Звездная девочка. Бессмертная красота одной короткой жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

January 4th, 2014

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства.

Саша прожила на Земле всего 11 лет , но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она не переставая, и часто засыпала вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением .

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз.
Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её ...


Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало . На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.

С 1989 года состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

Сашу Путря как талантливую художницу знают во всём мире. Саша Путря оставила после себя 2280 рисунков и композиций. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

Слово о доченьке. Евгений Путря

- Сашенька, а кем ты станешь, когда вырастешь?
- Не знаю… Мне всё нравится. Может дрессировщицей, чтобы с собачками выступать. Нет, я, наверное, буду художником.

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.

Рисование для Сашеньки было таким естественным - как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили… это было как гром среди ясного неба - лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть - чудо. И в основе этого чуда - неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.

Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь - десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

- Как Сашенька? Рисует?
- Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное.

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости она не испытывала, попадая сюда снова.

Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: "Ох уж этот четвёртый этаж!..Кто его придумал?"

Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик…Мы говорили с ней про планеты, про "летающие тарелки", про Бога, про людей… Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.

В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили ("профессор ты наш"), скромно отходила,а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили "Похвальной грамотой". Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов - Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь… каждый вечер, после программы "Время", ложились с мамой в кровать и читали до "мотыльков" в глазах.

Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем её детские объятия, приятное прикосновение тёплых щёчек, утомлённое тельце на плече…

Рисовать Сашенька любила под музыку. В её фонотеке около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен. Практически все она знала наизусть. Особенно любила "Голубой щенок", "Али-баба и сорок разбойников", "Приключения Буратино", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Принц и нищий", "Три мушкетёра", "Хоттабыч", "Бременские музыканты", "Приключения капитана Врунгеля"…

Врачи рекомендовали ей избегать яркого солнца, так что гуляли мы с ней рано утром или вечером, когда спадала жара, или когда на дворе было пасмурно. В такие дни садились на велосипед и путешествовали окраинами города, парками или шли по музеям. Больше всего ей нравился Полтавский краеведческий. Хотя бывала здесь уже не раз, всегда шла как на праздник. Ей нравились маленькие зверята - хомячки и ласки. Жалела только, что они не живые и всё выпытывала:

- Они сами умерли или их убили?
- Сами, сами, от старости.
- Как от старости? Они же такие манюсенькие?
- А они больше и не растут.
- Тогда какие же они были детками?
- А вот такие, - показывал ей полмизинца.
- Ой, манюсенькие! Ой, мои хорошие!

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то - совершенно не детской, скорее, материнской - нежностью, как будто чувствовала его незащищенность. Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка. Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас…

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: "Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу". Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь - встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: "Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?" И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла. Её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры…

Уже теперь, когда она ушла, многие из тех, кто, посмотрел её рисунки и композиции, задают один и тот же вопрос: "А кто из художников ей больше всего нравился? Кому она пыталась подражать?" Мы как-то не замечали, чтобы она кому-то подражала. Не следует забывать, что она всё-таки ребёнок, и способы выражения её чувств к окружающему миру не нуждались ещё в подражании.

А среди многочисленных книг по изобразительному искусству, которые были в нашей домашней библиотеке, она чаще всего выбирала "Рисунки Дюрера", "Дюрер и его эпоха".Эти книги очень богато иллюстрированы, и она подолгу рассматривала их, отдыхая после рисования. Нравился ей Ганс Гольбейн, но особенно поразил Альбрехт Альтдорфер! Его "битву Александра Македонского с Дарием" она рассматривала с лупой в руках, увлекаясь необычным небом и эпическими облаками над толпами всадников. И всё-таки любимым художником был для неё Дюрер. Что она в нём находила - осталось её тайной.

