П г чесноков и синодальное училище. Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Музыкальная культура Русской Церкви, начиная с середины XVIII века, определяется певческими традициями петербургского и московского направлений. Московская школа выступает против усложненного итальянского стиля, воспринятого певцами придворной певческой капеллы Петербурга. Олицетворением Московской музыкальной традиции являлся преимущественно Синодальный хор, который был создан на основе Хора Патриарших певчих дьяков. Директором Московского Синодального училища был заведующий кафедрой Истории русского церковного пения Московской консерватории С. В. Смоленский. Традиции С. В. Смоленского и А. Д. Кастальского продолжал замечательный представитель московской музыкальной школы - Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944).

Он родился 12 октября 1877 года в поселке Новый Иерусалим в семье регента. В семилетнем возрасте он поступил в Московское синодальное училище церковного пения, закончив его в 1895 году с золотой медалью. В 1901–1904 годах был помощником регента Синодального хора, а годом ранее стал управлять хором в московском храме у Троицы, что “На грязях” (у Покровских ворот). В 1913 году он поступил в Московскую консерваторию, в класс композиции выдающегося русского музыканта С. И. Танеева. В 1917 году хор П. Чеснокова пел на Литургии при интронизации Святейшего Патриарха Тихона. В 1920–1944 годах он - профессор Московской Консерватории. Таковы главные вехи жизненного пути композитора.

Павел Григорьевич входил в плеяду замечательных композиторов предреволюционной поры. Это был композитор, регент, деятель церковно-певческого дела. Среди его работ - аранжировки различных хоровых сочинений, обработки уставных распевов и оригинальные композиции. Сочинения П. Г. Чеснокова отличаются стилистическим своеобразием и всегда удобны для исполнения. Первоначально небольшой труд “Записки регента”

был доработан им со временем в книгу “Хор и управление им”, которая имеет важное значение для овладения мастерством хорового исполнительства. Что же касается его музыкальных произведений, то справедливо следующее замечание: “В отличие от сочинений, написанных до 1917 года, ничему из написанного Чесноковым в заключительный период не суждено было выйти в свет” .

24 сентября 1977 года в Московской Духовной академии было отмечено столетие со дня его рождения. В актовом зале Академии прошел вечер памяти композитора П. Г. Чеснокова, на

котором выступил заведующий Регентским классом Н. В. Мат­веев. Он рассказал о творчестве композитора; были прослушаны его произведения . Было отмечено, что характерной особенностью творчества П. Г. Чеснокова “является высокое религиозное вдохновение, задушевность, глубокое раздумье и созерцательность. Как церковный композитор Чесноков является одним из самых известных и популярных. Нет такого православного русского хора, который бы не исполнял произведений Чеснокова, звучных, с ясной декламацией текста и изобразительностью музыки, с широкой обработкой церковных мелодий, с преобладанием в музыке народного характера. Его переложения древних церковных распевов - это не обычное гармоническое сопровождение мелодии, а скорее - художественная реставрация, дающая возможность понять и прочувствовать всю красоту древнего подлинника” .

Двадцать семь лет спустя, после первого академического вечера, 14 марта 2004 года, в Регентской школе при Московской

Духовной академии было отмечено шестидесятилетие со дня кончины знаменитого композитора . В конце вечернего Богослужения в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника преподаватель игумен Михаил совершил заупокойную литию о упокоении почившего композитора.

В последовавших затем на вечере выступлениях учащихся был освещен жизненный путь композитора, рассказано о его музыкальном даровании. Выступления перемежались исполнением написанных им музыкальных произведений, прозвучавших в однородном исполнении, смешанном и сольном. Они органично дополняли текст выступлений, не только отражая композиторский стиль и талант музыканта, но и своим смыслом показывая его жизненный путь.

Данный вечер явился вкладом в учебный процесс Школы. Кроме углубленного знакомства с жизнью композитора, последовало усвоение на практике его творческого наследия. Одновременно это способствовало выявлению дарований учащихся, силами которых был подготовлен вечер. На вечере присутствовали преподаватели, братия Троице-Сергиевой Лавры, учащиеся, гости. К этому дню была подготовлена также выставка фотографий и нотных изданий Павла Григорьевича

Отечественная история минувшего столетия являет нам замечательные примеры стояния за веру. В России во времена богоборческого режима сотни тысяч православных приняли мучения и смерть за Христа. Но были люди, которых богоборческая власть не осмеливалась подвергать открытым гонениям. Тем не менее жизнь их была стоическим исповеданием веры и они сумели остаться верными Богу. К таким людям относится Павел Григорьевич Чесноков.

П.Г. Чесноков родился в 1877 году в рабочем поселке Московской губернии. Отец его был в местной церкви регентом – дирижером церковного хора. С самого раннего возраста, когда отец стал брать маленького сына на службу, началось певческое служение Чеснокова.

Знаменателен тот факт, что Павел Григорьевич родился в день памяти преподобного Космы Маиумского, песнописца, который, по словам архиепископа Филарета (Гумилевского), "составил для Церкви сладкие стройные песни, неутомимыми подвигами представляя из себя стройную псалтирь Господу".

Господь наделил мальчика прекрасным слухом и голосом, и в восьмилетнем возрасте он поступает в Московское Синодальное училище церковного пения. Павел заканчивает его в 1895 году с золотой медалью.

После этого он трудится как регент во многих храмах Москвы, преподает в гимназиях и училищах и вместе с тем продолжает свое музыкальное образование. В течение нескольких лет он берет уроки композиции у С.И. Танеева, а в 1913 году поступает в Московскую консерваторию, которую заканчивает в 1917 году с серебряной медалью по классу свободного сочинения.

Чесноков много работает: ведет класс хорового дирижирования в Московском Синодальном училище церковного пения, преподает хоровое пение в начальных и средних школах, кроме того, руководит хором Русского хорового общества и служит регентом в нескольких церковных хорах. Регентство было для него главным в жизни.

Мог ли он помыслить в то время, когда Россия была еще православным государством, что грядущая революция перевернёт все устои жизни, и его благородное дело станет неугодным в собственной стране?..

Революция застала Чеснокова в расцвете его творческих и жизненных сил и конечно же была сильным ударом для него. Регент, композитор, педагог – вся его деятельность была всецело посвящена Церкви...

В начале 20-х годов кое-где еще проходят концерты из произведений Чеснокова, но по мере усиления гонений на Церковь и верующих становится ясно, что прежняя творческая активность невозможна. А что может быть мучительнее для настоящего художника, чем вынужденное молчание?

