Музей, в который хочется вернуться. Загадки для детей о школьных экскурсиях - загадки - учителям и школьникам - каталог файлов

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

И ещё:
«Справоздання губерніяльного старости від 5 липня 1918
місто Чернігів

14) В с[еле] Лыщичах в ночь на 25 июня неизвестными злоумышленниками под дом, в котором помещался участковый начальник повитовой варты Тарасевич, были подложены две пироксилиновые шашки, которые взорвались, причем от взрыва повреждены стены дома и контужен названный начальник варты Тарасевич и его сын.

За губернского старосту Савицкий
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 103. – Арк. 133-138».


Далее:
«Справоздання губерніяльного старости від 30 листопада 1918
місто Чернігів
Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что за время с 14 по 24 ноября с[его] г[ода] мною получены следующие сообщения о состоянии Черниговской губернии:
6) Новозыбковский уезд. Большевики, перейдя демаркационную линию, направились на Великую Топаль. Против них выслан отряд казаков. Положение тревожное. Настроение немецких войск в общем спокойное, хотя начали появляться пьяные группы, распевавшие революционные песни. Местные немецкие совдепы получают благоразумные директивы из Киева.
7) Стародубский уезд. 14 ноября в село Лыщичи прибыл батальон большевиков в полном составе. Большевики были хорошо приняты немцами и расквартированы в казармах совместно с немецкими солдатами. Большевистские делегации появились в селах Кустичи и Пятовск и, наконец, на станции Стародуба, а позже и в самом Стародубе. Везде большевики встречали дружественный прием со стороны немцев. Последние братаются с большевиками и пропускают отряды их через границу. По этому поводу сделан протест немецкому командованию на месте и в Киеве. По последним сведениям из уезда, уход немецких войск предполагается в самом недалеком будущем. Для вступления на территорию уезда вслед за отходом немцев большевиками намечены два пехотных полка. Настроение в уезде тревожное. Требуется для охраны границ небольшая регулярная воинская сила. Опоздание вызовет осложнение.
8) Суражский уезд. По демаркационной линии наблюдалось накапливание большевистских банд. В Робчике и других местах вдоль демаркационной линии имело место братание немцев с большевиками. Приняты срочные меры к формированию добровольческих отрядов. В Клинцах настроение крайне тревожное в связи с событиями в Германии, начавшимся развалом германской армии и падением дисциплины у них.
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 288-290.»


Интересно, имеет ли отношение приведённая ниже информация к Богунскому полку?
«Справоздання губерніяльного старости від 16 жовтня 1918
місто Чернігів
29 августа с[его] г[ода] по распоряжению немецких военных властей было сожжено в с[еле] Пятовске Стародубского уезда девяносто четыре двора и д[еревне] Янькове – шестьдесят три двора местных жителей за то, что в с[еле] Пятовске и д[еревне] Янькове имеется более тридцати человек, которые находятся в большевистских бандах, оперирующих в лесах дач Пятовска и Янькове и соседних селениях. Банда эта, по уговору с некоторыми жителями с[ела] Пятовска и Янькова в ночь на 29 августа с[его] г[ода], ввезла в Пятовск четыре пулемета и с четырех сторон стала обстреливать училище, в котором помещались немецкие войска. В свою очередь немецкие войска также открыли огонь по банде большевиков, которая разбежалась. По распоряжению немецких властей был созван сход Пятовска и Янькова, где было предложено выдать лиц, участвовавших в нападении на немецкие войска, после чего было установлено, что из жителей с[ела] Пятовска участвовали в нападении Ниль Пасинок, Козьма Короткий, Климентий Подольный и Дмитрий Голушка, которые после обстрела, из села скрылись вместе с бандой; кроме того, немцами в виде контрибуции забран скот, хлеб и разное имущество, расстреляны брат большевика Савелий Суслов и житель с[ела] Осколкова Мендель Рыклин, у коего имели приют большевистские банды. Об этом доношу Вашему Высокопревосходительству.
Губернский староста Высоцкий
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 38».
Ссылка источник информации приведена на странице http://offtop.ru/radimich/v15_720927_11_.php


Уважаемый Александр!
Ваша версия вполне логична, и мы сами подумали об этом в первую очередь. Допускаем, что журналист, писавший статью, по невнимательности мог "переназвать" населенный пункт, как это делается и сейчас очень часто.


Здравствуйте!
Приятно отметить, что моё сообщение не осталось без ответа.
Может быть, если связывать с именем Щорса, автор заметки имел ввиду Богунец? Богунец – бывший поселок Унечского района, Найтоповичского сельсовета, в 3 км к юго-востоку от села Найтоповичи. Исключен из учетных данных в 1978 году. Максимальное число жителей 190 человек (1926).


