Военная тайна Аркадия Гайдара. Аркадий Гайдар: биография и библиография

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Ещё при жизни Аркадий Петрович Гайдар стал легендой советской эпохи: в четырнадцать лет вступил в коммунистическую партию и ушёл на фронт Гражданской войны; в семнадцать лет командовал полком, расправляясь с бандитами; затем стал писателем, книгами которого зачитывалось не одно поколение советских пионеров.

Именем Гайдара названо бесчисленное количество улиц, площадей, переулков в центральных и не очень центральных городах. Его имя носили Дома пионеров, детские библиотеки, отряды и дружины советских школ. Биографию писателя, как увлекательное художественное произведение, зачитывали на «ленинских» уроках и пионерских сборах. Портрет молодого Гайдара в знаменитой кубанке, с шашкой на поясе висел едва ли не в каждом «классном уголке». Казалось: нет личности более светлой и героической, чем автор «Тимура» и «Судьбы барабанщика». Гайдара миновал каток сталинских репрессий, гонение и забвение. Он погиб в бою с фашистскими захватчиками, будучи на пике своей литературной славы. Такого героя невозможно было в чём-то заподозрить или обвинить.

Однако в период так называемой «перестройки» на головы наших сограждан буквально посыпался поток негативных оценок недавнего прошлого, обвинений и сенсационных разоблачений. Не избежал этой участи и Аркадий Гайдар. К тому времени в сознании советских людей образ детского писателя и героя был настолько идеализирован, что некоторые факты из его реальной жизни, намеренно и бездоказательно раздутые лже-историками и ретивыми борзописцами, производили не просто неблагоприятное, а скорее, отвратительное впечатление. Оказалось, что семнадцатилетний комполка проявил себя беспощадным карателем при подавлении антисоветских восстаний на Тамбовщине и в Хакассии в 1921-1922 годах. При этом сражался он вовсе не с вооружёнными до зубов беляками или бандитами, а с мирным населением, которое пыталось защититься от произвола и насилия местных властей. Прославленный детский писатель учил молодое поколение добру, справедливости, верности Родине, а сам злоупотреблял алкоголем, не имел своего дома, нормальной семьи и вообще был психически больным, глубоко несчастным, полубезумным человеком.

Как выяснилось, большая половина этих обвинений оказалась заведомой ложью.

Гайдар – человек своего героико-романтического, но и трагического времени. Сегодня тяжело поверить, что именно творчество спасало известного писателя от полного внутреннего разлада, болезни, страха перед той реальностью, в которой ему, мечтателю и романтику, приходилось выживать. В своём воображении Гайдар создал счастливую страну пионера Тимура, Альки, Чука и Гека, маленького барабанщика Серёжи. Гайдар сам свято верил в эту страну, верил в реальность великого будущего своих героев. Его вера вдохновляла тысячи, даже миллионы советских мальчишек и девчонок жить по выдуманным, но самым прекрасным и справедливым законам «страны Гайдара». Как писал В. Пелевин в своей известной книге «Жизнь насекомых», даже созданный детским писателем образ ребёнка-убийцы, свободного от христианской заповеди «не убий» и метаний студента Раскольникова, имеет право на существование. Образ этот не выглядит столь отвратительным уже потому, что Гайдар был по-настоящему искренен, когда рисовал его с самого себя, невыдуманного героя и жертвы жестокой революционной эпохи. Он на самом деле был своим среди книжных, идеальных героев, с которых брали пример и которым стремились подражать целые поколения. В этом заключена вся правда о Гайдаре. Искать какую-то другую правду – не имеет смысла…

Родители и детство

Аркадий Петрович Голиков родился в небольшом городке Льгов Курской области. Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, дворянка не слишком знатного рода (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей М.Ю. Лермонтову), работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры. Родители будущего писателя были не чужды революционных идей и даже участвовали в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1908 году Голиковы оставили Льгов, и с 1912 года жили в Арзамасе. Именно этот город будущий писатель Аркадий Гайдар считал своей «малой» родиной: здесь он учился в реальном училище, отсюда в 14 лет попал на фронт Гражданской войны.

Пётр Исидорович Голиков в 1914 году был призван в армию, после Февральской революции солдаты 11-го Сибирского полка избрали его комиссаром, затем бывший прапорщик Голиков возглавил полк. После октября 1917 года он стал комиссаром штаба дивизии. Всю Гражданскую войну Петр Исидорович провел на фронтах. В семью больше не вернулся.

Наталья Аркадьевна, мать Гайдара, до 1920 года трудилась фельдшером в Арзамасе, потом заведовала уездным здравотделом в городе Пржевальске, была членом уездно-городского ревкома. Умерла от туберкулёза в 1924 году.

Очевидно, что мальчик из интеллигентной семьи, каковым являлся Аркадий в начале Гражданской войны, мог воспринимать развернувшиеся события, как некую игру. Ему могло быть всё равно, на чьей стороне реализовать своё стремление совершить подвиг. Однако сказалось «революционное прошлое» и убеждения родителей: в августе 1918 года Аркадий Голиков подает заявление о вступлении в Арзамасскую организацию РКП. Решением Арзамасского комитета РКП(б) от 29 августа 1918 года Голиков был принят в партию «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания».

В своей автобиографии Гайдар пишет:

По сведениям самого авторитетного «гайдароведа» Б. Камова, в штаб коммунистического батальона Аркадия привела мать. Ей одной было не по силам кормить четверых детей, и Наталья Аркадьевна попросила взять сына на службу. Командир батальона Е.О. Ефимов распорядился зачислить грамотного и рослого, не по годам развитого подростка адъютантом в штаб. Аркадию выдали форму, поставили на довольствие. Семья стала получать паёк. Через месяц Ефимова вдруг назначили командующим войсками по охране железных дорог Республики. Толкового мальчишку, который превосходно разбирался в документах и был исполнителен, командующий забрал с собой в Москву. Аркадию тогда ещё не было 15–и лет.

Красноармеец Голиков успешно служил сперва в качестве адъютанта, потом в должности начальника команды связи, но постоянно «бомбил» своё начальство рапортами о переводе на фронт. В марте 1919 года, после очередного рапорта, его направляют на командные курсы, которые вскоре были переведены из Москвы в Киев.

