Мавзолей — «зловещий зиккурат» или сакральный символ нашей истории? Четыре большие лжи о захоронении ленина.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Прошло 93 года с момента наступления смертного часа для Владимира Ленина, и в течение всех этих лет его труп находится в Мавзолее в центре России. Почему Ленина не похоронили по сей день? Рассмотрим подробнее этот непростой вопрос.

Как все начиналось

Проблема захоронения вождя пролетариата впервые обсуждалась еще в 1923 году, при жизни Ульянова. Почему Ленина похоронили в Мавзолее?

Сталин на собрании Политбюро сообщил, что Ульянов не в лучшей физической форме. Иосиф Виссарионович поставил вопрос о бальзамировании тела Ленина. Троцкий выступил против этой идеи, связав ее с православными традициями почитать мощи святых угодников. Каменев разделил мнение Троцкого, сказав, что Ленин был бы против любых проявлений «поповства». Бухарин также скептически высказывался о возвеличивании тела вождя, считая, что прах вряд ли может освятить место около Кремля.

Когда Ленин умер, подобные скептические мысли не высказывались вслух. За несколько дней построили деревянный мавзолей, куда и поместили тело Ленина.

Мнение семьи

Супруга Ленина, Надежда Крупская, публично выражала свое несогласие с подобным почитанием вождя. Ее обращение было опубликовано в газете «Правда». Крупская предостерегала от возведения пышных памятников и дворцов для своего умершего мужа, аргументируя это мнение тем, что сам Владимир Ильич не придавал значения подобным вещам при жизни. Надежда никогда не была в Мавзолее и не вспоминала его в своих трудах и статьях. Остальные члены семьи также были против мумификации тела лидера коммунистов.

Некоторые историки свидетельствуют о том, что сам Ленин хотел, чтобы его похоронили на ленинградском Волковском кладбище, где находится могила его матери. Впрочем, никаких документальных подтверждений этому завещанию не осталось.

Бонч-Бруевич говорил, что гораздо позже смерти Ленина взгляды его родственников на форму захоронения вождя претерпели изменения. Идея увековечить облик Владимира Ильича настолько всех захлестнула, что все противоположные мнения были оставлены ради необходимости масс пролетариата.

Послевоенный период

После смерти Сталина был собран съезд коммунистической партии, на котором решили создать единый памятник для всех великих советских людей и там разместить останки Ленина и Сталина. Однако сооружение Пантеона прекратилось с приходом к власти Хрущева и его политикой десталинизации. Хрущев активно выступал против сталинского режима в целом, называя его «ошибкой» правителя. Тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено у стены Кремля, где и находится до сих пор.

Перестроечные времена

До периода перестройки вопрос о том, почему Ленина не похоронили, не поднимался. В 1989 году Марк Захаров впервые публично стал говорить о том, что погребение нужно. По его мнению, каждый человек имеет право на предание земле после смерти, и никто не может лишать кого-либо такой возможности. А все прочие явления - это подражание язычеству. В 2011 году Захаров еще раз выразил свое мнение на телеканале «Дождь».

После развала советского государства в обществе вновь зазвучала тема о том, почему Ленина не похоронили. Велись разговоры о том, что нужно тело вождя похоронить под землей. Петербургский мэр Собчак стал активно участвовать в полемике. Он общался с Ельциным и убеждал его захоронить тело пролетарского вождя. Собчак просил Ельцина выпустить указ о погребении, а все остальные хлопоты обещал взять на себя. Он хотел провести пышную церемонию похорон, подчеркивая особое место вождя в истории страны. Но глава государства не давал согласия на захоронение.

Многие политики поддерживали мэра Собчака в идее погребения, но считали, что нужно подождать до того времени, когда не останется ярых коммунистов в стране. Они отвечали Собчаку, что успокоение Ленина будет связано именно с исчезновением заядлых коммунистов.

В 1993 году московский мэр Юрий Лужков обратился к президенту Ельцину в официальном письме, где высказал необходимость реконструкции главной площади страны. Лужков настаивал на погребении Ленина и других личностей, похороненных в Кремле. К сожалению, Ельцин не ответил на обращение Лужкова.

90-е годы

Обсуждаемый вопрос о том, почему Ленина не похоронили, продолжал волновать многие русские умы. В 1994 году демократы во главе с Валерией Новодворской организовали пикет в центре Москвы с лозунгом о необходимости погребения тела вождя коммунистов. Власти разогнали пикет и задержали участников.

В 1999 году Ельцин, подводя итоги своего правления, в интервью газете «Известия» подчеркнул серьезность вопроса о погребении Ленина. Он заверил, что тело будет похоронено, но вот когда это произойдет, неизвестно. Ельцин ответил на вопрос о том, почему Ленин в Мавзолее, а не похоронен, связав подобное обстоятельство с важной ролью этой фигуры в жизни государства в целом. Ельцин также поддержал православного лидера Алексия II в мысли, что не в христианских традициях демонстрировать тело покойного. Президент пообещал вести детальную работу в данном направлении.

Наши дни

В 2000 году активисты партии «Союз правых сил» предложили на основе Мавзолея построить комплекс в честь исторических деятелей и захоронить Ульянова. Членам партии ЛДПР инициатива понравилась, но Госдума не приняла идею к рассмотрению, заявив о ее несвоевременности.

В 2005 году режиссер Михалков после похорон генерала Деникина сказал, что дальнейшим шагом должны быть похороны Ленина. Однако опять же идея не нашла воплощения.

В 2008 году Михаил Горбачев также высказался за идею захоронения Ульянова, однако не настаивал на конкретных сроках.

В 2011 году член Думы Владимир Мединский снова поднял вопрос о том, почему Ленин до сих пор не похоронен. Он высказался о том, что празднование годовщины смерти вождя - это нелепое мероприятие, восходящее к языческим некрофильским традициям. Мединский подчеркнул, что от тела Ленина осталось не более 10%. Мединского поддержал глава ЦИКа Андрей Воробьев, напомнив о православных канонах и человеческих обычаях.

Владимир Путин очень деликатно относится к данной тематике. На вопрос о том, почему до сих пор не похоронят Ленина, он тактично отвечает, что не нужно делать шагов, вызывающих в обществе разделение. Действующий президент большое внимание уделяет консолидации современного российского общества.

