 мин Подведение итогов

Победила команда …

Участникам этой команды я сегодня за урок ставлю пятёрки.

Команда … получает четвёрки.

Проигравшую команду попрошу не расстраиваться, так как такие уроки-соревнования у нас ещё будут по другим темам.

IV. 3 мин. Обобщение темы о натюрморте.

Ребята! Мы много сегодня говорили на уроке о натюрморте, как жанре ИЗО, вспоминали художников, рисовавших натюрморты, описывали картины, составляли композиции.

И вот сейчас, я попрошу вас составить синквейн на сегодняшний урок, чтобы бы определить ваше к нему отношение.

1. Ключевое слово «Урок»

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. 4 существительных

5. вывод – 1 предложение

Оформление кабинета: На доске записана тема; висят 2 репродукции картины П.Кончаловского «Персики» и Снейдерса «Натюрморт с лебедями»; на специальной решётке выставка «Маленький Эрмитаж» — репродукции картин и работы учащихся.

Для конкурсов : 26 цветных карандашей; 2 письма с пропущенными строчками; два одинаковых рисунка натюрморта; 2 одинаковых набора предметов для создания композиции (батон, лук, свёкла, яблоко, апельсин, банан, книга, тарелка, бокал); рамка для картины; 2 чистых листа, клей ПВА, салфетка, набор вырезанных из цветной бумаги предметов для аппликации); листкы для синквейна.

Используемая литература:

Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег»

Тип занятия: на формирования умений и навыков.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Цель занятия :

1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира

и характерным особенностям зимы.

2. Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия : (воспитательные, образовательные, развивающие).

Воспитательные:

Средствами музыки

Образовательные :

Развивающие :

внимание, кругозор,

пространственное мышление, фантазию,

Методы :

а) на усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

включение диалога «учитель - ученик»;

б) на прочность знаний:

применение ИКТ;

применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к предмету:

использование нетрадиционных форм занятия

Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как расположить снег;

игровые ситуации;

музыкальное и литературное сопровождение.

Оборудование :

Для учителя:

мультимедийный проектор, ПК

мольберт для фронтального показа

Для детей :

альбомный лист А4;

акварель, гуашь, кисти;

палитра;

вода, тряпочка;

зубная щётка;

поролон.

Форма обучения: групповая.

Время занятия: 40 мин.

Структура занятия:

Организационный момент:

1.Вступительная беседа;

2.Тема занятия;

3.Объяснение нового материала (видеофильм, компьютерная презентация);

4.Мини итог;

5.Инструктаж к практической работе;

6.Практическая работа;

7. Выставка детских работ.

8. Рефлексия.

9. Заключение и домашнее задание.

Организационное завершение занятия

Литература: По программе Неменского “ИЗО ”

Музыка: « Инструментальная музыка», «Классика»

План занятия :

1. Организационный момент.

а) Приветствие.

б) стихи

в) видеофильм

г) презентация

2. Беседа по теме занятия.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Итог занятия.

а) Выставка и анализ детских работ

б) Прощание

Ход занятия

1.Организационный момент .

П.: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. И думаю, что это занятие будет очень интересным и занимательным. У нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!

Д.: Здравствуйте.

Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года? (Дерево времена года)

Д.: Осень

П.: Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит…

Послушаем загадку :

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума --

Раскрасавица?….

Д.: Зима.

П.: а эту?

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится

Д.: Снег.

П.: Правильно дети - это снег.

А теперь послушаем стихотворение Ирины Мельничук

Первый снег и посмотрим (видеофильм)

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежиночки кидаем.
Первый снег - светлый снег,
Как же радует он всех.

2. Активизация и постановка познавательной задачи.

Сегодня у нас необычное занятие, потому что работать будем кусочком поролона. Научимся передавать состояние зимней природы в разное время суток, узнаем, каким бывает снег, научимся его рисовать в нетрадиционной технике - набрызг.

