В чем заключается конфликт пьесы. Основной конфликт пьесы «Гроза

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий «темного царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил.

В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно определить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и в античной трагедии. Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум-мобиле, что является отличительной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом.

Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание.

Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы «Домостроя». То чувство, которое зародилось в Катерине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство. Пьеса «Гроза» - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Если рассматривать «Грозу» как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выглядит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внимание зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей раскладывается таким образом, что и конфликт возникает и разрешается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается. Что же происходит в «Грозе»? Замужняя женщина, довольно богобоязненная, полюбила другого человека, тайно встречается с ним, изменяет мужу. Единственное, что волнует ее -- это ее отношения со свекровью, которая является представителем «века минувшего» и свято охраняет именно букву закона, а не само содержание, говоря иносказательно. Катерина при такой раскладке конфликта и таком его понимании в свете жанрового определения «Грозы» как социально-бытовой драмы является олицетворением нового времени, «века нынешнего», и наряду с Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против пережитков прошлого, против домостроя, против самой атмосферы застойника отмерших правил и порядков, олицетворением которого является дореформенный Калинов. Легко выявляются и главные антагонисты -- Катерина и Кабаниха.

В таком духе понимали «Грозу» многие критики и, в частности, Н. А. Добролюбов. Вот сталкиваются сильные личности, два антагониста, кто-то из них должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы, обреченным человеком оказывается не старая Кабаниха со своими архаическими взглядами на жизнь, а молодая, полная сил Катерина, окруженная своими единомышленниками. В чем же дело? Что же произошло? Конфликт старого и нового, «века нынешнего и века минувшего», казалось бы, разрешен, но несколько странным образом. Все это приводит нас к мысли о том, что конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и тоньше, чем на первый взгляд кажется. Безусловно, искусно выстроенная сюжетная линия, противостояние двух сильных личностей -- Катерины и Кабанихи имеют место и дают нам возможность наблюдать конфликт социально-бытового характера, напоминающий любой нынешний телесериал. Но глубоко скрытый конфликт выявляется здесь при несколько ином прочтении пьесы и другом жанровом определении, при другой трактовке сюжета «Грозы». Определение жанра «Грозы» и понимание конфликта как социально-бытового, данного А. Н. Островским, является здесь не только данью традиции, но и, пожалуй, единственно возможным вариантом в то время. А. И. Журавлева так объясняет это явление: «...вся история предшествовавшей Островскому русской драматургии не давала образцов такой трагедии, в которой героями были бы частные лица, а не исторические деятели, хотя бы и легендарные» А.И. Журавлева. Итак, жанровое определение «Грозы» при другой трактовке -- трагедия, а трагедия, соответственно, предполагает более высокую ступень конфликта, чем в драме. Противоречие осуществляется не на уровне системы персонажей, а на более сложном уровне. Конфликт возникает, прежде всего, в сознании героя, который борется с самим собой.

История трагедии уходит далеко в глубь веков, но обычно действующими лицами, начиная от античной трагедии, являлись исторические личности. Достаточно вспомнить Антигону Софокла, которая не знает, как ей поступить, не нарушив своих моральных, внутренних нравственных принципов (а отнюдь не «внешних», синтезированных государственных законов).

Таков и конфликт у А. Н. Островского, он внутренний, нравственный, только его переживает не царская дочь или знатная дама, а простая купеческая жена. Воспитанная на христианской морали и домостроевских принципах, она с ужасом видит их крушение не только вокруг, но и внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее рушится, «время стало в умоленье приходить», говорит странница Феклуша. Сознание своей" греховности и в то же время понимание того, что она ни в чем не виновата и не в ее силах противостоять страсти, доводит ее до неразрешимого противоречия внутри себя.

Катерина не может не любить Тихона -- ведь так она предает Бога в своей душе, но тем не менее случается страшное, и Катерина не в силах что-либо изменить. Конфликт состоит не в антагонизме Кабанихи и Катерины, которая на первый взгляд добивается права на свободу выбора чувств, конфликт заложен в самой Катерине, видевшей в такой борьбе преступление против Бога и не сумевшей смириться с этим. И не Кабаниха губит Катерину, как в финале восклицает Тихон, воспринимающий все происходящее с точки зрения человека нового времени, -- Катерину губит собственная гнетущая противоречивость ее чувств. Но понимание внутренних переживаний Катерины недоступно Тихону, как и всем другим персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются на второй план, служат лишь фоном, декорацией для проявления характера Катерины, как, например, Дикой или барыня.

А по сути, один из главных героев, Борис, вообще характеризуется как «принадлежащий более к обстановке». Все герои как бы образуют единое целое -- их неверие вкупе с прогрессивным мировоззрением Кулигина выступает своеобразным противовесом фанатичной вере Катерины. В то же время почти сектантская вера Катерины приводит к неразрешимому противоречию в ее душе, тогда как все остальные давно примирились со своей совестью. Это противоречие не может мирно разрешиться, и Катерина не способна пойти на компромисс с самой собой.

