Проверено экспертом. Как отличают шедевры живописи от подделки

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Музеи, аукционы, частные коллекции часто нуждаются в проведении такого типа исследований, как определение точных подробностей производства живописных и графических полотен, рисунков и других произведений, которые можно классифицировать как картины. Такие исследования, классифицируемые как экспертиза картин, вам готов предложить сотрудники НП «Федерация Судебных Экспертов». Его специалисты могут подробно разъяснить любому клиенту все детали, касающиеся возможной классификации того или иного произведения, и другие вопросы. Сегодня квалифицированная экспертиза картин и произведений искусства стоит впереди технического уровня тех, кто производит подделки, поэтому обращение к нам наверняка сможет решить любые проблемы по определению подлинности.

НП «Федерация Судебных Экспертов» углубленно и ответственно проводит работы по изучению практики и методологии исследования предметов искусства, в том числе самых разнообразных картин. Эта деятельность, особенно в Российской федерации, нужна и востребована. Так как здесь существует и создается огромное количество культурных и художественных произведений в самых различных жанрах. Спектр исследуемых художественными экспертами видов работ может быть настолько широк, что для его описания понадобился бы целый научный отчет.

При покупке, продаже, выставлении на аукцион предметов искусства, очень важным и востребованным является экспертиза картин, их оценка и изучение. Только с помощью таких работ, проводимых достаточно квалифицированными экспертами, могут быть точно названы методики и технологии производства тех или иных произведений. Могут быть определены материалы, которые использовались для производства тех или иных произведений. Наши квалифицированные художественные специалисты в области экспертизы картин обладают достаточными знаниями для того, чтобы в результате обследования произведений искусства называть время их изготовления и другие сведения.

Так называемый провенанс, или происхождение живописи является той совокупностью сведений, которая определяет ее стоимость и художественную ценность. В таких исследованиях, как экспертиза картин или живописи, самый главный признак и вопрос, на который дают ответ экспертные специалисты – подлинность изучаемого объекта. Особенно это касается редких художественных произведений, имеющих особую ценность.

Почти всегда в тех случаях, когда производятся сделки с участием таких предметов, к этому привлекаются квалифицированные художественные специалисты в области экспертизы картин. Серьезные федеральные и независимые организации имеют возможность проводить подобные исследования, и давать задокументированные отчеты о подлинности и деталях производства художественных произведений.

Одной из подобных организаций, самых крупных и квалифицированных в России, является НП «ФСЭ». Уже на протяжении нескольких лет этот институт предоставляет российским гражданам, официальным лицам, музеям и организациям, углубленное и методологически правильное исследование самых различных произведений искусства, графики, живописи, любых культурных, исторических и художественных объектов, являющихся памятниками культурного наследия или произведениями современных мастеров. В этой организации такие качественные услуги предоставляются россиянам с полным соблюдением методологии, соблюдением Российского законодательства и других регламентов и правил получения наиболее точных данных.

Любые клиенты, которые обращаются в эту организацию для проведения экспертизы картин, могут не сомневаться в том, что получат услуги самого высокого профессионального уровня. Сама организация и работники НП «Федерация Судебных Экспертов» обладают теми тремя составляющими, которые обеспечивают наиболее высокий и эффективный уровень обслуживания по экспертизе в любой возможной области. Это отличная техническая база, широкая база знаний – к чему можно отнести и опыт практической работы.

И, в-третьих – прекрасное знание самых различных правил — это знание методов проведения любого исследования, позволяющие получать даже неожиданные результаты, знание российского законодательства, и подкрепляющая эти знания связь с правительственными организациями.

Хорошим доказательством прочных контактов этого учреждения с государственными структурами могут служить рекомендации от арбитражных судов России, которые можно увидеть на сайте организации. Результатом такого сотрудничества является опыт работы и ее высокое качество, а также – информированность о самых разных изменениях в законодательстве, которые могут происходить в тех его статьях и актах, что относятся к разным типам исследований и учитываются при их проведении.

