Биография даля.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Транскрипт

1 ЛЕКСИКОГРАФИЯ И ТРУДЫ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ Искалиева А.Р. г. Уральск Размышляя о подлинной интеллигентности, говорят: «Комната русского интеллигентного человека это стол, стул и Даль...» К сожалению, долгое время имя В. Даля ассоциировалось у меня, главным образом, с известным словарем и несколькими книгами на нашей библиотечной полке. И какое восхищение и гордость вызвал у меня этот удивительный человек, когда я познакомилась с его творчеством поближе! Обращаясь к творческому наследию В.И. Даля, необходимо познакомиться с основными вехами жизненного пути этого замечательного деятеля русской культуры. Ведь именно судьба, которую в энциклопедических справочниках называют биографией, оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения человека, его взглядов, накладывает неизгладимый отпечаток на творчество. Говоря о проблеме изучения творческого наследия В.И.Даля, нельзя не коснуться анализа школьных программ и учебника по русскому языку для массовой общеобразовательной школы. Несомненно, программы дошкольных учреждений и начальной школы обеспечивают восприятие творческого наследия В.И.Даля, но изучение его наследия и знакомство с личностью талантливого и замечательного человека осуществляется в 5-6 классах средней школы. Авторы программы уже в 5 классе при изучении раздела «Лексика» знакомят учащегося с личностью В.И.Даля и его творческим наследием. Раздел «Лексика» представлен следующими темами: «Словарное богатство русского языка», «Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы», «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении», «Архаизмы», «Неологизмы», «Заимствованные слова», «Фразеологизмы». Уже при изучении первой темы раздела «Лексика» целесообразно обратить внимание учащегося на самый большой 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» и, заглянув в историю отечественной лексикографии, познакомить детей с 4-

2 томным «Толковым словарем живого великорусского языка» (последнее издание словаря относится к 1998 году, выпущен в Москве, издательством «Русский язык»), который представляет прежде всего огромную ценность для изучения и распространения русской культуры. Следующий урок в 5 классе посвящен лексическому значению слова, то есть каждому ребенку предоставляется практическая возможность работы с толковыми словарями. Учитель знакомит детей со способами расположения слов в словаре, со строением словарной статьи. И снова «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля обращает на себя внимание школьников рядом особенностей: 1. способ расположения слов в словаре В.И.Даля не алфавитный и не корнесловный (гнездовой), а средний: слова одного корня группируются в гнезда, а во главе такой группы «одногнездков» выставляется глагол или имя. Выбранный способ расположения слов, по мнению В.И.Даля, способствует пости-жению духа языка и раскрывает законы его словообразования; 2. толкование слова В.И.Даль дает не при помощи развернутого определения, а путем подбора к слову группы синонимов и слов, более или менее сходных по значению; 3. в качестве иллюстративного материала В.И.Даль использует пословицы и поговорки, краткие авторские изречения. Таким образом, практическая работа учащегося с толковыми словарями, во-первых, формирует навык практического использования словарей, во-вторых, составит представление о «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля как об уника-льном словаре с точки зрения структуры и с точки зрения его огромного культурологического значения. Жизнь любого человека, а тем более личности творческой, неординарной, всегда уникальна. В ней соткано унаследованное от родителей и достигнутое собственным трудом, соединены горести и радости, успех и неудачи. Жизнь такого талантливого человека, как В. Даль своего рода многостраничная книга, перелистывая которую, мы приближаемся к постижению загадки гениальности этого великого русского человека. На самом деле В. Даль прожил не одну жизнь. Он был прекрасным морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросо-вестным государственным чиновником и популярным писателем, и, конечно

