«Изображение человека на войне (по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Недавно мы отметили 50-летие Победы над фашизмом. Но говоря о всемирно-историческом величии нашей Победы, попробуем прикоснуться сердцем к ее живым истокам, прежде всего нравственным, "примерить на себя" и героизм, и трагизм тех дней. Творчество В. Кондратьева дает для этого богатый материал. В. Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, К. Воробьева; они начали публиковаться еще в период "оттепели", в конце 50-х, он же написал первое свое произведение в конце 70-х. Его повести "Сашка", "Селинаровский тракт", "Отпуск по ранению", "Встречи на Сретенке" - своеобразный монолог о путях фронтового поколения. Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, ее участник писатель В. Астафьев сурово оценивает сделанное: "...К тому, что написано о войне, я как солдат отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила". Свою правду о войне, пропахшую потом и кровью, открыл нам и В. Кондратьев, хотя сам он считал, что "Сашка" - "лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате-Победителе". Повесть "Сашка" была опубликована в 1979 г. Время действия повести - страшный 1942 год, изнурительные бои подо Ржевом. Кругом мертвые деревни, развороченная снарядами и минами земля. О многом говорит заведенный на передовой порядок: "ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку". Про житье-бытъе хвастаться нечем: "со жратвой туго, и с боеприпасами, ...нету силенок ребят хоронить". Из ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать, а воюет рота всего два месяца. Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

Проявляя отчаянную храбрость, он берег в плен немца. Берет практически голыми руками, патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но "язык" молчит, и ротный приказывает вести пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают. Но комбат, не добившись от "языка" никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Он понял, что неограниченная власть над жизнью и смертью другого человека страшна. Сашка наделен обостренным чувством ответственности за все, происходящее вокруг;

ему стыдно перед немцем за некудышнюю оборону, за незахороненных солдат. Он свято верит в правдивость нашей листовки, обещающей военнопленному хорошую жизнь". И не может Сашка принять позицию связного комбата Толика, что, дескать, "наше дело телячье". Решение Сашки, его сомнения повлияли на комбата:

он отменил приказ о расстреле пленного. Правда, в случае из жизни, положенном в основу данного эпизода, все завершилось куда трагичнее: командир приказа не отменил, военнопленный, поверивший листовке, был расстрелян, а солдат, выполнивший приказ и позднее поведавший эту историю писателю, всю жизнь терзался: правильно ли он поступил? Мог ли поступить иначе, не нарушив воинского долга?

Испытание любовью не менее важно для понимания сути характера Сашки. Он спас Зине жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость свидания омрачена думами о родной роте: "кого-то беспременно сегодня шлепнет". Он не может понять, как можно веселиться, "когда все поля в наших". А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки приходит к выводу, что "неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее!" Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь, и он уходит, не причиняя девушке боли лишними разговорами.

Краткая фронтовая дружба связывает Сашку с лейтенантом Володей, встречаются они по дороге в госпиталь, и когда отъевшийся майор приходит успокоить недовольных раненых, которым дают на ужин по две ложки пшенки, летит в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка всю вину берет на себя. Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал в военное время суров, а его, рядового, "дальше передка не пошлют", а там ему не привыкать.

Кондратьев стремится рассказать о поступках Сашки и его однополчан языком, лишенным патетики, прозаично, сдержанно. Вот раненые ждут погрузки на лодку, направляющуюся к ним под огнем врага. Под тем же огнем им предстоит плыть обратно. О чем они думают в этот - возможно, для кого-то из них последний момент? "И направились мысли к другому. На завтрак они опоздали, придется обеда ожидать, а каков он будет - с хлебушком или с сухарями, опять ли пшенка или в тылу чего другого дадут?"

Рассказ о том, что случилось с Сашкой за несколько дней его военной жизни, строится как цепь последовательно развертывающихся эпизодов, увиденных глазами самого героя. Отсюда "сказовая" манера повествования, дающая возможность и читателю вслед за писателем как бы войти "внутрь" героя, перевоплотиться в Сашку. По мнению критика И. Дедкова, "Повесть о Сашке становится повестью о жизни, мучимой войной, но сохраняющей поистине героическим усилием живое разнообразие, достоинство и человеческое лицо. Начинаясь с Овсянниковского оврага, с пяди фронтовой земли, повесть все время как бы расширяется, захватывая все большее пространство лиц, жизни, все более глубокой, народной, достигая, наконец, как бы поднимаясь из тайны в гору, -Москвы!"

И еще один мотив присущ творчеству Кондратьева: цена победы, долг живого перед павшими. Недаром место действия повести - Ржев, тот самый Ржев, где был убит безымянный солдат Твардовского. Сколько народу полегло в этих "боях местного значения", а могли бы жить, любить, растить детей...

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же... -

эти слова Твардовского созвучны мыслям и чувствам Кондратьева и его героев. Там, на войне, Кондратьев понял самоценность каждой отдельно взятой жизни, оттого и переживал так горько наши невозвратные потери.