На сегодняшний день НП «Федерация Судебных Экспертов» представляет самый широкий ассортимент исследований, какой находится в наличии российской экспертологии как науки и практики. Это означает, что к нам вы можете обращаться по любому поводу, который может у вас возникнуть. Приходить за разрешением любой проблемы, которая перед вами встает.

Мы окажем квалифицированную помощь в любом направлении и решении любого вопроса в области экспертизы картин. Обращаться в НП «Федерация Судебных Экспертов» могут любые лица, физические или юридические, зарегистрированные в Российской федерации. Как это и происходило раньше, сюда за проведением самых разных исследований обращаются частные персоны, правительственные и общественные организации, коммерческие и производственные компании.

Всех этих и многих других заказчиков специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» имеют возможность обслуживать на большей части Российской федерации. Это еще одна немаловажная деталь, которая отличает нашу организацию от многих российских экспертных учреждений. Охват такой территории становится возможен потому, что во всех российских округах работают наши региональные лаборатории. Сейчас их уже больше семидесяти.

Для того чтобы предоставлять широчайший спектр услуг на такой большой территории, в организации работает крупнейший штат экспертов, насчитывающий более трехсот штатных и внештатных сотрудников. За подробными консультациями о наших услугах приглашаем вас в центральный офис НП «Федерация Судебных Экспертов», для проведения экспертизы картин.

" Каждая десятая картина XX века - фальшивка"

Великий фальсификатор Джон Майат

Совсем недавно мир искусства пережил очередной громкий скандал, круживший вокруг известнейшей картины Рембрандта - «Мужчина в золотом шлеме». Раннее предполагаемый подлинник оказался фальшивкой. Рентгенограмма не выявила на полотне авторского знака художника.

С каждым днем цены на произведения искусства растут. Ежемесячно бьются все новые и новые ценовые рекорды. И весь этот сумасшедший ажиотаж, заставляет лишь насторожиться, ведь и мастера подделок не сидят на месте. С развитием технологий их возможности тоже набирают оборотов.

Техника подельщиков неизбежно развивается, они научились старить краски, делать трещины и даже забивать в картины якобы древнюю пыль. Но технологии разработчиков тоже не стоят на месте: благодаря им арт-арена еще может соперничать с подпольным производством.

Как отличить оригинал от подделки? И как картины проверяют на подлинность?

1 этап

В первую очередь, любая картина попадает в руки к реставратору для визуального анализа. Реставратор – это тот же хирург, в обязанностях которого входит как вернуть к жизни бесценные произведения искусства, так и определить подлинность творений великих мастеров.

Он, в свою очередь тщательно изучает лицевую и оборотную сторону полотна, а также анализирует структуру холста и гравировку подрамника. Затем сопоставляет манеру мазка художника, устанавливает, из чего был, предположительно, сделан верхний слой картины и в самом конце проверяет подпить автора.

Если у него возникают какие-то вопросы (а чаще всего так оно и бывает), то далее реставратор кладет картину под специальный исследовательский микроскоп, с помощью которого изучает трещины на ней, которые в свою очередь, говорят эксперту о многом. В первую очередь о возрасте и происхождении картины, которые подделать не так уж и просто.

Но, не смотря на многолетний опыт, любой эксперт может ошибиться, ведь подделка может быть выполнена очень хорошо, и все реставраторы знают об этом. Они дают всего лишь приблизительную характеристику картины. По этому, на достигнутом заказчики не останавливаются, а лишь переходят к следующим проверкам.

2 этап

Когда никакого визуального отличия не выявлено, помочь тут может физико-химический анализ картины. Это практически медицинская диагностика, которая поможет разобраться кто, когда и главное как, мастер подделки, выдал свою работу за оригинал.

Исследование картины поручают искусствоведам. А те, в свою очередь начинают свою работу из обычного рентгеновского снимка полотна.

У каждой картины есть свой «скелет»:

  • Основа (дерево, металл, холст и т.д.);
  • Грунт (мел смешанный с гипсом);
  • Краски;

И все эти слои, из-за разной плотности, по-разному пропускают рентгеновское излучение. Поэтому на фотоснимок проецируется очень контрастный облик картины, похожий на негатив.

