Гроза островский сила и слабость характера катерины. Сила характера Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно смотреть. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, которая покончила жизнь самоубийством, не сумев выдержать давления обстоятельств. Развитие характера Катерины в пьесе «Гроза» Островского, а также её душевные переживания являются основными движущими силами сюжета.

В списке действующих лиц Островский обозначает Катерину как жену Тихона Кабанова. С развитием сюжета читатель постепенно раскрывает образ Кати, понимая, что функцией жены этот персонаж не исчерпывается. Характер Катерины в драме «Гроза» можно назвать сильным. Несмотря на нездоровую ситуацию в семье, Катя сумела сохранить чистоту и твёрдость. Она отказывается принимать правила игры, живя по собственным. Например, Тихон во всём подчиняется своей матери. В одном из первых диалогов Кабанов убеждает мать, что своё мнение у него отсутствует. Но вскоре тема разговора меняется - и вот уже Кабаниха как бы между делом обвиняет Катерину в том, что Тихон любит её больше. До этого момента Катерина не участвовала в разговоре, но теперь она оскорблена словами свекрови. Девушка обращается к Кабанихе на ты, что можно расценивать как скрытое неуважение, а так же как некое равенство. Катерина ставит себя вровень с ней, отрицая семейную иерархию. Катя вежливо высказывает своё недовольство клеветой, подчёркивая то, что на людях она такая же, как и дома, и притворяться ей незачем. Эта реплика на самом деле говорит о Кате как о сильном человеке. По ходу повествования мы узнаём, что тирания Кабанихи распространяется только на семью, а в обществе старуха рассказывает о сохранении семейных порядков и правильном воспитании, прикрывает свою жестокость словами о благодетели. Автор показывает, что Катерина, во-первых, осведомлена о поведении свекрови; во-вторых, несогласна с этим; и, в-третьих, открыто заявляет Кабанихе, которой не может возразить даже собственный сын, о своих взглядах. Однако Кабаниха не оставляет попыток унизить невестку, заставляя её становиться перед мужем на колени.

Иногда девушка вспоминает о том, как она жила раньше. Детство Катерины было достаточно беззаботно. Девочка ходила с мамой в церковь, пела песни, гуляла, по Катиным словам у не было всё, что только может быть. Катя сравнивает себя до замужества с вольной птицей: она была предоставлена сама себе, сама распоряжалась своей жизнью. И теперь Катя часто сравнивает себя с птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Вот только улететь такая птица не может. Попав в клетку с толстыми прутьями, Катерина постепенно задыхается в неволе. Не может такой свободолюбивый человек, как Катя, существовать в жёстких рамках царства лжи и ханжества. Всё в Кате будто дышит чувствами и любовью к самому неповторимому - к самой жизни. Попав в семью Кабановых, девушка лишается этого внутреннего ощущения. Её жизнь похожа на жизнь до замужества: те же песни, те же походы в церковь. Но теперь, в таком лицемерном окружении, Катя чувствует фальшь.

Удивительно, что обладая такой внутренней силой, Катя не противопоставляет себя другим. Она «мученица, пленница, лишённая возможности расти, развиваться», но сама себя она таковой не считает. Через «жернова неприязни и злобной зависти» она старается пройти достойно, не утратив и не опошлив свою сущность.

Катю с лёгкостью можно назвать смелой. Действительно, девушка пыталась бороться с чувствами, которые вспыхнули у неё к Борису, но всё же решила встретиться с ним. Катя берёт на себя ответственность за свою судьбу и решения. В некотором смысле на время тайных свиданий с Борисом Катя обретает свободу. Она не боится «ни греха, ни людского суда». Наконец-то девушка может поступать так, как велит её сердце.

Но с возвращением Тихона их встречи прекращаются. Желание Кати рассказать об отношениях с племянником Дикого не радуют Бориса. Он надеется, что девушка промолчит, затягивая её в сети «тёмного царства», из которого так отчаянно пыталась вырваться Катя. Один из критиков драмы, Мельников-Печерский, удивительно метко охарактеризовал Катерину: «молодая женщина, попав под гнёт этой старухи, испытывает тысячи нравственных мучений и в то же время сознаёт, что бог вложил в неё сердце пылкое, что в молодой груди её бушуют страсти, вовсе не совместимые с затворничеством замужних женщин, которое господствует в той среде, куда попала Катерина».

