Техника работы с акварелью. Акварельные техники

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Приемов рисования акварелью достаточно много. Для того, чтобы создать необычные эффекты, художники используют уникальные свойства краски, а порой применяют дополнительные трюки и приемы. Техники акварели, как правило, просты в исполнении, их могут выполнить даже новички, но полученный эффект будет чрезвычайно интересным.

Акварель по сухому: лессировка акварелью

Лессировкой называется прием живописи, который заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски. Каждый последующий слой делает изображение ярче, четче и насыщенней. Это поэтапное добавление цвета позволяет сделать тона глубже и интересней за счет наслоения красок. Очень важно следить за тем, чтобы слои не смешивались на еще влажной поверхности.
Поскольку грамотное исполнение подобной техники подразумевает полное высыхание краски на предыдущем слое, лессировка прекрасно подходит для того, чтобы прописать мелкие детали и проработать контуры. Только рисуя акварелью по сухому, штрихи не расплывутся и останутся четкими.
Зачастую лессировка применяется для создания простых работ небольшого формата, которые не перегружены деталями и нюансами, а также для рисунков с элементами графики.

Нередко многие книжные иллюстрации выполнены при помощи лессировки акварелью. Особенно выигрышно смотрятся пейзажи, выполненные в технике наслоения. Именно поэтому лессировка является универсальным приемом на пленэрах. За несколько легких прописок с ее помощью можно нарисовать весьма реалистичное небо, горы, лес или землю. Отдельные объекты тоже выглядят интересно и правдоподобно. Для их изображения также применяется послойная прописка с последующей проработкой мелких деталей и фона. За счет того, что первые слои весьма прозрачны и скорее считаются тонировкой, чем полноценным красочным слоем, достаточно просто скрыть ошибки, если те возникнут.

Акварель по сырому

Неповторимо выглядят картины, выполненные акварелью по сырому. С помощью этого приема можно добиться потрясающих эффектов. Работая акварелью по мокрой бумаге, можно как создать самостоятельную картину, так и подготовить фон для дальнейших лессировок. Часто можно встретить сочетание этих двух техник.

К примеру, техника работы акварелью по мокрой бумаге часто применяется для изображения неба. Краска, разведенная водой, хорошо расплывается по влажной зернистой бумаге и образует абстрактные фигуры, напоминающие своими очертаниями облака. Имея определенные навыки, также можно воссоздать аккуратный и равномерный градиент для передачи закатного или рассветного неба. Можно встретить и такой прием — на еще мокрый слой краски добавляется несколько капель чистой воды, которая размывает акварель, обнажая светлую поверхность листа. Для более выраженного эффекта можно воспользоваться феном. Мощный поток воздуха сильнее разгонит краску и поможет создать иллюзию перистых облаков. Важно следить за тем, чтобы фен не высушил бумагу, иначе не удастся добиться нужного эффекта при дальнейшем рисовании.

Для поддержания нужного уровня влажности бумаги некоторые художники подкладывают под лист мокрое пушистое полотенце или периодически сбрызгивают рабочую поверхность из мелкодисперсного пульверизатора.

A la prima (аля прима)

Техника a la prima (аля прима) подразумевает рисование акварелью по сырому. Такие работы пишутся быстро, за один прием. Краска, которая лишь отчасти подчинена руке художника, свободно растекается на влажной поверхности листа, образуя причудливые, непредсказуемые узоры, смешиваясь с другими тонами рождая новые оттенки.

Работа, выполненная в технике аля прима, выглядит очень живо, экспрессивно и выразительно. И именно под этой красотой скрывается вся сложность исполнения. Художнику придется хорошо потренироваться, прежде чем понять ту грань, когда нужно остановиться в добавлении новых цветов и воды. С опытом придет и скорость в работе, без которой невозможно написание картин акварелью по сырому.

Акварель и соль

Интересный результат дает комбинация живописи акварелью по мокрой бумаге с применением крупной соли. Данная техника пришла из батика, то есть росписи по ткани. Для создания хаотичных узоров и звездочек на шелк, хлопок или шерсть рассыпаются крупные кристаллы соли или наносят мочевину. При контакте с влажным листом и акварелью соль также способна создать иллюзию звездного неба, искр, снега или абстрактных вкраплений.

В зависимости от того, какого эффекта необходимо добиться, акварель и соль используются несколько различными способами. Например, соль наносится на непросохшую акварель по всей площади листа или на отдельные участки. Нужно внимательно следить за тем, насколько лист мокрый, так как на блестящей от воды бумаге эффект будет слабо выраженным или не проявится вовсе.

Кристаллы необходимо оставить на бумаге до полного высыхания работы, поскольку их преждевременное удаление повредит рисунок и нарушит полученные узоры. Только после тщательной просушки акварели соль можно будет стряхнуть. Крупинки, которые присохли к бумаге, удаляются большой мягкой кистью.

Похожий эффект можно получить при помощи спирта. Принцип работы схож с “соляной” техникой — на влажную бумагу, покрытую густым слоем акварели, при помощи ватной палочки или кисти наносятся капли спирта, который будто растворяет краску, создавая необычные узоры и текстуры.

Воск и акварель

Воск, как и соль, также применяется в батике. За счет своей плотной текстуры он предохраняет поверхность от попадания на нее красителя. В акварельной живописи с помощью воска можно получить уникальные эффекты. Интересно то, что восковые штрихи по-разному выглядят на бумаге с разной фактурой. Выше зернистость - интересней полученный узор.

Часто восковая техника применяется для изображения бликов на водной глади, морской пены и ряби на поверхности воды.
Технология работы воском с акварелью чрезвычайно проста:
Потребуется взять небольшой кусок белой свечи и лист зернистой бумаги.
Нужные участки картины натираются воском. Можно предварительно поэкспериментировать с силой нажатия и толщиной линий, для того, чтобы понять, какой эффект в итоге получится.
На бумагу, обработанную воском, можно наносить акварель. Для получения более эффектной работы можно добавлять различные цвета и оттенки.
С высохшей картины излишки воска необходимо удалить при помощи металлической линейки или затупившегося ножа. Так с помощью воска и акварели можно добиться интересных эффектов.

Маскирующая жидкость для акварели и тушь

Еще один любопытный прием, его также называют «резерваж». С его помощью можно создавать удивительные картины, которые будут выглядеть словно витражные узоры. Для создания такого эффекта понадобятся дополнительные материалы, одной акварелью не обойтись.

