Жизненный и творческий путь александра исаевича солженицына. Жизненный и творческий путь александра солженицына

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.

    Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие...

    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...

    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком)...

    В СССР в сталинский период под негласным запретом нахо­дились книги Ф. М. Достоевского, не переиздавался и стал прак­тически библиографической редкостью «Толковый словарь жи­вого великорусского языка» В. И. Даля. Когда Солженицын находился в спецтюрьме...

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.

А.И.Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в г. Кисловодске. Рано потерял отца. Будучи студентом дневного отделения физико-математического факультета Ростовского университета, поступил на заочное отделение Московского института философии и литературы. Осенью 1941 г. был призван в армию, окончил годичное офицерское училище и был направлен на фронт. Награжден боевыми орденами. В 1945 г. арестован и осужден за антисоветскую деятельность на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Затем сослан в Казахстан.

«Хрущевская оттепель» открыла Солженицыну путь в большую литературу. В 1962 г. журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Один день Ивана Денисовича», в 1963 г. — еще три рассказа, включая «Матренин двор». В 1964 г. Солженицын был представлен на получение Ленинской премии, но не получил ее. Книги «В круге первом» (опубликована в 1968, в полной редакции — в 1978 г.), «Раковый корпус» (1963-66), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973-1980) выходили уже в самиздате и за границей. В 1969 г. Солженицына исключили из Союза писателей. Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии 1970 года вызвало новую волну репрессий, в 1974 г. писатель был выслан из СССР на долгие 20 лет. В эмиграции Солженицын работал над многотомной исторической эпопеей «Красное колесо», писал автобиографическую прозу («Бодался теленок с дубом», 1975), публицистические статьи. Писатель счел возможным вернуться на Родину в. 1994 г.

Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории XX века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место. Сама его судьба и характер творчества заставляют вспомнить о великом подвижничестве русских писателей прошлых эпох, когда литература в сознании гражданского общества была окружена едва ли не религиозным почитанием. В 1960-е-1980-е гг. именно Солженицын воспринимался в России как воплощение совести нации, как высший нравственный авторитет для современников. Подобная авторитетность в сознании русского человека издавна связывалась с независимостью по отношению к власти и с особым «праведническим» поведением — смелым обличением общественных пороков, готовностью гарантировать правдивость своей «проповеди» собственной биографией, серьезнейшими жертвами, приносимыми во имя торжества истины.

Одним словом, Солженицын относится к тому редкому в XX веке типу писателей, который сложился в русской культуре прежнего века — к типу писателя-проповедника, писателя-пророка. Впрочем, общественный темперамент Солженицына не должен заслонять от нас собственно художественных достоинств его прозы (как это часто происходит в школе, например, с фигурой Н.А.Некрасова). Ни в коем случае нельзя сводить значение творчества Солженицына к открытию и разработке им так называемой «лагерной темы».

Между тем в сознании рядового читателя имя Солженицына связывается обычно именно с этим тематическим комплексом, а достоинства его прозы нередко характеризуются словами «правдивость», «разоблачение тоталитарного насилия», «историческая достоверность». Все названные качества действительно присутствуют в творчестве писателя. Более того, своей повестью «Один день Ивана Денисовича», опубликованным в 1962 г., Солженицын оказал беспрецедентное по силе воздействие на умы и души современников, открыл для большинства из них целый новый мир, а главное — установил в тогда еще «советской» литературе новые критерии подлинности.

Однако художественный мир Солженицына — это не только мир лагерного страдания. Тайно читая его книги (едва ли не самой читаемой из них был «Архипелаг ГУЛАГ»), российские читатели 1960-х-1980-х гг. ужасались и радовались, прозревали и негодовали, соглашались с писателем и отшатывались от него, верили и не верили. Солженицын — вовсе не бытописатель лагерной жизни, но и не публицист-обличитель: обличая, он никогда не забывал о точности и художественной выразительности изображения; воспроизводя жизнь с высокой степенью конкретности, не забывал о важности преподносимого литературой «урока». В писательской индивидуальности Солженицына сплавились дотошность ученого исследователя, высочайшая «педагогическая» техника талантливого учителя — и художественная одаренность, органическое чувство словесной формы. Как не вспомнить в этой связи о том, что будущий писатель одновременно овладевал в студенческие годы профессией учителя математики и навыками литератора.