Ни признание в измене, ни разговор с Борисом не оправдал надежд Катерины. Для неё разница и несоответствие реального мира и представлений о будущем оказались фатальными. Решение броситься в Волгу не было спонтанным - Катя давно чувствовала приближающуюся смерть. Она боялась надвижения грозы, видя в ней расплату за грехи и дурные помыслы. Откровенное признание Катерины становится похожим на отчаянное причастие, желание быть честной до конца. Примечательно, что между событиями признание в измене - разговор с Борисом - самоубийство проходит некоторое время. И все эти дни девушка терпит оскорбления и проклятия свекрови, желающей закопать её в землю живьём.

Нельзя осуждать героиню, говорить о слабости характера Катерины в «Грозе». Тем не менее даже совершив такой грех, Катя остаётся такой же чистой и невинной, как и в первых действиях пьесы.

Рассуждение о силе или слабости характера Катерины может быть полезно ученикам 10 классам при написании сочинения на тему «Характер Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Люди, которые прочитали произведение Островского «Гроза», задумываются над смыслом жизни и о поступке Катерины. После прочтения пьесы человек сразу начинает рассуждать о действии и решении девушки, слабость ли это или проявление силы. Есть те люди, которые считают, что данный поступок является силой. Она убила себя, а ведь не каждый человек сможет пойти на столь отчаянный шаг. Кому-то становится страшно, а кому-то жалко себя, своих родителей, близких и знакомых людей. К тому же, стоит обратить внимание, что Катерина на самом деле очень сильная девушка. Она смогла при людях признаться в своей измене мужу. Девушка не побоялась насмешек других людей, ей было все равно на то, что о ней скажут и подумают. Собственной смертью Катерина прекратила издевательства свекрови, разговоры о себе и заставила Тихона изменить свое мнение. Хоть и на несколько минут, но ей это удалось сделать.

Еще одно доказательство силы девушки заключается в том, что она была верующим человеком. А для таких людей совершить самоубийство – это один из самых страшных грехов. Но и это ее не остановило. Она все равно сделала то, что задумала. Все эти факты указывают на то, что самоубийство Катерины является силой характера.

Но есть и другое мнение по этому поводу. Некоторые люди утверждают, что это слабость и Катерина просто полоумная девушка. Да и способ уйти из жизни она очень глупый выбрала. Всем известно, что самоубийству нет прощения и оправданий. Девушка просто не выдержала того, что с ней происходило, что на нее обрушилось. В этом и заключается ее слабость.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Всегда найдутся те, кто считает Катерину сильной, но и будут такие, которые ее не понимают и считают слабым человеком. Мнения до сих пор разделены на два лагеря. А ведь неудивительно. Сколько людей, столько и мнений. Но все зависит от человека и его характера. Может, есть такие, которые поступили бы точно также, как эта девушка. А часть людей, возможно, вообще бы не понимала такого выхода из ситуации. Все потому, что для них это неприемлемо. Очень многое зависит от внутреннего мира читателя.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Поступок Катерины – сила или слабость?» (по пьесе Н. А. Островского «Гроза»)» читают:

Поделиться:

Катерина в «Грозе»: сила и слабость героини

Судьба Катерины в драме «Гроза» вызывает жалость и вместе с тем уважение. Эта простая русская женщина отличается от людей, окружавших ее, не только своей несчастной судьбой и страшной кончиной, но и редкими духовными качествами. Русские критики окрестили ее «лучом света в темном царстве». Почему, если она не смогла ничего изменить и ушла из жизни как побежденная?

Изначально Катерина - сильный духовно человек, с богатым оригинальным воображением. Благодаря воспитанию ее мечты были устремлены в русло религиозности. Но Катерина умела поэтично переосмыслить церковные истины. Так, ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов.

Религиозность Катерины и делает ее уязвимей (она не может лгать, так как это грех), и в то же время дает ей силу правды в неявной борьбе с ханжой Кабанихой. Любовь к Борису сталкивает Катерину один на один с «темным царством», хотя она и не воспринимает свой протест как возмущение против существующей системы. И тем не менее для каждого жителя Калинова очевидно одиночество Катерины в их «темном царстве».