3 же, выдающимся лексикографом. Все, чем приходилось заниматься В. Далю, отмечено Божьим даром, но самое главное, что он был кристально честным и порядочным человеком, заботливым сыном, мужем и отцом, верным другом, защитником обездоленных и несчастных. Теперь познакомимся с важнейшими этапами жизни В. Даля. В. Даль родился в г.луганске 10 ноября 1801 года в семье врача. Его отец, Иоганн Даль, датчанин, был очень образованным человеком, знал много языков. Еще Екатерина Вторая пригласила его в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Иоганн Даль положительно ответил на это предложение и остался в России. Мать В. Даля была немкой, очень образованной женщиной. Вместе с мужем они создали настоящую русскую семью. Получив в Германии профессию врача (он считал, что в этой должности принесет больше пользы России), Иоганн снова возвращается в Россию и больше ее уже не покидает. В. Далю повезло родиться в семье очень образованных, интеллигентных и порядочных родителей. Своему первенцу они дали старинное русское имя Владимир. Парадокс, но в это время, когда в русских по происхождению семьях говорили исключительно на французском языке, в семье, созданной датчанином и немкой, звучала только русская речь. Однажды бабушка Володи спросила, не хочет ли он, как она, стать переводчиком? Мальчик ответил: «не хочу все время искать слова». Кто мог тогда подумать, что поиск слов станет главным делом его жизни? Семье Далей приходилось переезжать неугомонный лекарь Иоганн Даль, защитник обездоленных, раздражал местное начальство. Он постоянно говорил детям: «Гордитесь тем, что вы русские!». В 13 лет Владимир поступает в Санкт-Петербург, в Морской корпус. Учеба там была нелегкой иностранные языки, математика, точные науки. В корпусе практиковались унижения, битье, порка провинившихся. Самыми счастливыми днями были выходы в море. После окончания корпуса в 1819 году Владимир едет домой. Дорога была очень долгой, и именно здесь он услышал для словаря первое слово, произнесенное ямщиком замолаживать, что означало пасмурнеть. То есть можно предположить, что именно с этого дня начал создаваться знаменитый словарь Даля. В 1832 году Даль врач-ординатор в Санкт-Петербургском военном госпитале. По отзывам коллег и пациентов это был

4 настоящий целитель, профессионал, трудяга, и самое главное добрый и сопереживающий больным врач. Есть что-то общее в профессии врача и литератора, возможно, обращенность к людям. Мы знаем немало примеров сочетания этих дарований (Чехов, Вересаев, современные Ю. Крелин и Дм. Притулла, М. Чулаки) Владимира Даля можно смело поставить в этот ряд первым! В те времена не существовало наркоза, и успех операции зависел от мастерства и быстроты хирурга. Больные часто погибали от болевого шока. Быстрее, удачнее всех в госпитале оперировал В. Даль. И здесь он не прекращал работу над словарем. Даль записывает со слов раненных поговорки и прибаутки, число которых увеличивается с огромной быстротой. В это время он начал писать свои первые сказки. Он подчеркивал всегда, что не сказки ему нужны, а русское слово. Первая значительная книга начинающего писателя сборник «Русские сказки» вышла в 1832 году под псевдонимом Казак Луганский. К своему первому сборнику Даль написал очень доброе, проникновенное предисловие: «Люди добрые, старые и малые, ребятишки на деревянных кониках, старички с клюками, девушки... Идите, стар и млад, слушать сказки чудные и прихотливые!» После выхода «Сказок...», которые были восторженно встречены в литературных кругах, у Даля начались неприятности. Тираж книги был изъят по доносу недобро-желателей. В тайной полиции раскрыли подоплеку сказок Даля, в которых говорилось о превосходстве простого народа над жуликоватыми чиновниками, дармоедами и бездельниками. В работе по сбору материала для «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, кроме автора, принимали участие многие чиновники, друзья В.И.Даля. Собранный лексический материал В. И. Даль расположил по системе гнездования слов, хотя эта система часто нарушалась самим составителем По причине богатого энциклопедического материала, содержащегося в словаре В.И.Даля, «Толковый словарь живого великорусского языка» сочетает в себе признаки языкового и энциклопедического словарей. Словарь задуман В.И Далем как словарь тезаурусного типа, однако он не может быть отнесен к типу чисто описательных, регистрирующих словарей в нем отчетливо проявляются и признаки нормативного словаря, что находит отражение, в частности, в отборе

