Итальянская культура. Культурные традиции италии

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Одна из особенностей исторической эволюции средневековой Италии состоит в том, что основными соперниками во внутренней политической борьбе здесь очень рано оказались рано развившиеся города-государства. Впоследствии, когда во многих европейских странах социально-экономический уклад носил еще средневековый характер, эти города Италии явились очагами формирования новых общественных отношений. Как указывает Маркс, «первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в 14 и 15 столетиях» . Своеобразием исторического развития Италии определяются существенные особенности ее художественной культуры. Культура Италии средних веков неоднозначна и сложна: сочетая органическую связь с общеевропей ской средневековой культурой, в ней возникают совершенно новые черты, предвещающие развитие Ренессанса. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников.

Итальянское искусство не отличалось той мерой идейно-стилевого единства, которое характерно для средневекового искусства многих других стран Европы. Не существовало и центра, который выполнял роль художественной столицы. Рим, игравший такую роль во времена античности и в будущем, в период Высокого Возрождения, не имел в средние века даже своей значительной художественной школы. Памятники архитектуры и изобразительного искусства в различных областях страны отличались ярко выраженными местными особенностями и имели своей первоосновой весьма различные художественные традиции. Однако, охотно усваивая те или иные стилевые формы, восходящие то к искусству Византии и Арабского Востока, то к искусству западноевропейских стран, итальянцы были далеки от слепой подражательности, переосмысливая язык и образный строй искусства, сложившегося в этих странах, для решения характерных именно для Италии задач.

Другая особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены светские тенденции. В тех районах Италии, которые играли ведущую роль в экономическом и культурном развитии страны, основной ячейкой общественной жизни очень рано стали не монастырь, не двор короля и не поместье сеньора, а городская коммуна. Этим объясняется сравнительно большая свобода итальянских мастеров от догматики, нормативности, схоластического налета, всегда торжествовавших там, где церковь крепко держала искусство в своих руках.

Чрезвычайно важным обстоятельством для развития итальянской художественной культуры была ее связь с античной традицией. Речь идет не только о внешнем следовании античности, о своего рода цитировании античных художественных форм, примеры которого встречаются в отдельных произведениях итальянского средневековья. Более важно то внутреннее родство с образами античного искусства, которое -- при всей специфичности средневековых форм художественного языка -- можно уловить во многих памятниках итальянского искусства

Наконец, одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса .

данте личность поэт проторенессанс

Влияние политического положения на развитие культуры

Исторические судьбы средневековой Италии во многом отличны от судеб других стран средневековой Европы. В то время как во многих европейских странах, на различных этапах эволюции феодального строя, складывались крупные государственные образования, Италия, на протяжении почти всего средневековья служившая ареной борьбы иноземных завоевателей, не сумела выйти из состояния феодальной раздробленности. В стране не существовало той общественной силы, которая могла бы выступить от имени итальянской народности в целом.