Уважаемый Александр!
Сотрудникам музея не было известно об упоминаемом Вами лыжном агитпереходе. Спасибо большое за информацию.
Мы провели небольшое исследование, но ни живых участников его, ни свидетелей найти не удалось.
Населенный пункт с названием Шерсковское тоже обнаружить не удалось. Может быть, он имел название Щорсовское? Но такого пункта тоже не нашли. Есть версия, что некоторое время в народе так назывался какой-то пункт, имеющий другое официальное название.


БРЯНСКИЙ РАБОЧИЙ. 1945, № 49 (7448) (10 МАРТА)
В этом номере газеты на четвёртой странице имеет место заметка "Лыжный агитпереход по пути Щорса" следующего содержания:
"УНЕЧА. 25 физкультурников железнодорожной средней школы провели лыжный агитпереход по щорсовскому пути - Унеча–Найтоповичи, Шерсковское. Команду физкультурников возглавил преподаватель истории тов. Кожевец. Пройдя на лыжах 40 километров, участники агитперехода провели с колхозниками беседы о гражданской войне, о боевых делах Щорса, о героях Отечественной войны и о Крымской конференции трех союзных держав". Ссылка на вырезку из газеты - http://radimich.narod.ru/Forum/br.1945_49-7448-10_marta-s4.jpg.
Вопросы к автором исследовательской работы «К 100-летию образования Богунского полка и исторического «братания» в Лыщичах: 1) Известно ли Вам что-нибудь об этом агитпереходе?; 2) остались ли среди ныне здравствующих жителей и уроженцев Унечского района участники и свидетели этого агитперехода?; 3) На каком участке маршрута может находится Шерсковское, которое указано в заметке?.


По данным такого издания как "Список населенных мест Черниговской губернии, имеющим не менее 10 жителей, по данным 1901 года":
"Унеча, поселок при станции железной дороги, Мглинского уезда, Павловской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 34, женского пола 48. Почтовый адрес – станция Унеча.
Унечь, поселок, Суражского уезда, Ляличской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 141, женского пола 148. Почтовый адрес – город Сураж".





Боюсь, что пока нет. Но когда они немного подрастут и придут на занятие, посвященное Великой Отечественной войне, мы им об этом обязательно расскажем. Как и о других земляках, героически боровшихся с фашистами.







Западный Фронт!
48-я Армия!
217-ая 《Унечская》Стрелковая Дивизия.
В звании - миномётчик II-го миномётного полка в составе 740-го стрелкового полка, был и мой дед Бацоев Асланбек Сахамович.

ОРДЕН СЛАВЫ III СТЕПЕНИ

《В бою за поселок Святое Озеро, Рогачевского района Гомельской области, действуя в составе расчета из своего миномета уничтожил один крупнокалиберный пулемет противника с его расчетом, тем самым дал возможность продвижения вперед пехотным подразделениям, 25 июня 1944года посёлок Святое Озеро был освобождён от немецких фашистов.
Командир 740 стрелкового полка (Ярошенко)




Согласно официальной версии начдив 44-й стрелковой дивизии Николай Щорс убит 30 августа 1919 года шальной пулей на боевых позициях Богунского полка возле деревни Белошицы - ныне с. Щорсовка Коростенского района Житомирской области.
Вчера, 30 августа 2017 года, исполнилось 98 лет со дня гибели легендарного начдива.





Интересно, откуда могли взять создатели энциклопедического словаря "Населённые пункты Брянского края" следующую информацию: " Рассуха - деревня Погарского района Брянской области, Прирубкинского сельского поселения, в 3 км к западу от деревни Прирубки. Упоминается с XVIII века как хутор; возможно – место нахождения летописного села Росухи, обычно отождествляемого с современным селом Рассуха Унечского района"?



В работе немецких авторов Andreas Weigelt, Klaus-Dieter Müller, Thomas Schaarschmidt, Mike Schmeitzner. Friedrich Mann / Todesurteile sowjetischer Militärtribunale gegen Deutsche (1944–1947): Eine historisch-biographische Studie. - Vandenhoeck & Ruprecht, 22 April 2015. - S. 435. - 1272 S. приводится краткая биографическая справка на Фридриха Мана. Приведем ее полностью:

Фридрих Ман (нем. Friedrich Mann) родился 20 сентября 1904 года в Лангензальце (Тюрингия), проживал в Лангензальце, совладелец книжного издательства «Герман Бейер и сыновья» (нем. Hermann Beyer und Söhne). В звании оберлейтенанта служил в разведотделе штаба 29-й мотопехотной дивизии. В январе 1943 года взят в плен в Сталинграде и 3 декабря 1946 года в Москве приговорен к расстрелу на основании Указа № 43 Московского военного округа.

