Основы рисования карандашом. Девять фундаментальных законов рисования

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Любой графический рисунок можно отнести либо к линейной графике, либо к пятновой. В первом случае это будет рисунок линиями, во втором – рисунок пятном . Возможно также сочетание линии и пятна в одной композиции. В каждом из этих случаев есть своя особенность для восприятия, свой смысл и красота.

Мы уже немало говорили , особой выразительности линии, а теперь давайте рассмотрим другое изобразительное средство – ПЯТНО . Пятновая графика не менее разнообразна и интересна.

СИЛУЭТ В ГРАФИКЕ

Самый простой вариант черно-белых композиций – это СИЛУЭТ, черное изображение на белом фоне или белое на черном. Вы наверняка встречали такие черно-белые рисунки в книгах.
Эти рисунки двухмерны, очень условны и лаконичны.

Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к фигуративной росписи на сосудах Древней Греции. Помните те прекрасные изображения на амфорах: мифологические сцены, Олимпийские игры, фигуры греческих красавиц и атлетов?..

Настоящий же бум искусства силуэта пришелся на 18-19 века. Можно сказать, что тогда изготовление силуэтов было повальным увлечением.

Многие художники отдали дань этому виду графики и создали прекрасные образцы силуэтных работ.

Где только не находили им применение: иллюстрации, портреты, рисунки на ширмах, посуде и в интерьере… Умению создавать силуэтные композиции обучали даже в институте благородных девиц!

Традиционно силуэтные портреты вырезались из черной бумаги и наклеивались на белый фон . Контраст черного и белого давал возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем.

Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.

Лет десять назад я и сама занималась силуэтными портретами . Острые ножницы, черная бумага, намётанный глаз – и через 10-15 минут твой натурщик будет запечатлен на века. Хорошее развлечение на вечеринке или приработок в голодный год… 🙂

Хотя, конечно, силуэтные композиции могут быть гораздо более сложными и притягательными для рассматривания, нежели просто портреты.

ЧЕРНО-БЕЛЫЕ РИСУНКИ С ОТТЕНКАМИ СЕРОГО

Однако кроме локально черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Мы видим эти градации в рисунках углем, соусом, пастелью, тушью.

В этом случае изображение уже может быть объемным, реалистичным, очень достоверно передающим реальность.

Но как бы то ни было, и здесь пластика и выразительность пятна имеют немаловажное значение. Особенно виртуозны во владении выразительностью пятна художники Китая и Японии.

При всей простоте мотива их графические листы необыкновенно притягательны. Игра размытых и четких пятен, красивое перетекание серых цветов, совершенство и гармония форм.

И вот мы уже всем нутром ощущаем нежные, утонченные, такие хрупкие листки орхидеи, мягкую шерсть кошки, скорость стремительного бега лошади, радость полёта птицы…

На примере этих работ мы можем понять, что рисунок пятном – это нечто большее, чем узнаваемый силуэт .

Вот это очень важный момент, который мне хотелось бы донести до вас.

Выразительность изображения может быть заложена

НЕ ТОЛЬКО в узнаваемости силуэта (что изображено),

но и В САМОЙ ФОРМЕ пятна (как изображено).

О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПЯТНО?

Давайте возьмем для примера разные пятна.

Даже если наш глаз не находит в каком-то из этих пятен знакомых очертаний (а он очень пытается), то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями.

Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное.

Какие ассоциации вызывают у вас те или иные пятна? Можете ли вы их почувствовать?

Предлагаю вам посмотреть запись одного из моих выступлений в Перископе (из тренинга «Открой в себе Творца»). В нем я делюсь практикой создания пятен с разным характером.

После выполнения упражнений вы сможете освободить руку и создать собственные художественные образы, позволив пятну “заговорить” языком силуэтов.

Язык пятна в графике: практические упражнения

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ ПЯТНА

Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:

  1. Квадрат и прямоугольник.
    Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.
  2. Круг.
    Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями “добро”, “счастье”, “жизнь”.
  3. Треугольник.
    Самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник – символ движения, энергии, иногда даже агрессии.
  4. Форма “амёбы”.
    Её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.

