Гнев: как уживаться с агрессивным мужем или женой. Агрессия проявление в семье

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение в семье…..

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Большую роль в младшем школьном возрасте играет характер взаимоотношений ребенка и родителей. В этом возрасте ребенок в силу своих возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от негативных родительских воздействий

Исследования показывают, что основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка. Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания только 38,5 родителей.

Исследования также показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают: «стремление воспитать», чуть меньше 30% - «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». В более чем 10% случаев жестокость становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

Речь пойдёт о поведении родителей хороших, любящих, не находящихся в ситуации острого стресса.

Итак, назову самые распространенные "пружины" агрессивного поведения взрослых.

Общее психическое и физическое истощение, вызванное усталостью, бедностью, постоянным стрессом, долгой болезнью ребенка или собственным недомоганием. В эту категорию также часто попадают приемные родители в период адаптации ребенка в семье, потому что это очень энергозатратный процесс;

Автоматическое воспроизведение модели поведения собственных родителей. Даже если этой моделью вообще-то недовольны и хотели бы от нее избавиться, альтернативные модели приживаются с трудом, поскольку требуют постоянного контроля разумом;

Тревожность, мнительность, постоянный страх, что с ребенком что-то случится; желание предотвратить для него любые неприятности и страдания, часто связанное с неспособностью переносить плач ребенка;

Сильное, хотя и размытое, чувство вины не вполне понятно перед кем; фантазии о том, что другие осудят, накажут, возможно, отберут ребенка.

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка.

Временный «успех», которого родители порой достигают при помощи побоев,- вынужденное раскаяние или послушание ребенка - покупается дорогой ценой. «Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его.

Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями. Подобное воспитание и отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии. Что приводит к различным деформациям в формировании личности, формированию неадекватной самооценки и т.д. лишь воспитание в семье, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти. Вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.

Сексуальное насилие, или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости, или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4-х лет.

Психическое (эмоциональное насилие) – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.).

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия
  • оскорбление и унижение достоинства ребенка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
  • предъявление к ребенку требований. Не составляющих возрасту и возможностям
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

схема жестокого обращения родителей к детям:


Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия "доброкачественная"(настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции) , агрессия "злокачественная"(насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии(по Фромму).

Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека...

Семья является в жизни человека важнейшим фактором, формирующим его личность, и, чего уж скрывать, выросшие вне семьи люди испытывают в дальнейшей своей жизни множество трудностей.

Особенностью семейного воспитания является его не осознанность, человек воспринимает существующие в семье отношения, как единственно возможные – естественные, данные априорно. Всю дальнейшую жизнь он строит на основании, заложенном в раннем детстве в семье. Современные психологи связывают возникновение...

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – удовольствие, когда он сыт, ему комфортно и тепло, и неудовольствие, когда он голоден, ему страшно, больно или холодно. Удовольствие выражается для окружающих в виде улыбки, радостного гуления, спокойствия или безмятежного сна.

Свое же неудовольствие младенец проявляет в виде плача, крика, брыкания, в более позднем возрасте - в виде кусания, пачкания, отказа от еды, и еще позднее появляются протестные реакции, направленные на разрушение...

Рассматривается с 2-х позиций: 1. в качестве позитивного, конструктивного, творческого начала; 2. как деструктивная сила. Однако эти два аспекта действительности представляют собой разные грани одного и того же феномена, которые находятся в сложном динамическом взаимосвязи.

Так, выдающийся биолог Лоренц (1963), который внес вклад в изучение агрессивности, придерживался преимущественно позитивного взгляда на ее значение в жизни биологических существ. Он считал, что природа агрессивности...

Часто можно видеть, как дети издеваются над животными, тем самым причения им огромные страдания и развивая в себя чувства злости, ненависти и агрессивности. Психолог Виалий Шебанов дает рекомендации предотвращения этого явления.

Случалось ли вам видеть, как ребенок:
От нечего делать связывает двух соседских кошек?
Привязывает к хвосту чужой собаки пустую консервную банку?

Надувает соломиной лягушку, пока она не лопнет?
Отрывает мухам крылья?
Отстреливает пульками голубей...

