Культура археологическая. Археологические культуры (мезолит, неолит, бронзовый и железный века)

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Занимающих сплошную территорию и обладающих сходством признаков, которые образуют внутренне связанную систему, единообразно меняющуюся во времени и ограниченно варьирующую в пространстве.

Культура археологичекая - од-но из основных по-ня-тий (и клас-си-фи-ка-ци-он-ных еди-ниц) в ар-хео-ло-гии , при этом её де-фи-ни-ция, спо-со-бы вы-де-ле-ния, ин-тер-пре-та-ция и другие ас-пек-ты по-ни-ма-ния слу-жат пред-ме-том дис-кус-сий, как тео-ре-ти-че-ских и фи-ло-соф-ских (например, ряд ав-то-ров де-ла-ют ак-цент на то, что культура археологичекая яв-ля-ет-ся толь-ко од-ним из ис-сле-до-ва-тель-ских по-строе-ний), так и в от-но-ше-нии кон-крет-но-го ма-те-риа-ла. Тер-мин «культура археологичекая» в зна-че-нии, близ-ком со-вре-мен-но-му, упот-реб-ля-ют с XIX века; для бо-лее чёт-ко-го по-ни-ма-ния (как Kultur-ge-biet - куль-тур-ная об-ласть) важ-ное зна-че-ние име-ли ра-бо-ты Г. Кос-си-ны и его шко-лы, а так-же по-ле-ми-ка с ни-ми; счи-тает-ся, что пер-вую чёт-кую де-фи-ни-цию культуры археологичекой дал Г. Чайлд в 1929-1930 годы.

Культура археологичекая от-ра-жа-ет жиз-не-дея-тель-ность груп-пы древ-не-го на-се-ле-ния (в рам-ках ко-то-рой ак-тив-но цир-ку-ли-ро-ва-ла ин-фор-ма-ция), свя-зан-ной общ-но-стью про-из-вод-ст-вен-ных и других на-вы-ков, норм, тра-ди-ций (вплоть до куль-та) и так далее. Из-на-чаль-но за по-ня-ти-ем «культура археологичекая» ле-жа-ло имен-но стрем-ле-ние вы-де-лить древ-ние эт-ни-чес-кие общ-но-сти, их час-ти или объ-е-ди-не-ния, что со-хра-ня-ет-ся в ис-сле-до-ва-тель-ской прак-ти-ке боль-шин-ст-ва спе-циа-ли-стов. Со-от-но-ше-ние кон-крет-ной археологичекой культуры с хо-зяй-ст-вен-но-бы-то-вы-ми, идео-ло-гическими, язы-ко-вы-ми и другими ха-рак-те-ри-сти-ка-ми древ-ней общ-но-сти (в том числе во-енно-по-ли-тическими или другими) ре-ша-ет-ся ис-хо-дя из воз-мож-но-стей ар-хео-ло-гии в дан-ном слу-чае и по-ни-ма-ния осо-бен-ностей изу-чае-мых древ-них общ-но-стей. По-пыт-ки фор-ма-ли-зи-ро-вать про-це-ду-ру вы-де-ле-ния культуры археологичекой ус-пе-ха не име-ли.