ИТАЛИЯ. КУЛЬТУРА
Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.
Литература. Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы. Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии - одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения - Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон. Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта - Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони - поэт, драматург, критик и романист - прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы. Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д"Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество. Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перл; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии. Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи. Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа - Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда. Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой. Величайшим итальянским драматургом конца 19 - начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес - Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек - исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым - одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями. Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма - движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его "герметическая" поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии - Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале - в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, - Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.
Искусство. Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения - живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли. В конце 15 - начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения. Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе. Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18-19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860-1880-х годов - Маккьяйоли. Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910-1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы. После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо "искусство нищеты" (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе. Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.
Музыка. Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства. Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы. Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 - начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано). Всемирную известность приобрели "Театро дель опера в Риме" и "Ла Скала" в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в "Театро Медитерранео" в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли. Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д"Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине. В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).
Образование. Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах. Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены. Для детей в возрасте до шести лет имеются частные ясли и детские сады. Их посещение не является обязательным. Тем не менее Министерство народного образования оказывает им значительную финансовую поддержку. Обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет - обязательное и бесплатное. Начальную пятилетнюю школу посещают дети с 6 до 11 лет. До 1963 по окончании такой школы ребенок мог приступить к изучению общеобразовательных гуманитарных, естественных и педагогических дисциплин или поступить в профессиональную школу для овладения каким-либо ремеслом или основами торгового дела. В 1963 оба типа школ слились в объединенную трехлетнюю школу, и получение образования на этом уровне стало обязательным. По окончании такой школы в возрасте 14 лет перед учащимся, желающим продолжить школьное образование, открываются два пути: общеобразовательные (академические) школы и технические училища, т.н. институты - те и другие с пятилетним сроком обучения. Общеобразовательные школы имеют четыре специализации: гуманитарную, естественнонаучную, педагогическую и художественную. По окончании одной из таких школ учащийся может поступить в университет. Технические училища подразделяются на сельскохозяйственные, торговые, землеустроительные, мореходные и промышленные. Выпускники училищ могут поступить на соответствующие факультеты университетов.
Университеты. В начале 1990-х годов в Италии насчитывался 41 государственный университет, из них 20 были основаны до 1600. Крупнейшие университеты находятся в Риме, Неаполе, Милане, Болонье и Падуе. Кроме того функционировали политехнические институты в Милане и Турине, а также ряд частных университетов, включая самый большой - Католический университет в Милане. Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Болонский университет, основанный в 11 в., был широко известен еще в Средние века. Другие старинные университеты были основаны в Парме (962); Модене (1175); Перудже (1200); Падуе (1222); Неаполе (1224); Сиене (1240); Мачерате (1290); Риме (1303); Флоренции (1321); Камерино (1336); Пизе (1343); Павии (1361) и Ферраре (1391). В начале 1990-х годов (по последней переписи) во всех высших учебных заведениях Италии обучалось ок. 1,2 млн. студентов (из них более 1 млн. - в государственных университетах) против 75 тыс. в конце 1930-х годов. Рост числа студентов во многом связан с вовлечением женщин в систему высшего образования. В конце 1930-х годов на их долю приходилось лишь 20%, а в конце 1970-х - более 40%. Несмотря на эти достижения, Италия продолжает отставать от ведущих европейских стран по размерам расходов на высшее образование и числу дипломированных специалистов. Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на четыре года, однако на химическом, инженерном и архитектурном факультетах он составляет пять лет, а на медицинском - шесть. С 1963 студенты, имеющие оценки выше средних и нуждающиеся в средствах, получают небольшие стипендии. В начале 1990-х годов в итальянских университетах обучались более 25 тыс. иностранных студентов. Некоторые университеты предлагают для иностранцев специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.
Учреждения культуры. Академии. В ведении Министерства народного образования находятся свыше 200 академий и учреждений культуры, включая учебные центры и объединения по изучению итальянской истории, а также научные и литературные институты и общества. Задача национальной Академии Линчеи, основанной в 1603, - распространение знаний в области науки, истории и филологии. Национальное общество Данте Алигьери ставит своей целью оказание помощи в изучении итальянского языка и культуры за пределами Италии. Литературная академия Аркадия, созданная в 1690, занимается исследованиями в области литературы и наук. Широкую известность приобрели также Академия наук в Болонье, Академия итальянского языка Круска, Ломбардский институт наук и литературы, Виргилианская академия наук, литературы и искусств в Мантуе, и Академия наук, литературы и изящных искусств в Палермо. Эти академии и институты финансируют часто созываемые конференции ученых, писателей и художников из Италии и других стран. Многие европейские и американские страны организовали в Италии свои академии. Самая старая и наиболее знаменитая - Французская академия в Риме, основанная в 1666. Другие иностранные институты, преимущественно специализирующиеся в области искусств и археологии, находятся во Флоренции, Болонье, Неаполе, Риме, Милане и Турине. Американская академия в Риме предлагает желающим курсы по архитектуре, живописи, скульптуре, изучению античного мира и музыкальной композиции.
Библиотеки. Во всех крупных и во многих средних городах имеются превосходные библиотеки. Помимо специальных и университетских библиотек, имеются также национальные и провинциальные библиотеки, бесплатно обслуживающие учащихся. Наиболее крупные библиотеки Италии: Ватиканская библиотека, Библиотека Сената, Библиотека Палаты депутатов и Центральная национальная библиотека в Риме; Библиотека Амброзиана, национальная библиотека Брайдензе и библиотека Коммерческого университета Луиджи Боккони в Милане; Библиотека Медичи Лауренциана и национальные библиотеки во Флоренции, Неаполе и Венеции. Для организации временного пользования книгами создана национальная система книгообмена.
Музеи. Знаменитый Ватиканский музей представляет собой всемирно известное собрание произведений искусства и античных древностей. Другие крупные музеи - Капитолийский музей, галерея Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти во Флоренции, музей Полди - Пеццоли и Пинакотека Брера в Милане, Городской музей в Болонье и Национальный археологический музей в Неаполе.
Средства массовой информации. Печать. В Италии в 1990-х годах выходило 73 ежедневных газеты общим тиражом ок. 9 млн. экземпляров, т.е. на каждые шесть человек приходилась одна газета. 38 ежедневных газет издаются в северной части страны, 23 - в центральной и 12 - в южной. Такое распределение отражает не столько различные уровни политического сознания, сколько различия в численности неграмотных и покупательной способности населения. Ежедневный тираж газет колеблется от 10-20 тыс. экземпляров для небольших провинциальных изданий до 500 тыс. экземпляров и более - для крупных национальных газет. Основные независимые ежедневные газеты - "Корриере делла сера", "Нотте", "Джорнале Нуово" и "Джорно", в Милане; "Стампа" в Турине; "Мессаджеро", "Темпо", и "Репубблика" в Риме; "Ресто дель Карлино" в Болонье; "Национе" во Флоренции и "Гадзеттино" в Венеции. Официальными органами основных политических партий являются "Пополо" (Христианско-демократическая партия), "Унита" (Демократическая левая партия), "Аванти" (Социалистическая партия) и "Уманита" (Социал-демократическая партия). Ведущие финансовые газеты Италии: "Соле - 24 оре" в Милане и "Фьорино" в Риме. В Ватикане регулярно выходит газета "Оссерваторе романо". Для итальянских газет характерно наличие раздела о культуре, т.н. "третьей страницы". Этот раздел открывается литературным обзором (elzeviero). В создании данного раздела принимают участие видные писатели, историки, художники, юристы, социологи и ученые.
Большим успехом в Италии пользуются еженедельные иллюстрированные журналы "Эуропео", "Эпока", "Темпо", "Оджи", "Дженте", "Эспрессо" и др. Их общий тираж превышает 900 тыс. экземпляров.
Радио и телевидение. В Италии взимается абонентская плата за пользование радиоприемниками и телевизорами. Государственная компания "Радиотелевизионе Италия" имела монополию на радио- и телевещание со времени ее основания в 1924 до 1976. Эта компания ведет передачи по трем телевизионным каналам, один из них для христианских демократов, другой - для социалистов, и третий - в основном для бывших коммунистов. Функционируют несколько частных телекомпаний.
Кино. Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В то время утвердилось целое направление в итальянской кинематографии - неореализм. К числу первых образцов неореалистических фильмов относятся работы режиссеров: Роберто Росселини Рим - открытый город (1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946), Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти Горький рис (1950). Среди других фильмов этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша (1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика, а также фильм Федерико Феллини Дорога (1954). Впоследствии итальянские режиссеры испытали на себе влияние французского кино новой волны. Здесь можно вспомнить фильмы Росселини Генерал делла Ровере (1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланжело Антониони Приключение (1961). Показателем тематического разнообразия итальянских кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски (1962) и реалистический фильм Пьера Паоло Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини все более уходит в мир фантазии в таких фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е годы итальянские мастера кино начинают проявлять больший интерес к историческим сюжетам. События фашистского периода показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио де Сика, в весьма противоречивом фильме Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток (1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов 1980-х - начала 1990-х годов следует выделить работы Микеланджело Антониони Идентификация женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата (1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный для всех (1991). В Венеции ежегодно проводится кинофестиваль "Международная выставка киноискусства".
Наука. В Италии существуют издавна сложившиеся научные традиции. Среди великих ученых прошлого выделяются основоположники современной физики Галилео Галилей и Эванджелиста Торричелли; исследователи электричества Алессандро Вольта и Луиджи Гальвани; создатель современной молекулярной теории газов Амедео Авогадро и изобретатель беспроволочного телеграфа Гульельмо Маркони. Развитие науки в Италии затормозилось в период фашистской диктатуры, когда страну покинули некоторые видные ученые, включая лауреата Нобелевской премии по физике Энрико Ферми. До недавнего времени наука не получала широкой финансовой поддержки от правительства, частных фондов и промышленных компаний, как это обычно бывает во многих других странах. Теперь правительство через Национальный совет исследований приняло программу предоставления финансовой помощи научным институтам страны для осуществления исследовательских проектов.
Ядерные исследования. Сразу после Второй мировой войны многие итальянские ученые вошли в состав Национального института ядерной физики. В 1952 был создан Национальный комитет по ядерным исследованиям, а в 1960 он был преобразован в Национальный комитет по ядерной энергии, учрежденный с целью создания независимой итальянской атомной энергетики. В 1959 в Казачче близ Рима был основан итальянский центр по ядерным исследованиям, где был построен один из самых крупных в мире экспериментальных синхрофазотронов. Впоследствии были созданы и другие исследовательские центры - в Варесе, Палермо, Салудже (близ Верчелли) и в Милане (Центр по ядерным исследованиям имени Энрико Ферми). Италия - член Евроатома (Европейского агентства по мирному использованию атомной энергии). Она является одним из основателей Европейского центра ядерных исследований.
Спорт. Самый популярный вид спорта в Италии - футбол. В выходные дни трибуны заполняются болельщиками, фанатически преданными своим командам. "Адзурри" (небесно-голубые) - название профессиональной сборной команды страны. Итальянские команды выигрывали кубок мира по футболу и становились чемпионами Олимпийских игр. Не менее популярны велосипедные гонки, по которым в Италии самое большое число чемпионов мира. Ежегодно в стране проводятся велосипедные гонки "Джиру Италия". Трасса охватывает почти всю страну, и соревнования продолжаются около трех недель. Итальянские гоночные машины и автомобилисты на протяжении многих лет активно участвовали в международных соревнованиях. Знаменитый гоночный трек в Монце считается одним из лучших в мире, и там ежегодно проводятся международные состязания. Другие виды спорта, в которых прославились итальянцы, - теннис, фехтование, верховая езда, бобслей и парусный спорт.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Италия - страна, подарившая миру огромное количество гениальных художников, мыслителей, композиторов и поэтов. Культура Италии считается общемировой культуры, поскольку многие достижения итальянцев в музыке, архитектуре, театре и живописи оказали значительное влияние на формирование культурных особенностей соседних стран.

