Народы Италии: культура и традиции. Итальянцы: очерк этнической истории

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Так, давайте по порядку. Италия времён основания Рима и Италия времён заката Римской империи как бы несколько различаются. Основатели города, по некоторым исследованиям (к сожалению, не смогу дать ссылку), не были похожи на современных итальянцев - скорее на французов, по своему расовому типу. Но уже и тогда на "сапоге" помимо племён италиков (и этрусков, римляне их застали!) проживали греки в своих колониях. Как греки выглядят, мы себе приблизительно можем представить (а то, что они-де были когда-то блондинами, голубоглазыми и с правильными чертами лица - не более чем заблуждение, которое легко опровергается даже если просто посмотреть на изображения краснофигурных кратеров - там изображены типичные представители средиземноморской расы). Такие мегаполисы, как Неаполь, были основаны греками, и они - генетическая основа населения города, если не вообще южных итальянцев. Потом, во времена империи, на полуостров хлынул поток рабов, переселенцев, торговцев вообще из всех точек, с которыми империя соприкасалась. Тем не менее, можно сказать, что представителей негроидной расы, например, было не так много. Зато было более чем предостаточно, опять-таки, греков, сирийцев (упоминания о них можно найти практически везде), североафриканцев (как понимаю, тогда тоже семитов по происхождению), армян, арабов, евреев. С другой стороны, эта волна южной крови встречалась с северной - из галльских и германских народов. Представим, что германец-вольноотпущенник женился на сирийке. А в это же время гречанка вышла замуж за потомка италиков. Ещё позже дети этих пар переженились. Вот так формировалась итальянская народность.

Где-то к раннему Средневековью, в связи с закатом западной Римской империи, в Италию прекратили пребывать большие потоки людей. Тем не менее, стоит выделить вторжение лангобардов - германского племени. Северная Италия по их имени названа Ломбардией. И на севере страны, соответственно, гораздо чаще можно встретить светлые волосы, голубые глаза и т.д. В том, что на картинах эпохи Возрождения мы видим в основном красавиц нордического типа, а не жгучих брюнеток типа Софи Лорен или Лоллобриджиды, нет ничего странного. Просто Ренессанс пошёл именно из северной Италии, и художники запечатляли ломбардских красавиц.

У очень многих народов есть подраздел на северных и южных (в том числе и у нас - русских). Так вот, если упрощать, то, имея в виду северных итальянцев, надо вспомнить о лангобардах, а если южных - греков и североафриканцев с сирийцами. Но конечно, это всё потом перемешалось, и продолжается смешение.

Италия переживала ряд набегов, и дважды была завоевана германскими племенами, среди которых наиболее влиятельными были остготы и лангобарды. Естественно они повлияли значительно на разбавление этнического состава, который в свою очередь не был однообразным, а исторически был сплетен из разных родственных и не очень племён Апеннин. Италия переживала так же влияние арабов, скандинавов и греков.

Если с точки зрения этноса - то они потомки, но с оговоркой на последующие примеси. С точки зрения страны, они наследники этой территории такие же, как мексиканцы для ацтеков например. То есть в корне, большинство итальянцев естественные потомки людей живших там и до рождения Римской империи. С точки зрения языка нужен лингвист или носитель итальянского с латынью (коим увы не являюсь), но их тесное родство видно и невооруженным взглядом.

История народа, страны и государства это три разные истории, народ может мигрировать, ассимилировать и ассимилироваться, трансформироваться, смешавшись с соседями, в более крупный народ и т. п. История одной страны так же может включать историю разных народов, приходивших и уходивших с её территории. История государства также может иметь периоды маленьких княжеств, ставших державами, потом империями, потом снова маленькими и тихими сонными странами, включая в свою орбиту другие страны и народы, а потом теряя их.

Итог: несмотря на все перипетии итальянцы прямые потомки римлян, с оговоркой на историю, сильно повлиявшей на их ментальность, язык и этнический портрет.

"Современные итальянцы" - это такая генетическая помесь (как и подавляющее большинство народов в мире без длительной истории самоизоляции), что раскапывать там античные корни почти бессмысленно. Конечно, какие-то остатки наверняка есть, как и остатки генов тех же Вестготов и прочих варваров.

Ко времени пика Римской империи население Италии было столь велико (по меркам того времени), что позднейшие волны миграции не могли принципиально изменить его генетический состав. Да, есть регионы Италии, где генетическое влияние мигрантов заметно. Скажем, на Сицилии присутствует генетические следы норманнов. Но в общем и целом можно сказать, что итальянцы за эти две тысячи лет генетически не столь уж сильно изменились.

Другое дело, что в Италии времен Римской империи жили все подряд. Особенно в наиболее развитых регионах вроде Рима. Да что там в Риме - в Британии находят скелеты африканцев римских времен! Такое смешение народов, какое было тогда, в Италии можно увидеть только сейчас, со всеми мигрантами последних десятилетий.

Генетически, думаю - отчасти. Последнее упоминание о жителях Италии как римлянах мы находим в описании империи Карла Великого - который принял титул "Императора римлян" в 800-м году нашей эры. Позднее о жителях Апеннинского полуострова говорят, как об итальянцах. Полуостров пережил этапы переселения на эти земли германских племен - франков, лангобардов. при этом, можно говорить об этнической раздробленности полуострова - север испытал германское влияние, юг- византийское и арабское, а потом - испанское(королевство Арагон. Центр в Средние века был занят Папским государством и колонизации со стороны третьих стран не подвергался. В результате, как говорят, южные итальянцы до сих пор имеют определенные отличия от северных сограждан.

Ну и надо помнить, что римляне участвовали в этногенезе таких народов, как французы (которые родились из "сплава" пришлых германцев-франков и галло-римлян), испанцев, румын и молдаван (ибероримляне и дaко-римляне соответственно).

Это сложный вопрос. В каком-то смысле - да, в каком-то - нет. Начать с того, что нет такого народа "древние римляне". Что, прежде всего, под этим словом понимать? Если население Древнего Рима, города с десяивековой историей (а потом же была до XV в. еще Восточная Римская Империя со столицей в Константинополе), то - это был один из самых космополитичных городов мира, в котором проживали люди сотен народов со всей Империи, так, известно, что к началу гонения на христиан при Нероне число только лишь иудеев в Риме составляло около 10 процентов.

Если понимать "граждан Римской Империи", то император Каракалла, в какой-то момент, дал право быть "гражданином Империи" всем ее жителям, Империи, простиравщейся от Нубийской пустыни на юге, до Адрианова вала в Шотландии на севере, и от Испании, населенной визиготами на западе, до парфянского царства в современном Ираке на востоке.

Так что, если считать итальянцев потомками этого огромного "плавильного котла наций", которым была Римская Империя - да. Если же вы идеалистично относите к "древним римлянам" только Цицерона, Овидия, Августа или Юлия Цезаря, какими мы их знаем по парадным скульптурам в тогах, то - нет.

Итальянский народ прошел долгий и сложный процесс формирования.

