Как моцарт был похоронен. Смерть вольфганга амадея моцарта

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

ОТ ОБЩЕЙ МОГИЛЫ ДО МЕМОРИАЛЬНОГО КЛАДБИЩА

На Центральном кладбище Вены погребены многие знаменитые ж В углу кладбища святого Марка установлен памятник

композиторы. Слева направо - могилы Бетховена, Моцарта и Шуберта. Моцарту - статуя плачущего ангела.

Захоронение в общей могиле

Миновало уже более двух веков со дня смерти Моцарта, но не иссякает поток посетителей, приходящих к его могильным памятникам на кладбище святого Марка и Центральном кладбище Вены. Однако останки Моцарта не покоятся ни под статуей плачущего ангела на кладбище святого Марка, ни под могильным камнем на Центральном кладбище, где похоронены многие известные композиторы, художники и писатели. Место, где на самом деле похоронен Моцарт, до сих пор остается неизвестным.

Хотя Моцарт был известным музыкантом, его похороны были скромными. Никто не пришел проститься с ним, за исключением, кажется, Сальери и Зюсмайера. После похорон на его могиле не установили даже простой деревянный крест.

Такими убогими похороны Моцарта были вовсе не потому, что он умер в нищете или был забыт своими прежними поклонниками. В те времена именно так обычно хоронили простых горожан, а пышными бывали только похороны аристократов. Моцарт же к их числу не принадлежал.

шено перенести на одно место пять венских кладбищ. Новое кладбище назвали «Центральным». На нем имеются так называемые «почетные могилы», где хоронят знаменитостей - политиков, ученых, художников, писателей и, конечно же, композиторов. Есть среди них и надгробие Моцарта: оно расположено между погребениями Бетховена и Шуберта, неподалеку от могилы Сальери.

Однако в отличие от остальных захоронений могила Моцарта пуста. Зная об этом, многие почитатели композитора отправляются на кладбище святого Марка, где в 1870 году в честь Моцарта был воздвигнут знаменитый памятник - статуя плачущего ангела.

Точное место погребения Моцарта до сих пор не установлено, но память о нем многочисленных поклонников его таланта - самый лучший памятник «солнечному гению» музыки.

Известно, что умерший за четыре года до Моцарта композитор Глюк удостоился торжественных похорон, но тот был придворным композитором Иосифа II в течение долгого времени.

По-настоящему громкая слава настигла Моцарта сразу же после его смерти. На девятый день после смерти Моцарта, 14 декабря 1791 года, на заупокойную мессу в память о композиторе собрались тысячи жителей Праги. В Вене с огромным успехом продолжала идти «Волшебная флейта», а вскоре эту оперу поставили во многих других городах, включая Прагу, Берлин и Гамбург.

На волне успеха «Волшебной флейты» возобновились постановки других опер Моцарта, а издатели наперебой начали печатать ноты его произведений. Спустя три года после смерти Моцарта его имя прогремело по всей Германии, а в XIX веке слава композитора распространилась по всей Европе.

мемориальная могила

Кладбище Святого Марка - Sankt Marxer Friedhof. Одно из старейших кладбищ Вены , но с 1874 года новые захоронения там не осуществляются. Известно из-за того, что именно там в действительности похоронен Моцарт . Также там был изначально похоронен композитор и дирижер Йозеф Штраус. Очень уютное, тихое, уединенное. Почти безлюдное. Но парочка фанатов Моцарта всегда там околачивается...

В 1784 году указом Иосифа II было запрещено хоронить бедняков в пределах городских стен. Для бедных горожан было открыто кладбище, где предполагалось устраивать братские могилы и хоронить умерших по пять человек без гробов. Кладбище Святого Марка изначально и было таким местом погребения бедных горожан и название получило от близлежащей богадельни. Кладбище было загородным. Но в XIX веке Вена разрослась и кладбище вошло в черту города. Здесь уже хоронили не только бедных, но даже и дворян. Здесь есть немало русских могил. Самое известное захоронение принадлежит Александру Ипсиланти (1792-1828) – греку, генералу-лейтенанту российской армии, организатору антиосманского восстания в Молдавии, герою пушкинского стихотворения.

