Мастер и маргарита, трагическая любовь мастера и маргариты в конфликте с. Трагическая любовь мастера и маргариты История любви мастера и маргариты анализ

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

К потустороннему миру в романе в большей мере принадлежит и мастер, Это – персонаж, безусловно, автобиографический, но построенный, прежде всего с опорой на известные литературные образы в широком литературно-культурном контексте, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он меньше всего похож на современника 20-х или 30-х годов, его можно легко переместить в любой век и в любое время. Это философ, мыслитель, творец, и с ним в первую очередь оказывается, связана философия “Мастера и Маргариты”.

Портрет Мастера: “бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”,- выдает несомненное портретное сходство с Гоголем. Ради этого Булгаков даже сделал своего героя при первом появлении бритым, хотя в дальнейшем несколько раз специально подчеркнул наличие у него бороды, которую в клинике дважды в неделю подстригали с помощью машинки (здесь свидетельство того, что смертельно больной Булгаков не успел до конца отредактировать текст). Сожжение мастером своего романа повторяет как сожжение Гоголем “Мертвых душ”, так и сожжение Булгаковым первой редакции “Мастера и Маргариты”. Слова Воланда, обращенные к Мастеру: “А чем же вы будете жить?”- это парафраз известного высказывания Н.А.Некрасова, адресованного Гоголю и приведенного в воспоминаниях И.П.Папаева: “Но надобно и на что-то жить”. Но главную роль при создании Мастера играли, повторяем, источники литературные.

Так, слова “я, знаете ли не выношу шума, возни, насилий” и “в особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания ярости или какой-нибудь иной крик” почти буквально воспроизводят сентенцию доктора Вагнера из “Фауста”.

Мастер уподоблен и доктору Вагнеру – стороннику гуманитарного знания. Наконец, от Фауста у Мастера его любовь к Маргарите.

Булгаковский Мастер – философ. Он даже наделен некоторым сходством с Кантом. Он также как и Кант равнодушен к радостям семейной жизни. Мастер бросил службу и в подвале застройщика вблизи Арбата засел за написание романа о Понтии Пилате, который счел своим высшим предназначением. Подобно Канту, он ни разу не оставлял места своего уединения. У Мастера, как и у Канта, оказался только один близкий друг – журналист Алоизий Могарыч, покоривший Мастера необыкновенным сочетанием страсти к литературе с практическими способностями и ставшим первым после Маргариты читателем романа.

В Мастере, как мы уже неоднократно подчеркивали, немало от самого Булгакова – начиная от возраста, некоторых деталей творческой биографии и кончая самой творческой историей “заветного” романа о Понтии Пилате. Но между писателем и его героем есть и очень существенные различия. Булгаков вовсе не был таким замкнутым человеком, каким выведен мастер в романе, не был полностью подавлен жизненными невзгодами. Он любил дружеские встречи, определенный, хотя и узкий, особенно в последние годы жизни, круг друзей.

У Мастера есть романтическая возлюбленная Маргарита, но их любовь не предполагает достижения земного семейного счастья. Героиня, чье имя вынесено в название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием писателя подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие (именно она добивается прощения сначала для Фриды а потом и для Пилата). Этот образ выполняет роль монады - основной структурообразующей единицы бытия в романе, ибо именно милосердие и любовь призывает положит в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.

Маргарита действует во всех трех измерениях: современном, потусторонним и древнем. Этот образ не во всем представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера. Но угроза гибели невинного ребенка оказывается тем порогом, который никогда не сможет переступить истинно нравственный человек, и для Маргариты наступает отрезвление. Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Но этот грех совершается в иррациональном, потустороннем мире, действие Маргариты здесь никому не причиняет никакого вреда и потому не требует искупления. Маргарита так и остается для нас, читателей, идеалом вечной, непреходящей любви.

На протяжении всего романа Булгаков бережно, целомудренно и умиротворенно ведет рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные, черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Матера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет вообще.