В рам-ках археологичекой культуры мо-гут обо-соб-лять-ся ло-каль-ные и хро-но-ло-гич. ва-ри-ан-ты, са-ми культуры - объ-е-ди-нять-ся в куль-тур-но-ис-то-рические общ-но-сти, куль-тур-ные зо-ны, эпо-хи и так далее; фе-но-мен срав-ни-тель-ной куль-тур-ной не-ус-той-чи-во-сти, че-рес-по-ло-си-цы, ми-гра-ций мо-жет от-ра-жать-ся специальными по-ня-тия-ми: тип па-мят-ни-ков, куль-тур-но-ис-то-рический го-ри-зонт и другими. Гра-ни-цы археологичекой культуры мо-гут быть чёт-ки-ми (ко-гда они сов-па-да-ют с гра-ни-ца-ми куль-тур-ных общ-но-стей, при на-ли-чии ней-траль-ных зон, ес-те-ст-вен-ных ру-бе-жей и так далее) или раз-мы-ты-ми (об-ра-зу-ют-ся кон-такт-ные зо-ны). Аре-ал археологичекой культуры мо-жет ме-нять-ся, например, в ре-зуль-та-те из-ме-не-ний чис-лен-но-сти на-се-ле-ния. В слу-чае ми-гра-ций в иной ре-ги-он археологичекой культуры фик-си-ру-ет-ся на раз-дель-ных тер-ри-то-ри-ях, по-ка са-мо-сто-ятельное раз-ви-тие не при-во-дит к об-ра-зо-ва-нию раз-ных археологичеких культур. Сме-на археологичекой культуры про-ис-хо-дит в ре-зуль-та-те на-ко-п-ле-ния внутренних из-ме-не-ний или скач-ко-об-раз-но, например в ре-зуль-та-те по-яв-ле-ния но-во-го на-се-ле-ния и других внеш-них воз-дей-ст-вий. Вы-ска-зы-ва-лись мне-ния, что археологичекой культуры не бы-ло на древ-ней-ших и позд-них эта-пах ис-то-рии (или что их вы-де-ле-ние не-це-ле-со-об-раз-но).

Археологическая культура - термин, употребляемый для обозначения общности (комплекса) сходных между собой археологических памятников, относящихся к одному времени и распространены в определенной местности.


1. Определение понятия

Археологическая культура - фундаментальное понятие археологической науки. С одной стороны, оно позволяет упорядочить археологические источники, локализовав их в пространстве и времени, с другой - прокладывает мостик между археологическими источниками и их создателями.

Не вызывает сомнения, что за археологическими культурами стоят определенные сообщества - отдельные народы или группы родственных народов. Этот момент чрезвычайно важен для древней истории, имеющей дело с дописьменный период. "Немая" история будто начинает говорить, приобретает определенную конкретности, а анонимные сообщества, оставили определенные археологические культуры, получают, пусть условную, название. Поэтому выделение археологических культур составляет основу для решения самых разнообразных проблем древней истории: способа хозяйствования, социального устройства, этнокультурной специфики сообществ. Сопоставление материалов различных археологических культур позволяет воспроизвести определенной степени этногенез отдельных народов, их хозяйственные связи, миграционные процессы и т.д..

Сходство археологических памятников прослеживается по разным чертами, например, по формам и отделкой посуды, украшениями, приемами домостроения и оформлением интерьера домов, погребальными обычаями и т.д.. О распространении тех или иных археологических комплексов в пределах определенных территорий начали говорить в XIX веке, для определения таких комплексов пользовались разными терминами: культурная группа, культурная провинция, культурный ареал, просто культура и т.д.. Термин "археологическая культура" широко входит в науку конце XIX - начале ХХ веков. С тех пор он становится главным для определения археологических комплексов. Именно в первой половине ХХ века выделено большинство археологических культур.


2. Археологические культуры

Названия археологических культур условные, имеют разную природу, чаще культуры называют по какому-либо отличительным признаком:

Археологические культуры, с точки зрения этнической принадлежности, могут относиться:

Отдельные элементы культуры могут также запозичитися в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Изучение возникновения, распространения и исчезновения археологической культуры позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохах, предшествующие возникновению письменных источников.


3. Материальная культура

Термин "материальная культура" предусматривает, во-первых, значимость всех физических объектов среды для народа определенной культуры, а во-вторых, - комплекс артефактов (ТЕХНОКОМПЛЕКС), типичных для данной социокультуры и является существенной частью ее культурной идентичности. Люди в массе своей относятся к материальным объектам так, как принято в их культуре, и исследователи материальной культуры изучают связь между найденными объектами и их значением для носителей данной культуры. В этом смысле материальная культура сравнима с языком, т.е. вербальной культурой, и то, и другое - культурные феномены. Археологи пытаются воссоздать общую культуру древних сообществ, делая выводы о менее постоянных культурных особенностях на основании изучения остатков материальной культуры.