Современные художники активно используют пятно именно в качестве “пятна”. 🙂 Полюбуйтесь!мастер-класс по кляксографии

Итак, из этой статьи вы узнали, что какой бы графический рисунок вы ни создавали, силуэтный ли или тональный, немаловажно помнить о ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ пятна.

Совершенствуйте свои умения в создании интересных по форме, пропорциям и динамике пятен, и ваши рисунки будут более выразительны и привлекательны! Успехов вам!

Буду благодарна за комментарии и репост статьи в соцсетях!

Хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны.

Виды графического искусства

По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды:

  • Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги.
  • Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, марок, карикатуры и многие другие.

Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст.

Графический рисунок

Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты.

Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов - черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.

Эмоционально сильными являются рисунки черно-белого оттенка с добавлением одного Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера.

Инструменты для создания графического рисунка

Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину.

Графитный карандаш - самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители.

Не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки.

Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой.

Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов.

Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем.

Печатная графика


Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле.

Книжная графика

К этому виду изобразительного искусства относятся следующие:

  • Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, - это гуашь и акварель.
  • Оформление обложки - это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя.
  • Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки.

Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста.

Плакат как вид искусства

Еще один представитель графической живописи - это плакат. Основная его функция - передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают:

Плакат является одним из самых распространенных видов графики.

Прикладная графика

Еще один вид графического искусства - это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков.

  • Этикетка - это вид промышленной графики, главное назначение которой - дать максимальное о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару.
  • Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок.
  • Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой.

Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования.

Современная графика

С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства - компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.

Основы выполнения графического рисунка.

Виды графического рисунка

В графическом рисунке, особенно линейном, тоже используются тонкие и широкие линии, но главное их отличие в том, что в рисунки они «живут» — проводятся от руки, «строят» объем, подчеркивает тени, определяя границу светлого и темного. Линия на одной длины может иметь разную толщину. При помощи линий намечают количество планов на рисунках, и их в основном три. Ближний к нам первый план, или, вернее, предметы на первом плане, выделяю при помощи утолщенной линии.
При помощи линейного рисунка можно изобразить людей, животных, пейзаж, выполнить эскиз костюма. В линейном рисунке используются только линии различной толщины. Световоздушная сред передается при помощи сплошных, прерывистых и плавных лини различной толщины. Дополнительно для усиления выразительности может использоваться штрих или пятно. Линейный рисунок отличается переходом линий в утолщения пятна, характерен для искусства Японии и Китая. Его можно выполнять углем, соусом, сангиной, мягкими графитными карандашам! Особенно уместен линейный рисунок в набросках и зарисовках.
Помимо линейного к графическому рисунку следует отнести плоскостной декоративный (выполняемый пятнами любого тона) и свете теневой объемный (выполняемый также при помощи пятен, строящих объем, или штриха различной толщины). Декоративный рисунок выполняют последовательно, залива пятна тушью или гуашью, а также любыми мягкими материалам! Применяют его в плакатах, в эскизах костюма, т. е. там, где необходима графическая четкость для выявления определенной темы ил формы.
В светотеневом рисунке форма строится при помощи пятен, выполняемых штрихом, с градацией от самых темных до самых светлых.