Маргарита - единственная оставшаяся опора Мастера, она поддерживает его в творческой работе. Но окончательно соединится они смогли лишь в потустороннем мире, в предоставленном Воландом последнем приюте.

В одном из самых ранних вариантов второй редакции булгаковского романа, датируемом 1931г. Воланд говорит герою (мастеру): “Ты встретишь там Шуберта и светлые утра”. В 1933г. награда Мастеру рисуется так: “ Ты не поднимешься до высот, не будешь слушать романтические бредни”. Позднее, в 1936г., речь Воланда выглядит следующим образом: “Ты награжден. Благодари бродившего по песку Иешуа, которого ты сочинил, но о нем больше никогда не вспоминай. Тебя заметили, и ты получишь то, что заслужил <…> Исчезнет из памяти дом на Садовой, страшный Босой, но исчезнет мысль о Ганоцри и о прощенном игемоне. Это дело не твоего ума. Кончились мучения. Ты никогда не поднимешься выше, Иешуа не увидишь, не покинешь свой приют”. В варианте 1938г. последней редакции Булгаков, очевидно, вернулся к замыслу 1931г. и даровал своему герою свет, отправив его и Маргариту по лунной дороге вслед за Иешуа и прощеным Пилатом.

Однако в окончательном тексте некая двойственность награды, дарованной Мастеру, все же осталась. С одной стороны, это не свет, а покой, а с другой стороны, Мастер и Маргарита в вечном своем приюте встречают рассвет. Знаменитый заключительный монолог лирического героя “Мастера и Маргариты”: “Боги! Боги мои! Как грустна вечерняя земля...”, не только передает переживания смертельно больного писателя.

Покой, обретенный мастером – это награда не менее, а в чем-то и более ценная, чем свет. Он резко противопоставлен в романе покою Иуды из Кариафа и Алоизия Могарыча, обреченному благодаря гибели и страданиям людей.

Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Булгаков написал гениальный роман “Мастер и Маргарита”. Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в этом произведении некоторые главные мотивы всего творчества.

Главные герои романа Мастер и Маргарита - люди женатые, но их семейная жизнь была не очень счастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа роман утратил бы свою привлекательность. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа, воплощением живой горячей любви. Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью ее расправы над врагом Мастера Латунским, с ее нежной готовностью к материнству. Женщины, которой ничего не стоит сказать черту: “Милый, милый Азазелло!”, потому что он заронил в ее сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного.

В романе яркостью своей натуральной любви она противопоставлена Мастеру. Яростную любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Матвея. Любовь Маргариты, как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью - всесильному Воланду.

Мастер во многом похож на гетевского Фауста и самого автора. Он сначала был историком, а потом внезапно почувствовал свое писательское призвание. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей. Когда Мастер был еще женат, то все свободное время проводил в музее, где он работал. Он был одинок, и это ему нравилось, но, встретив Маргариту, он понял, что нашел родственную душу. В судьбе Мастера была капитальная ошибка, над которой стоит задуматься. Он лишен света, истинного знания, Мастер лишь догадывается. Ошибка эта в отказе от выполнения трудной писательской задачи, от каждодневной борьбы за свет знания, за истину и любовь, за свой роман и рассказ о мужестве Маргариты, спасшей отчаявшегося, замаявшегося Мастера. В реальной жизни Мастер - человек редкого таланта, девственной честности и душевной чистоты. Любовь Мастера к Маргарите - во многом неземная, вечная любовь. Она никак не направлена на создание семьи. Вообще следует отметить, что в романе никто из героев не связан другими родственными и семейными узами. Можно-сказать, образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. Мастер хотел написать роман о Понтии Пилате, но это произведение не приняли критики. Он продал душу Воланду, чтобы написать свой роман. Душевные страдания сломили Мастера, и свое произведение он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей возлюбленной Мастер может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

