Деление европы и азии. Где проходит граница между азией и европой

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск

На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске

В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское

Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда

Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной

Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина

Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск

Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (см. фото).
Старый же памятник переместили на Новомосковской тракта, примерно за 300 м до стелы "Первоуральск", справа по курсу при движении к Первоуральску (примерно в 300 м на юго-запад от старого места).

Обелиск на Новомосковском тракте (17-й км)

В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.

Стелу установило муниципальное предприятие «Столица Урала» в августе 2004 года.
Архитектор Константин Грюнберг.
Таблички на постаменте стелы говорят, что в него заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).
О правильности установки этого знака можно прочитать здесь.

Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, между истоками рек Тагил и Бунарка (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба — солнечные часы. Активно принимали участие в изготовлении стелы туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка (гора Медвежка)

В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись

Знак был установлен энтузиастами из санатория «Зеленый мыс».

Обелиск Баранчинский

Установлен у дороги из пос. Баранчинский на запад, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.»

Как проехать: После В. Баранчинского пруда поворот налево до «солдатской» дороги — 7 км — щебёнка, сильно разбитая, глубокие ямы; «солдатская» дорога — глинистая грунтовка, глубокие колеи, на легковушке непроходима.

Столб у деревни Починок

Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет.

Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.

Обелиск у поселка Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (дорога Нижний Тагил — Черноисточинск — Висим) вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара на стальных «орбитах» размещались макеты спутника и корабля «Восток».

Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. (у дороги Нижний Тагил — Серебрянка недалеко от п. Синегорский). Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский (276 км Горнозаводской ж.д.)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам.
От станции Хребет Уральский до обелисков пешком вдоль железной дороги 8 км, от обелисков до станции Европейская — 6 км.

Обелиск на перроне станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак установлен не на линии водораздела (она пересекает железную дорогу на 4 км западнее и там уже есть обелиски), а в более доступном месте, видимо, для удобства посещения.

Обелиск у деревни Кедровка

Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва - Серебрянка (на 27-м километре дороги). Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области). В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров. Обелиск по проекту Алексея Залазаева. Это один из самых больших обелисков. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом Демидовском тракте, у горы Красный столб, к западу от с. Елизаветинское стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня

Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале

Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка

На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Крайняя восточная точка Европы

Точка находится на полярном Урале между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Впервые точка обозначена в 2003 г группой туристов при поддержке "Российской газеты". Знак (на фото) не сохранился. В 2006 г был установлен новый знак в виде пирамиды из камней с прикреплённой табличкой.
(см. http://www.rg.ru/2006/08/18/ekspedicia.html)

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем.

Использованы материалы:
http://welcome-ural.ru/
http://dobryiadmin.livejournal.com/842.html

Мы будем Вам благодарны если Вы оставите отзыв:

Подробная карта Европы на русском языке. Европа на карте мира – континент, который вместе с Азией входит в состав материка Евразия. Граница между Азией и Европой – Уральские горы, от Африки Европу отделяет Гибралтарский пролив. На территории Европы находится 50 стран, общее население – более 740 млн. человек.

Карта Европы со странами и столицами на русском языке:

Карта Европы со странами крупно - открывается в новом окне. На карте показаны страны Европы, их столицы и крупные города.

Европа - Википедия:

Население Европы: 741 447 158 чел. (2016 г.)
Площадь Европы: 10 180 000 кв. км.

Спутниковая карта Европы. Карта Европы со спутника.