В начале I тыс. до н. э. Апеннинский полуостров населяли народы, значительную часть которых составляли италийские племена, говорившие на языках индоевропейской языковой семьи. Среди них главенствующее положение заняли латины, жившие в Лациуме, где они основали (по преданию, в 753 г. до н. э.) город Рим ( Roma ). Латины прежде всего подчинили и романизовали близких им по языку умбров, обитавших в области верхнего течения реки Тибра, и осков, населявших Кампанью. В течение V-III вв, до н. э. латины покорили все остальные родственные им италийские племена: самнитов, марсов, вольсков, эквов и др. Севернее области своего обитания римляне столкнулись с неиталийскими народами. Наиболее значительным из них были этруски, или тирсены. Происхождение этого народа до сих пор окончательно не установлено. Наиболее вероятно, что этруски - выходцы из Малой Азии (из Трои), колонизовавшие в VIII в. до н. э. область современной Тосканы. Начиная с V в. до н. э. римляне постепенно подчинили этрусков. Они завоевали также венетов, живших на северо-востоке Италии (окончательно они были подчинены Риму в I в. до н. э.), и лигуров, населявших северо-запад страны (последние были покорены к I в. н. э.). В долине реки По жили многочисленные кельтские племена. К I в. до н. э. римляне завоевали и эту область. В дальнейшем кельты здесь были полностью ассимилированы римлянами как по языку, так и по культуре.

На юге полуострова и на островах (Сицилии, Сардинии, Корсике) римляне покорили разноязычные народы: греков, переселившихся сюда в VIII -VI вв. до н. э., япигов, карфагенян, сиканов. Эти народы долгое время сохраняли свои языки и оставили заметный след в лексике обитателей юга. Весьма значительным было также влияние греков на складывающуюся римскую культуру.

Жители почти всех завоеванных римлянами областей в I - II вв. н. э. говорили уже на латинском языке, точнее на так называемой народной латыни. Однако языки местного населения, в свою очередь, оказали влияние на вытеснявшую их латынь. Это прослеживается, в частности, в топонимике. Названия некоторых итальянских местностей имеют лигурское происхождение (например Arnasco , Badalasco , Barnasco , Berlasco и т. д.). Видимо, характерной чертой венетского языка была частица - este , сохранившаяся в названиях итальянских городов Tergeste (Trieste ) и Ateste ( Este ). В лексике современного итальянского языка, особенно в его диалектах, сохранились слова кельтского происхождения, например ломбардское riisca -бык, briigu - вереск, darbit - коса волос, leza - сани и др.

Упрочение власти Рима в Италии положило начало романизации, имевшей огромное значение в дальнейшей этнической истории Италии и Европы. Быстрая романизация покоренных Римом областей объясняется многими обстоятельствами. Рим выводил в эти области свои колонии. Будучи населены римлянами, они являлись постоянным фактором экономического, политического и культурного влияния на местное население. Покоренным народам предоставлялись права римского гражданства. В захваченных областях Италии размещались римские легионы, которые при долгом пребывании распространяли народный латинский язык. Кроме того, латинский письменный язык применялся здесь для административного управления.

Культура, созданная в эпоху расцвета Римской империи, наложила свою печать на духовное развитие стран Западной Европы и приобрела мировое значение. Особенно велика роль культурного наследия Древнего Рима в формировании итальянского народа, его культуры и языка.

В эпоху Римской империи народы Италии создали много выдающихся произведений зодчества, которые украшали Рим и другие города Италии и провинций (римский Форум, Капитолий, Колизей, триумфальные арки, термы, дворцы императоров и знати и т. д.) и отражали величие и богатство империи. Замечательны реалистические скульптурные портреты этого периода. В I в. до н. э. и в эпоху империи расцвела литература (лирика Валерия Катулла, философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», исторические исследования Цезаря «О гражданской войне» и «О галльской войне», знаменитые политические речи Марка Туллия Цицерона). Наибольшего расцвета и блеска литература достигла в эпоху Августа. Поэты воспевали величие империи и мудрость императора - учредителя порядка и мира на земле. К этому периоду относится творчество Публия Вергилия Марона и Горация Флакка, любовная лирика Овидия Назона и его «Метаморфозы». Важный исторический источник представляет собой сочинение Тита Ливия «Римская история от основания города», в котором он воспевает величие и «историческую миссию» Рима. Из прозаиков более позднего времени (I -II вв. н. э.) известны Плиний Старший, Плиний Младший, Марциан,

Тацит, Светоний, Апулей - писатель и философ. Начиная со II в. литера- тура процветала и в провинциях, в частности в Африке (Плавт, Саллюстий, Энний и др.). Последним крупным философом Древнего Рима был Аврелий Августин, ставший одним из основателей христианской религиозной догматики.

С завоеванием римлянами народов Апеннинского полуострова процесс этнического смешения в Италии не кончился. Еще до падения Римской империи (V в. н. э.) началось широкое смешение романизованного населения Апеннинского полуострова с «варварами». Римские императоры массами поселяли в Италии рабов и свободных людей различного происхождения. Например, император Марк Аврелий (II в. н. э.) поселил на землях империи маркоманнов, император Проб (в конце III в. н. э.) разрешил поселиться в Италии бастарнам, гепидам, остготам и некоторым другим германским племенам. В 370 г. в долине реки По были поселены побежденные алеманы, а в 377 г. на землях Северной Италии разместили готов и тайфалов. В этот же период постепенно оседала на земле, превращаясь в колонов, некоторая часть воинов-наемников, служивших в римском многоязычном войске. Римляне ассимилировали все эти племена, которые смешивались с ними и усваивали их язык и более высокую римскую культуру.

С V в. н. э. начинается еще более широкое смешение романизованного населения Италии с «варварскими» племенами, преимущественно германцами. В 402 г. с Балканского полуострова в Северную Италию проникли вестготы, в 410 г. их предводитель Аларих осадил и взял Рим. В 452 г. в Италию вступили полчища гуннов, разгромившие города северной части страны.

В 455 г. Рим был разграблен вандалами. В 476 г. один из начальников наемных варварских дружин Одоакр (из германского племени ругиев) принудил западноримского императора Ромула-Августула отказаться от престола. Это событие принято считать падением Римской империи.

В 488 г. в Италию вторглись остготы. В 493 г. их вождь Теодорих был провозглашен королем готов и италиков. Поход остготов был не просто военным набегом, но переселением в Италию большой массы германских и некоторых других племен, до этого подчиненных готам. Есть сведения, что с Теодорихом в Италию прибыло около 100 тыс. остготов и около 50 тыс. человек из других племен. Остготы создали обширное королевство, занимавшее пространство от Центральной Италии до Дуная. Оно просуществовало до 555 г., когда Италия была покорена византийцами. В 568 г. северная часть страны была завоевана восточногерманским племенем лангобардов (около 200 тыс. человек), вместе с которыми в Италию пришли и другие племена, в том числе саксы, свевы, гепиды. Население Апеннинского полуострова, истощенное налогами и гнетом византийских чиновников, не оказало серьезного сопротивления пришельцам, и к середине VII в. большая часть Италии находилась под властью лангобардов. Наиболее плотно заселили они северо-запад страны. Одна из областей здесь до сих пор называется Ломбардией. Лангобардское королевство просуществовало до 774 г., когда оно было завоевано королем франков Карлом Великим. Власть франков распространилась на всю Северную и значительную часть Средней Италии.

В VIII-IX вв. политическая карта Италии была весьма пестрой. В Северной и Средней Италии располагались франкские владения; с ними граничил так называемый Патримоний святого Петра (светское государство римских пап, существовавшее с 756 г.). Южнее находились лангобард- ские герцогства Спавето и Беневент и, наконец, самый юг страны занимали византийские провинции Апулия, Калабрия, Неаполь и Сицилия.

В дальнейшем на Апеннинский полуостров нахлынули новые волны пришельцев. В IX в. арабы, совершая набеги из Северной Африки и с Балеарских островов, постепенно овладели Сицилией. Затем начались их грабительские набеги на Южную и Центральную Италию и даже на Пьемонт и Лигурию. В конце IX в. в северные области страны вторглись венгры. К середине X в. они дошли до южных районов Италии. Опустошительные захваты венгров прекратились лишь во второй половине X в., когда южные области страны захватили норманны.