Ход работы незамысловат. Для начала необходимо создать контур рисунка. Для его прорисовки нужно приобрести маскирующую жидкость. Флакон, в котором содержится маскирующий состав, как правило, имеет специальную конструкцию с тонким наконечником. Либо можно приобрести флакон маскирующей жидкости для акварели с широким горлышком, что предполагает использование тонкой кисти. С помощью маскиратуры можно проработать мельчайшие детали. После прописки контура нужно дать работе просохнуть, и только потом наносить акварель.
Маскирующая жидкость легко снимается с просушенной акварельной картины, оставляя непрокрашенные белые участки, которые могут служить бликами или контурами. Такова техника «резерваж».

Кроме того, акварель можно сочетать с тушью. После того, как акварель просохнет, можно приступать к работе с тушью, которая также наносится только на сухую бумагу, иначе она смешается с акварелью и испортит иллюстрацию. Важно подобрать подходящий рабочий инструмент. Это может быть перо или синтетическая кисть. Выбор будет зависеть от того, насколько тонкие линии нужны для прорисовки контура. С помощью туши можно создавать интересные, графичные иллюстрации.

Рисование на смятом листе

Вышеописанные техники требуют умения работать с краской и водой. Для создания картин с эффектом трещин, состаренности необходимо будет подготовить еще и бумагу. Акварель ярко окрашивает хаотичные заломы и складки, что выглядит весьма необычно с декоративной точки зрения.

Как сделать мятую бумагу для рисования?

Для работы в этой технике необходимо заблаговременно подготовить рабочую поверхность. Разумеется, бумагу несложно смять, однако, необходимо соблюсти технологию и учесть все детали. Прежде всего необходимо подобрать подходящую бумагу. Лучше всего подойдут листы с плотностью около 100 грамм\метр. Также для работы потребуются клей ПВА и лист плотного картона.

Для начала необходимо смять лист бумаги. Не нужно размягчать его трением, - достаточно один раз плотно сжать в ладонях;
Полученный ком необходимо расправить и попытаться разгладить. Не стоит слишком усердно тереть лист ладонями, так как это нарушает текстуру бумаги и на такую поверхность краска будет ложиться хуже. Достаточно просто убедиться в том, что складки и трещины равномерно проступили по всему периметру листа. В том случае, когда остались ровные участки, необходимо смять бумагу еще раз;
Лист готов к тонировке. Для придания бумаге нужного оттенка достаточно прокрасить поверхность широкой плоской кистью. К примеру, создать эффект старины можно при помощи коричневых, желтых и бежевых тонов. Акварель выделит все заломы и трещины;
Тонированную бумагу необходимо просушить. Лист может покоробиться и согнуться, но на это не стоит обращать внимания;
Из плотного картона нужно вырезать лист, который будет меньше тонированного. Разница в масштабах должна быть достаточной для того, чтобы можно было загнуть края смятого листа;
Картон необходимо равномерно покрыть тонким слоем клея ПВА;
Смятый лист приклеивается чистой стороной к картону. Нужно хорошо прижать бумагу к картонному основанию. Когда клей хорошо пропитает и увлажнит смятую бумагу, можно осторожно расправить ее на картонной рамке. Действовать нужно аккуратно, так как и без того поврежденный лист можно легко порвать. После того, как тонированная бумага расправлена, нужно еще раз плотно прижать ее к импровизированному подрамнику;
Выступающие края бумаги и заднюю сторону картонки также необходимо смазать ПВА и склеить между собой. Особое внимание нужно уделить углам, дополнительно промазав их перед склеиванием. Готовую конструкцию нужно поместить под пресс до полного высыхания, после которого можно приступать к работе.

Царапины

Бумагу можно не только мять, а еще и царапать. Эта техника тоже позволяет достичь необычного декоративного эффекта. При помощи тонких царапин можно максимально реалистично прописать траву, волоски или шерсть. Даже самой тонкой кистью сложно проработать иллюстрацию настолько правдоподобного и изящно. Акварель затекает в поврежденные участки бумаги, выделяя и делая их ярче по сравнению с однотонным фоном.

Как сделать рисунок царапинами?
Для создания иллюстрации с царапинами необходимо подготовить лист плотной бумаги и макетный или канцелярский нож. Также можно использовать острое шило;
На бумагу можно нанести наброски карандашом, но в некоторых случаях лучше сразу работать острым инструментом, создавая царапины;
После обработки ножом необходимо залить поверхность бумаги разведенной акварелью. Краска мгновенно затечет в царапины и выделит их. После высыхания царапины могут стать еще ярче;
После тонировки необходимо дождаться высыхания работы, после чего можно приступать к проработке деталей кистью.

Вот мы и обсудили основные техники акварели. Надеемся, что материал оказался для вас полезным. Напоминаем, что если вы хотите научиться рисовать, то . Будем рады вас видеть и до скорых встреч 😉

Тем не менее работа с акварелью несет в себе определенные сложности. Не у каждого получается с ней совладать; если вы начинали свой художественный путь с темперы, масляных или акриловых красок, работа с акварелью может вызвать непредвиденную сложность.

Именно по этим причинам мы хотим помочь вам с успешным использованием акварели. В этой статье представлены несколько полезных советов по работе с ней.

1. Используйте качественную акварель

Качество используемых вами красок во многом влияет на конечную работу. Некоторые художники, прежде чем раскошелиться на более серьезный товар, покупают подешевле, чтобы узнать, подойдет ли им это. Такой трюк работает с определенными красками, но не с акварелью - стандарты качества тут четкие.

Использование низкокачественного материала всегда может испортить итоговый результат, вызывая порой раздражение и разочарование. Мудрым решением для любого художника будет немного потратиться ради того, чтобы первый опыт работы с акварелью был максимально чист и честен.

2. Используйте правильную бумагу

Огромное значение имеет то, какую поверхность вы выбрали для рисования акварелью. Правильная бумага должна быть в состоянии поглощать большие объемы воды и выдерживать множество слоев краски, а значит, как правило, весит больше обычной бумаги.

Чем плотнее бумага, тем больше подходит для акварели. Мы рекомендуем использовать бумагу с плотностью не менее 300 г/м2 - четкая информация об этом обычно напечатана с лицевой стороны пачки.