Сегодня вы - зрители, как бы входите в картину. И тогда, глаза художников становятся вашими глазами. Их радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение занятия мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великих композиторов П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года», «Венский вальс» Шуберта, стихи поэтов, инструментальная музыка.

Все готовы?

Д.: Да

П.: Говорить мы будем о зимней природе.

3.Основной этап занятия:

П.: -Итак ребята! Улыбнёмся мы друг другу, навострили ушки.

Где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

Д.: На картинах художников!

Правильно на картинах художников. Послушайте, как написал для вас «Белые стихи» , Сергей Владимирович Михалков:

Снег кружится,

Снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке тают белые снежинки!

П.: А какого цвета снег?

Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть - еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.

(Слайд№1)

Перед вами картина: А.А. Пластова «Первый снег». Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?

Д.: От неё снег становится ещё белей.

П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу - словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

П.: Какое настроение несёт картина?

Д.:…

П.: Какие краски применял художник?

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П.И. Чайковского «Времена года». Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№2,3,4,5,6,7,8,)

И. Шишкин «Зима в лесу» И. И. Левитан «Лес зимой»

Н. Рубцов «Первый снег», А. Асипенко «Снег идёт» и т.д.

А сейчас вместе с Ангелиной мы отправимся в зимний лес

Физкультминутка.

«Зимний лес».

Мы пришли в зимний лес Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.

Справа берёзка в шубе стоит , Руки отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся , Отводят руку и прослеживают

И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики»и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают.

От лисы он убежал. Прыжки.

Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью походку

Он себе добычу ищет! Приседают, прячась.

Не найдёт тогда он нас! Имитируют сон.

Имитируют полёт птиц.

Лишь медведь в берлоге спит, Разводят руки в стороны.

Так всю зиму он проспит. Садятся на свои места.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

П.: А сейчас давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета».

Ваша задача называть по очереди тёплые и холодные цвета.

1ряд называет тёплые, а 2 ряд холодные.

Д.: называют

П.: Все молодцы

П.: А как вы думаете снег мы рисуем холодным или тёплым цветом.

Д.: Холодным

П.: Правильно холодным!

П.: А вы знаете что, природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и поэты и композиторы. Их тоже называют художниками

Мороз и солнце, день чудесный…

Какое время года изобразил поэт?

Д.: Зима!

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.

При помощи чего он изобразил природу?

Д.: При помощи голубого неба, блестящего снега.

П.:- А композиторы описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?

Д.: тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.

П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?

Д.: громкая, быстрая, взрывная.

П.:- Давайте послушаем музыку А. Вивальди «Времена года» и попробуем догадаться, какую погоду изобразил композитор.

Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.

П.: Сегодня мы с вами нарисуем картину, - которая называется «Первый снег». Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.

Гуашь нужного цвета, возьмём, к примеру, белый, можно взять и синий, и фиолетовый, только для этого все эти цвета смешиваем с белым, чтоб получились светлые оттенки. Затем разведём в палитре с водой, обмакнём в краску старую зубную щётку. Направить щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Готово!

Я предлагаю порисовать не только детям, но и взрослым.

Практическая работа.

В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.

Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)

П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ - отпечаток , нанесенный одним цветом. Для вас он новый, поэтому я покажу, как нужно работать. Сначала нужно взять поролон, края поролона собрать вместе, Набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.

Итак, продолжаем работу.

А я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести

Рефлексия

Какие художники пейзажисты вам запомнились?

Какого цвета снег?

Какие ассоциации вызывает русская зимушка - зима?

Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

Понравилось ли вам занятие и почему?

Поочереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку

1. Белая - занятие понравилось

2. Голубая - не совсем, что то не удалось…

3. Сиреневый- не понравилось…

Детские работы вывешиваются на доске.

Заключение и домашнее задание.

Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Наше занятие проходит накануне праздника «День матери», я думаю, ваши мамы будут рады такому подарку.