В это время многие деятели искусства эмигрировали, и даже родной брат Александр уехал в Париж, но Павел Григорьевич, несомненно имевший такую возможность, остался в Москве, и это было естественно для того, чье творчество было глубоко национально.

Он руководит Московской Академической хоровой капеллой, работает хормейстером Большого театра, преподает в Московской консерватории и училище при ней. И, конечно, пишет музыку.

Чесноков был горячо любим москвичами. В подтверждение тому можно привести фрагмент поздравления с 30-летием творческой деятельности, полученного им от духовенства и прихожан Николоявленской церкви на Арбате:

... Спасибо за быль православную,

За веру родной старины,

За песню созвучную, славную,

В виденьи грядущей Весны.

Спасибо за пламень горения –

Живет им молитва в тиши.

Спасибо за все наслаждения

Восторженной нашей души.

Мы Вас многолетьем приветствуем,

Пусть гений до века живет

И Вечное нам, многолетствуя,

На радость России поет.

По мнению специалистов, Павел Чесноков был гениальным хоровым дирижёром. По окончании консерватории Чесноков начинает писать главный труд своей жизни – книгу "Хор и управление им". В конце 1917 года он пишет: "Бог вложил мне мысль, что я должен написать книгу..." К 1926 году практически вся работа завершена. Но радость по поводу создания книги была преждевременной.

В 1930 году он пишет в Париж брату Александру: "...Ты, вероятно, помнишь, что в декабре 1917 года я приступил к писанию большой книги – "Хор и управление им". Я, никогда не написавший для печати двух строк, сел за писание большой книги потому, что, проработав двадцать лет в области своего любимого хорового дела, понял, что в нашем искусстве нет науки. Поняв это, я задался смелой мыслью - создать если не науку, то хотя бы верный и прочный фундамент для нее.

Работа, длившаяся беспрерывно тринадцать лет, была полна огорчений и радостей, ибо открывать законы и их системы – значит делать величайшие напряжения не только физические, волевые, нервные, но и напряжение всей духовной сущности... Буду краток – книга отвергнута, напечатать ее у нас в СССР мне нельзя.

Причина? Аполитичность. Но, конечно, это не есть причина. Все, кому нужно, знали, что я не политик, что я спец по хоровому делу и пишу научно-техническую книгу. Истинная причина, по моему мнению, в том, что написал ее Чесноков – бывший церковный регент и духовный композитор. А потому у меня явилась мысль – если нельзя здесь, у нас, то, быть может, возможно будет за границей?.."

С советской властью у Павла Чеснокова сложились довольно напряжённые отношения, однако представители официального государственного атеизма в Советском Союзе не могли не видеть его большого таланта композитора и хормейстера, и в 1931 году разрешение на публикацию книги все-таки было дано. Правда, до выхода из печати прошло еще целых девять лет, полных моральных страданий и потрясений.

В 1940 году книга была наконец издана, но с неодобрительным предисловием. Постоянного регентства ему так и не простили… Как бы то ни было с тех пор она остается настольной книгой ведущих мировых дирижеров.

Несмотря на недвусмысленное отношение к себе властей, Павел Григорьевич пользуется огромным авторитетом среди коллег-музыкантов, и в 1920 году М.М. Ипполитов-Иванов приглашает его преподавать в Московскую консерваторию. Стоя у истоков создания в Консерватории кафедры хорового дирижирования, Чесноков явился родоначальником отечественной хоровой школы. В период с 1917 по 1933 год он руководит несколькими как профессиональными, так и любительскими коллективами.

С Александром Васильевичем Александровым и другими известными мастерами хорового искусства. Московская консерватория, середина 1930--х гг.


Нельзя сказать, что репрессии никак не коснулись его. Однажды (в конце 30-х годов), прийдя вечером домой, он сказал жене Юлии Владиславовне: "Юлечка, собирай вещи, меня, наверное, скоро заберут". - "В чем дело?" - "Меня сегодня вызывали на Лубянку, предложили написать антирелигиозные частушки". - "А ты?" - "Естественно, отказался". Но Господь был милостив, и после этого случая о Чеснокове "там" больше не вспоминали.

Павел Чесноков скончался в 1944 году в Москве. Это было время второй мировой войны. Московская консерватория, где он преподавал, была эвакуирована, но композитор от эвакуации отказался. Он не хотел расставаться с церковью, с регентством, которое было возможно в то время далеко не везде. Церковное служение Павел Чесноков почитал выше собственной жизни.

Творческое наследие П.Г. Чеснокова обширно. Он писал и светскую, и церковную музыку, но, в первую очередь, снискал себе славу церковного православного композитора. Созданные им церковные песнопения – это практически все важнейшие молитвословия православного богослужения (часто в нескольких вариантах). По ним мы можем проследить развитие композиторского языка Чеснокова. Его сочинения очень разные.

Ранние, исполнявшиеся Синодальным хором в Кремлевском Успенском соборе, – довольно просты по музыкальному складу и навеянны строгими древними распевами. Поздние произведения основаны на тех же распевах, но предстают перед нами в совершенно новом, благодаря разнообразным приемам гармонизации, виде. Однако каждое создание композитора удивительно легко доносит слова молитвы до сердца и простеца, и мудреца. Творчество Чеснокова глубоко национально и самобытно.

Произведения Павла Чеснокова очень выигрышны в концертном плане. Они позволяют певцам наилучшим образом продемонстрировать свои вокальные возможности, поэтому к духовным песнопениям Павла Чеснокова нередко обращаются звёзды российской оперы, например, Ирина Архипова, бывшая солистка Большого театра.

Но это не всегда хорошо с точки зрения церкви, ведь для богослужения не требуется эффектности и яркой красочности звучания. Напротив, они мешают углублённости и строгости молитвы, и поэтому мало совместимы с богослужением. Но в этом и проявилась универсальность дарования Павла Чеснокова. Ему было тесно в узких рамках и композитор милостью Божией спорил с регентом церковных хоров. И этот спор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса.

Имя Павла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как Чайковский, Рахманинов, Танеев, Ипполитов-Иванов. Все они принадлежат к так называемой Московской композиторской школе. Музыке этих композиторов присущ глубокий лиризм и психологичность.

