«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным в Болдино в 1933 году. Полный ее текст можно прочесть . Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.
Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Вторая царица , жена царя – красавица. Отрицательный герой.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
Самовлюбленная эгоистка
горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
У нее было волшебное зеркальце, которое на протяжении лет тешило ее непомерное самолюбие. В один прекрасный день зеркальце отказалось уверять ее в том, что она
всех милее,
Всех румяней и белее.
И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю. Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила перед собой цель извести юную царевну. И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.
Царевна – девушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.
Чернавка – сенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.
Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.
Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье. Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.
Пример: Царевна и королевич Елисей ХарактеристикаЦаревнаКоролевич Елисей Внешность: Молодость «Царевна молодая…», «За красавицей душой, за невестой молодой…» «Невеста молодая…» «И жених сыскался ей…» (описания почти нет) Черты характера: Любовь друг к дружке Верность Робость, застенчивость: «…До смерти испугалась и взмолилась…» «Мне всех милей королевич Елисей…», «И зарыдали оба…» «Но другому я навечно отдана…» Смелость, настойчивость: «Помолясь усердно Богу отправляется в дорогу…», «За ним с мольбой погнался…», «Не унывая к ветру кинулся, взывая…» «Он горько плачет…», «Королевич зарыдал…», «На прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз», «В руки он её берёт и на свет из тьмы несет…» «И о гроб невесты милой он ударился всей силой…» Речь (красивая, выразительная) «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…», «Что, Соколко, что с тобою?...» «Свет, мой солнышко!», «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» «Аль откажешь мне в ответе?..», «Беседуя приятно, в путь пускаются обратно…»
Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Главные герои "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"и их характеристика
- Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.
- Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице
- Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
- Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья
- Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.
- Чернавка, прислуга царицы, пожалела царевну.
- Рождение царевны и смерть матери
- Новая супруга царя
- Чудо-зеркальце
- Зависть царицы
- Чернавка в лесу
- Царевна у семи богатырей
- Царица дарит яблоко
- Хрустальный гроб
- Солнце, месяц и ветер
- Елисей находит гроб
- Смерть царицы
- Свадьба
- Царь женится на царице и та считает себя самой красивой на свете, а потому мечтает извести царевну.
- Она отправляет царевну в лес, но Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей.
- Царица узнает о том, что царевна жива и дарит ей яблочко, откусив от которого царевна умирает
- Елисей по всему свету ищет царевну и ветер подсказывает ему, как ее найти
- Елисей разбивает гроб и царевна оживает
- Мачеха-царица с тоски умирает, а молодые играют свадьбу.
Зависть и гордыня являются очень страшными человеческими пороками.
Чему учит "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Эта сказка учит нас добру, тому, что добро все равно окажется сильнее зла. Она учит нас настойчивости и верности. Она учит нас, что главное в человеке - его душа, и если душа уродливая, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.
Признаки волшебной сказки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
- Волшебный помощник - зеркальце
- Волшебные существа - солнце, месяц, ветер
- Победа добра над злом.
Сказка "О мертвой царевне" Пушкина мне очень понравилась. В ней главная героиня, царевна, такая красивая и добрая, что все вокруг ее любят и жалеют. А ее мачеха-царица такая злая и завистливая, что умирает с тоски от того, что кто-то оказывается красивей ее. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом. Очень красиво в ней представлены образы богатырей, которые занимались защитой Родины от врагов.
Пословицы к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
Добрая слава злому ненавистна.
Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Краткое содержание, краткий пересказ "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
Старая царица ждала возвращение царя девять месяцев и когда тот вернулся, родила дочь и умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица оказывается очень красивой, но при этом очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркальца, кто красивей всех.
Молодая царевна подросла, у нее появился жених с хорошим приданным, и зеркальце сказало царице, что теперь царевна всех красивей.
В ярости царица велит Чернавке увести царевну в лес и погубить там. Чернавка уступает просьбам царевны и отпускает ее.
Царевна не пропадает в лесу, а находит красивый терем. Она прибирается в нем и топит печку.