Сложные политические судьбы Италии отразились и на ее этнической истории. В течение шести насыщенных бурными событиями столетий (V - X вв.) римлян как народа не стало. В эти века происходило массовое смешение завоевателей с покоренным италийским населением. Последнее, обладавшее более высокой культурой, чем варвары, в значительной степени подчинило их своему культурному влиянию. Гунны и вандалы не оставили заметных следов ни в италийской культуре, ни в языке покоренного ими населения. От вестготов в италийский язык перешли лишь некоторые военные термины (например bando - отряд, guardia - стража, elmo - шлем) и слова, обозначающие кое-какую домашнюю утварь (naspo - мотовило, госса - прялка, spola - ткацкий челнок и некоторые другие). Вклад остготского языка в латинскую лексику тоже невелик.

Остготы сохранили в Италии рабовладельческие порядки. Теодорих, подчеркивавший свое уважение к римским обычаям и культуре, обнародовал «Эдикт короля Теодориха» - единое законодательство для римлян и готов. Этот документ был основан на римском праве и написан на латинском языке, который готы приняли в качестве официального языка.

Довольно значительный вклад внесли в римскую культуру византийцы. В период их господства некоторые греко-восточные элементы проникли в италийский костюм. Византийцы оказали влияние на культурную жизнь населения Италии, на италийскую живопись и архитектуру, на лексику сформировавшегося впоследствии итальянского языка.

Лангобардское завоевание привело к истреблению значительной части римской рабовладельческой знати, к гибели рабовладельческих порядков. Лангобарды несравненно больше, чем предыдущие завоеватели, обогатили латинскую лексику словами, впоследствии перешедшими и в итальянский язык. Это слова военного значения - strale (стрела), spalto (откос), palla (ядро); слова, относящиеся к жилищу (например, balco - бревно), или его меблировке (Ъапса - скамья, scranna - лавка, scaffa - шкаф и некоторые другие). Однако римская культура оказала на лангобардов несравненно большее влияние, чем лангобардская на италиков. Уже в VII в. лангобарды стали усваивать латинский язык, а позже переняли многие римские обычаи.

Большие социально-экономические последствия имело для Италии франкское завоевание. Франки принесли с собой уже сложившееся у них феодальное право и ускорили закрепощение крестьян.

В VI-X вв. в итоге перечисленных выше этнических столкновений и смешений стал формироваться итальянский народный язык, основу которого составляла народная латынь. Это было важной вехой в сложении итальянского народа.

Вероятно, итальянский язык долгое время оставался бесписьменным, так как официальным языком при всех правителях Италии этого периода была литературная латынь. Первыми письменными памятниками народного итальянского языка были несколько судебных актов второй половины X в., так называемые «Carta Сариапа» (960 г.), две « Carta di Теапо» (963 г.) и « Carta di Secca » (963 г.). Основной текст в этих актах написан по-латыни, но свидетельские показания записаны так, как они были произнесены, т. е. на итальянском языке того времени. Интересно, что фразы на народном языке здесь даны в нарочитом противопоставлении латинскому тексту: современники осознавали самобытность этого языка.

К XI в. в Северной и Средней Италии была полностью закончена ассимиляция германских элементов италийскими. В XII в. произошло поглощение романоязычным населением Южной Италии норманнов, а в XIII - греков и сарацинов (арабов).

В становлении итальянского народа и в формировании его культуры и языка большую роль сыграли североитальянские города. Благодаря очень удобному географическому положению, они рано начали вести крупную заморскую торговлю, что, в свою очередь, привело к развитию ремесел. Вследствие расширения обмена между разными областями страны стали устраивать ярмарки. Многие из них уже в XII в. имели общеитальянское значение. Возвышению и расцвету итальянских городов способствовали крестовые походы XII-XIII вв. Итальянские города оказывали крестоносцам военную (флот) и экономическую (финансы, продовольствие) поддержку и в обмен за то получали привилегии во всей восточной и центральной частях Средиземного моря. Развились не только портовые города, но и глубинные: Милан, Флоренция и др. Во всех городах Северной Италии очень рано развилась торгово-ремесленная буржуазия. Уже в начале XI в. города освободились от власти епископов, а затем и от власти феодалов. Горожане громили феодальные замки и заставляли феодалов не только платить дань, но и определенное время жить в городе и участвовать в его обороне. Развитие городов и рост их населения резко увеличили потребность в сельскохозяйственных продуктах, это привело к подъему сельского хозяйства. Осваивались новые земли, сооружались плотины и оросительные системы. Городская знать скупала феодальные земли, что также подрывало экономическую базу феодализма.

Развитие и усиление североитальянских городов вызвало реакцию в Германии. Император Фридрих I Барбаросса (1152-1190 гг.) пытался подчинить себе богатые города Северной Италии. Однако Милан, Кремона, Бергамо, Брешия, Мантуя, Феррара, Венеция и другие города, забыв свои распри, заключили союз против Германии (так называемая Ломбардская лига). К Лиге примкнули также римский папа и Сицилийское королевство. В 1176 г. объединенные силы союзников при Леньяно около Милана наголову разбили войско Фридриха, и он был вынужден фактически признать их независимость. Период войн итальянских городов с германским императором имеет важнейшее значение как эпоха становления итальянского национального самосознания; именно в это время в Италии впервые появляется тенденция к объединению.

Начиная с XIII в. главенствующую роль в торговле между различными частями страны стали играть города области Тосканы, главным образом Флоренция; тут сказалось центральное положение этой области. Именно здесь раньше всего стала ощущаться потребность в пользовании народным итальянским языком вместо бывшего до сего времени официальным латинского. Тосканский диалект стал языком итальянской деловой речи; первый памятник ее - мемориал флорентийских банкиров 1211 г. В XIII - XIV вв. тосканский диалект стал приобретать значение итальянского литературного языка. Уже во второй половине XIII в. во Флоренции и других городах Тосканы возникла лирика, известная под названием « dolce stil nuovo » («новый сладостный стиль»).

Истинными создателями итальянского литературного языка по праву считаются три великих писателя XIV в. («треченто») - Данте, Петрарка и Боккаччо, которые не только сами писали на тосканском диалекте, но и выступали за его превращение в общеитальянский национальный литературный язык. Данте, посвятивший защите единого итальянского языка специальный трактат «О народном красноречии», называл этот язык « volgare » (народный); он считал, что надо писать именно на нем, а не на латинском. На народном языке Данте написал бессмертную «Божественную комедию», Петрарка - свои сонеты, среди которых большую популярность приобрел в то время сонет «Италия моя», где поэт страстно призывал всех итальянцев к борьбе за избавление страны от чужеземного ига и к политическому объединению. Боккаччо тоже писал свои произведения на тосканском диалекте.

Итальянское изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения - величайший вклад в сокровищницу мировой культуры. Творчество итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов было проникнуто идеями гуманизма, верой в духовное могущество человека.

С XIII в. в архитектуре победил готический стиль - сначала в церковной архитектуре Сиены и Ассизи, затем по всей Италии (Милан, Турин, Флоренция, Рим и т. д.). В эпоху Возрождения были созданы также архитектурные сооружения, в которых сказывалось влияние античности - Палаццо Питти, Палаццо Ручелли, Палаццо Строцци во Флоренции, Венецианский дворец и Ватикан в Риме и т. д. Величайшим зодчим Возрождения был Бра- манте (1444-1514 гг.).

