Ревизор описание грешков чиновников. Чиновники уездного города Имя чиновникаСфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин Судья Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян. «Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»
Артемий Филиппович Земляника Попечитель богоугодных заведений «Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют « Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»
Лука Лукич Хлопов Смотритель училищ Учителя «имеют очень странные поступки» Напуган частыми проверками ревизоров и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
Иван Кузьмич Шпекин Почтмейстер Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • Комедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. "Ревизор" - бессмертное, безусловно, […]
    • Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя "Ревизор". Герой этот - один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков - это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора. Когда […]
    • Хлестаков – центральный герой комедии "Ревизор". Представитель молодежи своего времени, когда хотели быстрого роста карьеры, не прилагая для этого никаких усилий. Безделье породило то, что Хлестаков желал показать себя с другой, выигрышной, стороны. Такое самоутверждение становится болезненным. С одной стороны, он себя превозносит, с другой – ненавидит. Персонаж пытается подражать нравам столичных бюрократических верхов, подражает им. Его хвастовство иногда пугает окружающих. Кажется, что Хлестаков и сам начинает […]
    • Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал с мрачной эпохой Николая I. После подавления восстания декабристов все инакомыслящие жестоко преследовались властями. Описывая действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные, полные жизненных реалий литературные произведения. Темой его творчества становятся все слои российского общества - на примере нравов и бытописания маленького уездного городка. Гоголь писал, что в "Ревизоре" он наконец-то решился собрать в кучу все то дурное в Российском обществе, которое […]
    • Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют. И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения - это классика. Они - будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с […]
    • Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории […]
    • Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
  • В сатирической форме изображая злоупотребления властей в небольшом уездном городе, автор повествования обличает и высмеивает разом всю чиновничью Россию, тонущую в болоте взяточничества и казнокрадства.

    Образ городничего Антона Антоновича

    На самой верхушке чиновничьей пирамиды расположился городничий Антон Антонович. Поднявшись с самых низов, он управляет городом и не считает взяточничество великим грехом. Ведь казённого жалования, уверен городничий, не хватит даже на хлеб с солью. Так оправдывая свои действия, он без угрызений совести обирает казну, сдирает с купцов огромные взятки и дорогие подарки. С вышестоящим начальством Антон Антонович почтителен и угодлив, с теми, кто ниже его по рангу — бесцеремонен и требователен. Его мечта дослужиться до генеральского чина и перебраться в столицу.

    "...Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов..."

    Образ судьи Ляпкина-Тяпкина

    Не отстаёт от городничего и городской судья с красноречивой фамилией Ляпкин-Тяпкин. Прочитав, в общей сложности, книг шесть за всю свою жизнь, он уверен в собственной образованности. К служению закону относится попустительски — в канцелярии суда слуги сушат бельё и разводят домашних птиц. Ляпкин-Тяпкин предпочитает службе охоту и принимает подношения щенками породистых борзых.

    "...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда..."

    Образ чиновника Земляники

    Ещё один городской чиновник, высмеянный Гоголем, со «сладкой» фамилией Земляника, занимается надзором над богоугодными заведениями, где повсеместно царит истинный хаос. На больных всем наплевать — никакого режима и лечебной дисциплины. Назначенный врач, немец по национальности, даже не понимает русской речи. А сам Земляника лебезит перед начальством и пренебрежительно относится к простому люду. В лечебном процессе чиновник придерживается мнения, что кто из его подопечных не помрёт, тот непременно выздоровеет и без украденных им лекарств.

    "...Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех nop, как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком..."

    Лука Лукич

    Хлопов Лука Лукич начальствует над учебными заведениями города и его ведомства по развалу ничуть не отличаются от предыдущих. Учителя в своих учащихся воспитывают отвратительные манеры, обещая взрастить «достойную» замену нынешнему поколению ворья. Хлопов же старается угодить начальникам, а что и как происходит в вверенных ему делах его не волнует.

    "...Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто‑нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул..."

    Почтмейстер Шпекин

    В услугах связи и сообщения так же творится полный кавардак. Почтмейстер Шпекин бессовестно вскрывает чужую корреспонденцию, чтобы быть в курсе любых новостей, приглянувшиеся ему письма, он оставляет на память.

    "...Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь – так описываются разные пассажи… а назидательность какая… лучше, чем в «Московских ведомостях»!.