Обстановка в Киеве не позволяла курсантам спокойно учиться: из них то и дело создавали боевые отряды, бросали на ликвидацию банд, использовали на внутренних фронтах. В конце августа 1919 года на курсах состоялся досрочный выпуск, но новых краскомов не распределили по частям. Из них здесь же была сформирована Ударная бригада, которая сразу выступила на оборону Киева от белых. 27 августа в бою под Бояркой взводный Аркадий Голиков заменил собой убитого полуротного Якова Оксюза.

1919-1920 годы проходят для новоиспечённого командира в боях и сражениях: Польский фронт, Кубань, Северный Кавказ, Таврия.

«...Я живу по-волчьи, командую ротой, деремся с бандитами вовсю» , - сообщал Аркадий Голиков в Арзамас своему товарищу Александру Плеско летом 1920 года.

Ему ещё нет семнадцати, но не мальчик: боевой опыт, три фронта, ранение, две контузии. Последняя - в атаке, когда батальон занимал Тубинский перевал. Жизненный путь выбран - кадровый командир Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Из автобиографии А. Гайдара:

Принятый на младшее отделение командиров рот, Аркадий Голиков оканчивает «Выстрел» по старшему, тактическому, отделению. Во время учебы он проходит короткую стажировку в должностях комбата и комполка, в марте 1921 года вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона, который действовал против двух повстанческих «армий» Антонова в Тамбовской губернии. В конце июня 1921 года командующий войсками в Тамбовской губернии М.Н. Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова, которому в то время ещё не исполнилось 18-и лет, командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

Комполка

С командования полком начался новый этап жизни Аркадия Гайдара, может быть, самый противоречивый. По мнению одних биографов в этот период Голиков проявил себя как решительный, талантливый командир, защищавший завоевания советской власти. Другие скажут: жестокий палач и убийца.

Не следует забывать, что гражданской борьбе нет ни правых, ни виноватых. Совсем ещё молодой человек, в прошлом интеллигентный мальчик Аркадий Голиков, как и многие его ровесники, опалённые войной Гражданской войны, вряд ли был психологически готов к той деятельности, которую ему предстояло вести, когда он возглавил боевой участок в борьбе с бандитизмом. Новоиспечённый командир РККА, как мог, пытался соответствовать навязанной ему роли, но на поверку оказался не палачом, а лишь жертвой кровавой военной эпохи и своих собственных заблуждений.

После разгрома «антоновщины» осенью 1921 года командир Аркадий Голиков удостоился личной похвалы Тухачевского за проделанную работу. Его хотели направить в Москву, дав рекомендацию для поступления в Академию Генштаба. Однако «опытному» командиру пришлось возглавить один из батальонов частей особого назначения (ЧОН) и ехать в Башкирию, где возникла необходимость борьбы с бандами кулацкого и националистического толка. В Башкирии чоновцам повоевать не удалось: батальон участвовал лишь в нескольких незначительных стычках, но уже в конце сентября 1921 года Гайдара перебрасывают в Хакассию. Здесь активизировали свою деятельность крупные бандформирования казака Соловьёва.

Социальную базу повстанческого движения в Хакассии составляло недовольство местного населения политикой органов коммунистического режима (продразвёрстками, мобилизациями, трудовыми повинностями, захватом необходимых хакасам-скотоводам пастбищ). Новая власть, не считаясь с реальными интересами и объективными возможностями «дикого» населения, пыталась силой подавить очаги стихийного сопротивления, разрушая сложившийся веками жизненный уклад.

В этих условиях «уголовная банда» Соловьёва, преследуемая карательными отрядами, приобрела статус защитника хакасского населения. Численность банды в разное время составляла от двух эскадронов до двадцати человек.

Оказавшись с небольшими силами в районе, где, по его мнению, половина населения поддерживала «бандитов», Голиков информировал командующего губернским ЧОНом о необходимости, по опыту Тамбовщины, введения против «полудиких инородцев» жёстких санкций, вплоть до полного уничтожения «бандитских» улусов. Среди хакассов, действительно, было много сочувствующих бандитам людей, поэтому в практику чоновцев быстро вошли такие методы борьбы, как захват и расстрел заложников (женщин и детей), насильственные экспроприации имущества, экзекуции (порки) всех, заподозренных в связях с повстанцами.

Никаких реальных документов, подтверждающих непосредственное участие Аркадия Голикова и его подчинённых в перечисленных зверствах, не сохранилось.

Известно лишь то, что представитель военной власти не сумел наладить отношений с местными Советами и с уполномоченными губотдела ГПУ. По его мнению, «гэпэушники» больше следили за поведением чоновских командиров и строчили на них доносы, но не занимались своими прямыми обязанностями - созданием местной агентурной сети. Голикову пришлось лично вербовать себе лазутчиков. Он действовал так, как поступил бы любой командир Красной Армии на его месте: арестовывал тех, кого подозревал в связях с бандой, а потом силой заставлял работать своими разведчиками. Опыта у молодого командира не было, и он руководствовался лишь боевой обстановкой и законами военного времени, потому что других законов не знал. Естественно, что на Голикова посыпались многочисленные рапорты и жалобы вышестоящему начальству.

3 июня 1922 года особым отделом губернского отдела ГПУ было начато дело № 274 по обвинению А.П. Голикова в злоупотреблении служебным положением. На место выезжала специальная комиссия во главе с комбатом Я. А. Виттенбергом, которая, собрав жалобы населения и местных органов власти, заключила свой отчет требованием расстрела бывшего начальника боеучастка.

Однако 7 июня из штаба губернского ЧОНа в особый отдел была передана резолюция командующего В.Н. Какоулина: «Арестовать ни в коем случае, заменить и отозвать».