Листы бумаги, которые можно купить по отдельности, обычно тоже маркируются. К слову, несмотря на многочисленные споры о том, с какой стороны листа нужно рисовать, мы пришли к выводу, что это зависит лишь от личных предпочтений художника - при достаточном навыке можно добиться хорошего результата с любой из сторон.

Акварельная бумага производится тремя способами: холодной прессовкой, горячей и грубым методом. Как можно понять из названий, первая делается под холодным прессом, вторая - под горячим, ну а последняя производится без использования пресса вообще.

Процесс производства оставляет свой след в текстуре бумаги. Листы из-под горячего пресса достаточно гладкие, в то время как бумага из-под холодного пресса несет ощутимую шершавость. Грубая же бумага, что логично, имеет самую жесткую текстуру.

Если вы используете неправильную бумагу, она обязательно даст вам об этом знать, набухая и сгибаясь. Многие производители называют свою бумагу акварельной, однако это не гарантирует отсутствие набухания при рисовании. Всегда судите качество бумаги по ее плотности. Бумага на картинке снизу выдает себя за акварельную, но стоит нанести на нее акварель, как она сразу набухнет и станет непригодной для работы. Что совершенно не удивительно, ведь ее плотность всего 160 г/м2.


3. Распрямляйте бумагу

Чтобы акварельная бумага лучше поглощала воду, ее стоит распрямить. Это будет гарантировать достаточное натяжение поверхности. Листы покрупнее можно пропитать водой в ванне и прикрепить к плотной деревянной поверхности. Также для фиксирования бумаги можно использовать степлер или широкий скотч. Бумага уменьшится в процессе высыхания, как раз создавая вам необходимое натяжение.

Небольшие листы можно просто прикрепить к поверхности малярным скотчем, после чего немого смочить.


4. Рисуйте легко

Большинство художников делают карандашный набросок на листе и только потом приступают к работе краской. Однако не всем из них нравится видеть следы графита на завершенной работе, поэтому они стараются полностью закрасить штрихи карандаша.

Делайте набросок легким, чтобы у вас не возникло потом с ним проблем. Не надо рисовать карандашом тени, просто наметьте контуры объектов. Лучше всего для этого подойдут HB-карандаши - мягкие (как 2B, 4B) могут оказаться слишком темными, в то время как жесткие карандаши (2H, 4H) иногда оставляют неприятные царапины на бумаге.

Следы карандаша можно осторожно убрать ластиком-клячкой до того, как наносить краску. Помните - начав рисовать акварелью, вы уже никак не сможете убрать графит с листа.


5. Используйте подходящую кисть

Существует огромное количество разнообразных кистей на любой вкус и цвет. Как правило, для акварели используются кисти помягче. Мы можем порекомендовать вам мягкие, но достаточно упругие синтетические кисти, в частности Grumbacher Golden Edge.

Хоть вы и найдете действительно подходящую вам кисть лишь с опытом, синтетические хорошо подойдут для новичков. К тому же, они довольно дешевые, в сравнении с натуральными аналогами.

Жесткие кисти (например, щетина) используются в основном для текстурных работ. Не стоит выполнять ими основные формы.


6. Не сдерживайте краску

Вода будет разносить акварель по бумаге, создавая причудливые силуэты. Не препятствуйте этому, а заставьте работать на себя - размытые формы тоже могут использоваться для обозначения объектов.

Дайте краске волю в определенных местах. Это подарит вашей картине свою "изюминку".


7. Ограничивайте свою палитру

Как и в любом другом случае, при работе с акварелью надо учитывать теорию цвета. Рисуйте так, чтобы можно было использовать сочетающиеся цвета, или сократите спектр необходимых.

Когда ваша палитра проста, картина получается гармоничной и эстетически привлекательной.


8. Работайте со слоями

Более темные или интенсивные акварельные цвета могут быть достигнуты многократным нанесением краски. Дайте слою высохнуть, прежде чем добавлять новый поверх него. Нижние слои все равно будут видны, создавая очень сложный эффект.

Добавляйте темные цвета к концу работы. Светлых же не стоит накладывать много - белый цвет бумаги все равно в итоге на них повлияет.

Вы можете не только смешивать цвета на палитре, но и использовать оптическое смешивание. Например, нанесите полупрозрачный слой синего цвета на слой красного - получите фиолетовый.


9. Используйте маскировочную жидкость

Маскировочная жидкость - это жидкий материал (как правило, на основе латекса), наносимый кистью на места, куда краска ни в коем случае не должна попасть. Это помогает защитить белизну бумаги в определенных важных местах.

В засохшем виде маскировочную жидкость можно легко стереть ластиком или пальцем. Помните, это вещество легко может испортить вашу кисть, так что используйте ту, которую не жалко.


10. Старайтесь создать полный спектр яркости

Яркость обозначается темным или светлым оттенком цвета. Она дает наблюдателю сведения об освещении, форме и текстуре объектов, изображенных на картине.

Чтобы полностью передать яркость на акварельной картине, вам необходимо использовать все оттенки цвета. Убедитесь, что используете как светлые, так и темные.

Распространенная ошибка начинающих акварелистов заключается в том, что они рисуют слишком легко и светло. Не бойтесь темных оттенков, ведь они необходимы для точной передачи яркости и контраста.


11. Знайте, когда следует остановиться

Художнику бывает очень сложно определить тот самый момент, когда пора заканчивать. Порой вдохновение так затягивает его, что он не может и не хочет останавливаться. Но если усердствовать сверх меры, можно испортить результат.

При работе с акварелью нужно быть чрезвычайно осторожным в этом плане. Конечно, сложно ответить на вопрос, когда закончить работу, но мысли из разряда "что еще я могу добавить?" часто служат сигналом о ее готовности. Когда вы рисуете акварелью, не пытайтесь отметить на картине все до мельчайших деталей.


12. Практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь

Навык невозможно развить без практики. Любой может научиться рисованию при наличии достаточного стремления и времени. Говоря не только об акварели, но и любом другом художественном творчестве, только практика поможет вам приобрести уверенность в собственных силах, без которой ни один художник никогда не достигнет успеха.


Живопись акварелью имеет свою историю и традиции. Впервые появилась она в Китае в XII веке, хотя еще в Древнем Египте пользовались непрозрачными акварельными красками с добавлением белил.