См.. также

Источники

Литература

  • Кудрявцева Н. К вопросу об определениях понятия "археологическая культура". В кн.: Археология и методы исторических реконструкций. К., 1985.

Существует фундаментальная система понятий археологии, используемая для классификации находок и определяющая суть этой науки как специальной источниковедческой исторической дисциплины: «признак» - «тип» - «археологическая культура». Археологическая культура - высшая ступень археологической классификации. Под ней понимается группа памятников археологии, объединенных по ряду существенных признаков. Главными среди них являются единая хронология, локализация памятников на какой-то ограниченной территории, а также сходство типов древних предметов (орудий, керамики, украшений) и сооружений (погребений, остатков жилищ), которые были обнаружены в ходе раскопок. На территории Карелии к настоящему времени выделено полтора десятка археологических культур - частично одновременных, частично сменяющих друг друга. Границы этих культур в большинстве случаев выходят за административные рамки современной Карелии. Свои названия они получили либо по географическому признаку (ареалу), либо по первому исследованному памятнику, или характерной орнаментации, технологии изготовления керамической посуды, а для поздних эпох - по известному этносу носителей культуры. Мезолит характеризуется обоиежской культурой и культурной группировкой мезолитических памятников в северной Карелии. Неолит - культурой сяряйсниеми I, культурой сперрингс, культурой ямочно-гребенчатой керамики и культурой гребенчато-ямочной керамики. Энеолит - культурой ромбо-ямочной керамики и культурой асбестовой керамики. Бронзовый век - культурой сетчатой керамики. Железный век - позднекаргопольской культурой, культурой дуукон-саари, позднебеломорской и арктической культурами. Эпоху Средневековья характеризуют приладожские культуры древних вепсов и карел, а также саамские промысловые культуры в Беломорье и в бассейне Онежского озера и сменяющая их культура позднесредневековых крестьянских поселений. В приведенной ниже таблице показано хронологическое соотношение перечисленных археологических культур, эпох, а также периодов послеледниковой эпохи - голоцена 3.

Археологическая эпоха

Средневековье (середина 1-го тыс. н. э. - XVI в.):

Культуры:

Средневековые сельские поселения (XIV--XVI вв.).

Древнесаамские промысловые поселения (X-XI вв.).

Древневепсская курганная культура (X-XII вв.).

Древнекарельская культура (VI-XIV вв.)

Железный век (V в. до н. э. - V в. н. э.):

Культуры:

Позднекаргопольская культура. Культура лууконсаари.

Позднебеломорская культура. Арктическая культура

Бронзовый век (середина 2-го - середина 1-го тыс. до н. э.):

Культура:

Культура сетчатой керамики (середина 2-го - середина 1-го тыс. до н. э.)

Энеолит (3-2-е тыс. до н. э.):

Культуры:

Культура асбестовой керамики (середина 3-го - середина 2-го тыс. до н. э.).

Культура ромбо-ямочной керамики (начало 3-го - рубеж 3-2-го тыс. до н. э.)

Неолит (середина 5-го - конец 3-го тыс. до н. э.):

Культуры:

Культура гребенчато-ямочной керамики (конец 4-го - конец 3-го тыс. до н. э.). Культура ямочно-гребенчатой керамики (начало 4-го - рубеж 4-3-го тыс. до н. э.).

Культура сяряйсниеми I (конец 5-го - вторая половина 4-го тыс. до н. э.).

Культура сперрингс (середина 5-го - середина 4-го тыс. до н. э.)

Мезолит (7-е тыс. до н. э. - середина 5-го тыс. до н. э.).

Культуры: Обонежская культура (начало 7-го - середина 5-го тыс. до н. э.). Культура северного мезолита Карелии (вторая половина 7-го - середина 5-го тыс. до н. э.).