Из обвинительного заключения: «Военный преступник. Начиная с 1941 до 1943 года в качестве начальника разведывательного отдела 29-й пехотной дивизии совершал преступления на оккупированных территориях Брянской и Орловской областей в отношении военнопленных и советских жителей. По его личному приказу были расстреляны трое военнопленных, политработник Советской армии.

В августе 1941 года по его приказу были арестованы директор школы Отроков, его жена и начальник почтового отделения Зубцов и расстреляны по подозрению в связях с партизанами.

В Минской области по его личному приказу расстрелян советский военнопленный из-за своих патриотических высказываний. Вблизи населенного пункта Рябчищи на шоссе Рославль-Брянск расстреляны невиновные советские граждане».

7 февраля 1947 года Президиум Верховного Совета СССР отказал в амнистии. Окончательный приговор вступил в силу 14 февраля 1947 года.

Http://books.google.ru/books?id=D1WqCAAAQBAJ&lpg=RA1-PA435&ots=O1XLd_QZ1D&dq=oberleutnant%20Mann%20Ic&hl=ru&pg=RA1-PA435#v=onepage&q&f=false


Интересный материал. К нему можно добавить немного информации из материалов "Унечской газеты", касающиеся Мельников Михаила Ивановича, упомянутого в работе Чеплянской Е.А. Смотреть здесь - http://unecha-gazeta.ru/ludi/imi_gordimsya/529-VPOBEDEESTOTTSAZASLUGA.html


Я думаю, что Ольга Щорс просто ошиблась в классификации военных учебных учреждений. Щорс в это время поступал не в военное училище, а в военную школу. Хотя в какой-то публикации есть упоминание, что Николай пытался поступить в военное училище в Николаеве, но, думаю, это маловероятно. Достоверных сведений об этом нет. В Киевскую военно-фельдшерскую школу принимали детей низкого сословия и она находилась на полном государственном обеспечении. Поэтому выпускники школы обязаны были шесть лет отработать фельдшерами в медицинских учреждениях. После начала войны этот срок сократили до трёх лет.

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!

Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать:
Быт, религия, искусство
И история Земли,
Открываются музеи,
Чтоб узнать мы все могли.

У музея есть душа,
У души есть муза –
Две подружки не спеша
Добрым людям служат.

К ним приходят помолчать
Зритель и художник –
Муза учит понимать
То, что не возможно.

Помогает ей подруга –
Нежная душа музея,
Говорят они без звука,
Говорят они со всеми.

Жалко только, что не все
Люди слышат это:
Как шагает по росе
На картине лето,

Как зимой поют цветы
Изо льда и солнца,
Как в стекло стучат лучи,
И дрожит оконце.

Знает каждый человек:
Красота – живая,
Лишь в музее чистый снег
Никогда не тает.

Лишь в музее чуть дыша
Муза видит мужа –
Только нежная душа,
Знает, кто ей нужен…

Демьянков Александр

Тени прошлого у вас
По музеям бродят,
Словно за руку людей
В прошлое уводят!

Почтительно мы посещаем дворцы,
Которые с яростью брали отцы.

Валентин Берестов

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.

Сергей Михалков

В музеях хранится вещественно память,
Которую можно тихонько потрогать,
Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,
Былого величия мизерным крохам.
Ночами экскурсии водит здесь время,
Стуча очень тихо, пред прошлым робея.
Храня тишину и ее экспонаты,
Молчат приведения, злобно кудлаты.
И пусть пробегают за годами годы,
Меняются трубы, правители, моды,
Пусть будут музейные будни легки,
И не текут никогда потолки!

Вот собрали мы друзей
И отправились в музей.

Долго-долго мы ходили
Ничего не позабыли:
Много видели картин:
Восхищались, как один!
Бенуа и Левитан –
Прибыли из разных стран,
Иностранные и наши
Посмотрели мы пейзажи.
Натюрморты и портреты –
Ничего прекрасней нету!

Много новых слов узнали
Мы в большом античном зале.

Нагулялись по музею –
А теперь домой скорее!
Рано-рано ляжем спать –
Завтра будем рисовать!

Соберем опять друзей –
Нарисуем весь музей!

Эти странные, мрачные здания,
Их музеями проще зовут.
Вся история мироздания,
Артефакты — все собрано тут.
Можно встретить здесь и питекантропа,
Можно мамонту в глаз заглянуть.
И к подножью вулкана ведет тропа,
И хотелось бы с пушки пальнуть.

В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья — экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.

На потолке — картины,
В цветах порхают тети,
Но лучше лечь на спину,
Иначе не поймете.
Наверно раньше в зале
Все на спине лежали?

А на стенах — портреты;
Напудренные дамы,
Усы и эполеты
На нас глядят из рамы:
— Мы жили тут когда-то,
Вы помните, ребята?

И долго, долго смотрят вслед,
Чтоб я не повредил паркет.

