Развитие машиностроения в россии. Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Основные металлургические базы России

Черная и цветная металлургия.

Металлургический комплекс включает в свой состав черную и цветную металлургию. Черная металлургия является одной из основных отраслей промышленности, так как металл остается основным конструкционным материалом и находит широкое применение во многих отраслях экономики.

1.Уральская база - дает примерно половину всего российского металла. Крупнейшие предприятия находятся в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке. На Урале есть также множество предприятий значительно меньших размеров, специализирующихся на выпуске качественных сталей.

2. Центральная металлургическая база - старейший район развития черной метал- лургии в России. Новолипецкий, Новотульский, Старооскольский комбинаты.

3. Сибирская - черная металлургия начала здесь развиваться в 30-х годах 20 века со строительством Урало-Кузнецкого комбината. Основой формирования этой базы являются угли Кузбасса и железные руды Сибири (Горная Шория, Хакасия, Ангаро-Илимский бассейн). Сейчас здесь работают два крупных комбината - Кузнецкий и Западно-Сибирский в городе Новокузнецке, они дают около 10% всего металла страны.

Россия является вторым после Японии экспортером стального проката. Отрасль является экологически очень грязной.

Цветная металлургия - это производство алюминия, цинка, меди, никеля, титана и других металлов. В России производится свыше 70 разнообразных металлов и элементов. Во многом отрасль работает на экспорт, поэтому падения производства не испытала.

Алюминиевая промышленность .

Центры выплавки алюминия - Волгоград, Новокузнецк, Братск, Красноярск, Надвоицы, Кандалакша.

Россия обладает двумя главными конкурентными преимуществами: наличием крупных производств (таких гигантов как Братск и Красноярск нет ни в одной стране мира) и огромным количеством самой дешевой в мире электроэнергии ГЭС. Строится алюминиевый завод в г. Тайшет Иркутской области.

Медная промышленность в основном сконцентрирована на Урале - Ревда, Красноуральск, Медногорск. Наиболее крупными являются медно-никелевые комбинаты в Норильске и Мончегорске.

Свинцово-цинковая промышленность развита в районах распространения полиметаллических руд - Владикавказ, Челябинск, Дальнегорск.

Таким образом, наибольшее развитие цветная металлургия получила в Красноярском крае, Челябинской и Мурманской областях.

Продукция машиностроения - машины, оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства - обеспечивают техническое перевооружения всех остальных отраслей производства, комплексную механизацию и автоматизацию производства. Поэтому машиностроение играет роль ускорителя НТП в различных отраслях экономики. Низкий удельный вес машиностроения связан с высокой долей добывающих отраслей в структуре промышленности России и низкой конкурентоспособностью продукции машиностроения на мировых рынках.



Машиностроение имеет очень разветвленную отраслевую структуру. По особенностям размещения выделяется несколько групп отраслей.

1. Тяжелое машиностроение - производство горного и металлургического оборудования, оборудование для энергетической, химической, строительной индустрии. Факторами размещения тяжелого машиностроения являются потребительский и сырьевой. Наиболее крупные заводы тяжелого машиностроения размещены в металлургических районах России - на Урале, в Кузбассе. Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск.

Энергетическое машиностроение – производство турбин, генераторов, электродвигателей - ориентируется кроме металла на высококвалифицированные кадры и размещено в крупных городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгодонске.

2. Общее машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение - ориентируется явно на районы потребления, в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства района. В России практически выпускается весь перечень с/х машин, в которых нуждается сельское хозяйство. Не производятся только узкоспециальные, например свекло- и виноградоуборочные комбайны.

Зерновые комбайны выпускают на Северном Кавказе - Ростов, Таганрог, Красноярск, Орел, Биробиджан. Льноуборочные комбайны производят в Бежецке Тверской области, картофелеуборочные в Рязани. Очень крупные центры по выпуску разнообразной сельскохозяйственной техники находятся в Воронеже (зерноочистительная), Грязях Липецкой области (противоэрозионная техника), Люберцах, Рязани.