14 и 18 июня Голиков был допрошен в ОГПУ города Красноярска. К тому времени уголовные дела на него завели сразу четыре ведомства: ЧОН, ГПУ, прокуратура 5-й армии и контрольная комиссия при Енисейском губернском комитете партии. Каждая инстанция вела самостоятельное расследование. На допросах обвиняемый утверждал, что он расстреливал без суда только бандитов, которые сами признались в своих преступлениях. Однако «законных формальностей», как то ведение протокола допроса или оформление расстрельного приговора, в его подразделении никто не осуществлял. Гайдар объяснил это тем, что при штабе не было грамотного писаря, а сам он был слишком занят, чтобы возиться с ненужными бумажками. В ходе расследования всё-таки было выяснено, что большинство приписываемых Голикову преступлений – дело рук других лиц или просто выдумки самих доносителей.

30 июня губотдел ГПУ передал дело Голикова в контрольную комиссию Енисейского губкома для рассмотрения его по партийной линии. Туда же были переданы и остальные дела. 18 августа партийный орган рассмотрел это дело на совместном заседании президиума губкома и КК РКП(б). Практически все обвинения, кроме незаконных экспроприаций и расстрела трёх бандитских пособников, с Голикова были сняты. Согласно постановлению от 1 сентября 1922 года, его не исключили из партии (как теперь утверждают некоторые «исследователи»), а лишь перевели на два года в разряд испытуемых, с лишением возможности занимать ответственные посты.

В результате перенесённых волнений начали сказываться старые травмы. За три года до этого пятнадцатилетний командир роты был ранен и одновременно тяжело контужен близко разорвавшимся снарядом. Ударная волна повредила мозг. Кроме того, юноша неудачно упал с лошади, ударился головой и спиной. В мирное время эта травма, возможно, не имела бы столь тяжёлых последствий, но на войне у Гайдара быстро развился травматический невроз. Некоторые очевидцы его действий на Тамбовщине и в Хакассии утверждали, будто командир Голиков, несмотря на свою молодость, активно злоупотреблял алкоголем. Люди, близко знавшие Гайдара уже в 1930-ые годы, вспоминали, что он часто мог выглядеть и вести себя, как пьяный, хотя на самом деле не пил. Именно так начинались у писателя приступы невроза. После судебного разбирательства в Красноярске Гайдару было сразу же назначено психиатрическое освидетельствование.

Из письма Аркадия сестре Наташе:

Такой диагноз был поставлен девятнадцатилетнему юноше! Молодого «ветерана» долго лечили в Красноярске, Томске, Москве. Приступы травматического невроза накатывали реже, были не так остры. Но заключение врачей перечеркивало мечту об академии. Фактически краском Аркадий Голиков был лишён возможности продолжить свою службу в РККА. Единственным выходом для инвалида – жертвы Гражданской войны - оставалась писательская работа.

Писатель

Константин Федин вспоминал:

Раньше был комполка - понятно. Решил стать писателем - тоже понятно. Но кем же он был вот тогда, когда появился в редакции альманаха в гимнастерке и армейской фуражке, на выгоревшем околыше которой темнел след недавно снятой красной звездочки?

Отвечает на этот вопрос учетный листок No 12371 Московского горвоенкомата, составленный на Голикова А.П. в 1925 году. В графе «Состоит ли на службе и где?» Ответ: «безработный».

Известно, что с конца 1923 года до своего появления в Ленинграде в 1925 году бывший комполка Аркадий Голиков странствовал по стране, занимаясь случайным заработком, вёл жизнь полупутешественника-полубродяги.

Произведение, представленное в редакцию, вовсе не тянуло на роман. Это была повесть «В дни поражений и побед», которую напечатали в альманахе, но она прошла почти незамеченной для читателя. Критики нелестно отзывались о повести, считая её слабым и заурядным произведением. Но неудачи не останавливают Гайдара. В апреле 1925 года публикуется его рассказ «РВС». Он тоже не принёс автору широкой известности, однако понравился юным читателям.

Лето 1925 года Аркадий Голиков вновь проводит в странствиях, а осенью попадает в Москву, где встречает своего арзамасского приятеля Александра Плеско, который по тем временам был «неплохо пристроен»: работал в Перми заместителем ответственного редактора газеты окружкома партии «Звезда». Александр Плеско посоветовал Аркадию ехать в Пермь. Газета хорошая, коллектив молодой, дружный, кроме того, в «Звезде» сотрудничает Николай Кондратьев, их общий друг по Арзамасу. Друзья охотно приняли Аркадия в свой круг. Уже в канун 8-й годовщины Октябрьской революции в праздничном номере «Звезды» появился его материал. Здесь же впервые появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Голиков подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».

Псевдоним

Писатель А. Розанов в 1979 году в своем очерке «Читай и думай» так вспоминает рассказ А.П. Гайдара о происхождении псевдонима:

Дальше Аркадий Петрович продолжал – «… В двадцать первом году наша часть выбила бандитов из одного села в Хакассии. Еду не спеша по улице, вдруг подбегает старая женщина, гладит коня и говорит мне на своем языке: «Гайдар! Гайдар!». Это, кажется, значит «удалец, лихой всадник». И так поразило меня это совпадение, что впоследствии один из первых напечатанных фельетонов я подписал - Гайдар…».

Этой версии стал придерживаться и сын писателя Тимур Гайдар.

Впоследствии один из биографов трактовал перевод этого слова с монгольского так: «Гайдар - всадник, скачущий впереди».

Звучит красиво. Но стоило сделать простую вещь - просмотреть словари, чтобы убедиться: ни в монгольском, ни в двух десятках других восточных языков такого значения слова «гайдар» или «хайдар» попросту не существует.

На хакасском языке «хайдар» означает: «куда, в какую сторону?» Возможно, когда хакасы видели, что начальник боевого района по борьбе с бандитизмом едет куда-то во главе отряда, они спрашивали друг друга: «Хайдар Голиков? Куда едет Голиков? В какую сторону?» - чтобы предупредить других о грядущей опасности.

Пермский период

В Перми Гайдар подолгу трудился в местных архивах, изучая события периода первой русской революции на Мотовилихе и судьбу уральца Александра Лбова. Помогала ему во всем темноволосая озорная, подвижная, как ртуть, девчонка Рахиль (Лия) Соломянская - активная комсомолка, организатор первой печатной пионерской газеты в Перми «Муравей-чудодей». Ей было семнадцать, Гайдару - 21. В декабре 1925 года они поженились. Для Аркадия Петровича это был уже второй брак. В 1921 году он был женат на Марии Плаксиной. Их сын Евгений умер в младенчестве. В декабре 1926 года Рахиль тоже родила мальчика. Произошло это в Архангельске, куда Рахиль временно уехала к матери. Из Перми Гайдар послал жене телеграмму: «Сына назовите Тимуром».