Еще до образования Древнего Рима на территории современной Тосканы возникли национальные традиции этрусков, положившие начало зарождению итальянской культуры в целом. Падение Римской империи повлекло за собой ее упадок, и только лишь в середине 11 века культура Италии обрела свое второе рождение. Расцвет итальянской архитектуры, живописи и музыки приходится на 14 век, оставивший миру много известных имен.

В основе понятия «культура Италии» выделяют три наиболее важных временных периода:

  • Эпоха, предшествующая Возрождению и носившая название Проторенессанса (13-14 века). Из известных имен того времени до нас дошли такие имена, как Данте Алигьери (поэт, основоположник литературного итальянского языка, автор «Божественной комедии»), Франциск Ассизский (известный деятель католической церкви), Марко Поло (путешественник и первооткрыватель из Венеции) и другие.
  • Ренессанс или эпоха Возрождения (конец 14-16 веков) известен следующими именами творцов культуры: Леонардо да Винчи (великий ученый, изобретатель, художник, скульптор), Джордано Бруно (философ, поэт, пропагандист материализма), Никола Макиавелли (мыслитель, философ, писатель, видный политический деятель), Микеланджело (живописец, поэт, архитектор, скульптор), Галилео Галилей (ученый, астроном и философ) и другие.
  • Эпоха Высокого Возрождения (конец 16 - 17 веков) стала своего рода переходным периодом от античных времен к современности. В начале 17 века культура Италии претерпевает значительные изменения, Ренессанс постепенно уступает место новому архитектурному и художественному стилю под названием «барокко», что в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Барокко стало не просто новым и культуре Италии. Барокко в более широком смысле - это особая наука, философия, мировоззрение человека нового времени. Человек отвергает отождествляемую с бесцеремонностью, дикостью и невежеством естественность. 17 века это непременно хорошо одетый, надушенный дорогими духами джентльмен, обладающий уверенностью в себе и спокойствием. Женщина периода барокко дорожит бледностью своего лица, не выходит в свет, не затянув талию в корсет и не надев каблуки. Основными увеселительными мероприятиями конца эпохи Высокого Возрождения стали пришедшие на смену паломничеству к святым местам прогулки по паркам и садам, балы и маскарады, сменились обычным катанием на лошадях и играми в карты.