Павел Чесноков был высококлассным мастером полифонии. Русская православная духовная музыка в том виде, как она существует сегодня, по преимуществу, многоголосна. Многоголосие стало проникать в русскую духовную музыку в XVII веке. А до этого, на протяжении шести веков, с момента крещения Древней Руси в 988 году, бытовало одноголосное церковное пение, пришедшее на Русь, как и само христианство, через Византию.

Стихия одноголосия была по-своему богата и выразительна. Такое пение называлось знаменным пением от древнеславянского слова "знамя", что означает "знак". Ещё "знамена" назывались "крюками". С помощью "знамен" или "крюков" на Руси записывались звуки, и знаки эти действительно напоминали внешне разные по форме крюки. Такая запись звуков не имела ничего общего с нотной не только по внешнему виду, но даже и по принципу записи. Это была целая культура, существовавшая более 500 лет и затем, в силу исторических причин, словно ушедшая в песок.

Среди современных музыкантов находятся энтузиасты, разыскивающие в архивах древние рукописи и расшифровывающие их. Знаменное пение понемногу возвращается в церковный обиход, но пока воспринимается больше как раритет, экзотика.

К чести Павла Чеснокова следует сказать, что он тоже отдал дань знаменному пению, и в этом проявилась его чуткость музыканта, ощущавшего перспективу музыкального исторического развития. Он делал гармонизации знаменных распевов, пытаясь соединить прошлое с настоящим. Но всё же он по своей музыкально-художественной сути принадлежал своей эпохе и практиковал многоголосие.

Чесноков – один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке. Для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения, а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой. Последнее особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса с хором.

Современные музыканты отмечают интересный музыкальный язык Павла Чеснокова, создавшего свыше 500 хоровых пьес.

«Чесноков звучит в храмах много, и это не случайно, - говорит Марина Насонова, регент храма святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Москве, кандидат искусствоведения. - Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки, потому что он сочетал очень хорошее академическое композиторское образование с высочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьи потомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошо знал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыка его чрезвычайно глубока по своей духовности».

Говорит руководитель церковного хора Московского храма Покрова Пресвятой Богородицы Валентин Масловский: «Это была незаурядная личность. Он был последним регентом Храма Христа Спасителя, бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когда храм был разрушен, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что перестал писать музыку. Он дал своеобразный обет молчания.

Как композитор он умер вместе с Храмом Христа Спасителя. Великолепнейший музыкант, Павел Чесноков очень тонко чувствовал каждое слово, каждый стих, каждую молитву. И всё это отражал в музыке».

Таким кристально-чистым отражением стало одно из лучших творений композитора «Да исправится молитва моя…».

обложка диска Панихида Диск CD -

ЧЕСНОКОВ,ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944),русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовныхкомпозиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уездаМосковской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети всемье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разноевремя учились в московском Синодальном училище церковного пения(дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал урокикомпозиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова;гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классамкомпозиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разныхмосковских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировалкапеллой Русского хорового общества.

С 1900-х годов Чесноков получилбольшую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководилхором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церквиВасилия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давалдуховные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора идругих крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес –духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколькополных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко ПресвятойБогородице , Во дни брани , Ко Господу Богу ), обработокнародных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболеевидных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке (см .РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА); для него типичны, с одной стороны, великолепноевладение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (чтоособенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение кбольшой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть допрямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично дляпользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло схором).

После революции Чесноковруководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстеромБольшого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение вМосковской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинениедуховной музыки. В 1940 опубликовал книгу Хор и управление им . УмерЧесноков в Москве 14 марта 1944

Недавнолюбители музыки в России отметили 125 лет со дня рождения Павла Чеснокова. Онписал и светскую, и церковную, музыку, но чествовали его, в первую очередь, какцерковного православного композитора и руководителя многих церковных хоров.

ПроизведенияПавла Чеснокова очень выигрышны в концертном плане. Они позволяют певцамнаилучшим образом продемонстрировать свои вокальные возможности, поэтому кдуховным песнопениям Павла Чеснокова нередко обращаются звёзды российскойоперы, например, Ирина Архипова, бывшая солистка Большого театра. Но это невсегда хорошо с точки зрения церкви, ведь для богослужения не требуетсяэффектности и яркой красочности звучания. Напротив, они мешают углублённости истрогости молитвы, и поэтому мало совместимы с богослужением. Однако в этом ипроявилась универсальность дарования Павла Чеснокова. Ему было тесно в узкихрамках и композитор милостью Божией спорил с регентом церковных хоров. И этотспор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса.

ИмяПавла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как ПетрЧайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Все онипринадлежат к так называемой Московской композиторской школе. Музыке этихкомпозиторов присущ глубокий лиризм и психологичность.

Павел Чесноков родился в 1877 году в Московскойобласти в семье потомственных регентов. В 1895 году он окончил МосковскоеCинодальное училище церковного пения, затем брал уроки у композитора итеоретика музыки Сергея Танеева, в те годы директора Московской консерватории.Сергей Танеев вошёл в историю музыки как мастер хоровой полифонии, и этомуискусству он обучил Павла Чеснокова.

ПавелЧесноков был высококлассным мастером полифонии. Русская православная духовнаямузыка в том виде, как она существует сегодня, по преимуществу, многоголосна.Многоголосие стало проникать в русскую духовную музыку в XVII веке. А до этого,на протяжении шести веков, с момента крещения Древней Руси в 988 году, бытовалоодноголосное церковное пение, пришедшее на Русь, как и само христианство, черезВизантию. Стихия одноголосия была по-своему богата и выразительна. Такое пениеназывалось знаменным пением от древнеславянского слова «знамя», чтоозначает «знак». Ещё «знамена» назывались«крюками». С помощью «знамен» или «крюков» наРуси записывались звуки, и знаки эти действительно напоминали внешне разные поформе крюки. Такая запись звуков не имела ничего общего с нотной не только повнешнему виду, но даже и по принципу записи. Это была целая культура,существовавшая более 500 лет и затем, в силу исторических причин, словноушедшая в песок. Среди современных музыкантов находятся энтузиасты,разыскивающие в архивах древние рукописи и расшифровывающие их. Знаменное пениепонемногу возвращается в церковный обиход, но пока воспринимается больше какраритет, экзотика.

Кчести Павла Чеснокова следует сказать, что он тоже отдал дань знаменному пению,и в этом проявилась его чуткость музыканта, ощущавшего перспективу музыкальногоисторического развития. Он делал гармонизации знаменных распевов, пытаясьсоединить прошлое с настоящим. Но всё же он по своей музыкально-художественнойсути принадлежал нашей эпохе и практиковал многоголосие.