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала "с головы", по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино - сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов "маминых студенток" (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё - рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых "поселила" десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк…

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство - "Дом родной". Главный редактор - "Фунтик". Главный художник - "Маленький бухгалтер". Поэт - "Какашка в пушку" (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось).И посвящение: "На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши".Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! -
Мне найди миллионера,
Но чтоб был он молодой,
И, как папа, с бородой.
Чтоб была у него яхта,
А на вилле така шахта,
Где бы муж мой бородатый
Копал золото лопатой.
Да ещё скажи, что я
Подрасту, его любя,
И поженимся весной,
Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями…

…22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу - "Автопортрет". Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: "Нарисую, нарисую! Всем нарисую!"

А в ночь на 24 января 1989 года она отошла. Последние её слова были: "Папа?.. Ты прости меня… За всё… "

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~

(с) За собраный материал и наводку спасибо

6 декабря 2013, 23:06

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства. Сашина мама, Виктория Леонидовна, была хормейстером и преподавала в музыкальном училище. А отец, Евгений Васильевич, - профессиональным художником. Девочка просиживала в его мастерской дни напролет и, естественно, не могла не заинтересоваться "ремеслом". К тому же репродукции лучших художников мира девочка могла рассматривать буквально с пеленок - ими вместо обоев была оклеена одна из стен гостиной. Саша прожила на Земле всего 11 лет, но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры. "Меня буквально ошеломила одна из самых первых работ Сашеньки, которая, к сожалению, не сохранилась, - вспоминает Евгений Васильевич. - Как-то мы читали воспоминания друзей Пушкина по лицею и узнали, что они называли его между собой Сверчком. Сашеньку это рассмешило, и она уже через пятнадцать минут нарисовала поэта в обличье сверчка. Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат".Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она не переставая и часто засыпала, вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением...Увы, за настоящий талант приходится платить невыносимую цену. Еще в пятилетнем возрасте девочке был поставлен страшный диагноз: лейкемия. После двухмесячного курса усиленной терапии родители отправились с ней в Киево-Печерскую Лавру. "Возможно, где-то на небесах услышали наши молитвы, и дочери были дарованы еще шесть лет жизни. По словам специалистов, столько прожить с лейкемией практически невозможно", - говорит отец. Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю. Всякий раз, ложась в больницу, девочка брала с собой книги и все необходимое для рисования. У родителей был особый способ общения: если мать показывала отцу, приезжавшему в больницу, новые рисунки, значит, все шло хорошо. Если рисунков не было, это означало, что болезнь наваливалась с новой силой. Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её. Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.С 1989 года состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

22 января 1989 года, уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу – "Автопортрет". Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Саша улыбалась и говорила: "Нарисую, нарисую! Всем нарисую!" А в ночь на 24 января умерла.Кроме рисунков, которых за шесть лет "работы" скопилось более двух тысяч, девочка создавала поздравительные открытки, архитектурные и анималистические работы, а к некоторым из них сочиняла стихи. Саша оставила после себя множество чеканок, выжженных по дереву картин, работ из пластилина. Делала даже технические чертежи, которые должны были помочь взрослым достать Луну и делать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Искусствоведы уверены: если бы судьба позволила таланту Александры Путри раскрыться до конца, ее имя стояло бы сегодня в одном ряду с именами Яблонской и Айвазовского. Выставки работ художницы сейчас проходят по всему миру: в Германии, Индии, Австрии - с 1989-го по 2005 год состоялось 112 выставок Александры в 10 странах. Оценили ее творчество и в духовной сфере. Однажды, когда девочка с папой гуляли и остановились возле руин Пушкаревской церкви, Саша предложила папе спасти церковь, написав "самому главному начальнику". В ответ на письмо в Киеве сообщили, что деньги на реставрацию будут выделены из бюджета. В 1998 году церковь оценила этот поступок, посмертно наградив художницу золотой медалью Христа Спасителя, а в 2000 году - орденом Святого Николая Угодника "За приумножение добра на земле". "Дочка очень часто приходит ко мне во снах. Всегда веселая, жизнерадостная, уже повзрослевшая. Как соскучится - так и приходит. И всегда уверяет, что ТАМ ей хорошо, просит не переживать за нее. И мне от этого на душе становится спокойно и легко", - говорит Евгений Васильевич, уверенный в том, что их связь не прервана и поныне.

