Паулс биография. Раймонд Паулс: биография, творчество, личная жизнь, фото

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Раймонд Паулс – известный латвийский и советский композитор, дирижер и профессиональный пианист, знаменитый далеко за пределами своей страны. Раймонд Паулс – народный артист СССР (1985), некоторое время был министром культуры Латвии (1989-1993).

Именно он – автор музыки для хитов советской эстрады 70-80-х «Эй вы там, наверху», «Еще не вечер», «Синий лен», «Вернисаж», «Листья желтые». Маэстро стал излюбленным композитором у многих звезд того времени – Лаймы Вайкуле, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева . Вместе с Игорем Крутым Паулс придумал идею песенного конкурса «Новая волна».

Ранние годы

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге в Латвийской ССР. Его отец и дедушка всю жизнь работали на стеклодувном производстве. Мама зарабатывала вышиванием жемчуга, а позднее занялась домашним хозяйством.


Тем не менее, с рождения мальчика окружала живая музыка. Отец будущего композитора вместе с друзьями создал самодеятельный оркестр, репетиции которого проходили в квартире Паулсов. Папа играл на барабанах, дедушка мальчика любил иногда играть на скрипке, а у матери Раймонда был прекрасный голос, хотя пела она не часто.


В три года мальчика отдали в детское дошкольное учреждение от Рижского музыкального института. Воспитатели детского сада посоветовали родителям Раймонда отдать его на класс фортепиано.

Музыкальное образование

В 1946-м 10-летний Раймонд начал учебу в музыкальной школе при Латвийской консерватории. В старших классах он обожал играть на пианино и не представлял себе ни одного дня без джаза. В это время Раймонд с друзьями отца уже выступал на танцевальных и музыкальных вечерах, в ресторанах.


В 1953 году он, как и планировал, стал студентом фортепианного отделения Латвийской государственной консерватории. После окончания консерватории Паулс продолжил обучаться на отделении композиции. Еще учась в консерватории, молодой пианист выступал в местных ресторанах и гастролировал с Рижским оркестром.

Музыкальная карьера

В 1964-71 годах музыкант работал руководителем Рижского эстрадного оркестра Латвийской филармонии. Примерно в это время он начал представлять свои произведения на суд слушателей – свою первую музыку он написал для Театра кукол и для академического театра драмы Латвийской СССР. Запоминающийся стиль композиций Раймонда Паулса уже стали узнавать в профессиональных кругах.


27 ноября 1968 года в Латвийской государственной филармонии прошла премьера первой программы Раймонда Паулса, принесшая ему успех на всю страну. В то же время композитор написал свои первые хиты в соавторстве с поэтом Альфредом Круклисом: «Старая береза», «Мы встретимся в марте» и «Зимний вечер».


В 1975 году в соавторстве с Янисом Петерсом был записан один из самых известных шлягеров Паулса – «Листья желтые» (в оригинале – «Par Pēdējo Lapu», то есть «Последний лист») в исполнении Маргариты Вилцане и Ояра Гринбергса. На русский язык композицию перевел Игорь Шаферан. В разное время ее исполнял, пожалуй, практически каждый артист российской эстрады.

Раймонд Паулс - «Листья желтые»

На протяжении всей своей насыщенной карьеры Раймонд Паулс сочинял не только эстрадные композиции, но и музыку к театральным постановкам, а также собственные мюзиклы. Так, в 1979 году Раймонд создал мюзиклы «Шерлок Холмс» и «Сестра Керри».

Музыка Раймонда Паулса из фильма «Долгая дорога в дюнах»

С середины 70-х годов Паулс начал тесное сотрудничество с поэтами Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Ильей Резником . На их стихи композитор написал множество песен, которые популярны и сегодня. Это «Миллион алых роз», «Три минуты», «Эй вы там, наверху», «Еще не вечер», «Вернисаж». Многие композиции были написаны специально для примы советской эстрады Аллы Пугачевой . Успешными были также творческие союзы Паулса с Валерием Леонтьевым, Эдитой Пьехой , Софией Ротару , Лаймой Вайкуле.

Алла Пугачева и Раймонд Паулс - «Маэстро»

В 1979 году лиричную песню «Любовь настала» на стихи Роберта Рождественского на песенном фестивале в Москве исполнила казахская певица Роза Рымбаева. Позднее эту нежную композицию пели Людмила Сенчина , Валерия , Ани Лорак – у песен на музыку Паулса долгий срок. В 80-е годы мегапопулярной стала композиция «Дедушка рядышком с бабушкой», которую пел детский коллектив «Дзегузите», созданный Паулсом.

В 1985 году композитор получил звание Народного артиста Советского Союза.

Политическая карьера

Некоторое время Раймонд Паулс вел активную политическую деятельность. В 1989-1993 годах он был министром культуры Латвии, а затем, с 1993 по 1998 год, работал советником по культуре в правительстве Латвии.


