Кто такие атеисты, или несколько слов о неверии. Атеизм – это естественное состояние нормального человека

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

И вот, одни до последнего “стоят на своем” и умирают без покаяния и причастия. Не помогают ни уговоры воцерковившихся детей или внуков, ни ощутимое присутствие Церкви в информационном пространстве. Другие же, пусть и на закате дней своих, открывают сердце Богу, начинают ходить в храм, готовятся к жизни вечной.

И когда стоишь на похоронах, отнюдь не отвлеченно-философским представляется вопрос “почему человек верит или не верит в Бога?”А еще совсем не праздной кажется мысль “насколько от самого человека зависит – верить или не верить?”.

Говорит протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице:

– Моё глубокое убеждение, что человек верит в Бога только лишь по одной причине: Бог такому человеку нужен, и человек хочет, чтобы Бог был. И человеку глубоко наплевать, видел Гагарин в космосе Бога или нет. Такому человеку не нужны доказательства. Доказательством для него является его горячее желание, и уже потом весь мир, который красноречиво свидетельствует о том, что без Бога он не мог бы существовать.

Верующий человек всю жизнь ищет Бога, хотя не видит глазами. Он прекрасно понимает, что не видит, но его сердце знает, что Бог есть. Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам. И уже в ответ на это Бог даёт человеку помощь, которую человек ощущает лично. Неверующие люди напрасно думают, что Бог их чем-то обделил, не дал им веры. Я глубоко уверен, что просто эту веру «некуда было положить». Наше сердце открыто перед Богом.

– Есть у человека особый дар веры, способность к этому?

– Есть. Исключительно у каждого есть этот дар. Весь хороший пафос в нашей жизни мы создаём сами по нашему желанию. Но не синтезируем. Строительный материал в равной мере доступен каждому, но каждый поступает по слову Спасителя: «Добрый человек из доброго клада сердца своего выносит доброе, а злой из злого злое».

– Почему многие люди хотят поверить и не могут?

Потому что в жизни человека есть вещи непредставимые и немыслимые. Есть много явлений, о которых мы слышали, и мы хотим их получить, но как они выглядят – мы не знаем. Это факт. Способ, чтобы обрести что-либо Евангелие называет. Оно говорит: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают е». Этот принцип не случайный. Мы видим его в Священном Писании много раз. Бог как бы задаёт задачу, и оставляет человека решать её трудясь. Например, выводит перед Адамом животных, чтобы тот в свою очередь дал им имена. Или говорит Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь», и не рассказывает как, чтобы они сами наполнили это смыслом, чтобы это была именно их жизнь, а не чужая. Так и Евангелие создаёт довольно странное на первый взгляд пространство, чтобы человек мог лично своей любовью наполнить его. Чтобы не было у человека повода испытывать горечь по поводу того, что сокровище его сердца не было украдено тем, что его рассказали ему заранее, и не дали места его для его личной любви.

– Есть ли критерий подлинности веры? Вот этот верит искренне, а этот делает вид? Причем, обманывает сам себя.

– Критерии есть обязательно, но на этот вопрос лучше отвечать из предыдущего моего комментария. Человек узнаёт только те вещи, которые пережиты им самим, знакомы ему. Чужой опыт веры поэтому, хоть и полезен, но понять его можно тоже только через личный труд. Именно труд, а не работу. О том, что это была работа узнаёшь потом, а пока ищешь – как будто горы передвигаешь.

Верующего от неверующего отличить бывает трудно. По одной очень важной причине. Многие люди воцерковляются как бы снизу вверх – от церковной традиции ко Христу, вместо того, чтобы правильно воцерковляться – от Христа к традиции. Традиция сама по себе никуда не ведёт, и при этом очень «калорийна», так, что можно заработать всяческие расстройства «пищеварения». И именно поэтому люди, воцерковляющиеся через традицию, поступают, как они думают, благоразумно. Сначала они обожрутся до отвращения традицией, потом становятся «философами», а до Христа так и не доходят. «Не могут больше». Как подружка «Вовочки», которая не пьёт и не курит, потому что больше не может.

– На что рассчитывают люди, которые не верят в Бога? И те, которые говорят, что Бог у них в душе, что все религии равны, и Бог один для всех?

Моё убеждение, что такие люди, равно как и атеисты, и даже самоубийцы, что, в общем, одно и то же, просто оригинальничают перед Богом. Думают, что Бог обязательно «прельстится» «красотой их души». Таким образом они противопоставляют себя всем окружающим, позируют, и думают, что Бог обязательно обратит таким образом на них внимание. Это лукавый расчёт, и конец его – смерть. К сожалению, эти «остроумные» узнают результат своего лукавства слишком поздно, за порогом смерти. Страшно даже представить, как бы они хотели вернуться. Испытать такую тоску – и тебе уже никакого ада не надо.

