Несчастные семьи в литературе. Счастливая семья в русской классической литературе

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

Ростовская область Веселовский район х. Красный Октябрь

Тема семьи

в русской литературе

(на примере произведений Д.И.Фонвизина, А.С. Пушкина)

Работу выполнила

Матвиенко Татьяна, 15 лет

МОУ Краснооктябрьская СОШ, 9 класс

Руководитель

Котляренко Е.И.

учитель русского языка и литературы

МОУ Краснооктябрьской СОШ

х. Красный Октябрь

2010 год

1.Введение………………………………………………………………………3

2. Тема семьи в русской литературе 18,19 века:……………………………...5

а) Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;

б) Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

в) Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

3. Заключение……………………………………………………………………15

4. Литература…………………………………………………………………….17

5. Приложение

Введение

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать?

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

Для любого ребенка Родина, в первую очередь, это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Всем очевидно: «что посеешь, то и пожнешь». Так и в семье: какие «ростки» пустят в душе своего ребенка родители – таким он и вырастает: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком.

Но, к сожалению, изменения, которые произошли в обществе, влияют на личность и семью далеко не с лучшей стороны: налицо эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая причина кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей.

В нашей школе, например, по состоянию на 2009-2010 год из 155 семей учащихся: 35 неполных, 6 семей асоциальных и 75 малоимущих.

Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Беда всех современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, они упускают самое главное – духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.

Появление огромного количества бездомных детей при живых родителях, детей сирот, распространение среди молодежи наркомании, алкоголизма, преступности - один из показателей разрушения семьи. В нашей школе обучаются 15 детей, находящихся под опекой.

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, в его функции входило материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата; мужчина-отец обязан был готовить себе смену, растить детей, достойных продолжателей рода, обучать сыновей тому ремеслу и делу, которым занимался он сам и его предки.

Женщина была хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растила и воспитывала детей, учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.

Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

Поэтому я решила обратиться к произведениям тех писателей, творчество которых мы изучали на уроках литературы, и выяснить, какую роль семье отводили они.

Тема семьи в русской литературе 18,19 века

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, пытаясь понять его.

Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.

До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.

Воспитание детей - это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.

До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан - единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»... Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, - жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка» «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке» .

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья - богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.

Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.

Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг Митрофанушка!» - и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан - недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым - Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.

Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать: «…пока Митрофанушка еще в недорослях, - рассуждает она, - пока его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится» .

Таково это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Наша память с детства хранит имя Александра Сергеевича Пушкина. Это имя наполняет собой многие дни нашей жизни. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, велики и неоценимы. Александр Сергеевич Пушкин в своём творчестве много внимания уделял роду и семье, видел в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривал историческое значение семьи для развития государства в целом.

«Капитанская дочка» - одно из наиболее совершенных и проникновенных созданий А.С.Пушкина. Повесть является предметом всеобщего внимания на протяжении многих и многих десятилетий. В своем произведении Пушкин отразил проблемы, связанные с социальным укладом общества в XVIII веке. Самым привилегированным слоем общества являлось дворянство. Но процветание страны оплачивалось другой Россией – трудящейся и умирающей от голода. Крестьяне не имели собственной земли. Не имели прав. Однако имели много обязанностей. Поэтому бунты, несмотря на их жестокое подавление, постоянно прокатывались по стране все сметающей на своем пути огромной неуправляемой волной. Восставшие выступали за отмену крепостного права, свержение монархии и передачу власти народу. Одним из таких восстаний было восстание Емельяна Ивановича Пугачева.

Вся художественная ткань «Капитанской дочки» распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению этих миров. Каждый из этих миров имеет свой бытовой уклад, свои эстетические идеалы и свою систему нравственных ценностей.

Быт Гриневых характерен для дворянского быта XVIII века. Уклад жизни провинциального дворянина Гринева не противопоставлен вершинам дворянской культуры, а слит с ней воедино, связан с лучшими ее традициями, а также с прямым порождением этих традиций – Чувством Долга, Чести, Собственного Человеческого Достоинства, понятием Дома.

В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье.