С сыном Тимуром

Живя в Перми, Гайдар работал над повестью «Лбовщина» («Жизнь ни во что»), которая была напечатана с продолжением в областной газете «Звезда», а затем вышла отдельной книжкой. Был получен неплохой гонорар. Аркадий Петрович решил потратить его на путешествие по стране без путевок и командировок. Компанию ему составил его сверстник, тоже журналист, Николай Кондратьев. Сначала Средняя Азия: Ташкент, Кара-Кум. Потом переправа через Каспий в город Баку.

До приезда в столицу Азербайджана денег не считали, а здесь, на восточном базаре оказалось, что путешественникам даже за арбуз заплатить нечем. Друзья перессорились. Обоим пришлось «зайцами» добираться до Ростова на Дону. Одежда износилась, дырявые брюки пришлось пришивать к белью. В таком виде не зайдешь ни в редакцию ростовского «Молота», ни в книжное издательство, где детскому писателю могли бы помочь деньгами. Путешественники отправились на товарную железнодорожную станцию и несколько дней кряду работали на погрузке арбузов. Здесь никому не было дела до их одежды, поскольку и другие были одеты не лучше. И никто, конечно, не догадывался, что арбузы грузит писатель, бывший командир полка. Полное романтических приключений путешествие завершилось созданием повести «Всадники неприступных гор» (вышла в Москве в 1927 году).

Из Перми Гайдару вскоре пришлось уехать. Из-за злободневного фельетона, опубликованного в «Звезде» за его подписью, разгорелся большой скандал. Писатель был привлечён к суду за клевету и оскорбление личности. Обвинения в клевете с него сняли, но за оскорбление, которое имело место на страницах газеты, автор фельетона был приговорён к недельному аресту. Арест заменили общественным порицанием, только отвечать за нанесённое оскорбление пришлось редакции печатного органа. Более фельетоны Гайдара в «Звезде» не печатались. Скандальный журналист перебрался в Свердловск, где недолго сотрудничал в газете «Уральский рабочий», а в 1927 году уехал в Москву.

Первыми произведениями, которые принесли Аркадию Гайдару известность, стали увлекательные повести для юношества «На графских развалинах» (1928 год) и «Обыкновенная биография» (вышла в «Роман-газете для ребят» в 1929 году).

Хабаровск

В 1931 году жена Гайдара Лия Лазаревна ушла к другому и забрала с собой сына. Аркадий остался один, тосковал, не мог работать, уехал в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».

В пятом номере альманаха "Минувшее", вышедшем в Париже в 1988 году, были опубликованы воспоминания журналиста Бориса Закса об Аркадии Гайдаре (Б.Закс. Заметки очевидца. С.378-390), с которым они вместе работали и жили в Хабаровске.

По свидетельству Б. Закса, после развода с женой болезнь Гайдара особенно обострилась. Временами его поведение напоминало буйное помешательство: он бросался на людей с угрозами убийства, бил стёкла, демонстративно резал себя бритвой.

«Я был молод, ничего подобного отроду не видел, и та страшная ночь произвела на меня ужасающее впечатление. Гайдар резался. Лезвием безопасной бритвы. У него отнимали одно лезвие, но стоило отвернуться, и он уже резался другим. Попросился в уборную, заперся, не отвечает. Взломали дверь, а он опять режется, где только раздобыл лезвие. Увезли в бессознательном состоянии, все полы в квартире были залиты свернувшейся в крупные сгустки кровью... Я думал, он не выживет.
При этом не похоже было, что он стремился покончить с собой; он не пытался нанести себе смертельную рану, просто устраивал своего рода "шахсей-вахсей". Позже, уже в Москве, мне случалось видеть его в одних трусах. Вся грудь и руки ниже плеч были сплошь - один к одному - покрыты огромными шрамами. Ясно было, он резался не один раз...»

Врачу описанные в воспоминаниях события позволяют квалифицировать действия Гайдара как «заместительную терапию»: физическая боль от порезов позволяла отвлечься от того страшного душевного состояния, которое вызывала его болезнь. Окружающие могли воспринимать это как попытки самоубийства, а потому в Хабаровске писатель вновь попадает в психиатрическую лечебницу, где проводит более года.

Из дневника Аркадия Гайдара:

Детский писатель Аркадий Гайдар

Гайдар возвращается в Москву осенью 1932 года. Здесь у писателя нет ни постоянного жилья, ни родных, ни денег. Вот как Гайдар описывает свои первые впечатления от пребывания в Москве:

Некуда мне девать себя, не к кому запросто зайти, негде даже ночевать… В сущности, у меня есть только три пары белья, вещевой мешок, полевая сумка, полушубок, папаха - и больше ничего и никого, ни дома, ни места, ни друзей.

И это в то время, когда я вовсе не бедный, и вовсе уже никак не отверженный и никому не нужный. Просто - как-то так выходит. Два месяца не притрагивался к повести «Военная тайна». Встречи, разговоры, знакомства… Ночевки - где придется. Деньги, безденежье, опять деньги.

Относятся ко мне очень хорошо, но некому обо мне позаботиться, а сам я не умею. Оттого и выходит все как-то не по-людски и бестолково.