Спутниковая карта Европы на русском языке онлайн с городами и курортами, дорогами, улицами и домами:

Достопримечательности Европы:

Что посмотреть в Европе: Парфенон (Афины, Греция), Колизей (Рим, Италия), Эйфелева башня (Париж, Франция), Эдинбургский замок (Эдинбург, Шотландия), Храм Святого Семейства (Барселона, Испания), Стоунхендж (Англия), Собор Святого Петра (Ватикан), Букингемский дворец (Лондон, Англия), Московский Кремль (Москва, Россия), Пизанская башня (Пиза, Италия), Лувр (Париж, Франция), Биг Бен (Лондон, Англия), Голубая Мечеть Султанахмет (Стамбул, Турция), Здание Парламента Венгрии (Будапешт, Венгрия), Замок Нойшванштайн (Бавария, Германия), Старый город Дубровника (Дубровник, Хорватия), Атомиум (Брюссель, Бельгия), Карлов мост (Прага, Чехия), Храм Василия Блаженного (Москва, Россия), Тауэрский мост (Лондон, Англия).

Самые большие города Европы:

Город Стамбул - население города: 14377018 чел. Страна - Турция
Город Москва - население города: 12506468 чел. Страна - Россия
Город Лондон - население города: 817410 0 чел. Страна - Великобритания
Город Санкт-Петербург - население города: 5351935 чел. Страна - Россия
Город Берлин - население города: 3479740 чел. Страна - Германия
Город Мадрид - население города: 3273049 чел. Страна - Испания
Город Киев - население города: 2815951 чел. Страна - Украина
Город Рим - население города: 2761447 чел. Страна - Италия
Город Париж - население города: 2243739 чел. Страна - Франция
Город Минск - население города: 1982444 чел. Страна - Белоруссия
Город Гамбург - население города: 1787220 чел. Страна - Германия
Город Будапешт - население города: 1721556 чел. Страна - Венгрия
Город Варшава - население города: 1716855 чел. Страна - Польша
Город Вена - население города: 1714142 чел. Страна - Австрия
Город Бухарест - население города: 1677451 чел. Страна - Румыния
Город Барселона - население города: 1619337 чел. Страна - Испания
Город Харьков - население города: 1446500 чел. Страна - Украина
Город Мюнхен - население города: 1353186 чел. Страна - Германия
Город Милан - население города: 1324110 чел. Страна - Италия
Город Прага - население города: 1290211 чел. Страна - Чехия
Город София - население города: 1270284 чел. Страна - Болгария
Город Нижний Новгород - население города: 1259013 чел. Страна - Россия
Город Белград - население города: 1213000 чел. Страна - Сербия
Город Казань - население города: 1206000 чел. Страна - Россия
Город Самара - население города: 1171000 чел. Страна - Россия
Город Уфа - население города: 1116000 чел. Страна - Россия
Город Ростов-на-Дону - население города: 1103700 чел. Страна - Россия
Город Бирмингем - население города: 1028701 чел. Страна - Великобритания
Город Воронеж - население города: 1024000 чел. Страна - Россия
Город Волгоград - население города: 1017451 чел. Страна - Россия
Город Пермь - население города: 1013679 чел. Страна - Россия
Город Одесса - население города: 1013145 чел. Страна - Украина
Город Кёльн - население города: 1007119 чел. Страна - Германия

Микрогосударства Европы:

Ватикан (площадь 0,44 кв.км - самое маленькое государство в мире), Монако (площадь 2,02 кв.км.), Сан-Марино (площадь 61 кв.км.), Лихтенштейн (площадь 160 кв.км.), Мальта (площадь 316 кв.км - остров в Средиземном море) и Андорра (площадь 465 кв.км.).

Субрегионы Европы - регионы Европы по версии ООН:

Западная Европа: Австрия, Бельгия, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария.

Северная Европа: Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Латвия, Литва, Эстония.

Южная Европа: Албания, Босния и Герцеговина, Кипр, Македония, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Португалия, Испания, Андорра, Италия, Ватикан, Греция, Мальта.

Восточная Европа: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Россия, Республика Беларусь, Украина, Молдова.

Страны Евросоюза (члены и состав Евросоюза в алфавитном порядке):

Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Великобритания, Греция, Германия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Республика Кипр, Люксембург, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Румыния, Словения, Словакия, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Климат Европы в большинстве своем умеренный. На европейский климат особенно влияют воды Средиземного моря и течение Гольфстрим. В большинстве стран Европы чувствуется четкое разделение на четыре сезона. Зимой на большей части территории континента выпадает снег и температура держится ниже 0 С, а летом – погода жаркая и сухая.