Всем большое спасибо!

Самоанализ занятия

Наше объединение называется « Юный художник», работали со 2группой-

2г. обучения (возраст детей 7-9лет). На занятии присутствовало 8ч, по списку 9ч. Отсутствовало 3ч по болезни и семейным обстоятельствам. Дети по уровню развития разные, поэтому при обучении использовала личностно - ориентированный подход, где учитывалась возможность каждого ребёнка.

Тема занятия: «Первый снег»

Цель : Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия реализовала через следующие аспекты:

Воспитательные:

Средствами музыки , поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Образовательные :

Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

расширить представления обучающихся о зиме;

учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие :

Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,

пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.

Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

Использовала на занятии видео фильм, презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал для оформления панно, дидактическое пособие.

Тип занятия : комбинированный.

Форма занятия : беседа, практическая работа.

Используемые технологии :

информационные;

здоровьесберегающие;

игровые.

Используемые методы :

иллюстративно-наглядный;

словесный;

самоорганизация;

рефлексия.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

изображение ветки.

Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме (нетрадиционной). На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Это занятие я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе занятия создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение), презентации, видео-фильм а так же использовались дидактические материалы. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Данная тема рассчитана на 2-3 занятия, где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Данное занятие имеет межпредметные связи с литературой, историей, биологией. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. Занятие прошло в доброжелательной обстановке. Обучающиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ в этом очень мне помогло на разных этапах занятия. Я с читаю, что цель занятия достигнута, так как все об уча ю щиеся успешно справились с заданием. Работы получились красивые , аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к изображению пейзажа . Всем спасибо за внимание!

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования художественная школа

г.о. Балашиха

_________________________________________________

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по ДПИ для детей 8-9 лет по теме:

«Декоративный натюрморт »

Педагог доп. образования

Андриенко Е.А.

г.о. Балашиха

_____________________________________________________________________________________________________

Вид занятия: Декоративное рисование.

Тема занятия: «Декоративный натюрморт».

Задание для выполнения: придумать и нарисовать декоративный натюрморт с различными узорами.

Область применения: занятия с детьми 8-9 лет на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Форма проведения занятия: групповая и индивидуальная.

Тип занятия: повторение и закрепление пройденного материала, изучение нового, формирование и совершенствование умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Цели и задачи занятия:

Образовательные : формирование умения отличать декоративный натюрморт от реалистического. Закрепление знаний о графических изобразительных средствах декоративного рисования (изобразительный орнамент, линия, пятно, фактура, ритм.) Знакомство с новой изобразительной техникой (использование восковых мелков при работе с акварелью.) Формирование умения ставить и решать тоновые задачи в декоративном натюрморте. (использование восковых мелков при работе с акварелью.)

Развивающие : развивать воображение, творческих способностей и умения самостоятельного поиска композиции. Развитие и закрепление навыков работы в смешанной технике акварель и восковые мелки.

Воспитательные: воспитывать интерес к рисованию декоративного натюрморта, эстетический вкус, внимательность, усидчивость, аккуратность.

УДД (универсальные учебные действия):

  • мыслительные :

способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

  • регулятивные :

элементарные навыки самоорганизации;

соблюдение верной последовательности действий;

проверка результата работы;

  • личностные:

формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность; развитие мотивации к творчеству и учёбе.

Образовательные технологии.

  • Применение игровой технологии: «реалистичные и декоративные натюрморты».
  • Использование технологических карт: на доске представлены стадии построения декоративного натюрморта;
  • Применение дифференцированного обучения: детям младшего возраста (и новичкам) разрешается рисовать декоративный натюрморт без орнамента, требования к детям различного возраста и различного уровня подготовки разные.
  • Применение ИКТ: на компьютере воспроизводится медиа презентация, содержащая изображения работ на тему «декоративный натюрморт, орнаменты - растительный, геометрический мотивы.
  • Применение педагогической технологии сотрудничества: дети сами выбирают, какие предметы изобразить в натюрморте, выбирают свою гамму и выбирают свое тоновое решение (темное на светлом или светлое на темном). Они выступают не в роли копиистов, а в роли самостоятельных художников, которым учитель только помогает создать их собственную оригинальную композицию.

