Содержание духовной культуры общества. Духовная культура: определение, структура, разновидности

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура - это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура - это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания - в книгах, научные теории - в экспериментальных моделях и так далее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти - время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла - долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

  • народная

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

  • элитарная

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

  • массовая

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Понятие о культуре. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - определенный способ организации и развития жизни и деятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, обществу, между людьми и к самому себе. В понятии «культура» определяется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и определенное качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах истории, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей . Культура характеризует также особенности общественного и личностного сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура и др.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы или всего общества в целом.

Понятие «культура» было в центре исследований на всех этапах истории человеческой мысли, хотя само слово вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII в., более или менее сходные представления существовали на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской мысли, дхарма в индийской, дике в греческой). Изначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Эллины видели в «пайдейе», т.е. в «воспитанности», основное отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху позитивно оценивался городской уклад социальной жизни (близко к понятию «цивилизация»). Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В Возрождение культура представляется как соответствие гуманистическому идеалу человека, позднее - идеалу просветителей.

Цель культуры представлялась с позиции эвдемонистической концепции сделать всех людей счастливыми, натуралистическая концепция считает культурными тех людей, которые живут в согласии со своими естественными природными потребностями. В эпоху Просвещения критикуется культура и цивилизация (Руссо), которая противопоставляет испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальном уровне развития.

Представители немецкой классической философии искали выход из этой ситуации в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания. Культура представляется как область духовной свободы человека.

В конце XIX - начале XX вв. универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике с позиций неокантиазма (М. Вебер, Риккерт). Культуру стали представлять как определенную систему ценностей и идей, которые различаются ролью в жизни и организации общества того или иного типа. Позднее подобный взгляд оформился в теорию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х гг. XX в. В теории единой линейной эволюции культура подверглась критике с позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» - замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития определенного общества. В определенных концепциях критика культуры доводилась до полного ее отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).

Духовная культура личности и ее значение в общественной жизни. «Дух» считается философской категорией, означающей духовную, а не материальную первичность. Вопрос о первичности и вторичности, о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии. Основной вид, процесс духовной деятельности - духовно-производительная деятельность, т.е. производство индивидуального и общественного сознания, производство идей, знаний, теорий, художественных образов и других духовных ценностей в их конкретно-историческом содержании и формах. Если целью материальной деятельности является производство материальных благ, то духовной - производство духовных ценностей, призванных удовлетворять духовные потребности и интересы людей, общества, вместе они образуют производство в целом, законы развития которого имеют всеобщее значение. Вполне правомерна точка зрения К. Маркса, что мораль, право, религия и другие виды духовной деятельности «суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону» .

Следует отметить, что определенными особенностями обладают отдельные виды духовной деятельности: научная, художественная, религиозная, нравственная и др. Е1о необходимо иметь в виду, что духовное производство - это «живая летопись чувств и переживаний человеческих существ» .

Духовная культура личности (конкретной души) не может существовать вне совокупности других «душ», и эта совокупность «душ» организуется в некоторую единую духовную формацию - духовную культуру данного народа, нации, общества, государства или целой эпохи.

Духовное производство в разнообразных видах человеческой деятельности обладает определенной качественной спецификой, которая объясняется причинами объективного и субъективного характера. В разных видах человеческой деятельности не одинаковая степень обусловленности духовного материальным. Производство нравственных представлений, идей, принципов, норм, идеалов, художественных образов и вкусов, а тем более философских идей намного больше отделено от материального, чем производство каких-либо математических или экономических конструкций.

История сохраняет «вечные» сюжеты, которые характерны для всех народов, изображающие трагедию вражды, злости, драму любви, верность, ревность, жадность и т.п. отношения, настроения, действия. Несомненно, что огромная сила традиций в духовной жизни людей имеет свои социальные причины. Главная из них заключается в том, что сознание людей в конечном счете отражает их общественное бытие, а духовная деятельность вплетена в деятельность материальную, составляя ее необходимое свойство или сторону. Поэтому любая человеческая потребность, интерес, цель, средства достижения цели, метод, который используется, действие и результат представляет собой единство материального и духовного в этой детерминационной структуре деятельности человека.

