Анализ архитектурного сооружения зимний дворец. Зимний дворец: wiki: Факты о России

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
il_ducess wrote in November 8th, 2009

Ну начнем с самого великолепного и главного царского дворца - Зимнего!

Зимний дворец, по словам архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, создавался "... для одной славы всеросcийской" и должен был олицетворять величие и силу России, ставшей в середине XVIII века могущественной европейской державой.


В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли.

Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих.

Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью.

Зимний дворец поражает грандиозностью масштаба, богатством и разнообразием декора и вместе с тем цельностью и соразмерностью частей. В этом сооружении нашли яркое выражение черты творчества Растрелли, создателя стиля русского барокко: величавая парадность форм, предельная насыщенность декоративными деталями, неудержимое стремление к яркости, пышности, мажорности. Зодчий решил дворец как городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими, фасадами. Главный фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор. Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе.

Фасады дворца оформлены с присущим творчеству Растрелли разнообразием и выдумкой, вся система украшений подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания - оно господствовало над городом. Архитектор зрительно усилил это впечатление, расположив колонны в два яруса друг над другом. На уровне кровли, венчая дворец, шла балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами, продолжающими вертикали колонн. Первоначально стены дворца были окрашены светло-желтой краской, а декор и колонны выделены белым цветом, что можно увидеть на рисунках и картинах XVIII - первой четверти XIX века.

Внутренняя планировка здания отличалась ясностью и логичностью. Главные помещения дворца - парадная лестница, тронный зал, собор и театр - должны были находиться в четырех угловых корпусах (ризалитах). Соединяя их, располагались остальные большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые - общим числом, по свидетельству самого автора, более четырехсот шестидесяти.

Парадные интерьеры второго этажа были решены в стиле русского барокко середины XVIII века. Для него характерны анфиладное построение парадных покоев, огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный рокайльный декор. В настоящее время только некоторые интерьеры дворца дают представление о первоначальном убранстве залов, созданных по рисункам Растрелли. Среди них - Парадная лестница, в XVIII веке называвшаяся Посольской.

Восстанавливая лестницу после пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов сохранил замысел Растрелли и повторил композицию почти без изменений. Как и в XVIII веке, высота огромного раззолоченного помещения, пронизанного потоками света, зрительно увеличена искусной перспективой живописного плафона. Стасов включил в композицию потолка плафон XVIII века с изображением Олимпа, найденный в кладовых Императорского Эрмитажа. Во втором ярусе на пьедесталах у парных пилястр высятся статуи: Верность, Справедливость, Мудрость, Величие, Изобилие, Правосудие, а также Меркурий и Муза. Основанием композиции служит нижний ярус лестницы со стенами, покрытыми орнаментом.

В.П. Стасов использовал декоративные средства стиля барокко, но внес некоторые изменения в облик лестницы. Вместо деревянных колонн, облицованных розовым мрамором, были воздвигнуты монолитные колонны из серого сердобольского гранита, резные золоченые балясины перил заменили мраморной балюстрадой, во всем помещении стал преобладать белый цвет с золотом. Один из современников восстановления дворца писал, что у Стасова убранство лестницы, "не отступая в формах своих от стиля Растрелли, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка".

Возрождая после пожара Большую церковь, В.П. Стасов руководствовался немногими сохранившимися рисунками и чертежами Б.Ф. Растрелли.

Созданный им интерьер свидетельствует о глубоком проникновении в своеобразие барокко. Большая церковь была одним из самых пышных помещений в Зимнем дворце. В ее убранстве все пронизано светской жизнерадостностью и торжественной приподнятостью. Стены церкви декорированы прихотливо вьющимися орнаментами и порхающими обнаженными "путти".

Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен. Завершает композицию плафон на тему "Воскресение Христово". С максимальным приближением к первоначальному облику, был воссоздан архитектором интерьер Предцерковного зала.