Основа картины может сказать о месте и времени ее рождения, ибо до XVIII ст. картины писали исключительно на деревянной основе. В отдельные эпохи в качестве основы использовали металл, пергамент, бумагу и реже - кость, кожу, мрамор, шифер и другие материалы. Так, к примеру, голландцы и французы писали на дубе, сербские мастера писали на липе, для основ испанских картин характерно применение сосны, а итальянских – тополь.

Когда время и место установлено, а также идентифицирован «почерк» художника и следы реставрации, следует третий этап проверки.

3 этап

После анализа деревины полотно помещают под инфракрасное излучение – оно покажет первоначальный рисунок, который кроется за слоем краски, сделанный углем или карандашом. За частую, на первоначальном рисунке можно увидеть развитие художественной мысли автора. А иногда и объекты, которые позже были замазаны краской.

Но это ни о чем не говорит экспертам, лишь о личных поисках автора картины. Если и тут никаких зацепок, то самое интересное еще впереди. Ведь следующий шаг поможет определить пигменты картины, то бишь - материалы, использованные при изготовлении красок.

4 этап

До XX века художники сами изготовляли краски. Они использовали разные материалы: органику, минералы и красители. Поэтому, дальше искусствоведам, предстоит узнать, была ли картина действительно написана с древние эпохи.

Тонким лучом рентгеновского аппарата «стреляют» в определенные цвета картины. Их красители дают уже обратное свечение, которое выводится на мониторе компьютера в специальной программе. Она же и считывает всю информацию о химическом составе картины, а их действительность сопоставляется с историей их возникновения.

Но даже если подлинность красок совпадет, предстоит самый важный и заключительный момент в художественном исследовании – проверка на вместимость изотопов.

5 этап

Ядерные взрывы XX века привели к появлению двух новых изотопов (137Cs и 90Sr), которые осели на всевозможной растительности и впитались в землю. Так как ранее они не существовали, то их вместительность в красках и предстоит определить профессорам из химических лабораторий.

И даже если подельщики обманули все вышеупомянутые этапы, то при обнаружении этих изотопов на якобы картине эпохи возрождения, картина явно будет фальшивой.

Эпилог

«Точного определения „искусства“ нет. Но с полной уверенностью можно сказать, что не искусством, являются те несчастные потуги обученных студентов, введенных в заблуждение наивными наставниками».

Раз уж нет четкого определения искусства, то, что же выходит – поддельное картины мошенников тоже могут по праву считаться произведениями искусства? Но, оставим эти дискуссии арт-критикам. Точно сказать можно лишь одно - искусство живет вопреки художественным консерваториям и университетам. Они живет само по себе и приходит уже, когда человек достиг осмысленности и не зависит от мнения окружающих.




.
Куратор - создатель выставки д-р Дорон Лурье.

Подделки (фальсификации) можно встретить в самых разных областях нашей жизни: это и искусство, и археологические артефакты, и потребительские товары, и деньги, и документы, и документальная фотография и многое, многое другое.

Начнем с искусства.

Богатый человек, американский коллекционер покупает картину Тициана в Италии, отправляет ее на экспертизу, подтверждают, что это Тициан. Он хочет ее купить, но современное законодательство не позволяет вывезти такую картину столь известного автора из Италии, потому что это национальное достояние. Тогда коллекционер просит итальянского художника написать поверх Тициана какой-то пейзаж, чтобы вывезти картину как современную. Привезя картину в Америку, коллекционер отдает ее знакомому реставратору, чтобы он снял верхний слой и открыл Тициана. Через некоторое время коллекционер получает звонок от реставратора: " Я снял этот пейзаж, снял заодно и Тициана, обнаружил потрет Муссолини. Продолжать или прекратить?"
(Анекдот).


Вот яркая иллюстрация к этому анекдоту: эта картина написанная поверх другой картины. Для подделки старинной картины важно, чтобы сам холст был старинный, того времени, на которое претендует картина. Здесь мы видим верхнюю картину 17 века, которая написана поверх картины 16 века. А на самом деле это подделка 19 века, выполненная художником-реставратором Lattanzio Quarena.