Алдонина Римма

Музей и память. Каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Помимо экспозиций старины
Музей свою историю имеет,
Поведать вам ее не пожалеет,
Услышать только вы его должны.

Я приглашаю вас пройти в музей —
Он не простой, в нем чудо-экспонаты.
В них память о любви моей,
О тех, кто был со мной когда-то.
Умышленно не подписала их —
Для вас они останутся загадкой.
Кто был причиной радостей, кто бед моих,
Кто помогал дорогу жизни делать гладкой.
В моем музее тишина звенит,
Цвета пастели без кричащих ярких.
Музей души всех тянет, как магнит,
Билет в него — за доброту в подарке.
Прошу, не трогайте руками экспонаты,
Они хрупки, как и душа моя —
Она хранит все имена и даты,
Все, что когда-то было близким для меня.

Хранилища древних забытых мотивов
И рифмы, сокрытой в глубинах веков.
Музеи – для пыльных секретов квартиры,
Впитавшие тайны ушедших богов.
Пусть будут спокойны небесные своды,
И наши молитвы от бед вас хранят.
Сотрудников ваших минуют невзгоды,
И радость искрится в усталых сердцах.

Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.

Сарай, а в нём карета.
И кто пришёл в музей,
По корешку билета
Того пускают к ней.

Я сел в неё без спроса,
Забился – и молчок.
Огромные колёса.
Высокий облучок.

Я стал чуть-чуть смелее.
Качнул её. И вот
К Петру на ассамблею
Она меня везёт.

Валентин Берестов

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Жизнь народов, ставших прахом,
След бесследного деянья, —
Я смотрю на вас со страхом,
С тихой грустью состраданья.

Предо мной в картине ясной
Восстаёт, как утро мая,
День далёкий, день прекрасный,
Жизнь неведомо святая.

В свете тайного томленья,
Сквозь борьбу, и кровь, и слёзы
Мы очистим для забвенья
Нашу душу, наши грёзы.

И невнятен в день свободный,
В день любви и отреченья
Будет скорби вид холодный,
Вид застывшего мученья.

Кройтесь гуще слоем пыли,
Дней минувших отголоски,
Эта смесь мечты и были,
Эти книги, эти доски!

Курсинский Александр

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.

Здесь дух неуловимый —
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

И люди в восхищении
Любуются стоят
На красоту музея —
Коллекций дивных ряд.

Вчера мы ездили в музей
Нам рассказали про царей,

Доспехи, пушки и мечи,
И про наряды из парчи.

Потом в другой пошли мы зал –
Смотрели на обломки скал

И нарисованных на них —
Зверей: и мелких, и больших.

Там мамонт с бивнями, олень,
Там лучник целится в мишень…

В пещере, не жалея сил,
Художник в древности творил.

И этот необычный зал
Еще я долго вспоминал.

Решил позвать к себе друзей,
Мы вместе сделали музей:

Рисунками наскальными
Украсили всю спальню мы.

Но мама с папой, дверь открыв,
Не оценили наш порыв:

Увидев эту красоту,
Свалились прямо на тахту.

Признаться должен вам, друзья:
Похоже, не художник я…

В музеях Рима много статуй,
Нерон, Тиберий, Клавдий, Тит,
Любой разбойный император
Классический имеет вид.
Любой из них, твердя о правде,
Был жаждой крови обуян,
Выкуривал британцев Клавдий,
Армению терзал Траян.
Не помня давнего разгула,
На мрамор римляне глядят
И только тощим Калигулой
Пугают маленьких ребят.
Лихой кавалерист пред Римом
И перед миром виноват:
Как он посмел конём любимым
Пополнить барственный сенат?
Оклеветали Калигулу —
Когда он свой декрет изрек,
Лошадка даже не лягнула
Своих испуганных коллег.
Простят тому, кто мягко стелет,
На розги розы класть готов,
Но никогда не стерпит челядь,
Чтоб высекли без громких слов.

Эренбург Илья

Поедем в музей, где нас ожидают картины,
И руки будем держать, заложив за края,
Многозначительно думать, и сторониться унылых,
И прыскать смешками, себе наслажденье даря.

Лартов Константин

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.
В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Вот встречу девушку, и пообщавшись с ней,
Чтобы её очаровать собою,
Влюбить, вскружить, лишить покоя,
Я позову её в музей.

Она быть может будет чуть удивлена,
Но согласится, или скажет, что не стоит,
Но как ни поведёт себя она,
Увижу я, кто есть передо мною.

И если – чудо! – поравнявшись с ней,
Услышу «Да», слегка залившись краской,
Я покажу ей, что музей
Быть может удивительною сказкой.

И вот когда пройдёт от встречи страх,
Скажу музейщикам «спасибо» вот за то я,
Что собрано в надёжных их руках
Вещами сотни удивительных историй.

