География 11 африка. Экономическое положение Африки презентация к уроку по географии (11 класс) на тему

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Объяснение нового материала.

Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме.

Учитель

В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:

Какое государство самое большое по площади? Судан.

Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)

Каковы страны Африки по форме территориального устройства?

Каковы страны по форме правления?

ЭГП (фронтальная работа)

Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП.

Учитель зачитывает пункты плана

Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы:

В целом ЭГП выгодное:

1)Близость к Зар. Европе и Азии

2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи,

2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.

Дополнительная информация:

Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб - квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз.

Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод?

Учитель

Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона.

Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Природно-ресурсный потенциал

Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики?

Минеральные

Земельные

Агроклиматические

Лесные

Водные

Выясним, какие есть вАфрике.

Учитель

Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока.

Учитель

организует работу в группах.

Какие еще виды ресурсов остались в таблице?

Разделимся на три группы:

1 ряд – земельные

2 ряд – агроклиматические

3 ряд – лесные

Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты.

Учитель

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Структура населения

3 ряд Размещение населения

Вам на работу 3 минуты.

Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Каков уровень экономического развития стран Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?

АФРИКА

Второй по площади континент (после Евразии), омываемый Средиземным морем с С, Красным – с СВ, Атлантическим океаном с З и Индийским с В и Ю.

Африкой называется часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов.

Площадь Африки – 29,2 млн км², с островами – ок. 30,3 млн км².

На территории Африки расположены 54 государства, 5 непризнанных государств и 5 зависимых территорий. Самая развитая страна РЮА, остальные развивающиеся.

Население Африки составляет ок. 1 млрд человек.

Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков, включая Sahelanthropus tchadensis, Australopithecus africanus, A. afarensis, Homo erectus, H. habilis (Человек умелый) и H. ergaster (Ч. работающий).

Территория – 30,221,532 км²

Население – 1,032,532,974 (2011) чел.

Плотность – 30,51 чел./км²

Включает – 54 государств

Крайние точки

Северная – м. Бланко (Бен-Секка)

Южная – м. Игольный

Западная – м. Альмади

Восточная – м. Рас-Хафун

Происхождение названия

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города – от финикийского afar – «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.

Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri – «пещера», имея в виду пещерных жителей.

«Африка» пришло из древнего языка Та-Кем (Египет): «Афрос» – пенная страна. Это связано со столкновением нескольких течений, которые образуют пену при приближении к континенту в Средиземном море.

Латинское aprica – «солнечный».

Греческое αφρίκη – «без холода». Слово φρίκη («холод» и «ужас»), соединённое с отрицательным префиксом α-, обозначает страну, где нет ни холода, ни ужаса.

Рельеф

Большей частью – равнинный, на СЗ расположены Атласские горы, в Сахаре – нагорья Ахаггар и Тибести. На востоке – Эфиопское нагорье, к Ю от него Восточно-Африканское плоскогорье, где находится вулкан Килиманджаро (5895 м) – высочайшая точка материка. На юге расположены Капские и Драконовы горы. Самая низкая точка (–157 м) расположена в Джибути – это солёное озеро Ассаль.

Полезные ископаемые

Богатейшие месторождениями алмазов (ЮАР, Зимбабве) и золота (ЮАР, Гана, Мали, ДРК).

Большие месторождения нефти в Нигерии и Алжире.

Бокситы добывают в Гвинее и Гане.

Ресурсы фосфоритов, марганцевых, железных и свинцово-цинковых руд сосредоточены на северном побережье.

Внутренние воды

Расположена одна из самых протяжённых рек в мире – Нил (6852 км), текущая с Ю на С. Другие крупнейшие реки – Нигер на З, Конго в центре и Замбези, на которой расположен вдп. Виктория, Лимпопо и Оранжевая на Ю.

Крупнейшее озеро – Виктория (ср. глубина 40 м, наибольшая – 80 м). Другие крупные озёра – Ньяса и Танганьика, расположенные в литосферных разломах. Одно из крупнейших солёных озёр – Чад, расположенное на территории одноименного государства.

Климат

Самый жаркий материк планеты. Причина в географическом расположении материка: вся территория Африки находится в жарких климатических поясах и материк пересекается экватором. В Африке находится самое жаркое место на Земле – Даллол, и была зафиксирована самая высокая температура на Земле (в Триполи, +58,4° C).

Центр относятся к экваториальному поясу, там в течение всего года выпадают обильные осадки и нет смены времён года.