В археологических исследованиях на территории Карелии можно выделить ряд последовательных этапов. Начало первого из них относится еще к середине XIX в. и связано с накоплением первых сведений о древностях Карелии. Именно тогда в музеи и частные коллекции поступили первые случайно найденные древние предметы. Важным достижением этого периода явилось открытие петроглифов Онежского озера, сделанное геологом из Петербурга В. И. Гревингом и учителем из Петрозаводска П. Г. Шведом. Второй этап, характеризующийся началом целенаправленного изучения древнейшей истории Карелии по археологическим данным, относится к 20-м - началу 50-х гг. XX в. Он связан с деятельностью ученых из Москвы и Ленинграда А. Я. Брюсова, В. И. Равдоникаса, Н. Н. Гуриной и других, а также сотрудника Карельского научно-исследовательского института А. М. Линевского, который еще будучи студентом открыл петроглифы Белого моря. Проведение систематических полевых исследований позволило получить материал для первых научных обобщений. Была опубликована серия фундаментальных работ, среди которых особо следует выделить двухтомное издание «Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря» В. И. Равдоникаса (1936, 1938), книгу А. М. Линевского «Петроглифы Карелии» (1939), труд А. Я. Брюсова «История древней Карелии» (1940).

Несколько позднее вышли в свет монографии Н. Н. Гуриной «Оленеостровский могильник» (1956) и «Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР» (1961), в которых подведены итоги полевых археологических работ в Карелии в 30-50-х гг. XX в. Конец 50-х - 60-е гг. можно определить как начало третьего этапа в изучении археологии Карелии. С этого времени начинается складывание местной археологической школы, основоположником которой стал Г. А. Панкрушев. Формирование местных кадров археологов, создание сектора археологии в Институте языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР (ныне Карельский научный центр РАН) привело к увеличению объемов полевых археологических работ, накоплению новых материалов, получивших обобщение в ряде исследований. В 70-80-е гг. выходят труды Г. А. Панкрушева, книги Ю. А. Савватеева, в которых приводятся публикации и анализ петроглифов и стоянок в низовьях реки Выг, исследования С. И. Кочкуркиной по средневековым памятникам карел и вепсов, а также несколько тематических сборников, посвященных публикации новых материалов по древней и средневековой археологии Карелии.



АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - одно из фундаментальных понятий в археологии. Широко используется в отечественной и европейской науке, в меньшей степени востребовано в американской археологии, где замещается близкими понятиями индустрии, стиля, фазы. Наиболее эффективно работает в области исследования первобытной палеокультуры и почти не применяется в античной и средневековой (за исключением ряда регионов) археологии. При отсутствии общепринятого определения обычно понимается как совокупность археологических памятников (поселений, стоянок, городищ, могильников, святилищ, мастерских), существовавших в рамках одного исторического времени на единой территории (рассеянное или чересполосное расположение допускается как исключение), демонстрирующих определенную (в идеале - статистически определенную) степень культурного своеобразия. С учетом региональной и эпохальной специфики это своеобразие проявляется в особенностях домостроения, погребального обряда, каменной и костяной индустрий, украшений, формы и орнаментации керамики. Современные трактовки археологической культуры предполагают, что перечисленные элементы палеокультуры образуют единообразно эволюционирующую структуру со сложными функциональными связями, а не механическую сумму разнообразных признаков.

Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственно-культурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.

E. А. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 25-26.

Литература:

Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991.

Археологические поиски ведутся в последние десятилетия на основе теории об автохтонности славян (автохтон – коренной житель).

Археология исходит из положения, что этнические образования различаются между собой не только языком, но и культурой; языковая общность сочетается с общностью этнографической, находящей свое выражение в вещественных остатках прошлого, так называемых археологических культурах.

Археологическая культура – устойчивая совокупность признаков, свойственных остаткам прошлого определенного периода развития общества. Сюда входят:

  • определенный обряд погребения;
  • повторяющиеся формы украшений;
  • принадлежности одежды;
  • характерные типы орудий, оружия, бытового инвентаря;
  • специфические особенности в устройстве жилищ и поселений;
  • формы керамики.