Спасибо вам, работники музеев,
За вложенное в выставки тепло.
И пусть вернутся к вам хотелось б поскорее,
И пусть по прежнему людей в музей б влекло.

Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются, как боги Зороастра.
Стремится к своду лёгкая пилястра,
Брожу одна и к вазе подошла.
Две длинные волюты, два крыла,
Как руки из сквозного алебастра,
Средина округлённая, как астра,
Два нежных разветвленья у ствола.
С волнением нежданным пред тобою,
О бледная подруга, я стою.
Как ты чиста! Влюблённою мечтою
Ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждёшь неутомимо…
Всегда одна. Часы проходят мимо…
Для тщетных ласк, для чистых обнажений.

Вилькина Людмила

Заботы злободневные развеяв,
нервозность растворяя в тишине,
печальная значительность музеев
нередко душу врачевала мне.
В дни неудач
я, как от непогоды,
скрывался там от шумной маеты.
Я шел,
а надо мною плыли своды,
как намертво сведенные мосты.
Мосты соединяли без натуги
палеолит
и век бетонных плит,
под ними плыли
струги и кольчуги —
и очи шумерийских Аэлит…
А воздух ста веков,
густой как битум,
смирял мыслишек суетных скачки,
и вдруг всплывало
над забытым бытом —
еще не стих —
предчувствие строки.
Взмывала мысль,
кружа над кружевами,
кандальной ржавью,
позолотой лат:
«Да, вещи нас всегда переживали,
но только разум вечен и крылат!»
Я уходил,
притихнув, успокоясь,
уверясь в том,
что прав был в основном…
Вновь шумный век мой
диктовал мне повесть,
всю в диалогах,
кратких как бином.
И вот я здесь,
где, как в музеях прочих,
шаги и шепот,
свет и тишина,
и смотрят из стеклянных оболочек
иная жизнь,
иные времена…
Но здесь кольчуг с мечами
мы не копим:
пиджак да шляпа, да томов гора,
да — вместо копий —
сотни фотокопий,
да котелок с разливского костра.
Здесь под стеклом,
в глубокой летаргии,
при ярком свете матово лучась,
лежат его часы недорогие,
хранящие навеки скорбный час…
Мы ощущаем —
каждый очень лично —
с ним наше неразрывное родство,
и в культ не превращается величье
изображений бронзовых его.
Вещам тысячелетья жить едва ли,
ткань пиджака истлеет за века,
но так, как вещи нас переживали,
переживет их все его строка.
За росчерком,
решительным и тонким,
рука взметнется,
вспыхнет красный бант,
и у прямого провода потомки
прочтут слова
«ЦЕКА» и «ЦЕНТРОБАЛТ».
Проходят люди.
Смотрят углубленно
на старый, торопливой лепки бюст…
И шелестят багряные знамена,
и дымный воздух битв
горяч и густ…
Я ухожу,
тревожный,
чуткий,
гордый,
готовый к песне,
к бою
и труду.
Сквозь суетность,
сквозь прожитые годы —
на площадь Революции иду.

Лядов Андрей

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: Загадки русской избы

Цель : Формирование краеведческих знаний на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в интерактивную деятельность на базе школьного музея.

Задачи:

1) Образовательная : знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

2) Развивающая : развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.

Оборудование : экспозиция школьного музея «Русская изба» (при отсутствии подобной постоянной экспозиции в школьном музее возможно составление временной экспозиции на основе отдельных предметов крестьянского быта из частных (домашних) коллекций обучающихся, особенно сельских школ).

Подготовительная работа:

1) Подбор загадок,

2) Подготовка помощников-экскурсоводов из учащихся среднего звена,

3) Подготовка чтецов,

4) Покупка призов,

5) Музыкальное сопровождение.

План занятия:

1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.

2. Поэтическая страница.

3. Конкурсная программа с включением динамических пауз.

4. Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.

5. Рефлексия-впечатление от инсценированной песни.

Ход занятия:

1. Особенностью этого занятия является форма его проведения - конкурсная программа, составленная из русских загадок. Знания о крестьянском быте, сельскохозяйственном труде, предметах обихода ребята получают, находя ответы на загадки о соответствующих предметах. Педагогу помогают старшие экскурсоводы - они указывают на предмет, после того как школьники отгадали загадку, комментируют его назначение, правильное употребление, при необходимости демонстрируя способ действия.

Группа ребят должна быть не более 12 человек, чтобы каждый получил возможность проявить себя, взять в руки музейный экспонат. Школьник может задать вопрос непосредственно по ходу программы, уточнить материал или способ изготовления конкретного предмета.

Инструктаж по технике безопасности проводится в том случае, если занятие проходит непосредственно в школьном краеведческом музее.