Мавзолеи мира

Мавзолеи известны с давних времен и существуют по всему миру. В Турции в IV веке до нашей эры была сооружена первая подобная постройка. Мавзолей стал гробницей карийского правителя Мавзола, прославившегося то ли жестокостью, то ли справедливостью. Усыпальница Мавзола сегодня считается одним из чудес света, правда, от нее остались одни руины.

Известен огромный мавзолей во Вьетнаме, где находится тело коммунистического лидера Хо Ши Мина.

В Китае тело революционера Сунь Ятсена помещено в мавзолей восьмиугольной формы. Усыпальница построена на средства граждан.

В Пекине в 1977 году таким же образом сохранено забальзамированное тело Мао Цзэдуна.

Известны мавзолеи в Иране, Северной Корее, на Кубе. Как видим, московский мавзолей - вовсе не уникальное творение.

Православные каноны

Многие православные граждане, тревожась о том, Ленин почему не похоронен, обосновывают свое мнение православными традициями хоронить тело под землей. Однако историк Владлен Логинов свидетельствует о том, что ремонт Мавзолея был проведен с согласия русской церкви.

Более того, в истории православия имеется немало подобных захоронений. Например, тело хирурга Пирогова после смерти было бальзамировано, положено в усыпальницу, над которой позднее возвели храм.

Православная история знает множество примеров поверхностных захоронений. Эти захоронения расположены в том числе и в храмах. Церковь не отрицает возможность похорон в раках, которые могут помещаться под пол или стоять на полу. Таким образом похоронены многие митрополиты и православные святые.

Кроме рак, использовались также акросолии - ниши в храмовых стенах. Они делались открытыми и закрытыми, в них ставили саркофаги с телами. Такие акросолии есть в Киеве, в Переяславле-Хмельницком, во Владимире, в Суздале.

Православные захоронения выполнялись не только в соборах, но и в особых пещерах. Подобные места сохранились в Киеве, Чернигове, под Псковом.

Афонских монахов до сих пор хоронят без погребения. После упокоения тела кладут под землю, через три года кости выкапывают и переносят в особые помещения, называемые костницами, где и хранят.

Обычаи католичества

Изучая христианские традиции в целом, стоит сказать и о католической церкви, которая также успешно хоронит покойных не только путем погребения. Так похоронены монахи в испанском Эскориале. В нишах собора размещены саркофаги с королевскими останками.

Тело римского папы Иоанна XXIII было бальзамировано и положено в саркофаг, а позднее в прозрачный гроб. Сейчас оно хранится в римском соборе Святого Петра.

Таким образом, обычаи христианства вовсе не предусматривают обязательного погребения тела под землей, практикуются варианты бальзамирования и захоронения на поверхности земли. Так что, поднимая тему о том, почему Ленина не похоронили, а положили в Мавзолей, говорить о кощунстве неуместно. Бальзамировать тело умершего и выставлять на общее обозрение в рамках христианских традиций никак нельзя считать кощунством.

Итак, мы рассмотрели, почему Ленин в Мавзолее до наших дней. В данной теме вопросов больше, чем ответов. Но остается надеяться, что время сможет раскрыть эти исторические тайны.

Фраза, вынесенная в заголовок, написана 93 года назад, однако актуальна она до сих пор. И поныне не утихают споры вокруг Мавзолея Ленина: одни считают, что пришло уже время вынести тело советского вождя и похоронить, другие просят оставить Мавзолей и Ильича в покое. Но почему же еще тогда, в далеком 1924-м, Ленин не был похоронен как остальные революционеры?

Сохранить тело вождя решили после смерти

В литературе часто можно встретить различные версии о том, почему и когда было принято решение о бальзамировании ленинского тела. Некоторые исследователи настаивают на том, что автором этой идеи был Сталин. Другие "фантазируют" о том, что вопрос о бальзамировании тела Ленина был решен еще до его смерти. Однако документы говорят о другом. Решение о сохранении тела Ленина родилось в дискуссиях и спорах, и уже после его смерти. Несмотря на то что окончательное решение приняло Политбюро ЦК РКП(б), немалую роль сыграло и мнение народа.

22 января 1924 г. Совнарком СССР сообщил: "21 января в 6 часов 50 минут вечера в Горках близ Москвы скоропостижно скончался Владимир Ильич Ульянов (Ленин)" 2 . В тот же день была организована Комиссия ЦИК СССР по организации похорон, в которую изначально вошли Н.И. Муралов, М.М. Лашевич, В.Д. Бонч-Бруевич, К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов, И.А. Зеленский и А.С. Енукидзе. Председателем был назначен Феликс Дзержинский 3 . Позже состав комиссии расширился, однако никто из ее членов комиссии не являлся инициатором идеи "замораживания" или "бальзамирования" Ленина.

В докладе члена комиссии Т.В. Сапронова 4 от 16 февраля 1924 г. упоминается, что идея о сохранении тела Ленина "возникла не сразу, и не в Комиссии по организации похорон, а вне ее" 5 . Сам Сапронов услышал ее от лечащего врача Ленина В.А. Обуха 6 в Колонном зале Дома Союзов 23 января в час дня во время прощания с вождем. Обух просил поддержать идею не хоронить Ленина (а именно, построить склеп) и представить ее на заседании комиссии по организации похорон. А к вечеру 23 января, как вспоминал Сапронов, "уже все говорили о том", что "на фабриках выносятся резолюции с пожеланием постройки склепа и сохранения тела Ленина" 7 .

Это же подтверждают и протоколы комиссии. 22 января на ее заседании обсуждался вопрос о гробе и могиле Ленина. Было решено заказать цинковый гроб и "могилу вырыть перед могилой Свердлова на Красной площади" 8 . На следующий день, 23 января, на заседании комиссии обсуждалось устройство склепа. Было рассмотрено два его варианта: с открытым гробом (что давало бы возможность видеть покойного) и замурованным.