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

  • объяснительно - иллюстративный (на этапе объяснения темы и постановки задачи);
  • репродуктивный (тоновое решение);
  • творческо-поисковый метод (создание собственной композиции);
  • обучение при помощи технологических карт.

Материалы и оборудование.

для учителя:

  • технологические карты «Этапы рисования декоративного натюрморта»;
  • компьютер;
  • иллюстративная медиа презентация с видами орнаментов;
  • примеры работ декоративных натюрмортов»

для учащихся (воспитанников):

  • бумага для акварели формата А3;
  • карандаш;
  • ластик;
  • восковые мелки
  • акварель;
  • кисти;
  • палитра;
  • баночка для воды;

Оформление доски.

На доске представлены примеры работ по теме «Декоративный натюрморт».

Показаны технологические карты, разъясняющие порядок изображения декоративного натюрморта с тональным решением и декоративным узором.

План занятия.

(3 академических часа по 40 минут; 2 перемены по 10 минут)

  1. Организационная часть.
  2. Повторение и закрепление пройденного материала.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Индивидуальное консультирование и помощь.
  6. Подведение итогов.
  7. Завершение урока.

Ход занятия:

Организационная часть:

Дети входят в класс, рассаживаются за парты, достают всё необходимое для занятия по живописи.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас! Сегодня у нас предмет декоративно-прикладное искусство. Сегодня мы будем с вами изображать декоративный натюрморт. Кто мне скажет, что это за натюрморт? В чем его особенность?

Дети: « Реалистический натюрморт мы рисуем с натуры и изображаем предметы, так, как мы их видим на самом деле. В декоративном натюрморте, мы можем изменять и украшать натуру, использовать узоры, орнаменты»

Правильно, ребята! Молодцы! Обратите внимание на слово декор. Декор-это украшение (декор здания, декорирование костюма и т.д.)

А с помощью чего можно декорировать натюрморт?

Дети: «Орнамент-украшение, узор, состоящий из ритмического повторения элементов»

Сообщение нового материала:

Орнамент- это особый вид художественного творчества. Для его создания используются различные выразительные средства. Среди них: фактура, ритм, симметрия; графические орнаментальные линии. Это один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотный стороны украшений, оберегов, амулетов и т.д. Можно встретить различные виды орнамента. (Далее идет меди презентация) Мотивы орнамента могут быть различных областей и сфер, например из геометрии, флоры, фауны; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив может состоять из одного элемента или из многих оформленных в единое целое.

Это очень красиво и интересно, ребята, давайте украсим наши предметы орнаментом, вы можете придумать свой орнамент, а можете использовать и данные (репродукции)

Вот различные виды орнамента (показываю) Вот античный орнамент, если например, в вашем натюрморте присутствует античная ваза, то этот орнамент вам очень подойдет. Все зависит от стилистики вашего натюрморта и от предметов в нем. А у вас он будет у каждого свой.

Вы должны придумать свой натюрморт. Здесь можете смело включать фантазию. Можете изобразить и фрукты, и цветы в вазе, и горшки, все, что вам интересно.

На прошлых занятиях вы выполняли свой декоративный натюрморт в необычной технике, с помощью «мозаики с обрывом» Сегодня мы будем использовать более необычную технику. Будем изображать наш натюрморт с помощью восковых мелков и акварели.

После того, как вы сделаете карандашный рисунок, вы прорабатываете рисунок и орнаменты ваших предметов восковыми мелками. Затем покрываете сверху акварелью. В тех местах, где были мелки, останется чистый цвет ваших красок, так как воск не пропускает воду. Вот такой интересный эффект вы получаете.

