Нецелевое использование денежных средств ук рф. Особенности поддержания государственного обвинения по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к статье 285.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285.1 и 285.2 УК, помимо соответствующей закону деятельности властного публичного аппарата, посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, и на принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. ст. 1, 28, 38 БК).

2. Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В РФ существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты ().

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления представлена действием - расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Расходование бюджетных средств - это процедура финансирования, технически осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права (ст. 219 БК). Санкционирование денежного обязательства осуществляется органом, обеспечивающим кассовое обслуживание исполнения бюджета (Федеральное казначейство и его органы на местах, а при определенных бюджетным законодательством условиях - финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления), после проверки соответствия заявки на кассовый расход и иных представленных получателем бюджетных средств документов (так называемые "документы-основания", например те или иные договоры) действующим кодам бюджетной классификации, установленным предельным размерам авансовых платежей, остаткам соответствующих лимитов бюджетных обязательств и проч. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета установлен Приказом Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. Оно осуществляется в форме разрешительной надписи (акцепта), производимой уполномоченным работником органа, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджета. Следовательно, расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: 1) принятие получателем бюджетных средств бюджетного обязательства путем заключения соответствующего договора, контракта; 2) подтверждение и санкционирование оплаты денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при решении вопроса о моменте окончания анализируемого преступления.

4. Нецелевым согласно диспозиции комментируемой статьи является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходов и расходов; д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств (см. ст. 6 БК и письмо Министерства финансов РФ от 9 сентября 2008 г.).

В общем виде формы расходов бюджетов, т.е. цели, на финансирование которых могут направляться бюджетные средства, действующим законодательством классифицированы на разделы и подразделы, единые для всех бюджетов бюджетной системы России. Это, например, общегосударственные вопросы (судебная система, фундаментальные исследования и проч.), национальная оборона (мобилизационная подготовка экономики, ядерно-оружейный комплекс), жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. (ст. 21 БК). Бюджет соответствующего уровня, предусматривающий величину расходования бюджетных средств и цели, на финансирование которых они направляются (ст. 184.1 БК), принимается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период в порядке, установленном разделом VII БК.

Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи. Это документ, который составляется и ведется главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам. В ней устанавливается распределение бюджетных ассигнований между нижестоящими распорядителями и получателями бюджетных средств; ее показатели доводятся до получателей до начала соответствующего финансового года (ст. 219.1 БК).

Уведомление о бюджетных ассигнованиях ранее являлось формой доведения показателей сводной бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно служило отправной точкой при самостоятельной разработке каждым получателем бюджетных средств сметы доходов и расходов (ст. ст. 220 - 221 БК в редакции до принятия Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ). Действующее законодательство, хотя и сохраняет само понятие уведомления о бюджетных ассигнованиях в контексте отдельных фактически ненаказуемых бюджетных правонарушений (см. ст. ст. 283, 294, 296 БК), не предусматривает, что показатели бюджетной росписи доводятся до получателей именно в такой форме (ч. 5 ст. 217 и ч. 2 ст. 219.1 БК). В настоящее время доведение показателей бюджетной росписи до получателей бюджетных средств осуществляется в форме уведомлений о лимитах бюджетных обязательств и предельных объемах финансирования.

Сведения о целях и объемах расходования бюджетных средств непосредственно каждым учреждением, государственным органом, органом местного самоуправления содержатся в бюджетной смете (ст. ст. 161 и 221 БК РФ), которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основе общих требований, предусмотренных Приказом Министерства финансов РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений".

5. Конкретными проявлениями нецелевого расходования бюджетных средств являются финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов, ошибочно включенных в смету, когда она не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях и иным документам, указанным выше; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

6. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.

7. От административного правонарушения, предусмотренного , данное преступление отличается, во-первых, крупным размером, а во-вторых, тем, что оно не может быть совершено юридическим лицом. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

8. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.

9. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285) получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (см. комментарий к ст. 201 УК), имеющих право на получение, например, субвенций из бюджета, не являются субъектом рассматриваемого преступления.

10. Поскольку при отсутствии разрешительной надписи расходование средств состояться не может, совершение оконченного преступления мыслимо лишь в случае ошибки либо халатности, допущенных при подтверждении денежного обязательства должностными лицами органа, исполняющего бюджет. В тех же случаях, когда должностные лица исполняющего бюджет органа, при отсутствии оснований для расходования бюджетных средств, умышленно и согласованно с должностным лицом получателя осуществляют разрешительную надпись, они должны нести ответственность за пособничество в совершении рассматриваемого преступления. В теоретически мыслимой ситуации умышленного совершения должностным лицом исполняющего бюджет органа разрешительной надписи при отсутствии признаков соучастия в анализируемом преступлении оно должно отвечать по ст. 285 УК.