На следующее утро членам комиссии необходимо было представить проект склепа в Политбюро. Однако мнения разделились 9 . Сапронов выступал за захоронение в закрытом гробу. В.А. Аванесов 10 считал, что будет тяжело видеть Ленина мертвым, поэтому предлагал только на время сделать гроб открытым, затем похоронить его. Бонч-Бруевич 11 также высказывался за захоронение Ленина. Ярым противником сохранения тела вождя был Ворошилов, обосновывая свою позицию тем, что это будет похоже на канонизацию и "создание мощей Ленина". Он уверял всех, что сам Ильич был бы против этого.

Были и сторонники сохранения тела Ленина. Муралов 12 настаивал на создании склепа, который бы давал возможность всем приезжающим делегатам видеть Ильича. Дзержинский и вовсе говорил, что для него нет вопроса о сохранении тела Ленина. По его мнению, тело нужно забальзамировать. Возможно ли это сделать на долгое время - в этом Железный Феликс сомневался.

Политбюро проголосовало за склеп

Итогом обмена мнений стал доклад, подготовленный Сапроновым и Бонч-Бруевичем. 24 января он был передан в Политбюро 13 . 25 января Президиум ЦИК СССР принял постановление о сохранении тела Ленина в склепе у Кремлевской стены на Красной площади 14 . В этот же день решение было утверждено на заседании Политбюро 15 . В его постановлении говорилось: "Гроб с останками Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для обозрения". На постановлении имеются записи о голосовании: "Молотов - "за", Каменев - "за", Сталин - "согласен", Зиновьев - "за", Томский - "за", Рудзутак - "согласен", Калинин - "согласен". Интересно, что упоминается и Рыков, но напротив его фамилии запись о его согласии отсутствует. Остается только гадать, был ли преемник Ленина на посту председателя Совнаркома против или воздержался.

Президиум ЦИК СССР принял решение о сохранении тела Ленина с формулировкой "идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями и обращениями". Публикуемые нами письма - это малая часть тех самых "обращений", в которых простые рабочие и члены РКП(б) просят сохранить тело Ленина. Кто-то - только для того, чтобы все желающие смогли проститься с "учителем", а кто-то - и ради будущего, в котором все смогут увидеть "величайшего человеческого гения своими глазами".

Публикуемые письма хранятся в РГАСПИ в фонде Комиссии ЦИК СССР по организации похорон В.И. Ульянова (Ленина) (Ф. 16. Оп. 1. Д. 100). Документы воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей, выявленные опечатки исправлены и не оговариваются. Сокращения раскрыты в квадратных скобках.

Публикацию подготовила Анна Кочетова, кандидат исторических наук, заместитель начальника отдела РГАСПИ.


N 1. Письмо члена РКП(б) Я.Ю. Ф.Э. Дзержинскому

Председателю Комиссии по организации похорон Владимира Ильича тов. Дзержинскому от члена РКП Я.Ю.

Я не могу замолчать предложения, засевшие у меня в голове.

Ленин, неповторимый Ленин, небывалый Ленин умер.

И похороны его праха не могут быть похожими на все бесчисленные другие похороны его друзей, его врагов. Предать его тело земле! И во всякой другой смерти тоже. Нет, нужно другое. Нужен яркий символ его бессмертия. Я предлагаю: благостный прах Ильича испепелить и драгоценный пепел собрать в урну.

Крематория нет. Мы сделаем это на вагранке 16 . Это и будет что-то символическое в этом последнем обслуживании Ильича с вагранкой.

В урну бережно собрать его, дорогого нашего, останки. Урне придать форму снаряда (гранаты). Этот снаряд (гранату) с этим "динамитом" поставить в ЦК РКП, как символ и постоянное напоминание грядущей победы Ильичевой мысли и воли над капиталом - миром порабощенья и зла. Еще такой же снаряд нужен Коминтерну, и ЦИКу, и СНК. Пусть будут снаряды. Никакая мерка... 17 к этому случаю не подходит. Кощунства для нас также нет. Ильич навсегда останется на земле (а не в земле), навсегда с нами. Мой рассудок не вмещает Ильича и [траурных] похорон.

Необычаен был наш вождь, необычайны должны быть и похороны его.

Он будет вторым после ветхозаветного Моисея вождем, у которого не будет могилы.

Мой рассудок не вмещает могилы Ильича против ГУМа, против его самоваров, парфюмерий, колбас и соков.

Еще одно для защиты моего предложения: вспомните похороны Фердинанда Лассаля.

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 2-2об.
Подлинник. Автограф.

N 2. Письмо А.С. Шер в Комиссию ЦИК по организации похорон В.И. Ленина

Комиссии Центрального исполнительного комитета по организации похорон Владимира Ильича

Место вечного покоя величайшего борца за освобождение всего угнетенного человечества безусловно превратится в место паломничества рабочих и крестьян, а вид "физического" дорогого Ильича безусловно будет служить таким же вечным источником революционной неиссякаемой бодрости, которую воплощал собою дорогой Ильич.

Я уверен, что разделяю жгучее желание многих, многих миллионов рабочих, которым так сильно нужна была и дорога была жизнь бессмертного великого Ильича, как нам всем, если предложу священное для нас всех тело дорогого нам всем Ильича не предавать земле, а сделать тело по возможности нетленным и физически видимым.

Для этого необходимо тело набальзамировать и поместить в стеклянный гроб, герметически запаянный, к которому приделать воздушный насос для выкачивания время от времени воздуха из гроба. Пространство между стенками гроба и тела заполнить квасцами 18 (Alumen), или же абсолютно чистым спиртом, или смесью спирта с глицерином, но предполагается способ сухой, который в состоянии предохранить разложение на десятки лет.

А.С. Шер

P.S.: оригинал сего письма послан мною 22 с/м, но так как оно отправлено простым, то считаю необходимым повторить его заказным.

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 3-3об.
Подлинник. Автограф.

N 3. Телеграмма от имени заседания Шарлыкского волостного комитета РКП(б) и исполкома (Оренбургская губерния) Ф.Э. Дзержинскому

Сироты-дети - последователи учителя и дорогого вождя Владимира Ильича Ленина [на] траурном заседании волкома, волисполкома [и] ком[итета] профсоюзов постановили: просить Комиссию [по] похоронам труп Ленина не зарывать [в] землю как обыкновенного смертного, не скрывать с наших глаз, ибо большинство последователей не видели лица, от которого можно много узнать и чувствов ать. Оставить забальзамированным. Мы сплоченными рядами должны заменить фигуру Ленина.