– Какова будет посмертная участь неверующих и тех, кто не ходил в храм, не причащался Тайн Христовых?

– Я считаю, что никакого спасения они не наследуют, но я далёк от того, чтобы запрещать Богу что-нибудь придумать и для них на Своё Праведное Усмотрение. Если я увижу их в Царствии Небесном – я не буду обижаться.

Подготовила Марина Богданова

Сегодня, когда стало модным считать себя приверженцами самых разнообразных религий, некоторые люди, стараясь подчеркнуть свое неверие в бога, называют себя атеистами. Кто такие атеисты? Может ли человек, отрицающий веру в бога (Аллаха) называть себя атеистом? Что представляют собой такие известные атеисты, как Петр Ганнушкин, Евграф Дулуман и их последователи? Давайте разбираться.

Кто такие атеисты?

Атеизм - термин, который переводится как «безбожный». Понятие пришло из Франции, но объединило в себе все формы отрицания бога и религии. Атеисты уверены, что любая религия - это иллюзорное сознание,

основанное на отрицании естественности окружающего мира. Чем атеисты отличаются от верующих любых конфессий? Первые считают, что природа вещей естественна, а религия, какой бы она ни была, придумана людьми. Вторые, напротив, считают, что бог (в любом проявлении) первичен, а мир - не что иное, как его творение. Атеисты воспринимают действительность, изучая и постигая ее. Каждому явлению они стараются найти научное объяснение.

Все ли люди, не верящие в божественное происхождение мира и не принадлежащие ни к одной из конфессий, могут считаться атеистами? Нет, далеко не все. Кто такие атеисты? Люди, для которых неверие и стремление к научному познанию мира является основой мировоззрения. Они несут свое неверие в мир, но не насаждают его насильно,

а стараются Сделать это можно, только хорошо зная историю религиозных учений и особенности каждой веры. Люди же, просто отрицающие свою но верящие в привидений, друидов, Ктулху, барабашек или другие мистические проявления, атеистами считать себя не могут.

Настольная книга атеиста

В советские времена для лекторов даже выпускали специальное пособие. Называлось оно «Настольная книга атеиста». Целевой аудиторией издания были партийные работники, учащиеся, воспитатели. Издание нельзя назвать однозначным. С одной стороны, книга давала четкие ответы на вопросы «Кто такие атеисты?», «Что такое религия?». Сотрудники ВУЗов и принявшие участие в составлении пособия и приложения к нему (оно называлось «Спутник атеиста»), знакомили с историей религиозных течений и направлений, их особенностями. Составители предупреждали о вреде беззаветного следования учениям и пагубности слепой веры. С другой стороны, издание было достаточно политизированным и часто давало характеристики религиям не с точки зрения научных достижений,

но с позиции партийности и идейности. Такой путь изложения не всегда отличался доказательностью. Сегодня издание представляет интерес для современных атеистов и собирателей редких книг (хотя редким массовый тираж пособия не назовешь).

Подведем итоги

Итак, настоящие атеисты - которые:

Познают окружающий мир научными методами;

Признают самоценность человека как личности, а не как последователя учения;

Считают благополучие человека главным критерием развития любого общества;

Не борются с религией, а ведут разъяснительную работу, утверждают свое мировоззрение и отстаивают права человека.

Кто-то из великих сказал, что атеизм - это просто другая религия. В этом высказывании присутствует здравое зерно: верующие верят в бога, а атеисты - в безбожие и власть науки.

Агностик - кто это в современном мире? Вопросы веры в Бога остаются во многом безответны для человека идущего своим, отличным от других путем. Не опираясь ни на одну из существующих религий, такие люди готовы поверить в существование Творца, если это будет доказано.

Кто такой агностик?

Агностик - это человек, который не отрицает существование бога, но и признает, что его может просто не быть. Процент агностиков с каждым днем увеличивается. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все священные писания для агностика - лишь литературные памятники. Все агностики стремятся к истине и понимают, что мироустройство гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд, но в отсутствии доказательств познание для агностика становится невозможным, а пытливый разум все подвергает сомнению.

Впервые термин «агностицизм» введен в науку Т.Г. Гексли – последователем дарвинистской эволюционной теории для обозначения своих взглядов на религиозные верования. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:

  1. Агностик по факту. Вера в бога немного выше, чем неверие: не совсем убежден, но склонен полагать, что Творец все-таки есть.
  2. Непредвзятый агностик. Веры и неверия ровно пополам.
  3. Агностик склонный к атеизму. Неверия немного больше чем веры, испытывает ряд сомнений.
  4. Агностик по существу больше атеист. Вероятность существования бога абсолютно мала, но не исключается.