В 1999 году Раймонд Паулс даже был кандидатом в президенты страны, но позднее изменил решение и снял свою кандидатуру.


Окончательно уйти из политики Паулс решил в феврале 2009 года, официально заявив, что больше не будет участвовать в муниципальных и парламентских выборах. С этого момента он стал заниматься только музыкой.

Личная жизнь Раймонда Паулса

Во времена сотрудничества Раймонда Паулса и с Аллой Пугачевой их часто видели вместе, и в скором времени весь союз обсуждал их предполагаемый роман. Но позднее Раймонд признался, что любовная история была их собственной выдумкой и хорошим пиаром дуэта.

Оярс Раймонд Паулс (р. 1936) – латвийский композитор, пианист и дирижёр. Он сочинил музыку к самым лучшим шлягерам советского времени – «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Маэстро», «Листья жёлтые», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Танец на барабане», «Ещё не вечер». С 1989 по 1993 годы занимал должность Министра культуры Латвии. В 1981 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В 1985 году Паулс был удостоен звания Народного артиста Советского Союза.

Родители

Раймонд появился на свет 12 января 1936 года в прибалтийском городе Риге в рабочем районе Ильгюциемс.

И дедушка, и папа Раймонда трудились на стеклодувном производстве. Дед, по имени Адольф, начал работать в восьмилетнем возрасте. Несмотря на такую профессию, дедушка обожал музыку и самостоятельно выучился игре на скрипке.

Папа, Вольдемар Паулс, пришёл на стеклодувный завод в возрасте пятнадцати лет. Производство для здоровья считалось вредным и тяжёлым, но заработки у стеклодувов были неплохие. А какие изумительные они делали вещицы – необыкновенные по красоте конфетницы, фигурные бутылки, яркие вазы. Последние годы перед пенсией папа перешёл в столяры. Да и когда уже вышел на заслуженный отдых, дома постоянно что-то мастерил, подкручивал, чинил, не мог ни минуты находиться без дела. Даже если ничего не нужно было ремонтировать, то садился сочинять стихи или шёл поиграть в народный ансамбль.

Мама, Алма Матильда Броделе, происходила родом из села Светциемс в 130 км от Риги. Всё её образование сводилось к двум начальным классам школы. Вместе с подружкой в 1931 году она перебралась на заработки в Ригу, где девушки сняли комнату и стали обучаться шитью у модной рижской портнихи. Со временем Алма Матильда выучилась самой изящной работе – на нарядных блузах и платьях делала жемчужные и бисерные вышивки.

Одной из клиенток, Александре Паулс (бабушке Раймонда по отцовской линии), понравилась не только работа девушки, но и она сама – симпатичная, всегда приветливая и очень трудолюбивая. Александра обратила внимание на то, как ловко Алма Матильда справляется со швейной машинкой. Женщина как раз подыскивала помощницу по дому и маленькой мелочной лавке, которая была у Паулсов уже много лет, в ней продавали селёдку, керосин, спички и мыло.

Так Алма Матильда пришла в дом Паулсов в качестве работницы, а спустя год уже была невесткой, старший сын Вольдемар предложил девушке выходить за него замуж. Соседи сразу начали судачить, станет ли этот брак долгим и счастливым, ведь невеста на восемь лет старше жениха. К тому же Алма Матильда была православная, а Вольдемар лютеранин, каждый посещал по выходным свою церковь. Но это никак не отразилось на их счастье, родители Раймонда прожили вместе пятьдесят лет и вырастили двух замечательных и талантливых детей.

У композитора есть младшая сестра Эдите, родилась в 1939 году, сейчас знаменитая в Латвии художник по гобеленам. Раймонд был вторым сыном у Паулсов. Первым родился мальчик Гунар, но он в четырёхмесячном возрасте умер. Пережив такую трагедию, родители всегда испытывали страх за детей. Они никогда об этом не говорили вслух, но очень трепетно относились к Раймонду и Эдите.

Детство

Детские годы будущий композитор провёл в рабочем районе латвийской столицы. На левобережье Даугавы располагались крупные фабрики (стекольная, кожевенная, текстильная), пивоварни, а ещё открывался потрясающий вид на старую Ригу. Когда заканчивался рабочий день, на заводах выла сирена, и женщины с детьми выходили к заборам своих домов встречать мужей.

Район хоть и был промышленным, но очень походил на деревню. Вокруг деревянных домиков были земельные наделы, на которых люди растили лук, тыкву, картошку. Семья Паулсов тоже полным ходом занималась натуральным хозяйством, были у них козочка, корова и свиньи. Дети всегда помогали, собирали с родителями урожай на огороде и носили на рынок корзины с фруктами и ягодами.