Техника штриха имеет свои особенности. Штрих наносится на рисунке в различных направлениях, но желательно по форме предметов, не нарушая цельности их восприятия, т. е. штрих не должен «рвать», «дробить» форму. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко, на любом расстоянии одна от другой при этом можно усилить или ослабить нажим карандаша.
Светотеневой рисунок богат всевозможными переходами тона; Богатство живописных приемов такого рисунка привлекало и привлекает к себе художников.
Помимо линейного к графическому рисунку следует отнести плоскостной декоративный (выполняемый пятнами любого тона) и свете теневой объемный (выполняемый также при помощи пятен, строящих объем, или штриха различной толщины).
Декоративный рисунок выполняют последовательно, залива пятна тушью или гуашью, а также любыми мягкими материалам! Применяют его в плакатах, в эскизах костюма, т. е. там, где необходима графическая четкость для выявления определенной темы ил формы.
В светотеневом рисунке форма строится при помощи пятен, выполняемых штрихом, с градацией от самых темных до самых светлы
Техника штриха имеет свои особенности. Штрих наносится на рисунке в различных направлениях, но желательно по форме предметов, не нарушая цельности их восприятия, т. е. штрих не должен «рвать», «дробить» форму. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко, на любом расстоянии одна от другой при этом можно усилить или ослабить нажим карандаша.
Светотеневой рисунок богат всевозможными переходами тона; Богатство живописных приемов такого рисунка привлекало и привлекает к себе художников

Приемы рисования геометрических тел

При рисовании самых простых предметов необходимо тренировать руку и научиться, во-первых, правильно держать карандаш во-вторых, правильно выполнять штрих, простые и ломаные лини. Тоновые решения в рисунке
Работа над светотеневым рисунком неразрывно связана с нахождением верного тонального решения. Даже при изображении одноцветных гипсов мы наблюдаем различия между несколькими легкими полутенями и темнотой окружающих предметов. Одни и те же предметы, помещенные на свету и против света, имеют различный тон. Под тоном мы понимаем светосилу.
Карандашом на бумаге нельзя передать яркий свет солнца на белой стене и глубокие тени на черном бархате. В рисунке возможны меньшие контрасты, чем в природе. Для правдивости изображения необходимо правильно выдерживать последовательность соотношения всех тональностей натуры от самых темных до самых светлых. Тональности передаются множеством серых оттенков, промежуточных между тоном бумаги и тоном карандаша.
Пользуясь для изображения более резких контрастов натуры сближенными тональными соотношениями, можно показать сверкание снега и глубину теней. Тона меняются также в зависимости от Расстояния до предмета изображения: при удалении они теряют контрастность, тени кажутся светлее, яркий свет более тусклым. Это обусловлено недостаточной прозрачностью воздуха.
Понятие «тон» означает передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте. Всякая ошибка в тоне нарушает пространственные планы.
При тональном решении нельзя сравнивать тон какого-либо одного места рисунка с тоном такого же участка натуры (такое рисование «в упор» может породить множество ошибок), необходимо анализировать сразу несколько тонов, т. е. создавать определенные соотношения между тонами как в натуре, так и в рисунке. Это правильно помогает передать тональный масштаб.

Распределение светотени на поверхности предметов передают при помощи тоновых переходов от светлого к темному: блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень, рефлекс. Самое светлое пятно или полоса на предмете называется бликом. Это — отражение источника света на полированной или глянцевой поверхности предмета. Оно отличается от света большей светлотой.
Свет равномерно переходит в полутень и, сгущаясь, превращается в тень, которая находится на предмете. Есть еще падающая тень, которую отбрасывает предмет на плоскость стола, доски, стены и т- д. Размеры падающей тени зависят от источника света, его расстояния до земли или до той плоскости, на которой стоит предмет. Многие замечали, что предметы, деревья, строения, которые освещает солнце в разное время года или даже дня, по-разному отбрасывают свои тени. Зимой, когда солнце освещает деревья, дома несколько сбоку, тени от деревьев длинные, а летом, когда солнце в зените, тени короткие.
Если предметы имеют разную фактуру материала, то цвет тона также будет сильно отличаться при их сравнении. Рисуя предметы разными по тону, не обязательно черный цвет брать черным, важно соблюдать условные тоновые соотношения, взятые один к другому. Намечая тень, нужно помнить, что даже в этом случае должна просвечивать бумага, и стараться не слишком чернить рисунок, т. е. не делать тень черной, а только темнее по тону.