Ю.М.Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Главный герой романа – Петр Андреевич Гринев – родился в семье дворянина, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Его отец был военный, вышедший в отставку премьер майором. В свое время он много послужил на благо Отечеству. Мать Гринева также дворянка. Гринев воспитывался в традиционной по тем временам системе нравственных ценностей. С раннего детства ему старались привить определенные моральные принципы: его учили уважать старших, быть честным и порядочным человеком, не совершать дурных поступков. Петр Андреевич вырос в доме, где царили любовь, уважение, взаимопонимание, гармония. В доме Гриневых не было места подлости, не было деспотизма. К несчастью, хорошее образование Гринев не получил. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду» . В такой обстановке рос Петр Андреевич и вырос честным офицером. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить его в армию, чтобы он научился военной дисциплине и с низов познал службу офицера, научился служить на благо Отечеству. Отправляя сына в дорогу, отец сказал ему: «Служи верно, кому присягнешь… Береги платье снову, а честь смолоду» .

Гринев мечтал о блестящей службе в Петербурге, а попал в Белогорскую крепость. Жизнь в ней текла спокойно и монотонно. Но пугачевское восстание нарушило мирную жизнь обитателей крепости, заставило повзрослеть и главного героя повести, стать сильным и смелым офицером, не уронить честь и достоинство. Я думаю, что не последнюю роль в этом сыграло его знакомство с семьей капитана Миронова, простого русского офицера, который в трудные минуты жизни не дрогнул перед опасностью и предпочел смерть предательству, жизни в услужении.

Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка». Читатель вместе с Петрушей Гриневым посещает простую русскую избу, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота» . Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.

Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Не случайно Швабрин говорит о ней: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». Ей бы самой командовать полком! Комендантша сама подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше» . Она тоже любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…». Я думаю, что она стыдится своей бедности и хочет лучшей жизни для дочери. Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство. Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье. Однако не любой возьмет в жены бесприданницу. Родители оберегают дочь от жизненных бурь, считая ее робкой и несмелой: «Смела ли Маша?...Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» .

Такими герои показаны в начале повести. Но пугачевский бунт изменил сонную жизнь крепости. Иван Кузьмич, узнав о приближении врага, хочет спасти свою семью, однако Василиса Егоровна не может бросить мужа и готова быть рядом с ним и сражаться до последнего. Лишь Маша, по ее мнению, не должна быть в опасной крепости. Дети для любой семьи – самое дорогое и святое в жизни. В минуты опасности добрый сонный капитан преображается, становится сильным, смелым. Понимая явное превосходство пугачевских войск, он пытается с помощью своего слабого гарнизона не пустить их в крепость: «Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое». Офицер не может изменить присяге, своей Родине, поэтому сражается до последнего. Изнемогая от раны, капитан Миронов отказывается присягнуть «вору и самозванцу» Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти.
Вслед за мужем погибает от рук восставших казаков и Василиса Егоровна. Но перед смертью успевает назвать Пугачева «беглым каторжником», а его солдат «злодеями». Мы видим в ней сильную волевую женщину, не дрогнувшую перед лицом опасности. Я думаю, что именно благодаря поступку отважного капитана и Гринев отказывается присягнуть Пугачеву. Такие люди, как Иван Кузьмич, достойны уважения, достойны называться великими.
После гибели родителей Маша осталась совсем одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой ненавистного предателя Швабрина, для нее «лучше умереть». Маша отправляется в далекое путешествие в Петербург, чтобы спасти любимого Петра Гринева и рассказать императрице правду о восстании. Подвиг капитана Миронова становится известным Екатерине II, и именно поэтому она помогает Маше освободить Гринева. На примере поступка капитана Миронова Пушкин показывает, каким должен быть настоящий офицер. Хотя автор иронизирует над мягким характером и неумением командовать Ивана Кузьмича, он говорит о том, что настоящий русский офицер никогда не дрогнет перед опасностью, не станет предателем и не нарушит присяги. Он будет до последнего вздоха защищать свою Родину. И у такого отца выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.

Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В произведении «Евгений Онегин» Пушкин показывает одну единственную семью - семью Лариных. В ней автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» - боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, простые, непритязательные обыватели, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны. Они соблюдали религиозные посты, чтили православные и язычески обряды:
Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам.

Служанок била, осердясь –

«Управляла» своим супругом, как и Василиса Егоровна в повести «Капитанская дочка».

Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских обывателей лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:
Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые

И гроба тайны роковые…

Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:
Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…

А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова. Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.
Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла ее семья, близость к народным традициям и корням, к природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души. Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно.

В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Только семья может воспитать семьянина. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. Нам необходимо помнить о том, что духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катасонов В.Н. «Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»// Литература в школе. – 1991, № 6.

Там же, стр.44

Национальная литература обязана быть социальной и полезной обществу.
И она обязана выделять проблемы общества и помогать обществу в их преодолении, помогать обществу развиваться… Общество состоит из ячеек, называемых семьями и здоровье всего общества определяется здоровьем отдельных семей.

Семьи как темы в русской классической литературе 19 века нет. Соответственно невозможно говорить и об описании семейного счастья… Пушкин сам стал жертвой семейного скандала, Странно было бы читать про гармоничные семьи у холостых Лермонтова и Гоголя. У Лермонтова в «Маскараде» трагедия. Гоголь в « Женитьбе» как обычно, с фирменной издёвочкой, постарался сделать невозможным само создание семьи. Достоевский проигрывал деньги жены в казино и определенно был и сам несчастен, и доставлял страдания семье, Тургенев странно приживался возле семьи Полины Виардо…

Или писатели не понимали важности простого изображения счастливой семьи, или у них не было мотивов и таланта для выполнения этой миссии.

Семейные хроники изобразил Лев Толстой в романах «Война и мир» , «Анна Каренина». Ему и принадлежит известная фраза «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастная семья несчастна по-своему». Фраза и известная, и расхожая. Если есть только один некий вариант семейного счастья, то почему бы не сказать, кто этот идеальный вариант описал до тебя и отдать должное такому человеку. А если до тебя никто этого не сделал, то … сделай сам такой образцовый шаблон, если у тебя есть талант… И чтобы школьники писали сочинения на тему: Какой я вижу счастливую семью по роману классика… Или: Каким должен быть образцовый муж на примере повести...
То есть просто дать позитивный пример в удобном формате, и всё… А иначе, через демонстрацию сотен вариантов несчастных семей, вывести вариант счастливой – невозможно. Более того, эти отвратительные отношения обеляются и становятся примером для подражания. Семейная жизнь 19 века почему-то ассоциируется через кошмарный домострой, расписанный Островским в "Грозе", откуда один выход - утопиться. Вот и распадается почти половина семей на первом году брака. Говорят, подсознание не воспринимает частицу «не». И если говорить - не делай так! - то хочется поступать именно так. То есть просто надо показать правильный вариант вместо негатива.
Очевидно, семейное счастье - это (тихая) радость близкой женщины.
Счастливую семью надо и создать, и уметь защищать свое счастье.
На мой взгляд, писатели 19 века не справились с задачей, не дали путей гармонизации семьи и общества, открыли путь общественному недовольству и, в конце концов, революциям начала двадцатого века, которые осуществлялись, как правило, несчастными и недовольными людьми, смутно представлявшими, чего они хотят…

Приложение (22.11.2010): один из вариантов счастливой семьи я создал, правильно закончив повесть Тургенева Ася.

Приложение2 (24.11.2010) и все-таки наши учителя стараются, как могут, пытаясь показать правильные семейные ценности: но опять же, Толстой время событий опрокидывает назад на 60 лет назад, описывая семьи примерно 1810-1815 годов, это всё равно что мы бы учились семейным отношениям на примере событий 1945 года... а наши потомки изучали бы это в 2140 году...

Приложение3 (6.1.2011) Опросы на тему: Есть ли счастье или счастливая семья в классической литературе? http://otvet.mail.ru/question/40089231/
http://otvet.mail.ru/question/40091438/
Приложение4 (13.11.2011) Рецепты создания семейного счастья на Прозе.ру от Елены Неменко

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Семья – это маленькая ячейка общества, которая несет огромное значение в социальном и нравственном становлении каждого человека. Актуальность проекта в том, что анализируя художественные произведения, можно оценивать, какую роль играет семья в жизни человека. Как сказал один классик, любовь к родине начинается с семьи. И это абсолютно верное высказывание, так как именно в семье мы получаем первые навыки общения с социумом.

