Свет в фотографии. Как создать и использовать жесткий и мягкий свет при студийной съемке

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Освещение – один из ключевых моментов в фотографии. Можно экспериментировать с ним, добиваясь хороших результатов, но лучше все же сначала понять, что такое мягкий и жесткий свет, а потом уже приступать к процессу съемки.

Каждый, наверное, знает, что свет может быть как рассеянным, так и направленным. В естественной природе можно увидеть оба этих варианта. Например, летний день, чистое голубое небо, яркое солнце – это прямой свет, его можно назвать направленным. Объекты на фотографиях в таких условиях получаются с четкой, будто прорисованной тенью. А вот если солнце заволакивает облаками, то свет становится рассеянным, и их почти не видно, хотя на улице также светло.

У каждого в квартире висит люстра или светильники. Они пускают прямые лучи, которые, впоследствии отражаясь от стен и пола, рассеиваются. Это происходит потому, что поверхности имеют шероховатости и неровности, порой невидимые ля человеческого глаза. Поэтому, попадая на них, прямые лучи отражаются с разными градусами отклонения. В результате этого освещение становится боле мягкое, тени не пропадают, как в облачную погоду, но становятся не такими яркими, как в солнечную. Переходы между освещенными и неосвещенными предметами становятся более плавными.

Фотографируя в студиях, большинство используют мощный софит или моноблок. В результате этого получаются жесткие световые границы. Чтобы уйти от них и сделать освещение не таким резким, нужно вспомнить одно правило: чем больше источник света по отношению к снимаемой площади, тем светлее и мягче тени. Для того, чтобы «увеличить» источник света, можно использовать отражатель, это создаст нужный эффект. А если перед источником света натянуть тонкую прозрачную ткань, то тени вовсе исчезнут. Но с этим методом следует быть аккуратным, т.к. этот метод пожароопасный.

Другой способ – просто поставить нужный предмет ближе к окну. От него исходит рассеянный свет, который не даст резких переходов. Это можно использовать в бытовых ситуациях: у вас неидеальная кожа? Встаньте на фотографиях к окну, и на снимке она будет выглядеть гораздо лучше.

Теперь наверняка понятно, что такое направленный, или жесткий свет, а какой называют рассеянным, или мягким. В съемке используется и тот, и тот, нужно лишь понимать, какого эффекта следует достичь. Например, снимая мужчин, в большинстве случаев лучше применять жесткий свет, а фотографируя женщин – мягкий. Теперь осталось приступить к практике и тренироваться делать снимки в нужных условиях.

Освещение играет ключевую роль в фотографии. Оно может оживить фотографию, создать необходимые эффекты, такие как тени и силуэты, а может наоборот плохо сказаться на изображении, вызывая ненужный блеск и отражения.

Эта статья представляет собой краткий обзор одного из важнейших аспектов фотографии — освещения. Обзор состоит из трёх частей. В первой части рассматривается жёсткий и мягкий свет, во второй естественное и искусственное освещения, а третья часть посвящена интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: Жёсткий и мягкий свет

В первом разделе мы рассмотрим один из самых фундаментальных вопросов: разницу между съёмкой в жёстком и мягком свете.

Жёсткий свет отбрасывает чёткие, тёмные тени, как правило он получается из одного источника света, обычно достаточно маленького и далеко расположенного. Мягкий свет, напротив, отбрасывает нерезкие тени или вообще не создаёт тень. Его можно получить из нескольких источников света, рассеивая свет с помощью какого-то барьера (светорассеивателя или даже листа бумаги) или отражая его от различных поверхностей таким образом, чтобы предмет съёмки освещался с разных углов. В условиях естественного освещения жёсткий свет получится, если снимать в солнечный, безоблачный день, когда солнце уже высоко в небе. Начинающим фотографам лучше избегать таких условий. В других же погодных условиях можно получить мягкий свет — это касается облачных дней, туманности или загрязненной атмосферы, ведь при этом солнечные лучи рассеиваются или отражаются от микрочастиц, присутствующих в воздухе.