Вчера отправили меня, наконец, в дом отдыха ОГИЗа дорабатывать повесть…"

Но его произведения для юношества печатаются в центральных журналах. Книги выходят и переиздаются в столичных издательствах. Постепенно приходят слава, высокие гонорары, известность, успех…

Многие люди, знавшие писателя Аркадия Гайдара в жизни, считали его весёлым, даже бесшабашным, но по-своему очень сильным и цельным человеком. Во всяком случае, внешне он производил именно такое впечатление. В то, что писал, сам верил и мог заставить верить других. Настоящий, шумный успех пришёл к Аркадию Петровичу после публикации автобиографической повести «Школа» (1930). Далее последовали повести «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), в которую вошла знаменитая сказка о Мальчише-Кибальчише. В 1936 году в журнале «Детская литература» появился замечательный по своей лиричности рассказ «Голубая чашка», который вызвал много дискуссий. В конце концов рассказ был запрещён к дальнейшему печатанию лично наркомом просвещения Н.К.Крупской. При жизни автора «Голубая чашка» более не публиковалась, но, на наш взгляд, это самое талантливое и глубоко психологичное произведение Аркадия Петровича. Одним из первых в детской литературе Гайдар представил ребёнка не просто объединяющим и примиряющим фактором в семье. Сделав ребёнка полноправным участником «взрослых» взаимоотношений, автор предоставляет его родителям возможность взглянуть на ситуацию другими глазами, пересмотреть свои поступки, по-иному оценивать их.

По воспоминаниям сына Тимура, отец всегда очень жалел о том, что ему пришлось расстаться с армейской службой. Оставаясь верным взрастившей его эпохе Гражданской войны, Гайдар всегда ходил в полувоенной одежде, никогда не носил костюмов и галстуков, в любую погоду открывал окно, если по улице с песней маршировала какая-нибудь воинская часть. Однажды он купил огромный портрет Будённого, который не умещался в комнате, и Аркадию Петровичу пришлось отдать дворнику свой платяной шкаф, чтобы разместить на стене изображение любимого военачальника.

Кроме писательской работы, никакого другого занятия в мирное время Гайдар не нашёл. Он отдавался литературе весь, без остатка, хватаясь за военные воспоминания, как за самое важное и дорогое в жизни. Творчество, очевидно, помогало писателю заполнить внутреннюю пустоту, реализовать свои несостоявшиеся мечты и стремления. Не случайно в его произведениях практически все взрослые персонажи (мужчины-отцы) являются военными, офицерами РККА, участниками Гражданской войны.

В 1938 году Аркадий Гайдар почему-то уехал из Москвы в Клин. Почему именно в Клин - для всех его биографов - «военная тайна». Трудно проследить логику больного человека, но именно в этом городке Аркадий Петрович решил «пустить корни». В Клину он снял комнату и почти сразу женился на дочери своего квартирного хозяина – Чернышовой Доре Матвеевне, удочерил её дочь Женю.

Женя вспоминала, как однажды папа взял её и двух подружек погулять по Клину. И сказал, чтоб они обязательно прихватили с собой пустые ведра. Привёл девочек в центр города, завязал им лентами глаза и в ведра... доверху наложил мороженого!

Свою знаменитую повесть «Тимур и его команда» Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940 году. Правда, сначала это был сценарий к кинофильму. В номерах с продолжением его печатала «Пионерская правда». Каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте - с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, пионеров.

В Клину писатель работал так, словно стремился творческим напряжением спасти себя от приступов психической болезни. Буквально «запоем», в несколько лет были написаны «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости», «Зимой 41-го» и «Клятва Тимура».

Читая воспоминания близких Гайдару людей и его произведения, полные оптимизма и веры в светлое будущее советской страны, трудно поверить, что почти весь период 1939-41 годов Гайдара преследовала тяжёлая болезнь. Он много времени проводил в психиатрических клиниках, часто страдал и не верил сам себе.

Из письма к писателю Р. Фраерману (1941 год):

В этом письме, на наш взгляд, отчётливо проявляется отношение Гайдара к окружавшей его действительности. Он не мог не понимать, что лгут все вокруг, что он сам опускается до невозможной ранее лжи: не верит себе, кривит душой, придумывая нереальные обстоятельства жизни своих героев. Быть может, и в быту идёт наперекор своим убеждениям и принципам, пытается устроить свою личную жизнь, зная, что репрессирована его первая жена, создаёт иллюзию так и не сложившейся семьи с Чернышовой, вновь с головой уходит в спасительное творчество.

К 1941 году талант и слава Гайдара достигли своего апогея. Именно в начале 40-х годов выходят самые известные его произведения. Быть может, Гайдаром была бы написана ещё не одна замечательная книга, но началась Великая Отечественная война.

Гибель

В июне 1941 года Аркадию Петровичу Гайдару исполнилось лишь 37 лет. В его светлых легких волосах даже не угадывалась седина, на вид он был вполне здоров, молод, полон сил, но медицинская комиссия отказывает писателю, как инвалиду, в призыве на действительную военную службу.


А.П. Гайдар, 1941

Тогда Гайдар отправился в редакцию газеты «Комсомольская правда» и предложил свои услуги в качестве военного корреспондента. 18 июля 1941 года он получил пропуск Генштаба РККА в действующую армию и уехал на Юго-Западный фронт. В военной форме, но с пластмассовыми пуговичками на гимнастерке. Штатским и безоружным.

После окружения в сентябре 1941 года частей Юго-Западного фронта в районе Умань-Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. Погиб 26 октября 1941 года недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области. Реальные обстоятельства его смерти до сих пор не выяснены. Согласно официальной версии, группа партизан наткнулась на немецкую засаду рядом с железнодорожной насыпью в районе села Лепляво. Гайдар первым увидел немцев и успел крикнуть: «Ребята, немцы!», - после чего был убит пулеметной очередью. Это спасло жизнь его товарищам - они успели уйти. То, что убитым был именно Аркадий Гайдар, выяснилось лишь после войны, благодаря показаниям двух оставшихся в живых свидетелей (С. Абрамова и В. Скрыпника). Но есть и другие свидетельства местных жительниц, которые уверяют, что зимой 1941-1942 годов они скрывали у себя в доме человека, очень похожего на писателя Аркадия Гайдара. Весной 1942 года этот человек, представившийся Аркадием Ивановым, ушёл от них, намереваясь перейти линию фронта. Дальнейшая его судьба никому неизвестна.

(настоящая фамилия - Голиков) (1904-1941) советский писатель

Будущий писатель родился в небольшом городе Льгове поблизости от Орла. Семья Голиковых отличалась по тем временам высоким культурным уровнем: отец был народным учителем, мать - фельдшером. Поэтому с раннего детства они воспитывали у своего сына любовь к знаниям.

В 1911 году семья перебралась в Арзамас, где Аркадий Гайдар поступил в местное реальное училище. Там он продолжал много читать, увлекался инсценировками и, как многие сверстники, начал писать стихи.