5 и способах описания заимствованных слов и выражений, исключении грубой и нецензурной лексики, наличии прямых регламентирующих помет. «Толковый словарь живого великорусского языка» является одновременно и словарем-справочником по самым разным отраслям знаний по русскому языку, диалектологии, этнографии, истории и культуре Одной из особенностей словаря В. И. Даля является его дидактическая направленность. «Толковый словарь живого великорусского языка» сочетает в себе признаки словаря для научных целей и практического пособия. Словарь является ценным источником для научных исследований не только в лингвистике, но и в этнографии, фольклористике, истории, культурологии и других отраслях науки, при этом особую ценность представляют материалы словаря для исследований в области фразеологии, диалектологии, этимологии, истории русского языка. Еще одна отличительная особенность словаря В. И. Даля его богатейший фразеологический материал. В разных словарных статьях В. И. Даль поместил около тридцати тысяч пословиц. Методически грамотно организованная практическая работа со словарями на уроке русского языка обеспечит успешное усвоение последующих тем в разделе «Лексика», особое место в котором следует уделить теме «Фразеологизмы». Так как большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный самобытный характер русского языка, то, продолжая разговор о народном речевом творчестве, уместно сообщить, школьникам о словаре «Пословицы русского народа». Учащиеся старших классов могут продолжить изучение творческого наследия В.И.Даля, если учителя русского языка в 10 и 11 классах общеобразовательной школы изберут такие спецкурсы, как «Стилистика» или «Культура речи» по авторским программам. Таким образом, изучение творческого наследия В.И.Даля в школе обеспечивает не только лингвистический, но и мировоз-зренческий, культурологический аспект изучения русского языка. С 1861 по 1862 годы В. И. Даль создал отдельный сборник, в который включил значительную часть собранных им за многие годы фразеологизмов, частично вошедших и в «Толковый словарь». Сборник «Пословицы русского народа» построен по тематическому принципу, весь его материал разделен на 180 тематических групп.

6 В 1833 году даль переехал в Оренбург, где состоял чиновником для особых поручений при военном губернаторе. Там он был послан на землю уральских казаков для изучения ситуации в связи с угрозой казачьих бунтов. Далю нравилась его новая служба. Он объезжал на коне огромную территорию, знакомился с разными людьми, продолжал собирать материал для словаря. Именно в этих местах Даль познакомился с Пушкиным. Встречи с Пушкиным занимают особенную станицу в жизни В. Даля. Об этом нужно сказать отдельно. Несмотря на краткость их общения, эти отношения можно смело назвать дружбой. Даль мечтал познакомиться с любимым поэтом, показать ему свои сказки. Именно после знакомства с Пушкиным Даль вошел в литературную элиту России. Еще одна встреча с Пушкиным произошла вблизи Оренбурга. Поэт проехал тысячи верст, чтобы познакомиться с местами, которые он собирался описать в «Истории Пугачевского бунта». Даль провел с Пушкиным несколько дней. Они не расставались ни на минуту и стали близкими друзьями. Он закрыл Пушкину глаза, вскрывал тело и писал заключение о причине смерти. Вдова подарила ему перстень, который Пушкин считал своим талисманом. И тот самый сюртук, в котором Пушкин впервые показался ему перед Далем. Пушкин назвал этот сюртук «выползина», словом, подаренным ему Далем (шкурка, которую сбрасывает змея). Даль тяжело переживал смерть Пушкина, и как врач, постоянно думал о том, можно ли было его спасти. Всю свою жизнь Даль оставался известным литератором. В годы XIX века его рассказы печатались в журналах: «Современник», «Москвитянин». Имела успех и первая большая повесть «Бедовик», опубликованная в 1839 году. Но главной страстью, главным долгом всей жизни оставалась работа над словарем. Служа в канцелярии, Даль организовал сбор слов для своего словаря в масштабах всей России. Письма приходили на листках из тетрадей, порой неграмотные люди разных сословий посылали Далю лексикографу слова и поговорки. Их разбирали специальные писари. В конце концов собрание слов вытеснило своего «соперника» писательство, а затем и государственную службу. В 1859 году семья переезжает в Москву в огромный, неуютный дом на Большой Грузинской. Здесь, в этом доме, и проходил итоговый этап работы над словарем. От перегрузок Даля спасало то, что он, как врач, зная, как поддерживать свои силы, ежедневно гулял по полтора, два часа.