Проверка правильности рисунка

Рисуя, учащийся постоянно должен проверять свою работу: правильность компоновки, конструкцию построения предметов, соблюдение пропорций между натурой и изображением. Кроме того, что рисунок во время работы нужно для проверки отставлять на расстояние, равное приблизительно трем частям длины размера натуры, его непосредственно можно поставить к самой натуре и проверять, сравнивая с натурой, с того места, с которого шло рисование. Рисунок отставляют в любом направлении, лишь бы он
Для контроля правильности рисунка другим способом можно взять зеркало и, поставив рисунок параллельно его плоскости, посмотреть на свою работу — в зеркале получится обратное изображение, и будут хорошо заметны малейшие промахи.



Рисование геометрических тел и гипсовой вазы

Рисование цилиндра, стоящего на горизонтальной плоскости

Рисование цилиндра начинают с нижнего лежащего на плоскости стола основания. Поскольку оно представляет эллипс, сравнивают Размеры большой и малой осей. Рисуя лежащий нижний эллипс, необходимо изображать его с плавными переходами. К большой оси восстанавливают перпендикуляры эллипса и отмечают высоту цилиндра. Верхнее основание цилиндра также представляет собой эллипс, но его размеры уменьшаются по сравнению с нижним, так он приближается к линии горизонта и на ней превращается в линии. Объемную форму цилиндра подчеркивают штриховкой по форм отделяя падающие тени от предмета. Рисование цилиндра, лежащего на горизонтальной плоскости

Цилиндр, лежащий на плоскости, может быть расположен к рисующему строго фронтально или под случайным углом зрения, фронтальное положение более простое, поэтому разберем подробнее положение под случайным углом зрения. Неустойчивость цилиндра в таком положении легко объяснима: он лежит на cтоле круглой цилиндрической поверхностью, соприкасаясь с ним, и он опирается на одну прямую линию — образующую. Цилиндр построить на основе прямоугольной призмы, в которую его можно вписать. Сторона основания при этом будет равна вертикально диаметру круга основания цилиндра. Построив оси симметрии, водят эллипсы оснований и окончательно строят цилиндр. Штрихом подчеркивают форму цилиндра и падающие тени.

Рисование группы геометрических тел

Первый этап заключается в поиске наиболее удачного расположения группы предметов на листе, т. е. соотношения ширине и высоте всей группы сразу, а затем каждого предмет; отдельности. Намечая основные пропорции общей композиции, необходимо включить в нее падающие тени и оставшиеся пустоты листа.
Весь рисунок выполняют легкими линиями, используя вспомогательные линии для построения предметов на плоскости и в перспективном сокращении. Рисуют так, будто все предметы просвечивают один через другой. В постановке один предмет может закрывать другой по-разному, поэтому необходимо найти выразительный поворот одного предмета к другому. Каждый решает композицию по своему, при этом главным окажется тот или другой предмет. Все прозрачные вспомогательные грани нужны для проверки положения предметов в пространстве. Наметив композицию листа, обозначают основания предметов которые находятся непосредственно на плоскости стола.

Второй этап включает в себя конструктивное построение и проработку формы предметов. Легкой штриховкой нанос полутени, более темный тон оставляют для теней — собственных и падающих. Для лучшего выявления белых гипсов намечают фон стены, доски или стола. Освещенную часть гипса оставляют белой, незаштрихованной.

На третьем этапе рисования продолжают работу над светотенью, выявляя все полутона и рефлексы, обобщая по возможности некоторые части. При этом смотреть необходимо перед собой в пространство на всю постановку сразу, покрывая сильнее тени, оставляя в запасе еще силу тона для окончательного завершения работы.

Четвертый этап — обобщение рисунка, его окончательная доработка. На этом этапе уже трудно что-либо исправлять в конструктивном построении, поэтому в основном проверяют силу тональных отношений рисунка и постановки, подчинение в тоне второстепенных деталей целому, т. е. работают только светотенью. Так как нельзя заново перестраивать конструкцию предметов или исправлять их положение в пространстве и относительно друг друга, то необходимо строго соблюдать последовательность этих четырех этапов ведения рисунка.