Рельеф Европы – это в основном горы и равнины, причем равнин значительно больше. Горы занимают только 17% всей европейской территории. Самые крупные европейские равнины – Среднеевропейская, Восточно-Европейская, Среднедунайская и другие. Крупнейшие горы – Пиренеи, Альпы, Карпаты и т.д.

Береговая линия Европы очень изрезана, поэтому некоторые страны являются островными государствами. Через территорию Европы протекают крупнейшие реки: Волга, Дунай, Рейн, Эльба, Днепр и другие. Европа отличается особенным бережным отношением к своему культурному и историческому наследию и природным богатствам. На территории Европы множество национальных парков, и почти в каждом европейском городе сохранились уникальные исторические памятники и архитектура прошлых столетий.

Заповедники Европы (национальные парки):

Баварский Лес (Германия), Беловежская пуща (Беларусь), Беловежский национальный парк (Польша), Боржоми-Харагаули (Грузия), Браславские озера (Беларусь), Вануаз (Франция), Викос-Аоос (Греция), Высокий Тауэрн (Австрия), Двингельдервельд (Нидерланды), Йоркшир-Дейлз (Англия), Кемери (Латвия), Килларни (Ирландия), Козара (Босния и Герцеговина), Кото-Де-Доньяна (Испания), Лемменйоки (Финляндия), Нарочанский (Беларусь), Нью-Форест (Англия), Пирин (Болгария), Плитвицкие озера (Хорватия), Припятский (Беларусь), Сноудония (Англия), Татры (Словакия и Польша), Тингведлир (Исландия), Шумава (Чехия), Доломиты (Италия), Дурмитор (Черногория), Алонисос (Греция), Ватнаёкюдль (Исландия), Сьерра-Невада (Испания), Ретезат (Румыния), Рила (Болгария), Триглав (Словения).

Европа – это самый посещаемый континент в мире. Многочисленные курорты южных стран (Испания, Италия, Франция) и богатое разнообразное исторические наследие, которое представлено многообразием памятников и достопримечательностей привлекает туристов из Азии, Океании и Америки.

Замки Европы:

Нойшванштайн (Германия), Тракай (Литва), Виндзорский замок (Англия), Мон-Сен-Мишель (Франция), Глубока (Чехия), Де Хаар (Нидерланды), Замок Кока (Испания), Конуи (Великобритания), Бран (Румыния), Килкенни (Ирландия), Эгесков (Дания), Пена (Португалия), Шенонсо (Франция), Бодиам (Англия), Замок Святого Ангела (Италия), Шамбор (Франция), Арагонский замок (Италия), Эдинбургский замок (Шотландия), Спишский град (Словакия), Хоэнзальцбург (Австрия).

)

(С использоанием материалов Чупина Н.К., Архиповой Н.П., Щетинина О.Ю., Козловых П.С. и И.В, Карякина А. и др.)

История границы Европа-Азия

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск
На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга
Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское
Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово
Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда
Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина
Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

Обелиск на Новомосковском тракте
В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.


Обелиск в районе г. Новоуральск
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра.

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка
В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".


Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток".

Обелиск на перевале Большой Урал
Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский
Столб был установлен в 1878 году в период строительства Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Раньше здесь был один столб, а теперь два совершенно одинаковых столба. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Раньше, когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.

Обелиск у деревни Кедровка
Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва Серебрянка. Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте
В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой
Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет
На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым
В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале
Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал
Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар
Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов.
© Дмитрий Ворощук, июнь 2008 г.
© Светлана Жидкова, июнь 2008 г.
Допускается свободная публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования и письменного разрешения.