Семья Паулсов жила совсем небогато, из детства Раймонд хорошо запомнил, как мама трудилась с утра до вечера. А ещё ей не нравилось у кого-то что-то просить, поэтому в семье держали большой запас мыла, соли, муки, лука и спичек. Мама говорила, это на чёрный день, если всё закончится, чтобы не просить у соседей.

Из детских лет Раймонд до сих пор помнит аромат и вкус потрясающих маминых картофельных блинчиков и клецок. С той поры его предпочтения не сильно поменялись, любимая еда композитора – суп с фрикадельками, кусок ржаного хлеба с салом и лучком и свиная отбивная с жареной картошечкой.

У мамы был прекрасный голос, но она редко пела. А отец, обожавший музыку, как и дед Адольф, организовал с друзьями ансамбль. Мужчины назвали его «МиХаВо», взяв первые две буквы имён участников коллектива – Михаил (играл на гитаре), Харий (на скрипке), Вольдемар Паулс (на барабанах). Музыкантов знали во всём районе, они играли на вечеринках и свадьбах, получали от этого не только удовольствие, но и небольшой приработок. Репетировали в доме Паулсов, поэтому маленького Раймонда с самого детства окружала музыка.

Отец очень хотел, чтобы дети стали талантливыми и свято верил в их счастливое будущее. Трудно сказать, то ли папа смог разглядеть в Раймонде Божью искру, то ли она зажглась в мальчике благодаря сильной отцовской вере. Ему не было и четырёх лет, когда отец купил сыну первую скрипку и отвёл за руку в музыкальный детский сад при Рижском институте. Но преподаватели сразу сказали, что скрипач из него не получится, слишком короткие пальцы, а вот на пианиста можно попробовать поучиться.

Папа стал собирать деньги на пианино, а стоило оно тогда очень дорого. Но вскоре ему повезло, перед войной балтийские немцы стали выезжать из Риги в Германию и распродавали имущество. У одного из таких немцев отец купил пианино. Раймонд помнит тот день, когда в дом привезли это чёрно-белое чудовище. Мальчик называл инструмент так потому, что теперь должен был за ним заниматься, а ему хотелось бегать во дворе с друзьями.

Образование

В первый класс Раймонд пошёл в самый разгар войны в 1943 году. Учился в начальной школе № 7, рядом с домом, когда-то это заведение окончил и его отец. Вольдемара Паулса на фронт не забирали, ему полагалась бронь. В целях безопасности жену с детьми он отправил из Риги в село Видрижи к родственникам.

После войны, когда вернулись в Ригу, отец считал, что надо навёрстывать упущенное время в занятиях музыкой и нанял Раймонду частных преподавателей. С 1946 года десятилетний мальчик стал заниматься в музыкальной школе Эмила Дарзиня при Латвийской консерватории. Времени на прогулки и друзей почти не оставалось. С утра обычная школа, потом музыкальная, вечером уроки, и допоздна игра на пианино. Даже соседи возмущались, что Вольдемар сыну жизни не даёт с этой музыкой. Но отец никого не хотел слушать, считал, что поступает правильно, представлял Раймонда на сцене и даже слышал шум аплодисментов.

Папа оказался прав. В школе Раймонда стали привлекать к участию в спектаклях как аккомпаниатора. А преподаватели музыки его хвалили и говорили, что у Паулса звучание рояля иное, чем у других учеников.

Однажды во время выступления на школьном вечере подростка охватили совсем новые чувства, он ощутил, что зрители слушают его музыку и им это нравится. Было очень приятно, и этот момент стал переломным в жизни Раймонда. С той поры его не нужно было заставлять заниматься, он сам в любую свободную минуту бежал к роялю.

В 1949 году он окончил семилетнюю школу и перешёл в среднюю. Продолжал заниматься музыкой, с четырнадцати лет с друзьями отца Раймонд играл в ресторанах, в кинотеатрах перед сеансом и даже аккомпанировал немым фильмам. В это время увлёкся джазом. А также почувствовал, что играть каждый вечер одно и то же ему становится неинтересно, появилась тяга к импровизации, и Раймонд начал делать первые шаги в написании музыки.

В 1953 году Паулс поступил в Латвийскую консерваторию, где учился десять лет, сначала по классу фортепиано, потом на отделении композиции.

Творческий путь

На первом курсе консерватории Раймонд с друзьями организовал джазовый оркестр перед Новым 1954 годом, чтобы выступать на празднике. Но прошло время, коллектив не распадался, а, наоборот, набирал популярность в Риге, выступая в Домах культуры.

К 1956 году джазовый оркестр немного расформировали и создали инструментальный ансамбль. В этом же году их музыка впервые прозвучала на Латвийском радио. Вскоре их творчеством заинтересовалось Всесоюзное радио и в Ригу для записи ансамбля приехали работники фирмы «Мелодия». Две первые пластинки имели в Советском Союзе очень большой тираж.