На кладбище есть символическая могила Вольфганга Амадея Моцарта (кенотаф). Никто не знает точно, где покоится его прах. Но известно, что Моцарт, умерший в 1791 году, был похоронен в общей могиле, вместе с бедняками, именно на этом кладбище. Вдова композитора - Констанция - не знала точное место его упокоения. Не удивительно - она даже не присутствовала ни на панихиде, ни на похоронах. У неё вообще к тому времени уже долго был любовник - Зюссмайер, один из учеников её мужа и приятель Сальери. Есть версия, что это компания и отравила Моцарта ртутью - однако, симптоматика болезни, которая унесла его в могилу, мало напоминает отравления такого рода...

Говорят, однажды к Моцарту пришёл человек в маске (вроде как это был Антон Лайтгеб, управляющий графа Вальсегг Штуппаха, страшного меломана) и заказал ему "Реквием". Во время написания "Реквиема" состояние здоровья Моцарта ухудшилось, а 5 декабря 1791 года около часу ночи он скончался. Погребение было назначено на следующий же день, так как тело было в плохом состоянии. Денег на похороны не оказалось, поэтому расходы взял на себя некто барон ван Свитен - покровитель музыкантов. Тело усопшего положили в дешевый гроб, сколоченный из некрашеных сосновых досок. За гробом шло всего несколько человек до собора святого Стефана , в котором Моцарта отпели, а затем тихо отвезли на кладбище святого Марка. Гроб на ночь оставили в часовне кладбища, а утром двое могильщиков опустили его в общую могилу. Через десять лет эту могилу перекопали, но один из могильщиков взял на память его череп, который хранится в Моцартеуме города Зальцбурга .

Однако, где была могила, никто не знает. Её не смогла обнаружить ни вдова Моцарта спустя 17 лет после захоронения, ни более поздние исследователи. В 1855 году мэром Вены было начато официальное расследование на эту тему, в ходе которого были обнаружены какие-то планы кладбища и место более или менее определилось. Там было решено поставить памятник, который сделал скульптор Ганс Гассер (Hanns Gasser) и который был установлен 6 декабря 1859 года. Однако, в 1891 году памятник (но не останки Моцарта!) был перенесен на Центральное Кладбище .

Смотритель кладбища Александр Куглер (Alexander Kugler) по собственной инициативе натаскал на "осиротевшую" могилу остатки развалившихся надгробий: плачущего ангела, кусок колонны и могильную плиту без надписи, на которой выгравировал слово "Моцарт". В 1945 году кладбище (а оно находится в районе крупного транспортного узла) пострадало от бомбежек, пострадал и "мемориал" Моцарта; фундаментально обновил его, а треснувшую плиту вообще заменил на новую скульптор Флориан Жосеф-Дрюо (Florian Josephu-Drouot) в 1950 году. Старая плита по сей день хранится в районном краеведческом музее.

Кроме Моцарта на кладбище похоронен австрийский композитор Йозеф Штраус (Josef Strauss, 20 августа 1827, Вена - 22 июля 1870, Вена). Он один из трёх сыновей известного композитора Иоганна Штрауса (старшего), не такой известный как его брат Иоганн Штраус, но всё-таки написавший несколько неплохих вальсов и довольно успешно гастролировавший в качестве дирижера даже в России. Могилу его, однако, в 1909 году также перенесли на Центральное Кладбище . Обветшавшее надгробие, оставленное на кладбище Святого Марка, еще кто-то ухитрялся отыскать даже в 2010 году. На центральном кладбище Йозефу Штраусу соорудили новое.

После открытия Центрального кладбища, кладбище Святого Марка было закрыто. Захоронения запрещены с 1874 года. Но с 1937 года сюда допускают туристов. Сегодня кладбище входит в основные достопримечательности Вены и является местом паломничества поклонников Моцарта.

Кладбище работает с апреля по сентябрь с 6.30 до 20 часов, а в остальные месяцы - с 6.30 до 18.30. Как ехать: трамвай 71-го маршрута до остановки Грасбергергассе, или метро линия U3, станция Schlaughthausgasse, и там пешком вдоль полутуннеля, по которому ходят поезда, минут 10 - 15, в сторону транспортной развязки. Кладбище находится в спальном районе, довольно немноголюдном и пустынном. Могила Моцарта - прямо от входа до центра кладбища и чуть левее. На неё установлены указатели. Если что, у входа на кладбище, с правой стороны от центральной аллеи, есть план . И еще - туалет. Не надо ходить в кустики...