3. Среднее машиностроение.

Тракторостроение. Крупные гусеничные тракторы сельскохозяйственного назначения выпускают в Волгограде, Рубцовске (Алтайский). Колесные тракторы - в районах возделывания пропашных культур – в Липецке, во Владимире -тракторы малой мощности.

Трелевочные тракторы - Петрозаводске, Санкт-Петербурге. Крупные промышленные тракторы – в Санкт-Петербурге, Чебоксарах. Челябинске

Петербургский тракторный – мощные «кировцы»

Доля российских тракторов составляет на рынке не более ¼.

Автомобилестроение – для этой отрасли характерен высокий уровень кооперирования, поэтому оно ориентируется на районы развитого машиностроения.

Основные центрами производства легковых автомобилей являются:

Тольятти –здесь расположен Волжский автозавод, самый крупный в России, производящий легковые машины «Жигули» . В городе Набережные Челны выпускают наиболее популярные грузовые машины «КАМАЗы». Крупные автомобильные заводы расположены в Ульяновске, Нижнем Новгороде (ГАЗ). Ижевск – «Иж-авто».

В Москве находятся два крупных завода – «ЗИЛ». Автобусы выпускают в Ликино-Дулево (Московская область), Павлово и Кургане. В Энгельсе находится крупнейший в Европе и единственный в нашей стране троллейбусный завод.

Грузовые автомобили выпускают 4 предприятия: Зил, Газ, Камаз и Урал (Миасс).

В последние годы появились заводы по сборке иномарок (Калининград, Санкт-Петербург и др.)

4. Точное машиностроение и приборостроение - выпускает приборы, инструменты, средства автоматизации, теле- и радиоаппаратуру, вычислительную технику.

Поэтому, именно эта отрасль играет роль ускорителя НТП. В своем размещении предприятия точного машиностроения ориентируется на районы с высокой технической культурой производства, размещаются в наиболее крупных городах и развитых центрах машиностроения: Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Воронеже.

Литература:

1. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М., 2006.

2. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России – М., -2004.

3. Экономическая география России (под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова).- М., 2005.

4. Экономическая география России (под ред. Т.Г. Морозовой).- М., 2004.

41. Машиностроение в Российской Федерации

Машиностроение является одной из ведущих отраслей экономики России, состоящих из большого количества подотраслей и производства.

В России в последние годы ситуация в машиностроительном комплексе является кризисной.

В России предприятия машиностроения распространены везде. В одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, в других – функции машиностроения ограничены удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли.

В зависимости от выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса существуют следующие подотрасли: тяжелое и энергетическое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, транспортное (судостроение, автомобилестроение и др.), приборостроение, электроника и электротехника, тракторостроение.

Многие факторы (транспортный, потребительский и др.) влияют на размещение предприятий машиностроения.

Машиностроение характеризуется высокой трудоемкостью производственного процесса. Условиями размещения современного машиностроения являются обеспечение квалифицированной рабочей силой, наличие производственной культуры и др.

Трудоемкими являются: приборостроение, электроника, электротехника, атомное машиностроение, аэрокосмическая промышленность.

К металлоемким относят следующие отрасли машиностроения: производство горно-шахтного и нефтяного оборудования, энергетическое машиностроение, тепловозостроение и др.

Предприятия тяжелого машиностроения построены в следующих городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Челябинске, Перми.

На предприятиях энергетического машиностроения изготавливаются паровые котлы, дизели, гидротурбины, электродвигатели и др.

Для станкостроения характерно повсеместное размещение производства, большая часть выпускаемой продукции изготавливается в Центральном, Уральском и Северо-Западном экономических районах.

Производство металлических изделий приближено к потребителям, а заготовки – к источникам сырья.

Транспортное машиностроение – это судостроение, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение.

Отечественная автомобильная промышленность выпускает грузовые, легковые машины, автобусы, троллейбусы. Первые крупные предприятия построены в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде и др.