Таким образом, любой духовный образ, идея как общее, проникая в сознание определенного человека, социальной группы, общества (как материального образования), становится определенностью этого человека, группы, общества, характерной чертой, свойством и в деятельности получает свое иное бытие.

Культура народная, массовая и элитарная. Совершенно очевидно, что культура - явление общечеловеческое. Выделяя народную культуру можно определить ее так: традиционная культура, включающая культурные уровни разных эпох от древности до настоящего времени, субъектом которой является народ, - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Своеобразие этой культуры заключается в том, что она бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Вполне закономерно, что каждое новое поколение людей делает свой вклад в духовную жизнь и деятельность общества, добавляет новые ценности к ценностям, которые выработаны предшественниками, хотя, как правило, обычно молодое поколение с присущим ему максимализмом представляет дело так, будто бы оно создает свою духовность заново, на чистом месте, отрицая все старое. Но действительно оно лишь добавляет, а то просто облекает в новую форму старые истины и образы «новое - это хорошо забытое старое».

На каждом этапе развития человеческой общности характерен свой тип духовной культуры как исторической целостности. Правомерно заметить, что народной культуре не свойственен разрыв в развитии, уничтожении старого, отказ от культурного наследия и традиций, потому что каждый новый этап развития с объективной необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные ценности предшествующего этапа.

Для определенных обществ (государств) антагонистического характера характерна неравномерность культурноисторического процесса, усиления культурного расслоения общества, что порождает сложные социальные проблемы, поскольку культурное развитие одной части общества происходит за счет другой. Все это отражается и на самой культуре, например, ее деление на так называемую высокую (элитарную) и массовую культуру.

Массовая культура - это то, что приспособлено к вкусам широких масс людей, которая технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных информационных технологий.

Появление и развитие этой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на общество. В средствах массовой коммуникации, как правило, выделяют три элемента: средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т.д.), которые тиражируют информацию, оказывают постоянное воздействие на аудиторию и ориентированы на конкретные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино и др.) не постоянно воздействуют на аудиторию, они больше ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (телефон, Интернет и пр.) определяют возможность непосредственного общения конкретного человека с человеком и служат для передачи информации личного характера.

В последнее время в контексте развития средств коммуникации говорят о новой разновидности культуры - компьютерной. Если прежде основным источником информации являлась книжная страница, то в настоящее время - монитор. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что создает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в сети (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

Анализируя действительность сегодняшнего дня, следует выделить следующие элементы массовой культуры: информационную индустрию - прессу, теле- и радионовости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события самым простым понятным языком. Исторически массовая культура первоначально формировалась в сфере информационной индустрии, так называемой, «желтой прессе» XIX - начала XX вв. Нельзя оставить без внимания высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением. Это индустрия досуга: фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыку и т.д.; система формирования массового потребления, в основе которой находятся реклама и мода. Потребление представляется в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека. Мифология тиражируется от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Элитарная культура. Рассматривая понятие и содержание элитарной культуры, можно определить ее как культуру привилегированных групп общества, которая характерна принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающую в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Уровень элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью так называемой элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей культуры и науки, искусства, религии. Следовательно, элитарная культура связана с частью общества, как бы наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего социального положения. Именно эта часть общества в большей части обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Однако возможны исторические периоды, когда под маской элиты прячется «псевдоэлита», что более всего характерно для сферы политики (политическая псевдоэлита) . В истории практически всех народов были такие периоды (инквизиция, фашизм, коммунистический радикализм, исламский радикализм т.п.).