В творчестве великих представителей искусства эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Микельанджело (1475-1564 гг.), Рафаэля (1483-1520 гг.), Тициана (1477-1576 гг.) и др.-наиболее ярко выразились эстетические идеалы итальянского народа. Любовь к природе, к жизни и ее наслаждениям наложила светский отпечаток на все итальянское искусство этой эпохи несмотря на господство религиозных и мифологических сюжетов. Все эти черты, вместе взятые, сделали изобразительное искусство и архитектуру Италии вершиной европейского Ренессанса, а его великих мастеров - недосягаемыми образцами для художников всех стран, приезжающих в Италию черпать мастерство и вдохновение.

К концу XV и началу XVI в. относится расцвет литературы итальянского Возрождения. «Государь», «Беседы» и «История Флоренции» Макиавелли (1469-1524 гг.) и «Неистовый Роланд» Ариосто (1474-1533 г.) - лучшие произведения этой эпохи. Из других можно указать также на сочинения Пьетро Бембо (1470-1547 гг.), Кастильоне (1478-1529 гг.), на сонеты Микельанджело Буонаротти, «Автобиографию» Челлини, «Жизнеописание» Вазари (1511-1574 гг.) и «Освобожденный Иерусалим» Тассо (1544-1595 гг.).

В эту эпоху у итальянцев пробудилось сознание необходимости политического и национального объединения. Появились произведения, посвященные истории страны, и политические трактаты, авторы которых осуждали сепаратизм и призывали к объединению страны под властью монарха. Наиболее ярко эти идеи отразились в трактате Макиавелли «Государь» (1513 г.) и в «Истории Италии» Гуиччардини (1530-е годы).

Однако стремление к политическому объединению страны в то время не могло быть успешным. Уже с XV в. и экономическая и политическая обстановка в Италии ухудшилась. Одной из главных причин этого было завоевание турками восточного Средиземноморья, а вследствие этого - падение торговли с Востоком и перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. В XVI в. начался упадок итальянских республик.

Экономический упадок Италии привел к усилению ее политической распыленности. Этому в немалой степени содействовало и папство, которое натравливало одни итальянские государства на другие с целью подчинить их своему влиянию или захватить. Энгельс писал, что «в Италии папская власть - препятствие национальному единству» 1 .

Италия превратилась в объект борьбы между соседними государствами - Францией и Испанией. В 1494-1559 гг. эти страны вели между собой на территории Италии захватнические войны (итальянские войны), в результате которых большинство областей Италии оказалось под господством Испании.

В 1701-1714 гг. Италия была ареной военных действий, которые велись за так называемое испанское наследство. После этого преобладающее влияние в стране приобрела Австрия. Но и позднее (до середины XVIII в.) на территории Италии постоянно шли войны между испанскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами, и политическая карта страны неоднократно перекраивалась.

В условиях феодальной раздробленности и политической разобщенности областей Италии все сильнее обосабливались диалекты итальянского языка. Значение общеитальянского языка падало, тем более что в период позднего Возрождения (XV - XVI вв.) большинство крупных ученых и писателей страны стало создавать свои произведения на латинском языке. В развитие итальянского литературного языка этого периода внесли свой вклад Леон Баттиста, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, обогатившие его новыми терминами и создавшие итальянскую научную литературу.

В XVI-XVII вв. велись споры о том, каким должен быть единый литературный язык Италии - чисто тосканским (главный сторонник Бембо) или его нужно создавать на основе лексики, отобранной из всех существующих диалектов (Кастильоне). В конце XVI - начале XVII в. победили сторонники тосканского диалекта, чему в немалой степени содействовали теоретические труды, создаваемые в флорентийской «Академии чистоты языка», и главным образом выпущенный ею огромный «Словарь итальянского языка». Но и после этого письменному литературному языку не легко было укрепиться в Италии, так как он по-прежнему должен был выдерживать борьбу как с латынью, так и с диалектами, на которых в последующие века создавалась обширнейшая литература.

Конец XVIII и начало XIX в. в Италии были временем перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Борьба прогрессивных общественных сил Италии с феодально-абсолютистскими порядками тесно переплеталась с борьбой за национальное освобождение и объединение. В стране широко распространились идеи французской буржуазной революции.

В годы наполеоновских войн в Италии образовалось несколько республик, которые были поставлены в прямую зависимость от Наполеона. Непрерывные войны, политические перевороты и революционные выступления масс потрясали Италию. Расшаталась провинциальная замкнутость отдельных областей страны. Укрепилось политическое и национальное самосознание всех классов итальянского общества. Народ Италии стал сознавать себя единой нацией. Наиболее радикальные элементы итальянской буржуазии, дворянства и интеллигенции поднялись на борьбу против французских поработителей. В конце XVIII в. в стране стали создаваться тайные патриотические организации (например «Общество лучей» в Болонье и общество «Адельфи» в Милане). В начале XIX в. (1807-1812 гг.) борьба против французского господства приобрела широкий размах. Возникли тайные организации карбонариев. Членами карбонарских организаций были выходцы из всех слоев городского населения, солдаты, офицеры, либерально настроенные дворяне и крестьяне.

В 30-40-х годах XIX в. в итальянских государствах на фоне дальнейшего роста капиталистических отношений наступил новый подъем национально-освободительного движения. Сформировалось два основных его направления: буржуазно-демократическое и либеральное. Главой буржуазнодемократического направления стал Джузеппе Мадзини (1805-1872 гг.). В 1831 г. он создал в Марселе тайное патриотическое общество «Молодая Италия». Ядром общества была группа итальянских революционных эмигрантов, выходцев из прогрессивно настроенной буржуазии и интеллигенции. С 1832 г. Мадзини стал издавать журнал «Молодая Италия», который нелегально распространяли в Италии. Журнал оказал огромное влияние на формирование национального самосознания итальянского народа. Позднее тайные мадзинистские организации возникли и во многих областях Италии. К ним примкнули городские низы: ремесленники и рабочие.

Мадзини был сторонником объединения страны «снизу». Призывая народ к вооруженному восстанию, он требовал провозглашения единой Итальянской республики. Мадзинисты впервые в истории итальянского освободительного движения поставили главной задачей объединение Италии в назависимое государство с республиканским строем. «Молодая Италия» подготовила и организовала немало народных выступлений; все они, однако, кончились поражением.

Идею объединения Италии «сверху», вокруг Савойской династии (Пьемонт), пропагандировала либеральная группа так называемых альбертистов, сложившаяся накануне революции 1848 г. Главным идеологом ее был граф Кавур, глава правительства Пьемонта. Пытаясь предотвратить новую революцию, Кавур стремился объединить Италию на монархической основе с помощью иностранных государств. После окончания австро-франко-итальянской войны 1859 г. Италии была возвращена Ломбардия. В дальнейшем и другие районы страны постепенно присоединялись к Сардинскому королевству (Пьемонт). Огромную роль в объединении Италии сыграли народные массы, возглавляемые национальным героем Джузеппе Гарибальди. Революционный поход Гарибальди в Неаполь и Сицилию в 1860 г. имел решающее значение для создания в 1861 г. единого Итальянского королевства. Объединение завершилось в 1870 г.

После объединения Италии стало возможным практически решить вопрос о введении общего для всей страны литературного и разговорного языка* Большинство деятелей итальянской культуры во главе с Алессандро Ман- дзони (1785-1873 гг.) склонялось к введению в качестве такого языка уже испытанного веками и занявшего к этому времени господствующее положение в литературе тосканско-флорентийского диалекта.