Это не праздный вопрос. Я 34 года учила детей в школе географии, моя сестра и её муж тоже географы, и дочь моя вот уже 8 лет как ведет этот предмет. И мы все знаем и учим, что граница проходит следующим образом: Уральские горы (60° в.д.) - р. Эмба - Каспийское море - Кумо-Манычская впадина - Азовское море - Керченский пролив - Черное море - пролив Босфор - пролив Дарданеллы - Средиземное море.
В школьных учебниках ничего не изменилось, а вот в СМИ, на некоторых картах и в запросто издающихся сейчас книгах, которые их издатели называют географическими, всё не так.
Примерно с 2001 г. слышу, что Эльбрус - высочайшая вершина Европы, что Кабардино-Балкария - европейская республика, что Грузия, Азербайджан, Армения и Турция целиком лежат в Европе (?!).
Недавно купила «Иллюстрированный атлас мира» изд-ва «Ридерз Дайджест» (2008 г.). Думала, правда атлас. А в нем на картах Россия вообще не находится в Европе, что не мешает Эльбрусу именоваться высочайшей вершиной Европы!
Читаешь выходные данные, оказывается - в каждом подобном издании есть географы-консультанты. О чем же они думают? Или я отстала от жизни? Тогда как же быть с учебниками и что говорить детям?
А с географией в школе и без того - беда. Видимо, кто-то надеется, что «извозчик довезёт» А ведь без географии мы нигде.
Природоведение во многих школах сейчас отдано биологам, а раньше оно подготавливало детей к физике, астрономии, биологии и к географии, разумеется. Что можно дать за 1 час в неделю в 6-м классе? Разве можно немаленький наш мир вместить в 2 часа в 7-м классе?
И астрономию перестали преподавать. Немудрено, что выпускники средних школ думают, что солнце обращается вокруг Земли. Вы еще не встречали таких?

Г.А. ПАВЛЕНКО , учитель географии,
пос. Зюкайка, Верещагинский район, Пермский край

Уважаемая Галина Анфиногеновна!
Вы подняли очень важный во­прос. Он стои"т почти столько же веков, сколько существует география. Наша газета не раз обращалась к этой теме, в 90-е годы были опубликованы специальные историко-географические исследования (см. например: В.П. Чичагов. Граница Европы и Азии//География, № 12/1997). В них рассматривалась историческая изменчивость человеческих представлений о границах таких культурных макрорегионов, как Европа, и вывод был для нас с вами неутешительный: однозначного решения нет.
Вместе с тем очевидно, что в учебных целях хорошо было бы упорядочить номенклатуру. Как это можно сделать? Например, согласованным решением ряда авторитетных географов. «География» направила копии вашего письма ряду крупных географов современности. Возможно, их ответы дадут импульс к выработке всероссийского решения (или подтверждению решений, ранее принятых). Первым на наше с вами обращение откликнулся Александр Павлович Горкин, заведовавший в 70-90-е годы редакцией географии научного издательства «Советская энциклопедия», а в 1994-2001 гг. возглавлявший всё издательство «Большая Российская энциклопедия» и знающий проблему в разных ее аспектах.