Почему же между этими героями вспыхнула любовь? Должно быть, в глазах Мастера, как и в глазах Маргариты, горел какой-то непонятный огонечек, иначе никак не объяснить любовь, которая “выскочила” перед ними и поразила сразу обоих. Можно было ожидать, что уж коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. У этой любви оказался мирный домашний характер. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет никогда. Она могла только мысленно умолять его, чтобы он выпустил ее на свободу. По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже какой-то невероятной ценой: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!” - думает она. Окончательно порвав с мужем, с которым связывало ее только чувство благодарности за все сделанное для нее добро, накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. История Мастера и Маргариты - самая главная в романе. Рождаясь, она, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа от края до края, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер стали жертвами искушения, поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Они хотели быть свободными и счастливыми, но в мире, где все поглотило зло, это было невозможно. В мире, где роль и действие человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, любовь, творчество, но им приходится скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого дьявола- Воланда. М.А. Булгаков описал героев, полных жизни, радости, способных ради любви на крайний шаг. Они по силе своей любви стали в ряд бессмертных героев - Ромео и Джульетты и других. Роман еще раз доказывает, что любовь победит смерть, что именно настоящая любовь толкает людей на разные подвиги, пусть даже бессмысленные. Автор проникнул в мир человеческих чувств и показал, если так можно сказать, идеалы настоящих людей. Человек сам волен выбирать между добром и злом, а память человека играет важную роль: она не позволяет черным силам завладеть человеком. Трагедия Мастера и Маргариты в непонимании окружающим миром. Они своей любовью бросили вызов всему миру и небесам.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его
гнусный язык!

Легендарное детище Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», занимает достойное место в русской литературе. Это произведение не сходит с прилавков книжных магазинов уже на протяжении многих лет благодаря актуальности тем, затронутых автором в романе. Одной из ведущих линий романа является любовь Мастера и Маргариты, о которой и пойдет речь. Достойны ли эти люди того, чтобы быть вместе? Вот главный вопрос. С Мастером автор знакомит читателей в тринадцатой главе. Уже здесь перед нами предстает образ любящего мужчины.

Он хранит шапочку с вышитой буквой «М». Именно «она» сшила эту шапочку для Мастера. Кто же эта таинственная «она»? Это та, которая верила в своего Мастера. Та, которая жила его романом. Та, которая пошла на сделку с дьяволом, лишь бы быть с любимым человеком. Это Маргарита. Они оба готовы на самоотверженную любовь. Со стороны Маргариты - это действия, направленные на счастье с Мастером. Со стороны Мастера - желание того, чтобы его любимая забыла о нем. Так было бы лучше для этой бедной женщине.

Их встреча была ознаменована букетиком желтых цветов в руках Маргариты, что символизировало непростой путь влюбленных. Но настоящая любовь оказалась выше и сильнее всех преград и лишений. Любовь Мастера и Маргариты является дилеммой: может ли чистая и светлая любовь быть достигнута лишь сделкой с дьяволом? Я могу с уверенностью ответить на этот вопрос утвердительно: да, может. Любовь - это чувство всеобъемлющее, принадлежащее лишь двоим влюбленным и никому более. Нередко можно услышать фразу, что для достижения цели все средства хороши. В романе это утверждение подкрепляется поступками героини. Целью ее была любовь и счастье с любимым Мастером. Да и разве решится человек, в котором не пылает огонь любви, на такие подвиги? Нет. Маргариту вела сила любви, огромная и безграничная. Именно это сильное чистое чувство провело героев через все тернистые пути, через времена и миры.

Несмотря на обеспеченную жизнь в особняке, Маргарита не довольна своей судьбой. Роскоши она предпочтет подвальчик Мастера, в котором они грешно любят друг друга, дышат друг другом. Но зато вместе, вдвоем. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», - пишет Маргарита своему мужу, улетая навстречу своему истинному счастью. Ею руководит не только любовь, но и чувство злости и обиды за непринятый роман Мастера. Она рушит все, что попадается ей под руку, мстя за любимого человека.