Leberstrasse, 6/8
Пока нет...
Пока нет...

Его жизнь тяжело назвать легкой. Все детство прошло в разъездах по гастролям и постоянных тренировках. Отец Моцарта, желавший успеха сына, ставил ребенка в жесткие дисциплинарные рамки. В четырнадцать лет Вольфганг стал академиком Болонской академии, в которую не принимали никого моложе двадцати шести лет. На поздравления отца мальчик отреагировал просьбой — выйти и просто погулять.

Все детство Моцарта прошло в разъездах и постоянных тренировках


Им было создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов и сонат.


Нет смысла говорить о безграничном таланте этого великого человека. Музыка была его любовью, его жизнью. Когда Моцарта спрашивали, как ему удается делать то, что он делает, он удивлялся и отвечал, что в этом нет ничего сложного. Он просто слышал музыку в голове, а потом ее записывал. И как же трудно осознавать, что будучи настолько одаренным, подарив миру огромное количество музыкальных произведений, он умер как нищий.

Музыка была любовью Моцарта, его жизнью


Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что хоронили его впопыхах, на следующий же день после смерти. Без всяких возложенных почестей и уважения. Прощальный обряд совершался наспех у капеллы святого Креста, прилегающей к передней стенке собора святого Стефана. Несмотря на то, что в храме он был помощником капельмейстера, внутрь его даже не внесли. Проводить композитора пришли немногие, среди них были Сальери и ученик Моцарта — Зюсмайер. До самого кладбища сопровождавшие не дошли. Самое странное, что на похоронах семья Моцарта не присутствовала. Жена пришла туда только через семнадцать лет, и то, не нашла точного места могилы. Сами похороны проходили «по третьему разряду», что означало вместе со всеми бедняками, без отдельного места. Можно сказать, что это является основной причиной, почему могила Моцарта была затеряна. Другая причина в том, что и свидетелей, указывающих на конкретное место, почти не было. Создается ощущение, что все специально было организовано таким образом. Но зачем?


В результате медобследования можно сказать, что Моцарта отправили


Слухи о том, что известный композитор умер неестественным путем ходили повсюду. Позже было проведено медицинское обследование его последней болезни. В результате анализа симптомов почти уверено прослеживалось отравление. Доказать это, конечно же было невозможно, так как тело Моцарта не было вскрыто. Провести эксгумацию тоже не предоставлялось возможным, так как никто не запомнил места его захоронения. Но все признаки яда в организме композитора были налицо. Головные боли, неврозы, головокружения, рвота, потеря веса, беспокойное состояние, постоянное ощущение озноба — все это показатели ртутного отравления. Так же на отравление указывало его распухшее тело. Предполагалось, что медленно действующий яд в организм композитора поступал систематически, на протяжении последних месяцев его жизни.


На вопрос о том, кто же был отравителем композитора, есть несколько версий. Первая — Антонио Сальери. Только вот он никогда не был в доме у Моцарта. Соответственно уловку с ядом он проделать не мог. По крайней мере лично. А его доверенное лицо, и одновременно ученик Вольфганга — Франц Ксавер Зюсмайер, теоретически бы мог. И третья — заговор правительственных кругов и лично императора Леопольда II. У императора было довольно неприязненное отношение к масонству. Моцарт же в последние годы жизни стал весьма заметной фигурой в движении.


Моцарт не раз высказывал подозрения о том, что может быть отравлен


Вольфганг Моцарт был тонкой и чувствительной натурой. В период ухудшения состояния, музыкальный гений не раз высказывал свои подозрения о том, что он может быть отравлен. Вскоре у него появилось навязчивое ощущение приближающейся смерти. А после неожиданного визита странного незнакомца, который сделал ему предложение написать «Реквием», это предчувствие усилилось. Появление анонимного заказчика произвело на него довольно сильное впечатление. Все оставшиеся дни, Моцарт был полностью погружен в мысли об этой поминальной мессе, которую так и не успел закончить.