Важным шагом в этом направлении было введение обязательного изучения литературного итальянского языка во всех школах. Так как политическое и культурное единство Италии отвечало интересам итальянского капитализма, все последующие буржуазные правительства активно содействовали внедрению общенационального литературного языка. Преподавание в школах, распространение литературы на общенациональном языке имели большое значение для развития культуры итальянского народа. В настоящее время на общеитальянском языке говорит подавляющее большинство населения Италии. На диалектах пишут очень мало, а говорят на них лишь в быту, в кругу семьи. Таким образом, экономическое и политическое объединение Италии заложило прочные основы и ее культурного единства. Утверждение единого языка было последним звеном в окончательном этническом оформлении итальянской нации.

В период национально-освободительного движения XIX в. основным направлением итальянской литературы стал романтизм. Теоретик и глава этого направления Алессандро Мандзони выступал поборником независимости и национального объединения Италии. Его произведения (роман «Обрученные», «Священные гимны», стихи и оды) оказали огромное влияние на итальянское общество. В освободительном движении итальянского народа большое значение имели труды Джоберти и Мадзини, а также критические статьи и сочинения Де Санктиса, видного патриота и деятеля Рисорджименто. Огромной популярностью в то время пользовался роман Джованьоли «Спартак» (1874 г.); борьба рабов Рима за освобождение вызвала горячее сочувствие у современников и участников гарибальдий- ских войн.

В XIX в. подлинного расцвета достигла и итальянская музыка, особенно оперная. Многие композиторы того времени откликнулись на передовые идеи национально-освободительного движения. Призыв к освобождению родины прозвучал в «Вильгельме Телле» Россини, в «Норме» композито- ра-лирика Беллини. К борьбе за изгнание иностранных поработителей г за освобождение и объединение Италии призывали арии и хоры из историко-патриотических опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани» и др.). В XIX в. творили Доницетти, Пуччини, Леонкавалло.

С 70-х годов XIX в. в Италии довольно быстрыми темпами пошло развитие капитализма, вскоре вступившего в империалистическую стадию. Началась колониальная экспансия. В 1889 г. Италия захватила Сомали, в 1890 г. из ранее присвоенных земель образовала колонию Эритрею. После итало-турецкой войны 1911 - 1912 гг. Италия приобрела Ливию и До- деканезские острова.

После первой мировой войны, в которой Италия воевала на стороне Антанты, она получила по Сен-Жерменскому миру 1919 г. Трентино и Южный Тироль, а по Раппальскому договору 1920 г. Триест, Истрию и некоторые другие славянские земли на Адриатике.

Послевоенный экономический кризис, а также влияние Октябрьской революции вызвали большой революционный подъем среди итальянских трудящихся. В 1919-1920 гг. было много случаев захвата крестьянами помещичьих земель. В 1920 г. рабочие организованно брали в свои руки фабрики и заводы. Но социалистическая партия, пользовавшаяся тогда очень большим влиянием среди рабочих, предала их интересы и добилась возвращения~ фабрик капиталистам. Напуганная широким народным движением буржуазия передала власть фашистской партии Муссолини, которая при помощи безудержной демагогии получила поддержку и части отсталых рабочих, разочаровавшихся в социалистической партии. Коммунистическая же партия Италии была тогда еще слишком слаба.

С 1922 по 1943 г. страной правила фашистская диктатура Муссолини. В 1935 г. Италия начала агрессивную войну против Эфиопии и захватила ее. Вместе с нацистской Германией Италия организовала фашистский путч Франко в Испании (1936-1939 гг.) и путем прямой военной интервенции помогла ему захватить власть.

В 1937 г. Италия присоединилась к так называемому Антикоминтернов- скому пакту, за год до этого заключенному между Германией и Японией. В 1939 г. итальянские фашисты захватили Албанию. В июне 1940 г., объявив войну Франции и Англии, Италия вступила во вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии. В 1941 г. Италия начала войну с Югославией и с СССР. Но итальянская армия, брошенная на Советский Союз, была в 1942-1943 гг. разгромлена советскими войсками. В Италии начались антифашистские выступления народных масс. В июле 1943 г. в Сицилии высадились англо-американские войска. Все эти события привели к падению фашистской диктатуры Муссолини (25 июля 1943 г.). В сентябре 1943 г. Италия подписала пакт о перемирии со странами антифашистской коалиции. Немецко-фашистские войска оккупировали Северную и Центральную Италию.

Народные массы, возглавляемые Итальянской коммунистической партией, взяли дело освобождения страны от гитлеровских оккупантов в свои руки. Развернулось мощное движение Сопротивления, переросшее в национально- освободительную войну. В ходе ее создалось антифашистское единство всех демократических сил Италии. В апреле 1944 г. было образовано коалиционное правительство из представителей нескольких антифашистских партий, в том числе коммунистической и социалистической. В 1945 г. Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков.

В июне 1946 г. после референдума Италия была провозглашена республикой. В июле 1946 г. было сформировано первое республиканское правительство. В него вошли представители коммунистической и социалистической партий и партии христианских демократов. В 1947 г. по мирному договору Триест был выделен в свободную территорию (в 1949 г. он вновь вошел в состав Италии), а Югославии переданы Истрия и некоторые другие славянские земли. Додеканезские острова были возвращены Греции, а некоторые районы на северо-западе страны отошли к Франции. В этом же году Де Гаспери сформировал правительство без социалистов и коммунистов. В 1948 г. Италия была включена в систему «плана Маршалла», в результате чего получила от США помощь в виде товаров. Это привело к ограничению независимости и суверенитета страны. В 1949 г. Италия несмотря на противодействие демократических сил присоединилась к Североатлантическому пакту (НАТО). Это усилило ее зависимость от заокеанской державы.

В 1959 г. Италия была принята в ООН. В том же году итальянское правительство заключило соглашение с США о размещении на территории страны американских баз, оснащенных ракетным оружием. Это вызвало волну протестов народных масс.

С середины 50-х годов во внешней политике Италии наметились новые тенденции. Часть монополистических групп выступала за свободу внешней торговли и расширение связей с СССР и другими социалистическими государствами. Развитию торговых отношений Италии с Советским Союзом способствовал торговый договор, заключенный в 1957 г. на пять лет. В 1960 г. было подписано советско-итальянское культурное соглашение.

В 60-х годах усилилось рабочее и крестьянское движение. Первое выступление трудящихся произошло летом 1960 г. в Генуе в ответ на попытку неофашистской партии «Итальянское социальное движение» созвать в этом городе съезд. Вскоре антифашистское движение приняло общенациональный характер. Митинги, стачки и демонстрации охватили всю страну.

В 1963 г. во время предвыборной кампании развернулась напряженная политическая борьба между Итальянской коммунистической партией и Христианско-демократической партией. ИКП разработала и опубликовала предвыборную программу, осуществление которой привело бы к значительному сдвигу влево. В области внешней политики итальянские коммунисты ставили главной задачей борьбу за мир и отказ от участия в военных блоках, во внутренней политике - продолжение начатой после второй мировой войны национализации монополистического производства, проведение аграрной реформы и возрождение отсталых южных областей страны.

Проведенные в апреле 1963 г. выборы в парламент показали, что влияние компартии значительно усилилось.