К С и Ю от экватора расположены субэкваториальные пояса. Здесь летом господствуют влажные экваториальные массы воздуха (сезон дождей), а зимой – сухой воздух тропических пассатов (сухой сезон).

Севернее и южнее субэкваториальных поясов расположены северный и южный тропические пояса. Для них характерны высокие температуры при малом количестве осадков, что ведёт к образованию пустынь.

Северная и южная оконечности материка входят в соответствующие субтропические пояса.

На С расположена крупнейшая на Земле пустыня Сахара, на Ю – пустыня Калахари, на ЮВ – пустыня Намиб.

Фауна и флора

Флора тропического, экваториального и субэкваториального поясов разнообразна. Повсеместно произрастают цейба, пипдатения, терминалия, комбретум, брахистегия, изоберлиния, пандан, тамаринд, росянка, пузырчатка, пальмы и мн. др. В саваннах преобладают невысокие деревья и колючие кустарники (акация, терминалия, буш).

Растительность пустынь скудна, состоит из небольших сообществ трав, кустарников и деревьев, произрастающих в оазисах, высотных районах и вдоль воды. Флора пустынных областей хорошо приспособлена к нерегулярности осадков. Многолетние засухоустойчивые злаки и кустарники имеют обширную и глубокую (до 15 – 20 м) корневую систему. Многие из травяных растений – эфемеры, которые могут производить семена за 3 дня после достаточного увлажнения и высеивать их в течение 10 – 15 дней после этого.

Примечательное растение пустыни Намиб – Welwitschia mirabilis. Оно отращивает 2 гигантских листа, медленно растущие всю жизнь (бол. 1000 лет), которые могут превысить 3 м в длину. Листья прикрепляются к стеблю, который напоминает огромную редиску конической формы диаметром от 60 до 120 см, и торчит из земли на 30 см. Корни Вельвичия уходят в землю на глубину до 3 м. Вельвичия известна своей способностью расти в чрезвычайно сухих условиях, используя росу и туман как основной источник влаги. Вельвичия – эндемик северного Намиба – изображена на государственном гербе Намибии.

Тропический, экваториальный и субэкваториальный пояс населяют разнообразные млекопитающие: окапи, антилопы (дукеры, бонго), карликовый бегемот, кистеухая свинья, бородавочник, галаго, мартышки, летяга, лемуры (на о. Мадагаскар), виверры, шимпанзе, гориллы и др. Нигде в мире нет такого обилия крупных животных, как в африканской саванне: слоны, бегемоты, носороги, львы, жирафы, леопарды, гепарды, антилопы (канны), зебры, гиены, африканский страус.

Среди птиц преобладают жако, турако, цесарка, птица-носорог, марабу.

Рептилии и амфибии тропического экваториального и субэкваториального пояса – мамба (одна из самых ядовитых змей в мире), крокодил, питон, квакши, древолазы и мраморные лягушки.

Во влажных климатических зонах распространены малярийный комар и муха цеце, вызывающая сонную болезнь как у человека, так и у млекопитающих.

Политическое деление

Общее число государств и зависимых территорий в Африке – 62 (из них 54 независимых). Сюда входят 10 островных, 15 внутриконтинентальных и 37 государств с широким выходом в моря и океаны.

Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50 – 60-х гг. XX в. В настоящее время во многих африканских странах правят режимы, дискриминационные по отношению к белому населению.

На севере континента расположены территории Испании (Сеута, Мелилья, Канарские острова, Малые суверенные территории) и Португалии (Мадейра).

В 1963 г. была создана Организация Африканского Единства (ОАЕ), объединяющая 53 государства Африки. Эта организация 09.07.2002 была преобразована в Африканский союз. В Африканский союз не входит Марокко – в знак протеста против принятия в его состав Зап. Сахары, которую Марокко считает своей территорией.

Председателем Африканского союза избирается сроком на 1 год глава одного из африканских государств. Администрация находится в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Задачи Африканского союза:

Политическая и социо-экономическая интеграция;

Защита интересов континента и его населения;

Мир и безопасность в Африке.

Общая ЭГХ стран Африки

Особенность ГП 15 стран – отсутствие выхода к морю. В странах, выходящих выход к океану, береговая линия изрезана слабо, что неблагоприятно для строительства крупных портов.

Африка исключительно богата природными ресурсами. Особенно велики запасы минерального сырья – руд марганца, хромитов, бокситов и др.

Нефть и газ добываются в Северной и Западной Африке (Нигерия, Алжир, Египет, Ливия).