Интересно, ведь одной из характерных особенностей акварельных красок является их прозрачность, а в наборах никогда не бывает белил. В средневековой Европе, как и на Руси, непрозрачную акварель использовали для раскраски церковных книг или рукописей, в которых выделялись акварелью заглавные буквы или орнаменты.

Водные краски

Общим у древнеегипетских, средневековых и более поздних красок является то, что растворителем для них является вода - aqua. Отсюда и название aquarelle, или акварель. Этот термин применим и собственно к краскам, и к виду живописи, ими выполненной. Основными особенностями чистой акварели является упомянутая выше прозрачность и чистота цвета. Живопись акварелью, как правило, нежная, хрупкая и воздушная. Но до середины XIII века она имела чисто прикладной характер, в основном ею пользовались для раскраски чертежей, гравюр, фресок. Хотя такой шедевр, как «Заяц» Альбрехта Дюрера, считающийся хрестоматийной работой, был написан еще в 1502 году.

От единичных увлечений к общепризнанности

Замечательные единичные примеры встречались и позже, но это было исключение из правил. Акварелью баловались такие общепризнанные мастера кисти, как Ван Дейк, Джованни Кастильоне и Клод Лорен. В Англии же она получила особое развитие благодаря Джозефу Тёрнеру. Хотя и до него живопись акварелью пропагандировали достаточно маститые английские художники. При Тёрнере акварель становится ведущей в живописи этой страны, а в 1804 году в Англии создается Общество акварелистов.

Прекрасные зарубежные акварелисты

Вошла акварель в моду и во Франции, других странах Европы и Америки. Можно добавить, что с подачи аргентинского художника Рохо был объявлен Международный день акварели. Впервые он был отмечен 23 ноября 2001 года.

В широком доступе можно увидеть изумительные работы акварелью японского художника Абе Тошиюки, который в своих необыкновенных картинах достигает фотографической точности.

Великие российские мастера

А как же развивалась живопись акварелью в России? Первым крупным мастером в этом виде искусства стал П. Ф. Соколов (1791-1848), который считается родоначальником жанра русского акварельного портрета. Академик Императорской академии художеств, он оставил потомкам срез эпохи, так как запечатлел в своих пейзажах, портретах, бытовых сценках современную ему Россию. Карл Брюллов и А. А. Иванов отдали дань акварели. В XVIII-XIX веках она становится очень популярной, особенно выполненные ею миниатюры. Но замечательны и крупные произведения, созданные водяными красками. Особенно хороши картины Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова, художников «Мира искусства». Общество русских акварелистов создается в 1887 году.

Красота акварельных пейзажей

Водяным краскам под силу все живописные жанры, но особенно хороши пейзажи. Акварелью можно передать тонкие цветовые переходы, насыщенность пространства воздухом, богатство каждого тона. Поэтому так неповторимо красивы и многоцветны цветущие сады на пейзажах, выполненных aquarelle.

Особенно хороши работы английской художницы Беатрис Е. Парсонс (1870-1955). Пейзажи акварелью, в частности зимние, выполненные русскими мастерами, уникальны и неповторимы. В широком доступе имеется подборка пейзажей русской зимы, созданных разными акварелистами.

Характерные приемы

Каким же образом достигаются эффекты, присущие только акварели? Для нее характерны особенные приемы, у нее существуют свои правила и, конечно, свои, особым способом приготовленные краски. Размывка и затёки - специфические приемы этого жанра. Надо сразу оговориться, что рисование акварелью - дело довольно сложное, требующее особенного мастерства.

В наше время при наличии в Сети огромного количества мастер-классов и советов, как заменить виртуозное владение кистью различными ухищрениями, можно встретить утверждение, что рисовать могут все. Не все. А такой прием, как лессировка, доступен только крепким профессионалам. А еще есть такие приемы, как "отмывка", "алла прима", "сухая кисть", "капли" и "по мокрому". В совершенстве ими владеют только виртуозы.

Живопись на бумаге

Во второй половине XIX века развилась станковая акварель, произведения которой не уступают масляной живописи. Их существенное отличие не только в красках, но и в материале, на котором произведения создаются. В акварели это бумага, реже шелк. И это роднит рисование акварелью с графикой.

При создании картин водяными красками бумагу иногда предварительно смачивают (прием «по мокрому»), мазок при этом приобретает особую растекшуюся форму, а нанесенный рядом образует, сливаясь с предыдущим, новый оттенок, который иногда даже предсказать трудно.

Специальные приспособления

Бумага быстро сохнет и коробится. Поэтому лист необходимо натягивать. Это достигается несколькими приемами. Можно влажный лист положить на стекло и потом в процессе работы наклонять его под нужным углом с целью большего сбережения влаги на нужном участке. Понятно, что этот способ недоступен начинающему. Существуют специальные рамки для натяжения листа. Называются они стираторы. Для сохранения влаги под бумагу кладут влажную фланель. Все зависит от соотношения краски и воды, и при этом достигаются абсолютно разные оттенки. Для различных приемов созданы различные вспомогательные средства, такие как планшет и акварельные блоки.

Орудия труда

У каждого акварелиста своя техника. Акварелью, всеми ее виртуозными приемами овладеть не так легко, нужно извести очень много бумаги, которая делится по качеству на несколько видов - бристольский картон, ватман, торшон и многие другие типы, приспособленные для частого намокания. Акварелисты пользуются кистями из нежных беличьих волос. Такие кисти применяются даже в криминалистике. Подходят волосы куницы, хорька и барсука.

При работе водными красками есть многое, что входит в понятие "техника". Акварелью можно работать, как было сказано выше, и по сухой бумаге и по мокрой. В первом случае существуют свои приемы, во втором - свои. При выполнении рисунка непосредственно красками бумагу, даже изначально влажную, все равно подсушивают. Нанесение нескольких слоев для получения глубины и переливчатости цвета (лессировка) подразумевает только сухой картон.

Самый распространенный прием

Рисование акварелью «по мокрому», или «по сырому», или «мокрым по мокрому», уникально и присуще только этому живописному жанру. Правда, фрески наносятся на сырой грунт, и некоторые специалисты считают их предтечей акварели, выполненной техникой «по сырому». Мягкий мазок и единственная в своем роде фактура красочного слоя - специфика работы акварелью «по мокрому». Кроме того, в этих работах возникает эффект трепетности и подвижности изображения. Потом в подсохшую акварель можно ввести рисунок пером или карандашом, тем более что не так давно появились акварельные карандаши. Сущность акварели состоит в том, что белый или светлый тон получается за счет проступающего через прозрачный слой краски картона.