Крупные заводы паровозо-и вагоностроения находятся в Коломне, Брянске, Санкт-Петербурге и др.

Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в речных портах: Астрахань, Санкт-Петербург, Тюмень, Красноярск, Мурманск, Рыбинск и др.

Авиастроение происходит в Москве, Казани, Саратове, Смоленске, Таганроге и др.

Из книги Теория статистики: конспект лекций автора

3. Органы статистики в Российской Федерации В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

52. Бюджетный контроль в Российской Федерации Бюджетный контроль – это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях

Из книги Теория статистики автора Бурханова Инесса Викторовна

3. Органы статистики в Российской Федерации В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) -это федеральный орган

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

38. Хозяйство Российской Федерации Российская Федерация является крупнейшей суверенной республикой, обладающей огромным природным, экономическим и научным потенциалом.Россия имеет очень сложную структуру.Хозяйство страны – это совокупность материальной и

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

45. Недра Российской Федерации В соответствии с Законом о недрах (в ред. федеральных законов от 15.04.2006 г. № 49–ФЗ) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

66. Экономические реформы в Российской Федерации Реформирование российской экономики проходило поэтапно. На ранних стадиях претворения в жизнь курса перехода к рынку была допущена масса просчетов как экономического, так и политического характера. Не сразу получилось

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

6. Банковская система Российской Федерации В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, существует двухуровневая банковская система. Часть 1 ст. 2 Закона о банках содержит положение о том, что банковская система Российской Федерации

Из книги автора

4. Межбанковские расчеты в Российской Федерации Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;2) корреспондентских

Из книги автора

2.2. Государственные стандарты Российской Федерации В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики

Из книги автора

Приложение 14 СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской

Из книги автора

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Среди заводов России лидерами являются компании машиностроительной отрасли. Самые большие по размеру выручки производственные компании: АВТОВАЗ, КАМАЗ, УРАЛВАГОНЗАВОД, Автодизель, ГАЗ, Ижорские заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения.

 
  • Постпродажное обслуживание клиентов (сервисные центры, помощь на дорогах).

    Бесплатная помощь на дорогах предоставляется для клиентов, приобретших LADA в период с 01 марта по 31 декабря 2016 года.

  • Производство коммерческих моделей, автомобилей специального назначения (например, пожарно-спасательных, скорая помощь и т.д.);
  • Изготовление запасных частей
  • Кадровая политика: свыше 20000 сотрудников

    Общественная деятельность:

    • Хоккейный клуб в г.Тольятти;
    • Официальный спонсор Российской серии кольцевых гонок

    Для ознакомления с историей бренда в г.Тольятти открыт музей, собравший в себя коллекцию наиболее значимых моделей, выпущенных Волжским заводом.

    В 2017 году на премии Автомобиль года России продукция группы получила свои награды:

    Vesta - победитель среди малого класса

    Largus Фургон - победитель среди мини-фургонов

    Информация размещена на официальном сайте премии http://autogoda.ru .

    Для размещения информации о новых моделях и акциях на сайте Yuotube создан собственный канал

    Введение……………………………………………………………………2 стр.

    1. Структура машиностроительного комплекса…………………..3 стр.

    2. Проблемы машиностроительного комплекса…………………...6 стр.

    3. Перспективы машиностроительного комплекса………………..7 стр.

    4. Машиностроительный комплекс…………………………………9 стр.

    Заключение………………………………………………………………….12 стр.

    Список литературы…………………………………………………………14 стр.

    Введение

    Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности РФ. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, на его долю приходится более 1/3 объемов пр-ва товарной продукции промышленности РФ.

    Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

    Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

    Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

    Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика состояния комплекса и перспектив.

    Структура машиностроительного комплекса

    Условно машиностроение делится на три группы:

    - тяжелое машиностроение (67 % продукции). Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов

    - общее машиностроение (18% продукции). Эта группа машиностроительных отраслей характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

    - среднее машиностроение (15 % продукции). Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

    - отрасли по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов (около 0,1 % продукции) группа наукоемких отраслей электроника, приборостроение, вычислительная техника.