Популярная культура выступает в оппозиции элитарной культуре и представляется как область культуры, приемлемой и понятной большинству населения в любую историческую эпоху. Унифицированность и тривиальность элитарной культуры противопоставляется некой оригинальности и индивидуальности в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но основное отличие элитарной культуры от популярной представляется в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: именно она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

Правомерно выделить следующие отличительные черты популярной культуры: ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, вне сомнения, космополитична. Видимо, поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Представляется правомерной точка зрения, что в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идейное политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру; усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества - народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни; ведущая роль наглядных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре имеют преимущество устные жанры, а в классической - литературные, печатные; неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций; условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как для массовой публики безразлично авторство. Правомерно сделать вывод, что популярная культура интерактивна, она создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она больше напоминает народное творчество. Более явно эта черта видна в сети «Интернет»; наличие черт традиционных праздников, народных гуляний, ритуалов, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в определенные тематические циклы и приурочиваются к знаковым событиям, которые тщательно планируются.

Массовая культура определяется как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, которые производятся в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. В содержание массовой культуры включается продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции - массовое или аудитория, которая воспринимает данную культуру. Как правило, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевидения и кино.

Не лишне заметить, что массовая культура является фундаментом мировой культуры, стирает и устраняет национальные границы. Дело в том, что произведения массовой культуры основываются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Напротив, образование для нее даже вредно, поскольку явно мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Правомерно сформулировать основные характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм (бегство от действительности); быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.

На основе анализа современной действительности можно выделить три основных уровня массовой культуры.

Во-первых, это так называемая кич-культура, которая представляется как массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Можно выделить следующие характеристики кича: упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентация на обывателя, жизнь которого представляется скучно и однообразно. У кича нет вопросов, он содержит только заранее подготовленные ответы, клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Во-вторых, мид-культура как разновидность массовой культуры, которая обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя основные черты массовой культуры. По отношению к кичу данная форма массовой культуры считается более высокой. Правомерно отметить, что она задает тон и на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

В-третьих, арт-культура, под которой понимается массовая культура. Она не лишена определенного художественного содержания и эстетического выражения. Считается, что это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самую образованную часть общества. Целью является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Представляется правомерной точка зрения, что в последнее время массовая культура все более ориентируется на мид- культуру, т.е. культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Следовательно, общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

В действительности массовая культура представляет собой более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями и интересами. Она представляет собой определенный способ существования современной культуры, и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Следует отметить еще одну разновидность массовой культуры - экранную культуру, которая является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера изменило мировосприятия человека.

Как представляется, экранная культура - это культура, основным носителем текстов которой является не, как прежде, письменность, а экран, монитор. Таким образом, экранная культура это логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница - это зрительно воспринимаемая и озвученная книжная страница.

Нельзя не отметить и такое социальное явление, как субкультура (англ, sub - под и culture - культура), т.е. подкультура, под которой понимается определенная культура того или иного общества, которая отличается от большинства некоторыми признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т.д. Это понятие в основном используется в антропологии, культурологии и социологии. Как правило, субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Например, субкультуры молодежных группировок: готы, панки, растаманы и т.п. носителей субкультуры. С точки зрения культурологии субкультура представляет собой объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Своеобразие субкультуры заключается в том, что она, как правило, отличается от основной культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т.д. В основе субкультуры находятся музыкальные жанры и стили, образ жизни, определенные политические взгляды. Определенные субкультуры могут носить экстремальный характер и демонстрировать протест против общества или конкретных общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Более развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

См.: Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М. : МВИ, 1999.

Введение

Духовная культура, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также не востребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания -- эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем -- научное сознание.

Цель работы - исследование духовной культуры современного общества.

Понятие и структура духовной культуры современного общества

Духовная культура общества -- это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Духовная культура жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль -- это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука -- это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство -- это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия -- это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика -- основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право -- это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство. В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

Духовная культура общества

«В мире есть только два владыки - меч и дух. И в конце концов дух всегда одерживает победу над мечом.»