Отделка Большого Тронного (Георгиевского) зала почти полностью погибла в огне пожара. Однако, чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об убранстве этого зала, созданного Дж. Кваренги в 1787 - 1795 годах, - одного из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными колоннами коринфского ордера был необыкновенно эффектен. Стасов полностью сохранил архитектурные членения и пропорции зала Кваренги, и, тем не менее, придал интерьеру совершенно иной характер. Вместо полированных колонн цветного мрамора появились колонны из белого каррарского мрамора, плитами которого покрыты и стены. Вместо лепных медальонов во втором ярусе - мраморные парные пилястры. Вместо расписных плафонов с изображениями парящих фигур на фоне безоблачного неба и аллегорических сцен на античные сюжеты - кессонированный потолок с литыми, чеканными, золочеными тягами и орнаментами из бронзы. Устройство не деревянного, как обычно, а медного потолка, подвешенного к железным конструкциям, было смелым инженерным решением.

Строгая и величавая архитектура Георгиевского зала была созвучна торжественности официальных церемоний, которые проходили здесь вплоть до конца царствования династии Романовых.

Созданный Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века, определил неповторимый архитектурный облик дворцового ансамбля на берегу Невы. Каждое царствование становилось новым этапом в жизни парадной царской резиденции. Интерьеры дворца, созданные самыми знаменитыми архитекторами XVIII-XIX веков, отражали смену архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох.

Зимний дворец, без сомнения, является одной из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга

Тот Зимний дворец, который мы видим сегодня, является на самом деле уже пятым по счёту зданием, построенным на этом месте. Строительство его длилось с 1754 по 1762 год. Сегодня напоминает нам о пышности некогда популярного Елизаветинского барокко и является, по всей видимости, венцом творчества самого Растрелли


Как я уже говорил, всего на этом месте существовало пять Зимних дворцов, но весь период перемен вложился в скромные 46 лет между 1708 годом, когда был возведён первый и 1754 годом, когда началось строительство пятого


Первым Зимним дворцом стал возведённый Петром Великим для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле


В 1711 году деревянное здание было перестроенно в каменное, а приурочили это событие к свадьбе Петра I и Екатерины. В 1720 году Пётр I с семьёй переехал из летней резиденции в зимнюю, в 1723 году во дворце расположился Сенат, а в 1725 году здесь же оборвалась жизнь великого императора


Новая императрица, Анна Иоанновна, посчитала, что Зимний дворец слишком мал для императорской особы, и поручила его перестройку Растрелли. Архитектор предложил купить стоящие рядом дома и снести их, что и было сделано, а на месте старого дворца и снесённых строений вскоре вырос новый, третий по счёту, Зимний дворец, строительство которого было окончательно завершено к 1735 году. 2 июля 1739 года в этом дворце прошло торжественое обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом, а после смерти императрицы сюда перевезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который жил здесь вплоть до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Новая императрица также была недовольна внешним видом дворца, поэтому 1 января 1752 года были выкуплены ещё пара домов рядом с резиденцией, а Растрелли пристроил ко дворцу пару новых корпусов. В конце 1752 года императрица посчитала, что неплохо было бы увеличить высоту дворца с 14ти до 22 метров. Растрелли предложил построить дворец в другом месте, но Елизавета отказалась, поэтому дворец был вновь полностью разобран, а 16 июня 1754 года на его месте началось возведение нового Зимнего дворца


Четвертый Зимний дворец был временным: его Растрелли построил в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки на время строительства пятого. Четвёртый дворец был снесён в 1762 году, когда завершилось строительство того Зимнего дворца, который мы привыкли видеть на Петербургской дворцовой площади сегодня. Пятый Зимний дворец стал самым высоким зданием в городе, но до полного окончания строительства императрица так и не дожила - почти готовым дворцом 6 апреля 1762 года любовался уже Пётр III, хотя и он не дожил до завершения внутренних отделочных работ. Императора убили в 1762 году, а возведение Зимнего дворца было окончательно завершено уже при Екатерине II. Императрица отстранила от работ Растрелли, а вместо него наняла Бецкого, под руководством которого со стороны Дворцовой площади появился Тронный зал, перед которым построили помещение для ожидания - Белый зал, за которым разместилась столовая. К столовой примыкал Светлый кабинет, а за ней находилась Парадная опочивальня, ставшая впоследствии Алмазным покоем. Кроме того Екатерина II позаботилась о создании во дворце библиотеки, императорского рабочего кабинета, будуара, двух спальен и уборной, в которой императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского=) Кстати говоря, именно при Екатерине II в Зимнем дворце появился знаменитый зимний сад, Романовская галерея и Георгиевский зал