Оно подчеркнуто композицией произведения. Катерина - единственный герой, не имеющий пары (в отличие от пар Кабанова - Дикой (богачи-самодуры), Тихон - Борис (их слабовольные рабы), Варвара - Кудряш (удачно приспособившиеся). Катерина по своему происхождению - чужой в Калинове человек.

Катерина - высшее, самое поэтическое воплощение идей и принципов патриархального мира. Не случайно ее образ явно был навеян автору образами русской поэзии. Мотив стремления Катерины к Борису, своему «погубителю» как будто заимствован из народной песни («Ты убей, загуби меня со полуночи...»): « Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?»; «Ты меня загубил!». Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную гибель! «Не жалей, губи меня!» - восклицает она, решившись ответить Борису взаимностью. И постепенно Катерина приходит к выводу: «Уж коли мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.»

Но патриархальный мир вокруг уже не таков, каким он является в душе Катерины. Нарастает ком противоречий, и, наконец, в Катерине уже не остается ничего схожего с тем, что окружает ее.

В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. «Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск», - говорит о жене Тихон.

Мы готовы увидеть бессильную жертву, но на сцене является человек, способный мечтать, любить; еще способный жить. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»

Последний монолог Катерины рисует ее внутреннюю победу над силами «темного царства». «Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!» Характерно здесь слово «нехорошо»: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, противоестественно и безнравственно: «А поймают меня, да воротят домой насильно...» «Ах, скорей, скорей!» Жажда освобождения торжествует и над темными религиозными представлениями. Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!» - размышляет она о самоубийстве, которое с точки зрения церкви является одним из самых страшных грехов. Но она нашла в себе силы подвергнуть сомнению это представление: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...»

Как гроза в жаркий летний день приносит прохладу, так и после смерти Катерины в жертвах «темного царства» просыпается чувство собственного достоинства и стремление вырваться из унизительного положения. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Кулигин обращается к собравшимся на берегу с упреком. Даже Тихон находит силы обвинить свою мать: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Смерть Катерины, как солнце, осветила «темное царство» со всеми уродливыми обитателями.

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова - одна из их множества.

2 декабря 1859 года. Она сразу же имела большой успех, о ней говорили и спорили. Спорили в основном по поводу трактовки судьбы и характера главной героини, Катерины Кабановой, а также о главной идее пьесы, наметившей нового "героя времени". "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" - вот главный вопрос, на который пытались дать свой ответ многочисленные критики. Среди них особенно выделяется Н.А. Добролюбов.

Мнение Н.А. Добролюбова

Николай Александрович посвятил этому произведению свою статью "Луч света в темном царстве", написанную в 1860 году. В статье критик "Современника" дает детальный анализ пьесы с точки зрения "реальной критики", с революционно-демократической позиции. Это была уже втора статья Добролюбова о "Грозе". Первая, "Темное царство", была написана еще год назад, в 1859 году.

Главная тема этих и многих других статей, посвященных данному произведению, - характер главной героини. Судьба Катерины Кабановой действительно заставляет о многом задуматься, и в данной статье хотелось бы подробно рассмотреть характер главной героини и причины ее несчастной судьбы. Николай Александрович использовал образы "темного царства" и "луча света", которые в дальнейшем часто цитировались при анализе этого произведения. На вопрос: "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" - он отвечает, что этот поступок свидетельствует о мужестве главной героини, противостоящей злу "темного царства".

Мнение Д.И. Писарева

Однако не все критики соглашались с точкой зрения Добролюбова, между ними часто возникала полемика. Например, Д.И. Писарев в своей статье "Мотивы русской драмы", написанной в 1864 году, не согласился с мнением Николая Александровича о том, что Катерина является новой исторической героиней, которую принесла нам эпоха. По мнению Дмитрия Ивановича, таким персонажем является Евгений Базаров, разночинец-демократ из произведения Тургенева "Отцы и дети".

Мнение А.А. Григорьева

Интересна точка зрения еще одного критика, Григорьева. Еще за несколько месяцев до выхода в печать статьи "Луч света в темном царстве" он упрекал ее автора в том, что тот предлагает односторонний подход к пониманию Островского, к изображению им жизни. По мнению этого критика, в первой статье Николая Александровича, "Темное царство", Островский предстает карателем и обличителем самодурства.