В1917 году Павел Чесноков окончил Московскую консерваторию, он был ученикомкомпозитора Михаила Ипполитова-Иванова. Павел Чесноков много работал: вёл классхорового дирижирования в Московском Синодальном училище церковного пения,преподавал хоровое пение в начальных и средних школах и, кроме того, руководилхором Русского хорового общества и был регентом в нескольких церковных хорах.Регентство было для него главным в жизни. Мог ли он помыслить в то время, когдаРоссия была еще православным государством, что грядущая революция перевернётвсе устои жизни, и его благородное дело станет неугодным в собственнойстране?.. Но так случилось в годы советской власти, с которой у Павла Чесноковасложились довольно напряжённые отношения, хотя представители официальногогосударственного атеизма в Советском Союзе не могли не видеть его большоготаланта композитора и хормейстера. Музыкальная энциклопедия, выпущенная всоветское время, писала о Павле Чеснокове так: «Он был одним из крупнейшихмастеров русской советской хоровой культуры. Обладая большим педагогическимопытом, Чесноков как руководитель хоров добился совершенной техники исполнения,безупречного строя и ансамбля, точной передачи замысла композитора».

ПавелЧесноков и при новой власти трудился очень активно, хотя регентской работы вцерковных хорах, самой его любимой, было уже не так много, как раньше. Помиморуководства целым рядом хоров, композитор преподавал в Московском Синодальномучилище церковного пения, которое было преобразовано новой властью в светскоеучреждение и получило название Хоровой капеллы. Руководил Павел Чесноков иМосковской Академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра,преподавал в Московской консерватории и училище при ней. И, конечно, писалмузыку.

Помнению специалистов, Павел Чесноков был гениальным хоровым дирижёром. Оннаписал книгу «Хор и управление им». Сейчас она считается настольнойкнигой крупных хоровых дирижёров. В 30-40-е годы Павел Чесноков, после того,как долго не мог её издать, обратился за помощью к Сергею Рахманинову,находившемуся тогда в эмиграции в США. Наконец, книга Павла Чеснокова была вСоветском Союзе издана, но с неодобрительным предисловием. Постоянноерегентство так ему и не простили…

ПавелЧесноков скончался в 1944 году в Москве. Это было время второй мировой войны.Московская консерватория, где он преподавал, была эвакуирована, но композиторот эвакуации отказался. Он не хотел расставаться с церковью, с регентством,которое было возможно в то время далеко не везде. Церковное служение ПавелЧесноков почитал выше собственной жизни.

Современныемузыканты отмечают интересный музыкальный язык Павла Чеснокова, написавшегосвыше 500 хоровых произведений. Вот что сказал руководитель церковного хораМосковского храма Покрова Пресвятой Богородицы Валентин Масловский: «Этобыла незаурядная личность. Он был последним регентом Храма Христа Спасителя,бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когдахрам был разрушен, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что пересталписать музыку. Он дал своеобразный обет молчания. Как композитор он умер вместес Храмом Христа Спасителя. Великолепнейший музыкант, Павел Чесноков очень тонкочувствовал каждое слово, каждый стих, каждую молитву. И всё это отражал вмузыке».

«Чесноковзвучит в храмах много, и это не случайно, - говорит Марина Насонова, регентхрама святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Москве, кандидатискусствоведения. - Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки,потому что он сочетал очень хорошее академическое композиторское образование свысочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьипотомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошознал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыкаего чрезвычайно глубока по своей духовности».

Всенощная и литургия

Всенощное бдение - вечерняя служба, котораяначинается вечером. Чин, содержание этой службы сложился в первые века принятияхристианства. В чем же смысл всенощной? Спасение человечества в ветхозаветномвремени (до рождения Иисуса Христа) через веру в грядущего Мессию - спасителя.Всенощная открывается колокольным звоном - благовестом и объединяет в себевеликую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Векамискладывался нравственно-назидательный характер чтений и песнопений. Во времяслужбы обязательно прославляется Святая Троица. В основных хоровых частяхзаключены важные событийные моменты, в них развивается сюжетная канваповествования, и одновременно они являются эмоциональными, психологическими идуховными кульминациями.
Один из первых больших номеров - «Благослови, душе моя, господа» на текст 103псалма. Это рассказ о создании Богом мира, прославление Творца всего земного инебесного. Это торжественная, радостная песня о гармонии мироздания, всегосуществующего. Но человек ослушался запрета Бога и за свой грех был изгнан израя.

После чтения Евангелия и хора«Воскресение Христово видевше» читается канон в честь какого-либо святого ипраздника данного богослужения. Перед песнью 9 канона дьякон призываетвозвеличить пением Богородицу, и хор поет песнь «Величит душа Моя Господа». Этопеснь от лица Богородицы, собственное славословие Марии, сказанное при встречес праведной Елисаветой. Дева Мария обращается к ней со словами, раскрывающимивосторг и радость Ее души. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа; ивозрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабыСвоей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил мне величиеСильный и свято имя Его» (Евангелие от Луки, глава 1, ст. 46-49).
Сравним кратко разные варианты - обиходные и концертные - четырех основныххоров всенощной.
В обычном распеве «Благослови, душе моя, Господа», несмотря на скупостьвыразительных средств в мелодии и гармонии, создается образ возвышенный,чистый, выражающий восторг души. Во «Всенощной» Рахманинова «Благослови, душеМоя, Господа» написан для хора и солиста-альта. За основу темы композитор взялстаринный греческий распев и в сложной хоровой обработке сохранил черты древнихпеснопений. Образ, созданный Рахманиновым, суровый, аскетичный, строгий и приэтом «выписан» в музыке более детально, с тонкой нюансировкой динамики и темпа.
«Свете тихий» - как правило, развернутые, большие хоры. Хор киевского распевапроникновенно-лирический, возвышенно-умиротворенный. Музыка передает сутьпроисходящего - погруженность в восприятие, созерцание тихого, благодатногосвета. Мелодия верхнего голоса как бы плавно покачивается и парит на фонедругих голосов, образующих едва заметную, мягкую смену гармонических красок.