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта Цель проекта: Осознать роль семьи в жизни человека. Анализировать значение семьи в жизни человека на примерах из произведений художественной литературы. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, оценить значимость семьи в своей жизни Задачи проекта: Изучить художественную литературу, выбрать примеры на тему значение семьи в жизни каждого человека Сформулировать выводы о своеобразии воплощения темы семейного счастья в литературных произведениях Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся

4 слайд

Описание слайда:

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. (Л.Н. Толстой)

5 слайд

Описание слайда:

Семья – важная ценность человеческой жизни Семья объединяет, скрепляет родственными и нравственными узами людей. Каждый человек любит и ценит дом, который является «семейной» крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, всегда поймут, выслушают и поддержат в трудную минуту. Вот поэтому роль семьи для человека огромна.

6 слайд

Описание слайда:

«Мысль семейная» Мне вспоминается “Война и мир” Л.Н.Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. В этой семье искренне радуются и искренне плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого члена семьи. Эта семья всегда готова гостеприимно принять любого человека. В их доме приятно находиться, там спокойно на душе, так как в их семье царит счастье и любовь

7 слайд

Описание слайда:

В семье Обломовых Вспомним семью Ильи Обломова из романа Гончарова. Семья Обломовых была большой, в их доме жило множество родственников. В этой семье была тёплая, дружеская атмосфера. Илью любили и ласкали все родственники. Все члены семьи жили сонной, ленивой и тихой жизнью. Они не любили трудиться. В этой семье редко грустили и задумывались над жизнью. Всем жилось весело и беззаботно. Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту апатию они любили. Они наполняли апатичную жизнь праздниками и обрядами. Можно сделать вывод о том, что все семьи разные, у всех разные законы в семье, разные стили жизни, но самое главное-это семейный очаг.

8 слайд

Описание слайда:

Одиночество человека, потерявшего семью в рассказе Андрея Платонова «На заре туманной юности» В романе Андрея Платонова «На заре туманной юности» 14-летняя девочка Оля остается сиротой. Ей хочется, чтобы кто-нибудь взял ее к себе. Действительно, не каждый способен взять на себя ответственность за воспитание чужого ребёнка. Но что же говорить о чужих людях, ведь и родные не всегда возьмут детей-сирот. Так вышло и с Ольгой. Её желание иметь семью было сильным, но никто не понял её, не сжалился над ней. Ребёнок в отчаянии. «Ольга пошла мимо домов по чужому большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желаний, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь неинтересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь пред ней вдруг омертвела» . Человек, оставшись один, бессилен, слаб. Как найти силы жить?

9 слайд

Описание слайда:

Тема семьи в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» А вот в рассказе М.Шолохова "Судьба человека" Андрей Соколов ценил свою семью, в довоенное время много работал, чтобы жена и дети ни в чем не нуждались Однажды, когда Андрей был на фронте, в дом попала бомба, и жена с двумя дочками погибли, старший сын в это время находился в городе. Узнав о смерти близких, Андрей был потрясён

10 слайд

Описание слайда:

Одиночество Андрея Соколова А после войны некуда было возвращаться герою, потому что погибли все: жена и трое детей. Все выдержал в лютую годину этот человек, пройдя нечеловеческие испытания, но самой страшным горем оказалась потеря семьи. Одинокий человек быстро растрачивает силы, и потому ему нужна семья.

Тема: Счастье – это …..

Аннотация работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку

Тип урока: урок - исследование .

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия .
Тема: Счастье – это …..

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:

Закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства ;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствовать навыки исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв

Формировать понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Оформление:

1презентация 2 плакат- цветок 3 смайлики (для оценивания ощущений от урока)

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

примечание

Добрый день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!

1 Слайд Солнце

I. « Мозговой штурм»:

    Что такое счастье?