Поддельная картина в стиле ренессанс, конец 15 века.


"Портрет Честерского епископа", неизвестный художник, 1560г. В 19 веке картину выдавали за потрет Генриха Восьмого. Более известную модель тоже можно продать дороже.

Желательно подделывать известных художников, громкие имена.


"Иисус и 12 коэнов в Храме", написана поверх мужского портрета. Приписывалась Рембранту, но выяснилось, что написана через 30 лет после смерти художника.


"Святой Иероним", приписывалась А.Дюреру.


Тут понятно сразу, что речь идет о А.Модильяни. Слева - подделка, а справа картина, автором которой предположительно является А.Модильяни.

А это копия или подделка, даже и не знаю.


Вы видите, тут два почти одинаковых портрета со своей интересной историей, произошедшей еще в 1916 году.


"Автопортрет", Хан ван Мегерен

(...)


"Ицхак благословляет Якова", еще один поддельный Вермеер работы ван Мегерена.


Для "достоверности" своих картин ван Мегерен использовал старинные холсты и соответствующие пигменты. На выставке представлены их реплики.

Еще один знаменитый фальсификатор, представленный на выставке, это Мозес Шапира .

Он до сих пор считается одним из крупнейших фальсификаторов археологических артефактов.

11 мая 1884 года в маленьком номере заштатной гостиницы в Роттердаме был найден труп 54летнего Мозеса Шапира, коллекционера и торговца антиквариатом. Шапира застрелился. Причиной самоубийства Шапира была отмена его грандиозной сделки с Британским музеем по продаже так называемых "моавских идолов".


"Голова мужчины", сделана в каменотесной мастерской в Иерусалиме по заказу Шапира.

Мовитянские археологические древности появились после того, как была найдена знаменитая Стела царя Меша (известная в XIX веке как «Моавитский камень») . Шапира обвинялся в том, что моавитянские древности были подделкой.

Шапира также обвиняли в продаже поддельных древних рукописей, якобы найденных в районе Мертвого моря. К сожалению эти рукописи Шапира исчезли и сейчас невозможно сравнить их со Свитками Мертвого моря, которые были найдены в Кумране через 64 года после рукописей Шапира. Может быть это было большой ошибкой и потерей для археологии? Есть мнение, что не все проданные им вещи были подделки.


Семисвечник, базальт, якобы сделан в 5-6 веке нашей эры, на самом деле в 20 веке, в Сирии.


Эта скульптура - неправильная копия "Дискобола" Мирона специально представлена на выставке, чтобы проверить наше внимание к деталям. Мало кто из посетителей может найти ее отличие от...

Правильной скульптуры.



Копии - не подделки.

В Тель-авивском художественном музее есть большое количество копий разнообразных знаменитых скульптурных изображений. Этот музей с самого своего основания стремился показать роль евреев в создании мировой цивилизации и поэтому собирал изображения в виде копий знаменитых евреев (Моше, Давида и др...) работы знаменитых авторов (Микеланджело, Бернини и пр). Он не один такой музей в мире, достаточно вспомнить Музей им. Пушкина в Москве или Музей-Академия в Венеции или Музей Виктории и Альберта в Лондоне и др. В Тель-авивском художественном музее эта идея не получила развития, и сейчас мы имеем то, что имеем.

Набор обычной серебряной посуды, Германия, 18в.. На сахарницу добавлен текст на иврите בורא עץ הדר (создавший цитрусовое дерево) и таким образом превратившим сахарницу в коробочку для этрога, а весь набор посуды в "иудаику", которую можно продать за бОльшие деньги.
Настоящие коробочки для хранения этрогов, специально сделанные для этой цели, можно посмотреть в моем рассказе к Суккоту .

Многие думают, что фальсификации фотографий появились только с появлением фотошопа, но на самом деле подделки появились с появлением самой фотографии как вида человеческой деятельности.