(1944-03-14 ) (66 лет) Страна

Российская империя Российская империя РСФСР РСФСР СССР СССР

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября (18771024 ) , Звенигородский уезд , Московской губернии - 14 марта , Москва) - русский композитор , хоровой дирижер , автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год - хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра . С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории . После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. Похоронен на Ваганьковском кладбище . С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес- духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков - один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой - тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все - до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Духовные сочинения Чеснокова стали исполняться (после долгих лет замалчивания) лишь в последнее время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева . Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова , «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского ; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) - более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова - переложение тех же произведений для смешанного состава.

Напишите отзыв о статье "Чесноков, Павел Григорьевич"

Примечания

Литература

  • Чесноков П. Г. Изд. 3-е.- М., 1961
  • Дмитревская К.
  • // «Мир Православия». - № 10 (115). - 2007.

Отрывок, характеризующий Чесноков, Павел Григорьевич

– Ты подожди лучше, когда замуж выйдет…
– Ты знаешь, – сказал Анатоль, – j"adore les petites filles: [обожаю девочек:] – сейчас потеряется.
– Ты уж попался раз на petite fille [девочке], – сказал Долохов, знавший про женитьбу Анатоля. – Смотри!
– Ну уж два раза нельзя! А? – сказал Анатоль, добродушно смеясь.

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.
После отъезда Марьи Дмитриевны, к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа, затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная развлечением, занялась примериваньем новых платьев. В то время как она, надев сметанный на живую нитку еще без рукавов лиф и загибая голову, гляделась в зеркало, как сидит спинка, она услыхала в гостиной оживленные звуки голоса отца и другого, женского голоса, который заставил ее покраснеть. Это был голос Элен. Не успела Наташа снять примериваемый лиф, как дверь отворилась и в комнату вошла графиня Безухая, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темнолиловом, с высоким воротом, бархатном платье.
– Ah, ma delicieuse! [О, моя прелестная!] – сказала она красневшей Наташе. – Charmante! [Очаровательна!] Нет, это ни на что не похоже, мой милый граф, – сказала она вошедшему за ней Илье Андреичу. – Как жить в Москве и никуда не ездить? Нет, я от вас не отстану! Нынче вечером у меня m lle Georges декламирует и соберутся кое кто; и если вы не привезете своих красавиц, которые лучше m lle Georges, то я вас знать не хочу. Мужа нет, он уехал в Тверь, а то бы я его за вами прислала. Непременно приезжайте, непременно, в девятом часу. – Она кивнула головой знакомой модистке, почтительно присевшей ей, и села на кресло подле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья. Она не переставала добродушно и весело болтать, беспрестанно восхищаясь красотой Наташи. Она рассмотрела ее платья и похвалила их, похвалилась и своим новым платьем en gaz metallique, [из газа цвета металла,] которое она получила из Парижа и советовала Наташе сделать такое же.
– Впрочем, вам все идет, моя прелестная, – говорила она.
С лица Наташи не сходила улыбка удовольствия. Она чувствовала себя счастливой и расцветающей под похвалами этой милой графини Безуховой, казавшейся ей прежде такой неприступной и важной дамой, и бывшей теперь такой доброй с нею. Наташе стало весело и она чувствовала себя почти влюбленной в эту такую красивую и такую добродушную женщину. Элен с своей стороны искренно восхищалась Наташей и желала повеселить ее. Анатоль просил ее свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее.
Несмотря на то, что прежде у нее была досада на Наташу за то, что она в Петербурге отбила у нее Бориса, она теперь и не думала об этом, и всей душой, по своему, желала добра Наташе. Уезжая от Ростовых, она отозвала в сторону свою protegee.
– Вчера брат обедал у меня – мы помирали со смеху – ничего не ест и вздыхает по вас, моя прелесть. Il est fou, mais fou amoureux de vous, ma chere. [Он сходит с ума, но сходит с ума от любви к вам, моя милая.]
Наташа багрово покраснела услыхав эти слова.
– Как краснеет, как краснеет, ma delicieuse! [моя прелесть!] – проговорила Элен. – Непременно приезжайте. Si vous aimez quelqu"un, ma delicieuse, ce n"est pas une raison pour se cloitrer. Si meme vous etes promise, je suis sure que votre рromis aurait desire que vous alliez dans le monde en son absence plutot que de deperir d"ennui. [Из того, что вы любите кого нибудь, моя прелестная, никак не следует жить монашенкой. Даже если вы невеста, я уверена, что ваш жених предпочел бы, чтобы вы в его отсутствии выезжали в свет, чем погибали со скуки.]
«Стало быть она знает, что я невеста, стало быть и oни с мужем, с Пьером, с этим справедливым Пьером, думала Наташа, говорили и смеялись про это. Стало быть это ничего». И опять под влиянием Элен то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «И она такая grande dame, [важная барыня,] такая милая и так видно всей душой любит меня, думала Наташа. И отчего не веселиться?» думала Наташа, удивленными, широко раскрытыми глазами глядя на Элен.


«Досточтимому сладкопения творцу,
рабу Божию Павлу Григорьевичу,
многая лета во славу Церкви
православныя потрудившемуся...»

/ А. Д. Кастальский, из «Многолетия Павлу
Григорьевичу Чеснокову» /

«...П. Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго.» Эти слова, сказанные в некрологе «Журнала Московской Патриархии» в апреле 1944 года, были единственными, которых по своей смерти удостоился в отечественной печати этот гений хоровой музыки XX века. Подобно Баху, вобравшему в себя всю немецкую музыку, существовавшую до него, чтобы затем по кирпичику выстроить грандиозное здание, неподвластное тлению, Чесноков к трагическому 1917 году подвёл итог тысячелетней истории русской церковной музыки, вознеся над миром купол нерукотворного храма, призванного очистить души человеческие. И как тогда, в XVIII веке, слепцы-современники не заметили грандиозного творения, поражающего ныне наше воображение, так и теперь мы, стоя подножия храма, тщетно пытаемся различить очертания креста на куполе, уходящем в облака. Потребовались десятилетия, а также усилия многих людей, чтобы понять и оценить Баха; столь же длительный путь необходимо проделать для постижения Чеснокова.