23 сентября 1993 г. Кондратьева не стало. Причину его самоубийства искать трудно, но нельзя не задуматься о трагедии поколения фронтовиков, надежды которого на изменение жизни к лучшему во многом не сбьлись. Выстояв в военное лихолетье, они оказались беззащитными перед людской черствостью, перед жесткими словами равнодушия, перед забвением и попранием тех истин, ради которых жили и погибали их сверстники. Жестокая память о войне не должна уйти из сознания и сердца живущих ныне:

Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война - святее нету слова...
(А.Т. Твардовский)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость - берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем - на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут» говорит, немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

Почему Сашка не подчиняется приказу?

Как расценивать этот его поступок?

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не мог. Между двумя солдатами - русским и немецким - завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так, как сначала, - «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц - немецкое имя; Сашке уже хочется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка - «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым... Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...»

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым - приказы на войне надо выполнять.

Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

(Девиз Толика - «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе заслона, преграды как у Сашки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

(Сашка очень совестливый человек чувством ответственности, ему, раненому, «неловко как-то и совестно - вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступлении, и в разведке - все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».)

I V . Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает и радость, что он все же живой, нахлынула в душу, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестренке из санроты, которую прикрыл своим телом от обстрела. Ожидание встречи с Зиной постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает от Зины, вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врешь, Зина! Быть этого не может!», и шатнуло его даже. Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это... Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?»

Думается Сашке, что любовь их с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты. «Погорит немного, согреть как следует не успеет и... погаснет - разведет их война в разные стороны».

А потом Сашка узнает, что Зина все-таки пошла на вечер, танцует с лейтенантом, и «нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давало...» Будто разорвалось что-то в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, услышал ее разговор с лейтенантом и понял, что «любовь у них...»

Но, несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разговоры и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому - неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее...» А раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх.)

Обсуждение в классе - может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых - дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет - дальше передовой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».)

V . Заключительное слово учителя

Характер Сашки - открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства - все это соединилось в цельном характере гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской». «…Не прочитав я Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К. Симонов.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

1) Мое впечатление от повести «Сашка».

2) Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

3) Что главное в Сашки ном характере?

4) Время и пространство в повести.

Вариант урока 31(92)

Обсуждение повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка»

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приемы: сообщение учителя, анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово учителя

Повесть В. П. Астафьева «Пастухи пастушка» относится к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне. Виктор Петрович Астафьев сам прошел войну - начал и закончил ее рядовым, получил тяжелое ранение. Был шофером, связистом, артразведчиком. Астафьев изображает войну, не делая масштабных обобщений, он не показывает действия армий, его героями являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

Сам автор говорил о своей повести (1989 г.): «Больше других люблю «Пастуха и пастушку». Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. Понадобилось более четырех десятилетий, чтобы со значительного временного расстояния оглянуться на пережитое и осмыслить его роль в своей судьбе и в судьбе страны. Четырнадцать лет писатель работал над повестью, сделал пять ее редакций. Это говорит о том, какое значение Астафьев придавал этой вещи, объясняет его особое отношение к «Пастуху и пастушке». Это очень требовательное отношение, связанное с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

II. Аналитическая беседа

Каков жанр «Пастуха и пастушки»? Как жанр соотносится с названием и с тематикой повести?

(Астафьев определил жанр своей повести как «современную пастораль». Для традиционной пасторали (от лат. pastoralis - пастушеский) характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание красоты, чистоты и верности чувств на лоне природы.

Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, чувствительную повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей - кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.)

Где и когда происходит действие повести?

(Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом месте военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и место придает повествованию обобщающий характер.)

Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

Каков событийный фон повести?

(В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костяева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.)

Как изображает Астафьев боевые действия и главное - чело века на войне? (Зачитаем и прокомментируем эпизоды.)

(Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Видя, как гибнут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот землею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было неразорвавшимся от напряжения».

Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображение его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «вопящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеждает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»

Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В этом описании «изувеченные деревца» вызывают не меньшую жалость, чем изувеченные люди. Жалость к людям необходимо подавить, и Борис ищет себе оправданий: «Зачем пришли сюда?» «Обороняться» приходится не только от врагов, но и от естественных человеческих чувств, которые живы в Борисе - «от жалости и жути».

Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполняет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.)

Очень сильно написана Астафьевым сцена, когда у разбитого хутора в толпу греющихся у огня пленных врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: «Маришку сожгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!..»

С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки...»

Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденному врагу - месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь?

(Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного возникновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте других текстов): «На заре ты ее не буди…»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину - убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год.

Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные…»

Эта картина соединяет два символа - символ жестокости войны и символ вечной любви.)

Каковы особенности астафьевского символа?

(Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным, Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это воспоминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белье. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдилась любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».

Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впечатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая…» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.