    В России сегодня доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции составляет около 25%, хотя в последние годы она практически перестала расти. В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляет от 36% до 45%, что обеспечивает им возможность перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет. В России же темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и определяет низкий технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

    Основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства. Необходимо заняться оздоровлением экономики с упором на важнейшие и наукоемкие отрасли машиностроения, при одновременном постепенном отказе от преимущественного развития отраслей добывающей промышленности. Для этого необходимы новые концептуальные подходы к формированию и управлению крупными научно-техническими проектами и целевыми комплексными программами, обеспечивающими максимальную гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям на мировом рынке и перспективам развития техники. Разработка программно-ориентированных комплексов с учетом конструктивно-технологических особенностей проектов, их экономической обоснованности и эффективности, особенно актуальна для таких наукоемких отраслей, как атомная, авиационно-космическая, радиоэлектронная, энергетическая и судостроительная промышленность.

    Следует обеспечить развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов, чтобы проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств. Эта стратегия должна непременно сочетаться с развитием фундаментальных научных исследований, как основы создания инновационных технологий и новейших принципов.

    Необходимо создание современной инфраструктуры машиностроительного производства, с целью существенного повышения его технологического уровня на всех этапах, включая высокий уровень специализации групп предприятий, их обеспечение широкой номенклатурой высококачественных комплектующих и полуфабрикатов и комплексную автоматизацию с использованием интеллектуальных производственных систем нового поколения, с соответствующим программно-методическим обеспечением и рынком информационных услуг. Осуществление такой структурной перестройки возможно, в частности, за счет экономии средств при внедрении ресурсосберегающей политики во всех отраслях экономики.

    Следует стимулировать перераспределение ресурсов из слабых отраслей в сильные, а не наоборот, поддерживая неконкурентоспособные отрасли за счет конкурентоспособных, в связи, с чем наша промышленная политика по существу носила ярко выраженный импортозаменяющий характер. Для конкурентоспособности необходимо обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат.

    В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,5 трлн. долларов, а доля России в нем 1,8%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 107-110 млрд. долларов.

    Ведь роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.

    Проблемы машиностроительного комплекса

    На уровне машиностроительных предприятий к числу основных проблем следует отнести:

    Критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

    Острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем

    Дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг

    Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодностъ и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание

    Морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логисгика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);

    Морально устаревшую систему управления предприятаем;

    Слаборазвитую систему менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

    Недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

    Недостаточно развитую (вплоть до полного отсутствия) систему сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;

    Реальную угрозу несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п. (в настоящее время на российском рынке появились новые производители автомобильной и крупной бытовой техники - дочерние компании транснациональных корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможности материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Зачастую расположенные в особых экономических зонах, они пользуются льготами по российскому законодательству. За счет этого происходит постепенное вытеснение с рынка отечесгвенного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях);

    Развитие машиностроения в России

    Машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности. Она тесно связанна с научно-техническим прогрессом. За годы своего развития эта отрасль претерпела немало реорганизаций и изменений, связанных с нестабильным финансовым положением России (кризис 90-х, санкции США и др).

    Не смотря на то, что данная отрасль не настолько наукоемка, как например фармакология, от ее развития зависят остальные отрасли, так как именно машиностроение обеспечивает их оборудованием, техникой и т. п.

    В 90-е годы, в период кризиса, машиностроение претерпело спад производства, но уже в 2000-х темп выпуска продукции начал расти и даже занимал лидирующие позиции среди стран (свыше 20%).

    Замечание 1

    В российском машиностроении 80% предприятий являются частными и лишь 20% находятся на государственном попечении.

