Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Все мы наслышаны про Ватикан и его Сикстинскую капеллу, которую построил папа Сикст IV в 15 веке. Но как-то не было у меня желания узнать об этом чуде света самой. И вот уже неделю я там .

Внешне она совершенно невзрачная, выглядит пристройкой к Собору Св. Петра, но внутри расписана фресками многих великих художников, а знаменита стала благодаря гению художника Микеланджело Буонаротти.

А если подробнее, то .

Микеланджело Буонаротти расписал потолок капеллы (12 000 кв. м.) за четыре года в период с 1508 по 1512 год. Ему приходилось писать лежа на спине в невыносимую жару и холод. Но потолок капеллы - это отдельный для меня рассказ, тем более,что он хорошо представлен .

Про фреску «Страшный суд»
И все же мое внимание больше приковано к алтарной стене капеллы, которую художник выполнил много позже только в 1524 году. Эту также огромную работу (200 кв. м.) он выполнял 3 года и называлась она «Страшный суд». На ней нарисованы также много (291) человеческих фигур, которые переживают Второе пришествие Христа.

Глядя на картину издалека чувствуешь прежде всего вихрь водоворота, как в калейдоскопе. И не сразу ухватываешь величие и смысл творения. И так и этак крутила я фреску, благодаря ватиканскому сайту. Потом поняла, что пожалуй необходимо сначала опустить взгляд к левому нижнему углу, где воскресают мертвецы, а потом уже подняться к фигуре Высшего Судьи (Христос) в верхней части центра картины, и затем только вместе с осужденными опустить свой взгляд в пекло преисподней. Тогда бессчетное число человеческих тел, которых как будто несет и крутит вихрем в самых различных позах, сможет распасться на отдельные персонажи. Их лучше смотреть с этого сайта , где даны очень хорошие фото фрагментов фрески.
Удивляет синий фон и атлетизм фигур. На лицах их заметны гнев, ужас, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Справа на фреске нарисованы грешники, которые склоняются под ударом судьбы, их лица и тела содрогаются от ужаса. Слева – к небу возносятся праведники, но похоже, что спасение принесло им скорее облегчение, чем радость.


В центре Христос, который карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Он окружен сиянием, без бороды, похож на молодого атлета, поднимает руку. И этот жест, скорее грозный, карающий, чем благословляющий. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вверху над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти. Под Христом в центре семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимаются вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками. В ожидании приговора содрогаются даже святые, которые окружают Христа плотным кольцом. Справа и слева стоят Петр и Павел, а у ног его сидят Лаврентий (слева) и Варфоломей (справа). Они напряженно следят за жестами Христа. Все проклятые, гонимые ужасом, низвергаются в ад, в правый нижний угол. Их уже ожидает Харон, препровождающий их в преисподнюю через Стикс. Харон свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.

И еще немного про святого Варфоломея, который держит в руках содранную человеческую кожу...

Его поза весьма необычна. Его торс и руки похожи на весы.

А кожа напоминает портрет Микеланджело.

Существует гипотеза, что Микеланджело изобразил тот момент Страшного суда, когда Христос решает судьбу самого художника.

Еще информация и фото отсюда:
Книга о Микеланджело «Муки и радости». Автор И.Стоун.

Последние изменения: Март 6, 2019

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)


Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.
Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», в своей работе он передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Портрет Томаззо Кавальери работы Микеланджело

Дева Мария и Христос на фреске Микеланджело «Страшный суд»


Это интересно!

Генрих Уильям Пфайффер говорил:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.


Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Виттория Колонна

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы.

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана

В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Святой Варфоломей

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

Святой Петр

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Тела, воскресающие после смерти, Фрагмент

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Джироламо Савонарола. Портрет

В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Возможно Вас заинтересует:

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.


Папа Климент VII решил, также как и его предшественник Юлий II, увековечить память о себе и захотел чтобы на Главной, алтарной стене, Сикстинской капеллы была написана грандиозная фреска, и 1534 году он остановился на теме Страшного суда. Микеланджело был призван завершить живописное украшение Сикстинской капеллы изображением на ее алтарной стене «Страшного Суда», а на противоположной приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним..

Из этих двух колоссальных фресок была исполнена только первая, в 1534 - 1541 гг., уже при папе Павле III
25 сентября 1534 года умер папа Климент VII. Микеланджело, на его счастье, не было тогда во Флоренции. Он давно жил в постоянном страхе. Племянник Климента VII, герцог Алессандро ненавидел его и, если бы не покровительство папы, давно бы приказал убить его. Эта неприязнь еще более возросла, когода Микеланджело, не желая способствовать большему закабалению Флоренции, отказался построить цитадель, которая господствовала бы над городом.

Микеланджело был очень занят и с облегчениеи решил, что заказ папы Климента отменён. В шестидесятилетнем возрасте, 23 сентября 1534 года, Микеланджело переехал в Рим, где и оставался до самой смерти, в 1546 году он даже получил римское гражданство.