Вам нужно сейчас продумать тоновое решение натюрморта светлое на темном или темное на светлом, каким по тону будет фон натюрморта. Смотрите, чтобы не было повторения тона, иначе изображение потеряется.

Подумайте, будет ли заметен натюрморт, если его весь равномерно покрыть орнаментом? Чтобы предметы хорошо читались, орнаменты должны быть разной плотности, а какие части натюрморта нужно оставить без орнамента (пестрое на гладком и гладкое на пестром)

Поэтапная работа:

  • Начинаем с компоновки натюрморта в листе. Затем продумываем, на каком предмете, какой орнамент будет, и какого он будет цвета.
  • Сначала разбиваем предметы на отдельные зоны, стараемся чередовать ритм, постепенно усложняя узор.(Количество использованного орнамента, его сложность, также задают тон вашим предметам, а следовательно и всему натюрморту, помните об этом.
  • Обводим всю работу разными цветами восковых мелков (темные или светлые по тональности)
  • После обводки восковых мелком, приступаем к заполнению цветовых пятен с помощью акварельной краской.
  • Прорабатываем детали, дополняем, если это нужно.

А теперь начнем!

Практическая работа учащихся:

Индивидуальное консультирование и помощь:

В течение всего занятия наблюдаем за работой детей, при необходимости разъясняем материал в индивидуальном порядке, направляем на создание грамотной, уравновешенной композиции. Контролирую выбор тонового решения, ведь на первом этапе очень важно отследить, какой фон они выбрали. В сам процесс рисования вмешиваемся только в случае крайней необходимости, и только при согласии ребёнка.

Подведение итогов:

Вы все молодцы! Нарисовали прекрасные работы!

Обязательно хвалим и эмоционально поддерживаем всех детей. После окончания работы делаем мини-выставку. Дети смотрят, что у кого получилось. Обсуждаем интересные композиционные решения; графическое мастерство в изображении орнаментов, наиболее удачно решенные тоновые задачи натюрморта

Завершение урока:

Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и баночки для воды, при необходимости протирают парты.

На перемене помещение проветривается.

Орнаменты

Литература

  1. Н. С. Ворончихин, Н.А Емшанов. Орнаменты.
  2. Смирнов Н.К. Урок декоративного рисования в начальной школе. Изобразительное искусство в школе. - 2005г
  3. Ворончихин Н. С, иллюстрации.
  4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов ХГФ. М., 2000
  5. Сокольникова Н.М. Композиция. Обнинск, Титул, 2001

Открытый урок по основам изобразительного искусства

«ЖИВАЯ» ЛИНИЯ

Тема урока : «Линии».

Цель урока:

Познакомить со свойствами и выразительными особенностями простой линии ;

Задачи:

Развить зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

Воспитать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Материалы к уроку : простые карандаши разной мягкости, бумага для рисования.

ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы с вами касаемся им бумаги.

Линии – это одно из основных средств изображения. Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая.

Линия может передавать движение, настроение, степень легкости.

Она может быть мягкой и жесткой, статичной и бегущей, ползущей, летящей, веселой, грустной. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Но самое главное линия может быть профессиональной или любительской.

Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Пабло Пикассо.

(А. Матисс «Девушка с распущенными волосами»)

Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

Под рукой художника линия оживает, она становится то уже, то шире, то яркой, сочной, то легкой, исчезающей, то колючей, то ласковой. И по большому счету не важно, каким инструментом и материалом нарисована линия карандашом (углем, соусом, пастелью, маркером) или кистью (тушью, акварелью, маслом). Линия должна нести смысловую нагрузку, или выполнять какую-либо функцию.

Чтобы лучше освоить возможности линии, выполним упражнение на виды линий.

Вам понадобится:

    2 листа плотной бумаги для графики формата А-4 или А-3;

    простые карандаши разной мягкости (НВ, В, В2, В4);

    ластик;

Этапы работы:

    Проведите на листе несколько прямых линий, сделайте это разными по мягкости карандашами, чтобы линии не были одинаковыми. В рисунке горизонтальные линии создают впечатление покоя, уравновешенности, тишины.