7 В 1860 году Даль выступил на заседании Общества любителей Российской словесности с докладом о своем словаре. К этому времени он был величественным седовласым мужчиной с осанистой белой бородой. Было ему в ту пору 60 лет. Четыре тома словаря выходили с гг. Было решено издать первую половину словаря (Даль при этом чуть не погубил все дело, заявив, что может не успеть закончить все тома). Средств на издание следующих томов не было. Помог высокопоставленный чиновник, который когда-то служил у Даля. Он доложил Александру II о трудностях с изданием, и царь согласился финансировать выход в свет трех томов. В 1863 году словарь Даля был закончен. Русское геогра-фическое общество наградило словарь золотой медалью. Когда Далю шел уже восьмой десяток, к нему обратился знаменитый Третьяков с предложением написать его портрет, который он собирался заказать художнику Перову, сказав: «Потомкам интересно будет посмотреть, каким был известный писатель и составитель словаря». «Потомкам?» - усмехнулся Даль. Разве мог он представить, каким знаменитым будет его имя в России в последующие годы! На портрете старик с белоснежной бородой, взгляд его спокоен, он доделал свое дело, бросаются в глаза великолепно вылепленные руки хирурга. В последние годы жизни Владимир Иванович готовил 2-е издание словаря (пополнял записи слов), много писал для детей. Даль скончался двадцать второго сентября. К этому времени он был уже вдовцом. Незадолго до смерти он принял крещение, объяснив детям свой поступок по-житейски просто: «Хочу лежать с женой на одном кладбище». Но, вероятно, для этого были более глубинные причины. Последнее слово в свой словарь он продиктовал дочери (произнесенное сиделкой) незадолго до смерти. Литературное наследие В. Даля 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Все у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни». Словарь В. Даля уникален. Такого словаря нет ни у одной из славянских народов. Он содержит более слов, из этой книги можно получить сведения о всех сторонах жизни русского народа: о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях. Литература:

8 1. Бессараб М. Владимир Даль. М., Даль В.И. // Отечественная история в 5-ти томах. Т.1. М.,1994. С Порудоминский В. В.И. Даль. М., Алефиренко Н.Ф. Фразеологическая репрезентация христианского мировосприятия (на материале восточнославянских языков) // Мир православия. Вып.2. Сб. научных статей. Волгоград, С Архангельский B.Л. О задачах, объектах, разделах русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Проблемы устойчивости и вариантности фразеологических единиц. Тула: Издво Тульского гос. пед. ин-та, С Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, с.


Объяснительная записка Данная программа составлена на основе программы Е.Н.Тихоновой «Словари как средство познания мира», «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 11 класс», Дрофа, Москва,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 2030» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа 2030 /Н.П.Рябкова / Приказ от 2016 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края ПРИНЯТА: Методическим советом школы Протокол 12 от 20.08.2013

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Общие сведения о языке СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная форма общенародного языка. Русский

1 2 Программа кружка «Занимательный русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2013 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Учебного плана

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена на заседании Согласована с зам.директора Утверждена МО по УР приказом директора Протокол от Филяюшкина

Пояснительная записка. Направленность Данная программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В Ы С Ш Е Г О О Б Р А З О В А Н И Я СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Русская словесность. От слова к словесности» для учащихся 5 класса составлена на основе программы «Русская словесность.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАБИНЕТНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» 6 класс 2016-2017 учебный год

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

Владимир Иванович Даль (1801-1872) писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». В честь своей родины Луганска взял себе псевдоним «Казак Луганский». За свою биографию

115 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова Библиотечно-информационный центр ГБПОУ Колледжа связи 54 им П.М. Вострухина Выставка в читальном зале БИЦ ОП-9 разработала библиотекарь Мочалова В.Н. Выставка

Белорусский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе А. Л. Толстик..2016 г. Регистрационный УД- /уч. Русская лексикография: теория и практика Учебная программа учреждения высшего

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Программа вступительных испытаний по «РУССКОМУ ЯЗЫКУ» для абитуриентов негосударственного

Страница 3 из 6 1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПЫТАНИЯ Цель дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности определить уровень знаний поступающего курса средней (полной) общеобразовательной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (РПА Минюста России) ПРОГРАММА