2. Вступительное слово педагога о том, как будет проходить занятие. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

1 ученик

Здравствуй,

В отсвете заката,

Деревянная изба!

У больших домов —

За кадром —

Ты средь них одна

Спит изба.

Лишь пляшут тени

По углам,

До потолка.

2 ученик

Над избой Телеантенна

Словно крест

Под облака.

Дух укропный

От порога

Прямо душу окропит.

Спят ахи-охи,

Кот мурлычет,

Дед храпит…

3 ученик

Тихо скрипнут половицы.

В горнице зажжется свет.,.

Мне бы низко поклониться,

Тихо вымолвить:

«Привет».

И сказать в пространство глухо

Не хозяйке, так себе:

«Очень пахнет русским духом

В вашей солнечной избе»

Разделы конкурсной программы:

1. Своя-то избушка как милая подружка

2. Красна река берегами, а обед - пирогами.

3. Мастерские руки - от доброй науки

4. Умей дело делать, умей и позабавиться.

Много здесь экспонатов отличных,

Изучив их, мы станем умней,

И историю знать помогает

Краеведческий школьный…………..(МУЗЕЙ)

Своя-то избушка как милая подружка

1. И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит.

А любому правду скажет.

Всё, как есть, оно покажет (зеркало)

2. Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры - теплота (печь)

3. Деревянная дорога

Вверх ведёт она отлого,

Что ни шаг - то овраг (лестница)

4. У бабушки сейф,

Он давно уже не новый.

И к тому же совсем не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у неё в уголочке

В нём бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платья, немножечко пряжи

Пуховый платочек

И пенсию даже (сундук)

5. Много пуха, но не птица,

День и ночь в мешке таится.

Если к ней щекой прижаться,

То цветные сны приснятся (подушка)

6. Встану рано - подойду к Роману

Длинному носу - пустой голове (рукомойник)

7. Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое.

Всегда под рукою.

Что это такое? (полотенце)

8. Черненькая собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает (замок)

9. Дом - стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём не спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся (керосиновая лампа)

Красна река берегами, а обед - пирогами.

1. Ножек четыре, шляпка одна.

Нужен, коль сядет обедать семья (стол)

2. Он круглый, но не шар,

Медный, но не монета

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром,

Ведь зовут его в веках люди…… (самоваром)

3. Немного жил,

Многих кормил.

Упал, пропал,

Костей не собрал (глиняный горшок)

4. Длиннохвостая лошадка

Принесла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот (ложка)

5. Купили новенькое -

Такое кругленькое.

Качают в руках,

А оно всё в дырках (решето)

6. Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил……(ухват)

7. Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не купить уже на рынке

Нынче глиняную ….(кринку)

Мастерские руки - от доброй науки

1. На речку пошла за водою сестра

И вскоре приносит два полных ведра.

Ни капельки не было её тяжело.

Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)

2. Я, не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу.

Идут ко мне, унылые -

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые -

Красивые и гладкие.

Значит, я надёжный друг -

Металлический…….(утюг)

3. Наша тётушка игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке (швейная машинка)

4. Врать не привык -

На спине язык.

Что скажет

Люди верят (весы)

5. Верчусь. Верчусь - не потею,

Только всё больше толстею (веретено)

6. Стоит свинка -

Вырезана спинка (челнок)

7. Хор - хорки,

И опять в портки (брусок для заточки косы)

Умей дело делать, умей и позабавиться

1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (книга)

2. Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент (балалайка)

3. То толстеет,

4. С горы - коняшки,

В гору - деревяшки (санки)

5. Деревянные гонцы,

Словно братья-близнецы!

На лыжне вдвоём всегда

Друг без друга никуда.

Подведение итогов.

Когда закончится основная часть занятия или в качестве динамической паузы детям предлагается посмотреть видеоклипы, которые можно скачать с сайта viki.ru:

Русская изба http://viki.rdf.ru/item/2835/download/

Ходики с кукушкой http://viki.rdf.ru/item/1111/download/

Чудо балалайка http://viki.rdf.ru/item/1948/download/

При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята сделали вывод о важности каждодневного труда в жизни крестьянина, Одетые в русские национальные костюмы дети инсценируют фрагмент народной песни:

Весело мы, весело

По селу идём,

Мы венки душистые

С песнями несём.

А венки из золота,

Молодые жницы?

Лучше, чем из золота:

С поля из пшеницы!

Ребята обсуждают, как они поняли смысл этой песни, задумываются о том, а как сейчас люди относятся к труду, своему дому, предметам быта. Хорошо, если ребята вспомнят пословицы и поговорке о труде, народной жизни, объяснят их смысл.