Рядом нарисуйте прямые вертикальные линии и диагональные. Вертикальные линии создают ощущение высоты, силы, энергии, стройности. Диагональные – восходящие, активные линии. Они придают рисункам устремленность, динамичность. Параллельные – строгость, стройность, слаженность.

С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо

    А теперь нарисуйте ломаные линии. Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и

колючими формами

.

Рядом изобразите несколько видов волнистых линий, при этом старайтесь по-разному нажимать на карандаш, чтобы линии получились разнообразными по толщине. С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы и листья.

На втором листе нарисуйте свой сказочный мир, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом - « ЖИВЫЕ ».

Рефлексия.

Подведение итогов.

Раскрыта ли тема урока?

С чем новым вы сегодня познакомились?

Домашнее задание на закрепление темы.

План-конспект

открытого урока-соревнования по ИЗО на тему:

Учитель ИЗО: Зебрева Н.А.

Цели урока:

    обобщение знаний о натюрморте как жанре ИЗО;

    развитие композиционного мышления, художественного вкуса;

    воспитание любви к изобразительному искусству

План урока:

I. Оргмомент. 2мин.

II. Соревнование. 38 мин.

III. Подведение итогов соревнования. 2 мин.

IV. Обобщение знаний о натюрморте (игра «Синквейн») 3 мин.

Ход урока:

I. 2 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-зачёт, который пройдёт в виде соревнования, по теме «Натюрморт». Эту тему мы изучали в течение всей четверти и сегодня обобщим знания, которые вы получили.

Заранее я поделила вас на две команды и сейчас попрошу представиться.

    Команда «Юные художники»; капитан Карпушкин Артём

    Команда «Волшебные краски»; капитан Лопухов Александр

II. 5 мин.1 конкурс «Разминка». Он включает в себя знание теории о натюрморте. Я задаю вопросы, а вы, дослушав вопрос до конца, поднимаете руку.

За верный ответ – 1 цветной карандаш.

    Как вы знаете «Натюрморт» слово французское, а что оно означает буквально? (Мёртвая природа)

    Дайте мне 2 определения натюрморта. (1. Натюрморт – это жанр ИЗО.

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.)

    Когда и где впервые появился натюрморт как жанр ИЗО. (В Голландии в начале 17 века)

    Расскажите мне об истории возникновения натюрморта. (В начале 17 века голландцы, после тяжёлой борьбы с испанскими завоевателями, получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. И художники вдохновенно стали писать на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблёскивающее рубиновыми оттенками в бокалах.)

5 мин.2 конкурс «Творческий»

Ребята, я вчера гуляла по берегу реки и нашла бутылку с каким-то посланием. Но, к сожалению, вода повредила некоторые строки письма. Пофантазируйте и сочините пропущенные строчки. Помогите мне узнать, о чём идёт речь! На выполнение задания н.б.5 минут.

«Если картине

на столе,

Или виноград,

розу

бронзовую,

Или грушу,

Или все сразу,

(Если видишь на картине

Самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.)

Ребята, а от какого русского художника могла прийти такая записка? Вы ведь знаете, что в России было тоже много художников, которые писали натюрморты.

Команды, назовите по очереди русских художников писавших натюрморты.

Кто называет больше, получает цветной карандаш.

8 мин. 3 задание Экскурсоводы

Ребята, а где хранятся картины известных художников? Куда люди ходят посмотреть прекрасное? (Лувр – художественный музей в Париже, Эрмитаж – художественный музей Санкт-Петербурга, картинная галерея в Дрездене, государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве и др.)

У нас здесь (показ выставки) конечно не настоящий музей и не галерея, а просто небольшая выставка, которую назовём «Маленький Эрмитаж».