Колоссальные запасы кобальтовых и медных руд сосредоточены в Замбии и ДРК; марганцевые руды – в ЮАР и Зимбабве; платина, железные руды и золото – в РЮА; алмазы – в Конго, Ботсване, РЮА, Намибии, Анголе, Гане; фосфориты – в Марокко, Тунисе; уран – в Нигере, Намибии.

В Африке большие земельные ресурсы, однако эрозия почв приняла катастрофический характер из-за неправильной её обработки. Леса занимают ок. 10% территории, но в результате хищнического уничтожения их площадь быстро сокращается.

Африканским странам пока не удалось изменить колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики.

Наибольших успехов достигли страны Африки в горнодобывающей промышленности. По добыче многих полезных ископаемых Африке принадлежит лидирующее, а иногда монопольное место в мире (по добыче золота, алмазов, платиноидов и др.). Обрабатывающая промышленность представлена легкой и пищевой.

Вторая отрасль экономики, определяющая место Африки в мировом хозяйстве, – тропическое и субтропическое земледелие. Продукция земледелия составляет 60 – 80% ВВП. Основные товарные культуры – кофе, какао-бобы, арахис, финики, чай, каучук, сорго, пряности. В последнее время стали выращивать зерновые культуры – кукурузу, рис, пшеницу. Животноводство экстенсивное, характеризующееся огромным поголовьем скота, но малой продуктивностью и низкой товарностью. Континент не обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией.

Транспорт сохраняет колониальный тип: железные дороги идут от районов добычи сырья к порту, при этом регионы одного государства практически не связаны. Относительно развиты железнодорожный и морской виды транспорта. В последние годы получили развитие др. виды транспорта – автомобильный (проложена дорога через Сахару), воздушный, трубопроводный.

Население

Численность населения ок. 1 млрд чел. Прирост населения на континенте самый высокий в мире – 2,3%. За последние 50 лет возросла средняя продолжительность жизни – с 39 до 54 лет.

Население состоит из представителей 2 рас – негроидной южнее Сахары и европеоидной в северной Африке (арабы) и РЮА (буры и англоюжноафриканцы).

Наиболее многочисленным народом являются арабы Северной Африки.

Во время колониального освоения материка многие государственные границы проводились без учета этнических особенностей, что до сих пор приводит к межэтническим конфликтам.

Средняя плотность населения – 30,5 чел./км².

Урбанизация – менее 30%, однако темпы урбанизации здесь самые высокие в мире, для многих африканских стран характерна ложная урбанизация. Самые крупные города на африканском континенте – Каир (Египет) и Лагос (Нигерия).

Языки Африки разделяются на 32 семьи. Насчитывается 7 изолированных и 9 неклассифицированных языков.

Индоевропейские языки получили распространение, вследствие эпохи колониального управления: английский, португальский, французский являются официальными во многих странах. В Намибии с начала XX в. компактно проживает община, говорящая на немецком в качестве основного.

Самый распространённый язык – арабский – используется в С., З. и В. Африке в качестве первого и второго языка. Многие африканские языки включают значительное количество заимствований из арабского.

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство (католицизм, протестантство, в меньшей степени православие). В В. Африке живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии).

Раздел Африки

Гонка за Африку или драка за Африку – период острой конкуренции целого ряда империалистических держав Европы за проведение исследовательских работ и военных операций, в конечном счёте направленных на захват новых территорий в Африке.

К 1902 г. европейские державы контролировали 90% территории Африки. В Африке самостоятельность сохраняли только Либерия (патронируемая США) и Эфиопия.

Колониальный раздел Африки закончился в год начала Первой мировой войны (28.07.1914 – 11.11.1918).

После Второй мировой войны быстро пошёл процесс деколонизации Африки. Годом Африки – годом освобождения наибольшего числа колоний – был объявлен 1960. В этот год независимость обрели 17 государств. Большинство из них – французские колонии: Камерун, Того, Малагасийская Республика, Конго, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, ЦАР, Габон, Мавритания, Нигер, Сенегал, Мали. Независимыми были провозглашены самая крупная страна Африки по численности населения – Нигерия, принадлежавшая Великобритании, и самая большая по территории – Бельгийское Конго. Британское Сомали и Итальянское Сомали объединены в Сомалийскую Демократическую Республику.

Даты получения странами Африки независимости:

1960 – Камерун, Того, Малагасийская Республика, Конго, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, ЦАР, Габон, Мавритания, Нигер, Сенегал, Мали, Бельгийское Конго, Сомали.