Вот яркий пример, как из 4х человек получился один... В зависимости от политики.

shakko: Исходный с нимок 1926 года, на нем 5 человек: Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров. Более поздний отпечаток: отрезан стоявший справа Комаров (в 1937 году его расстреляли). На следующий год расстрелян Антипов, и его отрезают справа. Потом Сталин остается вдвоем с покойным другом Кировым. Вереница репродукций заканчивается парадным портретом вождя, написанным Бродским по той же фотографии. Тут Сталин вообще в одиночестве.


Знаменитая фотография, которую знает каждый израильский школьник: встреча Т.Герцля и кайзера Вильгельма.
Встреча в произошла Микве-Исраэль в 1898г..
На самом деле, это фотомонтаж!

Фотографировал Д. Вольфсон, но снимок не удался. Было 2 снимка.


Герцль, один, без кайзера.


Кайзер один, без Герцля.

Пришлось сделать фотомонтаж из двух фотографий без фотошопа и соединить обоих.


"Смерть республиканца", знаменитый снимок Роберта Капы , сделанный в 1936 году во время Гражданской войны в Испании, может быть самый знаменитый снимок той войны... В наше время говорят, что он был постановочным.

Подделки для благородной цели. Есть и такой вид подделки.

Обычно само слово "подделка" понимается нами как отрицательное. Но есть и обратные примеры.
Яркий пример такой подделки для важных целей - это подделки Мосада, для которого фальсифицируются разнообразные документы во множестве. На выставке представлены некоторые документы и предметы, использованные в операции по поимке Эйхмана.

Поимка Эйхмана проходила в Аргентине в 1960 году. Эйхман был ответственным за массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. После окончания войны он сбежал в Аргентину, где был обнаружен Мосадом в 1957 году, пойман и переправлен в Израиль для суда над ним. Это была одна из сложнейших операций Мосада, с учетом огромного расстояния от Израиля до Аргентины.

Вот удостоверение работника Эль-Аля для тогдашнего главы Мосада Исара Арэля, сделанное в 1959 году к операции по поимке нацистского преступника Эйхмана в Аргентине. Арэль лично участвовал в операции.
Известно, что каждый, кто делает поддельные документы, совершает ошибки и только вопрос времени, когда такая ошибка будет обнаружена.

В удостоверении написано, что инженер Хаим Бен-Дрор родился в Афуле в 1910 году. Проблема в том, что Афула была основана в 1925 году... Хорошо, что аргентинцы не интересовались историей этих мест.


В витрине представлены поддельные номера машины, на которой был увезен Эйхман...


...и фальшивый знак остановки автобуса - такого номера в тех местах не существовало.
Помните, я рассказывала о художнике Йосефе Бау , который с помощью своих подделок документов спас множество жизней во время Второй мировой войны, а затем также работал на Мосад...

Мы не всегда ценим оригиналы.
Известный факт из биографии Чарли Чаплина. В 1940 году он инкогнито останавливается в Монте-Карло. Как раз в это время в городе проходил конкурс двойников Чарли Чаплина. Он решает поучаствовать в этом конкурсе и занимает... всего лишь третье место. Были те, кто оказался достовернее.

Поделки окружают нас повсюду - любая потребительская вещь, имеющая фирменный знак, может быть подделана.

Подделка алкогольных брендов - очень распространенная подделка, не менее распространенная чем подделка искусства. Подделка может быть разной, от самой простой, когда одну бутылку напитка разливают в две, добавляя другой жидкости, или же весьма сложная с изготовлением этикеток дорогих напитков и наливанием в бутылки чего-то более простого, но того же цвета...

С подделкой брендов потребительских товаров этим мы сталкиваемся практически постоянно. Особенно часто это связано с модными брендовыми изделиями, которые стоят очень дорого. И когда представляется возможность купить практически тоже самое за меньшие деньги, ну кто из нас устоит?

Только ленивый не подделывает деньги. Подделка денег, что может быть распространеннее?


Самая подделываемая израильская монета - 10 шекелей. И у меня есть несколько фальшивых экземпляров для выставки:)


200 шекелей и 50 шекелей активно подделывают. Самая защищенная израильская купюра - 20 шекелей. Об израильских деньгах я писала .


Фальшивые 100 долларов, на купюре написано на иврите "подделка".