Дома предлагается нарисовать интерьер русской избы, сделав акцент на одном из запомнившихся экспонатов. В дальнейшем школьники могут прокомментировать свой рисунок, объяснить, чем запомнился тот или иной экспонат, какую роль выполняет он в крестьянском обиходе. Педагог оформляет выставку рисунков, например, к Международному дню музеев (18 мая).

Тема урока .Творческая работа

Цели урока . Закрепление понятия о музее, предметах музея

Формируемые УУД:

Познавательные. Обработка и анализ информации. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества. Доброжелательность. Самооценка.

Коммуникативные. Умение обращаться за помощью, предлагать самому помощь. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Строить монологические высказывания. Вести диалог.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Средства бучения: словари,четверостишия, разрезанные по строчкам, пазлы из фотографий музейных экспонатов

Этапы урока

задачи

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Организационный

Мотивационный

Настроить на работу

включение в деятельность на личностно значимом уровне

Сегодня нас ждёт много интересных занятий.

Хотите попробовать себя в разных ролях?

Настраивает на работу

Организует беседу

Вступают в диалог

Актуализация знаний

Повторить понятие «музей»

Загадка о музее. См. Приложение1

Что такое музей? Какие музеи знаете?

Читает загадку о музее

Отгадывают загадку

Творческая работа

Формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.

Формирование умений работать со словарем

Работа в группах .

  1. « Мастерская поэтов».

Кто такие поэты?

Составление четверостиший о музее из готовых строк. (четверостишия разрезаны на строчки, дети пытаются собрать из них стихи) См. Приложение1

Сейчас вы попробуете себя в роли поэтов: постараетесь собрать рассыпанные строчки в стихотворение.

Беседа по содержанию четверостиший

  1. Мастерская «реставраторов».

Кто такие реставраторы? Нахождение толкования по словарям

(Реставратор – это специалист по восстановлению обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде ) См. Приложение3 фото

Составление из пазлов картинок различных музейных предметов. См. Приложение2

Что можно увидеть в музеях, какие предметы?

У вас на столах лежат пазлы фотографий различных музеев. Ваша задача: собрать пазлы и подумать, в каком музее мог бы быть такой экспонат.

Индивид.работа

В какой музей вы хотели бы позвать своих родителей?

Давайте нарисуем пригласительные билеты для родителей. Что на них может быть изображено?

Инструктирует детей по правилам работы в группе

Предлагает ребятам воспользоваться словарем

Обобщает ответы детей

Оказывает индивид.помощь.

Рассаживаются по группам, составляют стихи из данных строк, вступают в диалог

Находят в словарях толкование слова.

Составляют картинки из пазлов, высказывают предположения, в каком из музеев мог бы быть данный экспонат

Обсуждают возможные рисунки.

Рисуют

Рефлексивный

Подведение итогов

Самооценка

Чем занимались на уроке?

Продолжите фразу

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я НАУЧИЛСЯ………………..

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ………………

Я ХОТЕЛ БЫ……………………………

Мне было трудно…

мне бы хотелось…

Подводит итог

Рассказывают

Приложение 1

Загадка о музее .

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

Четверостишия о музее.

***

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

***

Когда к истории хотим мы прикоснуться

Иль в мир прекрасного охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

Душой с тенями предков говорим.

***

Лишь лучшие и редкие предметы
В коллекциях музеев всего света.
Ведь еще в древнем мире мусейон
Для муз искусных был как отчий дом.

Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!

Нас вернисажи, выставки встречают,
Экскурсовод навстречу нам спешит,
И, несомненно, все мы получаем
Здесь что-то для ума и для души,

Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!

Музеи всегда привлекают своей таинственностью и духовной связью с историей. Произведения искусства разных эпох и течений, гениальные авторы, древние реликвии и до сих пор неразгаданные тайны ежегодно манят сотни тысяч посетителей. Дон Вайлдман, ведущий телешоу «Музейные загадки» на развлекательном телеканале о путешествиях Travel Channel, изучает загадочные памятки культурного и исторического наследия. В поисках неординарных историй он колесит по всему миру, чтобы создать уникальный видео экскурс по самым интересным и увлекательным местам планеты. В шоу «Музейные загадки» он посетит известные музеи в Америке, попытается раскрыть исторические тайны и своими глазами увидит объекты, о которых говорит весь мир! А в декабре Дон продолжит свое увлекательное путешествие в рамках нового шоу «Монументальные секреты», отправится в и познакомит зрителей с историей и легендами самых удивительных памятников, расположенных в , и . Предлагаем вам вместе с Доном отправиться в познавательное путешествие и узнать о самых загадочных музеях и старинных экспонатах, тайны которых до сих пор не разгаданы.