И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых войной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого везет в тыл санитарный поезд.)

Повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка” рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизни – важный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: “…коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…”.

Пришлось Сашке из-за ранения отправиться в тыл. Волнует предстоящая встреча с девушкой Зиной, которая была медсестрой. И пусть сознает Сашка, что ничего серьезного у него с Зиной не было, но все-таки мысль о ней согревала его душу, вселяла надежду.

Неожиданно на Сашку обрушивается чужое недоверие, которое шокирует его. Ранен он был в левую руку, и присутствующий на осмотре лейтенант счел, что сделано это целенаправленно самим бойцом, чтобы покинуть поле боя и отправиться в тыл. Сашка не сразу понял, о чем идет речь. “Но потом, поймав на себе подозрительный, пристальный взгляд, догадался: этот аккуратненький, … не хлебнувший и тысячной доли того, что довелось Сашке и его товарищам, подозревает его, Сашку, что он… сам себя… Да в самые лихие дни, когда казалось, проще и легче – пулю в лоб, чтоб не мучиться, не приходила Сашке такая мысль”.

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание “завтра же утром на передок податься, пусть добивают”. Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: “…чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там…”.

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

(1 votes, average: 1.00 out of 5)

  1. Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову...
  2. Александр Иванович Полежаев Сашка Поэма (1825, опубл. 1861) Поэма написана от первого лица. Студент Московского университета Сашка Полежаев, приятель, едет в Питер к дяде. Помните, как у Пушкина в начале...
  3. С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто видел кровавый...
  4. Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является автобиографическим произведением, в котором автор погружается в воспоминания детства, пытаясь понять и провести анализ важности этого времени для человека. Главный герой повести – Николенька....
  5. Люди, что с нами происходит? Надо человеком быть… В. Шукшин В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Обида” речь идет о& обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из...
  6. История создания. В повести отражены воспоминания, Короленка о матери (не случайно героиню зовут Эвелина), пребывания на Волыни, Житомирщине, Ровненщине, посещение Почаевской лавры и Саровского монастыря (Тамбовщина). Хотя произведение впервые появилось...
  7. Повесть “Гобсек” написана де Бальзаком в 1830 году и состоит она из трех историй. В первую очередь это история самого рассказчика Дервиля, который работал адвокатом и помог вернуть де Гралье...
  8. Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и...
  9. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  10. На границе 18 и 19 столетия стало развиваться новое литературное направление – сентиментализм, появился и совершенно новый жанрфилософская повесть. Одним из основателей этого жанра стал и Вольтер знаменитый...
  11. Перевод названия произведения в русской литературе встречается в нескольких вариантах: “Рождественская песнь в прозе”, “Рождественская песня”, “Рождественская история”, “Повесть о Рождестве с участием Духов”. Замысел написать произведение на тему Рождества...
  12. Эта повесть одна из самых сильных повестей из антивоенной литературы XX века. Она как гимн для потерянного поколения. Ее название “Путник, когда ты придешь в Спа…” – это цитата двустишья-эпитафии...
  13. Габриэль Гарсия Маркес один из самых известных писателей современности, яркий представитель литературы “магический реализм”. Данное направление возникло как новое направление в латиноамериканской литературе в 30-40 гг. XX века. В ее...
  14. История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым...
  15. ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) “Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к...
  16. 1949 г. в стокгольмской газете А. Линдгрен напечатала рассказ, про мальчика, которого воспитывали бездушные приемные родители, про его одиночество и мечты. Все необыкновенные приключения Мио и его игры были взяты...
  17. Произведение “Вечер накануне Ивана Купала” приходится шедевром в творчестве Гоголя, написано для того, чтобы показать все таинства этой ночи. Ночь на Ивана Купала обладает мистическим содержанием, ведь именно в эту...
  18. Жанровые особенности произведения. Это повесть, эпический жанр среднего размера: не такой маленький, как рассказ, однако и не такой большой, как роман. Одновременно это еще и сказка с ее неповторимым конфликтом...
  19. Повесть “Иван Грозный” до сих пор воспринимается критиками не однозначно. И это нормально. Не надо забывать в какие годы писалась эта произведение. А это были страшные тридцатые – годы массовых...
  20. (Сокращенный вариант) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы...
  21. Повесть сказка Кристине Нестлингер “Конрад или Ребенок из консервной банки” посвящена проблеме отношения детей и взрослых. Автор пытается показать родителям, что стремление воспитать своих потомков “идеальными” лишает детей ихней индивидуальности,...
  22. Василий Макарович Шукшин Обида Рассказ (1971) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” –...
  23. Повесть “Тени забытых предков” была создана Г. Коцюбинским в 1911 году на основе впечатлений от жизни карпатских гуцулов, их обычаев и обрядов, оригинальности мышления и мировосприятия. Их жизнь проходит посреди...
  24. Летом я прочитал повесть Ч. Диккенса “Рождественская песнь в прозе”. Это необычное произведение. Он рассказывает о том, до чего доводит людей жадность, равнодушие. Главный герой произведения Скрудж, заботясь лишь о... В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести “Тарас Бульба” автором выявляется торжество духовности. Гоголь показывает мощные,...
  25. План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором...
Анализ повести В. Кондратьева “Сашка”

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Филологический факультет

Курсовая работа

Проблема «страшной войны» и «сохраненной человечности» в повести «Сашка» В. Кондратьева

студентки 3 курса

специальности «Русский язык и литература»

Атаниязовой Интизар

Научный руководитель

преподаватель Лагуновский А.М.