Наполеон Бонапарт

Культурная деятельность общества во всех ее проявлениях и формах социальных объединений от микро до макросоциальных общностей делится на две основные сферы: 1.материальную (связанную с воспроизводством физического существования человека) и духовную (связанную с воспроизводством общественного сознания). Соответственно этим двум формам культурной деятельности различают духовную и материальную культуру.

Структура духовной культуры общества

Духовная культура - это форма деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Для характеристики духовной культуры общества необходимо проанализировать ее структуру. Различают субстратную структуру и видовую структуру духовной культуры.

Рассмотрим субстратную структуру духовной культуры общества. Она включает в себя в качестве основных элементов ценности, нормы и языки культуры.

Ценности относятся к одним из основных элементов культуры. На уровне обыденного сознания понятие ценности связано с оцениванием продуктов результатов человеческой деятельности с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия. Под ценностью понимается общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая служит эталоном и идеалом, не подвергается сомнению и имеет приоритетное значение в жизни людей. Американский социолог Т. Парсонс отмечал, что ценность - это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы.

Система ценностей придает обществу упорядоченность и предсказуемость. Культурная жизнь вне ценностей невозможна, именно через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Предметы культуры, лишенные ценностной компоненты, превращаются просто в физические объекты. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит фундаментом всякой культуры.

Ценности можно разделить на

- предметные , имеющие своего носителя (природные богатства, научные истины, культурное наследие прошлого, художественные произведения, предметы религиозного поклонения и т.д.);

- ценности сознания (общественные установки, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, справедливости и т.д.)

В зависимости от доминирования тех или иных ценностей, П. Сорокин выделяет следующие типы социокультурных суперсистем: идеациональный, чувственный, идеалистический. В различных культурах существуют собственные специфические ценности. Так, к фундаментальным ценностям в соответствии с традицией православия относятся социальная справедливость, сочувствие и сострадание к обиженным, готовность к самопожертвованию во имя высокой цели, патриотизм. Важные ценности западной культуры - свобода и права личности, персональный успех, трудовая деятельность и образование.

Ценности находят свое выражение в артефактах культуры: мифологии, письменности, религиозных догмах, объектах искусства и т.д. Иногда ценности определенной культуры, заключены в объектах, которые сами по себе не имеют какой-либо цены. Так, во многих традиционных культурах ценность представляют разные природные объекты («чуринги» камни, куски дерева), в которых якобы заключены зародыши будущих жизней.

Однако есть универсальные общечеловеческие культурные ценности, нашедшие отражение во всех культурах, разделяемые всеми людьми, независимо от их национальной принадлежности, вероисповедания, социального положения. Они формируются в результате осмысления многовекового опыта общественного развития и объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей. Ценности духовной культуры в большей мере более универсальны по своей сути, нежели ценности материальные.

Существуя в пространственно-временном континууме, они, в отличие от материальных, не привязаны к конкретике повседневности и не могут быть выражены посредством денежного эквивалента. Фундаментальным основанием любой культуры являются позитивные ценности, выраженные такими понятиями как любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и т.д. Так, нет культуры, в которой бы позитивно оценивалось убийство, предательство, ложь, воровство, сексуальное насилие.

Ценности являются фундаментальным внутренним регулятором на уровне личности. Человек, не научившийся рассматривать объекты познания с аксиологических позиций, не может быть представлен как личность. Причем ценностные предпочтения индивида не вполне адекватно отражают иерархию ценностей культуры общества или социальной группы.

Так, в советский период социокультурные ценности общества воплощались в таких понятиях-лозунгах как «искусство социалистического реализма», «моральный кодекс строителя коммунизма» и т.д. Ценности же множества отдельных людей концентрировались в понятиях, отражающих более приватную, интимную сторону жизни (любовь, семья, дети, творчество и т.д.)

