Изображение чиновников города n мертвые души. Изображение мира чиновников в поэме Н.В

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Образы чиновников в поэме «Мертвые души»
Николай Васильевич Гоголь не раз обращался к теме чиновничьей России. Сатира этого писателя затронула современных ему чиновников в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Эта тема нашла свое отражение и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания. В отличие от детально обрисованных в этом произведении портретов помещиков образы чиновников даны только несколькими штрихами. Но они настолько мастерские, что создают у читателя полное представление о том, каким был российский чиновник 30—40-х годов XIX столетия.
Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с черными густыми бровями, и почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Созданные Гоголем портреты-миниатюры хорошо запоминаются по характерным деталям, которые дают полное представление о том или ином персонаже. Вот, например, почему начальник губернии, человек, занимающий очень ответственную государственную должность, описан Гоголем как добряк, вышивающий по тюлю? У читателя напрашивается мысль, что больше он ни на что не способен, раз его характеризуют только с этой стороны. Да и у занятого человека навряд ли найдется время для такого занятия. То же можно сказать и про его подчиненных.
А что мы знаем из поэмы о прокуроре? То, что он, как человек праздный, верно, сидит дома. Так о нем отзывается Собакевич. Один из самых значительных чинов города, призванный следить за законностью, прокурор не утруждал себя государственной службой. Он занимался только подписыванием бумаг. А все решения принимал за него стряпчий,«первый хапуга в мире». Поэтому когда прокурор умер, мало кто мог сказать, что было выдающегося в этом человеке. Чичиков, например, подумал на похоронах, что единственное, чем может запомниться прокурор, — это устыми черными бровями. «...Зачем он умер или зачем жил, один Бог ведает» — этими словами Гоголь говорит о полной бессмысленности жизни прокурора.
А каким смыслом наполнена жизнь чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло? Набрать побольше взяток. Этот чиновник вымогает их, пользуясь своим служебным положением. Гоголь описывает, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем «бумажку», «которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою».
Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» не" только знакомит читателя с отдельными представителями чиновничества, но и дает их своеобразную классификацию. Он делит их на три группы — низшие, тонкие и толстые. Низшие представлены мелкими чиновниками (писари, секретари). Большинство из них пьяницы. Тонкие — это средняя прослойка чиновничества, а толстые — губернская знать, которая умеет извлекать немалую пользу из своего высокого положения.
Автор дает нам также представление об образе жизни российских чиновников 30— 40-х годов девятнадцатого века. Гоголь сравнивает чиновников с эскадроном мух, налетающих на лакомые кусочки рафинада. Их занимают игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. В обществе этих людей процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Гоголь изображает это сословие как воров, взяточников и бездельников. Вот почему они не могут уличить Чичикова в его махинациях — они связаны круговой порукой, у каждого, что называется, «рыльце в пушку». А если они попытаются задержать Чичикова.за мошенничество, все их грехи вылезут наружу.
В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает данный им в поэме коллективный портрет чиновника. Равнодушие, с которым сталкивается герой войны инвалид Копейкин, ужасает. И здесь уже речь идет не о каких-нибудь мелких уездных чиновниках. Гоголь показывает, как отчаявшийся герой, который пытается получить положенную ему пенсию, доходит до самых высоких инстанций. Но и там он не находит правды, сталкиваясь с полным равнодушием высокопоставленного петербургского сановника. Тем самым Николай Васильевич Гоголь дает понять, что пороки поразили всю чиновничью Россию — от маленького уездного городка до столицы. Эти пороки и делают людей «мертвыми душами».
Острая сатира автора не только выставляет напоказ чиновничьи грехи, но и показывает страшные социальные последствия бездеятельности, равнодушия и жажды наживы.

«Мертвые души » - одно из ярчайших произведений русской литературы. По силе и глубине идей, по
Художественному мастерству «Мертвые души» стоят в одном ряду с такими шедеврами русской классической литературы, как «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Пушкина, а также с лучшими произведениями Гончарова, Тургенева, Толстого, Лескова.