    Хлестаков

    Но главным шарлатаном среди всего этого безобразия выступает мелкий канцелярский работник из Петербурга Хлестаков, ошибочно принятый разворовавшимися чиновниками за приезжего ревизора. По дороге Иван Александрович изрядно проигрался и назначенный ему в городе N «титул» был как нельзя кстати. Хлестаков воспользовался сложившимся недоразумением по полной. А после того, как все деяния местных чиновников всплыли, поступило сообщение о прибытии настоящего ревизора, что, по всей видимости, следует понимать за неизбежно грядущее наказание.

    "...Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса..."

    / / / Характеристика чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»

    В комедии « » Гоголь показал нам собирательный образ российского чиновника 30-х годов 19 столетия. На примере чиновников города N, автор высмеивает быт и нравы тогдашнего общества. Общество, в котором правило взяточничество, казнокрадство, лицемерие. Все эти черты присущи главным героям произведения. Именно такими Гоголь видел чиновников России во время правления Николая I.

    На верху этой чиновничьей пирамиды располагался Антон Антонович. Он был человеком достаточно умным, поднялся с самых низов и теперь управлял городом. Про городничего можно с уверенностью сказать, что он был заядлым взяточником. К сожалению, он не считал это противозаконным. В свое оправдание Антон Антонович говорил, что казенного жалования даже на хлеб и соль не хватает. Именно поэтому он без зазрения совести присваивал городскую казну, требовал с купцов непомерные взятки. Главной целью Антона Антоновича было желание стать генералом. Управляющим он был отвратительным – подчиненным грубил, наказывал, не разбираясь. С людьми чином повыше городничий был вежлив и услужлив.

    Про городского судью Ляпкина-Тяпкина тоже нельзя сказать ни чего хорошего. Про его отношение к своим служебным обязанностям красноречиво говорит его фамилия. Господин судья допустил то, что в канцелярии суда слуги развели гусей и сушили мокрое белье. Должность судьи была выборной, поэтому Ляпкин-Тяпкин мог открыто спорить с городничим. Прочитав за всю свою жизнь пять или шесть книг, городской судья считал себя очень образованным человеком. Главным его увлечением была охота. Поэтому взятки он брал борзыми щенками.

    Следующим городским чиновником был смотритель богоугодных заведений Земляника. В его ведомстве был полный хаос. А больными никто не смотрел, они были похоже на кузнецов, постоянно курящих табак. Врач вообще был немцем по национальности и по-русски вообще не понимал. Земляника жил по принципу: умрет - так умрет, выздоровеет - так выздоровеет. Как и многие городские чиновники, Земляника трепещет перед начальством и с пренебрежением относится к простому человеку.

    Лука Лукич Хлопов был начальником учебных заведений. В его ведомстве, как и во всем городе, царил беспорядок. Учителя учили учеников плохим манерам. Хлопов также как и Земляника трепета перед начальством.

    А вот почтмейстер Шпекин увлекался прочтением чужих писем. Те, которые ему нравились, он оставлял себе. Из писем почтмейстер узнавал последние новости и черпал жизненную мудрость.

    Скорее всего, собирательный образ русского чиновника 30-х годов 19 столетия будет не полным без такого героя, как Иван Александрович Хлестаков. Его приняли за столичного ревизора, и он воспользовался этим сполна. Про Хлестакова мы знаем, что он был мелким служащим в одной из канцелярий Петербурга. По дороге домой Иван Александрович проигрывает все деньги в карты и поэтому останавливается в одной из городских гостиниц.

    Не был провинциальным чиновником, он видел столичную жизнь. Но к сожалению, он ни чем не отличается от всех остальных, Он также берет взятки, выслушивает доносы, нагло лжет.

    По моему мнению, этим хотел показать нам, что все чиновники того времени были одинаковы в своем мышлении и мировоззрении. Николай Васильевич смеялся над этим и верил, что когда-то наступят лучшие времена, и чиновники будут слышать простых людей.