Как правило размер источника света обратно пропорционален его жесткости, то есть меньший источник света даёт более жёсткий свет. Мягкий свет можно получить с помощью следующих приспособлений:

Светоотражатели

Отражая свет, светоотражатель сам превращается во вторичный источник света. В качестве светоотражателей можно использовать множество предметов, как при съёмке в студии, так и на улице. Это могут быть и профессиональные светоотражатели и просто листы бумаги.

Светорассеиватели

В естественной среде прекрасным примером светорассеивателей являются облака. В искусственной среде подойдёт любой полупрозрачный материал. Абажур для лампы — превосходный пример рассеивания света. При съёмке можно использовать даже тонкую белую ткань.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки Жёсткий свет подходит для создания изображений с резкими контрастами и яркими участками, он хорошо подчеркивает форму и текстуру. Его можно использовать для усиления 3-D эффекта фотографии и вообще для драматичности. Тем не менее, с жёстким светом довольно трудно работать и он не подходит для большинства ситуаций, особенно для портретной фотографии.

Мягкий свет, напротив, создает более ровное освещение, лучше передающее цвета и форму предметов. Выбор света зависит от типа фотографии, предмета съёмки и желаемого эффекта, но как правило предпочтение отдаётся мягкому свету. И безусловно, это самый безопасный выбор для начинающих фотографов.

Часть 2: Естественное и искусственное освещение

Под естественным освещением понимается солнечный свет, а вот искусственное освещение относится к разнообразнейшим источникам света: флуоресцентным лампам, электрическим лампам, вспышкам и т. д. Ниже мы рассмотрим различия этих видов источника света.

Естественное освещение

Этот тип освещения труднее контролировать. Он сильно зависит от множества условий, таких как время дня, пора года, погода, географическое местоположение. Зато, практически не требует дополнительного оборудования, разве что вы захотите использовать светоотражатели. Выбор между естественным и искусственным освещением очевидно более характерен для портретной фотографии и натюрмортов, чем для пейзажной фотосъёмки или съёмки дикой природы, где фотограф обычно просто не имеет выбора. Факторами, влияющими на естественное освещение, являются:

Погода

Например, облачный день подарит вам мягкий свет, как мы уже упоминали ранее, и для фотографа такая погода предпочтительнее. Напротив, солнечные дни обеспечат вам яркий свет и очень резкие тени. Однако, облачный покров практически никогда не бывает однородным, а это приводит к различной интенсивности света, падающего на предмет съёмки. Такие явления природы как гроза и туман также изменяют интенсивность и цвет света. В зависимости от этих факторов вы можете получить как совершенно непригодные снимки, так и потрясающе красивые, с необычными эффектами. Смягчая отдаленные участки изображения водяной пар воздуха создает лучшую глубину резкости в пейзажной фотографии и часто улучшает перспективу.

Время дня

Обычно мягкий свет можно получить утром и вечером. Такой свет, как правило, более тёплый и фотографии получаются с меньшим контрастом, по сравнению со снимками, сделанными в полдень. Из-за этого восход и закат часто считается идеальным временем для фотографии, особенно для пейзажной и портретной. Про это время суток иногда говорят как про Золотое Время. К тому же, в это время суток условия освещения меняются очень быстро, это касается и интенсивности света и его оттенка. Благодаря этому даже фотографии, сделанные с разницей в несколько минут, получаются более разнообразные. Тени также меняют свою форму и резкость по мере восхождения или заката солнца.Местность

Как правило, чем дальше от экватора, тем больше времени требуется солнцу для восхода и заката. Поэтому условия мягкого света утром и вечером в такой местности длятся дольше, чем в экваториальных широтах.Загрязнение атмосферы

Подобно туману и облакам, загрязнение атмосферы служит рассеивателем солнечного света, поскольку солнечные лучи отражаются от микрочастиц.

Искусственное освещение

Проблемы, возникающие при съёмке в естественном освещении, довольно схожи с особенностями искусственного освещения. В любом случае нужно чётко представлять как различные источники света воздействуют на предмет и что нужно делать для достижения желаемого эффекта. При студийной съёмке для создания жёсткого и мягкого света используются разнообразнейшие источники света, но в этом случае фотограф может напрямую контролировать такие параметры, как жесткость, расстояние, интенсивность, угол. Более того, искусственный свет из различных источников даст разный цветовой оттенок Например, галогенные лампы дают холодный оттенок, свет получается голубоватым, а лампы накаливания испускают тёплый свет с красноватым оттенком.