Спокойная и устоявшаяся жизнь была прервана Первой мировой войной. Отец был мобилизован и ушел на фронт, мать стала санитаркой в госпитале. Поэтому Аркадий должен был заботиться о трех младших сестрах, оставшихся дома. Как и многие другие мальчишки, он пытался бежать на фронт, но добраться туда не успел: его поймали и отправили домой. Однако юноша был полон желания побыстрее заняться активной жизнью и принять участие в событиях, которые происходили вокруг. Летом 1917 года он начинает работать в местной большевистской организации. Аркадий Гайдар был связным, дежурил в местном Совете. Все эти события позже были описаны им в повести «Школа». С этого и началась его «обыкновенная биография в необыкновенное время». Осенью 1918 года он становится членом партии, а вскоре и красноармейцем. Правда, вместо фронта попадает на курсы красных командиров.

В 1919 году Голиков досрочно завершает учебу и вскоре уходит на фронт в качестве командира взвода. В одном из боев он был ранен, но весной 1920 года снова отправляется в армию, где получает назначение на должность комиссара штаба. Вскоре его опять посылают на учебу на высшие командные курсы, окончив которые он становится командиром роты, а затем и кавалерийского полка. Командуя карательными подразделениями, будущий писатель подавлял выступления хакасов против советской власти. Действия Голикова всегда отличались упорством и даже жестокостью - видимо, давал себя знать возраст и юношеский максимализм. Позже он будет обходить молчанием этот период своей биографии.

Голиков решил навсегда связать свою жизнь с армией, готовился поступать в военную академию, но многочисленные ранения не позволили ему осуществить это желание. В 1924 году он был уволен в запас по состоянию здоровья. После мучительных размышлений о том, что же ему делать дальше, он принимает решение заняться литературным трудом.

Еще в армии, Аркадий Петрович Гайдар задумал написать свою первую повесть - «В дни поражений и побед». Она была опубликована в 1925 году, но осталась не замеченной ни критиками, ни читателями. Позже писатель переработал одну из ее глав в рассказ под названием «Р.В.С». Он был принят в журнал «Звезда» и опубликован. С этого времени и начинается литературная жизнь писателя Гайдара. Первое произведение, подписанное этим псевдонимом "Гайдар", - рассказ «Угловой дом» (1925). Существует много предположений о происхождении столь необычного псевдонима. Одни исследователи считают, что он переводится на русский язык как «всадник, скачущий впереди», другие видят в нем своеобразный шифр: Г - Голиков, АИ - АркадиИ, Д - французская частица, обозначающая «из», АР - Арзамас. Получается: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар женится на дочери писателя Павла Бажова и поселяется с семьей в Ленинграде. Стремясь приобрести новые впечатления и уйти от военной темы, писатель много путешествует, постоянно печатает очерки о своих впечатлениях. Постепенно определяется и его читатель - подростки, и основная тема - романтика подвига. В 1926 году Аркадий Гайдар переделывает свой рассказ «Р.В.С.» и превращает его в романтическую повесть о событиях Гражданской войны.

Тема Гражданской войны продолжается и в повести «Школа». Она представляет собой романтизированную биографию самого писателя, в которой показано его нелегкое становление как личности. Повесть обозначила и определенный этап в творчестве Аркадия Гайдара. Характеристики его героев стали более психологичными, сюжет приобрел драматическую напряженность. В дальнейшем писатель больше не обращался к столь масштабному изображению Гражданской войны.

В тридцатые годы Аркадий Гайдар выпускает несколько повестей о мирной жизни. Однако и в них звучит тема «дел суровых и опасных, как сама война». Наиболее интересна «Военная тайна» (1935), в которой писатель показывает жизнь маленького героя на фоне событий своего времени - новостроек, борьбы с вредителями и диверсантами. После ее выхода на писателя посыпались обвинения в том, что он излишне жесток к своему герою, который погибает в конце рассказа.

Следующая повесть - «Судьба барабанщика» (1936) - также написана на остросовременном материале. Она полна умолчаний и недоговорок, понятных современникам: отец главного героя, красный командир, арестован, жена его убегает из дому, бросая сына. Автор использует своеобразный прием тайнописи - смысловые и сюжетные нестыковки, поскольку сказать полную правду о происходящих событиях он не мог. Аналогично была построена и повесть «Комендант снежной крепости», в которой писатель, опять-таки в скрытой форме, осуждал финскую военную кампанию. Повесть была опубликована, но вызвала такой общественный резонанс, что последовал приказ об изъятии книг Аркадия Петровича Гайдара из библиотек.

Самым же популярным произведением этого писателя стала повесть «Тимур и его команда », открывавшая цикл из пяти повестей о пионерах. Осуществить его до конца писателю помешало начало войны. В преддверии войны, Аркадий Гайдар хотел показать, что и подростки могут принести ощутимую пользу - для этого их надо лишь организовать, направив энергию в соответствующее русло. Сразу же после появления повесть была экранизирована и поставлена во многих детских театрах.

В первые же дни Великой Отечественной войны писатель подал заявление с просьбой направить его в действующую армию. В качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар отправился на фронт, откуда прислал несколько репортажей. В октябре 1941 года во время очередной командировки в действующую армию, прикрывая отход товарищей, он погиб, так и не успев осуществить многие замыслы.

Сын писателя Тимур Гайдар также был военным и вышел в отставку в чине контр-адмирала. От отца он унаследовал и литературное дарование, опубликовав книгу повестей и рассказов, долгое время работал в газете «Правда». Внук Аркадия Гайдара, Егор избрал иную профессию - стал экономистом и политиком. Он является автором многочисленных публикаций, таким образом продолжая семейную традицию.

Известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Родился 22 января 1904 года в Льгове, Курская губерния, Российская империя.
Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1909 году Голиковы оставили Льгов, с 1912 года жили в Арзамасе. Работал в местной газете «Молот», где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 года - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 году учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 году - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против «императора тайги» И.Н. Соловьёва, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы "РВС", 1925, "Серёжка Чубатов", "Лёвка Демченко", "Конец Лёвки Демченко", "Бандитское гнездо", все 1926–1927, Дым в лесу, 1935; повести "Школа", первонач. назв. "Обыкновенная биография", 1930, "Дальние страны", 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время "Сказку о Военной тайне", "Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове", 1935, "Бумбараш", неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»).