В 1837 году Зимний дворец пережил серьёзное испытание - крупный пожар, на тушение которого ушло более трёх суток. На это время всё дворцовое имущество было вынесено и сложено вокруг Александровской колонны


Ещё одно происшествие во дворце произошло 5 февраля 1880 года, когда Халтурин взорвал бомбу с целью убийства Александра II, но в результате пострадали лишь караульные - 8 человек погибло, а 45 получили ранения различной степени тяжести

9 января 1905 года произошло известное событие, переломившее ход истории: перед Зимним дворцом была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905-1907 годов. Стены дворца никогда больше не видели особ императорских кровей - в годы Первой Мировой войны здесь находился военный госпиталь, во время Февральской революции здание заняли войска, перешедшие на сторону восставших, а в июле 1917 года Зимний дворец заняло Временное правительство. Во время Октябрьской революции, в ночь с 25 на 26 октября 1917 года Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили Зимний дворец, охраняемый гарнизоном юнкеров и женским батальоном, и к 2 часам 10 минутам ночи 26 октября, после знаменитого залпа с крейсера "Аврора" , штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство - охранявшие дворец войска сдались без боя


В 1918 году часть Зимнего дворца, а в 1922 году всё остальное здание было передано Государственному Эрмитажу. и Дворцовая площадь с Александровской колонной и зданием Главного Штаба образуют один из самых красивых и удивительных ансамблей на всём постсоветском пространстве


Зимний дворец спроектирован в форме квадрата, фасады которого выходят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь, а в центре главного фасада находится парадная арка


Зимний сад в Зимнем дворце)

На юго-востоке второго этажа находится наследие четвёртого Зимнего дворца - Большая церковь, построенная ещё под руководством Растрелли


В распоряжении Зимнего дворца сегодня более тысячи различных помещений, оформление которых поражает и создаёт впечатление незабываемой торжественности и великолепия


Наружное оформление Зимнего дворца должно было, по замыслу Растрелли, архитектурно связывать его с ансамблем Северной столицы


Нарядность дворца подчёркивается установленными по всему периметру здания над карнизом вазами и скульптурами, некогда высеченными из камня, которые позже, на рубеже XIX-XX столетий, заменили металлическими аналогами

Сегодня в здании Зимнего дворца располагается Малый Эрмитаж

История возникновения Зимнего дворца начинается с времен царствования Петра I .

Самый первый, тогда еще Зимний дом, был сооружен для Петра I в 1711 году на берегу Невы. Первый Зимний дворец был двухэтажным, с черепичной крышей и высоким крыльцом. В 1719-1721 годах архитектор Георг Матторнови построил для Петра I новый дворец.

Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и не захотела поселиться в нем. Она поручила постройку нового Зимнего дворца архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся на набережной реки Невы дома графа Апраксина, Рагузинского и Чернышева, а также здание Морской академии. Они были снесены, а на их месте к 1735 году был построен новый Зимний дворец. На местестарого дворцав конце XVIII века был возведен Эрмитажный театр.

Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию . Строительство нового дворца было поручено архитектору Растрелли.Созданный архитекторомпроект Зимнего дворца был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

Летом 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства дворца . Необходимую сумму - около 900 тысяч рублей - отвели из "кабацких" денег (сбор с питейной торговли). Предыдущий дворец был разобран. На время строительства двор переехал во временный деревянный дворец, построенный Растрелли на углу Невского и Мойки.

Дворец отличался невероятными по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным внутренним убранством.

Зимний дворец представляет собой трехэтажное здание, имеющее в плане прямоугольную форму, с огромным парадным двором внутри. Главные фасады дворца обращены к набережной и сформировавшейся позднее площади.

Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса был главный вход во дворец.

По периметру кровли дворца расположена балюстрада с вазами и статуями (первоначально каменные в 1892-1894 годах были заменены на латунную выколотку).

Длина дворца (вдоль Невы) 210 метров, ширина - 175 метров, высота - 22 метра. Общая площадь дворца - 60 тысячквадратных метров, в нем более 1000 залов, 117 различных лестниц.

Во дворце было две цепочки парадных залов: вдоль Невы и по центру здания. Кроме парадных залов на втором этаже находились жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Здесь проживало около четырех тысяч служащих, была даже своя армия - дворцовые гренадеры и караулы из гвардейских полков. Во дворце имелось две церкви, театр, музей, библиотека, сад, канцелярия, аптека. Залы дворца были украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, канделябрами, наборным узорным паркетом.