В разное время ученые обнаружили несколько археологических культур, которые в той или иной мере соотносятся со славянами (см. табл. 1). Эти культуры характеризуют жизнь тех или иных этносов на разных этапах развития. Самый ранний этап – протославянский - охватывает I V –I тысячелетия до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур (как полагают некоторые исследователи, часть их - полиэтнические), занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для славян и некоторых других народов Европы.

Табл.1

Культура
Время
Место распространения
Неолит и энеолит
Трипольская
3 тыс. до н.э.
Западная Украина, Молдавия, Румыния
Фатьяновская
2 тыс. до н.э.
Верхнее и среднее течение Волги
Бронзовый век
Унетицкая
XVIII - XV вв. до н.э. Чехия, Словакия, юг Германии, восток Австрии, запад Польши
Тшинецкая
XVI - XII вв. до н.э. Между р.Варта и р.Сейм (запад Украины, запад Белоруссии, восток Польши)
Лужицкая
XIII - IV вв. до н.э. Чехия, Германия, запад Польши (не доходя до Балтийского моря)
Железный век
Поморская
VI - II вв. до н.э. Польша, запад Украины и Белоруссии
Чернолесская
VIII - VI вв. до н.э. Поднепровье
Пшеворская
II в. до н.э. – II в. н.э. Запад Польши
Зарубинекая
II в. до н.э.– II в. н.э. Среднее течение Днепра
Черняховская
II - IV вв. н.э. Западная Украина, Молдавия, восток Румынии
Пражская
VI - VII вв. н.э. Восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния

В начале ХХ в. украинский археолог В.Хвойка к югу от Киева, близ села Триполье, раскопал остатки сгоревших сооружений, в основе которых находились огромные глиняные площадки. Здесь он обнаружил множество керамических сосудов, расписанных затейливыми узорами; статуэтки женщин; каменные, костяные и металлические орудия труда, оружие.

Эта археологическая культура относится к эпохе энеолита. Она распространена между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем. Трипольская культура является наиболее древней из всех, которые в той или иной мере считают протославянскими, и охватывает период с 4-го тыс. до н. э. по вторую половину 3-го тыс. до н. э.

Поселения трипольцев расположены на укрепленном валами и рвами плато, состоят из 10-15 глинобитных жилищ, среди которых встречаются и двухэтажные. К основным занятиям трипольских племен относятся скотоводство, земледелие, охота, рыболовство. Племена вели активный обмен с соседними племенами, в частности, с жителями Балканского полуострова, откуда они получали медь. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о господстве в этой культуре матриархата, почитании Великой матери.

Вероятно, очень сильно развиты были и аграрные культы, культ огня. Долгое время оставалось загадкой отсутствие трипольских захоронений, пока в одном из раскопов не был обнаружен ритуальный сосуд для сжигания тел. Причем пепел трипольцы не подвергали захоронению, а развеивали по ветру. Сам В.Хвойка, а вслед за ним и многие другие исследователи считали трипольскую культуру протокультурой восточных славян, однако существует и небезосновательное мнение о ее полиэтничности.

Огромное количество споров вызывает и фатьяновская археологическая культура, которая относится к эпохе позднего энеолита и раннего бронзового века (первая половина II тыс. до н.э.). Название свое эта культура получила по могильнику, раскрытому у д.Фатьяново Ярославской обл. в 1873 г. Поселения фатьяновцев не найдены. Предположительноони занимали уже существовавшие поселения местных племен или селились в труднодоступных местах (на болотах или в лесах). Фатьяновская культура известна по захоронениям. Умерших хоронили в скорченном положении: мужчин на правом боку головой на запад, женщин на левом боку головой на восток. В ямах и внутримогильных сооружениях из дерева или бересты находят бронзовое оружие, каменные, реже медные орудия труда, глиняные сосуды, украшения из янтаря, раковин, зубов животных. Фатьяновцы являются предками славян, балтов и германцев.