Ваза по сравнению с геометрическими телами представляет более сложную форму, хотя состоит из относительно простых частей. Средняя ее часть является основной и представляет собой яйцевидную форму, напоминающую шар. Нижняя часть — подставка — это два сильно укороченных цилиндра, причем нижний — конусообразующий. Верхняя часть вазы сравнительно невысокая, в виде усеченного конуса, к которому сверху прикреплена форма, напоминающая тарелку. Передача всех этих пропорциональных соотношений — основная задача рисунка.
При рисовании вазы применяется принцип симметричного построения. Вертикальная ось симметрии проходит через центр вазы, на которой откладывают высоту в виде произвольного отрезка, сверху оставляют расстояние от края меньшее, чем снизу, чтобы затем нарисовать падающие тени на столе и поверхность стола.
Далее намечают линию горизонта, или уровень глаз рисующего (у стоящего уровень глаз будет выше, чем у сидящего), и определяют отношение высоты вазы к ширине. Для этого от центральной оси на уровне самого широкого места откладывают в обе стороны в виде равных отрезков всю ширину вазы. Наметив на всех уровнях ширину, приступают к построению вазы. Необходимо помнить, что все поперечные сечения вазы — это окружности, а в перспективе — эллипсы.

На уровне линии горизонта эллипс изображают в виде прямого отрезка, ниже или выше линии горизонта — в форме эллипсов от узких до окружности при виде сверху или снизу. Важно установить размеры эллипсов на рисунке: если ваза стоит прямо перед нами, эллипс верхнего основания будет уже, чем нижнего. Проверив еще раз все пропорции, соединяют отрезки, намечая общую форму вазы.
После этого переходят к передаче объема светотенью. Следует вспомнить, что любая линия в светотеневом рисунке является границей светлого и темного, т. е. в законченном рисунке линий практически не должно оставаться. Все неосвещенные места покрывают штрихом, который наносят по форме, намечают падающие тени, оставляя при этом в постановке самое светлое и самое темное места.
Завершающая стадия — обобщение рисунка. При помощи карандаша и резинки убирают излишнюю дробность, смягчают тени, высветляя рефлексы и освещенные места. Рефлекс — отраженный и поэтому ослабленный свет относится к тени и показывает характер поверхности формы в теневой ее части.
Рисуя вазу, закрепляют знания о перспективе, учатся изображать округлые предметы, анализировать любую сложную форму, а также сочетать различные формы в единое целое.

Рисование драпировок и складок на тканях

Ткань сама по себе — плоскость, плоская поверхность, не имеющая формы. Только облегая какой-либо предмет или фигуру человека- она может спускаться в виде складок, поворачиваясь то лицевой, то изнаночной стороной. Рисование помогает изучить свойства тканей.
Любая ткань в зависимости от удерживающих ее в определенных опорных точках линий и форм образует складки. Более сложные складки принято называть драпировками. Складки и драпировки могут быть различных форм.
Форма складок зависит от того, на какой предмет она наброшена, и направление складок зависит от этих форм.
Форма человеческого тела во многом напоминает геометрические фигуры — цилиндр, шар. Прежде чем изучать драпировки на фигуре человека, можно их рассмотреть, набросив ткань на шар, цилиндр, конус и т. д., определяя закономерности образования складок. В ткани, брошенной на поверхность стола, стула отчетливо проявляются, ее пластические свойства. Замины, изломы и складки образуют, в зависимости от мягкости, текучести или, наоборот, жесткости ткани, т. е. ее структуры. Так, складки на марле сильно отличают от складок на бархате, парче или сукне, а также на шелке или ситце. Сравнение двух тканей возможно по принципу контраста — легкая или тяжелая, матовая или блестящая, жесткая или мягкая, плотной или разреженной структуры и т. д.