Шарлыкский волком Оренбургской губернии

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 4. Подлинник.
Телеграфная лента на бланке.


N 4. Письмо рабочих строительной конторы выставки Высшего Совета народного хозяйства редактору газеты "Рабочая Москва" Б.М. Волину

Глубокоуважаемый тов. редактор

Рабочие и служащие Строительной конторы при Постоянной промышленной показательной выставке Высшего Совета народного хозяйства просят не отказать поместить на страницах "Рабочей Москвы" или же довести до сведения Комиссии по проведению похорон Владимира Ильича нашу мысль об увековечении памяти дорогого Владимира Ильича. Так как обычные способы увековечения памяти великих людей (памятники, мавзолеи и прочее) определенно неприменимы в силу своей шаблонности к Величайшему из великих, то мы хотели указать на то, что было бы хорошо, если бы можно было сохранить на долгое время останки дорогого учителя путем бальзамирования его тела и помещения в прозрачное помещение с удалением оттуда воздуха или какого-либо другого способа сохранения Его останков в неприкосновенном виде. Мысль о том, что Ильич физически остался и Его можно видеть необъятным массам трудящихся, хотя и недвижимым утешило бы горе утраты и подняло бы упавший дух малодушных товарищей и вдохновляло бы на дальнейшие бои и победы.

Рабочие и служащие Строительной конторы

Постоянной промышленной выставки ВСНХ 20

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 5. Подлинник.
Машинописный текст с рукописной вставкой. Подписи-автографы.


N 5 Письмо членов РКП(б) Дятлова и Георгиевича в редакции газет "Правда", "Известия" и "Рабочая Москва"

В редакцию газет "Правда", "Известия СССР" и "Рабочая Москва"

Дорогие товарищи! Обращаемся к Центральному и Московскому комитету РКП с глубокой просьбой не оставить наш голос вопиющим в пустыне. Утрата дорогого нашего Вождя тов. Ленина ничем и никем не возместится, так не убирайте же, не закрывайте его землей от миллионов жаждущих все же увидеть его, хотя бы в последний раз. Глубоко уверены, что это было бы желанием всех, выразить языком цифр (сотен миллионов). И потомство наше также бы имело возможность видеть хоть силуэт человека, воплотившего в жизнь Мировую Революцию. Оставьте его поверх земли на Красной площади, как неиссякаемый источник вдохновения идей ленинизма на благо трудящихся всего мира.

Этим дадите возможность увидеть его всем страждущим, и ко времени 10 лет советской власти подготовимся к достойным его похоронам с преданием земле, а сейчас его никто не должен убирать, он должен быть среди нас, под обязанностью каждого должно быть - как это осуществить. Мы же просим Вас проработать это спеша, как бы не опоздать. Все остальное должен хранить безотлучный почетный караул и вера Вас в самих себя.

Члены РКП NN 140008 - Дятлов,

128880 - Георгиевич, 131025 - ... 21

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 8-8об.
Подлинник. Рукописный текст.

N 6 Письмо И.А. Добжинского в ЦК РКП(б), МК РКП(б) и редакцию газеты "Рабочая Москва"

г. Москва

В ЦК и МК РКП(б)

копия - в редакцию "Рабочая Москва"

от рабочего Ф[абри]ки учеб. пос. МОНО,

члена М[осковского] Совета и РКП,

секретаря комячейки

Исидора Антоновича Добжинского

Уважаемые товарищи!

Смерть нашего дорого, незабвенного товарища, друга и вождя - Ильича на жизненном пути миллионов рабочих и в частности моей жизни явилась самой большой вехой, которая будет видна с самой последней ступени нашей жизни, как бы она продолжительна ни была, а в жизни нашей партии и всего трудящегося человечества она является громаднейшим маяком, от которого будут откладываться целые эпохи, по широкой торной дороге ленинизма, по которой наш незабвенный учитель Ильич завещал нам пути, по которой мы твердо и уверенно пойдем, и пойдут так же по ней и наши поколения.

Нет слов у меня, чтобы передать чувство горя и скорби, пережившего мною вместе с миллионами трудящихся и угнетенных, потому что не было еще более близкого человека, отца, близкого родственника сердцу рабочего и труженика, чем был усопший дорогой Ильич!

Поэтому считаю, что тело его ни в коем случае не должно быть зарыто в землю наравне со всеми смертными, а должно оставаться постоянно на поверхности - на наших глазах, как свидетельство его бессмертных дел, с тем чтобы каждый отдельный трудящийся, как и отдельные отряды рабочего класса, а равно рабочий класс в целом в дни поражений или побед над своими врагами в дни радости или скорби своей жизни могли бы над гробом павшего в боях незабвенного своего вождя вспомнить чувство, которое мы в эти дни переживаем, подумать и проверить, насколько выполнен нами завет Ильича и правильно ли мы идем по намеченной им дороге.

Конкретно, как сохранить тело дорогого нашего Ильича на поверхности, я думаю можно сделать таким образом: на Красной площади нужно соорудить большой памятник борцам нашей Революции вроде памятника против М осковского Совета, на вершине которого поставить бронзовый бюст Ильича, а по бокам написать имена всех коммунаров, похороненных до сих пор на Красной площади; в пьедестале памятника устроить пещеру с окнами, железными ставнями и дверями, в которой поставить забальзамированное тело Ильича - в открытом гробу под стеклянной крышкой, куда устранить доступ воздуха. На пьедестале с наружной стороны можно изобразить несколько картин - самых характерных моментов нашей Революции. Открывать ставни в окнах пещеры можно будет только в необходимых торжественных случаях (напр[имер], в дни Траура и прочее).

Надеюсь, что этим предложением выражаю не только свое искреннее желание, но и всей своей комячейки, всех беспартийных рабочих нашей ф[абри]ки, как равно и миллионов трудящихся, прошу т[оварищей] в ЦК и МК обсудить серьезно это предложение и устроить что-нибудь в этом роде и ни в коем случае не зарывать тело нашего дорогого Ильича в землю!