Катерина резко отличается от всех остальных героев, тем не менее она очень похожа на Кабаниху. Обе фанатично верят, обе осознают ужас проступка Катерины, но если Кабаниха охраняет старое, отжившее, то Катерина к тому же верит всей душой, и для нее все эти испытания во много раз тяжелее, чем для Кабанихи. Не выдерживая состояния неопределенности, Катерина видит выход в покаянии, но и это не приносит ей облегчения. Покаяние уже не играет особой роли, возмездие неотвратимо, Катерина, как все истинные верующие, фаталистка и не верит в то, что можно что-либо изменить. Покончить с трагическим конфликтом в душе можно лишь одним способом -- лишиться ее, лишить ее бессмертия, и Катерина совершает самый тяжкий грех -- самоубийство.

Итак, мы видим, что кульминация и развязка этой трагедии диктуется самим жанром, и это уже не социально-бытовая драма с ее внешним конфликтом. Пьеса строится по законам трагедии; жанр, композиция, сюжет -- все влияет на конфликт, делая его тонким и многогранным, глубинным и многозначительным.

Можно с уверенностью сказать: «Гроза» является как бы началом возникновения новой традиции и одновременно остается по своеобразности конфликта «уникальным явлением в русской литературе XVIII века».

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи.

В основе «Грозы» лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, «темного царства» самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера.

Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи.

Эти персонажи - влиятельные купцы - олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка. В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению. И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается «слезами видимыми и невидимыми», которые обильно льются «за замками да запорами». Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть «самодуров» приобрела столь ужасающие формы. Да и дикие р кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.

Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и «огненном змее»; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.

Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. «Сами самодуры... добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие», - писал Н.А. Добролюбов.

Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего «темного царства», Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж - Катерина, которую Добролюбов назвал «новым типом, создаваемым русской жизнью». И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы «темного царства». Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы XIX века.

Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка. Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.

Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности. Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: «Почему люди не летают, как птицы?» Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть «темного царства». Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова - Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.

Самодуры чувствуют, что приходит конец их «царству», что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом смысл названия драмы «Гроза» и сущность социального конфликта пьесы.

Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, она представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений. На примере Катерины Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия. Поэтому можно сказать, что сущность конфликта «Грозы» заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.

Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов - это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени - «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных».

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза ».

Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей.
Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга.
Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.


Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского сочинение по теме |

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.



Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

10 класс. А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

1. Определите жанр произведения.

а)семейно-бытовая драма

б) трагедия

в) комедия

г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

д) психологическая драма

2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».

а) философский

б) социальный

в) идеологический

г) внутренний

д) семейный

3. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».

а) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша

б) завязка 2) гибель Катерины

в) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью

г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша

4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

а) символическими деталями - калитка, забор

в) отсутствием связи с другими городами

г) образом Феклуши

5. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в харак­тере Кулигина

б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) описать волжский берег

6. Система образов в пьесе «Гроза» строится по прин­ципу «парности». Определите эти пары среди ука­занных персонажей.

Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Вар­вара.

7. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишни­ми персонажами».

а) Варвара

б) Кудряш

в) Кулигин.

г) Феклуша

д) полусумасшедшая барыня

е) Шапкин

ж) Глаша

8. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха - Дикой

б) Катерина - Варвара

в) Катерина - Кабаниха

г) Катерина - Тихон

9. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.

Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабани­ха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.

10. А. Н. Островский широко использует в пьесе об­разы-символы. Выделите их из перечисленных.

Тропинка; белый платок; луг за рекой; вечный двига­тель; могила; стихи Державина; гроза; ключ.

11. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?
«- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних по­едом заела совсем...»

а) Борис

б) Кулигин

в) Катерина

г) Дикой

12. Кому из русских критиков принадлежит эта оцен­ка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она еже­минутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера...»?

а) Н. А. Добролюбову

б) Д. И. Писареву

в) В. Г. Белинскому

г) И. А. Гончарову

13. В какой момент происходит основная кульмина­ция пьесы?

а)публичное признание Катерины в своей греховности

б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы

г) в пьесе отсутствует кульминация

14. Почему А. Н. Островский был назван «отцом рус­ского национального театра»?

а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушки­на, Н. В. Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской дра­матургии

г) построил здание Малого театра

Ответы к тесту « А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

1. г

2. г, д

3. а - 4, б - 1, в - 3, г - 2

4. г

5. в

6. Катерина - Кабаниха; Кабаниха - Дикой; Катерина - Борис; Варвара - Куд­ряш; Катерина - Варвара

7. д, е, ж

8. в

9. «темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня;

«жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш

10. белый платок, могила, гроза, ключ

11. б

12. б

13. в

14. в

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»