В 1957 году коллектив преобразовали в Рижский эстрадный оркестр, который выступал от Латвийской филармонии. Началась череда гастролей по СССР, а в музыкальной карьере Паулс покорял всё новые и новые горизонты:

  • После окончания консерватории с 1964 года – художественный руководитель Рижского эстрадного оркестра, оставался на этой должности семь лет.
  • С 1967 года – член Союза композиторов и Союза кинематографистов Латвийской ССР.
  • С 1973 года – художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо».
  • С 1978 года – дирижёр оркестра лёгкой и джазовой музыки на Латвийском телевидении и радио.
  • С 1982 года – главный редактор музыкальных передач на Латвийском радио.
  • В 1986 году стал инициатором создания Международного конкурса молодых исполнителей «Юрмала», просуществовавшего до 1992 года.
  • С 1989 года министр культуры Латвии.
  • С 1993 по 1998 годы – советник по культуре при Президенте Латвии.
  • В 2002 году вновь стал инициатором совместно с композитором Игорем Крутым создания Международного конкурса молодых исполнителей в Юрмале «Новая волна».

Увлёкшись политикой, в 1999 году Паулс выдвигал свою кандидатуру на пост Президента Латвии, но потом снялся с выборов.

Маэстро

Первое плодотворное сотрудничество Паулса было с латвийским поэтом Альфредом Круклисом. Так появились песни:

  • «Старая берёза»;
  • «Мы встретились в марте»;
  • «Зимний вечер».

Всесоюзная известность пришла к Паулсу после песен «Синий лён» и «Листья жёлтые». К середине 1970-х годов с композитором стали сотрудничать поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский. Впервые Вознесенский согласился писать стихи на готовую музыку, так появились песни «Подбери музыку» (пел Яак Йола) и «Танец на барабане» (пел Н. Гнатюк). Обе эти композиции получали призы на музыкальном фестивале в Сопоте.

После начавшегося сотрудничества с поэтом-песенником Ильёй Резником и певицей Аллой Пугачёвой к Паулсу пришла слава и огромная любовь слушателей к его творчеству. До сих пор родившиеся тогда композиции остаются хитами:

  • «Старинные часы»;
  • «Маэстро»;
  • «Миллион алых роз»;
  • «Без меня»;
  • «Эй, вы там наверху».

Композитор сотрудничал со многими известными поэтами – Михаилом Таничем, Ларисой Рубальской, Николаем Зиновьевым, Евгением Евтушенко. Их песни пели звёзды советской эстрады – Роза Рымбаева, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина, Лайма Вайкуле, София Ротару, Лариса Долина, Эдита Пьеха, Ринат Ибрагимов. Очень популярен в Советском Союзе был детский ансамбль «Кукушечка» со своей знаменитой песней «Золотая свадьба» (или «Бабушка рядышком с дедушкой»), музыку к которой написал Паулс.

Раймонд написал много мюзиклов и музыкальных сопровождений к театральным постановкам, кинофильмам, самые известные из которых:

  • «Три плюс два»;
  • «Театр»;
  • «Бармен из «Золотого якоря»;
  • «Долгая дорога в дюнах».

Личная жизнь

Во время гастрольного тура с Рижским эстрадным оркестром в Одессе Раймонд познакомился со своей будущей супругой Светланой Епифановой. Высокая красивая одесситка покорила молодого композитора. Летом 1961 года они поженились.

В 1962 году у супругов родилась девочка Анета. Она отучилась в ЛГИТМиК, получила диплом по специальности режиссёра телевидения, живёт и работает в Москве. Замужем за менеджером авиакомпании Мареком Петерсеном. Дочь подарила Раймонду трёх внуков – двух девочек Анну-Марию (1989) и Моник-Ивонн (1994) и мальчика Артура Паулса (1995).

Каждый год 24 декабря накануне Рождества в день рождения своего отца Раймонд приезжает на его могилу на Лачупском кладбище Риги (там же похоронены мама, бабушка с дедушкой). Зажигает свечу, вспоминает родителей и в который раз поражается, как они, малообразованные люди, были так твёрдо уверены в великом будущем детей. И снова благодарит отца за те детские занятия на «чёрно-белом чудовище», которое принесло ему в жизни всё – семью, любовь поклонников, успех, славу и счастье.

И других. Организатор музыкального конкурса «Новая волна», Народный артист СССР.

Детство и юность

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге. Семья у будущего маэстро была своеобразная: папа Волдемар Паулс, латыш по национальности, трудился на должности стеклодува, а мама Алма-Матильда после рождения сына стала домохозяйкой. Впрочем, ее профессия также оказалась неординарной: до начала семейной жизни Алма-Матильда долго проработала вышивальщицей жемчугом.