Несмотря на небольшие размеры страны каждая из ее провинций имеет свои неповторимые традиции. Самым «итальянским» городом принято считать Флоренцию. В ней, как ни в одном другом уголке страны, отражается национальная культура Италии. Стоит только однажды прогуляться по многочисленным узким улочкам города, чтобы уловить особую атмосферу его жизни. Флоренция подарила миру такие имена, как Никола Макиавелли, Марко да Гальяно, Микеланджело, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи.

Богатое многовековое наследие предков, а также современная культура Италии привлекает в эту страну огромное количество путешественников, историков и ценителей высокого искусства. Сегодня Италия является одной из самых посещаемых туристами стран, а ее богатые культурные наследия хранятся не только в национальных музеях страны, но и в лучших галереях мира.

Италия – самая настоящая сокровищница культурных достижений человечества. Невозможно представить эту страну без знаменитого Колизея, падающей Пизанской башни, величественных соборов и церквей, уникальных музеев, галерей, монументов, фонтанов и пр. Культура Италии многогранна и разнообразна, ее история началась много веков назад, и с каждым годом эта сфера жизни государства становится еще шире и интереснее.

Страницы истории

Территория современной Италии в различные периоды истории служила местом поселения многих народов. Так, много веков до нашей эры на территории современной Тосканы проживали этруски, а солнечная южная часть Апеннин была облюбована греческой цивилизацией. Несомненно, разносортный этнический состав итальянских жителей наложил свой отпечаток на культуру страны.

Становлением итальянской культуры принято считать период появления цивилизации Древнего Рима. Этруски оставили после себя немало культурных и исторических памятников: некрополи, руины городов, предметы быта, статуэтки, фрески и многое другое. В царский период (VIII-VI века до н.э.) были созданы известные на весь мир «Законы двенадцати таблиц» и построены Великая клоака (сточный канал, действующий до сих пор), храм на Капитолий, первый цирк. В период Республики (V-I века до н.э.) были основаны Фламиниева и Аппиева дороги, возведены многочисленные форумы, термы, храмы, административные здания (их руины можно встретить во многих городах Италии). Однако большая часть исторических памятников культуры Древнего Рима была создана в период Империи. К ним относятся римский Колизей, храм Пантеон, большое количество акведуков, триумфальных арок, терм, амфитеатров, вилл, колонн, дворцов и пр. Помимо архитектуры культура древних римлян включала в себя прозу и поэзию, традиционную музыку, театральное мастерство, различные виды художеств (от простеньких орнаментов до скульптурного портрета).

Исчезновение империи Древнего Рима (476 год) принято считать временем упадка культуры Италии. Признаки духовного возрождения появились спустя шесть столетий, а его расцвет датирован историками XIII-XIV веками. Кроме того, искусствоведы выделяют так называемую «Эпоху Италии». Она относится к итальянской эпохе Возрождения и делится на три периода:

  • Проторенессанс, который в свою очередь делится на две составляющие:
  1. Дученто, который считается основоположником Ренессанса. Этот период датирован XIII-началом XIV века.
  2. Треченто – наследник Проторенессанса. Этот исторический промежуток датирован XIV веком.
  • Кватроченто, он же Ранний Ренессанс, появившийся в XV веке.
  • Чинквеченто – знаменитая эпоха Ренессанса. Она делится на два периода:
    1. Высокое Возрождение – считается классическим периодом Ренессанса и датирован концом XV – первой четвертью XVI века.
    2. Позднее Возрождение – то же Высокое Возрождение, ключевым стилем которого является маньеризм. Этот период характерен для Венеции и завершается в конце XVI века.

    Каждый исторический период истории итальянской культуры имеет свои особенности.

    Дученто тесно связан с периодом Средневековья, для которого характерны византийские, готические и романские традиции. В искусстве проторенессанса четко прослеживаются зачатки тенденций к наглядному и чувственному изображению реальности, возникновение интереса к античной эпохе, светскость. В живописи описанного периода возникает материальная убедительность форм, осязательность предметов. Для архитектуры характерны спокойствие и размеренность, а для скульптуры пластическая мощь. Самыми яркими представителями проторенессанса являются архитектор Арнольфо ди Камио, скульпторы Николло и Джованни Пизано, художники Джотто, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Каваллини, поэт Данте Агильери.

    Это интересно! Период проторенессанса характерен только для Италии. Это течение существовало только в Риме и Тоскане.

    Период кватроченто совпал с бурным экономическим подъемом Италии. Торговая, промышленная и ростовщическая деятельность требовала наличия знаний, поэтому в это время развивались точные науки, математика, естествознание. Получая немалую прибыль, богатые и знатные люди строили пышные дворцы и загородные резиденции, украшали их наилучшими произведениями искусства. Формирование новой идеологии привело к увеличению числа образованных и творческих людей: нотариусов, врачей, историков, философов, музыкантов, архитекторов, художников и пр. Человек стал рассматриваться как индивидуальность, состоявшаяся личность с набором индивидуальных качеств. В период кватроченто появились идеи гуманизма, человеческая душа и тело были признаны гармоничными и едиными. Центром искусства Раннего Ренессанса признаны Венеция и Флоренция. Самыми яркими представителями кватроченто являются литераторы Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, скульптор Донателло, художники Мазаччо и Сандро Боттичелли, архитекторы Леон Батиста Альберти, Филиппо Брунуллески, Леонардо да Винчи, Микеланждело, Рафаэль и др.