Агрессивность – одно из качеств, подверженных общественному осуждению. Причин тому немало: от культурных (воспитанные люди себя так не ведут) до религиозных (вас ударили по одной щеке – подставьте вторую). Благодаря этому мы часто воспринимаем собственную агрессивность как нечто постыдное.

Забывая, что это свойство дано нам природой. А значит, дано не случайно.

Нас больше устроит не вид бездыханного тела, а скорее вид тела, которое признало вашу правоту и смиренно подчинилось вашим...

В Средние века во Франции существовала секта флагеллантов – самобичующихся. Считалось, что самобичевание, умерщвление плоти, помогает душе возвыситься. Казалось бы, эти диковинные обычаи отошли в прошлое, однако, французские психологи говорят о том, что среди современных подростков самобичевание вновь стало популярно, пишет Псинавигатор.

Довольно часто подростки намерено наносят себе такие повреждения как удары, порезы, ожоги. Речь идёт об агрессии, направленной на собственную персону...

Любовь по духовным законам

Ревнивый муж

Возможно ли решение семейных проблем?

Существует ли у человеческого эмбриона душа?

Родственные отношения в духовном

Об абортах

Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам

Роль Библии в формировании морального облика человечества

Вступление
Е. Литварь: Тема нашей сегодняшней беседы касается семьи, материнства, детей и их воспитания. О семье мы с Вами уже говорили, однако мы...

Данная статья - продукт философского обобщения 8-ми летнего опыта работы методом "Системной семейной расстановки по Хеллингеру". И некоторые вещи, несмотря на то, что претендуют на некоторую философскую "глубину", – всего лишь результат наблюдения за происходящим на "расстановках" и в жизни, и их сравнения.

В результате сложилась такая логика рассуждения, покоящаяся на последовательном разворачивании следующих положений: семья есть система  система обладает качествами, принципиально...

Агрессивное поведение в семейной жизни – явление, встречающееся довольно часто и от нее никто не застрахован. Агрессия наносит громаднейший ущерб семейным ценностям и отношениям в целом, после проявления агрессии семейная пара из самых близких людей превращается в заклятых врагов, семья со временем разрушается, психика всех членов семьи травмируется и этот процесс уже необратим.

К внутри семейной агрессии относятся: оскорбления, надругательства, унижение чести и достоинства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести и даже, убийство, да, но это факт: агрессия в семье, со временем, может привести к особо тяжким преступлениям. Какие же основные причины способны повлечь за собой проявление агрессии одного члена семьи по отношению к другому? Причины агрессии в семье разнообразны и зачастую бессознательны.

Вот только несколько причин агрессивного поведения в семьях:

  1. Стресс. Постоянные стрессовые ситуации, повлекшие за собой нарушение психического состояния человека. В большинстве случаев стрессовые ситуации возникают из-за отсутствия отдыха и высокой загруженности человека, постоянным проблемам финансового характера, проблемам сексуального характера, отсутствия взаимопонимания со стороны другого члена семьи. Разрядка внутреннего напряжения. Случается у очень терпеливых людей. Когда негативных эмоции накапливаются в большом количестве, они находят выход. Чаще всего это выплеск разрушительных действий в сторону обидчика.
  2. Неуверенность мужчины в себе. Этот «слабак», может наорать, оскорбить или даже очень сильно избить женщину, поднять руку на ребенка, более слабого, близкого ему человека, который любит и ценит его, но такой мужчина никогда не вступит в драку с равным ему по силе. Этот человек выбирает путь самоутверждения через унижение слабого.
  3. Ревность. Парадоксальность агрессии, вызванной ревностью, состоит в том, что данная ревность зачастую является безосновательной. Зачастую уровень агрессии впоследствии ревности зависит от личностных качеств человека, в какой степени ему присуща ревность. Жизнь с ревнивыми людьми может превратиться в настоящий ад, так как, питая самые теплые чувства к своему близкому, человек следит за каждым его шагом, каждым взглядом, цепляясь к мелочам, не требующим особого внимания.
  4. Проблемы сексуального характера . Особенно данная причина относится к мужской части населения. Основное проявление данной проблемы – снижение сексуальной силы. При наличии проблем в области секса некоторые мужчины начинают нервничать, злиться, обвинять в своих проблемах себя, близкую женщину, весь окружающий мир. При этом, в большинстве случаев виноват не партнер, а элементарная усталость – любой человек, будь-то мужчина или женщина, испытывая усталость, теряет свою сексуальную активность. Склонность к садизму мужчины или женщины. Партнер получает удовлетворение, в том числе и сексуальное, в избиении и унижении другого.
  5. Детская травма одного из партнеров как одна из причин агрессии в семейных отношениях. Контроль и управление через наказание. Обычно формируется в родительской семье в раннем возрасте. Таким поведением, родители, решали возникающие трудности в семье и соответственно воспитывали ребенка, в результате у ребенка происходит закрепление подобного взаимодействия и уже в зрелом возрасте воспроизводство поведенческой модели отношений. В подобных семьях преобладает физическое наказание.
  6. Ответная реакция на агрессию . Обычно происходит тогда, когда один из членов семьи первым "нападает". Причем неоднократно и разговорами ничего нельзя решить. В данной ситуации другой партнер выдает агрессию в большей форме, руководствуясь правилом «как ты ко мне, так и я к тебе».
  7. Остановка истерики . Когда человек в истерическом припадке, то он не отдает себе отчета в том, что он делает. В этом состоянии агрессор может совершить непоправимый поступок или даже преступление.