Псевдонимом (тюркское слово - «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу "Угловой дом", созданную в 1925 году в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - "Жизнь ни во что" (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга.
С 1927 года жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть "Лесные братья" (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести "Жизнь ни во что").

Летом 1927 года, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть "На графских развалинах" (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н. Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л. Кассилем, Р. Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 века (в т.ч. рассказы "Голубая чашка", 1936, "Чук и Гек", повесть "Судьба барабанщика", оба 1938, рассказ для радио "Четвёртый блиндаж"; вторая, незавершённая часть повести "Школа", оба 1930).

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий ("Судьба барабанщика", где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи - всё это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришёлся на 1940 год - время создания повести и одноимённого киносценария (кинофильм реж. А.Е. Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1940 году Гайдар пишет продолжение Тимура - "Комендант снежной крепости", в начале 1941 года - киносценарий продолжения и сценарий фильма "Клятва Тимура" (постановка 1942, реж. Л.В. Кулешов).

В июле 1941 года писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 года в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников ("Василий Крюков", "Поход", "Маруся", "Совесть", 1939–1940).
Автор киносценария "Прохожий" (1939), посвящённого Гражданской войне.

Аркадий Гайдар погиб в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 года.

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы "Чук и Гек", 1953, реж. И.В. Лукинский; "Школа мужества", 1954, реж. В.П. Басов и М.В. Корчагин; "Судьба барабанщика", 1956, реж. В.В. Эйсымонт, и другие).

Аркадий Гайдар родился 9 (22) января 1904 года в посёлке под г. Льговом в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.

Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».

В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Крас ную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимае т участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне. Наверное, такая же судьба была у сотен российских мальчишек, родившихся в интеллигентных семьях, учившихся в гимназиях и реальных училищах, да так и не доучившихся.

Голиковы, 1914 г. Арзамас, 1918 г.

В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.

«Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. О военном поприще надо забыть и жизненный опыт, накопившийся за годы гражданской войны, влечёт его к писательству». 1

Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Успеха она не принесла.

Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом» , созданную в 1925 г. в Перми, где Аркадий Петрович жил в то время и работал над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – «Жизнь ни во что» (другое название - «Лбовщина» (1926).

В пермской газете «Звезда» и других изданиях писатель публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы» , отрывок из повести «Рыцари неприступных гор" (другое название – «Всадники неприступных гор» (1927), поэму «Пулемётная пурга» .

«В этот период ещё не выявилась его "детская" писательская направленность, но уже в рассказе "Р.В.С." Гайдар заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребёнка, давая понять, что следование вековечным нравственным законам долга, чести, верности Родине даётся детям непросто. Гайдар был одним из первых, кто, следуя традициям классической русской и мировой прозы о детях, смог без "социологических преувеличений" показать ребёнка в невероятной реальности». 2

А.П. Гайдар, Л.Л. Соломянская, Тимур

Пермь, 1925 г.


В Перми Гайдар женится на Руве-Лии Лазаревне Соломянской (1908-1986), дочери большевика, уроженца Минской губернии Лазаря Григорьевича. Она была журналисткой, организатором пионерского движения в Перми. Была членом редколлегии пермской газеты «На смену», работала на радио. В кино - с 1935 года (сначала работала на «Мосфильме», затем – зав. сценарным отделом «Союздетфильма»). В годы Великой Отечественной войны – военный журналист газеты «Знамя». После войны она сотрудничала с различными газетами и журналами.

В 1926 году в Архангельске у Аркадия Гайдара и Лии Соломянской родился сын Тимур.

С 1927 года Гайдар жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть «Лесные братья» (другое название - «Давыдовщина» - продолжение повести «Жизнь ни во что» ).

Летом 1927 года, будучи уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах » (1928 г.). Повесть была экранизирована в 1957г. (реж. В. Н. Скуйбин).

В 1931 году Соломянская и Гайдар расходятся. Аркадий Гайдар уезжает в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».

В 1930 году выходит в свет автобиографическая повесть «Школа». В 1932 году – повесть «Дальние страны», в 1935 году – «Военная тайна», а написанная ещё в 1933 году и вошедшая в повесть «Сказка о военной тайне» получает не просто реалистическое обрамление - она как бы продолжена драматичными событиями реальной жизни.

В 1935 году была напечатана повесть «Судьба барабанщика», в 1936 году вышел рассказ «Голубая чашка» - лирическая новелла, повествующая об одном дне одной семьи, о размолвке в семье. «Голубая чашка» – символ мира и взаимопонимания, хрупкого и крайне необходимого всем и каждому.

В середине 1938 году Гайдар поселяется в Клину в доме Чернышовых: глава семейства имел частную сапожную мастерскую в Клину и небольшую фабрику в Москве. Гайдар женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, и удочеряет ребёнка супруги – девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда» , написанной в Клину. Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е. Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков.

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных и трагических событий, поэтическая «атмосфера», доверительность и серьёзность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской чести», товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести - Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.

В 1939 году опубликован рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. Как и в других произведениях Гайдара, ключевыми составляющими здесь являются приключение и путешествие.

В 1940 г. Гайдар пишет продолжение «Тимура…» – «Комендант снежной крепости» , а в начале 1941 г. – киносценарий продолжения и сценарий фильма «Клятва Тимура » (постановка 1942 г., реж. Л.В. Кулешов).

В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». В это время им написаны очерки «Мост» , «У переправы» и др. В августе-сентябре 1941 г. в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей «Горячий камень» - о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Разных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков» , «Поход» , «Маруся» , «Совесть») .

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы: фильмы «Чук и Гек» (1953 г., реж. И. В. Лукинский); «Школа мужества» (1954 г., реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин); «Судьба барабанщика» (1956 г., реж. В. В. Эйсымонт).

1940 г.