1961 – Сьерра-Леоне, Танганьика.

1962 – Уганда, Бурунди, Руанда.

1963 – Кения, Занзибар.

1964 – С. Родезия (=Республика Замбия), Ньясаленд (=Малави).

1965 – Гамбия.

1966 – Бечуаналенд (=Республикой Ботсвана), Басутоленд (=Королевством Лесото).

1968 – Маврикий, Экваториальная Гвинея и Свазиленд.

1973 – Гвинея-Бисау.

1975 – Ангола, Мозамбик, Острова Зелёного Мыса, Сан-Томе и Принсипи, 3 из 4 Коморских островов (Майотта осталась владением Франции).

1977 – Сейшельские острова, Французское Сомали (=Республикой Джибути).

1980 – Южная Родезия (=Республика Зимбабве).

1990 – Юго-Западная Африка (=Республика Намибия).

Провозглашению независимости Кении, Зимбабве, Анголы, Мозамбика и Намибии предшествовали войны, восстания, партизанская борьба. Но для большинства африканских стран – без крупных кровопролитий, с массовыми демонстрациями и забастовками, переговорным процессом, решений ООН.

В связи с тем, что границы африканских государств во время «гонки за Африку» проводились искусственно, без учёта расселения различных народов и племён, и то, что африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских странах после обретения независимости начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы.

Субрегионы

Африки

Урок географии в 11-ом классе.

МОУ СОШ №5 города Светлого Калининградской области



ЭГП Африки

  • Площадь 30,3 млн. км²
  • Протяжённость с севера на юг 8 тыс. км.
  • Протяжённость с запада на восток 7,5 тыс. км.
  • 53 страны
  • 15 государств не имеют выход к морям.
  • Марокко, Свазиленд, Лесото – монархии
  • ЮАР, Нигерия, Эфиопия, Каморские о-ва федеративные республики.

Минеральные ресурсы

4/5 мировых запасов хромитов

2/3 мировых запасов фосфоритов

3/5 мировых запасов титана

2/5 мировых запасов марганца

1/3 мировых запасов урана, меди, кобальта


Субрегионы

Африки

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка


Северная Африка

  • Страны Северной Африки относятся к наиболее развитым в экономическом отношении государствам материка.
  • Основу их хозяйства составляет промышленность.


Западная Африка

  • К субрегиону Западная Африка относят более двух десятков стран, выходящих к побережью Гвинейского залива и расположенных в западной, южной и центральной частях пустыни Сахара.
  • Западная Африка - одна из самых контрастных и нестабильных территорий в мире. Причина этого кроется в особенностях исторического развития, социально-экономических и культурных противоречиях, а также в значительной политической и этнической раздробленности.
  • В экономике стран субрегиона ведущая роль принадлежит сельскому плантационному хозяйству и горнодобывающей промышленности

Монокультурность сельского хозяйства Западной Африки .

  • Гана, Кот-д"Ивуар и Нигерия специализируются на выращивании какао-бобов ,
  • Сенегал, Нигерия и Гамбия - арахиса ,
  • Бенин, Того и Нигерия - пальмовых орехов и пальмового масла.
  • Главными продовольственными культурами, выращиваемыми для местного потребления, являются рис, сорго и просо, в меньшей степени кукуруза.


Центральная Африка

  • По уровню экономического развития большинство стран Центральной Африки существенно отстают от большинства стран мира.
  • Наиболее благоприятная экономическая ситуация сложилась в Габоне, Камеруне и отчасти в Конго, в первую очередь благодаря разработке месторождений нефти и газа.
  • В остальных странах региона отсутствует даже развитая горнодобывающая промышленность.
  • Добыча золота и алмазов, а также производство древесины, являющиеся главными источниками дохода большинства стран субрегиона, ведутся кустарным способом.
  • Только в ДРК сложилась современная цветная металлургия на базе местных месторождений меди и олова. Здесь создан полный цикл производства: от добычи до выплавки высококачественных металлов.

  • Важным биологическим ресурсом субрегиона являются леса. Ими занято более 50% территории Габона, Конго и ДРК.
  • Значителен гидроэнергопотенциал рек Конго, Шари и др.






Восточная Африка

  • По уровню развития страны субрегиона можно разделить на две группы: слаборазвитые, неблагополучные в экономическом отношении северные и среднеразвитые, с более устойчивой экономикой южные.
  • В целом из десяти беднейших стран мира пять находится в Восточной Африке.