Заявляю вам с полной уверенностью, что если в семейной жизни имеет место агрессивное поведение одного из супругов, то психологическая помощь и поддержка необходима всем без исключения членам семьи. Только в случае совместной терапии всех членов семьи появляется возможность сохранения семьи, но это не простая задача и обязательно стойкое желание.

Психотерапия позволяет всем членам семьи познать себя, обнаружить, изучить, признать и принять все желания, как самого себя так и других, в том числе и те желания, на которые внешним миром наложен запрет. Через осмысление желаний, субъект терапии разрушает иллюзию о себе и других, пересматривает представления о себе, своей истории, своей жизни, жизни своей семьи, всех ее членов, мотивы своего поведения... и в этом случае семейное психологическое консультирование просто незаменимо.

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из актуальных, а сам ХХ век - «веком беспокойства о насилии».

В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Исследователями данной проблемы было предложено множество теорий - от наличия психических нарушений до влияния социокультурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.

В психологии существует множество объяснений насилия. Так, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти, которое З. Фрейд называл «инстинктом смерти», с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (А. Бандура). Интеракционизм - следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл). Когнитивизм рассматривает насилие как результат «диссонансов» И «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер).

При всей серьезности проблемы отношение к ней в нашей стране снисходительно-терпимое.

Факты насилия в семье не принято придавать огласке: считается, что это внутрисемейное дело. Под статьи Уголовного кодекса подпадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья - убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье.

Замалчивание проблем внутрисемейного насилия порождает неверное представления о том, что именно считать насилием в семье и каковы реальные масштабы этого явления.

В связи с этим, цель данной работы - изучить психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.

Объект - насилие над женщинами в семье.

Предмет - психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.

Гипотеза: женщины, подвергавшиеся домашнему насилию, характеризуются высоким уровнем невротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности феминизма, низким уровнем уравновешенности.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР СЕМЕЙНОГО НАРУШЕНИЯ

Насилие и агрессия в семье

То, что люди в семье часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. При всем разнообразии противоречивых теоретических оснований большинство из них попадают под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:

1) врожденным побуждениям или задаткам (психоаналитический подход 3. Фрейда, этологический подход К. Лоренца, социобиологический подход);

2) потребностям, активизируемым внешними стимулами (теория фрустрации-агрессии Долларда, теория посылов к агрессии Берковица, теория переноса возбуждения 3ильманна);

3) познавательным и эмоциональным процессам (модель образования новых когнитивных связей Берковица, модель агрессивного поведения 3ильманна);

4) актуальным социальным условиям, в сочетании с предшествующим научением (теория социального научения Бандуры) Конрад Л. Агрессия. - М.: Слово, 1994. - С. 23..