Может быть потому, что Гайдар сам был фактически лишён настоящего детства, почти все его произведения проникнуты эхом войны, предчувствием войны. Он романтизирует борьбу, сражения. Всю жизнь его тянуло ко всему военному, даже одевался он на военный лад. Он верил в то, что писал.

Аркадий Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны в бою

Ему исполнилось к тому времени всего 37 лет.

г. Канев, могила А. Гайдара


Материал подготовлен справочно-библиографическим отделом ЦГДБ им. А.П. Гайдара

Фотографии предоставлены директором Литературно-мемориального музея А.П. Гайдара г. Арзамаса Е.В. Бундаковой


1 Минералова И. Г. Гайдар Аркадий Петрович (22.01.1904-26.10.1941) / И.Г. Минералова // Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр. слов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 1998.- С. 113.

2 Минералова И. Г. Гайдар Аркадий Петрович (22.01.1904-26.10.1941) / И.Г.Минералова // Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр. слов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 1998.- С. 114.

Аркадий Петрович Голиков (9 января 1904 – 26 октября 1941) – русский писатель рассказов, преимущественно для детей и подростков. Участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Детство

Аркадий Петрович родился 9 января в городе Льгове, располагавшемся в Курской губернии. Его отец работал учителем в местной школе, а мать, по происхождению дворянка и дальняя родственница самого Михаила Юрьевича Лермонтова, являлась фельдшером, поскольку окончила медицинские курсы сразу после средней школы. Оба родителя Гайдара были революционерами и принимали участие в выступлениях 1905 года, поэтому вынуждены были скрываться от властей и жить подальше от столицы.

В 1912 году отца Аркадия отправляют в Арзамас, где серьезно обостряется ситуация из-за постоянных революционных движений против существующей власти. Мать едет с ним, поскольку местная больница также запрашивает дополнительных добровольцев для оказания медицинской помощи. Так, Гайдар едет вместе с родителями в Арзамас, где и живет вплоть до окончания Первой мировой войны.

К слову, он тоже пытается помочь отцу, которого через два года отправляют на фронт. Маленький мальчик укрывается в одном из военных фургонов, следовавших на границу с новыми солдатами, но на половине пути его обнаруживают и высылают обратно в Арзамас.

Юность и военная служба

В возрасте 14-ти лет революционно настроенного Аркадия принимают в коммунистическую партию. С этого момента его жизнь переходит на «военные рельсы», чему парень искренне рад, поскольку хочет быть похожим на отца.

Благодаря его активной жизненной позиции и уверенности в собственных силах, Гайдара принимают в ряды Красной армии, а через год он идет на курсы по командной подготовке, которые проходят на тот момент в Москве.

Выучившись в столице, он становится начала помощником командира взвода, затем самостоятельным командиром полка и, в конечном счете, командиром батальона.

Со своими солдатами, о которых, к слову, Аркадий Гайдар заботился лучше остальных офицеров, он присутствует на нескольких фронтах Гражданской войны, где одерживает множество побед. К несчастью, во время одной из финальных битв его ранят, и он, стараясь добраться до командного пункта, получает тяжелую контузию.

В феврале 1922 года Гайдар возвратился на службу и, будучи командиром полка, расположился в Енисейской губернии, где ему поручили разобраться с местными «бандитами», которых, по его мнению, поддерживала большая часть населения. Однако после тяжелой контузии во время Гражданской войны у Аркадия начались проблемы с алкоголем, в чем он никогда и никому не признавался. Будучи в нетрезвом состоянии, он допустил ряд ошибок, в том числе приказал своим солдатам расстрелять нескольких «бандитов» при попытке к бегству. К слову, не жалел Гайдар и собственных ребят.

После небольшой ссоры с командиром несколько человек были отосланы им в штаб без личных вещей, которые комбат в наказание конфисковал. Подобное поведение вызвало недовольство, на Гайдара было возбуждено уголовное дело, и 18 августа 1922 года его отстранили от военной службы без права на обжалование.

Творчество

Осознав, что офицером ему уже не быть, Гайдар начинает писать небольшие повести. Дебютным становится произведение «В дни поражений и побед» (1925), которое писатель просит опубликовать в знаменитом на тот момент альманахе «Ковш». Но по прошествии недели он понимает, что повесть оказалась слишком слаба, чтобы претендовать на положительные отзывы читателей и литературных критиков. Повесть была напрочь раскритикована, а Гайдару даже посоветовали больше не заниматься литературным творчеством, с чем он, конечно же, категорически не был согласен.

В 1932 году Аркадий Гайдар едет в Дальневосточный край и устраивается на работу в известную газету «Тихоокеанская звезда». Поскольку штатных вакансий на тот момент организация предоставить не могла, они предложили Аркадию должность специального корреспондента, которая подразумевала постоянные поездки по другим городам. Гайдар с радостью соглашается, и в течение долгого времени публикует в газете свои статьи о развитии животноводства, сельского хозяйства, садоводства и т.д.

В это же время у Гайдара начинается самый плодотворный период его жизни. Он увлекается написанием детских повестей и рассказов, которые получаются у него невероятно интересными и не слишком наивными. Так, результатом его работы становятся такие произведения, как «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940) и многие другие. Именно они стали наследием русской литературы и до настоящего времени являются популярными и востребованными.

Личная жизнь

В 1921 году Гайдар, прибывший с фронта тяжело контуженным, знакомится в госпитале, где проходит реабилитацию, с медсестрой Марией Николаевной Плаксиной. Через полгода они венчаются. В браке рождается сын Женя. Но позже Аркадий вынужден оставить жену и маленького ребенка, уехав по службе в другой город. Некоторое время они активно общаются, а затем молодой отец узнает о смерти своего ребенка, уходит в себя, и семья распадается.

В начале 1920 года Аркадий встречает журналистку Лию Лазаревну Соломянскую, на которой женится во второй раз. Супруга дарит ему замечательного сына Тимура, но и этому браку не суждено продлиться долго. Будучи молодой и наивной, Лия уходит от мужа к более перспективному мужчине.

В 1938 году, работая специальным корреспондентом и приехав в Клин, Гайдар останавливается у хозяина Чернышёва, где и знакомится с его дочерью Дорой. Спустя полгода он просит её руки. Они женятся.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»