С изменением общественных условий жизни, социальных отношений, сознания людей, с развитием культуры изменяется система ценностей. Разрушение прежней системы ценностей и формирование новой характеризует кризисный период культуры. Для обозначения ценносто-культурного вакуума французский социолог Э.Дюркгейм ввел понятие «аномия». Так, с разрушением греческого полиса ценностные ориентации общества и личности смещаются в сторону большего индивидуализма. В наше время важное влияние на формирование ценностей той или иной культуры оказывает глобализация. В этой ситуации необходимым условием для выработки путей и вариантов является выявление универсальных ценностей и распознавание их природы.

Важнейшими элементами духовной культуры являются нормы. Нормы – это правила, регулирующие поведение людей, их взаимодействие в процессе общения. Культурные нормы служат образцами поведения, вызванными особенностями жизнедеятельности того или иного общества. Можно выделить следующие типы культурных норм: -привычки ; - манеры ;

-обычаи (традиционно установленный порядок поведения, связанный с определенным способом удовлетворения важнейших жизненных потребностей); -традиции (привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому); -обряд как совокупность действий, установленных обычаем, имеет массовый характер, выражает религиозные представления или бытовые традиции; -церемония (последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию общезначимых событий или дат; -ритуал (сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, имеющих символический смысл); -нравы (особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий, отражающие моральные ценности); -табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет).

Разновидностью норм являются законы.

Итак, культурные нормы – это предписания, требования, ожидания, пожелания поведения, одобряемого в данном обществе.

Совокупность различных норм образует нормативную систему культуры, в которой все элементы должны быть согласованы.

Третьим структурным компонентом духовной культуры общества является языки культуры – система знаков и символов, в которых опредмечивается, выражается определенное культурное содержание. Посредством языка осуществляется сохранение и трансляция духовной культуры, а также культурная коммуникация. Культурные явления не существуют вне языка культуры. Язык – способ существования явлений духовной культуры.

Языки культуры образуетсложную многоуровневую знаковую систему. Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации. Знак является основной формой фиксации и трансляции культурной информации. Благодаря знакам становится возможной коммуникация между людьми, совместное целеполагание.

По характеру отношения означающего к означаемому Ч.С. Пирс выделил три основных вида знаков: 1.иконические (образные) знаки, в которых означающее и означаемое обладают какими-то чертами сходства друг с другом; 2. знаки-индексы , в которых означающее и означаемое тем или иным образом связаны между собой по смежности; чаще всего эта связь носит причинно-следственный и/или указательный характер – так, след указывает на того, кто его оставил, а дым – на огонь, от которого он проистекает; 3.знаки-символы или символические знаки, в которых означающее и означаемое связаны лишь принятым в данном обществе и/или данной культуре условным соглашением.

Особого рода знаком является символ . От простого знака символ отличает то, что он не подразумевает прямого указания на предмет означивания. Символ в культуре - универсальная категория, раск­рывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, кото­рым служил simbolon (греч.) - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Его означаемое – это отвлеченное значение или целый спектр значений, конвенционально связываемый с тем или иным объектом. Например, рыба в христианстве символизирует Иисуса Христа, голубь – Святой Дух, роза – Бога-Отца. Символ более глубок и сложен по своей внутренней структуре, чем простой знак. Он предполагает бесконечную интерпретацию и многозначность, неисчерпаемость смысла. Концепция символических форм культуры была предложена немецким философом и культурологом Э. Кассирером. По Кассиреру, символ – это ключ к природе человека. Человек взаимодействует с реальностью не «напрямую», а через символическую сеть, которая является продуктом символической функции человеческого духа. По ходу развития человечества символическая сеть культуры становится «тоньше, но прочнее». К символическим формам относятся язык, мифология, философия, религия, наука. Наиболее ярко способность людей к продуцированию символов проявляется в искусстве, где доминирует образ Система знаков, воплощающая определенную культуру, образует язык этой культуры. К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков: - естественные языки, как основное и исторически первич­ное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.); - искусственные языки - это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования; - вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естествен­но-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

В языке культуры выделяют также культурный код . Код– это совокупность правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или какой-либо знаковой системы. Код конвенционален, т.е. разделяется и принимается всеми членами того или иного коммуникативного сообщества. Коды создают своеобразный каркас, благодаря которому знаки получают смысл.