Введение

1. Изображение жизни на войне в повести В. Кондратьева «Сашка»

2. Образ рядового бойца в произведении «Сашка», военные испытания главного героя

3. Проблема нравственного выбора в рассказе «Сашка» В. Кондратьева

Заключение

Список использованной литературы

кондратьев сашка нравственный война

Введение

Тема Великой Отечественной войны занимает в российской многонациональной литературе особое место. В 1940-1950-е годы в ней сложилась традиция изображения войны как героического периода в жизни страны. При таком ракурсе не оставалось места для показа ее трагических аспектов. Перелом произошел лишь с началом «оттепели», когда увидели свет повести писателей-фронтовиков «Батальоны просят огня» (1957) Ю. Бондарева, «Южнее главного удара» (1957) Г. Бакланова, «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) В. Быкова, «Звездопад» (1961) В. Астафьева, «Один из нас» (1962) В. Рослякова, «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьева и другие. Такой всплеск интереса к военной теме предопределил появление целого течения, названного «лейтенантской прозой».

Эстетические принципы «лейтенантской прозы», формируясь в пылу неугасающих споров, оказали заметное влияние на весь литературный процесс второй половины XX века. Тем не менее, на сегодняшний день общепринятого определения этого литературного течения нет, и оно интерпретируется по-разному: как проза, созданная фронтовиками, прошедшими войну в звании лейтенантов, или как проза, главными героями которой являются юные лейтенанты. Аналогичным образом характеризуется и «солдатская проза», под которой подразумеваются произведения, либо созданные бывшими солдатами, либо повествующие о рядовом, взрослеющем на фронте. Зачастую по отношению к произведениям одного и того же автора некорректно применяются оба термина. Так, повесть В. Кондратьева «Сашка» по образу главного героя относится к «солдатской прозе», а по воинскому званию автора - к «лейтенантской».

Вячеслав Леонидович Кондратьев вошел в современную литературу со своей главной темой - человек на войне. Верный собственному представлению о событиях 1941 - 1945 годов, писатель решает эту задачу не с эпической обстоятельностью, не через общий ход войны, а посредством обращения к теме «пяди земли», «малой» войны, «боев местного значения».

Локальный и разнородный в то же время материал потребовал от автора углубленной психологической разработки характеров. Даже в самых трудных и безвыходных обстоятельствах, которые со всей глубиной личной боли познал и воспроизвел в своих книгах В. Кондратьев, эти герои вновь и вновь находят силы к действию, к борьбе, к жизни. Перед нами одновременно предстает анализ разных, но одинаково важных для писателя вопросов: путь духовного становления человека, нравственная суть его поведения на войне, понятие о долге перед Родиной и близкими, ответственность за сделанный выбор и за жизнь. Авторская позиция, интонация, нравственно-психологические выводы выдержаны в духе традиций русской классической литературы.

Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову в стоивших нашей стране больших жертв боях под Ржевом. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Повесть В. Кондратьева «Сашка» была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени.

Цель данной курсовой работы - показать проблему войны и раскрыть проблему «человечности» на войне.

Предметом работы является жизнь В. Кондратьева, его биография, а объектом - повесть «Сашка», опубликованная в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов».

Исходя из этого, ставим следующие задачи: проанализировать, каким предстает перед нами главный герой повести, Сашка, и ответить на вопрос, как ему удается сохранить человечность в сложных военных условиях.

1 . Изображение жизни на войне в повести В. Кондрать ева « Сашка »

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-1945 годах ее создавали писатели, отправившееся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 годы. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях - излишне ликующие и триумфальные.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену.

Литературу этого периода, как мы уже отмечали во введении, называли «лейтенантской прозой». Произведения писателей-фронтовиков вызвали в обществе широкий отклик. Ими зачитывались, о них спорили: одни восторженно одобряли, другие считали, что так о войне писать нельзя. Время показало, что произведения «лейтенантской» прозы востребованы, именно потому, что они правдивы, потому что в них отражены общечеловеческие проблемы, волнующие людей всегда.

Невозможно говорить об изображении войны В. Кондратьевым в произведении «Сашка» не затронув биографии и судьбы автора.

Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Закончив в 1958 году Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.

В одном из писем к своим читателям Кондратьев объяснял: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

Исходя из этого, мы можем заключить, что все его произведения в той или иной степени автобиографичные.