Во что верят агностики?

Может ли агностик верить в бога, таким вопросом задаются люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить «своим» способом. Типичная характеристика агностика помогает разобраться в этих вопросах:

  • воздерживается от суждений: есть Бог или его нет, т.е. не может ни опровергнуть ни доказать существование или отсутствие Творца;
  • верит, что человек должен действовать сам;
  • даже если бог существует, то до человека ему нет никакого дела;
  • понятие добра и зла относительное, есть нежелательное поведение;
  • совесть человека – мерило его поступков;
  • большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, пусть и наделенного сверхкачествами;
  • сомневаются в существовании души и бессмертия;
  • смысл жизни для агностика – сама жизнь с ее радостями и печалями и теми целями, которые ставит для себя человек;
  • считают доказательства существования бога или его отсутствие делом времени, пока их мало и все сомнительные.

Агностицизм в философии

Немецкий философ Нового времени И. Кант занимался изучением явления агностицизма и вывел стройную и последовательную теорию этого направления. По Канту агностицизм в философии - это невозможное познавание действительности или реальности субъектом, потому что:

  1. Человеческие способности познания ограничены его природной сущностью.
  2. Мир непознаваем сам по себе, человек может познать только узкую внешнюю область явлений, предметов, тогда как внутренняя остается «terra incognita».
  3. Познание - это процесс, при котором происходит изучение материей самой себя со свойственной ей отражательной способностью.

Д. Беркли и Д. Юм другие видные философы, также внесли свой вклад в данное направление философии. Кратко агностик кто это и общие черты агностицизма из трудов философов представлены в следующих тезисах:

  1. Агностицизм тесно связан с философским течением – скептицизмом.
  2. Агностик отвергает объективное знание и возможность познать мир в полной мере.
  3. Богопознание невозможно, получение достоверной информации о боге затруднено.

Гностик и агностик - разница

Атеизм и агностицизм объединились в таком направлении, как атеистический агностицизм при котором отрицается вера в какое-либо божество, но не отрицается наличие божественного проявления в целом. Кроме агностиков существует и противоположный «лагерь» - гностики (некоторые философы считают их истинно верующими). Чем отличаются между собой гностики и агностики:

  1. Агностики – подвергают сомнению познание бога, гностики просто знают, что он есть.
  2. Последователи гностицизма верят в истинность человеческих знаний через познание реальности научным и мистическим опытом, агностики считают что мир непознаваем.

Агностик и атеист - в чем разница?

Многие люди путают эти два понятия агностик и атеист. Агностицизм в религии многими священнослужителями воспринимается как атеизм, но это не верно. Нельзя сказать, что атеист и агностик - это кардинально разные представители, и в некоторых случаях среди атеистов есть агностики и наоборот, и все же разница между ними существует:

  1. Атеист полностью не сомневается, что бога нет, в отличие от агностика.
  2. Атеисты – материалисты в чистом виде, среди агностиков много идеалистов.

Как стать агностиком?

Большинство людей отходят от традиционных существующих религий. Для того, чтобы стать агностиком, у людей должны появиться сомнения и вопросы. Часто агностики - это бывшие теисты (верующие) усомнившиеся в существовании бога. Иногда это происходит после трагических случаев или человек ожидая божественной поддержки не получает ее.

Наука развивается с огромной скоростью, делаются новые открытия, проводятся исследования, которые способствуют техническому прогрессу, и появляется все больше людей, которые верят только в то, что можно увидеть своими глазами, логично объяснить, доказать. Приверженцам религий такие люди говорят: «Докажите, что у вас есть душа! Как вы можете это аргументировать? Покажите Бога! Я хочу его увидеть! Не можете? Значит, этого всего не существует!». Девиз атеистов: «Увижу – поверю», когда как у верующих людей: «Поверишь – увидишь». Так вот я хочу рассказать одну легенду тем людям, которые не верят в Бога, а верят лишь своим глазам и доказательствам ученых.

Представьте себе, что планета Земля стала непригодной для жизни и чтобы спасти человеческий род, людьми было принято решение лететь на дальнюю планету соседней Галактики.

Строительство огромного космического корабля заняло несколько сотен лет и вот, наконец, он был готов к дальнему полету. Путешествие должно было занять по расчетам астрологов более 500 лет, и поэтому на борту корабля было налажено производство продуктов питания и всего необходимого для комфортной жизни человечества. Что будет происходить первые сто лет перелета? Люди, которые прожили большую половину своей жизни на Земле, будут создавать семьи, рожать детей и рассказывать им о жизни на планете, о том, что они летят на космическом корабле на дальнюю планету, чтобы выжить. Некоторые, самые талантливые из очевидцев, будут писать книги, в которых подробно будут описывать жизнь на земле. Через несколько десятков лет их дети будут передавать из уст в уста знакомую нам историю, а те в свою очередь будут рассказывать своим детям.