    Это интересно! Период кватроченто считается временем расцвета итальянской живописи, архитектуры и скульптуры.

    Чинквеченто, или период Ренессанса, совмещает в себе сразу несколько составляющих, к которым относятся гуманизм, вера в разумное устройство реальности, творческие силы человека, возвышение героического подвига и гражданского долга. В то же время происходит гармоничный вид синтеза нескольких разновидностей искусства, в котором четко прослеживается равноправие живописи и скульптуры по отношению к ранее доминирующей архитектуре. Снятие этого подчинения привело к возникновению новых жанров, таких как пейзаж, портрет, историческая живопись. В различные периоды времени центром культуры Италии считались разные города: в конце XV века – Флоренция, в первом десятилетии XVI века – Рим, позже – Венеция. Самыми известными мастерами периода чинквеченто относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Веронезе, Тициан, Тинторетто и др.

    Это интересно! В переводе с итальянского Чинквеченто означает пятьсот.

    XVI век в истории искусства Италии связан с эпохой маньеризма. Искусствоведы называют его антиклассическим течением, которое сложилось в 20-х-90-х годах XVI столетия. Маньеризм отказывается от гармонии между человеческим телом и разумом. Новый стиль представляет мир шатким, распадающимся и неустойчивым. Образы, созданные творцами-маньеристами, содержат в себе обеспокоенность, тревогу, напряженность, а также особый художественный прием или манеру, делающую творение чем-то сказочным и нереальным. Мастер отходит от реалистичных принципов искусства и внедряет в создаваемый образ свою «изюминку». Например, использует яркие или холодные цвета красок, добавляет необычные ромбовидные или змеевидные ритмы, произвольно вытягивает формы, подчеркивает фантастичность света и пространства, вводит ассиметричные компоненты. В начале маньеризм встречался только в живописи, а в 40-х годах XVI века появляется также в архитектуре и скульптуре. Самыми известными творцами-маньеристами являются Якопо Понтормо, Пармиджано, Аньоло Бронзино.

    Это интересно! Изначально маньеризм считался придворно-аристократическим течением в искусстве. Его родиной являются герцогства Феррары, Пармы, Модены и Мантуи. Основная часть произведений искусства в стиле маньеризм находилась во владении светской и церковной аристократии. Спустя несколько лет это течение утвердилось в Риме и Флоренции.

    Знаменитый стиль барокко родился и развивался в Италии. Художественными центрами этого течения в искусстве считают Мантую, Рим, Флоренцию и Венецию. Именно здесь появились первые барочные работы в скульптуре, архитектуре и живописи. Специалисты считают барокко кризисным стилем, появившимся из-за рождения маньеризма и постепенного отхождения от принципов гуманизма. Несмотря на мрачные и нереалистичные образы творцов-маньеристов, люди не перестали наслаждаться дарами природы, искусства и жизни в целом. Эпохе барочного искусства сопутствовали не самые радостные периоды европейской жизни: засилье инквизиции, Контрреформация, работорговля, вездесущее насилие и пр. Тем не менее, вычурность, пышность и элегантность всех разновидностей искусства выдавало истинные желания людей и аристократии.

    Барочная эпоха началась в конце XVI века, однако «отцом» этого стиля считают Микеланджело Буонарроти, творившего еще в период Возрождения (чинквеченто). Для его творений характерны сверхчеловеческий размер, усиление зданий исполинским орденом, удвоение колонн и пилястр, широкое применение карнизов. Барочные произведения искусства (в том числе архитектура) отличаются контрастностью, буйством красок, великолепием, экстравагантностью орнамента, контрастами объемов, изумительными эффектами цвета и светотени, ассиметрией созданных конструкций.

    Это интересно! В эпоху барокко появилась известнейшее музыкальное течение опера.

    В начале XVIII века искусство Италии находилось во власти позднего барокко. Только в этой стране оно смогло продержаться так долго. Стиль уже начал терять свою правдивость, в творениях мастеров этого времени можно увидеть усталость, бравурность, накопление кризисных черт, неискреннюю патетику. Тем не менее в работах некоторых провинциальных художников и декоративных живописцев имеются некоторые обновления, где образы рассказывают о чувствах человека, истории и природе. Самыми яркими творцами эпохи позднего барокко являются Карло Маратта, Витторе Гисланди, Джованни Батиста Тьеполо, Креспи.

    Это интересно! Эпоха позднего барокко ознаменовалась переходом центра духовной жизни Европы во Францию.

    Следующий этап истории культуры Италии связан со стилем рококо. Итальянцы принимали активное участие в зарождении и развитии этого течения. Для рококо характерны роскошь и желание испытывать наслаждения каждый миг. Поэтому дворцы этого периода имели роскошные интерьеры, дамы одевались в пышные платья, стали использовать большое количество косметики. Именно в это время стало модным «носить» мушки на лице. Помимо создания великолепных интерьеров, течение рококо внедрилось и в тематическую живопись, портрет, архитектуру, скульптуру. Большая часть зданий была украшена скульптурными композициями и орнаментами в форме раковины. Также ему сопутствовало развитие ювелирного дела, рисования гобеленов, ткачества и производства мебели. Художники названного течения изображали на полотнах различные увеселительные мероприятия: театральные представления, праздники, влюбленные пары, персонажей из мифологии, а на портретах все лица представлены улыбающимися и счастливыми.

    Это интересно! Несмотря на праздное настроение, бытующее в искусстве Италии в эпоху рококо, в обществе существовало немало проблем, главными из которых были бедность, высокая заболеваемость жителей сифилисом и туберкулезом, а также смертность.