Во второй половине 70-х годов произведения о войне главным образом повествовали о жизни рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны.

Исключением не стала и повесть «Сашка» В. Кондратьева.

К. Симонов в предисловии к этому произведению писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской».

Как мы уже заметили, отталкиваясь от биографии, В. Кондратьев - бывший фронтовик. В своем произведении он открывает нам правду о войне, пропахшей потом и кровью. Война в повести предстает не чередой боев, побед, поражений, а военным бытом с его повседневными заботами.

Поэтому тяжесть войны в данном произведении В. Кондратьева заключалась не только в постоянной смертельной опасности, но и в нехватке продовольствия, боеприпасов, в отсутствии должного порядка. Вот от этого у героя повести на душе камень, а чтобы давил меньше, он старался убедить себя в том, что «по-другому, видно, нельзя было дело повернуть, какую-то важную задачу они выполняли и, возможно, выполнили».

Действие повести «Сашка» происходит ранней весной 1942 года под Ржевом, где идут непрекращающиеся ожесточенные бои: «Всем воевавшим под Ржевом - живым и мертвым - посвящена эта повесть».

Вячеслав Кондратьев прошел вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал под Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

Осенью 1941 г., на Ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. На всех своих молодых героев Вячеслав Кондратьев смотрит как бы из 1942 года, сквозь призму стона, боли, крика души глазами того юного поэта, каким был он сам на Ржевском пятачке: и умирает на поле не воин, Не страшный для врага солдат, а мальчик маленький, который, Корчась в боли, В последнем стоне кличет мать.

«Покушение», «Селижаровский тракт», «Встречи на сретенке», «Красные ворота», «Привет с фронта», «Искупить кровью», «Бои местного значения»…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Повесть «Сашка» публикуется в 1979г. Время повести - страшный 1942 год, изнурительные бои под Ржевом.

Известно, что героем повести «Сашка» является простой советский солдат, образ которого воплотил лучшие человеческие качества. Вместе с тем он лишен характерного для военной прозы патетического надрыва.

Ум, смекалка, нравственная определенность проявляются в нем так непосредственно и открыто, что сразу вызывают доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает и понимает, что «не научились еще воевать, как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал иногда, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств, вроде бы не совершал».

А ночь плыла над передовой, как обычно. Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле. Порой небо прорезывалось, трассирующими, порой тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада. Как обычно. Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что не похожа война, на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России. В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память: «…бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два… Потом каждый день ожидали - сегодня опять идти в наступление. Чего же перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой сапёрной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силёнок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть себе роют…»

Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. С одной стороны, оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева все главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях - каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка: Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая рота в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена».

Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Все это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала надежда выбраться отсюда живым.

Таким образом, мы заметили, что с помощью художественных деталей, эпизодов, фактов автор рисует правдивую, достоверную картину боёв под Ржевом: войска несли большие потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения.

Итак, мы видим, что картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток. В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны.

2. Образ рядового бойца в произведении « Сашка » , военные испытания главного героя

В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».

Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники - солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях под Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.

Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет. Известно, что Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни», - признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Повесть «Сашка» посвящена одной из важнейших проблем военной литературы - человек на войне.

Поэт Семен Гудзенко в своем стихотворении «Мое поколение» обращается к читателям от имени фронтовиков-окопников - вчерашних школьников, недоучившихся студентов. В нем есть такие строки:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду - она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты…

Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили головы в стоивших нам больших жертв боях под Ржевом, руководила и Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым. Следует заметить, что люди, которых показывает автор в повести, - самые обыкновенные. Но, в тоже время, в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны. Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.

Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.

Вот, например, рассмотрим эпизод с раненым, когда Сашка сдерживает слово и приводит к нему санитаров: «Раненый - большой и грузный, из «отцов» с седой щетиной на квадратном подбородке - жадно хватал ртом воздух. На груди растекалось рыжее пятно…Понимал Сашка что, пока дойдёт он до санвзвода, пока придет оттуда помощь, будет уже поздно и единственное, что он может сделать для этого человека, - остаться с ним, пока не умрёт тот. Но такое бездействие не по Сашке, да ему и самому в тыл нужно…Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут - не нашли, дескать, или что помер уже раненый…А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо».

Характер Сашки - открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства - всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.

Как пример рассмотрим эпизод с гибелью Жоры: «Ни одна смерть на передке не ошеломляла так, как эта…Стояли они будто оглушённые, и ни одного слова не выдавливалось. А у Сашки рука сама потянулась к ушанке, стянул он её перед покойником, чего никогда не делали они там, пальцы невольно сложились щепотью и пошли ко лбу, хотя не был Сашка, конечно, верующим… В госпиталь дойдём, напишем родным…Только правды не надо… Конечно… Погиб смертью храбрых в боях за Родину».