Музыкальной жилки родители Раймонда Паулса вовсе не были лишены: отец будущего прославленного композитора играл на ударных в оркестре «Михаво», представлявшем собой результат самодеятельности нескольких музыкантов-самоучек. Поговаривают, что вскоре после появления сына на свет Волдемар Паулс случайно наткнулся на книгу Артура Куберта «Паганини». Прочитав ее, он настолько вдохновился примером творчества известного музыканта, что купил своему сыну скрипку и отправил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.

Произошло это незадолго до ввода советских войск. Вскоре Волдемар Паулс отослал семью из Риги в село, где его жена и сын были в большей безопасности, и о профессиональных уроках музыки пришлось на некоторое время забыть. Но Вторая мировая закончилась, Паулсы вернулись в Ригу, и в десятилетнем возрасте Раймонд поступил в музыкальную школу им. Э. Дарзиня, работавшую при Латвийской государственной консерватории.


Поначалу десятилетний Паулс не слишком успевал в учебе. Но его прирожденный талант, учительское чутье Ольги Боровской, а также шоколадные конфеты, которыми она щедро угощала одаренных учеников, быстро сделали свое дело. Будущий композитор достиг успеха в игре на фортепиано и окончательно влюбился в этот универсальный музыкальный инструмент. По классу фортепиано он впоследствии учился и в Латвийской консерватории им. Язепа Витола, а затем – в той же консерватории, но уже по классу композиции.

Еще в старших классах музыкальной школы Раймонд Паулс почувствовал непреодолимую тягу к музыкальному направлению, далекому от классического – джазу. Как впоследствии признавался сам композитор, он с головой «бросился в джаз, как в омут». Молодой музыкант с удовольствием играл на танцевальных вечерах, импровизируя и играя на фортепиано без нот. Окончательно осознав, что музыка должна стать его профессией на всю жизнь, Паулс вернулся в консерваторию на отделение композиции, о чем упоминалось выше.

Музыка

В 1964 году Раймонд Паулс, несмотря на юный для такой должности возраст, стал художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Его музыка приобрела особый шарм, стала узнаваемой в профессиональных кругах. Несколько лет спустя в Концертном зале Латвийской государственной филармонии была представлена первая авторская программа композитора, и билеты на нее, к удивлению Раймонда, были раскуплены.


На территории Латвии Паулс прославился благодаря написанию музыки к песням Альфреда Круклиса «Зимний вечер», «Старая береза» и «Мы встретимся в марте». Соотечественникам он также известен как сотрудник Гостелерадио Латвии, где на протяжении многих лет выступал в качестве дирижера, а после – редактора музыкальных передач. Также композитор отметился написанием мюзикла «Сестра Керри» и ряда других работ, заслуживших награды музыкальных фестивалей. В число популярных мюзиклов маэстро вошли произведения «Шерлок Холмс», «Таинственное похищение», «Дьявольщина».

В 1975 году записал популярную и по сей день песню «Листья желтые над городом кружатся…». Мелодию этой песни можно было услышать из всех радиоприемников Советского Союза, и ее можно считать настоящим началом отсчета всесоюзной популярности Раймонда Паулса, продолжающейся и по сей день.


«Звездным часом» творческой биографии композитора принято называть пору его творческого сотрудничества с Аллой Пугачевой во второй половине двадцатого века, когда Алла Борисовна была на пике популярности. «Миллион алых роз», «Маэстро», «Без меня», «Старинные часы» – эти и другие хиты были согреты людской любовью и стали символами эпохи в истории советской эстрады.

Алла Пугачева - «Миллион алых роз»

Не только Алла Пугачева заметила талант латвийского режиссера – в числе его творческих партнеров были и остаются изысканная Лайма Вайкуле и темпераментный Валерий Леонтьев. Современники рассказывают, что в 1980-е годы Валерий Леонтьев был не слишком угоден советским властям, и только тот факт, что Раймонд Паулс невозмутимо продолжал приглашать его на концерты, помог артисту удержаться на плаву.

Шедевры композитор создает и для певцов и певиц, и для кинематографических картин, и для театральных постановок. Так, его музыка звучит в фильмах «Как стать звездой», «Слуги дьявола», «Стрелы Робин Гуда», «Долгая дорога в дюнах» и других, в театральных постановках «Зеленая Дева», «Бранд», «Граф Монте Кристо», «Дикие лебеди». Примечательно, что каждая из этих театральных постановок впоследствии завоевала приз на югославском фестивале. Композитор также появлялся в кадре в качестве актера. В 1978 году Паулс сыграл в киноленте «Театр», а в 1986 - в фильме «Как стать звездой», в каждом из которых предстал в образе пианиста.

Раймонд Паулс. Музыка к фильму "Долгая дорога в дюнах"

В 1986 году Раймонд Паулс выступил с инициативой создания Международного конкурса «Юрмала». Мероприятие проводилось в течение 6 лет.

В 1989 году Раймонд Паулс занял пост министра культуры Латвии, а четыре года спустя он стал советником Президента страны по культуре. Более того: в 1999 году композитор баллотировался в президенты родной страны. Но скоро музыкант понял, что не готов к такой ответственности. Выиграв в первом туре и набрав большинство голосов в парламенте, он снял свою кандидатуру.