Предмет из серии "Народы мира"

Итальянцы (Народы мира)

Итальянцы (итал. italiani) - народ романской языковой группы, основное население Италии. Общая численность - 75-80 млн (2008). В Италии проживает 60 млн итальянцев. Итальянские меньшинства проживают в США (8,5-15 млн см. италоамериканцы), Аргентине (1,35 млн), во Франции (1,1 млн), Хорватии (19 тыс.), Монако (16 %), Сан-Марино (19 %), Словении (0,1 %), Бельгии (0,5 %), Германии (500 тыс.) Большая часть населения Италии - католики, хотя в последнее время растёт число атеистов. В истории католицизм играл очень большую роль для итальянцев, поскольку здесь находился и находится Папский Престол. В центре Рима расположено мини-государство - Ватикан, центр католической церкви. Язык - итальянский. Точную численность итальянцев и лиц итальянского происхождения подсчитать трудно.

Итальянцы (Народы мира)

Происхождение

Первоначально Италия была населена племенами италиков, наиболее крупным из них были латины, населявшие область вокруг Рима, Лациум, оски, умбры, пицены, и др. На севере Италии в долине реки По проживали племена галлов, в Южной Италии поселилось большое количество греков, а также иллирийцы. В древности италики были создателями огромной Римской империи. Кроме того, центр Италии был населен этрусками, которые оказали значительное влияние на формирование культуры Италии. Впоследствии все эти народности во времена Империи смешались и были ассимилированы римлянами, единым языком их стал латинский и религия христианство.
Во времена Римской империи в Италию ввозилось большое количество рабов со всего Средиземноморья, многие потомки которых в дальнейшем интегрировались в римское общество и сыграли большую роль в этногенезе итальянцев (особенно центральных районов страны, не испытывавшей в отличие от юга и севера масштабной экспансии других народов).
В V-VI веках сформировавшаяся итало-романская народность находится под постоянным влиянием германских этнических элементов. Ещё римские императоры нередко поселяли германцев на пустующих в Италии землях. 493-555 на территории Италии поселились остготы и создали своё королевство, однако из за своей малочисленности, и того что были большей частью истреблены во время византийско-остготских войн, готы особо не оказали влияния на этногенез итальянцев.
В 568 в северную Италию переселились лангобарды и основали на территории нынешней Ломбардии своё королевство, которое просуществовало до 774 г и было завоёвано другими германцами - франками. Лангобарды в начале истребляли местное романское население, особенно знать. Постепенно однако лангобарды усвоили римские обычаи, язык и культуру приняли католицизм и ассимилировались местным населением влившись в этнос итальянцев. В дальнейшем север Италии несколько столетий входил в состав Священной Римской империи, и только в XIII веке германское влияние на полуострове начало сокращаться.
Юг страны в течение раннего Средневековья оставался сначала под византийским, затем под арабским влиянием, что предопределило значительные культурные отличия южных итальянцев от северных.
В центральной Италии не селился ни один другой народ в связи с возникновением Папского государства и успешной его защитой Папами как от германцев, так и от арабов.
Таким образом из-за раздробленности и утрате единой государственности Северная Италия испытала влияние германской народности, а Южная - греков и арабов, однако местное население успешно ассимилировало все пришлые народности дав им свой язык, культуру, и религию.
На протяжении долгого времени Италия была раздробленной феодальной страной. Многочисленные государства постоянно перекраивались на различный лад. Наиболее крупные из них - герцогство Миланское, герцогство Феррарское, королевство Обеих Сицилий, в некоторые периоды - Неаполитанское, республика Генуя, республика Венеция, Романья и др. Единым государством Италия стала только в конце XIX века. Сейчас сохраняется деление страны на исторические провинции, а сами итальянцы делятся на этнические группы: тосканцы, сицилийцы, неаполитанцы, и прочие.
Области Италии: Ломбардия, Пьемонт, Фриули-Венеция-Джулия, Венето, Лигурия, Тоскана, Умбрия, Валле-д’Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Эмилия-Романья, Марке, Абруцци, Молизе, Лацио, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

Италию населяют 57 миллионов итальянцев (сравните с 7 миллионами швейцарцев, 8 миллионами австрийцев, 10 миллионами греков, 48 миллионами англичан, 58 миллионами французов, 81 миллионом немцев, 268 миллионами американцев).

Италия в семь раз больше Дании и в три раза больше Австрии, но почти в два раза меньше Франции.

Нация без самосознания

Итальянцы - не нация, а просто скопище людей. В первую голову они считают себя и друг друга римлянами, миланцами, сицилийцами или флорентийцами, а уж потом итальянцами. Кроме шоссе, железной дороги и католической церкви, такие города, как Турин и Бари, Неаполь и Триест, пожалуй, ничто не связывает.

Области Италии не похожи одна на другую. Глубоко укоренившаяся региональная замкнутость вполне объяснима, ведь как единое государство Италия существует лишь с 1861 года, а прежде Апеннинский полуостров занимали независимые графства, герцогства или коммуны. Процесс объединения обернулся многотрудной геополитической штопкой, причем политики того времени хорошо понимали, какие сложности еще предстоят. Лидер процесса Рисорджименто (национального объединения) Кавур как-то заявил: «Италию мы, так или иначе, слепили, теперь давайте слепим итальянцев». Будь он жив, и поныне трудился бы над этим.

Время от времени итальянцы пытаются осознать себя единым народом и даже выказывают несколько вымученный национализм - к примеру, когда итальянская футбольная команда завоевывает Кубок Мира или лыжник Альберто Томба ставит шесть рекордов подряд. Но в остальном жители Италии ощущают себя итальянцами только вдали от родины: в кафе-мороженом Мельбурна, в бельгийской шахте или на матче по американскому футболу в Штатах.

С другой стороны, отсутствие национального самосознания - факт положительный, ибо итальянцы не приемлют милитаризма и шовинизма. Они уверены, что все конфликты можно разрешить путем компромиссов либо подкупа, и всеми способами избегают конфронтации. Поэтому любая держава, которая посягнет на Италию, прежде чем приносить в жертву своих солдат, пусть попробует договориться. Не исключено, что итальянцы продадут родину, если цена их устроит.

Со своей колокольни

Впрочем, итальянцам есть дело до национального самосознания. Быть может, потому, что они не чувствуют себя до конца итальянцами, им так хочется обрести свои корни. «Откуда вы родом?» - для итальянца не праздный вопрос, он требует обстоятельного ответа. Ни один итальянец, в отличие от англичанина или американца , услышав его, не смутится и не станет мямлить: «Даже не знаю, дайте подумать. Живу я в Лондоне, а родился в Хертсфордшире, потом родители переехали в Лидс, в Бристоле я пошел в школу, в Саутгемптоне начал работать».

Итальянец точно знает, откуда он родом, и повсюду, как флаг, возит с собой родной город или деревню. Работающий в Турине уроженец Сан-Джорджо (Апулия) всю жизнь будет считать себя апулийцем. На туринца он совсем не похож, и никого это не удивляет. Связи с родным Сан-Джорджо он не утратит никогда. Не случайно знаменитости, крупные политические деятели, как правило, помогают родному городу и землякам.

Происхождение человека тесно связано с таким ключевым для итальянцев понятием, как «campanilismo », то есть взгляд со своей колокольни, верность своим пенатам, лучше которых в мире не найти. Итальянцы трогательно любят родные места и с трудом отрываются от них.

Такой доморощенный патриотизм, естественно, влечет за собой ожесточенное соперничество между соседними деревнями, городками, провинциями и областями. Порой, кроме этого соперничества, итальянцы больше ни о чем думать не могут - только и твердят, как ленивы и безалаберны выходцы из других семей, деревень, городов, областей, ну просто ни на кого нельзя положиться! И как хорошо было бы жить в Италии без «gli altri » - без тех, других итальянцев!