Истоки его творчества следует искать во глубине веков, когда в монастырях и храмах полуязыческой Руси пелись одноголосные распевы, пришедшие из Греции и Византии. Строгий аскетический дух подвижников раннехристианской эпохи жил в этих песнопениях, устной традицией передаваясь из поколения в поколение. Помимо знаменного (одноголосного) распева употреблялись многоголосные: демественное пение, путевой распев. При этом голоса никак не соотносились гармонически, каждый шёл своим путём, переплетаясь с остальными в причудливую диссонирующую вертикаль (средний голос назывался «путь» - отсюда название распева, верхний - «верх», нижний - «низ»). Этот факт важен для понимания стиля Чеснокова-композитора. Неторопливый и мирный ход событий был прерван вскоре после 1652 года, когда часть Церкви, воспротивившись реформам патриарха Никона, ушла в раскол. Тучи всё больше сгущались над Православной церковью, и гроза не заставила себя ждать - в 1666 году после суда бывший патриарх Никон был сослан в далёкий монастырь. Этот надлом в Церкви предопределил судьбы России на столетия вперёд. С этого момента прежнее пение осталось только у старообрядцев, для которых время остановило ход; в реформированной же Церкви колесо истории, тронувшись с места, стало набирать обороты. Для богослужебного пения начался первый этап: польско-украинское партесное пение, испытавшее сильное влияние католической церкви, стало неудержимо вытеснять прежние распевы. Вслед за первым периодом (который длился до окончания царствования императрицы Анны Иоанновны (1730–1740 гг.)) последовал второй - он ознаменовался прибытием в Москву итальянца Франческо Арайя для «налаживания» музыкальной жизни при дворе. «Просвещённый запад» сначала тоненьким ручейком, затем всё более полноводной рекой хлынул в Россию, дабы обучить изящным искусствам русских варваров. Главным апологетом итальянского стиля в русской церковной музыке стал ученик Галуппи - Дмитрий Бортнянский, директор Придворной певческой капеллы, под знаком господства которой пройдёт весь XIX век. После 1816 года и до самой смерти (1825г.) в течение десяти лет он был единственным, практически всесильным цензором духовно-музыкальных сочинений, допущенных для исполнения в храме и разрешённых к печати. Нужно ли говорить, что это положение весьма способствовало его громадной популярности (разумеется, мы нисколько не склонны уменьшить его творческую активность и композиторский талант: одних только духовных концертов было написано и издано 59, из которых 20 - двухорные). Богослужебное пение снова разделилось на два пути: приходской и монастырский. И если в монастырях за высокими стенами под неусыпным оком церковных иерархов ещё сохранялось уставное пение, переданное в устной традиции предыдущими поколениями послушников и монахов, то многострадальные приходы превратились на сей раз в концертные залы, куда наряду с театром публика ходила послушать исполнение (необходимо отметить, зачастую мастерское) той же самой итальянской оперной музыки, только на богослужебные тексты. Вот как отражает нравы того времени в письме своему сыну Булгаков, бывший при Екатерине II послом в Константинополе: «Славные певчие Казакова, которые принадлежат ныне Бекетову, поют в церкви Димитрия Солунского в Москве. Съезд такой бывает, что весь Тверской бульвар заставлен каретами. Недавно молельщики до такого дошли бесстыдства, что в церкви кричали «фора» (т.е. «браво», «бис»). По счастию хозяин певчих имел догадку вывести певчих вон, без чего дошли бы до большей непристойности». Таким образом, в сознании как прихожан, так и самих исполнителей пение перестало быть частью богослужения, а стало просто музыкой, вносящей приятное «разнообразие» в ход службы. Хаос, порождённый повальным увлечением нотным итальянским пением, не мог существовать долго, ибо разлагал самые основы церковного богослужения. Конец ему положила властная рука генерала А. Ф. Львова, назначенного в 1837 году управляющим Придворной певческой капеллой, а значит и всей церковной музыкой (здесь мы никак не принимаем во внимание полное отсутствие логики в том положении, когда пение в церкви, неотъемлемая часть богослужения, регламентировалось не уставом и даже не церковными иерархами, а светскими музыкантами, имеющими весьма смутное представление о генезисе богослужебного пения и церковной службы как таковой). С одной стороны, Львов блестяще справился со своей задачей: за 26 лет своей деятельности на этом посту он привёл к единообразию всё обиходное (гласовое) пение, осуществив издание «Обихода простого церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого», которое стало обязательным для всех храмов и которым мы пользуемся до сих пор. Для нас также имеет значение, что он освободил из прокрустова ложа симметричного размера и тактовых черт гармонизованные древние распевы, куда загнала их итальянская музыка, основанная на поэтическом стихосложении и танце. И всё же Львов, заменяя итальянскую полифонию «concerto grosso» строгим немецким хоралом, был далёк от осознания того факта, что древнерусская музыка имеет свои, совсем другие законы развития. «Знаменный распев всё ещё продолжал напоминать людям, бравшимся за гармонизацию его, что они не знают его музыкального строения и, прилагая новую европейскую гармонию к нему, не ведают, что творят, и соединяют несоединимое» (Преображенский, «Культовое пение»). Таким образом к концу своего третьего периода богослужебное пение было снова заведено в тупик. Гласовый обиход, такой богатый мелодиями в древних богослужебных книгах, свёлся к восьми гласам Обихода Капеллы, а свободосочинённый репертуар в конце XIX века был таким же, как и в начале, плюс изданные произведения самого Львова. Отрицательно сказывалось также отстранение самой Церкви от решения певческих проблем. В некоторых храмах регенты, несмотря на замечания архиереев, позволяли себе совершенно пренебрегать Уставом и в пении придерживались только своего личного вкуса. О своих впечатлениях по вступлении в управление епархией рассказывает в своём письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву архиепископ Херсонский и Одесский Никанор: «Ничего подобного я не только не видел, но и вообразить не мог. Вот порядок невообразимостей... Вообще в соборе до шестопсалмия ничего не читают... Прокимны все поют на одной ноте. Старые многосодержательные напевы на глас забыты. Вообще, эти обиходы Придворной капеллы действуют на всероссийское древнее пение гибельно... Легкомысленный до дерзости регент нанёс мне несколько даже оскорблений, выезжая на утрированной итальянщине, против которой я возражал...» Ему вторит Чайковский: «От столицы до деревни раздаётся слащавый стиль Бортнянского и - увы! - нравится публике. Нужен мессия, который одним ударом уничтожит всё старое и пошёл бы по новому пути, а новый путь заключается в возвращении к седой старине и в сообщении древних напевов в соответствующей гармонизации. Как должно гармонизовать древние напевы, надлежащим образом не решил ещё никто…»