Собственно краски

А что же краски? Их качество достигается особой растиркой пегмента и его количеством в исходном продукте. Для того чтобы пигмент не скатывался в шарики, в краску добавляют бычью желчь, которая является поверхностно-активным веществом, снижающим натяжение. Легко растворимые в воде клеи гуммиарабик и декстрин (обработанный кукурузный и картофельный крахмал) вводятся в краски как связующие вещества.

Для придания им эластичности и пластичности в них добавляются такие пластификаторы, как глицерин, а инвертированный сахар хорошо удерживает влагу. Самой главной претензией к водяной краске является однородность красящего пигмента. Плохие краски остаются на бумаге в виде песчинок. Это показатель негодности краски.

Акварельные марины

Выше отмечалось, что водяные краски необычайно хороши для изображения пейзажей. Особенно выигрывает море. Акварелью со всеми доступными только ей приемами и способами можно изобразить всю волнующую красоту водного пространства. И потом, может быть, есть что-то в том, чтобы нарисовать воду водными красками? Может быть, поэтому так много уроков для начинающих рисовать акварелью по написанию именно моря? И как созвучны с водным простором такие акварельные приемы, как "капли" или "раздувание". Кроме них в марине можно использовать восковые мелки для закрытия картона с целью сохранения белых участков.

Всякие разные способы

Такие способы, как выбеливание, продавливание, разбрызгивание, применение малярного скотча и множество других, которыми пользуются акварелисты, особенно начинающие, помогут не только изобразить море акварелью, но и превратить работу в веселое занятие, особенно если рисовать с ребенком. Но в серьезных взрослых произведениях тоже применяются различные приемы. Иногда для достижения желанного эффекта можно отложить кисть и попробовать что-нибудь другое. К чему только не прибегают мастера: и к пищевой пленке, и к пене, и к соли, и к штамповке и многому другому - фантазия человека, особенно художественно одаренного, безгранична.

В наше время, когда информационное поле так широко, когда в любом жанре изобразительного или прикладного искусства, о которых раньше и не слыхивали, можно не только себя попробовать, но еще и выставить свою работу, великое множество людей обнаружили в себе таланты и определились с направлением развития собственных умений. Тем более что по любому вопросу есть масса доступных советов, мастер-классов, рекомендаций и возможностей приобрести необходимые для данного вида творчества предметы и средства труда. Живопись акварелью для начинающих не стоит в стороне. Десятки уроков, пошаговых описаний абсолютно всего, что связано с водяными красками, находятся в широком доступе.

1. Ополаскивание кисти

Краска с кисти можно удалить, если слегка постучать ей по дну емкости с водой. Так вы вымоете большую часть краски. Чтобы смыть темную краску перед работой со светлой, кистью стучите сильнее. Затем кисть надо прополоскать в другой емкости с чистой водой.

2. Набрать полную кисть краски

То есть, набрать максимум краски на кисть. Проведите кистью по размоченной краске и поднимите. Если с кончика стекает остаток, вы набрали полную кисть. Избыток удалите, проведя одним кончиком по ободку емкости.

3. Набрать кисть краски

Отличие от предыдущего приема в том, что для того, чтобы убрать лишнюю краску, по ободку емкости надо провести несколько раз.

4. Промакивание кисти

Проведите кистью с набранной краской по свернутому бумажному полотенцу. Так же, бумажным полотенцем можно убрать избыток влаги или краски с рисунка.

5. Легкое промакивание кисти

Необходимо прикоснуться кончиком кисти к ткани или бумажному полотенцу. Легким промакиванием может и обозначаться степень нажима бумажным полотенцем на рисунок при удалении лишней краски или влаги.

6. Полное удаление влаги с кисти

К бумажному полотенцу прикоснитесь сначала одной стороной кисти, а потом другой. Так вы удалите всю влагу, не удалив, при этом, краски.

Казалось бы, простые приемы. Но, согласитесь, иногда именно таких вот элементарных знаний не хватает, чтобы воплотить свою фантазию на бумаге.

Как удалить лишнюю краску с бумаги

А вот с бумаги лишнюю краску удалить гораздо сложнее. Особенно, если учесть, что в акварели нет белой краски, которой можно перекрыть погрешности. Тем не менее, существует несколько способов удаления лишней краски с бумаги.

Удаление краски при помощи кисти

Вам потребуется чистая сырая кисть и чистая влажная ткань. Сырой кистью слегка смочите ту область на бумаге, откуда вы хотите снять слой краски. Вытрите кисть о ткань, промокните бумагу кистью еще раз. При необходимости, кисть снова смочить и повторить процедуру (так вы снимете больше краски).

Если же вы хотите «прочертить» на краске тонкие, более светлые линии, воспользуйтесь кончиком мокрой кисти кисти. Придайте ему желаемую заостренную форму. Короткими мазками проведите линию, а кисть протрите влажной тканью.

Соскабливание краски

Эта техника подойдет для удаления краски, которая уже высохла. Вам необходима жесткая кисть и сухая ткань. Засохшую краску можно удалять кончиком кисти. Для этого слегка увлажните кисть и постучите ей по бортику банки с водой. Непрерывными мазками кончиком кисти вычистите необходимую область на рисунке. Кисть ополосните. При необходимости, процедуру можно удалить.

Для более равномерного соскабливания краски можно пользоваться плоской стороной кисти. Метод тот же. Можно удалять краску непрерывными нисходящими мазками, а можно и перекрывающими мазками из стороны в сторону. Но двигать кисть надо в одном направлении, иначе краска будет снова попадать на уже отчищенные области.

Промакивание краски тканью

Это очень простой способ осветлить область, которая только что была закрашена. К тому же, ткань может придать рисунку текстуру. А степень, как сильно отмоется краска, зависит от того, как сильно увлажнена бумага и как сильно вы прижимаете ткань. При влажной бумаге и сильном нажатии тканью краску можно высветлить довольно сильно. Чтобы изменить жесткость ткани, можно ее смять. Такой же совет можно дать и в том случае, если вы собираетесь при помощи ткани придать рисунку текстуру.