Паулс много времени уделяет общественным делам. Выкупив недалеко от Риги землю со зданием бывшей школы, композитор открыл там центр для талантливых детей. В столице Латвии музыкант попутно возглавил культурно-развлекательный центр. В активе композитора – несколько ресторанов национальной кухни.

Политическая карьера и общественная жизнь не помешали музыканту пополнять собственную дискографию. В начале 2000-х музыкант радует поклонников новыми мюзиклами «Легенда о Зеленой Деве» и «Дамское счастье». Спустя десятилетие появляются произведения «Лео. Последняя богема» и «Марлен». Но наиболее знаменитым стал музыкальный спектакль «Все о Золушке», вышедший в 2014 году. Музыку к постановке Паулс писал по просьбе Михаила Швыдкого для российского Театра мюзикла.

В новом веке песни Раймонда Паулса становились украшением альбомов прославленных российских исполнителей , .

Сейчас Раймонд большую часть времени проводит в Латвии, поддерживая контакты с эстрадными исполнителями, работая в театрах Риги и регулярно председательствуя на конкурсе «Новая волна», который сам он и создал в сотрудничестве с .


До 2015 года музыкальный фестиваль проходил на родине Паулса, позднее переехал в Сочи. Фестиваль стал стартовой площадкой для многих популярных исполнителей, среди которых – , .

Последние годы Паулс углубился в исполнительскую деятельность. Как пианист он посетил большинство латвийских городов с сольными концертами.

Личная жизнь

В конце 1950-х годов Раймонд Паулс отправился в продолжительные гастроли с Рижским эстрадным оркестром. Одним из городов, где композитор побывал во время первых в жизни гастролей, стала Одесса. Там и жила его будущая жена: Лана (Светлана Епифанова, так звучало полное имя девушки) пленила молодого музыканта своей красотой. Девушка оканчивала факультет иностранных языков в университете. Филологическое образование впоследствии помогло Лане адаптироваться в латышском обществе.


Несмотря на средний рост (170 см при весе 72 кг), обычную внешность и отсутствие оглушительной популярности, которая ждала Раймонда только в будущем, Лана ответила воздыхателю взаимностью.

Влюбленные расписались в Пардаугаве. У молодоженов не было даже свидетелей, ими стали сотрудница ЗАГСа и дворник. Но Раймонд и Лана не обращали внимание на житейские трудности. Вскоре у них родилась дочь Анета.


Как впоследствии признавался в интервью сам Паулс, за все время творческой карьеры у него не единожды возникали проблемы с алкоголем, и именно такая сторона жизни, как семья и дети, помогла ему завязать.

Хотя в советское время пресса нередко распускала слухи о романе одаренного маэстро и Аллы Пугачевой, Раймонд по сей день предан жене. В личной жизни композитора не было потрясений. Этот удивительный брак уже просуществовал более полувека, и даже на фото 2016 года видно, с какой нежностью супруги смотрят друг на друга.


Единственная дочь Паулсов стала режиссером телевидения, вышла замуж за датчанина польского происхождения и подарила родителям двух внучек и одного внука. В интернациональной семье разговаривают на нескольких языках: русском, английском, латышском. По стопам дедушки пока пошла только внучка Моника, которая играет на рояле.

В 2012 году супружеская чета Паулсов отметила золотую свадьбу. Композитор решил не придавать мероприятию излишней торжественности, а просто устроил семейный обед в латышском стиле в сельском доме «Личи» возле Салацы. Во многом на такое решение повлияло состояние здоровья автора популярных песен. За год до этого Раймонд перенес операцию на сердце, из-за которой вынужден был отменить ряд концертов и даже участие в юбилейном концерте друга и коллеги, поэта .

Раймонд Паулс и детский ансамбль "Кукушечка"

Тем не менее, к 2016 году, к дате 80-летия, Раймонд Паулс уже достаточно окреп и выступил с юбилейным концертом в Москве. В столице России всегда с радостью принимают прибалтийского маэстро, поэтому на торжестве собрались все звезды российской эстрады.

Раймонд Паулс сейчас

В 2018 году композитор по традиции посетил открытие музыкального сезона в Юрмале, первый аншлаговый концерт которого состоялся в зале «Дзинтари». Выйдя на сцену со вступительным словом, маэстро был в хорошем расположении духа и даже повеселил публику шутливой байкой. Оказалось, что полицейский остановил машину Раймонда и, не узнав композитора, попросил его пройти тест на алкоголь.