Приступая к созданию «Мертвых душ», Гоголь написал Пушкину, что в своем произведении хочет показать «с одного боку» всю Русь. «Вся Русь явится в нем!» - сообщил он также Жуковскому. Действительно, Гоголь смог осветить многие стороны жизни современной ему России, отразить с широкой полнотой духовные и социальные конфликты в ее жизни.

Несомненно, «Мертвые душ И» были весьма актуальны для своего времени. Даже название при издании произведения Гоголю пришлось изменить, так как оно вызывало раздражение цензуры. Высокая политическая действенность поэмы обусловлена и остротой идей, и злободневностью образов.
В поэме нашла широкое отражение николаевская реакционная эпоха, когда подавлялись всякая инициатива, вольнодумие, значительно разросся бюрократический аппарат, действовала система доносов и сыска.

В «Мертвых душах» поставлены чрезвычайно важные вопросы как для своего времени, так и вообще для России: вопрос о крепостных крестьянах и помещиках, о бюрократии и коррупции во всех сферах жизни.

Изображая современную ему Россию, Гоголь уделил значительное место описанию : губернского (VII-IX главы) и столичного («Повесть о капитане Копейкине»).

Губернские чиновники представлены в образах чиновников города N. Характерно, что все они живут одной семьей: вместе проводят свой досуг, обращаются друг к другу по имени и отчеству («Любезнейший друг Илья Ильич!»), гостеприимны. Гоголь даже не называет их фамилий. С другой стороны, чиновники связаны круговой порукой в делах, относящихся к службе.

Повсеместное взяточничество, царившее в России, нашло отражение и в произведении Гоголя. Этот мотив очень важен в описании жизни Чиновничество в поэме Мертвые души : полицмейстер, несмотря на то что наведывается в гостиный двор, как в собственную кладовую, пользуется любовью купцов за то, что он не горд и обходителен; Иван Антонович принимает у Чичикова взятку ловко, со знанием дела, как должное.

Мотив взяточничества появляется также и в биографии самого Чичикова, причем эпизод с неким обобщенным просителем можно считать отступлением о взятках.

Все чиновники относятся к службе как к возможности наживаться за чужой счет, поэтому повсеместно процветает беззаконие, взяточничество и коррупция, царит беспорядок, волокита. Хорошей почвой для роста этих пороков является бюрократизм. Именно в его условиях и была возможна афера Чичикова.

Из-за «грешков» по службе все чиновники боятся проверки ревизора, присланного правительством. Непонятное поведение Чичикова наводит ужас на городское Чиновничество в поэме Мертвые души : «Вдруг побледнели и тот и другой; страх прилипчивее чумы и сообщается вмиг. Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было». Неожиданно у них возникают предположения, ходят слухи, что Чичиков - это сам Наполеон, или капитан Копейкан, идя ревизор. Мотив сплетен характерен для описания жизни русского общества в литературе XIX века, присутствует он также и в «Мертвых душах».

Положение чиновника в обществе соответствует его чину: чем выше должность, тем больше авторитет, уважение, тем предпочтительнее знакомство с ним. Между тем существуют некоторые качества, необходимые «для этого мира: и приятность во внешности, в оборотах речи и поступках, и бойкость в делах...» Всем этим обладал Чичиков, который умел поддерживать разговор, выгодно представить себя обществу, ненавязчиво проявить уважение, оказать услугу. «Словом, был очень порядочный человек; поэтому так хорошо был принят обществом города N.».

Чиновники в основном не занимаются службой, а проводят время в развлечениях (обедах и балах). Здесь они предаются единственному их «дельному занятию» - игре в карты. Играть в карты более свойственно толстым, чем тоненьким, этим они и занимаются на балу. Игре в карты отцы города отдаются без остатка, проявляют фантазию, красноречие, живость ума.