11. Нецелевое расходование бюджетных средств считается совершенным группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 285.1 УК), если в его совершении участвовали два или более должностных лица получателя бюджетных средств, имея о том предварительную договоренность (например, директор и главный бухгалтер государственного учреждения). Сама специфика расходования бюджетных средств такова, что единоличное совершение рассматриваемого преступления маловероятно. Так, в силу п. 3 уже упоминавшегося Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств заявка на кассовый расход подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными уполномоченными руководителем получателя бюджетных средств лицами.

12. Особо крупным размером (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК) признается сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

13. Не может квалифицироваться как нецелевое расходование бюджетных средств размещение бюджетных средств на банковских депозитах и передача их в доверительное управление с нарушением правил, установленных бюджетным законодательством, а равно нецелевое использование должностными лицами Министерства финансов РФ или Центрального банка средств Фонда национального благосостояния. При наличии к тому оснований содеянное следует квалифицировать как превышение должностных полномочий (см. комментарий к ст. 286). В случае нецелевого использования средств Фонда национального благосостояния сотрудниками специализированных финансовых организаций () они привлекаются к уголовной ответственности по ст. 201 УК (см. комментарий к ней). Если расходование бюджетных средств явилось способом безвозмездного противоправного обращения их в пользу виновного или других лиц, содеянное следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств по ч. 4 ст. 159 или ч. 4 ст. 160 УК (см. комментарий к ним).

Объектом преступления является нормальная деятельность органов государственной власти в лице бюджетных органов, отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст. ст. 1, 38 БК РФ).

Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, на нужды, не содержащиеся в бюджетной росписи и не включенные в смету расходов и доходов.

Основной формой подтверждения является разрешительная надпись, которая осуществляется после завершения финансовой проверки на предмет соответствия выполненных проверяемым субъектом платежных и иных документов утвержденным федеральным органом лимитированным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений. Расходование бюджетных средств проходит три обязательных этапа: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета, что означает момент окончания комментируемого состава преступления. 3. Нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ) является их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Правовым основанием получения бюджетных средств является обязательное наличие: а) утвержденного бюджета соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомления о бюджетных ассигнованиях; г) сметы доходов и расходов; д) иного правового основания их получения.

Расходование денежных средств состоит из трех основных этапов : 1) утверждение сводной бюджетной росписи и доведение ее показателей до всех нижестоящих получателей бюджетных средств; 2) составление получателем сметы доходов и расходов и ее утверждение вышестоящим органом; 3) наличие обязанности (бюджетное обязательство) по расходованию денежных средств бюджета и их использование согласно бюджетной росписи и утвержденной смете.

Преступление считается оконченным с момента незаконного, вопреки уведомлению об ассигнованиях и утвержденной смете, списания бюджетных средств со счета в крупном размере. Крупным размером согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ является сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей.


Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, где виновный осознает общественную опасность совершаемого им незаконного, вопреки бюджетным документам (уведомление о бюджетных ассигнованиях, смета расходов) нецелевого расходования бюджетных средств в крупном размере и желает этого. 7. Субъект данного преступления специальный . Это обязательно должностное лицо (более подробно изложено в параграфе 1 данной главы) и сотрудник, занимающий соответствующую должность и работающий непосредственно в органе распорядителя бюджетных средств. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору. При этом важное значение имеет участие в данном преступлении двух и более должностных лиц, представляющих интересы получателя бюджетных средств. Особо крупным размером признается незаконно израсходованная сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. рублей.

Размещение бюджетных денежных средств на банковских счетах либо передача их на правах доверительного управления не содержит признаков комментируемого состава преступления.

Новая редакция Ст. 285.1 УК РФ

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 285.1 УК РФ

1. Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 285.1 и ст. 285.2, состоит в том, что в результате их совершения нарушается не только нормальное функционирование государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, но и подрываются основы бюджетного (ст. 285.1) и внебюджетного (ст. 285.2) финансирования. Расходование бюджетных (внебюджетных) средств не по назначению создает условия для совершения хищений, экономических и других преступлений.

2. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На основе консолидированного бюджета РФ определяются принципы государственного регулирования экономического и социального развития РФ.

2.1. В качестве одного из принципов бюджетной системы РФ ст. 38 БК закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

2.2. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет административную либо уголовную ответственность должностных лиц, являющихся получателями бюджетных средств (ст. 289 БК).

3. Основным объектом посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок использования должностными лицами, являющимися получателями бюджетных средств, соответствующих финансовых ресурсов в строгом соответствии с целями, для которых они предназначены. Факультативный объект - интересы физических и юридических лиц, являющихся адресатами средств.