Давая ткани образные и точные характеристики, ее можно на назвать мягкой, струящейся; жесткой, торчащей; тяжелой с крупными складками; легкой воздушной, прозрачной или упругой, вялой и т..
Рисунок драпировки ведут в четыре приема:
1— намечаем композицию рисунка в виде наброска тонкими нитями.
2— намечаем основные пропорции всей массы ткани, обозначая крупные и второстепенные складки.
3— легко заштриховываем все затемненные места.
4— заканчивая рисунок, наносим все полутона, подчеркивая тени выделяя основные складки.

Узор или рисунок ткани (клетка, полоска, цветочный орнамент и т.д.) при рисовании драпировок изображают на рельефе складок.
Выполнять наброски и зарисовки тканей (гладких и с рисунком) можно различными материалами, подходящими для выбранной ткани. Легкие, прозрачные ткани можно изображать акварелью, тушью, пером, углем; жесткие, торчащие — тушью, заливая пятна и подчеркивая изломы пером; мягкие, ворсистые, тяжелые — сангиной, соусом и др.

Схема построения складок различной конфигурации:

Намечаем прямоугольник, треугольник или любую другую форму которую имеет данный кусок ткани;
проводим линию, ограничивающую ширину складки внизу, зигзагообразного контура изгибов тканей обращаем взимание соотношение высоты зигзага и ширины ткани;

строим контуры изгибов складок, обращая внимание на параллельность отдельных элементов зигзага и плавность изгибов линий;

намечаем вертикальные контуры и нижний контур складок (построение контуров верха должно соответствовать построению контуров низа);

после прорисовки контуров условно определяем направление света падающего на складки ткани, и в соответствии с этим намечаем более светлые и темные плоскости на поверхности складок;

создавая иллюзию объема с помощью света и тени, заштриховываем все теневые места.

Рисование натюрморта

Натюрморт от французского nature mort — мертвая натура. В отличие
рисования живой натуры натюрморт составляют и изображают для изучения свойств неживой натуры, конструктивных особенностей отдельных предметов, а также изучения фактурных и пластических свойств различных материалов.
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI—XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей.
Восприятие натюрморта не может быть однозначным.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Рисовать натюрморт вначале надо из двух-трех предметов, чтобы лучше выразить все их пластические свойства, выбирая определенную точку зрения, т.е. линию горизонта.
Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся о фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая таким образом еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может
быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Ее часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение — искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным.
Вначале выполняют предварительные эскизы на небольших по размеру форматах листа различной формы — квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступать непосредственно к рисованию.
Разметив натюрморт на листе, нужно проследить за перспективным построением, а также передать объем при помощи светотени, подчиняя все детали общему тональному решению так, чтобы в итоге получился не набор отдельных предметов, а целая композиция. Важно научиться видеть это целое, а детали будут усваиваться постепенно в процессе работы.

Многие начинающие художники мечтают научиться рисовать портреты карандашом. Это совсем новый уровень в творчестве. Научившись изображать портрет человека, можно будет без труда осваивать акварельную технику, рисовать сангиной и углем, а также маслом. Начинать нужно непременно с Уверенно манипулируя графическими материалами, можно добиться невероятного сходства с натурой.

Как рисовать графический портрет

Чтобы нарисовать его, вам понадобятся:

  • Планшет, обтянутый ватманом.
  • Измерительный прибор (линейка).
  • Простые карандаши различной твердости.
  • Ластик.

Чтобы изобразить качественный графический портрет, старайтесь сократить применение ластика до минимума, так как он затирает бумагу, из-за этого на рисунке образуется грязь. После того как материалы подготовлены, лист натянут, можем приступать к работе.

Рисуем портрет

Анализируем нашу натуру, внимательно изучаем ее с каждой стороны, чтобы понять особенности и форму. Желательно сделать предварительные конструктивные зарисовки, чтобы разобраться с формами и понять их. Натуру нужно прорисовать с каждой стороны, это позволить понять ее форму, изучить ее особенности и каждую деталь по отдельности.