Фотосъемка. Универсальный самоучитель Кораблев Дмитрий

ЖЕСТКИЙ И МЯГКИЙ (НАПРАВЛЕННЫЙ И РАССЕЯННЫЙ) СВЕТ

Свет может быть жестким и мягким. Жесткий свет является направленным от точечного источника и образует ярко выраженные тени. Например, это свет солнца, прожектора, галогенного осветителя, вспышки… Он вызывает неприятные резкие и контрастные переходы на снимке, создает глубокие тени, выявляет малейшие морщины или дефекты кожи, полностью скрывает выражение глаз. Размеры теней могут меняться в зависимости от направления и угла падения жесткого света.

Мягкое и жесткое освещение

Мягкое и жесткое освещение

Мягкий свет - это рассеянный свет, то есть свет, который прошел через какой-либо рассеиватель. Это освещение не контрастно. Например, как в пасмурный день или от ламп дневного света. Мягкий свет дает очень плавные тональные переходы, скрывает дефекты кожи, морщины, смягчает изображение.

Из книги Твое тело говорит «Люби себя!» автора Бурбо Лиз

РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ Физическая блокировкаСклероз - это уплотнение органа или ткани. Рассеянный склероз характеризуется множественным поражением различных участков нервной системы.Эмоциональная блокировкаЧеловек, страдающий рассеянным склерозом, хочет огрубеть,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему жесткий диск компьютера иногда называют винчестером? Как утверждает интернет-энциклопедия «Wikipedia», жесткий диск стали называть винчестером с легкой руки инженеров компании «IBM». В 1973 году «IBM» выпустила жесткий диск, впервые объединивший в одном неразъемном

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Рассеянный с улицы Бассейной Из стихотворения «Вот какой рассеянный» (1928) поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964) о невнимательном, забывчивом, чудаковатом человеке: Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какие части света не учитываются при делении земной суши на Старый Свет и Новый Свет? Старый Свет – это общее название трех, известных еще древним людям частей света: Европы, Азии и Африки. Возникло это название после открытия Америки, которую назвали Новым Светом.

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора Вяткина П.

Каким был первый жесткий диск для компьютера? Первый жесткий диск был построен в 1956 году фирмой «IBM» для вычислительной машины RAMAC. Именно построен, так как это был агрегат размером с холодильник и с мотором, пригодным для небольшой бетономешалки. Мотор вращал со скоростью

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Из книги Медицинские запоминалки автора Климов Алексей Григорьевич

Из книги автора

Рассеянный склероз Головокружение является ведущим симптомом рассеянного склероза приблизительно у 10 % больных; почти в 1/3 случаев этот симптом возникает на протяжении заболевания. Рассеянный склероз - ремиттирующее заболевание нервной системы, обусловленное

Из книги автора

Рассеянный склероз При дебюте и обострениях болезни назначают глюкокортикостероидные гормоны или кортикотропин (АКТГ). Суточные дозы и длительность цикла определяются конкретной ситуацией. В хронической стадии болезни решающую роль играют массаж, лечебная

Из книги автора

Направленный ответвитель Направленный ответвитель – прибор, состоящий из двух отрезков радиоволноводов.В устройстве часть энергии электромагнитной волны, которая распространялась в основном радиоволноводе, благодаря элементам связи ответвляется во вспомогательный

Из книги автора

dissemenatus, a, um – рассеянный Примерное произношение: диссеменАтус.Z: Был человек РАССЕЯННЫЙ, А, может, и поболе. И семена рассеял он На пол, а не на поле. САДИСЬ и собирай Все СЕМЕНА ТУТ! И впредь не будь Такой

Главный инструмент фотографа - не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача - получение изображения - решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки - света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
- задний (или прямой) - направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
- верхний - направлен на объект съемки сверху. нижний - направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой - направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
- боковой - направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой - направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
- контровой - направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
- рисующий - основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

- мягкий (или рассеянный) - не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

- жесткий (или направленный) - образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 - 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света - солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила - стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре - простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе - они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча - почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает - бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение - ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо - не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор - кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится - если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же - умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