Урок 1 Русский язык среди других языков Цель: сформировать у школьников представление о многообразии языков в мире; дать учащимся понятие родственных и близкородственных языков; особо обратить внимание

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный

Аннотация к рабочей программе дополнительного образования детей «Родное слово» Рабочая программа дополнительного образования детей «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях

Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения

МИНИСТАРСТВО ПРОСВЕТЕ, НАУКЕ И ТЕХНОЛОШКОГ РАЗВОЈА ДРУШТВО ЗА СТРАНЕ ЈЕЗИКЕ И КЊИЖЕВНОСТИ СРБИЈЕ Републичко такмичење из руског језика за VIII разред основне школе 27. 4. 2014. 1. ДЕО: ПРОВЕРА РАЗУМЕВАЊА

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «К ТАЙНАМ СЛОВА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» для 5-6 классов Разработчик: Светлова И.В. Составлена на основании Рабочей программы внеурочной

Программа вступительного испытания по русскому языку 1. Общие сведения о языке Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная

Аннотация к рабочей программе по по учебному курсу «Русская словесность» 5 класс (по программе Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности». Дрофа, 2009.) Рабочая программа элективного

Класс: 5 Часов в неделю: 6 Всего часов:210 п/п Календарно-тематическое планирование Предмет: русский язык Раздел, тема урока Кол-во часов на тему Практическая часть программы К Р Р Р I триместр 10,6 учебных

Департамент образования города Москвы ГОУ гимназия 1518 Утверждена на научно-методическом Совете Гимназии протокол 1 от 30.08.2013 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЗАГАДКИ

Русская лексикология и обучение русскому языку Эржебет Эва 1. Методика обучения русскому языку как иностранному является педагогической наукой, но связана с лингвистикой и психологией. Данные лингвистики

Список экспонируемой литературы к выставке «Слов золотые россыпи. Владимир Иванович Даль. 215 лет со дня рождения» 1. Азбука природы по В. И. Далю // Экология и жизнь. 2003. N 6. С. 40. 2. А169628 Бессараб,

Составитель Н.А.Нефедова Программа формирования основ словарной культуры: потребности в обращении к справочно-информационным источникам разных типов и овладение базовыми навыками их использования Русский

1. Пояснительная записка. Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых

Порядок проведения экзамена Экзамен по русскому языку проводится в устной форме. Содержание вопросов и уровень требований определяется на основе обязательного минимума федерального государственного образовательного

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Программа по курсу «Занимательная грамматика» Планируемые результаты внеурочной деятельности 4-й класс.34 часа,1 час в неделю «Занимательная ГРАММАТИКА» Личностные результаты эмоциональность;

ОСНОВНЫЕ ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА У отечественных толковых словарей многовековая история. Первыми толковыми словарями считают рукописные словарики XIII и XIV веков, которые прилагались к книгам

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5 9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. М.: Дрофа, 2011г.

1 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Технологическая карта 3 Тема «Слово и его значение» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Слово и его значение (3 часа) Научить распознавать слова с несколькими

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Общие сведения о языке. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная форма

Итоговый отчет по апробации учебника А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература 5 класс» Общие сведения Регион: Костромская область, город Галич Вид общеобразовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Развитие устной и письменной речи» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной

Министерство Образования РБ Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа МАОУ гимназия 93 «Согласовано» Зам директора МАОУ гимназия 93 / Каюмова И. Н. 2013 г «Утверждаю»

Белорусский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе А. Л. Толстик..2016 г. Регистрационный УД- /уч. РУССКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ Учебная программа учреждения высшего образования спецсеминара

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском

Программа дополнительного образования в начальной школе по русскому языку «Секреты русского языка». Пояснительная записка. Программа дополнительного образования (кружка) по русскому языку «Секреты русского

Романовская Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы (МБОУ «СОШ 13») ПРОГРАММА КРУЖКА «ТАЙНЫ СЛОВА» Рабочая программа по кружку «Тайны слова» составлена на основании следующих нормативно-правовых

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Муртазина Ландыш Тагировна старший преподаватель Институт психологии и образования КФУ г. Казань, Республика Татарстан ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ГАЯЗА ИСХАКИ И