В музеях всегда есть экскурсоводы. И вы сейчас побудите в их роли.

Один представитель от команды, экскурсовод, попробует определить авторов репродукций картин и дать им правильное название.

    И.Хруцкий «Натюрморт»

    Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

    Хед «Ветчина и серебряная посуда»

    Е.Волошинов «Лук»

    Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»

    А.Миньон «Цветы в вазе»

    Неизвестный художник «Фрукты и птицы»

    Ян Давидс де Хем «Плоды»

Цветной карандаш получит тот, у кого будет больше верных ответов.

Каждый грамотный человек должен уметь дать описание картине. Этому мы учимся на уроках русского языка, литературы, ИЗО, и сейчас вторые экскурсоводы покажут, как они это умеют делать.

(На доске репродукции картин Снейдерса «Натюрморт с лебедем» и Кончаловского «Персики».)

За лучшее описание – 2 цветных карандаша.

3 мин. 4 конкурс «Свет и тень»

Свет и тень важное средство изображения предметов, их объёма, фактуры, положения в пространстве. Освещение может быть фронтальным, когда источник света находится перед предметом. Боковым – источник света слева или справа от предмета.

Контражурным – свет за объектом.

В течение 2 минут попробуйте нарисовать тени предметам в натюрморте при боковом освещении. За правильно нанесённую тень – 1 цветной карандаш.

2 мин. Физкультминутка Ребята! Мне кажется, что вы уже устали сидеть на одном месте, поэтому я вас попрошу энергично подвигаться, потанцевать под весёлую песенку «Оранжевое солнце»

4 мин. 5 конкурс «Создай композицию»

Когда мы говорим о натюрморте, то представляем композицию. А композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Когда мы с вами проходили творчество П.Кончаловского, то говорили, что художники очень много времени отводят на установку предметов в натюрморте, что это очень важно. Иногда, вспоминала жена Кончаловского, Пётр Петрович устанавливал композиции в течение нескольких дней.

И сейчас вам предстоит составить композицию из простых предметов и дать ей оригинальное название.

За лучшую композицию и название – 2 цветных карандаша.

При оценке работ использовать рамку для картин.

10 мин. 6 конкурс «Умелые руки»

А теперь попробуйте аккуратно перенести эту композицию на лист бумаги, выполнив аппликацию-натюрморт. Обратите внимание на то, что у вас есть честно заработанные цветные карандаши. Я попрошу вас, их тоже использовать в работе.

Лучшая работа оценивается 2 цветными карандашами.

III 3 мин Подведение итогов

Победила команда …

Участникам этой команды я сегодня за урок ставлю пятёрки.

Команда … получает четвёрки.

Проигравшую команду попрошу не расстраиваться, так как такие уроки-соревнования у нас ещё будут по другим темам.

IV. 3 мин. Обобщение темы о натюрморте.

Ребята! Мы много сегодня говорили на уроке о натюрморте, как жанре ИЗО, вспоминали художников, рисовавших натюрморты, описывали картины, составляли композиции.

И вот сейчас, я попрошу вас составить синквейн на сегодняшний урок, чтобы бы определить ваше к нему отношение.

1. Ключевое слово «Урок»

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. 4 существительных

5. вывод – 1 предложение

Оформление кабинета: На доске записана тема; висят 2 репродукции картины П.Кончаловского «Персики» и Снейдерса «Натюрморт с лебедями»; на специальной решётке выставка «Маленький Эрмитаж» - репродукции картин и работы учащихся.

Для конкурсов : 26 цветных карандашей; 2 письма с пропущенными строчками; два одинаковых рисунка натюрморта; 2 одинаковых набора предметов для создания композиции (батон, лук, свёкла, яблоко, апельсин, банан, книга, тарелка, бокал); рамка для картины; 2 чистых листа, клей ПВА, салфетка, набор вырезанных из цветной бумаги предметов для аппликации); листкы для синквейна.

Используемая литература.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»