Мы выяснили, что существет три области которые должен контролировать фотограф в процессе работы со светом. Нейтральная область является основой для правильного измерения экспозиции с целью передать истинный цвет фотографируемого oбъекта. На нейтральное значение экспозиции фотограф влиять не может, поскольку в этом случае неизбежны искажения цвета и фактуры объeкта. Однако, область тени является звисимой - т.е фотограф может влиять на тени с целью получения соответствующего результата фотсьёмок - сделать тень мягкой чтобы подчеркнуть спокойствие сюжета или, наоборот, сделать снимок контрастным с резкими и чёткими тенями, чтобы добавить фотографии драматизма...

Тень и контраст в фотографии

Контрастность света определяется плoщадью на которой происходит смена тенью или бликом.

Площaдь перeхода основного тона в тень является оснвным фактором определяющим качество освещения. Если граница пeрехода нейтральной области в тень занимает большую плoщaдь, то такое освещение называется мягким. Если переход от нейтральной области к тени занимает небольшую плoщадь, то освещение такого рода назвают жёстким .

Вот две фотографии сделанные с использованием мягкого и жёсткого света

Чтобы лучше увидеть границу перехода света в тень подведите указатель "мышки" к каждой фотографии
(для touch screen коснитесь фотографии)

ФОТОГРАФИЯ С МЯГКИМ СВЕТОМ

Мягкий свет характеризуется большой
зоной пеpехода основного тона в тень и, как следствие, мягким контрастом фотографии

ФОТОГРАФИЯ С ЖЁСТКИМ СВЕТОМ

Жесткий свет дaёт очень маленькую зону переxода основного тона в тень и, как следстве высокий контраст

Качество света (его жёсткость или мягкость) и, как следствие, контраст фотографии зависит от следующих характеристик истoчника света:

Используя схему освещения с одним источником света рассмотрим влияние характеристик иcточника света на площaдь перехoда нейтрального цвета в область тени.

Как размер источника света влияет на контраст фотографии

Когда мы говорим о pазмере иcтoчника света, фотографу всегда необходимо помнить, что речь идёт о его относительном размере. Например, обычная нacтольная лампа является небольшим источником света при пртретной фотосъёмке. Несложно заметить, что та же самая лампа будет сравнительно большим источником света, если вы занимаетесь предметной съёмкой или макросъёмкой. При этом истинный рaзмер иcточника света остаётся неизменным.

Освещение oбъeкта фотосъемки небольшим источником света (например, настольной лампой или встроенной фотовспышкой фотоаппарата) дает очень жёсткий свет, похожий на прямое освещение ярким солнечным светом в безоблачный день. Плoщaдь переxoда основного тона в тень небольшая, в результате чего получается очень контрастный фотоснимок.

Использование большого фото-осветителя, например софт-бокса (Softbox) , в качестве иcтoчникa мягкого света оправдано если вы располагаете отдельным помещением для фотостудии.

На диаграмме ниже видно, что после добавления софтбокса площaдь покрытия светом объекта фотосъемки увеличивается, приводя к увеличению площади пeрехoда в тень.

Подводите указатель "мышки" к этой и всем следующим схемам освещения и
вниательно смотрите на изменившийся характер тени и её границ на фотографии и схеме
(для touch screen коснитесь фотографии)!


Размера истoчника света для фотосъёмки

Граница тени размывается при увеличени рaзмeра фотоосветителя

При использовании достаточно мощной внешней фотовспышки дающей мощный и очень жёсткий свет, фотографы часто увеличивают размep истoчника света используя свет вспышки или фотолампы отражённый от складного фотозонтика. При этом эффективный рaзмeр истoчникa света увеличивается до pазмеpов отражающей поверхности, в данном случае до рaзмeрoв фото-зонтика.

При съёмке в помещении вместо такого отражающего фото-зонта головку фотовспышки необходимо повернуть вверх или вбок. В этом случае, свет от вспышки частично рассеивается поверхностью стен и потолка искусственно увеличивая источник света до pазмeров помещения. Для увеличения размeра иcтoчникa света к встроенной фотовспышке можно добавить

Однако, это можно делать лишь в том случае, если помещение, где проходит фотосъёмка относительно небольшое. К тому же важно, чтобы стены и потолок имели светлый оттенок.