Самый загадочный музей мира

Лувр, безусловно, не только один из самых известных музеев в мире, но и один из самых загадочных. Его коллекция включает экспонаты периода зарождения древних цивилизаций и восхищает туристов со всего мира. До сих пор никто доподлинно не знает, откуда произошло само название музея. По одной из версий оно возникло от древнесаксонского слова «lower» - «крепость», по другой - как-то связано со словом «loup» - «волк», и это не удивительно, ведь Лувр построили на болотах, которые тогда были буквально заполонены волками. Еще одной загадкой музея является скульптура выставленной здесь Венеры Милосской. Историки до сих пор гадают, кто же автор этого произведения искусства и почему у скульптуры нет рук? Бытует мнение, что монумент изначально мог быть создан без этих частей тела, с другой стороны – возможно, мраморная богиня держала в руках что-то ценное... Одни исследователи утверждают, что в ее руках было зеркало, другие считают, что это было покрывало, которым она прикрывалась. В последнее время наиболее популярна история про французского посланника в , который якобы сумел раскрыть эту загадку. Он побывал у семьи Буттониов, глава которой в свое время нашел Венеру. Его уже пожилой сын ответил, что в руках у Венеры было яблоко!

Это предположение произвело настоящую сенсацию: непривычный разворот плеч Венеры, сложная поза совсем не вязались с яблоком в руках. Кроме того, для столь сложной греческой статуи яблоко несло бы скорее библейский характер.
На остров, где была найдена богиня, снаряжали не одну экспедицию, но поиски ничего не дали и никаких рук там не нашли. С другой стороны, эта невероятная история дала волю и фантазию активистам, которые создают различные модели рук и присылают их в Лувр. Иногда работники музея даже устраивают фотопоказ Венеры с руками, но удивительно то, что ни одна из моделей рук все же не подходит этой статуе.

Самая таинственная картина

«Плачущий мальчик», пожалуй, не только одна из самых таинственных, но и одна из самых известных картин в мире. Автор этого шедевра испанский художник Джованни Браголин. С первого взгляда картина абсолютно безобидна, на ней изображен маленький мальчик в слезах. При ближайшем же рассмотрении можно заметить, что мальчик не выглядит сильно расстроенным или обиженным, зато в его глазах виднеется злоба. Существует легенда, будто отец мальчика (он же автор портрета), стараясь добиться яркости, жизненности, настоящих эмоций и естественности полотна, зажигал перед лицом малыша спички, в то время, как мальчик до смерти боялся огня. Малыш плакал, а отец рисовал его эмоции на полотне. Однажды ребенок не выдержал и в страхе закричал на отца: «Гори ты сам!». Через месяц мальчик умер от пневмонии, а вскоре тело художника было найдено в его же сгоревшем доме рядом с чудом уцелевшей в пожаре картиной. На этом печальная история могла бы закончится, если бы в 1985 году с полос Британских газет не сходили заявления о том, что практически в каждом из сгоревших помещений пожарные находили репродукции «Плачущего мальчика», и самое удивительное – огонь даже не повредил их. До сих пор при одном только взгляде на картину становится не по себе.

Самый необычный механизм когда-либо созданный

В небольшом посёлке Каг в находится настоящее произведение искусства, которое носит название «Мировая машина». В 1958 году Франц Гзельманн, сын бедного фермера, увидел большую модель атома на Всемирной Брюссельской выставке. Железная скульптура «Атомиум» сразу стала символом мирного использования атомной энергии и буквально заворожила Франца. Он приобрел модель скульптуры такого атома и н задумал свой собственный проект, которому в итоге посвятил 23 года своей жизни, используя в качестве материала металлолом, подручные железяки и детали с рынков подержанных вещей.

Франц строил свою странную штуковину вокруг модели атома, добавляя колокола, часы, вентиляторы, конвейерные ленты, свистки, цепи и даже ксилофон. Его проект в итоге был завершен, конструкция длиной 6 м и высотой 3 м представляла собой сложную механическую систему, состоящую из самых различных компонентов. Даже в наши дни эта конструкция способна поразить воображение любого, с другой стороны, ее можно назвать самым странным механизмом, когда-либо созданным в мире. Дело в том, что никто так и не знает, для чего по задумке автора предназначалась эта машина! Он скрывал своё творение от семьи, пока оно не было почти полностью закончено, а затем он неожиданно умер, так и не раскрыв секрет предназначения «Мировой машины». Детали этой конструкции работают на 25 электродвигателях и выполняют разные кинетические процессы: дрожание, раскачивание, вращение, а также воспроизводят светозвуковые эффекты. В настоящее время существует множество теорий о том, почему Гзельманн посвятил лучшие годы своей жизни строительству этой сумасшедшей машины. Хотя точных ответов на вопросы еще не найдено, но до сих пор «Мировая машина» является одним из самых странных проектов в истории человечества. Хочется верить, что с помощью этого механизма Франц хотел показать и открыть самые сокровенные и скрытые дверцы человеческой души.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»