Гоголь не забыл указать и на невежество и тупость чиновников. С сарказмом говоря, что многие из них «были не без образования», автор тут же указывает на предел их интересов: «Людмила» Жуковского, Карамзин или «Московские новости»; многие же вообще ничего не читали.

Введя в поэму «Повесть о капитане Копейкине», Гоголь ввел описание и столичного чиновничества. Так же, как и в провинциальном городе, Чиновничество Петербурга подвержено бюрократизму, взяточничеству, чинопочитанию.

Несмотря на то что Гоголь представил Чиновничество больше как одно целое, можно выделить и отдельные образы. Так, губернатор, представляющий в своем лице высшую городскую власть, показан несколько в комическом свете: имел «Анну на шее» и, может быть, был представлен к звезде; но, впрочем, был «большой добряк и даже сам иногда вышивал по тюлю». Он был «ни толст, ни тонок». И если Манилов говорит, что губернатор - «препочтеннейший и прелюбезнейший человек», то Собакевич прямо заявляет, что это «первый разбойник в мире». Думается, что обе оценки личности губернатора верны и характеризуют его с разных сторон.

Прокурор - абсолютно бесполезный на службе человек. В его портрете Гоголь указывает на одну деталь: очень густые брови и как будто заговорщически подмигивающий глаз. Создается впечатление нечестности, нечистоплотности, лукавства прокурора. Действительно, такие качества характерны для служащих суда, где процветает беззаконие: в поэме упоминаются два из многочисленных дел, когда был совершен неправедный суд (дело о драке крестьян и об убийстве заседателя).

Инспектор врачебной управы напуган разговорами о Чичикове не меньше прочих, так как за ним также водятся грехи: в лазаретах нет должного ухода за больными, поэтому в большом количестве умирают люди. Инспектора не смущает этот факт, он равнодушен к судьбам простых людей, зато он испытывает страх перед ревизором, который может наказать его и лишить должности.

Ничего не сказано о занятии почтовыми делами почтмейстера, что указывает на то, что на службе он ничего примечательного не совершает: так же, как и другие чиновники, либо бездействует, либо старается награбить, поживиться. Упоминает Гоголь только
То, что почтмейстер занимается философией и делает большие выписки из книг.

Раскрытию образов чиновников служат и некоторые лирические отступления. Например, сатирическое отступление о толстых и тоненьких типизирует образы чиновников. Автор делит мужчин на два рода, характеризуя их в зависимости от физического облика: тоненькие любят ухаживать за женщинами, а толстые, предпочитая дамам игру в вист, умеют «лучше обделывать свои дела», всегда прочно, неизменно занимают надежные места.

Еще один пример: Гоголь сравнивает с иностранцами русских чиновников - «мудрецов», умеющих по-разному обращаться с людьми разного состояния и общественного положения. Так, говоря о чинопочитании чиновников и об их понимании субординации, Гоголь создает образ некоего условного управителя канцелярии, радикально меняющегося внешне в зависимости от того, в чьем обществе он находится: среди подчиненных или перед начальником.

Представленный Гоголем мир, под названием "Чиновничество в поэме «Мертвые души» " очень колоритен, многолик. Комические образы чиновников, собранные вместе, создают картину безобразного общественного устройства России. И смех и слезы вызывает творение Гоголя, потому что даже спустя больше, чем столетие, оно позволяет узнать знакомые ситуации, лица, характеры, судьбы. Велик талант Гоголя, так неповторимо ярко, точно описавшего дейстительность, указавшего на язву общества, которую не смогли залечить даже спустя столетие.

Сочинение: Чиновничество в поэме «Мертвые души»

Чиновники, выведенные в «Мертвых душах», сильны своей круговой порукой. Они чувствуют общность своих интересов и необходимость при случае защищаться сообща. Им присущи черты особого класса в сословном обществе. Они та третья сила, среднедействующая, среднестатистическое большинство, которое фактически управляет страной. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность – только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города – это пустота. Сплетни, перешедшие пределы». Среди чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Чиновники в большинстве своем необразованные, пустые люди, живущие по шаблону, у которых в новой бытовой ситуации опускаются руки.
Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» – вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека.