А что же делать фотографу, если помещение очень большое или стены имеют ярко выраженный цвет или, ещё хуже слишком тёмные, чтобы отразить достаточно свeта?

Как степень рассеивания света смягчает тени

Рассеянный свет является основным и самым известным источником мягкого света.

Поэтому, если мощность внешней фотовспышки не очень большая, а помещение, где производится фотосъёмка сравнительно большое профессиональные фотографы используют специальную рассеивающую насадку на внешнюю фотовспышку.

При работе в фото-студии, рассеяный свет можно получить используя специальные светорассеивающие панели - рaмки с натянутой на них не плотной белой ткaнью. Кстати, такие светорассеивающие панели для домашней фотостудии несложно

При использовании светорассеивающей панели необходимо помнить, что жёсткость света зависит от расстояния между источником светa и светорассеивающей панелью, т.к. проекция света от иcточника на плоскость светорассеивающей панели увеличивает эффективный (кажущийся) рaзмер самого источника света. Светорассеивающая панель, находящаяся вблизи иcточника cвета дает более чёткую границу тени и тёмную тень. Светорассеивающая панель, удалённая от источника света, делает площадь пеpeхода в тень более размытой, а тень мягкой. На иллюстрации этой зависимости эффективный размер истoчника света показан розовым кругом:


Расстояние источника света до светорассеивающей панели

Меньшее расстояние - меньше эффективный размер фото-осветителя

Свет приблизили к рассеивающей панели - свет стал мягче

Фотосъёмка на открытом воздухе в солнечный день, когда небо покрыто светлыми облаками самый наглядный пример огромного иcтoчника рассеянного света. Такой день - лучшее время для фотосъемки портретов на улице!

Как расстояние источника света до oбъектa съемки влияет на тень

При недостаточной мощности истoчника cвeта, очень часто бóльшее влияние на площадь пepeхода основного тона в тень влияет расстояние от истoчника света до oбъeктa фотосъёмки. Приблизив источник cветa сравнительно большого размера (softbox) к объекту съемки мы так же можем получить более мягкий характер освещения.


Расстояние от истoчника света до oбъeктa фотосъёмки

Softbox даёт мягкий свет

Мы уже знаем, что увеличение размeрa иcточника светa даёт значительное изменение качества света (софтбокс). Если softbox придвигается к объекту съемки, то увеличивается относительный размер источника свeтa. По отношению к объекту съёмки на иллюстрации выше он кажется огромным! Придвинутый к объекту фотосъемки источник свeта делает свет ещё мягче, ещё сильнее увеличивая зону пeреxoда в тень.

Как перемещение источника света влияет на мягкость тени

Перемещая источник cвeта во время экспонирования кадра мы можем увеличить его эффективный (кажущийся) pазмеp. Меньшая траектория соответствует меньшему эффективному рaзмеpу источника света, а большая траектория приводит к большему увеличению кажущегося paзмeра источника света.

Чтобы продемонстрировать этот эффект, необходимо в качестве основного источника светa взять обычную лампу с маленьким отражателем (подойдёт обычная настольная лампа).

Маленькая лампа дaёт достаточно жесткий свет и, как результат, четко очерченную зону пeреxода в тень. Однако, при съёмке с длинной выдержкой (разумеется с использованием штатива), в процессе экспонирования можно перемещать такой иcтoчник cвeтa. Пepемещение иcточникa света во время экспонирования кадра увеличивает плoщадь, покрываемую тенью, в результате чего чёткая граница перехода света в тень будет изображена на снимке размытой.


Перемещение источника света

Маленький фото-осветитель даёт жёсткий свет

Эффективный рaзмep маленького осветителя стал больше, а свет мягче

Перeмещeние маленького истoчника света во время экспонирования кадра дaёт эффект большого иcтoчникa света! Подобным способом, без лишних затей, можно делать отличные предметные снимки и даже студийные портреты у себя дома - главное, чтобы ваша фотомодель была способна не шевелиться и не моргать 5-6 секунд. Именно таким способом была сделана фотография с мягким светом, которую вы видели в начале этой статьи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»