Коллега, ответить на ваш вопрос: где проходит на суше граница между двумя частями света, Европой и Азией, совсем не просто - по целому ряду причин.
Во-первых, «часть света», в отличие от «материка» (или «континента»), - понятие не физико-географическое, а историко-географическое, может быть, даже культурно-географическое, «цивилизационное». Отождествлять их нельзя*. Правда, большинству частей света (Африка, Австралия и Океания, Америка) «повезло» - их природные и историко-географические границы практически совпадают. Они достаточно четко обозначены водными рубежами (не речными, а Мирового океана!), хотя лимитация и этих частей света в каждом случае имеет свои особенности. Часть света «Америка» состоит из двух континентов, острова Гренландия, архипелагов Вест-Индии; Суэцкий канал искусственно замкнул водные рубежи части света «Африка», отделив ее от «Азии»; континент «Австралия» стал только частью части света «Австралия и Океания» (простите за тавтологию), «слившись» с островами и архипелагами Тихого океана. Континент (материк) «Евразия» занимает в этом отношении особое положение, «приютив» на своей огромной территории два историко-географических макрорегиона, две части света - Европу и Азию, между которыми на востоке и юго-востоке нет никаких жестких «цивилизационных» границ,
Само содержание историко-географического понятия «Европа» именялось с течением времени. Введенное в употребление в VI-V вв. до н.э. древнегреческими учеными Гекатеем и Геродотом, оно первоначально относилось лишь к той части ойкумены, которая располагалась к северу от Средиземного моря. В Средние века «Европа» в общественном сознании расширялась на север и восток, сохраняя в себе как основную черту католическо-протестантскую культуру. Никаких физико-географических обоснований этого «расширения» не было. Интересно, что до Петра I Русское государство не относило себя к Европе. Однако более высокий на западе континента уровень экономического и культурного развития вызвал «встречное» движение к «европеизации» - с востока на запад. Когда повторяют, что Петр I «прорубил окно в Европу», то забывают географическую коннотацию этого процесса. «Куда» прорубил, понятно, а «откуда» - фигура умолчания. Так он, видимо, из Азии это прорубал, а не из Австралии! «Европеизация» Российской империи, хотя и не быстрыми темпами, продолжалась в XVIII-XIX вв. Более энергично шло развитие страны в восточном, «азиатском» направлении. И общественное сознание по-прежнему не отождествляло подданных Российской империи с европейцами. Вспомним хотя бы слова А.С. Пушкина, что «единственный европеец в нашей стране - это правительство».
Во-вторых, существуют различные подходы физико-географов (включая геоморфологов, биогеографов, гидрологов и др.) к определению восточной границы Европы, т.е. в пределах Российской Федерации. Критерии берутся из самых разных отраслей знания: тектоника, орография, гидрологический режим, ландшафты, биогеоценозы и пр. Представляется, что никакого прямого отношения к определению границ историко-культурных пространственных образований они не имеют. Это примерно то же самое, что определять границу между Палестинской автономией и Израилем по тектоническому разлому или между католической и протестантской Европой - по среднегодовым температурам воздуха и числу солнечных дней в году. Кстати, интересно, что проблема границы между Европой и Азией почему-то больше волнует природоведов, чем историков или экономико-географов.
В-третьих, проблема идентификации населения, его «историко-культурного» самоощущения. Спросите, например, грузина или армянина - он живет в Европе или Азии? Большинство ответит, что в Европе. Их не интересует тектоника Закавказья и Кумо-Манычская впадина, но они прекрасно знают, что их страны - старейшие христианские государства не только Евразии, но и мира, следовательно, они европейцы**. Спросите об этом же азербайджанцев: многие (но не футбольные болельщики на чемпионатах Европы!) скажут, что живут в Азии. Любопытно, что в советские времена в ежегодных справочниках «Народное хозяйство СССР» Центральное статистическое управле-ние относило все три закавказские республики к Европе.
В-четвертых, очень многие специалисты-географы не придают принципиального значения какому-то точному установлению восточной границы между Европой и Азией и признают мирное сосуществование разных точек зрения, справедливо полагая, что в природе нет особых «европейских» или «азиатских» процессов и явлений.
В-пятых, встречаются и случаи «патриотической шизофрении» - в одном и том же издании авторы утверждают, что юго-восточная граница Европы проходит по Кумо-Манычской впадине и что высшей точкой Европы является наш российский Эльбрус (!?).
Однако в связи с установлением (лимитацией) точных границ между Европой и Азией могут возникнуть и довольно серьезные геополитические проблемы. Расскажу об одном случае, к которому имел личное отношение. В то время я работал заведующим редакцией географии издательства «Советская энциклопедия». Звонок из МИД (80-е годы): «У нас переговоры со странами НАТО о зоне, где нельзя размещать ракеты определенного типа - как СССР, так и странами НАТО. Они предлагают этой зоной считать всю Европу. Можете ли дать точную справку, где кончается (или начинается) Европа на востоке?» Ю.К. Ефремов (известный советский географ, автор множества статей в энциклопедиях, в т.ч. статьи «Азия» в Британской энциклопедии) и я дали справку, что общепризнанной (или установленной законом) восточной границы Европы нет. Есть несколько вариантов, предлагаемых учеными (не только советскими, но и западными), а также административными органами: по главному водоразделу Урала (или по восточным склонам Урала), по Кумо-Манычской впадине (или по водоразделу Большого Кавказа), по реке Урал (или по реке Эмба). Кроме того, советские административные органы (Госплан, ЦСУ) к Европе относят Грузию, Азербайджан, Армению. Мы также отметили, что в течение веков географы мира «сдвигали» т. наз. «границы» Европы к востоку. Так что «Европа» - это историко-географическое, культурно-цивилизационное понятие, не имеющее на карте четких сухопутных границ . Такова была суть нашей справки (кстати, абсолютно объективной). Я бы и сейчас подписался под этой справкой 25-летней давности. В ходе дальнейших переговоров идея натовцев заглохла, а замысел их был - провести границу Европы в СССР по восточным склонам Урала, реке Эмба, водоразделу Б. Кавказа, т.е. максимально расширить «советскую часть» Европы (где нам нельзя было бы держать предусмотренные договором ракеты) с соответствующими последствиями для обороны нашей страны.
И последний вопрос - как отвечать на ЕГЭ о восточных и юго-восточных границах Европы? Я принципиальный противник бухгалтерской оценки знаний, но мне жалко абитуриентов и их учителей, и я ответил бы так: пишите так, как велят, хотя к настоящей науке это часто не имеет никакого отношения. И еще у меня забавная мысль возникла - как бы ответили авторы вопросов ЕГЭ на запрос МИД России о ракетах в Европе? К счастью, таких вопросов им не зададут.