Известно, что мастер время от времени возвращался к работе над гробницей папы Юлия II, но последние тридцать лет жизни Микеланджело ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии.

После недолгого правления папы Андриана, на папский престол был избран престарелый Павел III из дома Фарнезе, Тотчас после своего избрания новый папа вызвал Микеланджело, настаивая на том, чтобы он работал на него и оставался при нем. Он тоже хотел увековечить себя и подтвердил заказ папы Клемента

Но Микеланджело был в то время связан договором с герцогом Урбинским. Услышав это, разгневанный старик заявил: «Уже тридцать лет имею я такое желание, неужели же, став папою, его не исполню? Порву договор: желаю, чтобы ты служил мне».

По словам Вазари, Микеланджело хотел было вновь бежать из Рима, однако в конце концов «благоразумно убоялся власти папы» и подчинился ему. Власть Папы - огромна.Грозен для непокорных карающий меч Ватикана. При том же Павле III в Италии запылают костры инквизиции, а новый орден иезуитов с лозунгом «Цель оправдывает средства» вскоре проявит свою жестокую деятельность.

Папа Павел III поручил Микеланджело написать на алтарной стене все той же Сикстинской капеллы евангельскую сцену «Страшного суда» (заказ был получен в 1533-1534 гг.).

Над этой фреской почти в двести квадратных метров,самой большой фреской Эпохи Возрождения, Микеланджело работал (с некоторыми перерывами) шесть лет,один, без участия помощников.

За время прошедшее после окончания фресок потолка (1508-1512) прошло много лет. Мастер изменился. Если ранняя работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния.

Художник задумал показать, отступив от всех христианских традиций, Второе пришествие Христа как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Он осуществил свой замысел. Фреска вызывает ужас и восторг.
Апокалипсис и Данте – вот источники «Страшного суда»

Для осуществления задуманного, необходимо было подготовить стену. Пришлось закрыть 2окна, убрать две росписи с родственниками Христа (работа Микеланжело), 2 фрески с фигурами пап и фрески Перуджино (младенца-Моисея находят у реки, Поклонение пастухов, узнавших о рождении Христа).

Процесс росписи темперой сложный
Фреска писалась по сырой штукатурке, который схватывается через десять минут и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится.

Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется.
Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 - 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются. За день обычно художники расписывают 3-4 квадратных метра стены.

Кроме того, Микеланджело решал сложнейшую задачу - сочетать роспись алтарной стены с исполненной ранее фреской свода таким образом, чтобы не помешать восприятию каждой из них и вместе с тем объединить их в одном ансамбле.

«Рожденный и выросший в эпоху, когда его гуманистические идеалы и чувство обнаженного тела могли быть оценены по достоинству... Микеланджело принужден был жить в эпоху, которую не мог не презирать... Его страстью была обнаженная фигура, идеалом - сила. Но что было делать ему, если сюжеты, как "Страшный суд" , по властным незыблемым законам христианского мира должны были выражать смирение и жертву? Но смирение и терпение были так же незнакомы Микеланджело, как и Данте, как гениальным творческим натурам всех эпох.

Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить, ибо его обнаженные фигуры полны мощи, но не слабости, ужaca, но не боязни, отчаяния, но не покорности... "Страшный суд" задуман настолько грандиозно, насколько это вообще Возможно, как последний момент перед исчезновением вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом... Ибо, когда наступит катастрофа, никто ее не переживет, даже само верховное божество.
Поэтому в концепции этого сюжета Микеланджело потерпел неудачу, и иначе это и не могло быть.
Но где можно еще, даже если взять все мировое искусство Целом, ощутить такой грандиозный заряд энергии, как в том сне или, вернее, ночном кошмаре гиганта?»
Бернсон

Раздел выполнен по материалам
http://www.wga.hu/
http://http://it.wikipedia.org/wiki/

Анализ художественного языка произведения искусства. На примере картины Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"

"Страшный суд" - это, прежде всего, колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

После смерти в 1523 году папы Андриана VI папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Испытывая постоянную тревогу за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А во время посещения Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда". В 1534 году, почти через четверть века после окончания последней росписи, художник переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет и не могло быть образов жизнеутверждающей силы, характерных для художников Возрождения. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем.

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. микеланджело суд фреска сикстинский

Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).

Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят.

Справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.

Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру):

  • 1. Андрей с крестом.
  • 2. Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники.
  • 3. Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет
  • 4. Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи

У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета.

Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.

Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.

Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.

Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками.

Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.

Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния и ужаса, смотрит на происходящее вокруг.

В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников. В глубине зияет адская бездна.

Низ фрески справа занят изображением ада.

Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей.

В "Страшном суде" Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

  • n Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.
  • n Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • n Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей "Страшного суда" - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания.

