А зори здесь тихие тема произведения. Урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Сочинение

О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина. Только оказалось фашистов 19 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Васков вместе с девушками идет на задание.
Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкини, Женька Комелькова, Рита Овсянина – вот они, бойцы маленького отряда.
Каждая из девушек несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни, а их присутствие на войне также дисгармонично, как звуки стрельбы на берегу Ферапонтова озера.
Невозможно читать повесть без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого. Каждая из девушек могла бы жить, воспитывать детей, приносить людям радость… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни.
Женщина и война – понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б.Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки – впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело – желать кому-то смерти, и совсем другое – самому убить. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился гад…» Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь… Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы.
Б.Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, - самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Рассказ станинструктора Тамары как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Cамые, самые бои. Тамара тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного нашего танкиста и одного немца. Станинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов урет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих… Сейчас, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасла» - вот так просто и незамысловато объясняет она свой, можно сказать, героический поступок. И нам остается лишь восхищаться этими девушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели душой», остались такими человечными. Это, на мой взгляд, тоже подвиг. Нравственная победа – самая великая наша победа в эту страшную войну.
Все пять девушек погибают, но выполняют задание: немцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «местного значения», но именно благодаря таким людям складывалась Великая Победа. Ненависть к врагам помогла Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом.

Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, - за прерванные ниточки человеческих родов.
По-моему, каждое мгновение войны – это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.
  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование. Портрет писателя; выставка его книг; иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе» Родина – мать зовет», стенды «Ради жизни на земле», «Женщина и война».

Подготовительная работа.

  1. Прочитать повесть.
  2. Подготовиться к пересказу биографии писателя.
  3. Написать отзыв о книге.
  4. Нарисовать иллюстрации к повести.
  5. Выпустить стенгазету по творчеству писателя.

Ход урока

1. Организационный момент. Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Учитель. С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

(Читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»)

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся.

б) сообщения учащихся о повести. 1-й ученик. За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.

3) 2-й ученик

Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

1-я ученица. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я ученица:

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

3-я ученица.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я ученица.

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я ученица.

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

Учитель. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям. Ребята, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

2-й ученик. Смерть всех девчат потрясла всех нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

Учитель. Почему же все девушки в повести погибают?

3-й ученик. На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.

Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

3. Обобщение учителя. Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье «победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

Анализ произведения «А зори здесь тихие...»

война стихотворение персонаж повесть

Недавно я прочла повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие...”. Необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит одной книги, если вспоминать только одни названия книг о войне. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!

Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот “тихие-тихие зори”.

Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она -- центр их мужества, она -- цемент подвига, она -- Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич -- воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура -- “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!” Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты -- усилие воли и выстрел в висок; у Жени -- отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони -- удар кинжалом в поэзию; у Гали -- такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы -- “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...”.

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.

Как сокрушается старшина: “Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери -- они!” Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.

Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? Наверное, потому, что писатель этот -- один из лучших писателей нашего времени. Наверное, потому, что Борис Васильев сумел повернуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимается особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли сочетать слова “война” и “мужчины”, а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воедино, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта -- единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять девушек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, -- против врага, сильного, выносливого, механически убивающего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч похожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.

Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: “Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!”

Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»