Тем временем в Москве, не затронутой так сильно, как Петербург, реформаторской деятельностью управляющих Придворной певческой капеллой, постепенно вызревал новый период развития богослужебного пения. Начавшись вместе с XX веком, он возник как реакция одарённых, образованных русских музыкантов на засилье в богослужении сначала итальянской, а затем немецкой музыки, и в любом случае не имеющей абсолютно ничего общего с древними корнями русского церковного пения. Центром нового направления стал Синодальный хор, а также образованное при нём Синодальное училище церковного пения. Необходимые предпосылки для этого были: Синодальный хор по обязанности пел богослужения в Московском Большом Успенском соборе, где действовал свой особый богослужебный устав и сохранились свои обязательные напевы. Назначенный в 1886 году регентом хора В. С. Орлов, ученик Чайковского, поднял исполнительский уровень хора на небывалую высоту, навсегда похоронив монополию Придворной певческой капеллы на высокохудожественное пение. Директором Училища был в то время С. В. Смоленский (первый и главный учитель Чеснокова), заявлявший, что «Синодальное училище церковного пения имеет своей целью изучение древнего русского церковного пения…» Сам он, будучи крупнейшим теоретиком в этой области, собрал (на свои личные средства) богатейшую, единственную в своём роде библиотеку певческих рукописей.

Теперь мы можем убедиться в том, что к началу XX века была полностью подготовлена почва для появления в русской церковной музыке фигуры такого масштаба, как П. Г. Чесноков, который соединил в своём творчестве все характерные черты предыдущих эпох: инструментальность партесного пения, полифонию итальянской музыки, строгость и красоту гармонии немецкого хорала; всё это он благодатно сочетал с глубоким знанием и внутренним ощущением национальных корней древнерусского церковного распева, что могло быть доступно только искренне верующему человеку.

Родился будущий композитор 24 (12 по старому стилю) октября 1877 года близ города Вознесенска Звенигородского уезда Московской губернии в семье церковного регента. Кроме Павла, у Григория Чеснокова было ещё два сына - Алексей и Александр (последний также был известен как духовный композитор, автор многих произведений для хора, в том числе «Литургии» op.8 для смешанного хора). К семи годам у мальчика обнаружились незаурядное музыкальное дарование и прекрасный певческий голос: они позволили ему без проблем поступить в Синодальное училище, которое он закончил с золотой медалью в 1895 году. В старших классах Чесноков занимался композицией в классе у Смоленского; к этому периоду относятся его первые сочинения. После окончания училища, ощущая недостаточную техническую подготовленность для свободного творческого самовыражения в композиции, Чесноков в течение четырёх лет частным образом брал уроки у С. И. Танеева. В это время композитор работал преподавателем хорового пения в гимназиях и женских пансионах, а в 1903 году стал регентом хора при церкви Св.Троицы на Покровке («на Грязях»), который под его руководством стал одним из лучших в Москве, несмотря на свой любительский статус. «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова» - вспоминал в 1960 году один из старожилов-регентов С. Н. Данилов. В журнале «Хоровое и регентское дело» в 1913 году (№4) была напечатана рецензия на юбилейные (к 10-ти летию управления хором Чесноковым) концерты хора, где автор так описывает свои впечатления: «…П. Г. Чесноков в деле дирижирования хором и виртуоз замечательный, и тончайший художник. Просто и серьёзно, смиренно и строго пел хор. Никакого стремления удивить необычайным эффектом, подготовить что-нибудь поражающее, какой-нибудь разительный контраст. Все оттенки даются такими, каких требует внутреннее чувство и музыкальная красота каждого исполняемого произведения». Кроме того, Павел Чесноков регентовал в церкви Космы и Дамиана на Скобелевской площади, а также (1911–1917) преподавал на ежегодных летних регентских курсах в Петербурге у П. А. Петрова (Бояринова), которые назывались «курсами Смоленского», так как были продолжением дела, начатого Смоленским в Москве в 1909 году. Каждый год в конце курсов хор регентов под управлением Чеснокова пел в церкви Спаса на Крови литургию, где звучали произведения как самого Павла Григорьевича (херувимские «Старосимоновская», «На радуйся»), так и других авторов (Чайковского, Гречанинова, Кастальского, Шведова). После литургии всегда служилась панихида по Смоленскому, где исполнялась «Панихида на темы древних распевов» самого Смоленского. Неоднократно Чесноков выезжал из Москвы по приглашениям с мест для дирижирования духовными концертами (Харьков, Нижний Новгород и др.). Не замыкаясь в кругу личных проблем, в это же время Чесноков-регент активно проявлял себя на общественном поприще, участвуя в работе всех (кроме 2-го) регентских съездов, которые играли значительную роль в повышении социального статуса и улучшении материального положения российских регентов. Он ревностно следил, чтобы каждый съезд действительно приносил конкретные результаты и не уходил в сторону от решения именно регентских проблем. Так, журнал «Хоровое и регентское дело» (1910год, №12) под заглавием «Имеющие уши слышати - да слышат» опубликовал письмо, написанное Чесноковым после 3-го съезда в 1910 году, в котором есть такие строки: «…Материальная и общественная забитость регентов родили регентские съезды. И два первых показали ясно, чего и как могут добиться регента. Но тут явились стыдящиеся называться регентами и слили чисто регентское дело с общехоровым. Явился 3-й съезд хоровых деятелей, и мы видим, что он дал. На нём всё, относящееся к регентству, было тщательно затёрто, обойдено… Вот почему я пока против слияния регентских съездов со съездами хоровых деятелей». Регентская деятельность красной нитью проходит через всю жизнь композитора, несмотря ни на какие политические катаклизмы и гонения. Чесноков-регент не мыслил себя вне церкви, оставаясь верным этому служению до конца своих дней.