Но как заметил Гете: «Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя… Так было с Наполеоном и многими другими… Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти».

Ох, и натерпелась я страху. Но все закончилась хорошо. Началось с того, что мне приспичило посетить место захоронения Моцарта. Его могила находится на кладбище Святого Марка в Вене. Зимой темнеет рано, я немного не рассчитала время, и добралась до туда с наступлением сумерек. Место не сильно оживленное в плане людей, мимо проходит автомагистраль. И вот значит я одна одинешенька иду на старое кладбище.


Вообще я достаточно впечатлительная и могу себя накрутить. На самом деле не каждый отважится пойти в темноте на кладбище. Но раз я добралась до него, глупо не пойти. Надгробия и памятники красивые, место очень спокойное. Никакой тревоги по поводу погребенных под землей людей я не испытывала. До тех пор, пока не услышала шаги сзади...

А вот теперь представьте, сзади идет человек. Обратного хода нет, путь к отступлению закрыт. Впереди широкий проход, справа и слева ряды могил. Я не знаю, насколько большое кладбище. Вокруг тишина и спокойствие, никого нет. Мурашки забегали по спине, и я резко свернула в сторону.

Если бы человек пошел за мной, стало бы понятно, что его интересует не Моцарт, а я. Мало ли какие маньяки ходят на кладбища по вечерам. Вдруг у него нож, что мне тогда делать? Я просчитывала разные варианты развития событий. Но теперь у меня был шанс добежать до выхода между могил. Как вдруг я увидела, что он прошел мимо. Фух. Все-таки поклонник Моцарта, ура. Но значит, мы встретимся около его могилы. Блин. Это в мои планы не входило. Поэтому я еще немного погуляла по кладбищу, а потом стала искать нужный мне объект. Ходила и удивлялась, что мне совсем не страшно, наоборот, спокойно. Вспомнились слова бабушки: не бойся мертвых, бойся живых.

Напрасно я опасалась, что не смогу найти могилу Моцарта. От главной аллеи к могиле ведет белая дорожка. Торжественно и помпезно. Но это сейчас, раньше было совсем по-другому.

Это примерное место захоронения Моцарта. В последние годы жизни композитор оказался в тяжелом финансовом положении и был похоронен в общей могиле вместе с бедняками. Исследователи сопоставили известные факты и ограничили возможную зону. На предполагаемом месте установлен мраморный памятник. Вольфганг Амадей Моцарт умер в декабре 1791 года, не достигнув 36 лет.

Кладбище Святого Марка - одно из старейших кладбищ Вены. Оно открыто в 1784 году. Последние захоронения относятся к 1874 году. Я побродила между надгробиями и направилась к выходу, пока окончательно не стемнело.

Что это за крышки? Была мысль, что там урны с прахом. Кремировать в Европе стали во второй половине XVIII века, так что в принципе возможно.

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации

Многие, думаю, помнят удручающую сцену похорон великого австрийца из формановского "Амадеуса" - убогие кладбищенские служащие вытряхнули из многоразового гроба зашитое в мешковину тело композитора в яму, наполовину уже наполненную другими такими же телами, посыпали известью, уехали за очередным "клиентом", оставив покойного и его "соседей" по могиле мокнуть под унылым дождём. Что может быть печальнее такого финала для блистательного музыканта, прославленного при жизни и после смерти?
Нашел тут материал, согласно которому всё было не настолько запущенно:

"...Похороны Моцарта были скромными. Но были ли проводы убогими, нищенскими, как обычно изображаются они биографами и беллетристами?