С ком[мунистическим] прив[етом]

И. Добжинский

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 10-10об.
Подлинник. Автограф.


N 7 Телефонограмма рабочих фабрики "Освобожденный труд" им. Петра Алексеева и им. Таратуты И.В. Сталину с просьбой похоронить В.И. Ленина на Красной площади

г. Москва

В. Срочно

Лично ЦК РКП(б) тов. СТАЛИНУ

Организации рабочих фабрики "Освобожденный труд" имени Петра Алексеева и имени Таратуты просят Вас принять следующее предложение: "Тело глубоко уважаемого ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА советуем похоронить на середине Красной площади, дабы каждый рабочий, крестьянин, проходя Красную площадь, мог умственно и сердечно сообщаться дорогим ИЛЬИЧЕМ".

Подписали: Комячейка Кирпичев,

завком Спиридонов, Администрация фабрики Маслов, Калиш, Ячейка РКСМ Савичев,

Женотдела Краюшкина.

Помета: "т. Товстухе".

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 11.
Копия. Машинописный текст.


N 8. Письмо рабочего Окуловских писчебумажных фабрик В. Павлова в редакцию газеты "Московская правда" и ЦК РКП(б)

В редакцию Центрального органа партии "Московская правда" и "Центральный комитет партии"

Нет товарища ИЛЬИЧА - это тяжелая весть громовым внезапным ударом отразилась в наших сердцах, но мы выражаем надежду, что начатая ломка мирового капитализма продолжится, и неизбежен скорый час торжества мирового пролетариата над развалившейся в прах структурой капиталистических построений.

Но Ильич, боровшийся всю жизнь за гегемонию пролетариата, будет предан земле.

Нет, по моему мнению, будущее поколение должно увидеть величайшего человеческого гения своими глазами. Будущим научным деятелям необходимо будет изучать строение черепа великого человека, а потому предлагаю труп Ильича не предавать земле, а забальзамировать по способу египетских мумий и поместить в Центральный музей.

Этим самым рабочие будущих веков всегда будут иметь возможность своими собственными глазами увидеть труп (забальзамированный) великого человека.

Рабочий Окуловских писчебумажных фабрик

Владимир Павлов

P.S.: Если найдете возможным, то предложите Комиссии по погребении Ильича обсудить этот вопрос.

Жаль, медицина, делающая на страницах печати громаднейшие успехи, не могла спасти жизнь любимого вождя пролетариата.

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 13.
Копия. Машинописный текст.

N 9. Письмо рабочих ткацкой фабрики Трехгорной мануфактуры в редакции газет "Известия", "Правда", "Рабочая Москва", "Рабочая газета"

В редакцию газ[ет]: "Известия СССР", "Правда",

"Рабочая Москва", "Рабочая газета"

от рабочих Ткацкой фабрики Трехгорной мануфактуры (б[ывшей] Прохоровки)

Мы, рабочие вышеозначенной фабрики, глубоко потрясены смертью нашего дорогого руководителя и отца Коммунизма Вл. Ил. Ленина, узнав, что тело нашего Ильича будет зарываться в землю, просим Редакции поднять вопрос перед ВЦИК и ЦК РКП(б), чтобы тело нашего учителя и вождя осталось не в земле, а сделать для его тела склеп, ввиду того, что в такой кратчайший срок нет никакой возможности всему нашему Союзу трудящихся, а также трудящимся всех стран отдать последний долг Ильичу, а также оставить в памяти будущему поколению 22 .

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 15-15об. Подлинник.
Рукописный текст. Подписи-автографы.

N 10. Письмо рабочих завода N 30 "Красный поставщик" в Комиссию ЦИК СССР по организации похорон В.И. Ленина

В Комиссию по похоронам В.И. Ленина

Уважаемые товарищи!

При обсуждении вопроса о похоронах Ильича у нас запала гениальная мысль: не спускать его в землю, а, построив возвышенное место на Красной площади, установить его в стеклянном гробу заспиртованного так, чтобы настоящее столетие, как и мы, так и наши дети обращали бы взор на дорогого нам ИЛЬИЧА.

Рабочие завода N 30 "Красный поставщик" 23

*И многие рабочие к этому присоединяются* 24 .

Ф. 16. Оп. 1. Д. 100. Л. 17. Подлинник.
Машинописный текст. Подписи-автографы.

1. Из письма членов РКП(б) Дятлова и Георгиевича в редакции газет "Правда", "Известия" и "Рабочая Москва" с просьбой не предавать тело В.И. Ленина земле от 24 января 1924 г. (см. Документ N 5)
2. См. "Известия". 1924. 24 января. N 19.
3. Там же.
4. Сапронов Тимофей Владимирович (1887-1937) - российский революционер. С 1921 г. - зам. председателя ВСНХ, в 1921-1924 гг. - член Президиума и секретарь ВЦИК, председатель Малого Совнаркома.
5. РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 109. Л. 1-7.
6. Обух Владимир Александрович (1870-1934) - лечащий врач В.И. Ленина, один из организаторов системы советского здравоохранения. В 1919-1929 гг. - зав. Московским городским отделом здравоохранения, член Президиума Моссовета.
7. РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 109. Л. 1.
8. РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 17. Л. 1. Протокол Комиссии N 1 от 22 января 1924 г.
9. РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 20. Л. 4.
10. Аванесов Варлаам Александрович (1884-1930) - российский революционер, в 1920-1922 гг. - член Коллегии ВЧК, в 1920-1924 гг. - член Коллегии Наркомата госконтроля РСФСР, зам. наркома Рабоче-крестьянской инспекции. В 1924-1925 гг. - зам. наркома внешней торговли СССР.
11. Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873-1955) - российский революционер, в 1918-1920 гг. - управляющий делами СНК, в 1918-1919 гг. - руководитель издательства "Коммунист", с 1920 г. - на научной работе.
12. Муралов Николай Иванович (1877-1937) - российский революционер, с августа 1920 гг. - член коллегии Наркомата земледелия, с марта 1921 г. - командующий войсками Московского военного округа.
13. РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 21. Л. 1.
14. РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 101. Л. 1.
15. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 396. Л. 58. Протокол N 65 от 25 января 1924 г., п. 35.
16. Вагранка - заводская печь для переплавки чугуна.
17. Слово написано неразборчиво.
18. Квасцы - двойная сернокислотная соль алюминия, хрома, железа и щелочного металла или аммония, в форме кристаллов. Употребляется в технике и как дезинфицирующее средство.
19. Текст вписан черными чернилами.
20. Далее 8 подписей-автографов рабочих.
21. Подпись неразборчива.
22. Далее следуют 93 подписи.
23. Далее следуют 3 подписи рабочих.
24. Текст вписан синими чернилами.