Ответы: Счастье- это……

Слайд №2

1 Стадия вызова

Музыка

Просто ли вам было ответить на вопрос о счастье?

Тогда попробуем ощутить его..

Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.

    Какого счастье цвета?

3Какого счастье размера?

4Какое счастье на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

Вот какие ответы даёт на данные вопросы поэт

Сложно, так сразу ответить.

Дают ответы с закрытыми глазами

Чтение стихотворения

Что такое счастье?

Музыка №1

Слайд 3

II. Целеполагание.
Планирование

Оценка на каждом этапе

Свободное письмо

Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос, вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать собственное

Ребята, вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте

Личное счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них созвучно ваше , Выскажите своё мнение по данному высказывание как понимают счастье, счастливый человек философы . Что общего в них?

это ключевое слово счастье.

Каждая группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)

Счастье для философов - это когда человек

Слайд№4

Реализация плана

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостер Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?

Счастье, быть счастливым человеком:…. Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

Слайд№ 5

Слово учителя

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния.

Попытаемся определить самые важные понятия

С какими понятиями ассоциируется слово счастье?

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье

Заполняют: … Выделяют самые важные понятия :

состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь

Слайд 6

заготовки кластеров

Оценку дают ученики по группам

Выделив самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь

У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.

мы постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы п ознакомились, прочитав произведения Л. С. Толстого , А. И. Куприна, И.А. Бунина

Вспомним, как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль писателя.

Мысль семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда,по мнению Толстого, является истинной, настоящей

семьей?

Обратиться к литературе

В ходе урока записывают или запоминают моменты, важные для заполнения кластера

Л.Н. Толстой утверждал:

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

Сообщение учащихся + презентация

В чем заключается счастьекаждой семьи? Какие понятия являются важными?

Слайд 7

Две позиции

Дискуссия

Т Толстой считает, что нет семейного

счастья а там, где нет взаимопонимания,

традиций, единения.Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные у клады. На примере этих семей Толстой

доказывает свою мысль о том, что только

семья развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.

Но Толстой в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?

З Изменились ли в наше время представление о с счастливой семье?

Курагины, Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции

Забота о детях и их будущее

Мнение детей: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».

Презентация

Слайд 8

Сообщение учащихся

Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе.

Выступления по теме

Дружба в жизни героев

Дает ли им дружба ощущение счастья

Презентация

Слайд 9

Даёт ли любовь ощущение счастья?

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость

Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна « Гранатовый браслет»

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться

Выступления ребят по теме, беседа-дискуссия

Любовь в жизни героев Куприна :

Счастливы ли герои в любви

Куприн «Олеся»

Олеся – Иван Трофимович

Вера Николаевна – Желтков

Герои Бунина

«Солнечный удар», «Тёмные аллеи»»

Чтение письмаЖелткова (индив.задание)

Куприн «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна – Желтков

Работа в группе - доказать

Любовь трагедия.сумасшествие, счастье

Слайд 10

Слайд 11

Музыка: Бетховен

Соната для фортепьяно

Слайд 12

Вывод: , несмотря на весь их трагизм.

Слайд 13

Музыка

Кластер, постер

Как представляют счастье герои Куприна, Толстого. Бунина

Работа в группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений (Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)

музыка

Д/З Напишите эссе о счастье +Пожелания

Видео «Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)

Оценивание

Дайте оценку вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.

Учащиеся соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры

музыка

Смайлики

Приложение 1:

1группа

1 Личное …. невозможно без счастья других.

Н.Г.Чернышевский.

Согласны ли вы с ними?

Д. Дидро

Ш.де Костер

И.В.Гёте

2 группа
1 …. увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ж. Ламетри.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье , счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное,на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

3 группа

1Стараясь о ….. других, мы находим своё собственное.

Платон

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное, на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

Приложение 2:

1 Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям

Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?

(дополнения к сообщениям)

2 Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких

Попробуйте опровергнуть его мнение:

1группа – Курагины

2 группа – Друбецкие

3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье?

3 Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов?

(дополнение к сообщеиям)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»