На мой взгляд, бал у сатаны является главным эпизодом романа. Именно он дает понять, сможет ли Маргарита пройти весь ритуал, достойна ли она счастья быть с Мастером. Она надевает на нагое тело наряды, приносящие боль. Она испивает из кубка кровь. Она покорно предоставляет колено для поцелуев мертвецов. Она проявляется милосердие, прощая Фриду за детоубийство. Несмотря на натертые ноги, Маргарита гордо ступает и обходит гостей. А как иначе? Она ведь королева и хозяйка бала! Героиня достойно выносит бал сатаны.

Маргарита не решается напомнить Воланду об обещании, потому что гордая. Даже когда дьявол задает вопрос прямо, она все равно отвечает, что ей ничего не нужно.

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» - произнес Воланд на гордое молчание Маргариты.

Единственное желание Маргариты было озвучено с исказившей судорогой лицо:

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера!»

Это было желание, к которому героиня шла на протяжении всего романа. Это еще раз доказывает чистоту ее помыслов и любви. Автору удалось передать эмоциональное изменение Маргариты через ее реплики, которые насыщены повторами, многоточиями и восклицаниями. Не было предела ее счастью. А Мастеру же все это казалось галлюцинацией, настолько он не верил в возможность снова воссоединиться с любимой. Куда подевалась гордая женщина? Из ее глаз лились слезы, толи счастья, толи горя и жалости. Но теперь они вместе. Они знают это оба.

Символично воссоединению влюбленных сопутствовал и воскрешенный роман Мастера, ведь «рукописи не горят». А если любовь - это рукопись, которую писали днями и ночами, в успех которой верили, которою жили, сгорит ли она? Мастер и Маргарита, уходя вместе в выстраданный мир счастья, доказали, что настоящая любовь пройдет все: она сгорит в языках пламени, но воскреснет из пепла.


Наверное, нет ни одного писателя, который обошел бы в своем творчестве вниманием такую вечную тему, как любовь. И неудивительно: ведь это - самое светлое и сильное чувство, которое может испытать человек. Однако для каждого из нас слово «любовь» означает что-то очень личное: для одних взаимное счастье, для других - страдание и неразделенное чувство, для третьих - жертву. Точно так же и в литературе: в произведениях разных авторов это чувство изображено по-разному в соответствии с их эмоциональным миром. Какова же любовь в романе «Мастер и Маргарита»? Взаимность? Страдание? Жертва? Как и все остальные аспекты романа, она не однозначна и, скорее, сочетает в себе все эти черты.

Если читать роман невнимательно, то создается впечатление, что любовь в нем стоит далеко не на первом месте. Ведь с Мастером читатель знакомится уже ближе к середине книги, в тринадцатой главе, и тогда же впервые заходит речь о его чувстве.

А Маргариту читатель узнает сначала только по рассказам сумасшедшего, и создается впечатление, что она и любовь к ней - всего лишь плод его больного воображения. Тем более что он даже не называет ее имени.

Правда, в девятнадцатой главе, когда половина романа уже прочитана, мы все же знакомимся с женщиной, о которой Мастер рассказывал Иванушке Бездомному в больнице, и убеждаемся, что она действительно существует. Правда, ей посвящена не такая уж и большая часть романа, а ее любимому - Мастеру - и того меньше. Вместе же читатель видит их только в конце книги. Таким образом, кажется, что Булгаков уделил влюбленным не так уж много внимания.

Это именно так, если оценивать произведение с точки зрения математики. С другой же стороны, немаловажно, что по данному поводу думает сам автор? Узнать его мнение просто - надо только прочитать еще раз название романа: «Мастер и Маргарита». Уже только это ставит историю двух влюбленных на первое место. Возникает вопрос: почему главные герои - это именно они, а не Воланд со своей свитой, о которых написано гораздо больше? Почему именно их чувство дало название роману?

Вероятно, потому, что любовь, описанная Булгаковым, как бы выделила Мастера и Маргариту из ряда прочих персонажей, возвысила их над ними до такой степени, что даже высшие силы заинтересовались людьми, способными на такое сильное чувство. Ведь и Воланд, который, по замыслу автора, появился в Москве только для того, чтобы наказывать тех, кто этого заслуживает, помог влюбленным соединиться и наградил каждого из них по заслугам.