Рассматривая такие моменты из рассказа, как гибель Жоры, поиск санитаров для раненого, или как Сашка добывал валенки для ротного, взаимоотношения с Зиной, не можем не согласится со словами К. Симонова, что история Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской.

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

Проявляя отчаянную храбрость, он берет в плен немца. Берет практически голыми руками, патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но «язык» молчит, и ротный приказывает вести пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают. Но комбат, не добившись от «языка» никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Он понял, что неограниченная власть над жизнью и смертью другого человека страшна.

Сашка наделен обостренным чувством ответственности за все, происходящее вокруг; ему стыдно перед немцем за никудышную оборону, за незахороненных солдат. Он свято верит в правдивость нашей листовки, обещающей военнопленному хорошую жизнь. И не может Сашка принять позицию связного комбата Толика, что, дескать, «наше дело телячье».

Решение Сашки, его сомнения повлияли на комбата: он отменил приказ о расстреле пленного. Правда, известно, что в случае из жизни, положенном в основу данного эпизода, все завершилось куда трагичнее: командир приказа не отменил, военнопленный, поверивший листовке, был расстрелян, а солдат, выполнивший приказ и позднее поведавший эту историю писателю, всю жизнь терзался: правильно ли он поступил? Мог ли поступить иначе, не нарушив воинского долга?

Читая данный эпизод, мы видим, что впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и ненужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. У Сашки очень сильны нравственные принципы: если дал слово, то должен его сдержать.

Автор показывает этим самым в повести проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности жизни, ведь именно здесь у Сашки проявляются самые лучшие человеческие качества: деятельная доброта, действенный гуманизм, твёрдость нравственных принципов, отношение к жизни как высшей ценности, огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать. Автор отмечает, что есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не может.

Испытание любовью не менее важно для понимания сути характера Сашки. Он спас Зине жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость свидания омрачена думами о родной роте: «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Он не может понять, как можно веселиться, «когда все поля в наших». А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки приходит к выводу, что «неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее!»

Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь, и он уходит, не причиняя девушке боли лишними разговорами.

Краткая фронтовая дружба связывает Сашку с лейтенантом Володей, встречаются они по дороге в госпиталь, и когда отъевшийся майор приходит успокоить недовольных раненых, которым дают на ужин по две ложки пшенки, летит в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка всю вину берет на себя. Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал в военное время суров, а его, рядового, «дальше передка не пошлют», а там ему не привыкать.

Кондратьев стремится рассказать о поступках Сашки и его однополчан языком, лишенным патетики, прозаично, сдержанно.

Два наиболее ярких образа в произведении - Зина, возлюбленная Сашки, и Паша, хозяйка избы, в которой заночевал главный герой. На фронте мужчины спасались от пуль и вражеских мин, а в тылу и в больницах девушки и женщины буквально на руках вынашивали раненных, лечили, перевязывали и отмывали солдат от трехмесячной грязи и вшей. Матери и хозяйки в опустошенных деревнях боролись с голодом, пытались накормить детей, делили дом, стол и супружескую кровать с проходящими мимо военными. Женщины видели войну изнутри, с тыльной стороны и их участь справедливо можно сравнить с «мужской» войной на фронте, их вклад в победу неоценим.

Таким образом, в повести мы видим, что жизнь продолжалась и во время войны, несмотря на жестокие условия. Люди находили время для любви, радости. В эти годы многие нашли верных друзей или свою вторую половину. Было место в военное время и для дружбы, и для простого человеческого общения. Особенно ярко это передано в заключительной главе, в которой Сашка приезжает в Москву, видит людей, не вовлеченных в войну непосредственно, видит девушек, добровольно отправляющихся на фронт. И он понимает, что жизнь продолжается, несмотря ни на что, и все идет своим чередом. Но Великая Отечественная оставила глубокую, неизлечимую рану в его сердце, а также в сердцах миллионов таких же, как он, и разделила жизнь военного поколения на две половины: до войны и после нее.

В рассказах военных и послевоенных лет мы видим судьбы, такие разные и такие одинаковые в своем горе, своей боли. Всех объединила война, тяжелое и страшное испытание для человека, из которого советские люди вышли с достоинством.

В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обострённым нравственным чувством, но и с твёрдыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем. У него огромное чувство ответственности, пытливый ум и критический взгляд. Он понимает нужность того, что он делает. Несмотря на тяжёлое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе все человеческие качества.

3. Проблема нравственного выбора в рассказе « Сашка » Кондратьева

Война была крайним испытанием духовной прочности советского человека и всего народа: «Она поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы»

Особенностью литературного процесса того времени заключалось в том, что советские писатели всматривались прежде всего в духовные, нравственные истоки Победы, показывали, с какой явственностью и неопровержимостью выявила трагедия войны духовные и нравственные ценности, силу духа советского человека.