Через пару сотен лет информация начнет искажаться, затем забываться и превратится в мифы и легенды давнего времени. Очевидцев и их прямых наследников уже не будет в живых, а их последователи перестанут верить в легенду, которую никак нельзя доказать. Как же они будут воспринимать свою жизнь? Они будут считать, что границы этого космического корабля – это их Вселенная, а то, что это летающий аппарат им не будет известно. Соответственно у них даже не будет мысли, что они куда – то летят, миссия, и смысл происходящего будет утерян. Конечно, на борту их Вселенной будут трудиться лучшие ученые, они научатся проводить исследования, возможно, даже докажут, что границы их Вселенной состоят из стали, имеют определенную толщину и иные свойства, обнаруженные в ходе экспериментов. И люди будут верить им, а не тем единицам, которые найдут на борту корабля старые рукописи, в которых описана жизнь на Земле, их космический корабль, а главное – миссия, с которой люди отправились в другую галактику.

И откуда люди, которые не верят в Бога, могут узнать правду? Либо из старых рукописей, записи которых давно превратились в легенды, либо из вне, прислушиваясь к голосу интуиции, снам-подсказкам.

Вам это ничего не напоминает, люди, которые не верят в Бога?

С любовью, Юлия Кравченко

Если вы хотите задать мне вопрос, вы можете сделать это . Я с удовольствием на него отвечу!

Q

Почему некоторые люди не верят в Бога? Правда, почему? Каждый православный христианин рано или поздно встречается с неверующими людьми. И если эти люди для него что-то значат, он пытается понять корни их неверия. Корни бывают разные. Давайте попробуем проследить их вместе.

Атеизм остаточный

Довольно распространен у нас в форме остаточного явления. Так сказать, наследие советских времен. Эта разновидность безбожия характерна для старшего поколения, которому со школьной скамьи внушали: «Наука доказала, что Бога нет». В университетах преподавали «научный атеизм». По атеизму защищались докторские диссертации, присваивались профессорские звания.

На государственный атеизм работала вся огромная образовательная система. И результаты были соответственные. Чтобы вырваться из поля притяжения «научного атеизма» от советского человека требовались не просто ум и эрудиция, а намного большее - несгибаемая самостоятельность мышления. Ведь людям постоянно повторяли: «Религия - удел отсталых людей. Образованному человеку стыдно верить в Бога». Некоторые по инерции так и полагают.

Почтенный ученый о вере в Бога говорил на уровне пионерских речёвок и антирелигиозных плакатов

Мне помнится публичное атеистическое выступление одного академика. Было оно специфическим, почтенный ученый-физик о церковной вере в Бога говорил на уровне примитивных пионерских речёвок и антирелигиозных агитационных плакатов. От слов седовласого ученого веяло детской беспомощностью перед лицом грандиозной машины государственного атеизма. Он так и не смог сдвинуться в понимании религиозных проблем с уровня младших классов средней школы.

Атеизм переименованный

Не все готовы исповедовать советский атеизм в чистом виде. Некоторые люди среднего возраста понимают, что такое мировоззрение потеряло актуальность и нуждается в пересмотре. Под пересмотр попадает и название. Вместо старомодного: «Я - атеист» теперь говорят на новый лад: «Я - скептик». Или в другой версии: «Я - агностик». В чем же разница между атеистом, скептиком и агностиком? Атеист убежден, что Бога нет. Скептик, как ему и положено, относится скептически к любой вере в Бога. Агностик считает, что рационально обосновать веру в Бога нельзя. Насколько принципиальна разница, судите сами.

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать, доказывать. Главное, чтобы скептиков не попросили обосновать их скептическое отношение ко всему на свете кроме их любимого всепроникающего скепсиса. Постсоветские скептики уже списали за ненадобностью марксистко-ленинскую философию. У них новые авторитеты (хотя для скептиков авторитетов не должно быть). Они обсуждают идеи Ричарда Докинза, высказываются о генах, мемах, иллюзорности христианских верований.

Атеизм оппозиционный

Стремление «быть не как все» обычно пробуждается в подростковом возрасте. У многих оно сохраняет свою недюжинную силу надолго, постоянно видоизменяется, находит новые точки приложения. Не так уж редко встречается атеизм из желания чувствовать себя в оппозиции, в избранном меньшинстве, сознавать себя элитой.

Напоследок отметим, что человек, вынужденный считать себя неверующим, порой стоит всего в одном шаге от живой веры. Вспомните голос из Евангелия: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9: 24). И ведь помог Господь неверующему.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»