Интересна сама внутренняя тематическая структура прозы писателя (отчасти совпадающая с той последовательностью, в какой приходили к читателю произведения Солженицына): сначала повесть «Один день Ивана Денисовича» (квинтэссенция «лагерной» темы); затем роман «В круге первом» (жизнь ученых-лагерников в закрытом исследовательском институте — с более «щадящим» режимом и с возможностью общения с умными, интересными коллегами по «интеллигентной» работе); повесть «Раковый корпус » (о борьбе с болезнью бывшего зэка, а теперь ссыльного); рассказ «Матренин двор» (о «вольной» жизни бывшего ссыльного, пусть эта «вольная» деревенская жизнь лишь немногим отличается от условий ссылки).

Как писал один из критиков, Солженицын будто создает своей прозой лестницу между лагерным адом и вольной жизнью, выводит своего героя (а вместе с ним — читателя) из тесной камеры в широкое нестесненное пространство — пространство России и, что особенно важно, пространство истории. Перед читателем открывается большое историческое измерение: одна из главных книг Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» посвящена не столько истории лагерей, сколько всей российской истории XX века. Наконец, самое крупное произведение писателя — эпопея «Красное колесо» — прямо подчинено теме судьбы России, исследует те родовые свойства русского национального характера, которые способствовали сползанию страны в пропасть тоталитаризма.

Солженицын как бы восстанавливает связь времен, ищет истоки общенационального «заболевания» — потому что верит в возможность очищения и возрождения (сам писатель предпочитает негромкое слово «обустройство»). Именно вера — краеугольный камень мировоззрения Солженицына. Он верит в силу правды и праведничества, в силу духа русского человека, верит в общественную значимость искусства. Истоки мировоззренческой позиции писателя — в религиозно-философских учениях той группы русских мыслителей, которые в начале XX века стали участниками философско-публицистических сборников «Вехи» и «Из глубины», в трудах С.Булгакова, С.Франка, Н.Бердяева, Г.Федотова. Писатель убежден в необходимости солидарных, «артельных» усилий в деле восстановления нормальной жизни. Красноречив в этом отношении заголовок одной из его публицистических работ — «Как нам обустроить Россию».

Таковы общие очертания мировоззренческой позиции Солженицына. Однако сколь бы ни были валены для понимания произведений писателя его убеждения, главное в его наследии — живая убедительность художественного текста, художническая оснастка, стилевая индивидуальность.

Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына

С. Залыгин


Александр Исаевич Солженицын-

человек, мыслитель, писатель

Он сформулировал свое жизненное кредо сам: «Смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души ».

Он чувствовал свою неразрывную связь с народом, был требователен к себе как к художник, всегда боролся с насилием, злом и несправедливостью: «…писатель может многое в своем народе- и должен. Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель- не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом»


Корни

Город Кисловодск

Ставропольского края.

в котором прошли

первые 6 лет жизни.

Город Ростов-на-Дону.

Дом, в котором жил

школьник Саня Солженицын

Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны


Студенческие годы Ростовский государственный университет

Лучшие друзья: Кирилл Симонян и

Лида Ежерец


Война

Курсант артиллерийского

училища

Командир батальона

капитан Солженицын


Деревня Мальцево Владимирской области

Матрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год


1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля

1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

Лауреат Нобелевской премии


1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР

Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник

1970 г.


Великий русский писатель

Книги, перевернувшие общественное сознание


Солженицын вернулся

Встреча писателя.

Хабаровск и Новосибирск.


Снова в Москве

1994 год


Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе - и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.

В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир -

не стало великого нравственника, справедливца, таланта.

Валентин Распутин


Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».


«Матренин двор»

Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая”.

А. И. Солженицын


После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.


«Матренин двор»

ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


«Матренин двор»

КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ?

Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


«Матренин двор»

КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ?

Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


Один день из жизни Матрёны Васильевны

Лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра)

Кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой

просветлённой,

с доброй улыбкой

Тихо, вежливо,

стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому

Смысл повседневного

существования

Запасаться на зиму

топливом,

постоянно рискуя

попасть под суд

Бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками

и вгоняя себя в большой расход


«Матренин двор»

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ?

Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.


«Матренин двор»

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».


Выводы

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.


В одном из интервью Александр Солженицын признался, что жизнь свою посвятил русской революции. Что имел в виду автор романа «В круге первом»? хранит в себе утаенные трагические повороты. Свидетельствовать о них писатель считал своим долгом. Произведения Солженицына - это существенный вклад в историческую науку XX века.

Краткая биография

Солженицын Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. Литературной деятельностью занимался с юности. До войны его интересовала превыше всего история Первой мировой войны. Этой теме будущий писатель, диссидент и посвятил свои первые литературные произведения.

Творческий и жизненный путь Солженицына уникален. Стать свидетелем и участником важных исторических событий - счастье для писателя, но великая трагедия для человека.

Начало войны Солженицын встретил в Москве. Здесь он учился на заочном отделении Института истории, философии и литературы. За плечами у него был Ростовский университет. Впереди - офицерская школа, разведка и арест. В конце девяностых годов в литературном журнале «Новый мир» были опубликованы произведения Солженицына, в которых автор отразил свой военный опыт. А он у него был немалый.

Офицером-артиллеристом будущий писатель прошел путь от Орла до Событиям этого периода он спустя годы посвятил произведения «Желябугские выселки», «Адлиг Швенкиттен». Он оказался в тех самых местах, где некогда проходила армия генерала Самсонова. Событиям 1914 года Солженицын посвятил книгу «Красное колесо».

Капитан Солженицын бал арестован в 1945 году. Далее последовали долгие годы тюрем, лагерей, ссылок. После реабилитации в 1957 году некоторое время учительствовал в сельской школе, недалеко от Рязани. Комнату Солженицын снимал у местной жительницы - Матрены Захаровны, которая впоследствии и стала прототипом главной героини рассказа «Матренин двор».

Писатель-подпольщик

В своей автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» Солженицын признался в том, что до ареста он хотя и тянулся в литературу, но весьма неосознанно. В мирное время, на свободе, он огорчался тем, что свежие темы для рассказов найти непросто. Какими бы были если бы его не посадили?

Темы для рассказов, повестей и романов рождались на пересылках, в лагерных бараках, в тюремных камерах. Не имея возможности записывать свои мысли на бумаге, он создавал целые главы романов «Архипелаг Гулаг» и «В круге первом» в уме, а затем заучивал их наизусть.

После освобождения Александр Исаевич продолжал писать. Напечатать свои произведения казалось в пятидесятые годы неосуществимой мечтой. Но он не переставал писать, веря в то, что работа его не пропадет, что пьесы, рассказы и повести прочтут хотя бы потомки.

Опубликовать свои первые произведения лишь в 1963 году смог Солженицын. Книги, в качестве отдельных изданий, появились значительно позже. На Родине писатель смог напечатать рассказы в «Новом мире». Но и это было невероятным счастьем.

Болезнь

Заучивать написанное, а затем сжигать - способ, который для сохранности своих произведений Солженицын использовал не раз. Но когда в ссылке врачи ему сказали, что жить осталось несколько недель, он испугался прежде всего того, что созданное им никогда не увидит читатель. Произведения Солженицына некому было сохранить. Друзья - в лагерях. Мать умерла. Жена заочно развелась с ним и вышла замуж за другого. Солженицын свернул рукописи, которые успел написать, затем спрятал их в бутылку из-под шампанского, закопал эту бутылку в огороде. И уехал в Ташкент умирать…

Однако он выжил. При тяжелейшем диагнозе выздоровление казалось предзнаменованием свыше. Весной 1954 года Солженицын написал «Республику труда» - первое произведение, при создании которого писатель-подпольщик познал счастье не уничтожать отрывок за отрывком, а иметь возможность прочитать собственное произведение полностью.