Возвращаются семь богатырей и видят наведенный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит царевна, богатыри ее узнают и оказывают разные почести.
Царевна живет у богатырей и те влюбляются в нее. Они спрашивают, не выберет ли царевна одного из них, но царевна признается, что у нее есть жених.
Между тем, царица узнает, что царевна жива, и горит желанием извести ее. Она переодевается в старушку и идет к терему. Собака лает на нее, но царевна бросает старушке хлеба. В ответ царица бросает яблоко. Царевна кусает яблоко и умирает.
Так ее находят богатыри и кладут в хрустальный гроб.
Между тем, королевич Елисей ищет свою любимую. Он спрашивает о ее судьбе у солнца и месяца, но те не могут ему помочь. Тогда Елисей обращается к ветру и ветер рассказывает ему про хрустальный гроб.
Елисей находит гроб и в горе ударяется о него лбом. Гроб разбивается и царевна оживает.
В это время царица, как обычно беседует с зеркальцем, и зеркальце говорит о молодой царевне. Царицу берет тоска и она умирает.
Елисей женится на царевне.
Иллюстрации и рисунки к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
А. С. ПУШКИНА
Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.
Сочинение на тему: ЦАРИЦА И ЦАРЕВНА В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА
4.2 (84.64%) 466 votesНа этой странице искали:
- характеристика героев сказки о мёртвой царевне и семи богатырях
- в чем превосходство царевны над царицей
- в чем превосходство царевны над царицей в сказке о мертвой царевне
- сочинение на тему в чем превосходство царевны над царицей
- характеристика мертвой царевны
Разработка урока
учителя русского языка и литературы МБУ СОШ № 56 г.о.Тольятти
Мальковской Наталии Николаевны
Предмет: литература
Класс: 5 «Б»
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Добро и зло в сказке.
Дата проведения: 03.03.2014г.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: 1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4.развитие навыков самоконтроля;
Образовательная цель: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Формирование УУД:
Личностные действия: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Познавательные действия: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные действия: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Вы узнали песенку, которая играла перед уроком? Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки. Называют песню.
Включение в учебный процесс
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляцияАктуализация знаний и постановка учебных целей. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова грузинского поэта Шота Руставели.
- Напомните мне, что такое сказка?
- Какими качествами обладают сказочные герои?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебных целей на этот урок
Ругулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Делать выводы, обобщения.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
«Открытие нового знания».
Работа с текстом. - Что же такое добро и зло? Как вы понимаете эти слова? Чем они являются с точки зрения русского языка? Можем ли мы сказать, что добро и зло – это противоположные понятия?
- Назовите добрых и злых героев сказки?
- Какой вывод можно сделать?
- Составьте сравнительную характеристику Царевны и Царицы? Представьте ее в виде таблицы.
- Почему Мачеха решила погубить падчерицу?
- какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
- обладает ли добрый человек такими качествами?
- А как относится царевна к царице?
- Зачитайте и проанализируйте поведение царевны в доме богатырей.
- Как царица пытается второй погубить царевну? Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:
3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
Первичное закрепление - Что же получается, что Зло все-таки победило?
- В сказках у Добра всегда много помощников, а зло одиноко.
- Что же происходит со злой царицей-мачехой?
- Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
Выразительно читают нужные отрывки текста.
Анализируют отдельные эпизоды сказки.
Обобщают, подводят итог, высказывают свою точку зрения.
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Выступать перед аудиторией.
Самостоятельная работа Викторина по иллюстрациям сказки на знание текста Ребята в группах работают по тексту
Познавательные:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать нужную информацию.
Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Рефлексия деятельности - Ребята, скажите, какой вопрос на уроке был главным?
- К какому выводу мы пришли?
- Оформите свое впечатление от урока в виде синквейна. Самостоятельное написание сиквейна на сказку.
Афиширование результатов.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Итог урока - В произведениях литературы отражается жизнь. Но в жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы любим, желаем добра, здоровья. Но тут же и завидуем, обижаемся, бывает, ненавидим. Домашнее задание Ответьте письменно на вопрос: «Считаете ли вы себя добрым?» Записывают
задания в дневники.