Краткий исторический ликбез для различного рода псевдоисториков, псевдоаналитиков, псевдогеополитиков, псевдопатриотов, псевдонационалистов, а также для тех представителей молодого поколения, кому они успели запудрить мозги – КВ

Ложь первая. Основной пропагандистский удар концентрируется на внушении общественному мнению идеи захоронения Ленина. И здесь подлый расчет очевиден – какой нормальный человек будет возражать против захоронения останков умершего. Хотя в случае с Лениным речь идет о перезахоронении.

Казалось, очевидная для всех вещь – Ленин захоронен. Как основатель Российской Федерации и СССР Владимир Ильич Ленин захоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 года.

Кстати, и у современников не возникало сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные статьи и заметки января-марта 1924 года пестрели заголовками: «Могила Ленина», «У могилы Ильича», «На могиле Ленина» и т.п.

И форму захоронения определил высший орган власти страны - II Всесоюзный съезд Советов – в земле, на глубине трех метров в склепе, над которым возведен Мавзолей. Кстати, за это решение голосовала и делегат съезда, вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская.

Даже рассматривая захоронение В.И.Ленина с позиций современного законодательства, а оно учитывает и существующие православные культурные традиции русского народа, следует признать склеп и Мавзолей над ним полностью соответствующими современным законам Российской Федерации. Забальзамированное тело Ленина покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. В статье 3 этого закона говорится: «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)». А тело Ленина, напомним еще раз, захороненное в склепе (сводчатой гробнице, заглубленной в землю).

Подмену понятий «захоронение» и «перезахоронение» в массированном информационном потоке обычному гражданину заметить трудно: ведь очень высок уровень режиссуры – все государственные СМИ, включая телевидение, даже «независимые» информагентства и либеральные оппозиционные издания пишут только о «захоронении», тщательно скрывая подмену понятий.

Политическим инициаторам перезахоронения очень не выгодно предстоять перед лицом общественности в обличье гробокопателей. Отсюда и ложь о необходимости захоронения, которой нет.

Ложь вторая. Тело Ленина выставлено на обозрение, покоится не по-христиански, не предано земле.

Напомним публичное заявление родной племянницы Ленина Ольги Дмитриевны Ульяновой: «Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований. Даже религиозных. Саркофаг, в котором он лежит, находится на три метра ниже уровня земли, что соответствует и захоронениям по русскому обычаю, и православному канону».

Саркофаг с гробом Ленина в склепе под Мавзолеем

Ольга Дмитриевна не раз уже давала отпор гробокопателям, утверждающим, что якобы Ленин захоронен не в соответствии с народными традициями, вне рамок православной культурной традиции. Напомним, в этой связи, также информацию Г.А.Зюганова о консультациях руководства СССР с представителями Русской православной церкви при проведении очередных реконструкционных работах в Мавзолее: «Вновь хочу подчеркнуть, что форма захоронения В.И.Ленина не противоречит нашим национальным традициям и православным канонам. Когда 30 лет назад в СССР вели реконструкцию Красной площади, то власти консультировались с представителями Русской православной церкви. Было подтверждено: соблюдено одно из главных условий традиции: тело Ленина захоронено в усыпальнице более чем на два метра ниже уровня земли».
На счет того, что тело не предано земле, ответ дан уже исходя из положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле»: захоронение в склепе и есть форма захоронения в земле.

А теперь по поводу обозрения захороненного тела. Такой ли уж это исключительный случай в практике захоронения великих, прославленных людей в странах с сильной христианской культурной традицией?

Самый известный пример захоронение в открытом для обозрения саркофаге великого русского хирурга Николая Пирогова под Винницей. Саркофаг с гробом великого ученого помещен в склеп, что является одной из форм захоронения в земле и вот уже почти 130 лет выставлен на обозрение. Как написано в определении Святейшего Синода в Петербурге «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик»

Саркофаг с гробом Н.Пирогова в склепе

А вот выдержка из заключения Председателя комиссии ЦИК Союза ССР по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) Ф. Дзержинского: «Идя навстречу пожеланиям широких масс Союза ССР и других стран - видеть облик покойного вождя, комиссия по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) решила принять меры, имеющиеся в распоряжении современной науки, для возможно длительного сохранения тела».

Чем в данном случае решение государственного органа Российской Империи, которым был Святейший Синод, разрешивший «лицезреть светлый облик» усопшего ученого Пирогова его ученикам и почитателям, отличается от такого же решения высшего органа государственной власти в лице Съезда Советов и ЦИК СССР? Ничем? Тогда почему по первому поводу все спокойно, а по второму стоит вселенский гвалт?

Как видим, в случае с шумом вокруг формы захоронения Ленина на лицо политическое лукавство, прикрытое некоторыми псевдорелигиозными заклинаниями.

Ведь никто ни в случае с Пироговым, ни тем более в случае с Лениным не ставит вопрос о копировании практики отношения к мощам святых, канонизированных Церковью. Никто тел Пирогова или Ленина по стране для поклонения верующими, как это поступает Церковь с мощами святых, не возит. К забальзамированным телам усопших великих людей никто не прикладывается. Всем понятно, что их нетленность – это признание их заслуг перед людьми (государством, обществом, различными сообществами и т.п.). Всего лишь граждане, которые почитают столь великих государственного и научного деятелей, заходя в склеп, получают возможность «лицезреть светлый облик».

Кстати, в такой яро католической стране сходный подход был при погребении «начальника государства», отца-основателя Второй Речипосполитой маршала Пилсудского, у которого отношения с официальной церковью были также далеко не безоблачными. Он из католичества переходил в протестантство, затем опять в католичество. Да и майский переворот 1926 года, устроенный основателем государства был весьма кровавым. Да и в создании концлагерей Пилсудский очень хорошо отличился. Но… основатель государства. Хотя католическая церковь даже занималась после захоронения перетаскиванием его останков по вавельским склепам, чем был спровоцирован конфликт епископата с президентом Мостицким.