Миксированый перепост с разных сайтов.

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства. Саша прожила на Земле всего 11 лет, но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она, не переставая, и часто засыпала вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением.

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз. Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её. Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.


«Сириус» (1989)

С 1989 года состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.


«Мама и папа в виде хомячков» (1986)


«Квартира собачки Рыжки» (1986)


«Евгений и Виктория» (1987)


Саша в возрасте шести лет (1983 год)

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства.

Саша прожила на Земле всего 11 лет, но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она не переставая и часто засыпала, вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением.

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз. Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её. Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.


Последняя композиция."Сириус"

С 1989 по 2005 год состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

Судьбы детей, чьи способности во много раз превосходили таланты их сверстников, как правило, складывались непросто: только единицы могли стать успешными во взрослой жизни, а многие из них уходили из жизни раньше срока.

Юная художница-вундеркинд Саша Путря и ее работа *Дева Мария*, 1988

Одним из таких вундеркиндов была полтавская художница Саша Путря, которая всего за 11 лет своей жизни успела создать более 2000 работ. Девочка поражала окружающих не только своим художественным талантом, но и необычным восприятием действительности.




Саша Путря

В этом году ей бы исполнился 41 год. Саша Путря родилась в 1977 г. в Полтаве в семье художника и преподавательницы музыкального училища. Любовь к живописи ей передалась от отца - девочка не ходила в детский сад, занимаясь рисованием целыми днями вместе с отцом. Она никогда не училась в художественной школе, а рисовать начала с трех лет, мечтая о том, что станет художницей и будет заниматься любимым делом «с утра до вечера и даже ночью».


Саша Путря. Слева - *Дорогая Лерусинька*, 1988. Справа - *Давид Гурамишвили*, 1988

Отец Саши Евгений рассказывал: «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах».


Саша Путря. *Мама и папа в виде хомячков*, 1986

Одной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка - однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», - говорил он. Это был не единственный талант девочки - она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала.


Саша Путря. *Восток и Русь*

В 5 лет девочка тяжело заболела. Врачи долго не могли установить причину высокой температуры и сильных болей, пока не поставили страшный диагноз: лейкоз. С тех пор Саша Путря месяцами находилась в больнице, где продолжала рисовать по 8-10 часов в день. Еще одним увлечением ее последних лет стала индийская культура - однажды она увидела индийский фильм, и с тех пор начала интересоваться всем, что было связано с этой страной.


Рисунки Саши Путри

Она часто изображала себя в образе взрослой индийской женщины, а близких озадачивала своими воспоминаниями о тех событиях, которых не было на самом деле. Так, она спрашивала у матери о том, помнит ли она, как они катались на слоне, чего никогда в реальной жизни не происходило. При этом девочка описывала такие детали и подробности, что близкие сомневались в том, что она могла видеть это в кино. Свой последний день рождения и Новый год она праздновала в сари, в образе индианки.


Саша Путря. Слева - *Печаль*, справа - *Царь*

Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте - я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус - именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.


Саша Путря. Слева - *Сириус*, 1989. Справа - *Последний автопортрет*, 1989

Мама девочки-вундеркинда Виктория рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала - если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам - беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках - зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы».


Саша Путря. *Квартира собачки Рыжки*, 1986



Саша Путря. Слева - *Евгений и Виктория*, 1987. Справа - *Цыганка Земфира*, 1985

Художнице-вундеркинду было отведено всего 11 лет жизни, за которые она успела создать более 2000 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами. Уже после ее смерти рисунки Саши увидел весь мир: с 1989 по 2005 гг. в 10 странах прошло 112 ее персональных выставок. Об этой необычной девочке сняли 5 документальных фильмов, а в Полтаве ее имя носит Детская художественная галерея, в которой проводятся международные конкурсы детского рисунка. Посмертно ее наградили Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», Орденом Николая Угодника «За приумножение добра на земле» и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити - Каласари».


Юная художница Саша Путря и ее работа *Индианка*, 1988

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»