Однако в оценке главной героини мнения этих двух литераторов совпадают. Они оба говорят о том, что Катерина - героический характер, вышедший из народной среды, отмечают поэтичность ее души и трагизм судьбы. Давайте вместе попробуем ответить на вопрос: "Самоубийство Катерины - сила или слабость?", подробно остановившись на внешней и внутренней стороне характера главной героини.

Патриархальное купечество в изображении Островского

Следует сказать, что у Островского это было уже не первое произведение, изображающее патриархальное купечество. Его быт был описан и в других пьесах автора конца 1840х - начала 1850х годов, например в комедии "Свои люди - сочтемся!". Однако в ранних пьесах Александра Николаевича еще не было столь яркого образа, подобного Катерине. Характер героини, происходившей из купеческой среды, - настоящее художественное открытие, которое создает Островский Александр Николаевич ("Гроза").

На первый взгляд возникновение героини, имеющей столь нехарактерный для патриархальной среды города Калинова взгляд на жизнь, кажется случайным. Однако это было не так. Ее судьба, ее стремление к счастью по велению сердца, а не по "закону", - результат происходивших в то время в обществе глубинных процессов, постепенно разрушающих патриархальный строй купечества. Пьеса "Гроза" насыщена диалогами о "конце света", "последних временах", о том, что молодежь перестала чтить традиции и обычаи; и на этом фоне разворачивается сюжет произведения.

Символизм "Грозы"

"Гроза" - символическая пьеса, ее символика связана с фольклором, и этим она отличается от ранних пьес Островского. В произведении многое напоминает сказочный мир, даже сам образ города Калинова вызывает ассоциации с миром сказки. Герои как будто живут в своей собственной замкнутой реальности, ограниченной пределами узкого калиновского миропонимания.

В реальности, которую создал Островский Александр Николаевич ("Гроза"), нет действующих лиц, хотя бы немного выходящих за эти пределы. Даже Катерина, стремящаяся к иной жизни, имеет весьма смутное представление о том, какова же эта другая жизнь. Она лишь осознает, что нынешнее существование ей опостылело. Возлюбленный Катерины, племянник Дикого Борис, похож на чужеземца, прибывшего в этот сонный город из чужой страны, в которой была совершенно другая жизнь. Однако и он тоже превращается в подданного "темного царства" Калинова, и вовсе не напоминает образ Ивана-царевича, спасающего свою возлюбленную.

Катерина похожа на "спящую красавицу". Но ее "пробуждение" отнюдь не было радостным. Сладкий сон Катерины Кабановой - жизнь в доме любящих родителей - был грубо прерван выходом замуж за нелюбимого человека. Тихон слабоволен, во всем подчиняется своей матери, которая является в пьесе подлинным тираном.

Внешний конфликт

Что же привело к такому трагическому финалу? Самоубийство Катерины - сила или слабость? В пьесе нет конкретных виновников случившегося. Виноват весь калиновский мир. Главная героиня явилась жертвой уклада жизни, сложившегося как будто под действием злых чар, которые удерживают в подчинении весь город. Жители Калинова не способны им противостоять. В лучшем случае они лишь молча сочувствуют Катерине или дают ей советы, как обмануть Кабаниху и организовать свидание с возлюбленным. Однако любое предложение калиновцев вызывает в ее душе протест, так как все они предполагают некоторый компромисс с нравами города, с ее положением купеческой жены.

Калиновцы привыкли повиноваться судьбе, а Катерина бросает ей вызов, и город ее отвергает. Главная героиня олицетворяет мечты о переменах. Они притягивают ее, манят, в отличие, например, от Кабанихи, которой мерещатся "последние времена" и "конец света". Катерина осознает, что обречена в своем стремлении к новому, и, убедившись в том, что на перемены этот замкнутый мир неспособен и поддержки ждать не от кого, героиня решает уйти из жизни. Однако при попытке дать ответ на вопрос: "Самоубийство Катерины - победа или поражение?" стоит рассмотреть еще и внутренний конфликт героини.

Внутренний конфликт

Трагедия "Гроза" самоубийство Катерины определяет не только как ее внешний конфликт с "темным царством", но также и как внутренний конфликт героини. В ее душе происходит борьба между старым и новым. Мысль о нарушении морального долга преследует Катерину: она считает, что согрешила, что ей никогда не получить прощения. Это греха особенно тяжело и мучительно для главной героини. Ей попеременно овладевают сознание собственной вины и героическое отчаяние. Каждый свой поступок главная героиня воспринимает как шаг по направлению к пропасти, считая, что обратной дороги нет. Надежды на спасение Катерина не видит, к ней ни разу не приходит мысль о возможности прощения грехов и спасения души.