Что же такого особенного в этой любви? Она особенна вся - от начала и до конца. О первой встрече и о мгновенно вспыхнувшем чувстве Мастер говорит: «Так поражает молния, так поражает финский нож!» Его это чувство изменило, заставило как бы проснуться. Ведь раньше он не испытывал ничего подобного, хотя даже был женат. Булгаков противопоставляет Маргариту жене Мастера: он никак не может припомнить имени своей супруги, даже щелкая пальцами и вспоминая незначительные детали вроде полосатого платья. Маргариту же он не может забыть, даже сойдя с ума, будучи в психиатрической больнице.

Сама Маргарита другого мнения об их любви: они «любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, не видя», - говорит она. Означает ли это, что героиня предвидела судьбоносную встречу? Скорее всего, Маргарита не была счастлива с мужем и придумала для себя идеальную любовь. Вероятно, именно поэтому она и заметила на улице Мастера, который отвечал ее представлениям о романтическом идеале.

Так или иначе, влюбленные были уверены, что их «столкнула сама судьба», и стали неразлучны. Однако отношение героев друг к другу и к чувству было разным: Мастер каждый день с самого утра ждал любимую, замирая при каждом стуке калитки, она же «шалила» - играла с ним, задерживаясь у окна, не заходя сразу в комнаты. К тому же, в отличие от одинокого писателя, у Маргариты был муж, хороший человек, которого она не хотела бросать. Кто из них любил сильнее? Тогда еще Мастер. Маргарита же испытывала, скорее, романтическую влюбленность, которую подогревала страсть.

Тем не менее, она взяла на себя груз заботы об одиноком человеке: готовила ему обеды, вытирала пыль со старых книг, шила шапочку, а главное - одним своим присутствием поддерживала Мастера, а также помогала в работе, став первой читательницей романа. Возможно, это последнее обстоятельство и послужило причиной зарождения настоящей любви. Маргарита впервые почувствовала себя по-настоящему нужной - не мужу, который был хорошим человеком, но с которым ей было скучно, а Мастеру. Именно поэтому она не оставила его, когда роман отвергли издатели и осмеяли критики. Ведь как раз тогда она стала ему еще нужнее.

В трудное для Мастера время Маргарита была уже не той романтической влюбленной женщиной, которую писатель встретил, гуляя по Москве. Она уже любила всей душой, внутренне чувствуя состояние дорогого ей человека и переживая за него. Простая влюбленность в такой обстановке просуществовала бы недолго; Маргарита именно сейчас впервые задумалась о том, чтобы оставить мужа и переехать к Мастеру насовсем. Она прибежала к нему ночью почувствовав, что любимому плохо, и голыми руками вынимала из огня листы сожженного им романа.

Возникает вопрос: может быть, героине был дорог роман, а не его создатель? Возможно, она любила не человека, а писателя? Недаром она сказала Воланду после бала: «Вся моя жизнь в этом романе».

Однако книга Мастера - это не предмет любви для Маргариты, а, скорее, ее символ. Любит же она самого Мастера. Ведь именно после его исчезновения она чувствует себя такой несчастной, именно его ищет и ждет. Ради него же Маргарита совершает грехопадение, заключив сделку с сатаной. Именно это и становится той жертвой, которую она в итоге принесла ради любви.

Но в самом деле, так ли уж велика была жертва? Ведь Маргарита всего лишь присутствовала на балу у Воланда, не делая ничего плохого даже став молодой и красивой ведьмой. Была ли это, вообще, жертва?

Несомненно. Чтобы вернуть любимого, Маргарита испытала и стыд, принимая гостей сатаны обнаженной, и боль оттого, что ее колено и руку целовали тысячи грешников, осужденных на вечные муки, и страх, когда при ней убили барона Майгеля и предложили выпить его крови. Даже простое согласие выслушать Азазелло у Кремлевской стены было жертвой: ведь Маргарита уже не была той легкомысленной скучающей женщиной, которая познакомилась с Мастером полгода назад. Эта новая Маргарита, несчастная, любящая и страдающая, не хотела даже разговаривать с любым мужчиной, будь то уличный нахал, которым она представила Азазелло, или богатый иностранец. Ни деньги, ни приключения уже не интересовали ее.