«В круге первом»

В литературном подполье был написан роман о шарашке. Прототипами главных героев романа «В круге первом» стали сам автор и его знакомые. Но, несмотря на все предосторожности, а также стремление опубликовать произведение в облегченной версии, читать его довелось только сотрудникам КГБ. В России роман «В круге первом» был опубликован лишь 1990 году. На Западе - на двадцать два года раньше.

«Один день Ивана Денисовича»

Лагерь - это особый мир. Он не имеет ничего общего с тем, в котором пребывают свободные люди. В лагере каждый по-своему выживает и погибает. В первом изданном произведении Солженицына изображен всего один день из жизни героя. О лагерном быте автор знал не понаслышке. А потому так поражает читателя грубая и правдивая реалистичность, присутствующая в рассказе, который написал Солженицын.

Книги этого писателя вызвали резонанс в мировом обществе, в первую очередь благодаря достоверности. Солженицын полагал, что талант писателя меркнет, а затем и вовсе умирает, если в своем творчестве он стремится обойти правду. А потому, находясь долгое время в абсолютной литературной изоляции и не имея возможности опубликовать результаты своего многолетнего труда, он не завидовал успеху представителей так называемого соцреализма. Союз литераторов изгнал Цветаеву, отверг Пастернака и Ахматову. Не принял Булгакова. В этом мире таланты если и появлялись, то быстро погибали.

История публикации

Подписывать рукопись, отправленную в редакцию «Нового мира», своим именем Солженицын не решился. Надежды на то, что «Один день Ивана Денисовича» увидит свет, почти не было. Долгие томительные месяцы прошли с того момента, как один из друзей писателя отправил несколько листов, исписанных мелким почерком сотрудникам главного в стране литературного издательства, когда вдруг пришло приглашения от Твардовского.

Автор «Василия Теркина» и по совместительству главный редактор журнала «Новый мир» рукопись неизвестного автора прочитал благодаря Анне Берзер. Сотрудница издательства предложила Твардовскому прочитать рассказ, произнеся фразу, которая стала решающей: «Это о лагерной жизни, глазами простого мужика». Великий советский поэт, автор военно-патриотической поэмы, был выходцем из простого крестьянского рода. А потому произведение, в котором повествование ведется от лица «простого мужика», его весьма заинтересовало.

«Архипелаг Гулаг»

Роман об обитателях сталинских лагерей Солженицын создавал более десяти лет. Впервые произведение было опубликовано во Франции. В 1969 году «Архипелаг Гулаг» был завершен. Однако опубликовать в Советском Союзе такое произведение было не только сложно, но и рискованно. Одна из помощниц писателя, которая перепечатала первый том произведения, стала жертвой преследования сотрудников КГБ. В результате ареста и пятидневного беспрерывного допроса уже немолодая женщина дала показания против Солженицына. А затем покончила жизнь самоубийством.

После этих событий у писателя не оставалось сомнений относительно необходимости печатать «Архипелаг» за границей.

За границей

Солженицын Александр Исаевич был выслан из Советского Союза спустя несколько месяцев после выхода романа «Архипелаг Гулаг». Писателя обвинили в измене Родине. В советских СМИ широко освещался характер преступления, которое якобы совершил Солженицын. В частности, автора «Архипелага» обвиняли в пособничестве власовцам во время войны. Но ничего не говорилось о содержании нашумевшей книги.

До последних дней своей жизни Солженицын не прекращал своей литературной и общественной деятельности. В одном из интервью иностранному периодическому изданию, в начале восьмидесятых, русский писатель выразил уверенность в том, что ему удастся вернуться на Родину. Тогда это казалось малоправдоподобным.

Возвращение

В 1990 году Солженицын вернулся. В России он написал множество статей на актуальные политические и общественные темы. Значительную часть гонораров писатель перечислял в поддержку заключенных и их семей. Одну из премий - в пользу АЭС. Но следует заметить, что от ордена Святого апостола Андрей Первозванного писатель все же отказался, мотивируя свой поступок нежеланиям принимать награду от верховной власти, которая довела страну до нынешнего плачевного состояния.

Произведения Солженицына - это ценный вклад в русскую словесность. В советские времена его считали диссидентом и националистом. Солженицын не соглашался с этим мнением, утверждая, что он - русский писатель, который превыше всего любит свое Отечество.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»