Напомним, Пилсудский был захоронен в 1935 году в Вавельском замке, в склепе в стеклянном гробу. Но бальзамирование оказалось малоэффективным. В итоге было оставлено только небольшое окошко, которое в настоящее время закрыто.

Первоначальный стеклянный гроб отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского до переноса его в склеп под башней Серебряных Колоколов в Вавеле

Ложь третья. Продолжают предприниматься попытки внушить обществу, что нужно выполнить последнюю волю Ленина, якобы завещавшего похоронить себя рядом с матерью на Волковом кладбище в Ленинграде. Эта ложь ходит по миру с тех пор, как ее впервые озвучил на одном из заседаний Съезда народных депутатов СССР, транслировавшемся в прямом эфире, некто Карякин. Затем небылицу подхватил папа нынешней светской львицы и наставник Путина Анатолий Собчак.

Из заявлений Ольги Дмитриевны Ульяновой однозначно ясно: «Попытки доказать, что существует завещание о том, чтобы его похоронили на Волковом кладбище, несостоятельны. Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте - в 53 года, и естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу - как строить совершенное государство».

Ученый и публицист А.С.Абрамов, Председатель правления Благотворительной общественной организации (фонда) сохранения Мавзолея В.И.Ленина приводил не раз в СМИ ответ РЦХИДНИ (это бывший Центральный партийный архив) на запрос администрации Ельцина по поводу завещания Ленина. В официальном ответе президенту РФ сказано, что «не имеется ни одного документа Ленина, его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище».

Прав А.С.Абрамов, утверждающий, что даже с житейской точки зрения доводы о Волковом кладбище насквозь лживы. Ведь Ленин уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены.

Ложь четвертая. Нужно убрать Мавзолей и Некрополь героев советской эпохи, так как нельзя превращать Красную площадь в кладбище. Историческая безграмотность авторов этого довода очевидна. Территория Собора Василия Блаженного или «Собор Покрова, что на рву» - это тоже древнейшее кладбище. Что господа-единороссы, собор будете взрывать и могилы раскапывать, чтобы вам было уютнее организовывать катки и эстрадные шоу? А другие державные захоронения в соборах Кремля вам веселиться не мешают?

Красная площадь в нынешнем виде – это сформированное в РСФСР и СССР место власти. Здесь сосредоточие символов всех исторических эпох – от Московской Руси (роль места власти здесь играло Лобное место) до СССР (государственная трибуна и захоронения отца-основателя нынешней Российской Федерации и героев советской эпохи). И нынешние правители Российской Федерации, организуя парады в честь Дня победы СССР во второй мировой войне, де-факто признают этот высочайший статус Красной площади.

На большом торжище, которым до Ленина и Сталина была Красная площадь, парады Победы не проводят. Почему-то на Черкизовском рынке государственные церемонии явно смотреться не будут.

Поэтому как неуютно и неприятно Вам, господа временные из «Единой России», придется терпеть при отправлении ритуалов власти на Красной площади и Ленина в Мавзолее, и могилу Сталина, и все захоронения героев эпохи РСФСР и СССР. Без этого у нынешней власти нет даже видимости исторической легитимности.

Вообще варварство и дремучесть современных российских западников-либералов поражают. Попробовали бы они в какой-нибудь из стран НАТО заикнуться про разрушение или гробокопательство, скажем в мавзолее президента Гранта в Нью-Йорке (символ триумфа в Гражданской войне Севера над Югом), мавзолее отца-основателя современной светской Турции Ататюрка. Или заговорить о «предании земле» отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского или императора Наполеона, чьи гробницы выставлены на обозрение.

Как видно, вся аргументация некрофобов из различных партий и прочих либеральных подпевал шита белыми нитками. Налицо попытка свести исторические счеты с великой советской эпохой на фоне никчемности нынешней власти, все более показывающей свою государственную несостоятельность на фоне реальных достижений СССР.

Как еще чтят народы своих великих государственных деятелей


Захоронения московских государей в Архангельском соборе Кремля


Так первоначально выглядела гробница Козьмы Минина в Нижнем Новгороде


Гробница императора Наполеона в республиканской Франции


Пантеон в Риме. Начиная с эпохи Возрождения его использовали как гробницу. Среди тех, кто был захоронен тут, такие великие люди, как Рафаэль и Карраччи, композитор Корелли, архитектор
Перуцци и два короля Италии - Виктор Эммануэль II и Умберто I


Нью-Йорк. США. Триумф Севера над Югом. Мавзолей американского президента Улисса Гранта (1897 г.) в манхеттенском парке Риверсайд. Фотография времён Первой мировой войны: мимо мавзолея Гранта проплывают военные корабли.


Мавзолей отца-основателя современной Турецкой Республики Ататюрка. Как видно, в странах НАТО с цивилизованностью и мавзолеями все в порядке.

С.П.Обухов

Ежегодно, к очередной годовщине Октябрьской революции, дням рождения и смерти Владимира Ленина поднимается тема захоронения тела основателя Советского государства.

Как правило, лица, делающие подобные заявления, за исключением самых одиозных персонажей, заявляют, что никакой политики в их предложениях нет. Говорится о том, что Ленин не похоронен по-христиански, что похорон вообще не было, что такой метод захоронения вообще не соответствует традициям и так далее.

Разберем самые распространенные мифы, связанные с Мавзолеем Ленина.

1.Мавзолей — дикая и варварская традиция, давно не существующая в цивилизованных странах

Захоронения в мавзолеях — распространенная практика. Основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк похоронен в мавзолее «Антыкабир» в Анкаре. Французский Пантеон, усыпальница выдающихся людей Франции, является мавзолеем. Могила Наполеона в Доме инвалидов также представляет из себя мавзолей.

Если говорить о мавзолеях, в которых хранятся забальзамированные останки выдающихся людей, то еще в 1881 году подобным образом был захоронен в Виннице выдающийся русский хирург Николай Пирогов . Любопытно, что захоронение Пирогова было одобрено Русской Православной церковью.