9-го апреля 2015 года исполнится 100 лет со дня рождения Натальи Сергеевны Авиловой, которую в Институте русского языка хорошо помнят сотрудники старшего поколения. Она пришла сюда в 1947 году, вскоре

Теоретический минимум по русскому языку за 1 четверть 5 класс 1. Какие стили речи вам известны? 2. Что называется орфограммой? 3. Назовите 2 способа проверки правильности написания безударных гласных в

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.терновка Балашовского района Саратовской области» «Утверждена» «Согласована» «Утверждаю» на МО школы зам. дир по УВР Директор

Исключительны заслуги Владимира Даля в истории русского языка. Его "Толковый словарь живого великорусского языка" и "Словарь пословиц русского языка" до сих пор являются бесценными пособиями в постижении русской культуры, России и русского народа. Признан вклад Владимира Даля и в русскую литературу, но значителен объем забытых и несобранных произведений писателя, о которых не знают даже специалисты. Не изучено его рукописное наследие. Отсутствуют научные издания его произведений. Последнее издание полного собрания сочинений В. Даля вышло в 1897-1898 годах. Недавняя попытка его нового издания под руководством В.Я. Дерягина остановилась со смертью редактора и прекращением деятельности издательства в финансовых неурядицах середины 90-х годов. И главное: наследие Владимира Даля не было предметом текстологического анализа.
Владимир Иванович Даль - незаурядное, во многом недооцененное явление в русской культуре. Все признают Даля выдающимся лексикографом, но в XX веке были и другие выдающиеся достижения - новые, более современные толковые словари. Многие признают Даля талантливым писателем, но его "этнографическое творчество" (а это сказки, повести, рассказы и очерки, солдатские и матросские досуги, картины русского быта) выглядит достаточно скромно среди художественных достижений и открытий великих современников. Между тем, и его труд собирателя, и его филологические разыскания, и его художественное творчество существуют не сами по себе, а в органическом единстве жизненного пути. В их совокупности меняются качество и значение духовного труда подвижника русской культуры. В этом смысле его труд вполне соизмерим с тем, что сделали для России Пушкин и Гоголь, Достоевский и Толстой.
Толковый словарь В. Даля не просто словарь, а непревзойденный словарь русского языка, в котором не только собраны и объяснены слова, систематизированы по корневым гнездам, но и сознательно рассчитан и достигнут особый эффект. Благодаря качественному отбору поясняющих примеров, а это пословицы, поговорки, живая речь русского народа, Словарь Даля имеет еще и выдающееся эстетическое значение: ко всему прочему его Словарь становится еще и художественным произведением, в котором отразилась личность великого русского филолога и писателя, его опыт познания России.
Если мерить значение Даля в русской литературе привычными категориями творчества, то очевидно, что Даль не стремился сочинять занимательные сюжеты и создавать новые литературные характеры. В его произведениях главным событием и действующим лицом становится живое русское слово. Писательский интерес Даля поглощен тем же, чем он был занят в лексикографическом труде, - осознанием Слова, усвоением его духовного смысла. В филологических трудах и художественном творчестве Даля выразился неутомимый интерес к живому русскому слову, его родовым корням, эстетическим и художественным возможностям.
Чистота русской речи, которая восхищала многих современников и потомков писателя, была сознательной установкой творчества и его проникновением в Божественный смысл русской речи, в корневую систему языка, и в этом смысле, конечно же, не случаен, а естествен и логичен результат его изучения русской речи и русского народа - осознанный переход В. Даля в конце жизни из лютеранства в Православие.
Электронное издание Полного собрания сочинений Владимира Даля, выполненное при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 98- 04-12019в), подготовлено на основе текстологического изучения всех редакций его произведений. В результате обследования периодических изданий 20-70-х годов выявлен значительный объем забытых публикаций и рукописей писателя. Набраны все первые публикации произведений Владимира Даля в авторской орфографии и пунктуации. На их основе подготовлены другие редакции его произведений. Проведена многократная корректорская вычитка текстов, составлены своды редакций, дан текстологический анализ всех прижизненных редакций его произведений, подготовлены списки опечаток и вариантов прижизненных редакций.
Издание включает все обнаруженные на данный момент опубликованные и рукописные тексты выдающегося русского лексикографа и писателя, имеет гипертекстовую структуру и будет оснащено прикладными программами для углубленного и разностороннего филологического анализа наследия Владимира Даля.
Все это стало возможным благодаря тому, что с начала 90-х годов в Петрозаводском государственном университете была создана текстологическая группа для подготовки изданий русской классики русской классики (прежде всего Достоевского) в авторской орфографии и пунктуации. Текстологические принципы установления "канонического текста" реализованы в Полном собрании сочинений Достоевского. Начиная с четвертого тома, издание выходит по благословению Святейшего Патриарха.
За время работы над текстологическими проектами Петрозаводский университет издал четыре тома Полного собрания сочинений Достоевского, научное описание личного экземпляра Евангелия 1823 года, которое было подарено ему женами декабристов. С этой книгой он никогда не расставался в течение всей жизни, она всегда была под рукой, по ней он сверял судьбы героев и свою судьбу. Эта великая Книга сыграла главную роль в "перерождении убеждений" недавнего петрашевца. Эти и другие результаты нашей работы можно найти на сервере Philolog.Ru.
Наш опыт электронного издания сочинений Даля неизбежно ставит новую задачу. Чтобы достойно ответить на любовь Владимира Даля к России, к русскому народу и к русскому языку, необходимо издать академическое полное собрание сочинений великого русского писателя и филолога. Мы приглашаем к этому труду всех заинтересованных лиц.