4. Предметом преступного посягательства являются целевые бюджетные средства, расходование которых определено утвержденным бюджетом соответствующего уровня, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо другими документами, закрепляющими правовые основания получения указанных средств. Они могут быть предназначены для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, выделяться для обеспечения охраны окружающей среды, охраны и воспроизведения природных ресурсов и т.п.

4.1. Формами бюджетного финансирования могут быть: а) дотации - это вид денежной помощи, которая предоставляется, как правило, убыточным предприятиям со стороны государства с целью покрытия затрат, которые не покрываются выручкой от реализации произведенной продукции, т.е. предприятиям, плановые затраты на производство продукции или оказание услуг в которых превышают доходы от реализации произведенной продукции и оказанных услуг; б) субсидии - это финансовая поддержка, помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу без каких-либо конкретных условий и независимо от финансового состояния субъектов, которым она предоставляется (как правило, субсидии предоставляются для стимулирования определенной деятельности или производства определенной продукции, поддержания предпринимательской и иной экономической деятельности вообще); в) субвенции - это помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу для финансирования определенных конкретных программ, проектов, которые одобряются субъектами, предоставляющими помощь (в отличие от дотации и субсидии субвенция подлежит возврату в случае использования данной помощи не по ее целевому назначению); г) бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью, выделяемые получателю или распорядителю бюджетных средств; д) бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Последняя из указанных выше форм не является предметом рассматриваемого преступного посягательства. Привлечение к УО за нецелевое использование государственного кредита осуществляется по ч. 2 ст. 176.

5. Объективная сторона характеризуется действием и выражается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

5.1. Диспозиция статьи является бланкетной. Для уяснения содержания основных признаков объективной стороны необходимо обратиться к бюджетному законодательству РФ. Так, права и обязанности получателей бюджетных средств изложены в ст. 163 БК.

Они имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Вместе с тем получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

5.2. Под нецелевым расходованием бюджетных средств следует понимать незаконное использование, употребление, трату соответствующих финансовых ресурсов (денежных средств) не по их прямому назначению. Формы нецелевого использования бюджетных средств могут быть различные: финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных вообще статьями расходов утвержденного бюджета; финансирование одних статей расходов бюджета за счет других статей, на которые должны быть использованы выделенные бюджетные средства (например, финансирование производства вместо выплаты заработной платы либо, наоборот, использование выделенных на выплату заработной платы дотаций на приобретение сырья, оборудования и т.п.) и др.

5.3. Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц (ст. 227 БК).

5.4. Обязательным признаком объективной стороны основного состава преступления, предусмотренного коммент. статьей, является крупный размер израсходованных не по целевому назначению бюджетных средств. Согласно примечанию к ст. 285.1 крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Нецелевое расходование бюджетных средств в меньшем размере влечет административную ответственность по ст. 15.14 КоАП.

5.5. По законодательной конструкции состав преступления является формальным. Преступление окончено (составом) в момент фактического нецелевого израсходования бюджетных средств в крупном размере.

6. Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, он расходует их не по назначению, и желает этого. Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления и не влияют на квалификацию деяния, хотя и могут быть учтены при назначении наказания.

7. Субъект преступного посягательства специальный - должностное лицо получателя бюджетных средств. Под получателем бюджетных средств следует понимать бюджетное учреждение или иную организацию, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

7.1. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (в том числе руководящие работники государственных предприятий), за нецелевое расходование бюджетных средств могут быть привлечены к УО по ст. 201. Однако (в отличие от ст. 285.1) для наличия состава указанного преступления необходимо установить цель (извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда и др.) и причинение существенного вреда (ч. 1) или тяжких последствий (ч. 2). Возможна также УО данной категории лиц по специальной норме (ч. 2 ст. 176) за незаконное использование не по прямому назначению государственного целевого кредита.

8. Квалифицированные виды преступления состоят в его совершении: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

8.1. Деяние признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если в нем участвовали два и более должностных лица получателя (получателей) бюджетных средств, заранее договорившиеся о совместном выполнении данного деяния.

8.2. Нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере считается состоявшимся, если сумма указанных средств превысила 7 млн. 500 тыс. руб.

9. Деяния, закрепленные в основном составе преступления, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а в квалифицированном - к преступлениям средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона представлена действием - расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Расходование бюджетных средств - это процедура финансирования, технически осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). Соответственно, расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: а) принятие получателем бюджетных средств бюджетного обязательства путем заключения соответствующего договора, контракта; б) подтверждение и санкционирование оплаты денежного обязательства; в) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при решении вопроса о моменте окончания анализируемого преступления.

2. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходов и расходов (бюджетная смета по действующему бюджетному законодательству); д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств.

3. Конкретными проявлениями нецелевого расходования бюджетных средств являются финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

4. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.