Также вряд ли у кого-то повернется язык назвать варварским государством Китай. Однако там по сей день функционирует мавзолей Мао Цзэдуна .

2.Ленин не похоронен по-христиански

Прибегающие к этому аргументу упускают из виду важное обстоятельство: и Советский Союз, и современная Россия — светские государства, поэтому апеллировать в вопросах захоронения к христианским традициям, равно как и к традициям других религиозных конфессий, нельзя. Кроме того, сам Владимир Ленин являлся атеистом, и попытки применения к его телу церковных обрядов являются прямым оскорблением памяти умершего.

3.Похорон Ленина вообще не проводилось

Похороны Владимира Ильича Ленина состоялись 27 января 1924 года. Основатель Советского государства был захоронен в мавзолее. Выше уже было объяснено, что подобная практика не является уникальной. Тело Ленина находится ниже уровня земли, что соответствует и нормам христианской церкви, практикующей захоронения в подземных помещениях храмов без фактического предания тела земле.

4.Ленин завещал похоронить себя рядом с могилой матери в Петербурге

Миф о подобном завещании появился во время перестройки. Один из самых известных его распространителей — Анатолий Собчак . Во время выступления на Съезде народных депутатов СССР Собчак заявил следующее: «Предлагаю достойно завершить нашу работу, приняв следующее решение: выполнить последнюю волю Владимира Ильича Ульянова (Ленина), захоронив его, в соответствии с религиозными и национальными обычаями нашего народа и в соответствии с его завещанием, со всеми подобающими почестями на Волковом кладбище в Ленинграде».

Ни сам Собчак, ни его последователи ни разу не представили само завещание, где якобы была выражена эта воля. Причина одна: такого документа никогда не существовало в природе.

5.Некрополь в самом центре города — это ненормально

Чем древнее город, тем ближе к историческому центру располагаются захоронения знаменитых людей. Москва в этом отношении отнюдь не исключение. Претензии к некрополю у Кремлевской стены выглядят по меньшей мере странно, если вспомнить, что по другую ее сторону располагается некрополь Архангельского собора, где захоронены более 50 великих князей и царей, начиная от Ивана Калиты. Причем некрополь Архангельского cобора не единственный на территории Кремля. Возникает вопрос: чем захоронения одной эпохи русской истории хуже, чем захоронения другой?

Кроме того, нынешний некрополь у Кремлевской стены не первый. До конца XV века москвичей в этом месте хоронили постоянно, так как на этом сравнительно небольшом участке находились 15 погостов.

6.Мавзолей и кладбище не могут находиться там, где проводятся массовые праздники, концерты и народные гуляния

Народные гуляния не проводятся непосредственно на могилах. С таким же успехом можно предъявить претензии к Новодевичьему кладбищу, расположенному в непосредственной близости от главного спортивного комплекса страны: «Лужников». При этом у сторонников данной концепции почему-то не вызывает ужаса тот факт, что Красная площадь была местом казней, и, к примеру, по велению Ивана Грозного там с людей живьем сдирали кожу, а также варили приговоренных в кипятке. Причем происходило это примерно на том самом месте, где теперь зимой люди радостно проводят время, катаясь на коньках.

Подводя итог, можно констатировать: никаких реальных препятствий для сохранения Мавзолея и некрополя у Кремлевской стены в современном виде не существует. Принятие такого решения будет делом исключительно политическим, вполне в духе проводимой на Украине декоммунизации или сноса памятников советским воинам в Польше.

Мавзолей Ленина – главная достопримечательность Москвы после Кремля. Хотя по мне так странно называть чью-то могилу достопримечательностью, пусть даже это могила вождя мирового пролетариата. Мавзолей находится на Красной площади у южной стены Кремля под Сенатской башней. Как построили его в 1930г., так он там до сих пор и стоит. Правда, каменный мавзолей стал не сразу, первоначально он был деревянным и его не один раз перестраивали. Первый временный мавзолей построили через 6 дней после смерти Ленина – 27 января 1924г. Но уже в августе его под руководством архитектора А.В.Щусева, выигравшего «тендер» на строительство мавзолея, перестроили в постоянный. А через 6 лет тот же архитектор Щусев строит дедушке Ленину каменный мавзолей.

Многие желающие попасть в мавзолей Ленина ищут в Интернете про цены на билеты в мавзолей , их стоимость. Тут нужно сказать сразу, что посещение мавзолея бесплатное. Это, похоже, единственная достопримечательность Москвы, за которую не нужно платить. Только открыт мавзолей не долго. Часы работы - с 10 до 13 во вторник, среду, четверг и субботу. Из-за большого количества желающих увидеть Ильича и всего 3-х часов работы мавзолея к нему постоянно большая очередь. Как правило, она тянется от Александровского сада до Красной площади. Пускают в мавзолей группами, человек по 20. Перед этим нужно пройти через металлоискатель, сдать все фотографирующие и снимающие устройства: фотоаппараты, видеокамеры и телефоны с возможностью снимать фото и видео. Камера хранения находится слева в здании Исторического музея. Сам я туда ничего не сдавал, но вроде она платная (могу ошибаться).

Служители правопорядка делают всё, чтобы никто не сделал фото Ленина внутри мавзолея. Через каждые 2-3 м., в каждом углу стоят люди в форме – молодые парни и девушки. Всё посещение мавзолея Ленина длится буквально одну минуту. Вы заходите внутрь, в помещении царит полумрак и прохлада, молча проходите вокруг лежащего вождя и выходите с другой стороны. Получасовое ожидание ради одного брошенного взгляда на Ленина.

Сейчас наши политики часто говорят о том, чтобы перезахоронить тело Ильича. Этот вопрос поднимался неоднократно. Как-то, когда мы гуляли по Красной площади, увидели выступающего Жириновского. В своей речи он обвинял Ленина во всех смертных грехах. А недавно прочитал в КП-Ростов, как Вольфович заявил, что в 2012 г. Ленина вынесут из мавзолея.

Ну, не знаю, моё мнение - Ленин ещё долго будет лежать в своём склепе и никто его оттуда долго не попросит.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»