    Ведущие направления развития российского машиностроения:

    1. Устранение монополий, которые составляют 80% производств России
    2. Увеличение высокоразвитых производств по выпуску станков, нефтяного оборудования
    3. Открытие новых и укрепление старых экономических и технологических связей со странами дальнего и ближнего востока
    4. Стимулирование инвестиций отечественных предприятий
    5. Государственная поддержка предприятий

    Факторы развития машиностроения

    Считается, что для лучшего развития машиностроения требуется соблюдение пропорций 1:2:4. Где 1 – это темп развития хозяйства и экономики страны, 2 – состояние машиностроительной сферы, а 4 – уровень развития электроники и приборостроения.

    К сожалению, в России это соотношение совсем иное – 1:0,98:1. Именно поэтому наш машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным странам.

    На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 - промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

    Ассортимент, выпускаемый машиностроительной отраслью, отличается большим разнообразием, что обуславливает различные принципы размещения производства. Хотя, порой в одних районах располагаются исключительно профилирующие производства, а в других только те, что будут удовлетворять потребности населения.

    Оптимальным вариантом для развития машиностроения является совпадение места производства с местом добычи сырья необходимого для данного производства, что значительно сокращает расходы на транспортные перевозки, оборудование.

    Современное состояние росийского машиностроения

    Если судить по проблемам и перспективам развития машиностроения, то можно смело сказать, что его нынешнее состояние оценивается как депрессивное. С одной стороны, производство вещей личного пользования (автомобилей, компьютеров и т. п. продукции) возросло, с другой же, наоборот, наметился спад производства крупной техники (комбайны по уборке зерна).

    Так в XX веке стремительно начало расти производство такого оборудования как телевизоры, холодильники и прочая бытовая техника.

    Особенности развития машиностроения в 2000 годы:

    1. Ускоренные темпы увеличения производственных мощностей на территории России
    2. Не столь интенсивное развитие машиностроения на востоке
    3. Увеличение производства в центральном регионе на 41%, за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей
    4. Благодаря программе по выпуску нефтегазодобывающего оборудования интенсивно развиваются предприятия Западной Сибири
    5. Восточная Сибирь не столь развита, скачок производства наблюдается только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

    Замечание 2

    В развитии машиностроения можно наметить 2 основных направления, первое – это решение социальных проблем (выпуск машин, медицинской техники, предметов оборудования и т. п.), второе – это развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности (выпуск вычислительной техники, танкостроение, приборостроение).

    Факторы, влияющие на эффективность развития машиностроения:

    • Научно-технический прогресс
    • Специализация
    • Кооперирование
    • Концентрация
    • Комбинирование производства
    • Наличие трудовых ресурсов
    • Близость к источникам сырья, материалов и потребителям
    • Объем транспортных работ и затрат на транспортировку.

    Среди этих факторов наиболее значимыми по праву можно считать специализацию и кооперацию. Благодаря специализации повышается эффективность развития машиностроения. Например, автомобильный комплекс включает в себя следующие специализации: ремонтно-строительная, литейная, дизельная, прессово-рамная, кузнечнопрессовая, автосборочная. Наличие всех этих специализаций позволяет заводу легко переключиться со сбора одной модели автомобиля на другую.

    Кооперирование – это участие в производстве готовой продукции, нескольких предприятий. Например, Волжский автозавод кооперативно связан более чем с 300 смежными странами, в том числе и зарубежными, которые поставляют ему более 500 наименований материалов.

    Поддерживать кооперативные связи выгоднее всего с близкими друг к другу предприятиями, особое место выделяется предприятиям внутри экономического района, что существенно сократит расходы на перевозки.

    По сравнению с 1990 годом нынешнее положение машиностроения находится в тяжелом состоянии. Доля машиностроения составляет всего 15%.

    Больше всего пострадала авиационная, оборонная промышленность, тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, станкостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на этот спад, военное машиностроение набирало темп.

    Проблемы и перспективы развития российского машиностроения:

    • 95% продукции производится в европейской части страны
    • Большая доля металлоемких видов машиностроения
    • Около 40% предприятий связанно с военно-промышленным комплексом
    • Проблема перехода на выпуск гражданской продукции
    • Низкое качество гражданской продукции и ее неконкурентоспособность на мировом рынке.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»