Писатели этого времени, изображали войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу и выполняют распоряжения своих командиров, часто в центре повествования ставили ситуацию личного нравственного выбора, самостоятельного решения. В таких решениях, принимаемых в критические моменты, абсолютно один на один только с самим собой, человек раскрывается по-настоящему. Ведь именно в ситуации личного нравственного выбора проявляется суть человека, его совестливая первооснова. И вместе с тем становится особо очевидной роль отдельного человека и значение его поступка, поведения.

В произведениях писателей военного времени мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Они все свое внимание уделяют внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и художественно верно показать величие духа людей, истоки их беспримерного героизма.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для творчества таких писателей, как Кондратьев, Распутин, Быков и др.

И, несомненно, Кондратьев в своем произведении. Об этом и пишет повесть: о страшной войне и сохраненной на ней человечности.

Исходя из первой главы нашей курсовой работы, можем заключить, что один из главных эпизодов повести «Сашка» В. Кондратьева - это отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты…» В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности.

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончиться?

Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание.

Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и «церковь разрушенную», и «синеющий бор за полем, и не шибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабавным…»

Писатель показывает, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности.

Тонкий и проникновенный психологический анализ, свойственный Кондратьеву, вскрывает, что и первое движение души у героя, и привычные мысли, и обдуманные поступки всегда направлены в одну сторону: сначала о других, потом о себе.

Стоит также отметить, что художественное исследование нравственных ценностей, предпринятое Кондратьевым, убедительно благодаря точным деталям. Когда смертельный конфликт благополучно разрешился, Сашка заметил разрушенную церковь. Церковь упомянута потому, что Сашка исполняет библейскую заповедь, не убий. В 70-е гг. советская цензура не позволяла прямо писать о Боге, о вере, о церкви, но литература по возможности приближалась к этим темам, говорила обиняками о религиозном чувстве, о христианской доброте, о христианской любви, о бескорыстии. Замечательный пример этого мы видим в повести Кондратьева.

Заключение

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

Писатели-фронтовики - это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов.

Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя.

В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт.

Стоит отметить, что тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается всей нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Таким образом, изучив данное произведение, можем сделать вывод, что повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации.

Произведения Кондратьева - это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после.

Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза - свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения.

И, следовательно, повесть «Сашка» посвящена обычному человеку, ничем не выделявшемуся среди других, бою местного значения и отрезку времени жизни других таких же солдат - его товарищей, которые и помыслить не могли тогда, что эти четыре года войны, представятся им бесконечной вечностью.

Список использованной литературы

1. Кондратьев, В.Л. Привет с фронта: повести и рассказы - М.: Художественная литература, 1995. - 256 с.

2. Кондратьев В.Л. Сашка: Повесть. - М.: Современник, 1986. - 140 с. 3. Морозов Э.Ф., Попов В.П. Духовный мир Вячеслава Кондратьева // Вопросы русской литературы: Сб. Вып. 1. - Львов: Вища школа, 1986. - 65с.

4. Нольман М. Душа солдата // В мире книг. 1982. - № 8. - 78с.

5. Симонов К. Доброго пути, Сашка! // Дружба народов. - 1979. - № 2. - 56с.

6. Смелков Ю. На самой трудной должности. // Знамя. - 1979. - № 6. - 252с.

7. Павловский А. Памятный след // Нева. 1985. - № 5. - 165c.

9. Панферов С. Из «ржевских тетрадей» писателя воина // Библиотекарь. - 1981. - № 5. - 65с.

12. Ялышко В.Г. Военные повести В. Некрасова и В. Кондратьева (опыт сопоставительного анализа) // Вестник МГУ: Серия 9. Филология. 1993. -№ 1. - 27с.

13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 2-е изд., доп. - Л.: Художественная литература, 1978. - 223 с.

14. Огнев А.В. Традиции, война и судьба России. Тверь: Золотая буква, 2004. - 433 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Творчество писателя фронтовика Вячеслава Кондратьева, особенности изображения им войны. Этапы жизни В. Кондратьева, его годы на войне и путь к писательству. Анализ повести "Привет с фронта". Идейно-нравственные связи в произведениях Кондратьева.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Произведения о войне как трагедии народа в литературе ХХ века. Краткая биографическая справка из жизни В. Быкова. Сюжет повести "Сотников". Основная цель партизанской войны. Нравственная сила Сотникова. Роль и место повести в творчестве писателя.

    реферат , добавлен 09.12.2012

    Великая Отечественная война - бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…". Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Жизнь и творчество Константина Воробьева. Основные сюжеты повести "Убиты под Москвой". Особенности описания войны в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой". Многоликость смерти на войне в повести. Столкновение трех правд в повести К. Воробьева.