5. Субъект преступления специальный - должностное лицо получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Как известно, бюджетные средства, предназначенные для финансового обеспечения государственных и муниципальных функций, выделяются в распоряжение получателей бюджетных ассигнований исключительно для финансирования конкретных целей. Однако законодательно признанное положение о целевом характере бюджетных средств нередко игнорируется при исполнении бюджетов всех уровней. Получившая значительное распространение практика нецелевого расходования бюджетных средств препятствует эффективной деятельности государства и местного самоуправления, ставит под угрозу выполнение национальных проектов и государственных целевых программ и тем самым причиняет существенный ущерб интересам российского народа, общества и государства в целом. В этой связи в современной юридической и общественно-политической литературе открыто признается, что масштабное нецелевое использование бюджетных средств является реальной угрозой для национальной безопасности России. Необходимость противодействия этой угрозе предопределила появление в Уголовном кодексе РФ новой статьи, устанавливающей ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).

Основным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств могут являться интересы личности, общества и государства, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетных средств. Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, является его предмет - бюджетные средства в крупном размере, за исключением тех, которые предоставлены в форме бюджетного кредита, поскольку уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетного кредита наступает по ч. 2 ст. 176 УК РФ. Согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ч. 1 ст. 227 БК РФ). Согласно диспозиции ч. 1 ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств является нецелевым, если бюджетные средства израсходованы на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определяются следующими утвержденными документами:

а) бюджет - основной финансовый план соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации) или в форме решения представительного органа местного самоуправления;

б) бюджетная роспись, т.е. документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 6 БК РФ);

в) уведомление о бюджетных ассигнованиях, т.е. документ, в форме которого орган, исполняющий бюджет, доводит показатели бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 220 БК РФ);

г) смета доходов и расходов, т.е. план доходов и расходов бюджетного учреждения (ст. 221 БК РФ);

д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, - таковым может быть соглашение о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, нормативный акт органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления.

Таким образом, нецелевое расходование бюджетных средств - это осуществление платежа (списание бюджетных средств со счета бюджета в пользу физических и юридических лиц) на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных средств.

Провозглашая принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ), законодатель в отдельных случаях предоставляет получателям бюджетных средств возможность использования бюджетных ассигнований на цели, не соответствующие условиям их получения. Так, согласно ст. 237 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Такое нецелевое использование бюджетных средств осуществляется на основании закона и преследует цель минимизировать негативные последствия задержки финансирования из бюджета или недофинансирования бюджетных учреждений. Иными словами, при наличии оснований, предусмотренных ст. 237 Бюджетного кодекса РФ, нецелевое использование бюджетных средств следует признавать правомерным.

Представляется, что нецелевое использование бюджетных средств, признанное правомерным, не может иметь уголовно-правового значения и не подлежит квалификации по ст. 285.1 УК РФ. Субъект нецелевого расходования бюджетных средств является специальным. Согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ таковым является должностное лицо получателя бюджетных средств. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, может являться лишь то должностное лицо получателя бюджетных средств, на которое возложена персональная ответственность за выполнение юридической обязанности по целевому расходованию бюджетных ассигнований. Если же должностное лицо получателя бюджетных средств не уполномочено принимать решения о расходовании бюджетных ассигнований, а, соответственно, не ответственно за их целевое использование, то такое лицо не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

К числу должностных лиц получателя бюджетных ассигнований, уполномоченных принимать решения о расходовании бюджетных средств и несущих персональную ответственность за их целевое использование, как правило, относятся руководитель учреждения или организации, его заместители, главный бухгалтер. Следовательно, указанные должностные лица получателя бюджетных средств и являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Совершая преступление, предусмотренное ст. 285.1 УК РФ, субъект должен осознавать общественную опасность нецелевого расходования бюджетных средств и желать совершить указанные действия.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств дифференцирована посредством установления в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ двух квалифицированных составов этого преступления:

  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. В судебной практике подчеркивается, что преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору в случае участия в его совершении, как минимум, двух соисполнителей <2>. Соответственно, нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору, имеет место, если в преступлении участвовали два или более исполнителя, обладающих признаками специального субъекта этого преступления.

Самостоятельным квалифицированным составом нецелевого расходования бюджетных средств является "то же деяние, совершенное в особо крупном размере" (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). Однако согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ особо крупным размером в этой статье признается сумма бюджетных средств, превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей, то есть признак предмета нецелевого расходования бюджетных средств. Мы уже обращали внимание на это противоречие и пришли к выводу, что в ст. 285.1 УК РФ размер характеризует не объективную сторону, а предмет соответствующего преступления. Это означает, что в основу выделения рассматриваемого квалифицированного состава нецелевого расходования бюджетных средств положен квалифицирующий признак, характеризующий предмет этого преступления.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»