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Тема урока:

    «Чиновники города N » (По комедии Н.В, Гоголя «Ревизор»)

    8 класс. Программа

    Учебник «Литература 8 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва, «Просвещение», 2009 год)

    Методическое пособие: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», Издательство «Просвещение» 2009 год; « Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей/ Редакторы-составители: И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. Москва: Московский лицей, 2001 год;

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели урока:

    Образовательная: продолжить знакомство с комедией, раскрыть идейный смысл произведения, побуждая учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; формирование умения «сквозь смех услышать грусть» и желания бороться со всем «дурным в России»;

    Развивающая: развитие навыков творческого чтения, устной связной речи, мышления;

    Воспитательная: прививать любовь к слову, любовь к русской литературе, воспитывать патриотизм, самостоятельность.

    Задача : формирование творческих, моральных качеств.

    Наглядность и оборудование:

    тексты комедии, интерактивная доска «SMART B oard», слайды с фамилиями чиновников, «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики чиновников, толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации к комедии «Ревизор».

    Метод изучения нового материала : частично-поисковый.

    Ход урока

    «В «Ревизоре» я решился собрать

    в одну кучу все дурное в России,

    какое я тогда знал... и за одним

    разом посмеяться над всем…

    Сквозь смех… читатель услышал

    грусть…»

    Н.В. Гоголь

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение целей урока.

    3. Работа с текстом комедии.

    ГОРОД. Собирание всех известных сведений о городе путем фронтальной работы:

    -Где происходит действие комедии?

    -Почему у этого города нет названия?

    -Что нам известно об этом городке?

    -Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?

    (Предполагаемые ответы. Действие происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не дает. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городке: «Какой скверный городишка!»

    Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях.

    Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии?)

    4. ЧИНОВНИКИ.

    а) Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

    По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

    Действительно, чиновники – это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

    (Ответ: ОБЩИЕ ГРЕШКИ И СТРАХ ПЕРЕД РЕВИЗОРОМ).

    Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.

    б) На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии (АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН, АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ, АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА, ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ, ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН).

    Ребята выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя : найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят 5 человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ-характеристику чиновника. Все участники урока пересаживаются по группам в соответствии с табличкой-заголовком (фамилией чиновника), характеристики которых были составлены с помощью их «записочек».

    Вот какие черты составили характеристики героев:

    АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ:

    -Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

    -«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

    -купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

    -женат, имеет взрослую дочь;

    -в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой;

    -ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..».

    АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН:

    -«Человек, прочитавший пять или шесть книг»;

    -берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

    -«говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;

    -судья, коллежский асессор;

    -с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

    -предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

    АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА:

    -«очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»;

    -попечитель богоугодных заведений;

    -«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»;

    -«совершенная свинья в ермолке».

    ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ:

    Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

    -смотритель училищ;

    -имеет чин титулярного советника;

    -«протухнул насквозь луком»;

    -один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

    ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН:

    -«Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

    -«простодушный до наивности человек»;

    -«совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;

    -в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с»;

    -почтмейстер, надворный советник.

    в) Работа по группам. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.

    ЗЕМЛЯНИКА: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представился ревизору последним?

    ШПЕКИН: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.

    ЛЯПКИН-ТЯПКИН: Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных местах? Что мы знаем о его карьере?

    ХЛОПОВ: Почему Хлопову не дается характеристика в «Замечаниях для господ актеров»? Составьте «Замечания» к его образу.

    СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ: Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?

    5. После группового обсуждения и подготовки ответа на предложенные вопросы каждой группе предоставляется слово.

    Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.

    Итогом этой работы становится вывод о том, что ГОГОЛЬ ОБЛАДАЛ ДАРОМ ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ ДЕТАЛИ ДАТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЮ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

    6. Возвращаемся к эпиграфу урока.

    Читаем эпиграф, письменно каждый на небольшом листке бумаги дает ответ на вопрос: «О чем грустит Гоголь?»

    После этого работы афишируются на доске, и каждый может познакомиться с точкой зрения своих одноклассников, провести самооценку путем сравнения своего ответа с ответами других.

    «Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве» (Савченко А.)

    «Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас» (Веселова М.)

    «Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе, и заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии» (Артемьева О.)

    «Гоголь грустит о России. Ему становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею» (Макаров М.)

    7. Подведение итогов урока:

    выполнили ли задачи, поставленные в начале урока, что нового узнали, чего достигли.

    (Рефлексия:

    -что я изучал;

    -как я работал;

    -чего достиг.)

    8. Домашнее задание.

    Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой город».

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»