Некоторых элементы славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских культур бронзового века: унетицкой, тшинецкой, лужицкой. Унетицкая культура распространена в первой половине II тыс. до н.э. на территории Силезии, Саксонии и Тюрингии, Чехии и Нижней Австрии. Поселения этих племён состояли из четырёхугольных домов с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти племена занимались земледелием и скотоводством, бронзолитейным делом. Постепенно культура видоизменяется, происходит переход к трупосожжению. Во второй половине II тыс. до н.э. на этой территории складывается лужицкая культура.

С XV в. до н. э. на территории Польши параллельно существовали две культуры: лужицкая и к востоку от нее тшинецкая .

Тшинецкая археологическая культура распространена в средней полосе Центральной и Восточной Европы, примерно от р. Варта на западе до р. Сейм на востоке, существовала примерно с XVI в. до середины XII в. до н.э., а затем вошла составным элементом в лужицкую культуру. Названа по остаткам поселения близ Тшчинца (Trzciniec) Люблинского воеводства (Польша). Археологи обнаруживают достаточно большое количество неукрепленных поселений, состоящих из землянок и небольших наземных жилищ. Тшинецкая культура характеризуется трупоположением, бескурганными и курганными могильниками. Для тшинецкой культуры характерны каменные и кремневые орудия, поделки из бронзы. Племена занимались животноводством и земледелием. Б.А. Рыбаков на основе анализа размещения тшинецко-комаровской, пшеворской, зарубинецкой и пражско-корчакской археологических культур, а также данных о венедах Плиния, Тацита и Птолемея – современников этих культур - считает «областьтшинецко-комаровскойкультурыпервичнымместомобъединенияиформированиявпервыеотпочковавшихся праславян, оставшихся наэтомпространствепослетого, какзатихлограндиозноерасселениеиндоевропейцев - "шнуровиков". Этаобластьможетбытьобозначенанесколько туманным словом "прародина"» (Рыбаков, 1981, с. 19).

«Лужицкая культура была, очевидно, разноэтическим комплексом, охватившимполовину праславян,частьпрагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племен на юге, где бронзолитейное дело стояло очень высоко» (Рыбаков, 1981, с.264). В 13-4 вв. до н. э. она занимала территорию от побережья Балтийского моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни. Название получила от исторических областей Верхняя и Нижняя Лужица (на юго-востоке Германии), где впервые были найдены могильники и поселения лужицкой культуры.


Лужицкие племена занимались земледелием и скотоводством. Среди находок много керамики, найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и простые каменные зернотерки; обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Как и предшествующие культуры, племена лужичан не знали гончарного круга, но изготовляли высококачественную разнообразную глиняную посуду: амфоровидные сосуды и кувшины, различные чаши, миски, сосуды яйцевидной формы. Племена лужицкой культуры сжигали умерших, а прах погребали в урнах, которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и разнообразных сосудов, видимо, с пищей. Такие могильники называются "полями погребений" или "полями погребальных урн". В VII - VI вв. до н. э. распространилась металлургия железа, которая очень быстро стала господствующей в производстве.



В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные лужицкие поселения, занимающие площадь в несколько гектаров. Поселок огораживался оборонительной стеной, выстроенной из трех рядов деревянных срубов, которые внутри заполнялись глиной, землей и камнями. Дома были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было несколько отдельных больших помещений.

Большинство исследователей считают славянской поморскую археологическую культуру, распространенную в 6-2 вв. до н. э. на территории Польши и смежных с ней области Белоруссии и Украины. Поселения этой культуры неукрепленные, в качестве жилищ используются наземные столбовые постройки и полуземлянки. Бескурганные захоронения содержат остатки трупосожжений, главным образом в глиняных сосудах-урнах. Часто на урнах имеются изображения человеческого лица, а сами они стоят в каменных ящиках. В южных районах урны прикрыты сверху большим глиняным сосудом - "клёшем". Поморцы занимались земледелием и скотоводством.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В это время в разных местах распространения лужицкой культуры (Центральная Польша, частично Белоруссия и Украина) складывается культура клёшевых погребений . Эту культуру характеризуют бескурганные погребения в так называемых клёшах: остатки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд – клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»