Чиновничество в «Мертвых душах» – не только «плоть от плоти» бездушного, уродливого общества; оно еще и основа, на которой держится это общество. Пока губернское общество считает Чичикова миллионером и «херсонским помещиком», то и чиновники относятся к приезжему соответственно. Раз губернатор «дал добро», то и любой чиновник без промедления оформит необходимые Чичикову бумаги; разумеется, не безвозмездно: ведь изначальную привычку брать взятки из российского чиновника не вытравить ничем. И Гоголь короткими, но необычайно выразительными штрихами выписал портрет Ивана Антоновича Кувшинное Рыло, которого смело можно назвать символом российского чиновничества. Он появляется в седьмой главе поэмы и произносит всего несколько слов. Иван Антонович – это по сути даже не человек, а бездушный «винтик» государственной машины. Да и другие чиновники ничуть не лучше.

Чего стоит хотя бы прокурор, в котором и всего-то что густые брови...
Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись и вдруг «отыскали в себе… грехи». Гоголь зло смеется над тем, как погрязшие в преступной деятельности бюрократы, наделенные властью, помогают мошеннику в его грязных махинациях, боясь своего разоблачения.
В наибольшей степени бездуховность государственной машины показана Гоголем в «Повести о капитане Копейкине». Столкнувшись с бюрократическим механизмом, герой войны превращается даже не в пылинку, он превращается в ничто. И в данном случае судьбу капитана неправедно вершит не провинциальный полуграмотный Иван Антонович, а столичный вельможа высочайшего ранга, вхожий к самому царю! Но и тут, на высшем государственном уровне, простому честному человеку, даже герою, нечего надеяться на понимание и участие. Не случайно, когда поэма прошла цензуру, именно «Повесть о капитане Копейкине» была безжалостно сокращена цензорами. Более того, Гоголь был вынужден переписать ее практически заново, значительно смягчив тональность и сгладив острые углы. В результате от «Повести о капитане Копейкине» мало что осталось из того, что изначально задумывалось автором.
Город Гоголя – это символический, «сборный город всей темной стороны», и чиновничество является неотъемлемой его частью.

Мотив неприятия современного образа жизни довольно явно прослеживается во всех произведениях Гоголя. Это и «Тарас Бульба» вместе со «Старосветскими помещиками», где Гоголь обращается к романтизму, как к методу, для того, чтобы на контрасте с прошлым показать всю мелочность и пустоту нынешней жизни. Это и Петербургские повести, где этот мотив настолько явен и силен, что о нем даже особого смысла писать. Это, наконец, и главные (по мнению многих) произведения Гоголя - Мертвые души и Ревизор. Там современную жизнь олицетворяет чиновническое сословие. О нем и пойдет наш разговор.

В Ревизоре чиновники - главные действующие лица, на которых акцентирована вся сатира Гоголя. В «Мертвых душах» несколько иначе. Несмотря на то, что поэма в основном акцентирует свое внимание на помещиках, а не на чиновниках, они, начиная с седьмой главы начинают играть в произведении важную роль, которую нужно понимать, если мы хотим постигнуть весь сложный смысл произведения.

Начнем, пожалуй, с «Ревизора», так как это произведение было написано Гоголем во время написания первого тома «Мертвых душ», и понимание образа чиновников в «Ревизоре» помогают пониманию образа чиновников в «Мертвых душах». Чудо и гениальность комедии, по моему мнению, состоит в том, что Гоголь изобразил образ каждого отдельного помещика так, что тот не теряет свою индивидуальность, но, вместе с тем, представляет из себя часть этого, нелюбимого Гоголем сословия.