Таким образом, Маргарита в любви испытала счастье, а потом прошла через страдание и принесла жертву. Но что же Мастер? Было ли в его жизни то же самое?

Он был счастлив только из-за того, что встретил Маргариту, и наслаждался каждым мгновением, проведенным вместе с ней. Он страдал оттого, что заставил ее страдать. И даже жертва его была принесена не столько во имя любви, сколько ради любимой: Мастер исчез из ее жизни, увидев, что не приносит ей ничего, кроме горя. Он даже готов был отказаться от мечты о том, что когда-нибудь, выйдя из клиники здоровым, снова встретит любимую. Он не писал Маргарите, не давал о себе знать. Почему? Не было ли это жестокостью по отношению к любящей его женщине? Было, однако еще большее страдание причинило бы ей ожидание, а также знание о том, что ее любимый - сумасшедший. Он искренне надеялся ради ее же блага, что Маргарита забудет его.

Чья жертва была более значительной? Трудно сказать: ведь каждый лишился того, что было для него очень важно. Маргарита отказалась от своего доброго имени, от мужа, обеспеченной и комфортной жизни - и все это ради любви. Она готова была умереть, когда по собственному легкомыслию попросила у Воланда в награду не счастья для себя, а прощения для незнакомой женщины, совершившей преступление. Мастер же отказался от самой любви ради счастья Маргариты.

По воле автора влюбленные все же оказались вместе. Почему же он все-таки «отпустил» их из Москвы, подарив взамен другую жизнь? Может быть, потому, что такой любви не место среди обычных людей, в том обществе, которое описывал Булгаков. Ведь даже сами влюбленные не сразу поверили, что все их несчастья позади. Тем более, в их любовь не поверили бы окружающие. Ведь общество не способно принять Мастера или Маргариту такими, какими они стали к концу этой истории. Мастер - душевнобольной, писатель, написавший книгу на запрещенную тему. Маргарита - аморальная женщина, бросившая мужа ради любовника. Только они сами способны были принять друг друга такими. С другой стороны, эта невероятная любовь и жертвы, принесенные Мастером и Маргаритой, возвысили их надо всем миром, сделали их недоступными для понимания остальными людьми. Именно для того, чтобы защитить эту невероятную любовь от людей, не способных ее понять и принять, Воланд и подарил им другую жизнь, в которой они смогут быть вдвоем всегда.

И не читал - в истории ли, в сказке ль, -
Чтоб гладким был путь истинной любви.
В. Шекспир
М. Булгаков считал, что жизнь - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь... она прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны - любимой женщины, которая была его женой. Вскоре после их знакомства она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.
История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная ее тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа.
Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...» - так описывает Булгаков возникновение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но вначале все было очень спокойно.
Впервые встретившись, они разговаривали так, будто знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнувшая любовь, казалось, должна бы сжигать людей дотла, а у нее оказался домашний и тихий характер. В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, хозяйничала, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картошку, ели ее перепачканными руками, смеялись. В вазу ставили не отвратительные желтые цветы, а любимые обоими розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, сулила ему славу, стала называть его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и нараспев. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.
Булгаков очень бережно и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Ее не убили черные дни, когда роман Мастера был разгромлен. Любовь была с ними и во время тяжелой болезни Мастера. Трагедия началась, когда Мастер исчез на многие месяцы. Маргарита неустанно думала о нем, ни на минуту ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает разум, и далее начинается дьяволиада, в которой участвует Маргарита. Во всех бесовских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма Булгакова во славу своей возлюбленной - Елены Сергеевны. С ней писатель готов был совершить «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».
Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской команды в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в награду.
Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его беспокойная память стала потухать», - так завершается история этой трагической любви.
И хотя в последних словах - печаль смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их создателю, суждена долгая жизнь. Многие поколения будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»