    После непродолжительного культурного спада Италия вновь возвращает себе статус центра культуры Европы. Это событие произошло в первой четверти XVI века и имеет прямое отношение к развитию стиля классицизм. В это время наблюдается уменьшение ценности истории – она становится обычным теоретическим идеалом и научным объектом, на первое место выходят бытовые проблемы общества. Из-за переезда многих талантливых архитекторов в европейские государства в Италии резко сократились строительные работы. Уже в конце периода позднего барокко наблюдается отхождение от чрезмерного количества пышных форм и декора в архитектуре зданий, и проскальзывает новый стиль, имеющий ряд сходств с классицизмом – неоклассицизм.

    Лучшими мастерами эпохи классицизма признаны живописцы Андреа Аппиани, Помпео Батони, Винченцо Камуччини, скульптор Антонио Канова, архитектор Луиджи Ванвителли.

    Это интересно! По сравнению с другими европейскими государствами в Италии находится не так много образцов классицизма.

    Середина XIX века для Италии ознаменовалась возникновением конфликта с Австрийской империей. Не меньшие изменения претерпело и искусство страны. Период с 1789 по 1870 год называется Рисорджименто, что в переводе означает «обновление». Возникли такие стили как Арте повера, футуризм, трансавангард, маккьяйоли, академизм, новеченто. После объединения Италии мастера из Флоренции решили создать новое творческое объединение, которое не было похоже на стили классицизм, академизм, романтизм. Так возникла новая эпоха итальянской культуры, которую относят к течению реализма и импрессионизма. Художники из флорентийского общества поставили себе цель обновить живопись, сделать ее более современной и реалистичной. Творения мастеров этого времени не содержат сюжеты из литературных произведений и мифологических рассказов.

    Не менее интересны работы скульпторов XIX века. Основная часть скульптур посвящена королю Виктору Эммануилу, известным личностям Италии: литераторам, ученым, архитекторам, живописцам (Джотто, Джузеппе Гарибальди, Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль и пр.). По мнению специалистов, большая часть работ была помпезной и маловыразительной.

    В XX веке культура Италии вновь подверглась влиянию трагических событий государственной и мировой истории, что повлекло за собой распространение разрушительных и авангардных тенденций. Культурным центром, в котором преобладал стиль авангард, являлся Париж. Также здесь творили мастера символисты, сюрреалисты, кубисты и пр. Через некоторое время все эти стили появились и в Италии. Среди самых известных итальянцев-авангардистов находятся Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра.

    В дальнейшем искусство обратилось к эпигонским и абстракционистским направлениям. В то же время возникает немало мелких художественных направлений, которые поддержали аристократы, аукционеры, буржуазные дельцы и пр. Для них такое творчество стало одним из способов получения неплохой прибыли. Мировые войны, происходившие в XX веке, стали причиной переноса культурного центра из Франции в США и Англию.

    Также хочется отметить период правления Бенито Муссолини. В 60-х годах прошлого века в городах появилось много сооружений, которые имеют разную степень ценности. Благодаря новому правительству, состоявшему из высококультурных и образованных политиков, в Италии удалось сохранить большое количество исторических и культурных памятников прошлого страны.

    Это интересно! В XX веке итальянские скульпторы продолжали творить в стиле реализм. К ярчайшим представителям этого направления относятся Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Эмилио Греко, Аугусто Мурер и др.

    Итальянское искусство

    Расцветом художественного величия страны считается XIV век. Именно в это время творил величайший ученик флорентийской школы искусств Джотто ди Бондоне. Он отказался от утвердившейся византийской манеры живописи и стал создавать свои шедевры в своеобразной натуралистической манере. На созданных им фресках в Ассизи, Флоренции, Равенне можно увидеть эмоциональность и естественное тепло изображенных фигур. Не менее великими последователями Джотто являются флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти и живописец Фра Анжелико.

    Следующий период итальянского искусства тесно связан с Флоренцией, т.к. именно этот город стал средоточием культуры государства. В этот период творил великий Донателло, создавший стоящую обнаженную скульптуру впервые со времени древних римлян. Архитектор Филиппо Бренеллески отличился тем, что перенес стиль Ренессанса в облик зданий, мастера Фра Филлипино Липпи и его наследник создавали картины, связанные с религиозными сюжетами. Искусство графики было развито благодаря таким мастерам как Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо.

    XV-XVI века связаны с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. Первый мастер связал свою жизнь со многими видами деятельности, в том числе с изобразительным искусством. Его великолепные работы Мона Лиза и Тайная вечеря входят в число шедевров мировой живописи. Микеладжело Буонаротти известен как архитектор, живописец и скульптор. Именно он является автором проекта купола римского собора св. Петра, росписей потолка в Сикстинской капелле и скульптур Моисей, Давид, Пьета. Рафаэль прославился как истинный живописец эпохи Возрождения. К лучшим работам итальянского мастера относятся св. Георгий и дракон, Сикстинская Мадонна.

    В Венеции культурный «бум» наступил позже и имел другое воплощение. Мастера из этого итальянского города писали яркие полотна, на которых прослеживается кипение жизни, буйство красок и эмоциональная насыщенность. Великий венецианец Тициан первым использовал свободное творчество тонким красочным хроматизмом и открытым мазком. Вместе с Тицианом в это время творили Тинторетто, Джорджоне, Паоло Веронезе и Пальма Веккио.

    В XVII веке самым известным мастером был Джованни Лоренцо Бернини – архитектор и скульптор, создавший большое количество римских статуй и проект колоннад на площади перед римским собором св. Петра. Живопись этого времени обогатилась новыми направлениями благодаря инициативе Каррачи и Карваджо.