Страница выставки на сайте музея http://www.tamuseum.org.il/he/about-the-exhibition/fake-

Реальная история из жизни музея о подготовке к выставке в США колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн.


Для дальней поездки комнаты были тщательно упакованы. Вез выставку в США тот же самый Дорон Лурье, куратор выставки "Подделка". Помощь в упаковке Дорону оказывали студентки, будущие искусствоведы.


Упаковка для выставки - очень сложная работа. Крошечные предметы пакуются каждый отдельно. В каталоге тщательно переписаны и описаны все предметы из каждой комнаты. Эти крошечные вещи не только тщательно запакованы, они также и подробно описаны в каталоге, с указанием материала.

Накануне отъезда, когда уже все как бы готово и есть билеты на самолет, приходит указание из американского органа (таможня?), который занимается ввозом и вывозом в США предметов, изготовленных из природных материалов, которые в сегодняшнем мире запрещено производить. Например, предметы из слоновой кости, из черепаховых панцирей, т.к. ради этих предметов было уничтожено много животных. Оказалось, что в уже упакованных домиках есть предметы из запрещенных материалов, крошечные вазочки, рамочки, тарелочки.... Во времена изготовления домиков современных законов не существовало, а закон США ханжески забывает о тех произведениях искусства, которые были изготовлены в прошлом.


И ночью перед вылетом собираются все девочки-студентки помощницы Дорона. Они распаковывают все ящики, вынимают все микро-изделия из слоновой кости, и делают им замену из картона, так как просто изъять нельзя. Они перепечатывать каталог и печатают его по-новой ночью в типографии. Дело происходит в те времена, когда все было еще на бумаге.

Так что на выставке в США были представлены фальшивки-подделки, вместо слоновой кости был картон.
Выставку колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн можно посмотреть в музее на -1 этаже, в разделе "Старые мастера", а не на выставке, о которой речь идет выше.

Тут стоит сказать о создателе выставки, д-ре Дороне Лурье. Он по образованию реставратор, и как действующий реставратор наталкивается на подделки регулярно. Именно реставратор снимает на поддельной картине слой за слоем...
Дорон также является создателем и хранителем музейного отдела "Старых мастеров", также главным реставратором музея и создателем замечательных выставок в музее.
Я писала о двух его выставках: Делфтский фарфор из израильских коллекций и "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина"

К моему большому сожалению, до меня дошли слухи, что Дорона "ушли" на пенсию. Музей, оказывается, не заинтересован в таких людях. Так что скоро ходить в этот музей будет не для чего... Сам-то д-р Д. Лурье не пропадет, он человек с международной известностью, просто мы не увидим его новые замечательные выставки, которые могли бы быть.


На выставку "Подделка" я попала с экскурсией, организованной экскурсоводом


И. К. Айвазовский, Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями, 1892

Подделка картин как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 - 700 млн.
Фальсификация живописных полотен мастеров - бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств.
Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, - просто фальшивка. В 1976-м - что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях!
В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу "Учебник фальсификатора" (The Art Forgers Handbook) - руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950-1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве "ранее неизвестных" произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии.

В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889 - 1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен - "Христос в Эммаусе " Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как "подлинный" Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое - на подлинность искусства? Но ван Меегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Меегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых.
Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение.
Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения.
Качественные подделки также приходят и из-за границы - из Германии, Франции, - где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.

КАК ПОДДЕЛАТЬ КАРТИНУ
При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций - изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров.
При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла.
При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.

Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры - трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.
На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.

Еще один из способов подделки - "раскрутка" вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени - моду на "наивное искусство" и всяческое "этно". Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, - нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию.
Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.

В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй - современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало "джентльменское соглашение" с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.

КОГО ПОДДЕЛЫВАЮТ ЧАЩЕ
Казимира Малевича и других художников русского авангарда имитируют так часто, что на Западе их картины перестали брать на аукционы.
Половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, - это подделки, но они пользуются таким успехом, что их все равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин.
Иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, - единицы, и все они в музеях. Поэтому не верьте ни одному коллекционеру, если он говорит, что у него шикарная коллекция ранних икон.
Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.