Код культуры – определенный конкретный набор знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), а также правил их интерпретации и трансляции, характеризующий культуру определенного конкретного исторического субъекта (типа социальной общности). Для характеристики культурного кода М.К. Петровым была предложена теория социокода. Социокод – это способ аккумуляции, хранения и передачи культурно значимой информации. Петров выделяет в истории человеческой культуры три типа социокода: 1.лично-именной код – знание фрагментируется и фиксируется в отдельных именах. За каждым именем стоит определенная социальная роль. Через именование в процессе инициации передается знание о функции человека в сообществе. Такой тип социокода характерен для примитивных культур; 2.профессионально-именной код – знание фрагментируется по профессиям, основной транслятор профессионального знания – семья. Этот код возникает в традиционных обществах, в которых впервые появляются профессиональные группы; 3.универсально-понятийный код – знание принимает универсальный характер, абстрагируется от конкретных носителей и воплощается в текстах. Такой код формируется в Новое время, благодаря развитию теоретического понятийного мышления. Основным социокультурным институтом трансляции знания становится образование.

Согласно канадскому социологу Г.М. Маклюэну, в основе различий культурных кодов лежит различие в способах и средствах коммуникации. На этой основе он выделяет три типа культуры: 1.дописьменный – господствуют устные способы коммуникации, поэтому главный орган – это ухо (архаические культуры); 2.письменный – господствуют визуальные способы передачи информации (письмо), поэтому главный орган – глаз (начиная с первых письменных цивилизаций и до формирования информационного общества времени); 3.экранный – господствуют электронные способы связи, которые сворачивают пространство и время, превращая мир в «глобальную деревню».

Американский культурный антрополог М. Мид предложила разделять культуры по характеру межпоколенных отношений. Она выделила: 1.постфигуративный тип культур, в которых дети учатся у взрослых; 2.кофигуративный – где дети и взрослые учатся у равных, сверстников: 3.префигуративный – где взрослые могут учиться у своих детей. Через анализ конкретных культур М. Мид показала, что кроме прямой линейной трансляции знания, в истории культуры возможна одновременная и обратная трансляция.

Рассматривая субстратную структуру духовной культуры, многие ученые задаются вопросом, а существуют ли на самом деле так называемые культурные универсалии.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед учеными встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии?

Очевидно, существование универсалий не должно вызывать сомнений, поскольку биологически все люди в целом одинаковы и уже в этом смысле часть культур будет идентичной. Например, рассматривая наскальные рисунки человека первобытных людей и сравнивая их с рисунками маленьких детей (примерно в возрасте до пяти лет), мы видим общие черты нарисованного человека: голова, туловище, две ноги, две руки. Так же можно найти общее в пропорциях древнегреческих скульптур и современных: реальность, пропорции здорового человеческого тела. Таким образом, признавая наличие культурных универсалий, мы должны вывести определение культурных универсалий.

Культурные универсалии – такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Совместная жизнь приводит к появлению разделения труда, танцев, игр, приветствий и т.п.

Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 культурных универсалий – общих для всех культур элементов. В их числе – возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Введение

1. Понятие духовнойкультуры. Критерии духовности

2. Право и наука всистеме духовной культуры

3. Религия в системедуховной культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Культура - областьдуховной деятельности человека, объек­тивируемая в материальныхдействиях, знаках и символах; ее сущность выявляется впротивопоставлении с природой (как со­вокупностью естественныхусловий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развитиятого или иного общества).

Первичная сфера духовной деятельностичеловека - мифо­логия, которая включала всебя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира,моральные регулятивы, религиозные имировоззренческие представления.