Как другие относятся к итальянцам

По общему мнению, всякий итальянец - это шумный, нервный, пройдошистый средиземноморский тип, чей ум и природная изобретательность опорочены ленью и безалаберностью. Всем известно, что итальянцы живут в стране шедевров искусства , почти в раю. Итальянцев принято считать веселыми и жизнерадостными; среди них есть гениальные дизайнеры, модельеры и кулинары. Да, они умеют петь и готовить, но физически не способны соблюдать порядок и дисциплину. У итальянских мужчин черные зализанные назад волосы, массивные ляжки и демоническая страсть в глазах. Итальянские женщины до замужества неподражаемо прекрасны, а после превращаются в толстых, низкорослых кумушек.

Итальянцы, живущие в Америке, пребывают в полной уверенности, что Италия ничуть не изменилась с тех пор, как их деды и прадеды покинули ее на рубеже веков. И когда они наезжают в Италию прикоснуться к своим корням, то с большим изумлением узнают, что далеко не все их земляки бедны, имеют по десять детей и живут в одной комнате с ослом и курами, не все женщины одеты в черное и гнут спину в полях, и не все мужчины носят шляпы и целый день просиживают в баре. Итальянцы в Америке никак не ожидали, что Италия станет одной из самых развитых стран мира, где каждая семья имеет, по меньшей мере, два автомобиля, а в ее собственном доме есть не только водопровод и электричество, но также телевизоры , видеомагнитофоны, сотовые телефоны и биде.

Особое отношение

В результате массовой эмиграции в конце XIX - начале XX века возникли крупные итальянские общины в Соединенных Штатах, Аргентине, Уругвае и Австралии. В США проживает двадцать миллионов американцев с итальянскими фамилиями. Однако американских или аргентинских граждан итальянского происхождения считают итальянцами, а не американцами или аргентинцами, особенно если они обогатились и достигли успеха. Фрэнка Синатру , Роберта Де Ниро , Фрэнсиса Форда Копполу и Сильвестра Сталлоне все почитают итальянцами, а отнюдь не американцами. Особое отношение к итальянцам имеет и оборотную сторону. Так, Диего Марадона уже давно вернулся домой, в Аргентину, а в судах Неаполя до сих пор слушаются дела о признании его отцовства, и ни один иск еще не был отклонен.

Как итальянцы относятся к богатым иностранцам

Иностранцев, особенно богатых, итальянцы жалуют. Австрийцы, швейцарцы и тем более немцы восхищаются итальянским климатом, культурой, пляжами и образом жизни. Италия для них - традиционное место отдыха, ведь еще во времена Римской империи варвары нередко пересекали Альпы, чтобы выпустить пар. Жители Апеннин терпели их веками и с удовольствием принимают теперь. Во всяком случае, в Италию ежегодно наезжают спустить заработанные на Севере деньги шесть миллионов туристов .

Правда, французов здесь недолюбливают: уж больно спесивы. Итальянцам кажется, будто потомки древних галлов свысока глядят на заальпийских соседей, что последних безмерно раздражает. Но самым непростительным грехом французов является то, что они заполонили рынок своим посредственным вином, которое ни один итальянец в здравом уме пить не станет.

Взаимоотношения англичан и итальянцев гораздо более сложны и напоминают притяжение полюсов. Англичанам нравятся резкие запахи, шумы, краски, страсти и хаос Италии, а итальянцев прельщают английское спокойствие и порядок.

Итальянцы понимают, что за границей жизнь налажена лучше, зато иностранцы многим обделены, ведь у них нет такого солнца, таких красот, и одеваются они кое-как, и едят, и пьют черт-те что, чем и объясняется многовековая и, пожалуй, чрезмерная тяга иностранцев к «bel paese » - этой чудесной стране.

Череда иноземных вторжений (варвары, галлы, норманны, испанцы, арабы, австрийцы, немцы), от которых итальянцам далеко не сразу удавалось освободиться (порой это занимало несколько веков), внушила им священный ужас перед всяким нашествием. Его итальянцы готовы терпеть только за соответствующую плату. Недаром римская пословица гласит: «Franza о Spagna, purché se magna » («Хоть испанцы, хоть французы - дали б только жрать от пуза»).

Итальянцы по природе очень любознательны и проявляют огромный интерес к чужим варварским обычаям. Они любят читать и слушать рассказы о жизни других народов и часто ездят в отпуск за границу , дабы лишний раз удостовериться в том, что им уже известно: их собственная страна - лучшая в мире, поскольку в ней есть все необходимое для жизни: солнце, вино, еда и футбол.

В глубине души итальянцы свято убеждены в том, что, хотя есть более преуспевающие страны, чем Италия, по существу, все люди на свете такие же ленивые, беспечные и порочные, как они, только у других хватает ума это скрывать.

Как итальянцы относятся к бедным иностранцам

Иностранная иммиграция - явление в Италии сравнительно недавнее. Традиционно слово «иммигрант» итальянцы применяли к переселившимся в их места жителям других частей Италии. Но начиная с 80-х годов в Италию понаехало много албанцев, выходцев из Восточной Европы, Сенегала и стран Магриба. Отношение итальянцев к народам Южной Европы и Северной Африки представляет собой смесь сочувствия и презрения. Итальянцам импонирует цвет их кожи, а особенно то, что чужаки берутся за черную работу, которую иначе им пришлось бы делать самим. Они солидарны с той идеей, что выражена в получившем «Оскара» итальянском фильме «Средиземноморье»: все живущие на его берегах «una faccia, una razza » («на одно лицо и одной породы»). Но они обижаются, если кто-то осмелится уподобить их бедным иммигрантам вроде албанцев или африканцев, которые на светофорах предлагают им помыть стекла у машины; итальянцам совсем не по нраву, когда оскверняют их светлый образ.

Как итальянцы относятся к самим себе

Итальянцы считают себя страстными и обаятельными: такой имидж они пытаются создать себе в глазах иностранцев.

Они сознают, что жить в Италии - привилегия, и никоим образом не желают признать Италию европейской Золушкой. Отказ некоторых государств вступить в Европейское сообщество их озадачивает: сами они давно и охотно проторили официальную тропу в Брюссель.

С невольным мазохизмом итальянцы сокрушенно кивают, если им вздумают попенять на их недостатки. И недаром: они и сами знают, что «gli altri italiani » («прочие итальянцы») не удовлетворяют высокому критерию надежности, принятому в западном мире.

Но никакую критику они не принимают настолько всерьез, чтобы перевоспитаться. Итальянцы не чувствуют потребности менять свои привычки, отчасти потому, что считают это делом безнадежным, отчасти потому, что их устраивает периодическая девальвация лиры, когда туристы с туго набитыми бумажниками на всех парах мчатся в «bel paese ». Коль скоро иностранцам приятно, или, по крайней мере, не противно их общество, значит, все не так уж плохо.

Север и Юг

Итальянцы часто упрощают свои внутренние разногласия путем прямолинейного разделения Севера и Юга.

Северянин взирает на южанина как на неотесанного мужлана, полуараба, который мирится с мафией и живет на деньги, выделенные трудолюбивым Севером. Южанин взирает на северянина как на немытого мужлана, полуавстрияка-полуфранцуза, которому по чистой случайности довелось родиться в богатейшей части страны и который бездумно тратит деньги, в поте лица заработанные южанами, что трудятся на его фабриках и землях.

Хотя оба портрета несколько утрированы, они отражают мнение многих итальянцев; не случайно Северная Лига (политическая партия, выступающая за федерализм, недалеко ушедший от сепаратизма) оказывает серьезное влияние на итальянскую политику.