В 1913 году, возрасте 36 лет, являяcь известнейшим регентом и автором духовных сочинений, Чесноков поступает в Московскую консерваторию (можно только подивиться этому необоримому стремлению к совершенству в сочетании с истинным христианским смирением!). Там он занимается композицией и дирижированием с М. М. Ипполитовым-Ивановым, а также инструментовкой с С. И. Василенко. Подобно герою евангельской притчи, который на данные ему 5 талантов приобрёл другие пять, чтобы вдвойне вернуть своему господину то, чем господин его одарил, Чесноков к 1917 году, своему сорокалетию, году окончания консерватории имел 36 (из 38 им написанных) духовных опусов (всего к этому моменту их было 50 - вместе со светской музыкой), позади были два десятилетия неустанного труда на хоровом и регентском поприще, активной общественной деятельности. Наверное, не было случайностью то, что именно в этом году Чесноков со своим хором участвовал в интронизации патриарха Тихона (первого со времени отмены патриаршества в 1718 году) которого не удалось сломать адской машине нового строя, и мученическая смерть которого означала, что всё, чем жила Россия до этого, ушло в безвозвратное прошлое, и всё, что не удастся сломать, будет уничтожаться. Так, прекратилась работа летних регентских курсов, Синодальное училище сначала было преобразовано в Хоровую академию, а затем упразднено, храмы закрывались один за другим, а о регентских съездах не могло быть и речи. Все, кто окружал Чеснокова, либо эмигрировали, либо, как и он сам, остались не у дел. В качестве примера можно привести А. В. Никольского, который, подписав согласие «не распространять свои культовые произведения», чтобы не дать умереть с голоду семье, вплоть до 1925 года работал в Пролеткульте, сочиняя новые «пролетарские песни», правда сильно похожие на его духовные произведения. Была сломана судьба Н. М. Данилина, который после краха блестящей карьеры регента Синодального хора (достаточно вспомнить знаменитую поездку в Рим с концертами в Варшаве, Вене, Берлине, Дрездене), пытался найти себе применение в качестве хормейстера Большого театра, руководителя хора бывшей Придворной певческой капеллы, Госхора СССР, но нигде не задерживался надолго, видимо, слишком разителен был контраст между тем, что наполняло его прежнюю жизнь церковного дирижёра и новым репертуаром советских хоров. Не был исключением и Павел Григорьевич, которому на пятом десятке пришлось заново строить жизнь. Этот период жизни композитора достаточно чётко зафиксирован в советской печати. В ней мы можем прочитать, что П. Г. Чесноков «активно включился в работу по развитию советской хоровой культуры» (Музыкальная энциклопедия) и «его деятельность становится на службу народу, наполняется новым содержанием» (К. Б. Птица). Это означает, что в 1917–1922 гг. он руководил 2-ым Госхором, в 1922–1923 гг. - Московской академической капеллой. В 1931–1933 гг. работал главным хормейстером Большого театра, а одновременно руководил капеллой Московской филармонии; с 1917 по 1920 г. преподавал в Музыкальном училище имени Октябрьской революции.

В 1923 году «Народная хоровая академия», созданная вместо упразднённого Синодального училища, прекратила своё существование. В свою очередь, вместо неё был организован подотдел при инструкторско-педагогическом факультете Московской консерватории. У его истоков стояли главный «идеолог» нового направления А. Д. Кастальский (он уже преподавал в консерватории, и многие даже считали его «красным профессором» - впрочем, несправедливо) и бывшие педагоги Синодального училища, а затем Народной хоровой академии А. В. Никольский, Н. М. Данилин, А. В. Александров. П. Г. Чесноков, который с 1920 года вёл хоровой класс и созданный им курс хороведения в консерватории, входил в их число. Как всякое новое начинание (его целесообразность не ставится нами под сомнение - в любом случае, другого выхода не было дано), подотдел вступил в длительный период реорганизации и реформ: менялись учебные планы, структура, название, создавались и расформировывались хоры, менялись их руководители. Чесноков руководил хоровым классом подотдела с 1924 по 1926 год (в этом же году исполнилось 30 лет церковно-певческой деятельности Чеснокова-композитора и регента, по этому поводу и были написаны Кастальским вдохновенные строки, которые служат эпиграфом этой статьи). Когда в 1932 году создавалась кафедра хорового дирижирования, Чесноков был её первым заведующим, но на подобных должностях он никогда не задерживался долго, ибо обвинения в «церковничестве» (а до 1932 года он был регентом в храме Христа Спасителя) как шлейф тянулись за ним до конца жизни. В эти годы Чесноков работал над главным теоретическим трудом своей жизни - книгой «Хор и управление им», которая вышла в свет в 1940 году (тираж разошёлся за считанные часы). С тех пор труд неоднократно переиздавался - и вполне заслуженно: лучшей книги, соединяющей в себе теорию и практику дирижирования хором, ещё никто не написал. Тем не менее в ней отчётливо ощущается тот внутренний надлом, который произошёл в авторе после революции. По первоначальному замыслу этот труд должен был подвести итоги и сделать обобщение церковно-певческого опыта, наполнявшего жизнь композитора и регента, но из-за агрессивной атеистической политики советской власти (это было время «безбожной пятилетки»: к 1943 году не должно было остаться в России ни одного храма, ни одного священника, - но помешала война) Чесноков был вынужден написать просто о хоре; единственный пример из церковной музыки в этой книге - «Не отвержи мене во время старости» Березовского, без текста. Творческая деятельность композитора-автора духовных произведений также давно завершилась: последние опусы были светскими. После 1917 года, по имеющимся на сегодняшний день данным, было сочинено только 20 духовных произведений, некоторые из которых были изданы, а другие, оставшиеся в рукописях, вошли в опусы №51 и №53.

Последние годы жизни П. Г. Чеснокова были наполнены нуждой и лишениями. Официальная советская печать ничего не говорит нам об этих годах - да кому захочется лишний раз вспоминать, что мы виноваты в голодной смерти ещё одного русского гения? В лучшем случае мы можем прочитать, что это произошло в «тяжёлые дни Великой Отечественной войны, в апреле 1944 года» (К. Б. Птица). Старые певчие вспоминают, что Чесноков, будучи регентом, не поехал вместе с «большой группой профессоров» Московской консерватории в г. Нальчик и, лишившись хлебных карточек, провёл последние дни в очередях в булочную на улице Герцена, где 14 марта 1944 года и нашли его замёрзшее, бездыханное тело, навсегда покинутое чистой, по-детски наивной душой. Отпевание было совершено в церкви на Брюсовском переулке (ул. Неждановой), а последнее пристанище Павел Григорьевич Чесноков нашёл на Ваганьковском кладбище, где его прах покоится и поныне.

Эта статья не ставит целью исчерпывающе обобщить всю жизненную и творческую биографию композитора, но мы бы хотели, чтобы каждый музыкант, соприкоснувшись с духовным миром самого Мастера, бережно и осторожно подходил к интерпретации его произведений, сознавая величие музыкального дара композитора и глубину его человеческого смирения.

А. Г. Муратов, Д. Г. Иванов
1994 г.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»