Агрессивность, в отличие от агрессии, это та черта личности, которая в научной литературе описывается как склонность к действиям, причиняющим физический или психологический вред, ущерб другим людям Антье Э. Агрессивнсть. - М.: Фаир-Пресс, 2006. - С. 9..

Кроме того, и насилие и агрессия в семье порождаются, главным образом, различием в возможностях проявления власти. Один член семьи, например муж или отец, имеет возможность заставлять остальных домочадцев выполнять свою волю вследствие наличия у него большей физической силы или существования в обществе определённых норм поведения. Его жена и дети не имеют экономических, социальных, психологических или физических возможностей, чтобы оказать ему реальное сопротивление. Это различие в возможностях проявления власти, вероятно, позволяет доминирующей в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желании Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 42..

Насилие порождает насилие, так утверждают исследователи проблем семьи. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно также приобретают склонность к агрессии Там же - С. 44.. Разумеется, у этого правила есть и исключения, и некоторые специалисты по проблемам семьи задаются вопросом о том, имеются ли реальные доказательства того, что формы жестокого поведения передаются от поколения к поколению. Однако накапливаемые результаты исследований все больше свидетельствуют в пользу обоснованности понятия цикла насилия Там же - С. 45..

Исследования, проведённые в 1975 году, выявили закономерность: чем чаще мужчина или женщина подвергались мерам физического воздействия в детстве, тем выше была вероятность их жестокого обращения с будущей женой или мужем, так же родители, наиболее чисто подвергавшиеся телесным наказаниям в своей семье (согласно их собственным воспоминаниям), оказались среди тех, кто с наибольшей вероятностью были способны на жестокое обращение со своими детьми Гетц О. Уберечь семью // Социальное обеспечение. - 2005. - №8. - С. 23.. Согласно тем же данным, мужчины, видевшие в детстве дерущихся родителей, становились агрессивными мужьями в два раза чаще, чем мужчины, не наблюдавшие в детстве подобных семейных сцен. В исследовании Хоталинга и Шугармена в 90% проанализированных ими работ было установлено, что избивающие своих жен мужья чаще, по сравнению с нормальными мужчинами, были свидетелями случаев проявления агрессии в своей семье. Те же авторы установили, что избиваемые женщины также часто наблюдали в детстве сцены насилия в своих семьях Гетц О. Указ. соч. - С. 23..

Одни и те же факторы, которые объясняют жестокое обращение с детьми и избиение жены, объясняют также применение обычного телесного наказания или минимального физического насилия в отношениях между супругами. Таким образом, оказывается, что насилие всегда остается насилием, вне зависимости от степени его жестокости и вне зависимости от того, является ли оно определенным образом узаконенным (как в случае телесного наказания) или незаконным (как в случае проявления жестокости в отношении детей или при избиении жены) Миллер Э. Политические последствия дурного обращения с детьми // Социальная педагогика. - 2004. - №4. - С. 49..

Насилие в семье развивается циклично: одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического).

Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Обидчик может приводить разные причины, оправдывающие акт насилия, но все они не имеют отношения к реальности. Основная сила, движущая обидчиком - стремление установить полную власть над женой (партнершей). Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить.

Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ в 2003 году, показали, что насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос, "За что бьют детей в знакомых вам семьях?", респонденты назвали следующие причины: за провинности - 26%; срывая раздражение - 29%; когда в доме беда - 20%; когда не могут справиться с ними другими способами - 19%; потому что их не любят - 5%; это делают психически неуравновешенные - 14%; это делают пьяницы, алкоголики - 29% Алекссева Л.С. Указ. соч. - С. 78..

Причины, провоцирующие насилие и в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. В основном, все они отражают профессиональные убеждения того или иного исследователя. Так, социологическая модель ссылается на влияние социокультурных факторов (т.е. на стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение членом семьи - следствие патологических изменений в психике родных, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом насильников, их "травмированным" детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому жертва сама "участвует" в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных внутрисемейных отношений Там же - С. 80.. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями насильника и жертвы, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

Психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе - прямо или косвенно - какое-то из ее проявлений. Но в большинстве случаев проявление психологической жестокости бывает не настолько сильным или совершается не так часто, чтобы нанести непоправимый вред.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»