Дискография

  • 1966 - «Латышская эстрада»
  • 1970 - «Песни Р. Паулса на слова А. Круклиса»
  • 1971 - «Эстрадные песни Р. Паулса на латышские народные тексты»
  • 1980 - «Мелодии французского композитора Ф.Фурмье играет Р. Паулс»
  • 1981 - Яак Йоала «Песни Р. Паулса на слова Анатолия Ковалёва»
  • 1982 - «У нас в гостях маэстро. Вечер Раймонда Паулса 29 декабря 1981»
  • 1984 - Андрей Миронов «Старые друзья»
  • 1984 - Валерий Леонтьев «Диалог»
  • 1985 - «Р.Паулс. Хор им. Т.Калниня поет песни на слова Я. Петерса»
  • 1986 - Айя Кукуле «Песни Раймонда Паулса»
  • 1987 - Валерий Леонтьев «Бархатный сезон»
  • 1987 - Группа CREDO «Крик»
  • 1987 - Родриго Фомин «Путь к свету»
  • 1988 - Лайма Вайкуле «Песни Р. Паулса на стихи Ильи Резника»


Для людей талантливых состояние влюбленности является неизменным элементом творчества. Для гениев созидающая составляющая - любовь. Для маэстро Раймонда Паулса музой и ангелом-хранителем стала его супруга Светлана Епифанова. Эти два человека удивительно похожи в своей элегантной сдержанности и в своем полувековом счастье.

Мелодия любви


Когда Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, он еще не догадывался, что этот музыкальный инструмент станет его судьбой. Будущий маэстро сделал свой выбор в пользу Рижского эстрадного оркестра. Начались бесконечные гастроли, новые города встречали талантливого молодого пианиста овациями. Именно в Одессе зазвучала для Раймонда вечная мелодия любви.


Во время концерта в зал вошла запоздавшая немного девушка и села в задних рядах, пытаясь рассмотреть издалека человека, который сидел за роялем. Это был Он - мужчина, ставший ее судьбой. Но в тот день, когда их представили друг другу, никто даже и подумать не мог о том, что юная студентка Одесского университета Светлана Епифанова вскоре переедет из родной Одессы в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой Великого Маэстро.

Ей будет непросто привыкать к сдержанной прибалтийской столице после эмоциональной колоритной жемчужины у моря. Но что могли значить какие-то там сложности, если рядом был ее любимый Раймонд? И бесконечно играла для нее нежная и страстная музыка любви.

«Любовь не вздохи на скамейке…»


Они уже жили в Латвии, но еще не стали официально мужем и женой. Опьяненная своей любовью, Лана тогда и не подозревала о том, сколько раз ей придется спасать своего супруга. Творческо-богемная атмосфера манила молодого музыканта. После концертов он спешил не домой, а в соседний с Оперой бар «Шкаф», где с коллегами и друзьями постоянно что-то отмечали. Пили много, оставляя в залог будущей оплаты мало-мальски ценные вещи. Верная Лана каким-то немыслимым образом всегда приходила за ним в нужный момент и уводила его домой.

Рождение семьи


31 августа 1962 года они вдвоем вошли в двери Пардаугавского ЗАГСа. И тут выяснилось, что их двоих для заключения брака совершенно недостаточно. Нужны, как минимум, еще два свидетеля, готовых завизировать их добровольное желание стать мужем и женой. Женщина-регистратор, увидев, как эти двое смотрят друг на друга, решилась пойти против существующих правил. Она позвала на помощь дворника и сама тоже поставила свою подпись в книге регистраций.

Вполне довольные жизнью, молодожены вышли на улицу. Их совместной наличности хватило на два билета в кино и еще на вкуснейшие пончики по три и пять копеек, которые они купили после сеанса в «Палладиуме». Главное, что они стали мужем и женой, а всякие условности вроде свадебного марша или роскошного банкета никак не могли повлиять на их чувства друг к другу.

Муза великого композитора


Умница и красавица Светлана могла сделать успешную карьеру. Но она предпочла роль верной жены, хранительницы семейного очага. Однажды она попыталась выйти на работу, однако ее супруг был настроен категорически против. Лана решила, что отношения в семье куда важнее ее карьеры. Она стала той самой музой, которая будет постоянно вдохновлять маэстро на создание гениальных произведений. Под эту музыку будут снова и снова встречаться и влюбляться новые пары, под нее будут плакать от счастья и задыхаться от любви.

У них все получилось. К Раймонду Паулсу пришла слава, пришел и семейный достаток. Верная Лана помогла установиться довольно тесному кругу общения, который сохранялся потом еще много лет. Две семейные пары - поэт Янис Петерс и его жена Барбара, и знаменитый скульптор Альберт Терпиловский и его жена Тина, главный режиссер театра кукол, на много лет станут самыми близкими друзьями семьи Маэстро. С ними он будет с удовольствием удить форель и вести неспешные философские беседы.

«Снова день озарится счастливым светом влюблённых глаз...»