Техники работы с акварелью

Техника сухой кисти

Это очень креативный способ создания интересной структуры рисунка. Суть этой техники заключается в том. Что на бумагу наносится больше пигмента, нежели воды. Особенно красиво эта техника смотрится на фактурной акварельной бумаге с крупнозернистой текстурой.

Наберите краску на кисть, а затем промокните кисть полотенцем. Проведите кистью по бумаге, не надавливая сильно. Используйте только боковую сторону щетины. Чтобы усилить контрастность, просушите рисунок, а затем повторите процедуру снова. Для этой техники лучше всего подходит круглая кисть с маленьким кончиком. Чтобы можно было провести линию, лишь слегка коснувшись бумаги. «Лохматые» кисти не подойдут: рисунок будет слишком неряшливым.

Техника «по-сырому»

Эта техника универсальная и популярна. Краска наносится на увлажненную поверхность, что позволяет создать оригинальный эффект мягкого размытого фона. Нанесите воду на ту область, которую планируете закрашивать. Как только вода слегка впитается и перестанет блестеть, начните добавлять краску. Поверх краски можно еще раз добавить воды для усиления эффекта.

В этой технике лучше использовать один цвет или же цвета одной цветовой гаммы. Не забывайте, что эффект смешивания в акварели создается не одновременным нанесением красок, а наложением цветов. Так что, прежде чем вводить новый цвет, подождите. Пока предыдущий слой подсохнет. А вообще, протестируйте краску на отдельном листочке бумаги, чтобы избежать ошибок и неожиданностей.

Соляная техника

Эта техника позволяет создавать красивые текстуры рисунка. От размера соляных кристаллов зависит, насколько крупным и масштабным будет узор. Для начала, закрасьте ту часть на рисунке, где вы хотите создать текстуру. Подождите, пока бумага не перестанет сильно блестеть от воды. Насыпьте щепотку соли на закрашенную поверхность. Бумагу надо просушить, а соль аккуратно смести бумажным полотенцем. Поэкспериментируйте на отдельном листе бумаги (такой же бумаги, на которой планируете рисовать), чтобы определить степень просыхания бумаги и размер соляных кристаллов, необходимые для получения оптимального эффекта.

Использование губки

Губка поможет вам создать интересные текстуры, а так же придать воздушность и легкость нарисованной листве и деревьям. Вам потребуется морская губка. Погрузите ее в воду и отожмите, повторите несколько раз, пока губка полностью не пропитается влагой. Оберните губку бумажным полотенцем и слегка покатайте в руках, пока она не станет просто влажной.

Теперь губку можно опускать в краску. Прикасаться губкой к бумаге нужно слегка, чтобы не испортить текстуру. Когда нанесете краску, промокните губку влажным бумажным полотенцем.
Желательно повторить процедуру несколько раз, чтобы полностью удалить краску с губки. Теперь губку можно опускать в следующую краску и продолжать работу. Ну и не забывайте, что, обычно, начинают со светлых тонов, постепенно переходя к темным.

Морская губка лучше всего подходит для этой техники. Но если морскую губку достать не удалось, после некоторой подготовки сгодится и обыкновенная бытовая губка. Новую сухую губку надо разрезать на квадраты 2*2 сантиметра. Промойте кусочки несколько раз. Чтобы вымыть из них все возможные промышленные загрязнения. Квадратики сожмите и закатайте в бумажное полотенце. Один из углов квадратика закруглите, отщипнув кусочек губки. Теперь опробуйте губку, окунув ее в краску и приложив к бумаге. Если отпечаток вам не понравится, отщипывайте еще кусочки губки, пока результат вас не устроит.

Градуированная размывка

Эта техника часто используется в акварели для изображения неба. Оттенок переходит от яркого и насыщенного вверху до самого светлого у линии горизонта. Нанесите краску от одного края бумаги до другого, наберите на кисть воды и быстро смешайте ее с краской на бумаге. Краску так же надо размывать от одного края до другого. Снова наберите воду на кисть и делайте следующий уровень размывки. Таким образом надо закрасить всю необходимую область. Лишнюю воду с кисти и с бумаги промокните.

Но можно не только делать плавный переход от насыщенного оттенка к более светлому, но еще и делать переходы между цветами. Например, в изображении того же неба, которое, как известно, не всегда бывает равномерно-синего цвета. Возьмите два оттенка краски, один светлее, а другой темнее. Сначала нанесите каплю чистой воды, потом наберите на кисть краску светлого оттенка и начинайте закрашивать поверхность, пока не достигнете края. Промойте кисть. Снова наберите светлый оттенок и начинайте закрашивать в другую сторону. Процедуру надо повторять до тех пор, пока светлым оттенком не будет закрашен необходимый участок. Теперь переходим к темному цвету. Делайте все точно так же. Промокните лишнюю краску, поставьте рисунок под углом и продолжайте промокать лишнюю краску. Таким образом оттенки сами смешаются.

Техника брызг

Техника брызг поможет вам создать на рисунке эффект глубины и текстуры. Для этой техники можно использовать или жесткую акварельную кисть, или зубную щетку. Эффект будет примерно одинаковый. Разведите на палитре краску средне-темного оттенка, прикоснитесь к ней всей щетиной зубной щетки. Переверните щетку щетиной вверх и держите над той областью рисунка, которую планируете обработать. Медленно проведите большим пальцем вдоль щетины, чтобы полетели брызги. Процедуру можно повторить несколько раз, прежде чем краска закончится. Направлять брызги можно, поворачивая зубную щетку.

Почему стоит использовать темные или средние оттенки краски для этой техники? Просто, светлые оттенки, да еще и разведенные водой, не дадут необходимого эффекта. Если же вы будете брызгать на влажную поверхность, получится эффект легкого размытия. А чтобы брызги не попали на ту часть рисунка, где быть не должны, закройте ее бумажными полотенцами или же специальной липкой лентой.

Немного об акварельных терминах

1. Сайзинг. Это специальное вещество, которое при производстве наносится на акварельную бумагу с одной или с обеих сторон. Оно позволяет замедлить впитывание краски и воды, а так же предотвращает любое нежелательное их распространение. Благодаря сайзингу вы можете получить яркие насыщенные цвета и закрашенные области с ровными краями.