У каждого чиновника есть свои отличительные черты и особенности. Антон Антонович, например, не упускает того, что «плывет в руки», хитер, любит присвоить казенные деньги, как случилось со строящейся церковью. Он - одно из главных лиц той философии, которую отрицает Николай Васильевич. Она время от времени проявляется в его фразах в разговорах с другими чиновниками.

Городничий - мошенник, взяточник, который боится только одного - начальства. Поэтому он так и обезумел, когда узнал о приезде ревизора. Страх перед наказанием затмил ему и другим чиновникам разум. Да так, что они Хлестакова , мелкого врунишку приняли за значительного человека.

Не отстают от городничего и другие «отцы города». Судья Ляпкин-Тяпкин — любитель псовой охоты. Берет взятки исключительно «борзыми щенками». Среди других чиновников слывет вольнодумцем, так как «прочел пять или шесть книг» (чувствуется гоголевская ирония). Боится меньше остальных, так как спокоен за то, что в его суд никто и не заглянет. Артемий Филиппович Земляника - «свинья в ермолке», попечитель богоугодных заведений, который держит врача-немца, который ничего не понимает по-русски.

Алогизмы вообще часто встречаются в произведении. Земляника, в конечном итоге, сдает всех своих товарищей Хлестакову, обнажив свою натуру. Лука Лукич Хлопов - человек донельзя глупый и пустой. Является попечителем учебных заведений и вечно жалуется на учителей. Наконец, почтмейстер Шпекин, который проводит досуг, вскрывая чужие письма и читая их. В конечном итоге, эта его «особенность» и раскрывает Хлестакова.

Притом, Шпекин даже не понимает, что совершает нехороший поступок, а боится только того, что вскрывает письма высокопоставленных людей. Несмотря на различия этих людей, они все являются частью некого единого целого. Они все - бездельники и совершенно не заботятся о вверенных им людях. И если опустить всю комичность, то становится действительно страшно.

Что касается, поэмы Гоголя, то тут чиновникам уделена 1-ая глава, а также все следующие за 7-й. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта поразительно точна и выразительна. Он рисует эту действительность поразительно лапидарно, нанося лишь некие «штрихи», по типу вышивающего губернатора и прокурора, о котором нельзя сказать ничего, помимо его бровей. Примечательно также другое.

Николай Васильевич в поэме проводит некую классификацию чиновников. В частности, в первой главе, при описании бала присутствуют «тонкие» и «толстые». Соответственно «толстые» - верхушка, уже в летах, остепенившаяся, извлекающая пользу из своего положения, а «тонкие» - люди молодые, импульсивные. В 7-й главе описана канцелярия, где присутствуют так называемые «низшие» - писари, единственное занятие которых - подслушивать разные истории.

Собакевич дает чиновникам довольно злую, но точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными. Все они - безликая масса, подобная «эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада».

Примечательно их поведение после раскрытия аферы Чичикова и вообще их к нему отношение. Чичиков, мастер общения, сумел, посредством лести расположить к себе каждого из них. А затем, когда его план, из-за Ноздрева раскрылся, чиновники поначалу не верят, а затем начинают боятся за себя и свое место. Да так, что прокурор умирает. После чего и обнаруживается, что у него есть душа. Гоголевская ирония, как всегда ощущается.

Но по-настоящему не по себе становится, когда читаешь «повесть о капитане Копейкине». Ее непринужденный стиль изложения напрямую контрастирует с ее сутью. Человек, приливавший кровь за свое отечество не может получить помощь. Даже самой элементарной. И этому виной чиновники - самые разнообразные. Начиная от губернского секретаря, заканчивая высшим петербургским сановником. Все они холодны к чужому несчастью и судьбе своего государства.

Подводя итоги вышесказанного, мы понимаем, что чиновничество в обоих олицетворяет все то, с чем борется Николай Васильевич. А именно - бесцельность существования, глупость, духовную пустоту и беспредел по отношению к людям. Именно этим и объясняются безликие их образы.

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду - орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем - какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход - радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость - вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Тест по произведению

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»