Великий Маэстро считает, что много лет назад, в солнечной Одессе, юная сияющая одесситка Лана сделала ему самый дорогой подарок в жизни. Она подарила ему себя, а вместе с собой – любовь, вдохновение и счастье любить и быть любимым.

Она всегда была модницей и даже в безденежные времена умела выглядеть потрясающе. Этому искусству она научила и своего именитого супруга, а ещё она всегда тщательно следила за его внешним видом.

Сам Маэстро считает, что у него несносный характер и с ним просто невозможно иногда находиться рядом. Хотя на самом деле его Лана точно знает, что в жизни ей ничего больше не нужно. Рядом с ней самый лучший мужчина на свете, у нее замечательная дочь и две взрослые уже внучки.


Сам Раймонд Паулс вполне серьезно считает свою жену просто святой. Она умеет вести хозяйство, следить за счетами, заботиться о семье и дарить ему вдохновение для создания гениальных произведений. А он умеет писать музыку и делать ее счастливой.

Вот уже больше полувека каждое утро она задает своему великому супругу один и тот же вопрос. И каждое утро получает один и тот же ответ. Нет, это совсем не о любви. Не о счастье. Она просто спрашивает, будет ли он кофе. Конечно, он будет кофе. И завтрак будет. И будет все, что она ему предложит. Она станет варить ему кофе, а он читать ей вслух смешные заголовки статей из газет. Разве не в этом счастье?



А потом он снова сядет за рояль и сыграет для нее свою лучшую мелодию. Мелодию любви, в которой растворились обиды и невзгоды, будто их и не было никогда. Осталась только бесконечная благодарность и светлая нежность. Осталась только любовь.

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова берегут свое счастье, точно так же, как заботливо скрывала от чужих взглядов свое чувство .

Raimonds Pauls

Родился 12 января 1936 года в Риге в семье стеклодува. Его отец работал на Ильцюгемской стекольной фабрике. С трех лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора.

В 1946 году Раймонд Паулс поступил в музыкальную школу при консерватории Латвийской ССР. В 1953 году он стал студентом исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории; его наставником по классу фортепиано был профессор Герман Браун. Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов. После окончания курса в 1958 году Раймонд Паулс работал в Рижском эстрадном оркестре, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине.

В 1962-1965 годах он обучался композиции в Латвийской консерватории, где его наставником был Я. Иванов, а в 1964 году занял пост художественного руководителя Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии.

Именно тогда Паулс написал свои первые получившие широкую известность в родной республике песни - "Мы встретились в марте", "Зимний вечер", тогда же началась его работа в кинематографе ("Ты нужен"). Впоследствии композитор создал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Двойной капкан", "Как стать звездой").

В 1973-78 годах он был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо", а в 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио.

Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти следующих лет создал еще несколько шлягеров - "Подберу музыку", "Танец на барабане". В 1979 году им были созданы мюзиклы "Сестра Кэрри" и "Шерлок Холмс".

Огромный успех сопутствовал творческому союзу Раймонда Паулса и Аллы Пугачевой: всей стране были известны песни "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня".

Затем композитор работал с другими известными исполнителями - Валерием Леонтьевым ("Исчезли солнечные дни", "Кабаре", "Полюбите пианиста"), Лаймой Вайкуле ("Вернисаж", "Еще не вечер", "Шерлок Холмс"), и его песни неизменно становились хитами.

В середине 1980-х годов большую популярность приобрела песня "Дедушка с бабушкой" в исполнении созданного Паулсом детского ансамбля "Дзегузите".

В конце 1980-х годов Раймонд Паулс выступил инициатором песенного фестиваля молодых исполнителей в Юрмале. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а после того, как Латвия вышла из состава СССР, он занял пост министра культуры республики.
После ухода в отставку в 1993 году Паулс был советником президента Латвии по культуре.

Народный артист Латвийской ССР (1976)
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1967)
Народный артист СССР (1985).

призы и награды

1961 - Лауреат Всесоюзного смотра молодых композиторов.
1970 - Премия Ленинского комсомола Латвийской ССР.
1977 - Государственная премия Латвийкой ССР.
1981 - премия Ленинского комсомола - за музыкальное творчество для молодёжи.
1997 - орден Полярной звезды, рыцарь 1 класса (Швеция).
1995 - Командор ордена Трёх звёзд
2008, октябрь - Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Санкт-Петербург, Россия)
Орден Почета (Указ Президента РФ № 834 от 06.07.2010)
Крест Признания (2008)
Орден Почёта (Армения) (2013) - за вклад в укрепление и развитие армяно-латвийских культурных связей, а также за большие заслуги в мировом музыкальном искусстве
Большой музыкальный приз Латвии - за поэтический спектакль «Все деревья даны Богом», концерт «Время свинг» и компакт-диск «Рождество» (1994)
Большой музыкальный приз Латвии - за жизненный вклад (2000)
Почётный член Академии наук Латвии
Почётный гражданин Юрмалы (2010)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»