Обработана ли бумага сайзингом, невооруженным глазом заметить трудно. Так же нельзя на глаз определить, достаточно ли вещества и равномерно ли оно нанесено на поверхность. Из-за огрехов в нанесении на рисунке могут появиться либо белые пятна (если сайзинга много), либо шероховатость (если сайзинга нет и бумага размылась водой). Но сайзинг можно попытаться перераспределить самостоятельно, если смочить поверхность бумаги и пройтись по ней большой синтетической кистью с большим количеством холодной воды.

2. Акварельная капля. Это объем краски или воды, растянутый по определенной области на листе бумаги. Лист должен иметь некоторый угол наклона относительно горизонтальной поверхности.

3. Контролируемая размывка. Аккуратное и ровное нанесение акварели способом размывки или же градуирования. Работа так же ведется на слегка наклонной поверхности для лучшего перетекания цветов.

4. Неконтролируемая размывка. Краска или вода наносится плоской кистью на бумагу. Мазки при этом могут быть разнонаправленными, а поверхность бумаги - сухая или влажная.

5. Переход. Это плавный переход от одного цвета к другому при помощи воды.

6. Мокрый блеск. Это блеск еще не высохшей поверхности бумаги, когда краска или вода еще не впиталась и продолжают блестеть. В некоторых техниках важно поддерживать мокрый блеск для достижения необходимого эффекта. Интенсивность блеска говорит о степени влажности акварели.

Проблемы художника: ошибки в размывке

Иногда что-то идет не так, и при размывке на поверхности образуются ненужные полосы и цветовые пятна. Особенно часто такие проблемы возникают у тех, кто только что начал осваивать технику. К счастью, хоть и проблематично, но, все-таки, проблемы размывки можно удалить.

Проблемы

1. Не было акварельной капли, и верх заливки высох слишком быстро.

2. На кисть давили слишком сильно, поэтому краска легла неравномерно.

3. За один прием была закрашена вся поверхность. и краска на размывке высохла слишком быстро.

4. Излишки краски после размывки не удалили, поэтому на поверхности остались дефекты, похожие на маленькие пузырьки.

5. Слишком маленькая акварельная капля, которая быстро подсохла. При добавлении краски получается слишком насыщенный цвет и эффект пузырьков.

6. Акварельной капли при растяжке не хватило, а при добавлении новой капли заметен переход.

7. Кисть после ополаскивания не слишком тщательно промокнули от влаги перед удалением остатков краски. Следовательно, слой краски был размыт.

Как избежать и устранить

1. Обязательно создавайте акварельную каплю перед закрашиванием области.

2. Не надавливайте на кисть при закрашивании слишком сильно. Делайте аккуратные легкие мазки.

3. Сократите расстояние между мазками, не делайте слишком длинные растяжки. Чаще набирайте краску на кисть.

4. Всегда удаляйте лишнюю краску после окончания размывки.

5. Удостоверьтесь, что объем акварельной капли достаточен, и влаги для размывки хватит.

6. Набирайте краску по мере необходимости, чтобы поддерживать акварельную каплю.

7. Не обязательно промывать кисть в конце размывки перед удалением остатков краски. Достаточно кисть просто промокнуть.

Это далеко не все, что нужно знать, чтобы постигнуть все тонкости рисунка акварелью. Но уже эти советы помогут вам узнать некоторые приемы и избежать возможных ошибок. Удачных экспериментов!

Пару сотен лет назад не каждый мог подчинить себе такую капризную и коварную акварель. Но сейчас существует огромное количество методов, помогающих постигнуть это искусство, которое, однозначно, стоит таких трудов. При создании акварельной картины, свет отражается от белой бумаги и проходит сквозь краску, наделяя ее поистине волшебным свечением.

Описанные ниже приемы акварельной живописи помогут вам овладеть необходимыми навыками.

1. Купите набор кистей

Необходимо иметь несколько разных кистей.

Наличие большого выбора кисточек – важное условие работы с акварелью. Размер и форма применяемой кисти будут зависеть от величины и характера покрываемой площади. Зачастую я работаю с мелкими элементами, поэтому размер моих кистей варьируется от 000 до 6. Экспериментируйте с кисточками разной величины, чтобы подобрать самые удобные. Однако не помешает обзавестись и размерами поменьше. Они пригодятся для работы над незначительными деталями, которые могут появиться в процессе.

2. Применяйте качественные краски


Хорошие акварельные пигменты - это выгодное вложение.

Не жалейте денег на высококачественную акварель. Ее надолго хватит, она не пожелтеет и не испортится со временем. В художественных и интернет магазинах вы найдете краски различных брендов. Я предпочитаю продукцию Holbien и Winsor & Newton. Купите несколько пигментов разных производителей и выберите самые понравившиеся. Не набирайте сразу слишком много: из нескольких основных цветов вы сможете смешать все необходимые оттенки.

3. Пробуйте писать как чистыми, так и разбавленными красками


Экспериментируйте с пигментами, добавляя в них разное количество воды.

Работать можно и с водянистыми смесями, и с «сухой» акварелью. Самое название красок подразумевает использование воды. Можно получать цвета разной глубины и насыщенности в зависимости от соотношения воды и пигмента в размывке.

Накладывать акварель можно разными способами. Попробовав их, вы определите наиболее подходящие для вас. Лично мне нравится писать сухим-по-сырому. Эта техника позволяет лучше контролировать размывку на бумаге.

4. Начинайте с нанесения светлых тонов, постепенно переходя к более темным


Такая техника требует составления плана работы, но результат того стоит.

Следующим важным моментом, который следует иметь в виду, является то, что в первую очередь рисунок покрывается светлыми оттенками. Это значит, что любые белые или светлые участки картины остаются нетронутыми на протяжении всего процесса. Получать желаемую глубину тона мы будем путем наслаивания размывок. Работать придется по определенной системе, но полученный эффект вас удивит.

5. Запаситесь бумажными полотенцами


Бумажное полотенце - своего рода клячка для акварели.

Еще одним важным приспособлением, которое всегда должно быть под рукой при работе с акварелью, является бумажное полотенце. Его эффект сравним с ластиком-клячкой. Если нанести слой краски и снять часть ее бумажным полотенцем, то получится плавная тоновая градация. Этот нехитрый атрибут также поможет исправить ошибки и перенаправить поток акварели.