ЗАКОННЫЙ РЫНОК ПОДДЕЛОК
В Сан-Себастьяне открылась выставка "150 узаконенных подделок известных шедевров". На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История "легальных подделок" восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико "Площадь Италии", которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею "Питти Арте". на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются "уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им". Среди клиентов галереи "Питти Арте" были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас.
На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются подделки "Мадонны" Рафаэля, "Подсолнухов" Ван Гога, портретов Веласкеса, "Весны" Боттичелли, "Балерин" Дега, "Бульвара Монпарнас" Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.

Подделки, фейки

Целая индустрия по изготовлению подделок художественных произведений непрерывно развивается и совершенствуется вместе с антикварным рынком. Есть в ней свои ремесленники и свои творцы...

Знаменитая картина XVII века "Сводня" оказалась шедевром великого фальсификатора ван Меегерена, продавшего подделок на $100 млн.

Полотно изначально считалось подделкой, когда его нашли в 1947 году;

Картина была признана шедевром неизвестного мастера XVII века после экспертиз в 2008-2009 годах;

В 2011 году холст вновь признан подделкой, но уже приобрел знаменитого автора, ценность авторства которого сравнима с именами великих художников.


Около 2 млн фунтов стерлингов получит русский миллиардер Виктор Вексельберг от аукционного дома «Кристиз». Эти деньги были заплачены олигархом на аукционе за картину Бориса Кустодиева «Одалиска», которую позже признали подделкой. Аукционный дом отказался вернуть деньги добровольно, поэтому добиться отмены сделки Вексельбергу удалось только через суд в Лондоне.

По мнению экспертов, подделками являются от 10 до 30% картин, находящихся в частных российских коллекциях. В случае если речь идет о работах мастеров с мировыми именами, этот процент может достигать и более высоких значений. В оценке подлинности ошибаются даже признанные экспертные центры, которые функционируют при музеях. Так, в 2008 году стало известно о ста случаях ошибочных экспертиз, проведенных специалистами Третьяковки. Еще двумя годами раньше музеям запретили проводить частные экспертизы. Это было нужно, чтобы передать оценку произведений искусства в руки независимых экспертов и сделать ее более прозрачной.

«Одалиска»

Инвестиционный фонд «Аврора», подконтрольный Виктору Вексельбергу, приобрел «Одалиску» в 2005 году. На торгах за нее уплатили рекордную для полотен Бориса Кустодиева сумму в 1,7 млн фунтов стерлингов. Уже в России эксперты определили, что картина поддельная, однако аукционный дом отказался признать эти заключения.

На небольшом полотне изображена обнаженная женщина «в интерьере». На суде российские эксперты указали, что манера письма не соответствует «фирменному» стилю художника. «В целом картина похожа, Кустодиев и Кустодиев», — рассказал РИА Новости Владимир Петров, принимавший участие в одной из экспертиз. Несоответствия, по его словам, стали всплывать при детальном осмотре картины.

Характер мазков у Кустодиева экспрессивный, создает цветовую игру, а здесь цвета прорисованы примитивно и будто отделены друг от друга. Интерьер тоже рисовали не так: в нем смещены пропорции, не хватает характерных для мастера деталей и легкости. Претензии вызвала и подпись художника. Она была выполнена пигментом с содержанием алюминия, которого при жизни Кустодиева не было.

Эксперты со стороны ответчика оправдывались. Небрежность в написании возникла потому, что Кустодиев писал картину в спешке. Он уже был прикован к инвалидной коляске и остро нуждался в деньгах. Что касается подписи, то «алюминиевая» краска уже существовала, хотя и использовалась редко.

Судья принял сторону россиян. Впрочем, при оглашении вердикта уточнил, что определить с полной уверенностью, чьей рукой написана «Одалиска», он не может. Просто доводы истцов показались ему более убедительными.

Кошки-мышки

Ситуация с полотном Кустодиева наглядно демонстрирует, как сложно отличить подлинник от подделки. На вооружении экспертов новейшие методики, но даже они срабатывают далеко не всегда.