Различий между Севером и Югом в питании, привычках и языке достаточно, чтобы эти страсти постоянно разжигались. Основу южной кухни составляют макароны и оливковое масло, северной - кукуруза, рис и сливочное масло. А языковое несходство столь велико, что фильм «L"amore molesto » («Любовь утомляет»), сделанный на юге Италии, пришлось дублировать для северного кинорынка.

Все, что плохо в Италии и в итальянском характере, северяне сваливают на южан. Скажем, коррупцию, которая пронизывает итальянскую политику и правительственные структуры, они считают «типично южной заразой», старательно игнорируя тот факт, что центром недавнего скандала по поводу коррупции и взяточничества стал североитальянский город Милан.

Экстремисты из Северной Лиги и южане, разъезжающие на машинах с флагом Конфедерации, лишь усугубляют разногласия, благополучно забывая о том, что если б все южане вернулись по домам, южная Италия осталась бы без экономической поддержки, а северная лишилась бы всех парикмахеров.

Предостережение

Италия - страна противоречий. Страна католической церкви и мафии. Наиболее «проевропейская» страна в Европе, хуже всех исполняющая директивы Общего рынка. В Италии самая передовая инженерия и самый плохой водопровод. Это страна сказочного богатства и крайней бедности.

Как заметил американский посол, когда вернулся в Штаты из Рима: «Италия - очень бедная страна, но там живет очень много богатых людей». Это высказывание подкреплено статистикой: в 1992 году специалисты Общего рынка подсчитали, что из стран, входящих в Европейский союз, в итальянской области Ломбардия самый высокий уровень благосостояния. Однако итальянцам нравится козырять своей бедностью; они уверены, что жители североевропейских стран гораздо богаче их, но умеют ловко скрывать свое богатство.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна

Какие они, итальянцы? Итальянцы — самая солнечная и дружелюбная нация из мне известных, а также, несомненно, одна из самых талантливых на нашей Планете.

Жизнерадостные, темпераментные, шумные, но при этом они умудряются быть не просто неторопливыми, а откровенно медлительными. Знаменитое итальянское «piano-piano» (тихо-тихо) — это неукоснительно соблюдаемый закон, но итальянцы все в жизни делать успевают!

Видимо, эта некая двойственность натуры вообще свойственна итальянской нации с древних времен. У всех других народов итальянцы, нравится это им или нет, в первую очередь ассоциируются с воинственной Римской империей. Вот уж где двойственность натуры проявилась во всей красе… Необыкновенная жестокость, высочайшее мастерство военного искусства и в то же время великолепные храмы и прекрасные статуи. Древнеримская цивилизация — самая жестокая и циничная культура из всех существовавших на Земле. Никто другой не возводил убийство человека в ранг клоунады и развлечений на арене цирка…

Оказавшись рядом с Римским Колизеем, ощутила настоящий ужас от того, что там когда-то творилось. Искренне обрадовалась, что вход вовнутрь не предусмотрен моей экскурсией…

Вообще, именно я обязана открытием в себе качества чувствовать некую тонкую энергетику. Я стала чувствовать как горячо-холодно, или темно-светло, когда я попадаю в какое-то место или общаюсь с людьми. В Колизее не просто темно, там черно… Такую же черноту и ужас я почувствовала в комнате пыток в . Но светлых моментов в Италии намного больше, чем темных.

Сегодняшние потомки Древних римлян никого не пытают и не сжигают, но нашли другие способы заставить страдать людей. От обжорства… Итальянцы кормят макаронами, пиццей и знаменитым итальянским мороженым и выпечкой так, что про диету забываешь напрочь.

Все перечисленное распространилось на всю Планету. Нет сегодня ни одного города в мире, где не делают неаполитанскую пиццу и не продают макароны и итальянское мороженое. Кажется ни одна национальная кухня не проникла столь глубоко в культуры других народов. Кто не знает колбасу Мортаделлу, сыр Пармезан или вино Кьянти?

При полном спокойствии, неторопливо, итальянцы вышвыривают с балконов старые телевизоры и холодильники в новогоднюю ночь, под этим же балконом поют серенады, на него же лезут к любимой женщине.

Итальянцы славятся как законодатели в мире моды, но при этом сами одеваются весьма просто. Они поют гимны на скачках и оперные арии, танцуют , производят автомобили «Феррари», великолепную кухонную мебель и бытовую технику. И все эти таланты проявляются в ритме piano-piano.

Особо хочу отметить, что отношение к пожилым людям в Италии очень уважительное. Глядя на итальянских стариков, поражаешься их позитивному настрою. А ведь позитив этот у них от отношения к ним близких и общества в целом. Тут Италия может стать примером для многих стран. Запомнилась шутка конферансье на концерте в небольшом городке : «У меня сегодня в зале сплошные VIP-персоны!» И расшифровал VIP как Vecchio In Pensione (старик на пенсии). В этой шутке — 100% истина!

Пожилых людей встречаешь постоянно прогуливающимися на улицах, сидящими с друзьями в кафе. В регионе Эмилия-Романья очень популярны (лото), на которые вечерами собираются сотни людей, большинство немолодые. Некоторых привозят на томболу в инвалидных колясках.

Об итальянцах можно сказать, что это одна из самых симпатичных наций в мире. Мне не встретились в Италии точеные красавцы и красавицы, но все лица были с очень приятными чертами и каким-то особым доброжелательным выражением. Необыкновенно симпатичны итальянские дети с огромными темными глазами. В северной части Италии немало людей со светлыми волосами и глазами, кстати. И вообще, Италия и итальянцы очень сильно отличаются в зависимости от региона проживания. Итальянцев на Свете много — население Италии составляет около 65 миллионов человек. В каждом регионе существуют свои традиции и разговорные диалекты, своя кухня и свои вина.

Катрин Денев когда-то сказала, что у итальянца в голове из двух мыслей одна всегда о спагетти. Вторая, похоже, о футболе, если итальянец не голоден. Ну, а все остальные — piano-piano, даже если мысли очень важные.

Если по телевизору показывают футбольный матч с участием сборной Италии, то мужская половина населения забывает напрочь про любовные серенады.

Еще одна страсть итальянцев, на которую я обращала внимание во всех без исключения городах, где побывала, — мотоциклы. Этим видом транспорта пользуются все, независимо от пола и возраста. Ездят на мотоциклах достаточно аккуратно, как положено, piano-piano.

Много всегда вопросов и споров об итальянских мужчинах. Бытует мнение, что они маменькины сынки до пенсии. Я бы сказала, что в Италии крепкие семейный связи, которые, увы, редки в нашем сегодняшнем мире. Что плохого в том, что по традиции выросшие сыновья с женами и детьми в воскресенье обедают у матери? Это совершенно не означает, что всю неделю она непрерывно звонит сыну и дает советы и рекомендации, как ему жить. Кажется, такая тактичность и является секретом итальянских матерей, почему сыновья и их жены с радостью ездят в гости к мамме. Она еще и собой наготовленной домашней тальятеллы даст, мало кто из молодых итальянок владеет секретами старинных рецептов. Если спросить итальянца, кто лучше всех готовит, ответ будет всегда один: «La mia mamma (Моя мама)!» И это чистая правда!

Итальянцы умеют искренне радоваться мелочам, как дети, будь то мороженое или концерт в летнем театре. И вообще, они именно умеют радоваться жизни, делая это в первую очередь в кругу своих друзей и близких, при этом очень доброжелательно относятся к окружающим их незнакомым людям.

В Италии говорят, что итальянцы рождаются уставшими, и живут, чтобы отдыхать. В этой шутке — немалая доля правды. Отдыхать они умеют. Но после работы!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»