Сразу же после освящения фрески "Страшный суд" в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. "И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость" (Вазари).

Фреска «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти — одно из величайших произведений всех времен и народов. Она и сегодня украшает алтарную стену в Сикстинской капелле. Созданный Микеланджело «Страшный суд» — описание и иллюстрация не просто религиозного сюжета, но катастрофы вселенского масштаба. За свою трактовку Священного Писания художник был почитаем и осуждаем одновременно как при жизни, так и на протяжении нескольких последующих веков.

Сикстинская капелла

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) жил достаточно долго даже по современным меркам. За это время он создал немало гениальных произведений. Великий скульптор и художник в Сикстинской капелле работал дважды. Первый раз, с 1508 по 1512 года, он трудился над по заказу папы Юлия II. Написанные Микеланджело библейские сказания от сотворения мира до потопа, украшающие свод капеллы, представляют собой одни из самых известных работ автора.

В следующий раз мастер оказался здесь много позже. «Страшный суд» Микеланджело создавал с 1534 до 1541 года, когда был уже пожилым человеком. Карина отразила не столько традиционное понимание сюжета, сколько переосмысление автором человека с его страхами и надеждами и его полной подчиненности судьбе.

Заказал фреску мастеру изначально папа Климент VII, умерший во время подготовительных работ к росписи. Его сменил Павел III, как и предшественник, пожелавший увековечить свое имя в истории при помощи великого произведения, созданного Микеланджело. Нужно сказать, что ему это вполне удалось. Сикстинская капелла считается сегодня лучшим вместилищем шедевров эпохи Возрождения, а вместе с именем Микеланджело в ее залах часто звучат и имена его заказчиков.

Отступление от канона

Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.

Однако главным моментом в работе великого мастера была обнаженность всех фигур, включая Христа. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все были изображены нагими, наделенными четко прорисованными телами. Через проработку поз Микеланджело добился необыкновенной выразительности картины. И именно эти два момента, обнаженные тела и представление Страшного суда в виде катастрофы, вызвало больше всего критики у современников мастера и в последующие эпохи.

Микеланджело «Страшный суд»: описание картины

Композиционно картина разделяется на несколько частей. В центре располагается фигура Иисуса Христа. Его рука воздета в карающем жесте, грозное лицо повернуто в сторону грешников. Рядом с Христом Дева Мария, она отвернулась в смятении. Мадонна не может вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь ко всему человечеству тоже не в состоянии.

Центральные фигуры окружены двумя рядами тел. В первом, ближнем, располагаются пророки и апостолы. Второй круг образован телами грешников, падающих и утаскиваемых бесами в бездну ада, и возносящихся праведников.

В нижней части фрески написаны семь ангелов, провозглашающих приход Последнего дня. Под ними открываются могилы, мертвые вновь получают тела, Харон сгоняет веслом грешников из своей лодки в адские бездны.

Круг первый

Среди святых, окружающих Христа, многие фигуры хорошо узнаваемы. Здесь присутствуют апостолы с в руках. Святые мученики изображены с предметами, приведшими к их страданиям и смерти. Это св. Себастьян со стрелами, св. Лаврентий, держащий решетку, на которой его сожгли, св. Варфоломей с ножом. Некоторые исследователи видят в искаженном лице на содранной коже, что держит мученик во второй руке, автопортрет Микеланджело.

Однако многие фигуры в этом круге остаются неузнанными из-за отсутствия характерных деталей, которые помогли бы их опознать.

Круг второй

«Страшный суд» Микеланджело — картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Здесь нет места торжеству и ликованию Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже отправляющиеся в рай кажутся ошарашенными и напуганными. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо — их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить.

Микеланджело изобразил на фреске в первую очередь людей с их страстями, делами, страхами и надеждами. В некоторых фигурах хорошо узнаваемы современники мастера. Здесь можно увидеть папу Павла III и Климента VII, церемониймейстера Бьяджо да Чезена (он изображен в виде царя душ Миноса с ослиными ушами) и одного из ярых противников картины Пьетро Аретино.

Нападки

Споры вокруг фрески разгорелись сразу же после ее завершения. По мнению одних, это был великий шедевр. Их оппоненты говорили, что мастер совершенно неподобающе обошелся с образами святых мужей и самого Иисуса, написав их нагими, осквернил капеллу такой фреской. Микеланджело даже пытались обвинить в ереси.

Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.

«Страшный суд» Микеланджело и сегодня до глубины души поражает всех посетителей Сикстинской капеллы. Он занимает весомое место как в религиозном, так и в художественном мире. Несмотря на многочисленные попытки его доработать, убрать или «облагородить», шедевр по-прежнему передает силу мысли великого Микеланджело. «Страшный суд», фото которого есть на многих искусствоведческих ресурсах, по праву считает одним из символов эпохи Возрождения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»