Рентген, химический анализ, инфракрасные лучи и ультрафиолет — все эти исследования позволяют «просканировать» картину. Рентген считывает слои краски. После этого становится понятно, как художник добивался того или иного оттенка, и можно говорить об авторской манере письма.

Ультрафиолет и инфракрасные лучи выявляют места, дописанные позже. С их помощью определяют, например, когда поверх подписей одних художников ставят автографы других. Так произошло во французском Гренобле, когда выявили подделку картины Густава Курбе, живописца XIX века. Под его именем стояла подпись «Кутюр». Фальсификатор закрасил последние три буквы, чтобы исправить подпись и таким образом увеличить стоимость картины.

Химический анализ определяет состав краски. Это позволяет экспертам говорить о дате написания полотна. Так в Лондонской национальной галерее в 1965 году обнаружили подделку Гойи. Оказалось, что при создании картины использовали краски, которыми стали пользоваться позже.

Наконец, существует методика, изучающая характер трещин на холстах. Она делает вывод, появились трещины в результате естественного старения или же были сделаны специально — скальпелем или иглой.

Однако как быть, если, например, именем известного художника подписывают безымянное полотно того же времени? Или когда новую картину пишут красками, которые соскоблили со старых холстов? Именно так в 2008 году Третьяковская галерея объяснила ошибки своих экспертов. «Краски те же. Работы одного года. Никакой химик здесь ничего не докажет», — заявил представитель Третьяковки в интервью Интерфаксу.

«Есть и еще один момент: беспристрастность самих экспертов, — говорит собеседник "Руси", имеющий отношение к закупкам предметов искусства на аукционах. — Нередко в спорных вопросах появляются два совершенно противоположных мнения экспертов. И тогда приходится выяснять, какие силы стоят за каждым. Не имели ли место теневые сделки между продавцом и оценщиком».

Мастера жанра

Самым известным изготовителем подделок считают голландца Хана ван Меегерена, жившего в первой половине XX века. На его счету десятки поддельных картин Вермеера Дельфтского, Питера де Хоха и других голландских живописцев XVII века.

В 1937 году Меегерен продал свое полотно «Христос в Эммаусе» за 2 млн долларов. Он выдал картину за раннего Вермеера, сообщив, что приобрел ее во время поездки в Италию у одной обедневшей семьи. И критики поверили.

Обман раскрыл сам Меегерен спустя десять лет. В Голландии его арестовали за связи с нацистами. Во время войны он продал очередную картину под Вермеера, выдав ее за оригинал, фашистскому лидеру Герману Герингу. Чтобы избежать тюрьмы, ему пришлось сознаться, что полотно было поддельным. Меегерен заявил: он специально продал подделку Герингу, чтобы навредить нацистам.

Для подтверждения этих сведений фальсификатора на шесть недель посадили под домашний арест. За это время он в присутствии наблюдателей создал еще одну подделку, масштабное полотно «Молодой Христос, проповедующий в храме».

Французский живописец XIX века Жан Батист Камиль Коро и сам был не против подделок. В его студии собирались подражатели, которые писали, имитируя манеру Коро. Шутки ради мастер нередко ставил на этих картинах свою подпись, чем основательно запутал искусствоведов.

Целая артель фальсификаторов под руководством француза Фернана Легро изготавливала в 60-е годы подделки под Пикассо, Матисса и Модильяни. Легро вез картины в Штаты, где на таможне их проверяли эксперты, как правило, не очень дотошные. Они выписывали ему сертификаты подлинности, что в тысячи раз увеличивало стоимость работ.

Методики исследования предметов искусства совершенствуются. Это привело к тому, что крупные аукционные дома объявляют «срок годности» на проданные лоты. Аукцион гарантирует подлинность, но эта гарантия длится всего лишь два-три года. Этим аукцион страхуется от того, что с развитием методик проданные им сегодня подлинники могут позже объявить фальшивками.

В истории подделок есть и истории-перевертыши. Так, в 2009 году полотно под названием «Сводня», которое раньше считали работой имитатора Меегерена, признали подлинником ван Бабюрена, живописца XVII века.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»