Бушмены вели бродячий образ жизни и занимались охотой и собирательством. Традиционная пища - дичь, съедобные коренья, личинки муравьев

Жилище – это шалаш или навес из веток и травы. Жилище же современного бушмена - в недавнем прошлом армейская палатка





Южная Африка

  • В состав Южной Африки входит 5 независимых государств и несколько колоний - заморских департаментов Франции.
  • Самое крупное государство - Южно-Африканская Республика (1221 тыс. км²); самое маленькое - Свазиленд (17,4 км²).
  • Экономика в странах Южной Африки находится на более высоком уровне развития, чем в большинстве других стран, лежащих к югу от Сахары. Такое относительное экономическое благополучие обеспечивается огромным ресурсным потенциалом.
  • Южная Африка богата запасами минерального сырья. Здесь расположены крупные месторождения алмазов, золота, платины и редких металлов, урановых и железо-марганцевых руд, различных цветных металлов (меди, олова, цинка, свинца, вольфрама и др.).





Двойственность экономики ЮАР

Черты развитой страны

Черты развивающейся страны


Закрепление изученного

  • Какие факты свидетельствуют об экономической отсталости стран Африки?
  • В чем заключаются типичные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства африканских стран?
  • Что такое монотоварная специализация?
  • Где расположены главные промышленные районы этих стран?
  • Какие отрасли обрабатывающей промышленности получили в странах Африки наибольшее развитие?
  • Какой тип сельского хозяйства преобладает в этих странах?
  • По каким экспортным с/х культурам она занимает ведущее место в мировом производстве?
  • Можно ли говорить, что Африка имеет общую африканскую транспортную сеть?
  • Почему большинство железных дорог Африки имеет характер линий проникновения?

Тема урока: Общая характеристика Африки. Учитель географии высшей квалификационной категории.

Цель урока:

обучающая –

    изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,

    выяснить историю развития стран Африки,

    оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,

    составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения и уровень развития Африканского континента;

развивающая

    развивать умение работать с картами и статистическими материалами,

    отрабатывать умение решать проблемные задачи,

    формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,

    способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала (технология «Создание проблемной ситуации»).

Оборудование: политическая карта мира, атлас, политическая карта Африки, презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

    Оргмомент.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

II. Актуализация знаний и определение темы урока.

Учитель: мы уже изучили 4 региона. Вспомните, какие?

(предполагаемый ответ: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Северную Америку, Латинскую Америку.)

Учитель:

Впереди нас ожидает еще много интересного, еще не изучены 2 региона.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, и вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр фрагмента)

Учитель:

1.Это регион, расположен к югу от Средиземного и Красного морей. С уникальной по красоте природой и уникальными видами животных.

2. По просторам региона протекает одна из величайших рек в мире. Даже сегодня, во время технического прогресса, она поражает своей красотой и величием.

3. Заснеженные вершины вулканов сияют своим великолепием прямо перед экватором.

4. Регион считают местом появления человека, здесь же нашли остатки по предположениям первого человека.

5. Центр работорговли и колониальной зависимости XV-XIX веков.

6. По сей день является самым отсталым регионом мира?

(мы будем изучать регион Африка).

Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: Общая характеристика Африки).

Итак, запишем в карте урока тему: «Общая характеристика Африки» (запись темы.)

III .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 23, 24. Р/Т стр. все задания.

Дополнительное задание по желанию. Составить кроссворд по теме урока.

VI .ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

План урока.

1.ЭГПи ПГП Африки.

2.Природно-ресурсный потенциал региона.

3.Население.

4.Хозяйство региона - изучить самостоятельно

Учитель: Исходя из плана урока сформулируйте цели и задачи урока.

Цель: изучить экономико-географические особенности африканского региона.

Задачи:

1. Ознакомиться с особенностями ЭГП и ПГП Африки.

2. Дать оценку природно-ресурсному потенциалу региона.

3. Изучение населения и хозяйства региона.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Задание№1.

Составьте визитную карточку Африки. Используя текст учебника § 23, карты атласа.

Площадь материка- S =_____________________________;

Имеет выход в моря и океаны___________________________________________________________

__________________________________________________________________

На территории региона____________________государств;

Монархии: 1. ________________________________________;

2.________________________________________;

3._________________________________________;

Остальные государства республики(какие?) _________________________.

По форме территориального устройства:

Унитарные государства-большинство.