    реферат , добавлен 11.05.2010

    Место темы детства в классической и современной русской литературе, ее роль в творчестве Аксакова, Толстого и Бунина. Автобиографическая основа повести Санаева "Похороните меня за плинтусом". Образ главного героя. Мир ребенка и взрослых в повести автора.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2010

    Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Книги, вошедшие в сокровищницу русской литературы. Произведения о войне описательные, ликующие, триумфальные, утаивающие жуткую правду и дающие безжалостный, трезвый анализ военного времени.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Сущность понятия литературной сказки и ее признаки. Типы сказок и подходы к их классификации. Обзор советской детской литературы, периодизации литературных сказок, их история, жанры, специфика. Образ главного героя в повести Л. Лагина "Старик Хоттабыч".

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Княгиня Ольга из "Повести временных лет" и образ Ярославны из "Повести о полку Игореве". Образованные женщины Древней Руси. Благоверная княгиня Евпраксия и изображение верных жен в "Задонщине". Образ княгини Евдокия из "Сказания о Мамаевом побоище".

    контрольная работа , добавлен 30.03.2013

    Ознакомление с детскими и юношескими годами жизни писателя - Михаила Юрьевича Лермонтова. Отражение личностных переживаний автора в литературных произведениях "Монолог" и "Ужасная судьба отца и сына", повести "Сашка", драмах "Два брата" и "Маскарад".

    реферат , добавлен 14.02.2012

    В центре повести Юрия Трифонова "Обмен" - попытки главного героя, обыкновенного московского интеллигента, произвести обмен квартиры, улучшить свои жилищные условия. Анализ авторской позиции писателя как "обмен" главного героя порядочности на подлость.

Лидия ГОЛОВИНА

Лидия Анатольевна ГОЛОВИНА - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Сердеж Яранского района Кировской области.

Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Ход урока

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвящённых подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди­словии к повести «Сашка» К.Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской”.

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесённых в почётные списки героев, безвестно погибших или чудом оставшихся в живых. Особенность повести В.Кондратьева в том, что в ней показана не череда боёв, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует “душевное вещество” человека, который вынужден свыкаться с вольной жизнью.

  • История появления повести: ржевское про­странство.

В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме «Сашки», повести «Отпуск по ранению», «Борькины путидороги», «На сто пятом километре» и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идёт об одном и том же времени (тяжёлой войне 1942 года) и пространстве (его можно назвать «ржевским»). Ржев - один из городов в Калининской области, за который шли многомесячные, упорные бои. На ржевском направлении погибло огромное число солдат. Сам писатель вспоминает: “Я начал жить какой­то странной, двойной жизнью: одной - в реальном, другой - в прошлом, в войне... Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан - мне до зарезу нужен был кто­нибудь из них, но никого не нашёл, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всём. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать”. Вот такова история появления повести.

  • Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?

Время повести - ранняя весна 1942 года. Идут ожесточённые бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут (всё Сашка да Сашка, так он молод), уже два месяца находится на “передке”. На таком передке, где “просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача”, и поскольку распутица, то и “с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшёнки на двоих - и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов”. Повествование ведётся, кажется, от лица автора, но в то же время создаётся впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и стиль рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.

  • Как изображается война?

Чтение отрывка “А ночь плыла над передовой, как обычно...” Дважды повторяется “как обычно”, хотя речь идёт о страшных вещах. “Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...” Война оставляет следы разрушения и смерти. (Прочитайте строки об этом.) Автор показывает военный быт (найдите в тексте, в каких условиях живут солдаты) . Слова “шалашик”, “окопчик”, “блиндажик” подчёркивают шаткость, ненадёжность положения.

  • Найдите в повести как можно больше эпизодов, в которых с наибольшей силой раскрывается характер Сашки . Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?

Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползёт на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идёт не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведёт к нему санитаров. Раненый Сашка возвратится в роту, спасёт от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймёт Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт...

Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

  • Выразительное чтение эпизода пленения немца (или пересказ эпизода). Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?

Сашка проявляет отчаянную храбрость - берёт немца голыми руками (патронов у него не было, свой диск он отдал ротному). При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведёт немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом.
“И стало Сашке не по себе от свалившейся на него поч­ти неограниченной власти над другим человеком”.

А ещё понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.

Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил своё приказание.

  • Сашка и Толик - ровесники. Сравните двух героев . С какой целью автор ввёл в повесть связного Толика?

Сашка и Толик противопоставлены: ответ­ственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Девиз Толика - “наше дело телячье”, он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы “трофей” не упустить. Нет у него в душе “заслона, преграды”, как у Сашки.

  • Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берёт на себя вину лейтенанта Володьки?

Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, - дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.

  • Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?

Зина - первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи. Но когда узнаёт, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается. А когда понимает, что у неё с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

  • Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?

Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль «За отвагу»; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, может, уцелел он один. Значит, он должен, обязан рассказать обо всём, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел “всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшёнку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно”.

Выводы по уроку

Если иметь в виду всё, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своём поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента - такова скорбная статистика. Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!

И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

И ещё одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить - ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия - мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.

Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: «Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX (XIX) века?»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»