6. Набрызгивайте акварель


Указательным пальцем прочесывайте ворс кисточки на себя.

В качестве хитрого способа придания картине динамики можно применять набрызгивание акварели. Метод идеально подходит для изображения брызг воды или клубов пыли.

Зажмите кисть большим и средним пальцами. Указательным пробегитесь по волоскам кисти по направлению к себе. Результат зачастую непредсказуем, но всегда выглядит очень свежо. Настоятельно рекомендую попробовать.

7. Соединяйте цвета на бумаге


Верным способом смешать два оттенка на листе является метод градиентной размывки.

Для этого обильно разбавьте пигмент водой, наберите его на кисть и нанесите на бумагу. Пока слой не высох, добавьте к нему другую такую же водянистую краску. При этом вы можете направлять потеки в нужную область. Позвольте рисунку высохнуть, и вы увидите плавный цветовой переход по всей длине мазка.

8. Изображайте текстуру


Старайтесь обязательно рисовать предметы и материалы вместе с особенностями их поверхностей.

Вы обнаружите, что работа на более грубой и зернистой бумаге имеет свои преимущества. Самое очевидное из них объясняется отсутствием необходимости слишком сильно трудиться над передачей текстуры. Очень важно научиться передавать шероховатости поверхностей. Это потребует использования светлых и темных тонов, работы влажной и сухой кистью.

9. Цветовая растяжка


С помощью этого метода можно показать форму и край предмета, а также обозначить направление падения света.

Наложив мазок насыщенного цвета полусухой кистью, можете сделать из него растяжку чистой водой. Так вы придадите рисунку объемности и живописности. Размывка при этом должна содержать больше пигмента, чем воды. Пока краска еще сырая, сравнительно влажной кистью размажьте ее по бумаге. Таким образом можно покрыть значительную площадь рисунка в зависимости от того, насколько сухим был начальный мазок.

10. Наслаивайте цвета


Поскольку акварель полупрозрачная, придется накладывать ее в несколько слоев, постепенно добиваясь нужного тона. Здесь кроется еще одно достоинство акварельной краски, ведь наслаивание позволяет смешивать цвета прямо на бумаге.

Нанесите на рисунок размывку и дайте ей высохнуть. Теперь покройте ее смесью другого оттенка. При наложении одного цвета на другой вы получите абсолютно новый тон. Это отличный способ передачи цвета кожи.

11. Попробуйте лессировку


Лессировка - техника акварельной живописи, обеспечивающая мягкость оттенков наслоенных пигментов.

Этот прием также применяется в работе с масляными красками для получения постепенных тоновых и цветовых градаций. По существу, вы просто наносите размывку в несколько слоев легкими, произвольными мазками, моделируя нужную форму и оттенок. Другими словами, наложите несколько водянистых цветов на бумагу. Поскольку мои размывки содержат больше пигмента, я стараюсь сглаживать переходы с помощью воды. Постарайтесь не переборщить, иначе получится мутное пятно.

12. Снимайте краску


Промокнув часть акварели, вы можете исправить ошибку или сделать блик.

Временами вам понадобится «стереть» цвет. Вернуть бумаге первоначальную белизну, конечно же, не удастся. Однако вы сможете удалить размывку и поправить недоразумение, или показать освещенную область предмета. Если краска уже высохла, смочите область нужной формы чистой водой. Дайте ей растворить акварель не более минуты. Затем, просто промокните ее бумажным полотенцем. Осветленный участок будет иметь очертания смоченной поверхности.

13. Пользуйтесь солью для создания текстуры


Соль поможет без труда получить интересную текстуру.

В акварельной живописи главное: наслаивать краску и передавать свойства поверхностей. Выполнить последнее условие можно с помощью обычной соли. Поглощая воду, ее кристаллы образуют специфические узоры на размывке. Покройте акварелью лист, и, не давая ей высохнуть, посыпьте ее солью. Просушите рисунок и смахните соль. Эта техника правдоподобно отображает текстуру натуральных объектов, например, поверхностей скал или стволов деревьев.

14. Накладывайте краску губкой


Еще одним хозяйственным приспособлением, применяемым в акварельной живописи, является губка. Достаточно навести смесь краски в плоском блюдце или подносе, окунуть в нее губку, и прижать ее к бумаге. Размывка разной насыщенности создает разные эффекты. Менее водянистая смесь годится для изображения растений или чешуйчатой кожи. В то время как хорошо разбавленный пигмент помогает изобразить облака или водный пейзаж.

15. Освойте негативное рисование


Работа с акварелью подразумевает тщательное планирование своих действий. Перед тем, как браться за раскрашивание, определите самые светлые и белые участки композиции. Успех картины будет зависеть от вашего умения контролировать кисть при прописывании контуров негативного пространства. Наберите на кисть не слишком жидкую смесь акварели и наложите мазок вдоль границы области, которую необходимо оставить незакрашенной. Теперь сделайте цветовую растяжку этого мазка.

Больше полезных хитростей вы узнаете из нашего путеводителя по негативному рисованию в акварельной живописи, пройдя по ссылке.

16. Используйте скотч для получения четких краев


С помощью клейкой ленты вы можете сохранить белизну отдельных фрагментов. Эта техника пригодится при создании жестких контуров в сюжетах, связанных с машиностроением и архитектурой. Просто заклейте скотчем области, которые должны остаться белыми.

Применяйте скотч, который не повредит бумагу, например, строительный или художественный. Можете писать как вокруг скотча, так и по нему. После высыхания краски снимите его, и вы получите отчетливые линии.

17. Делайте наброски карандашом 2Н


Твердый карандаш не размажется от воды.

Этот эскиз я нарисовал карандашом 2Н, чтобы его линии не исказились от влажной акварели. Теперь я буду наслаивать размывку светлого оттенка кистью среднего размера. Я использую обильно разбавленные водой краски, так что они не сразу дадут нужный тон.

18. Самые темные тона приберегите для прорисовки мелких деталей


Применяйте глубокие оттенки пигментов на конечном этапе работы.

Боритесь с соблазном ввести самые темные краски, пока не приблизитесь к завершению картины. Из-за прозрачности акварели нужно следить за тем, чтобы не слишком затемнить светлые участки, и не браться за темные тона и отображение деталей раньше времени.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»