При Екатерине II во Дворце были организованы зимний сад, где росли и северные, и привезенные с юга растения, Романовская галерея; тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. При Николае I организовали галерею 1812 года, гдебыли помещены332 портрета участников Отечественной войны. Архитектор Огюст Монферран пристроил к дворцу Петровский и Фельдмаршальский залы.

В 1837 году в Зимнем дворце произошел пожар . Многие вещи удалось спасти, однако само зданиесильно пострадало. Но благодаря архитекторам Василию Стасову и Александру Брюллову уже через два года здание было восстановлено.

В 1869 году во дворце вместо свечного появилось газовое освещение. С 1882 года началась телефонизация помещений. В 1880-х годах в Зимнем дворце был сооружен водопровод. На рождество 1884-1885 года в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.

В 1904 году император Николай II переехал из Зимнего дворца в Царскосельский Александровский дворец. Зимний дворецстал местом для торжественных приемов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Само здание несколько раз меняло цвет своих стен. Зимний дворец красили в красный, розовый, желтый цвета. Перед первой мировой войной дворец был выкрашен в красно-кирпичный цвет.

В годы Первой мировой войны в здании Зимнего дворца находился лазарет . После Февральской революции 1917 года в Зимнем дворце работало Временное правительство. В послереволюционные годы в здании Зимнего дворца находились различные ведомства и учреждения. В 1922 году часть здания была передана музею Эрмитаж.

В 1925 - 1926 годах здание вновь перестроили, теперь уже под нужды музея.

Во время Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал от авианалетов и артобстрелов . В подвалах дворца размещался диспансер для ученых и деятелей культуры, страдавших дистрофией. В 1945-1946 годах были проведены реставрационные работы, тогда же весь Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем составляет единый музейный комплекс "Государственный Эрмитаж".

Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» - Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).

Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.

Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.

Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».

В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец - дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.

Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.

Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым - современный Зимний дворец.

Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела - умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.

В 1837 году Зимний сгорел - пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек... Говорят, что ничего не пропало...

Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, - дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось.
Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Планировка Зимнего дворца

Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе. В схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.
Северный фасад отличается тем, что в нем располагаются три громадных парадных зала. Невская анфилада включала: Малый зал, Большой (Николаевский зал) и Концертный зал. Большая анфилада разворачивалась по оси Парадной лестницы, идя перпендикулярно Невской анфиладе. Она включала в себя Фельдмаршальский зал, Петровский зал, Гербовый (Белый)зал Пикетный (Новый) зал. Особое место в череде залов занимали мемориальная Военная галерея 1812 года, торжественный Георгиевский и Аполлонов залы. В число парадных залов входили Помпейская галерея и Зимний сад. Маршрут прохождения царской семьи через анфиладу парадных залов имел глубинный смысл. Отработанный до мелочей сценарий Больших выходов служил не только демонстрацией всего блеска самодержавной власти, но и обращением к прошлому и настоящему российской истории.
Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее - две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же - «молодому двору» - двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Интерьеры Зимнего дворца

Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.

Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).

Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь - 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.

Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского.
Большую анфиладу начинает Фельдмаршальский зал, предназначенный для размещения портретов фельдмаршалов; он должен был дать представление о политической и военной истории России. Его интерьер создан, так же как и соседнего с ним Петровского (или Малого тронного) зала, архитектором Огюстом Монфераном в 1833 г. и восстановлен после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Главное назначение Петровского зала мемориальное – он посвящен памяти Петра Великого, поэтому его отделка отличается особой пышностью. В золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. В огромной нише с закругленным сводом помещена картина, изображающая Петра I, ведомого богиней Минервой к победам; в верхней части боковых стен размещены картины со сценами важнейших битв Северной войны - при Лесной и под Полтавой. В декоративных мотивах, украшающих зал, бесконечно повторяется вензель из двух латинских букв «P», обозначающих имя Петра I, - «Petrus Primus»

Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.
Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце - Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.

Хозяева Зимнего дворца

Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.

Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.

Начался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца. Екатерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней - новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.
Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.

Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.

После гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее - Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.

Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.

На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.

Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть...

Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит. А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»

Фотографии Зимнего Дворца

Санкт-Петербург - северная столица необъятной России, привыкшая удивлять нас особенной индивидуальностью, своеобразием вкусов и амбициозностью. Сотни великолепных достопримечательностей ежегодно привлекают взгляды многих туристов и коренных жителей. Одна из них - Зимний Дворец, являющийся бесценным памятником истории и архитектуры прошлых лет.

Описание

Как и многие строения сооружение отличается помпезностью, удачно сочетающейся с особенным стилем и почерком автора, о котором мы поговорим еще позже. Петербургский Зимний Дворец - это культурное наследие России, одна из главных достопримечательностей страны, которая хранит в себе интересные исторические события и факты. Немало вокруг Дворца ходит легенд и мифов, некоторые из них могут быть вполне оправданы историческими фактами.

Благодаря пышности сооружения, находясь рядом с ним либо внутри него, можно полностью прочувствовать на себе императорский дух и особенности несколько веков назад. Насладиться можно и великолепными архитекторскими решениями, которые и по сей день считаются эталоном красоты и изысканности. Конструкция Зимнего дворца не раз менялась за эти века, поэтому мы можем наблюдать сооружение не в его первозданном виде, что, однако, не делает его менее значимым и достойным внимания, так как все основные черты, задуманные автором проекта, Франческо Растрелли, были бережно сохранены и переданы архитекторами разных времен. Располагается это величественное здание на Дворцовой площади северного города и прекрасно воссоединяется с окружающим ландшафтом.

История создания и развития дворца

Сооружение выполнено в стиле под названием Со времен СССР его территория оснащена под основную часть В более ранние времена Зимний дворец всегда был главной резиденцией императоров России. Чтобы полностью ощутить величие этого места, необходимо обратиться к истории его создания.

При правительстве Петра I, в 1712 году, по закону нельзя была отдавать землю в распоряжение простых людей. Подобные территории хранились для моряков, относящихся к высшему классу общества. Участок, на котором сегодня находится Зимний Дворец, был взят под управление самим Петром I.

С самого начала император построил здесь небольшой и уютный дом, возле которого ближе к зиме прорыли маленькую канавку и которой дали название Зимняя. Собственно, от этого и пошло дальнейшее название дворца.

Многие годы русский император созывал различных архитекторов, чтобы те занимались реконструкцией его дома, и вот, спустя годы, из обычного деревянного дома строение превратилось в большой дворец из камня.

А кто построил Зимний Дворец? В 1735 году главным архитектором, работавшим над зданием, был назначен Франческо Растрелли, у которого возникла идея выкупа соседних земельных участков и расширения конструкции дворца, о чем он и поведал Анне Иоанновне - правительнице России на тот момент.

Задание, поставленное перед архитектором

Именно этот архитектор стал создателем того образа Зимнего дворца, который мы все привыкли наблюдать. Однако стоит помнить о том, что некоторые черты здания изменились с течением времени, но все же основные идеи и работы Франческо Растрелли остались в неизменном виде и по сей день.

Современный вид Зимний дворец приобрел с приходом к императорскому трону Елизаветы Петровны. Как посчитала правительница, строение не похоже на Дворец, достойный того, чтобы в нем пребывали российские императоры. Поэтому для Растрелли появилось задание - модернизировать конструкцию и дизайн сооружения, из-за чего он приобрел новый облик.

Во время строительства Зимнего дворца в Санкт-Петербурге были использованы руки 4 тысяч рабочих, многих мастеров из которых Растрелли приглашал к сотрудничеству лично. Каждая деталь, отличающаяся от других элементов сооружения, была продумана великим архитектором лично и успешно воплощена в жизнь.

Об архитектуре здания

Архитектурная составляющая Зимнего дворца в Петербурге воистину многогранная. Большая высота сооружения подчеркивается увесистыми двойными колоннами. Выбранный стиль барокко сам по себе привносит нотки пышности и аристократизма. По плану, Дворец занимает территорию в форме каре, которая включает в себя 4 флигеля. Самое здание трехэтажное, двери которого выходят во внутренний двор.

Главный фасад дворца прорезан аркой, остальные стороны строения выполнены в изысканном стиле, который выражен в неповторимом чувстве вкуса Растрелли и его необычных решениях, прослеживаемых повсюду. К таким можно отнести неординарную компоновку фасадов, различия в оформлении фасадов, заметные ризалитовые выступы, неравномерное построение колонн, а также внимание привлекает особый акцент автора на ступенчатых углах постройки.