Федеративные:

1._______________________________________;

2._______________________________________ ;

3.________________________________________;

4_________________________________________;

Задание №2 Карта урока.

Особенности ЭГП Африки . Учитель организует работу в парах.

Используя план, текст учебника § 23 и географические карты атласа, дайте оценку географического положения Африки. Ответы запишите в таблицу.

План:

1.Положение по отношению к соседним регионам.

2.Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.

3.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

4.Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.

5.Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

Особенности ЭГП

Оценка для развития экономики

5.Вывод:

Дополнения учителя

Страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега, удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры) Чад, Замбия, Ботсвана и тд.

Особенности государственных границ - условны.

40% границ - не демаркированы

44% - по параллелям и меридианам

30% - по дугообразным и кривым линиям

26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами.

Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)

Учитель: выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?

Предполагаемые ответы учащихся : в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Дополнение учителя.

В) ПГП: все государства Республики, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.

Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:

Дополнительная информация в карте урока

АфБР - Африканский банк развития

ВАС - Восточноафриканское сообщество.

ЭКОЗАГ - экономическое сообщество западноафриканских государств

СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией

ОАЕ - организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году), оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.

2.Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Учитель: Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайды):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов.

Работу выполним в карте урока.

Задание №3

Используя карты атласа, проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья.

Страны, бедные минеральным сырьем.

Какими ещё ресурсами богата Африка? Перечислите.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Вам на работу 3 минуты.

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона.

Объяснение учителя:

Э тнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.

Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.

В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.

Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.

Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км2,это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км2, а в пустыне – 1)

Урбанизация по карте «Население» , крупные агломерации

В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.

Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.

Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет

Вывод : с демографическим взрывом в Африке связаны проблемы (экологические проблемы, избыток детей по отношению к трудоспособному населению, проблема занятости, проблема здоровья, «городской взрыв».

Но, несмотря на масштабы «городского взрыва», 2/3 африканцев еще живет в сельской местности.

Подведем итог : О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Задание №4 Закрепление.

Вставьте вместо многоточий слова характеризующие особенности населения Африки.

Для населения Африки характерны:

Самые ……. …………………показатели и темпы воспроизводства,

Самая …………………..........доля детей,

Самый ……………………… этнический состав,

Самый ……………………… уровень урбанизации,

Самые …………………………темпы урбанизации,

Самый ……………………… уровень грамотности и продолжительности жизни в сравнении с другими регионами мира.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке.

Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?

Итог урока: -Какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока?

Как вы считаете мы их выполнили?

Рефлексия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Общие черты исторического развития (сообщение учащегося)

Исторический путь большей части африканских государств прошел через три этапа:

1) Европейская колонизация.

2) Национально-освободительные движения.

Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной - они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.

Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.

Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)

Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.

Презентация на тему «Африка» - прекрасное пособие для показа на уроке географии в 10 - 11 классе. На учебном занятии предполагается общее знакомство с особенностями географического положения континента, овладение умением работать с различными картами. Тема урока раскрывается на 16 слайдах. Работу можно скачать бесплатно для всех, кто готовит тематическое занятие или собирается отвечать домашнее задание на следующем уроке или зачете, экзамене.

Мультимедийная разработка знакомит старшеклассников с африканским континентом. Дети узнают особенности климата и жизни людей в Африке. Африканский континент отличается знойным климатом. Часть земель занимают пустыни. В этой работе рассказывается о том, как находить географическое положение по данному плану. Старшеклассники испытают свои умения в определении координат, после чего будут использовать различные способы записи географических точек. На этом же уроке предлагается рассмотреть несколько видов карт, повторить определение меридианов, параллелей, экватора.

Выполняя практическую работу, школьники определят крайние точки материка, повторят климатические пояса, назовут все моря и океаны, омывающие Африку. Одинадцатиклассники самостоятельно отметят эти объекты на контурной карте.



Образование в Канаде – презентация Презентация рассказывает об особенностях системы образования в Канаде. Материал будет интересен тем, кто изучает страну на уроках географии в 10 - 11 классе или тем,...Страны Африки – презентация Презентация представляет проектную работу ученицы на тему «Страны Африки». Показ электронной разработки будет подходящим на уроке по географии в качестве дополнительного материала. Учащимся будет интересно...Население Африки – презентация Презентация знакомит учеников на уроке географии со сведениями о населении Африки, а также классифицирует познания о религиозном, расовом, языковом составе населения африканского континента. На первых...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»