А.П. ГОРКИН,
доктор геогр. наук, профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

* В последнее время не только в СМИ, но и в официальных публикациях все чаще встречается выражение «континент Европы», что с научной точки зрения абсолютно безграмотно.
** Логика, впрочем, не совсем безупречная, если принять во внимание азиатский генезис этой религии.

Чтобы найти границу между Европой и Азией, для начала потребуется открыть географический атлас. Вы увидите, что чаще всего граница между этими частями света идёт по восточной подошве Уральских гор, Мугоджар, а также реке Эмба, вдоль северного берега Каспийского моря, по Керченскому проливу и Кумо-Манычской впадине. По нашей стране общая протяжённость границы составляет более пяти с половиной тысяч километров. Из них 2000 км тянутся вдоль Уральского хребта, а девятьсот метров вдоль Каспийского моря.

Стоит отметить, что в отдельных источниках граница между Европой и Азией определяется по водоразделу Уральского хребта, а именно – по реке Урал, а также водоразделу Кавказского хребта.

Как проходит граница

Теперь рассмотрим подробней, где граница Европы и Азии. Как мы уже отмечали ранее, её линия начинается от побережья Карского моря. Она идёт, начиная с восточной подошвы Уральского хребта. Линия границы проходит между Республикой Коми и Ненецким автономным округом с Запада и Ханты-Мансийским и Ямало-ненецким округом с востока.

Затем граница идёт восточней административной границы между двумя областями – с запада Пермского края, а с Востока – Свердловской области. Юго-западные районы последней при этом остаются в Европе.

Далее граница оставляет в Европе Саткинский, Катав-Ивановский и Ашинский районы Челябинской области, а кроме того – западные территории городов и районов областного подчинения, граничащих с Башкирией. Граница делит также Оренбургскую область, оставляя в Европе большую часть её территории. По Актюбинской области Казахстана граница продолжается уже к югу. Там она идёт по восточному подножию Мугоджара и выходит к Прикаспийской низменности по реке Эмбе. Затем через Каспийское море попадает к устью реки Кумы, после проходит по Кумо-Манычской впадине к низовьям Дона и далее уходит по берегу Азовского моря с южной стороны.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»