    В XVIII-XIX веках в Италии творили многие известные мастера, внесшие свой вклад в развитие искусства государства на Апеннинах. К ним относятся пейзажист Каналетто, художник Джованни Батиста Тьеполо, гравер Джованни Батиста Пиранези, скульптор Антонио Канова и др.

    XX век в искусстве Италии связан с творчеством сюрреалистов, футуристов, кубистов и пр. Например, художник Амадео Модильяни представил миру свое меланхоличное творение, на котором изображены обнаженные люди с интересными миндалевидными глазами и овальными вытянутыми лицами. Также искусство прошлого века тесно связано с живописцами Филиппо де Писис, Джорджо де Кирико, Карло Карра, Умберто Боччони и др. После Второй мировой войны в Италии появились художники, пишущие свои картины в стиле абстракционизм. Эмилио Ведова, Альберто Бурри и Лучо Фонтано стали родоначальниками стиля, называемого «искусством нищеты».
    Все составляющие итальянского искусства — будь то архитектура, живопись или скульптура, являются беспрецедентными творениями, вызывающими восхищение у жителей и гостей страны не одно столетие.

    Итальянская литература

    Литераторы из Италии являлись малоизвестными личностями в Европе. Дело в том, что итальянцы использовали латынь в качестве литературного языка до XIII века. Разговорный язык государства постепенно и очень медленно внедрялся в литературу. В XIII веке в Умбрии слагались стихотворения, связанные с религией, а в Палермо при дворе Фридриха II сочинялась поэзия в лучших традициях придворной любовной лирики. Основы итальянского литературного языка были заложены в Тоскане. Выдающимся поэтом того времени был Данте Агильери – флорентинец, написавший известную всему миру «Божественную комедию». Его не менее известным последователем стал Франческо Петрарка – создатель лирических сонетов и стихотворений, а также Джованни Боккаччо – автор новелл Декамерон.

    Это интересно! Латинский язык использовался в Италии вплоть до XVI века.

    В XVI веке выдающимися итальянскими поэтами были Торквато Тассо, написавший поэму «Освобожденный Иерусалим», и Лудовико Ариосто – автор поэмы «Неистовый Роланд». В XVIII веке итальянская литература вновь встретилась с жанром классическая трагедия, ярким представителем которой стал Витторио Альфьери, с течением комедия в лице Карло Гольдони и поэзией Джузеппе Парини. XIX век для Италии связан с реформами, борьбой за освобождение, изменением настроений народа. Такое состояние социума отразилось и на литературе. Поэт Джакомо Леопарди, романист и поэт Алессандро Мандзони стали основными рассказчиками этого времени. После них, уже в объединенной Италии, творил известный поэт Джозуэ Кардуччи.

    Это интересно! Джозуэ Кардуччи получил Нобелевскую премию за научную работу в изучении итальянской истории, а также за свои талантливые поэмы и стихотворения.

    В XX веке литература Италии обогатилась новыми стилями. Литераторы стали писать в традициях реализма и неореализма, авангардизма и неоавангардизма. Многие писатели создавали юмористические сатиры, исторические романы, повести о Родине и др. Наиболее известными итальянскими литераторами XX века были Луиджи Пиранделло, Джованни Гуарески, Карло Кассола, Итало Кальвино, Джузеппе Томази ди Лампедуза, Джорджо Басани, Диего Фаббри, поэт Филиппо Томмазо Маринетти и др.

    Итальянская музыка

    Музыка в Италии всегда была на высоте. Уже в IV веке, когда в церковном пении был распространен церковный стиль, итальянские музыканты были лидерами в создании и дальнейшем развитии новых разновидностей вокала. Именно в Италии был рожден мадригал – его создал друг поэта Данте Пьетро Казеллы. Не менее развитой была церковная музыка. В эпоху Возрождения творил великолепный композитор Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, создавший мотеты и мессы, используемые в соборах, храмах и церквях до сих пор.

    Кроме того, в XI веке была изобретена система нотного письма, которая предшествовала современной грамоте в музыке. В XVII веке Антонио Вивальди и Арканджело Корелли создали новый музыкальный стиль под названием кончерто гроссо.

    Также Италия подарила миру оперу. Ярчайшими представителями этого музыкального направления стали Якопо Пери и Клаудио Монтеверди. Опера являлась доминирующей формой музыки в Европе на протяжении всего столетия.

    Это интересно! Первая опера – Дафна Якопо Пери, была создана в 1594 году.

    XIX век стал для итальянской оперы периодом расцвета. В это время творили великие композиторы Винченцо Беллини, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти. Популярность оперных произведений не угасала. В лучших театрах страны («Ла Скала в Милане, «Театро дель Опера» в Риме) проходили наилучшие оперные спектакли. Великолепные сезоны оперы проводились во многих итальянских мегаполисах: Неаполе, Венеции, Турине, Палермо, Болонье, Флоренции.

    В Италии работало много талантливых оперных певцов, среди которых всем известный Лучано Паваротти, Рената Тибальди, Тито Скипа, Энрико Карузо, Джузеппе Таддеи и др.

    Итальянский кинематограф

    Стабильное развитие кинематографа в Италии началось после окончания Второй мировой войны. Именно в это время итальянское кино получило всемирное признание и возникло национальное направление под названием неореализм.

    Первыми известными кинокартинами итальянских режиссеров стали «Рим – открытый город», снятый в 1945 году Роберто Росселини, «Дорога», показанный зрителям в 1954 году и снятый режиссером Федерико Феллини. В 50-х-60-х годах прошлого века итальянское кино ощутило на себе серьезное влияние обновленного кинематографа Франции. К новым фильмам итальянских режиссеров относятся «Приключение» (1961) -режиссер Микеланджело Антониони, «Сладкая жизнь» (1960 год) режиссера Феллини и «Генерал делла Ровере», снятый в 1959 году Роберто Росселини.