В теологической традиции актуализируется связькультуры и культа, религия выступает как основа культуры.Наука рассмат­ривает религию как один из элементов культуры, специфиче­скуюдуховную деятельность, направленную на сверхъестествен­ныеобъекты. В различные эпохи религия охватывала различные областикультуры.

Религия выполняет культуротворческую роль,она задаст спектр универсальных культурных понятий,определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религияспособствует утверждению личности, формированию личностного сознания;выходу его за пределы узкоземного существования, Религия так­же осуществляет трансляцию культуры, передачу ееот одного поколения к другому.


1 . Понятие духовной культуры. Критериидуховности

Понятие духовнойкультуры:

· содержит в себевсе области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показываетсоциально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властныхструктурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние грекисформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолютачеловеческой духовности:

· теоретизм, сориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположногообычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющийнравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм,достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственноепереживание.

Обозначенные выше стороныдуховной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей:в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодняопределяют уровень интеллектуального, нравственного, политического,эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагаетдеятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а такжепредставляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – этосовокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формычеловеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируетсяпредставление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Этипредставления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себяэстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы ихсоздания и потребления.

Религия обслуживаетзапросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехипознающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духак единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культурапронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык,воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени,идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессежизни.

Понятие «духовная культура»имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культурарассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века пониманиедуховной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но инравственность, политику, искусство.

В советский периодпонятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальноепроизводство порождает материальную культуру – она первична, а духовноепроизводство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – онавторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовойдеятельности.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечтосвященное (религиозное);

· как нечтоположительное, которое не требует пояснения;

· какмистически-эзотерическое.

В настоящее время,по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и неразработано.

Актуальность проблемыформирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядомпричин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальнойжизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе,состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поискпутей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центргуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинамиэкономического характера: по мере осуществления социальных, экономических,политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характерчеловеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазахэкономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованиюличности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность,ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателямидуховной зрелости человека.

Истинная духовность есть«триединство истины, добра и красоты» и основными критериямитакой духовности являются:

· интенциональность,то есть «направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело иличеловека, на идею или на личность». Человек нуждается вцели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолеваетизолированность и ограниченность своего существования, и эта способностьставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитойличности;

· рефлексия надосновными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности ивыступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именноспособность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главнойпричиной превосходства человека над животным. У человека духовного этаспособность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», кпознанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формированияспособности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольноеили вынужденное одиночество. «Изгнания и заключения, всегда столь страшныеи роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любитдобровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, ностоль же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного…Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека сдухом не начинается». Все величайшиепредставители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара,постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть нетаким, «как все»;

· свобода, понимаемаякак самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своимцелями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как «обретениевнутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества надчеловеком», «экзистенциальнаянесвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - отпринуждения, от давления, от зависимости от органического;

· творчество,понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее несуществовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поисксамого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть,которая согласует „вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуациейконкретного индивида“, ибо сознанию открытосущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несетответственность за реализацию своего смысла жизни;

· ответственностьличности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а такжеза все, что происходит в мире.

Таковы основные критериидуховности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева,В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.


2. Право и наука всистеме духовной культуры

Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

Культура –это система средств человеческой деятельности, благодаря которойпрограммируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп,человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура– это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества.Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника,физическая Культура, благосостояние людей.

Социальная культура– это система правил поведения людей в различных видах общения испециализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себятакие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой,религиозной, экономической и другой).

Духовная культура– это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышленияиндивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальнымзнаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, какмораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Гуманитарныенауки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. Кним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения,поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группыили человечества каких-либо предметных действий.

Антропологическиенауки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных иобщественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическаяантропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология,медицина (300 специальностей), криминология и т.д.

Техническиенауки – это система знаний и деятельности по практическому использованиюзаконов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы испецифику создания и функционирования сложных технических устройств,используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание– это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося вдеятельности людей. Оно изучает специфику макро- и микрообъединений общностилюдей (социология, демография, этнография, история и др.).

Анализприведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи междуэлементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определениекультуры как особого, жизненно важного явления общества – его подсистемы. Культурапредставляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремленийчленов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяютхарактерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.
Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связейобусловлена его абсолютными ориентирами.

В основехристианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мираТворцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспеченияполной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особымБожьим творением. Христианское мировоззрение связано с представлением онеобходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучаятворение, мы познаем Творца.

Основойизучения окружающего мира учеными с любым мировоззрением является принципсистемного подхода.


3. Религия в системедуховной культуры

Роль религии в истории человечества, в целомвесьма значи­тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­торавлияния религии на общественное развитие: религия в каче­ствестабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе культурыдолжен произво­диться с учетом следующих факторов:

· влияние религии может осуществляться только в опосре­дованномвиде (через деятельность религиозных индиви­дов, групп, сообществ);

· характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или инойисторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развитияобщества:

· религиозное сознание „является доминирующим, происхо­дитсращение религиозной и этнической общности. Рели­гиозные институты наделенысветской властью;

· религиозное сознание существует наряду со светским, про­исходитвыделение и дифференциация других сфер и ин­ститутов общественной жизни;

· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этниче­скаяобщность уже не совпадает с религиозной; осуществля­етсяи закрепляется разделение светской и духовной властей.

Культура Беларуси не быламонолитной; в ней содержались различные мировоззренческие тенденции,обусловленные уровнем социального и духовного развития общества, различиемпотребностей разных социальных слоев в тех или иных формах культурнойдеятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствоваларелигиозная культура – совокупность форм, проявлений, элементов духовнойдеятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали,философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения ивыполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиознойявляется сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, атакже предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень,ядро религиозной культуры.

Под светской культуройкак правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко –внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру,освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можнопринять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней меретри направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозноеразвитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ееинститутов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистическиенастроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос осоотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматриваяего в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру,придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религиюи культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религиюкак «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности междуавтономной светской культурой и культурой сакральной, церковной, существуетмножество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиознойили светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурномтворчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего:внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционныерелигиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светскоеосмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этоминдифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские,коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным каксредства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторыепредставители духовенства при анализе тех или иных проблем (в том числе религиозногохарактера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и вдругих странах, уже в древности обнаруживается наличие двух сфер культуры –религиозной и светской. Праславянские племена наряду со сложной системойполитеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыкамив строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлическихукрашений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке.Введение христианства в его православной форме на Руси было связано сразрушением дохристианской – «языческой» культуры, как религиозной, так имирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством.В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепныездания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозноеобразование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники,знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культурыограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда имисоблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностямимонотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма), несколькосдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающихмир.

Элементы светской ирелигиозной культуры содержались в народном творчестве. Народная религиозностьотразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христамилостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях,пословицах (напр., «Жить – Богу служить», «От Бога отказаться – к сатанепристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор,содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа«Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив,а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также вскоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировалсякрестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитываласьвоинская доблесть, служение Родине.


Заключение

· Духовная культура– это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

· Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

· Истиннаядуховность есть “триединство истины, добра и красоты».

· Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

· Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

· Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи­тельная,не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­тора влияния религии наобщественное развитие: религия в каче­стве стабилизирующего фактораи религия как фактор перемен.

· Под светскойкультурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру,нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий,культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

· Религиозныекультурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры ирелигиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии икультуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смыслпродуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разнымипланами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как«закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.


Список литературы:

1. Бердяев Н.А.Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. Оназначении человека. - М: Республика, 1993. – 458с.

2. Рогалевич Н.Религиоведение. – Мн.: Новое знание, 2005. – 207 с.

3. Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001. – 368 с.

4. Федотова В.Г.Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992. – 384с.

5. Франкл В. Человекв поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. – 486с.

6. Шелер М.Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис,1994. – 394с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»