Как нарисовать графический портрет поэтапно

Располагаемся на месте самым лучшим обзором, подготавливаем материалы. Натура должна быть статичной. Начинаем рисовать графический портрет поэтапно:

  1. Для начала нужно сделать компоновку на листе.
  2. Намечаем отдельные части изображения в общих чертах.
  3. Находим поворот и оси построения.
  4. Начинаем выстраивать форму, чередуем от общего к маленьким деталям.
  5. На каждом из предыдущих этапов необходимо тщательно сравнивать изображение с натурой, проверять на пропорциональные соотношения формы и перспективные сокращения.
  6. Данный этап - штриховка. После того как построение завершено, необходимо начать накладывать штрих, делать это нужно аккуратно и не спеша разделяя рисунок на теневую и освещенную части.
  7. Кладем штрих по форме, тем самым придаем объем портрету, но не стоит забывать об общности и зацикливаться на какой-то одной детали.

Чтобы портреты карандашом получились, необходимо анализировать и понимать свои ошибки. Обычно начинающие художники чересчур давят на карандаш от неопытности. Из-за этого работа получается перечерченной, то есть линии слишком резкие. Рисунок не должен быть обведен черной линией, он должен гармонично вписываться в формат и передавать формы.

Типичные ошибки

В попытках передать объемы художник чересчур увлекается мелкими деталями, усердно работает над ними. В итоге изображение перестает быть целостным. Даже начинающий художник замечает это сам.

Иногда проблема заключается в том, что художник не может понять, как устроены детали, которые он стремится проработать. В итоге детализировать изображение не получается, отсюда возникает дробность в рисунке, также возможно нарушение перспективных соотношений, многие пытаются сделать работу целостной хотя бы за счет тоновой проработки. Работая над определенной деталью и делая ошибки в ней, рисовальщик пытается связать ее с общей формой, накладывает слои графита один за другим. И в итоге он остается разочарован результатом. А ведь чтобы нарисовать качественный портрет человека, достаточно хорошо изучить каждую деталь.

Разбор недочетов

Если художник столкнулся с вышеописанными проблемами, тогда ему необходимо учесть следующее: после конструктивного разбора наступил формы при помощи штриховки, и на этом этапе зачастую начинают беспокоить некие сомнения по поводу продолжения работы над изображением.

Прекращаете разбор тонов и повторяете разбор форм. Пройдитесь карандашом по форме, разберите натуру на плоскости и запомните ее конструкцию. После такого детального разбора рисовать становится намного проще.

Представьте в уме, какая деталь откуда выходит, как образуется объем и почему это происходит. Этот умственный процесс помогает понять, каким образом распределить светотень, какой участок будет погружен в тень, где располагается полутень и куда падает свет.

Устраняем недочеты поэтапно

При возникновении трудностей в работе с формой следует поступать данным образом:

  1. Форму зрительно разделяем на несколько плоскостей, которые создают ее объем.
  2. Анализируем то, как устроена форма, затем выстраиваем ее при помощи условных плоскостей либо при помощи конструктивных линий, можно сочетать все способы вместе.
  3. Если ни один из методов не помог, нужно обобщить рисунок. Необходимо собрать все мелкие детали воедино при помощи условных плоскостей.

Как совершенствовать навык

Чтобы рука и глаз привыкли к рисованию, необходимо каждый день делать наброски, которые помогают понять натуру и усовершенствовать свой навык. Попробуйте улавливать объемы натуры, а также плоскости и соотношения пропорций. Регулярно делайте зарисовки с натуры. Вы можете смотреть телевизор и пытаться запечатлеть картинки, увиденные вами на экране. Держите ручку и скетчбук всегда под рукой. Рисуйте все, что видите, берите необходимый инвентарь и делайте наброски в метро и на вокзалах, где огромное скопление людей. Тренируйте навык каждый день, сравнивайте соотношения и объемы. Для этого можно использовать фотографии или рисунки из книжек. Научитесь концентрировать свое внимание на общих формах и не зацикливайтесь на мелочах. Только такими способами можно усовершенствовать свои навыки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»