    Позже в кинематографе Италии появляются жанры сатиристичекая комедия, фантастика, историческое кино. На всем протяжении XX века итальянские режиссеры, сценаристы и актеры не переставали радовать шедеврами киноискусства зрителей не только своей страны, но и всего мира.

    Помимо перечисленных выше составляющих культура Италии также включает в себя национальные традиции, религию, футбол, моду и др. Итальянцы свято чтут и оберегают свои исторические памятники, произведения искусства, культурные и семейные ценности, уважительно относятся к церкви. Побывав в Италии, вы заметите, что жители этой страны образованные и культурные люди, которым хорошо известна не только история их государства, но и самые заковыристые правила этикета.

    Знаете ли вы, что такое «культура Италии»? Это не просто 2 слова, это сочетание менталитета, обычаев и старинных традиций этого дружелюбного, но эмоционального народа, это сплетение искусства и живописи, поэзии и прозы, итальянских привычек и правил поведения в обществе. Культура Италии многогранна, понять ее можно, побывав хоть раз в этой незабываемой стране.

    Итальянцы – дружелюбный и приветливый народ. Чтобы с ними легко и просто общаться, просто придерживайтесь элементарных правил поведения и будьте вежливы. Итальянцы очень любят жестикулировать, разговаривая. Это не признак невоспитанности, а скорее привычка, национальная традиция. Хотя иностранцев обычно смешит и удивляет эта любовь итальянцев к жестам, так как европейская общепринятая степень жестикуляции далека от принятой в Италии.

    В предместьях итальянского города Новаледо растет… собор. На площади 650 м2 стоят деревянные колонны, внутри которых растут молодые каштаны и лесной орех. Через несколько лет они примут нужную форму, создав стены и свод храма. Идея принадлежит итальянскому художнику Джулиано Маури.

    Большой процент населения в Италии – это пожилые люди, к которым необходимо относиться с почтением. Желательно уступать им место в общественном транспорте , вам будут благодарны. Итальянцы любят обсуждать многие темы, но не доходы. Они не любят говорить о своих зарплатах, а расспрашивать их об этом – признак бестактности. Жалобы на политиков и политические дебаты – это национальный спорт. Если вы заведете разговор, какое плохое нынче правительство, то обязательно найдете себе собеседника. Но знайте, что расспрашивать итальянцев о личных политических убеждениях не следует – это бестактность. Они могут часами говорить о футболе, так как в стране культивируется этот национальный спорт, и воспринимают его местные жители очень серьезно, даже важнее он, чем политика.

    В древнеримском Колизее зрители занимали места согласно положению в обществе: в первых рядах - сенаторы, за ними всадники, на самом верху - рабы и женщины. Сенаторы располагались на подвижных удобных сиденьях, остальные – на скамьях (мраморных, а на «галерке» – деревянных).

    В Италии можно свободно снимать и фотографировать, но некоторые люди не любят попадать в кадр, поэтому сперва спросите разрешение. Детей фотографировать не стоит – это сильно злит некоторых итальянских пап и мам. Итальянцы не любят работать и перетруждаться. Между 13 и 16 часами в Италии принято отдыхать. Это время обеда или сиеста, которая плавно переходит в размеренный вечерний отдых. В это время по всей Италии самые жаркие часы, когда южное солнце светит максимально. Во время дневной сиесты нельзя заниматься важными делами, назначать деловые встречи, даже звонить друзьям. После вкусного и сытного обеда каждый итальянец должен немного вздремнуть, чтобы набраться энергии для работы во второй половине дня.

    Как говорят сицилийцы и как может сказать о себе любой итальянец, «мы используем жесты финикийских торговцев, мы лукавы, как греки, каверзны, как византийцы, пресыщены, как рыцари Андалусии. Мы несем элементы греческой, римской, византийской, мусульманской, каталонской культур».

    В обед на улицах в Италии тишина. Все площади и скверы пустеют моментально, и возникает желание самому найти мягкую кровать или гамак в тени деревьев, чтобы пару часов сладко подремать. Курить в общественных местах в Италии строго запрещено, хоть местные жители и терпимы к общественному поведению. Если вы закурите сигарету, ждите «косые взгляды» вокруг. Сами итальянцы любят выпить вина за ужином, а не курить сигареты. В Италии активно проводится политика, направленная против табакокурения, и государство борется с производителями табачных изделий.

    Итальянцы очень суеверны. В стране официально зарегистрированы 150 тысяч магов, услугами которых пользуются более 16 миллионов человек.

    В Средние века в Италии мужчина, поцеловавший девушку на людях, был обязан на ней жениться.

    Итальянцы – оригинальный народ. Это проявляется не только в их культуре, художественных произведениях, архитектуре, исторических и военных достижениях, но и в национальном характере, в их обычаях и традициях, которые они свято почитают. Вспыльчивость, экспрессивность, инфантильность и игривость итальянцев знакомы всем. Это основные черты этой нации, смешанные во взрывной коктейль эмоций. Но в пылу ссоры или спора итальянцы никогда не говорят лишнего, не оскорбляют собеседника, так как сам процесс спора важнее эмоций. Не воспринимайте сразу чересчур театральную реакцию итальянцев . Еще они очень не терпят насилия. Во время споров они могут размахивать руками и кричать, активно жестикулировать, играть тонами речи, но никогда не ударят соперника – это неприемлемо, даже если жарко спорят мужчины. Даже самые хладнокровные и сдержанные итальянцы порой активно жестикулируют. Каждое движение головой или рукой в Италии несет особый смысл, дополняющий слова.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»