Зимний дворец, фото которого представлены вашему вниманию в статье, обладает 1084 комнатами, где в сумме насчитывается 1945 оконных конструкций. По плану, в нем находится 117 лестниц. Также к необычным и запоминающимся фактам относится то, что на те времена это было здание с очень большим, по европейским меркам, количеством металла в конструкциях.

Цвет здания неоднороден и выполнен в основном в песчаных оттенках, которые являются личным решением Растрелли. После нескольких реконструкций цветовая гамма дворца менялась, но сегодня власти Санкт-Петербурга пришли к выводу, что лучшее решение - воссоздать внешний вид дворца именно в том варианте, который и был задуман великим архитектором изначально.

Немного слов об архитекторе

Франческо Растрелли родился в столице Франции в 1700 году. Его отцом был талантливый итальянский скульптор, которому не составило труда распознать в своем сыне будущего умелого архитектора. Закончив обучение в 1716 году, он с отцом приезжает жить в Россию.

До 1722 года Франческо работал лишь помощником у отца, но к 1722 году созрел для начала самостоятельной карьеры, которая поначалу складывалась не очень хорошо в весьма неприветливой для него стране. 8 лет Растрелли младший потратил на разъезды по Европе, где большую часть времени он не работал, а получал новые знания в Германии, Италии, Франции и других странах. К 1730 году у него сформировалось свое собственное видение стиля барокко, которое и нашло отражение в его самом грандиозном проекте - Зимнем дворце.

Архитектор не раз трудился над созданием и реконструкцией зданий в России. Основная его работа пришлась на период с 1732 по 1755 гг.

Эксклюзивные факты о Зимнем дворце

Здание является самым богатым сооружением в Санкт-Петербурге, а ценность его экспонатов до сих пор не могут точно посчитать. У Зимнего дворца есть немало секретов и интересных историй, из которых можно выделить следующее:

  • Во время войны с немецкими захватчиками цвет дворца был красным. Нынешний бело-зеленый цвет сооружение приобрело лишь после войны в 1946 году.
  • В конце строительных работ на площади пред Дворцом собралось так много строительных отходов, что на их уборку могли уйти целые недели. Однако царю пришла в голову интересная идея: он разрешил абсолютно любому человеку взять любую вещь из этих строительных материалов, оставшихся после работы. Площадь перед зданием очистилась в кратчайшие сроки.

Пожар

В 1837 году все старания Франческо Растрелли и других архитекторов практически свелись на нет. Произошло страшное событие: во дворце из-за неисправности печной трубы возник немалый пожар, тушить который были вызваны 2 роты специалистов. На протяжении 30 часов пожарные пытались уменьшить языки пламени за счет закладки окон и других проемов кирпичами, но результата это не принесло. Огонь стих лишь спустя сутки после начала возгорания, испепелив практически всю красоту сооружения. От былого дворца остались лишь стены и колонны, которые опалились под высокой температурой.

Восстановительные работы

Восстановительные работы были начаты незамедлительно и продлились 3 года. К сожалению, с первых застроек никаких чертежей у мастеров того времени не было, поэтому им пришлось включать импровизацию и придумывать новый стиль буквально на ходу. Вследствие этого появилась уже «седьмая версия» дворца с преобладанием светло-зеленых и белых оттенков и позолотой внутри.

Вместе с новым обликом во дворец пришла и электрификация. Самая большая электростанция во всей Европе (считалась таковой на протяжении 15 лет) была установлена на 2 этаже и обеспечивала электричеством все здание.

Не только пожар стучался в двери Зимнего дворца с плохими вестями. Так, это здание в свое время пережило и штурм, и покушение на Александра II, и многочисленные бомбардировки времен Великой Отечественной войны.

Для современных туристов

Сегодня пройтись по залам Зимнего дворца можно, заказав одну из многих экскурсий, индивидуальных либо в группе. Двери музея открыты для посетителей с 10:00 до 18:00 и закрываются только в понедельник - официальный выходной.

Приобрести билеты на экскурсию по Зимнему дворцу можно непосредственно в кассах музея, либо заказав их у туристического оператора. Они не всегда есть в наличии из-за высокой популярности строения, особенно во время туристического сезона. Поэтому билеты лучше покупать заблаговременно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»