Недавно выявленные в архивах документы вносят существенные и разительные изменения в привычное представление.
В книге К. Бера 1966 года приведен регламент похорон в Австрии в последние десятилетия XVIII века. Уже после выхода в свет книги ее автору удалось разыскать новые подробные сведения об отпеваниях и погребениях, о разрядах похорон и их тарифах и в связи с этим детально изучить записи в так называемом Похоронном протоколе (Funeral-Protokoll) прихода св. Стефана за 1791 год. Результаты исследования изложены ученым в статье «Похороны Моцарта „по третьему разряду”» (1969).
Положением о похоронах (Stol- und Konduktsordnung) от 25 января 1782 года устанавливалось три класса (разряда) похорон для взрослых и по два класса для трех возрастных групп детей до 15 лет. Кроме того, сохранилось бесплатное погребение бедных (Armenbegräbnis), узаконенное декретом 1750 года. Классы различались составом обслуживающего персонала, подбором утвари, ассортиментом колоколов, участием музыки и, соответственно, размером оплаты.
Так, стоимость похорон по третьему разряду составляла 8 флоринов 56 крейцеров (флорин, или гульден, равнялся 60 крейцерам), по второму разряду—37 флоринов. Довольно дорого обходилась заупокойная музыка; например, «Мизерере» расценивалось в 6 гульденов. В низшем разряде музыка отсутствовала.
Имя Моцарта внесено в похоронную ведомость («протокол») по третьему классу с указанием приходского сбора (4 флорина 36 крейцеров) и церковного сбора (4 флорина 20 крейцеров), что в сумме составляло как раз 8 флоринов 56 крейцеров, а также дополнительной платы (3 флорина) за погребальную колесницу (Wagen) для следования гроба из церкви на кладбище (около пяти километров).
Согласно положению о похоронах, по указанной нормальной таксе (8 флоринов 56 крейцеров) предоставлялось следующее:
- персонал — священник, пономарь, четыре носильщика в плащах, четыре мальчика в ризах, служитель с крестом и могильщик;
- атрибуты — саван, распятие (или икона), четыре фонаря;
- могила, колокольный звон.
Такое оформление ритуала —наиболее распространенное в то время. Его обычно заказывали низшие и средние слои населения, а иногда и менее состоятельные дворянские семьи. Среди умерших 74 взрослых, отпетых в соборе св. Стефана с середины ноября до середины декабря 1791 года, свыше двух третей (51) относится к третьему классу. В первом классе значится 5 усопших, во втором — 7. Остальные 11—вне разрядов; их похоронили по самой упрощенной процедуре, даром — gratis.

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но именно в могиле, а не в яме, которая якобы «без конца пополнялась» трупами бездомных и уголовных. И притом не в массовой могиле, а в групповой, где в регулярном порядке, на некотором расстоянии друг от друга, устанавливались четыре больших и два детских гроба. После заполнения всех мест гробы одновременно покрывались землей.
В ведомость собора св. Стефана, регистрировавшую похороны на кладбище св. Марка из разных общин, 6 декабря было внесено по собственной общине собора (община св. Стефана) имя одного только Моцарта, по другим общинам — пять имен (две женщины, девятилетняя девочка и двое новорожденных). Накануне были сделаны три записи, назавтра —также три. Среди поименованных в эти дни усопших были, надо полагать, те, кто нашел покой в одной могиле с Моцартом. К сожалению, записи не отражают состава каждой отдельной групповой могилы и не указывают ее точного местонахождения.
Периодически, раз в семь-десять лет, могилы перекапывались, и след останков навсегда исчезал.
Погребение в общих могилах не было чем-то исключительным в те времена. Напротив, индивидуальные могилы на кладбищах представляли собой исключение из правила (у аристократов была возможность захоронить останки в фамильных склепах). Иосиф II в своем доктринерском «рационализме» дошел до того, что в августе 1784 года издал декрет, запрещавший захоронение в гробах и устанавливавший предание земле тела, облаченного в полотняный мешок, поскольку, как мотивировалось в декрете, «при погребении; не может быть никакого другого намерения, кроме способствования возможно быстрейшему тлению...» (Бер, с. 125). Но это нововведение «просвещенного монарха» вызвало столь сильное недовольство, что уже в начале следующего года Иосиф вынужден был объявить введенный им порядок необязательным. Вместе с тем он подчеркнул, что во всем остальном (то есть в отношении общих могил) декрет 1784 года «остается в полной силе». Этот обычай сохранился при Леопольде II и даже при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг» и отступления от установленного порядка не допускалось «ни и коем случае». Можно, однако, полагать, что на практике такие привилегии, равно как и исключения, были известны и раньше.
Погребение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что такое погребение было необычным: как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Императорской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались недостаточными, чтобы позаботиться о выделении для него отдельного участка на кладбище длиной в каких-нибудь три аршина".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»