Социальный, философский и психологический аспекты трагедии

Таким образом, в понимании трагической судьбы главной героини можно выделить несколько аспектов.

Первый аспект - социальный, ведь для того, чтобы стать счастливой, Катерина должна либо покинуть Калинов, либо разрушить весь социально-бытовой уклад этого города. Ни то ни другое в данной ситуации невозможно, героиня является пленницей этого заколдованного мира.

Катерины включают и философский аспект - это нежелание подчиняться, противостояние собственной судьбе. Здесь героиня также не может оказаться победительницей. У нее есть два выхода: либо смириться с судьбой, со своей ролью жертвы "темного царства", либо уйти из жизни. В пьесе самоубийство Катерины представляется как закономерный финал.

Психологический аспект трагедии - внутреннее противоречие между осознанием своего тяжкого греха и свободной волей, побуждающей героиню переступать через внутренние нравственные запреты. Следует отметить, что форма, которую принимает этот запрет у Катерины, - религиозная - не имеет особенного значения. Ведь самоубийство - еще более тяжелый, чем прелюбодеяние, грех.

Все три аспекта взаимосвязаны, и все они важны для полного понимания причин трагической смерти героини и ответа на вопрос: "Самоубийство Катерины - победа или поражение?". Так, обычная супружеская измена превратилась в "Грозе" в масштабную трагедю личности, а сама по себе эта измена является скорее не причиной, а лишь следствием ее противостояния калиновскому миру.

Любовь Катерины к Борису

Любовь у Катерины не является высшей потребностью души, как у героини "Бесприданницы" Это лишь форма протеста против быта купеческой среды, символ свободы. К Борису Катерина относится не как к возлюбленному, а как к воплощению своей мечты о свободе.

Эти персонажи так и не находят общий язык: главная героиня смогла подняться над бытом калиновского общества, а Борис оказался неспособен на это. Так почему Катерина решилась на самоубийство?

Героиня решила утопиться не от "несчастной любви" и даже не от греховной, "невозможной" - ее толкнул на это калиновский быт, поскольку подобное желание не могло осуществиться в узких рамках этого города. Таким образом, у Островского впервые быт становится формой жизни, отражением стремлений человека, появляется так называемая "философия быта".

Философия быта

В этом произведении он наделен специальной функцией: отражением низменного, материального в жизни людей, под которым прячется все возвышенное и духовное. Разрушение быта предвещает скорый развал привычных общественных отношений.

Даже сюжетно-композиционные элементы "Грозы" подчинены вниманию к нему. В произведении отмечается статичность сюжета, пропуск самой любовной интриги, а также множество сцен, которые не связаны с развитием сюжета, но необходимы для описания бытовой среды города. Неторопливое развитие событий соответствует темпу жизни калиновцев, размеренному и неторопливому. Обширная предыстория главной героини, а также предыстории второстепенных героев создают ощущение, что события начинаются еще задолго до начала повествования. Финальная сцена не исчерпывает полностью своего смысла, намекая этим на возможность повторения описанных событий в реальной действительности.

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. МоглалиКатеринанайтисвоесчастьевсемье?Прикакихусловиях?

5. Счемборетсягероиня:счувствомдолгаилис«темнымцарством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финалдрамы.Докажите,чторазвитиедействиянеизбежноведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини - поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, - натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бытонибыло.Ивоттакаяженщинапопадаетвобстановкупроизвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом - начало ее гибели.

ТрагедияКатериныобусловленатем,чтоонанелюбитмужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство - это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», - пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине - Катерине .)

Вопрос ы:

1. «Луч света в темном царстве» - что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», - говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза -этостихийнаясилаприроды,страшнаяидоконца не изученная.

Гроза - это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза - этоугрозауходящему,ноещесильномумирукабановых и диких.

Гроза - это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза - божья благодать. Для Дикого и Кабанихи - небеснаякара,для Феклуши - Илья Пророк по небу катится, для Катерины - возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, - это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

1. Чтение драмы «Бесприданница».

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»