Тема урока: Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль –

Лексикограф и этнограф

Цели:

Образовательные: представить учащимся имя Владимира Ивановича Даля, изучить сведения из жизни ученого, узнать,что представляет собой “Толковый словарь живого великорусского языка”,востребован ли словарь в наше время.

Развивающие: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, совершенствовать навыки работы со словарём, совершенствовать устную и письменную речь, способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому наследию русского языка,гордости за него,потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: здровьесберегающая, компетентностно – ориентированный подход.

Оборудование: презентация жизни и творчества В.И. Даля, “Толковый словарь живого великорусского языка”, пословицы и поговорки, лист мудрости.

Ход урока:

В слове не менее жизни, как и в самом человеке… (В.И.Даль)

В слове проявляется исключительная способность человека

Выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно… (В.И.Даль)

I Организационный момент.

II Актуализация знаний:

Слово учителя о языке как живом организме.

Что вы знаете о необыкновенном человеке В. Дале.?

Чем он прославился?

Обращение к репродукции картины В.Перова “В.И.Даль”

III Объявление темы и совместное целеполагание.

Беседа с учащимися:

Прочитайте тему урока и скажите, какую особенность языка мы рассмотрим.

Прочитайте эпиграфы и подумайте, почему мы сегодня обращаемся к этой теме.

IV Даль – человек энциклопедических знаний.

Краткие сообщения, презентация:

  1. Даль – морской офицер.
  2. Даль - талантливый врач.
  3. Даль – инженер.
  4. Даль – ученый.
  5. Даль – языковед.
  6. Даль – литератор.

V “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля – главный труд его жизни.

Слово учителя о словаре:

  1. Начало работы над словарем. Инсценировка “Разговор Даля с Пушкиным”.
  2. Лубочные картинки и словарь.
  3. Характеристика словаря.
  4. Расположение слов в словаре.
  5. Приемы толкования слов в словаре.

VI“Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля как энциклопедия русской жизни.

Выяснение различий между пословицами и поговорками.

Обращения к тезаурусу фразеологизм.

Языковая игра”Словарное золото’’:

Закончи пословицу:

Не гордись званьем… (А гордись знаньем)

Каково пряха… (такова и рубаха)

Душа душу знает… (сердцу подает)

Была бы капна… (а ворона сядет)

Не бойся врага умного… (бойся друга глупого)

Начни пословицу:

… того и другому не чини (Чего сам не любишь)

… как лошадь (Работать)

… а рукам воли не давай (Языком мели)

… а жена в Тверь (Муж в дверь).

том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни…

Таким образом, умение пользоваться различными источниками информации, в том числе, словарями разных видов, заявляется в Стандартах по русскому языку как общеучебное умение, и это определяет его значимость и важность в системе умений выпускников.

В Стандартах второго поколения, в фундаментальном ядре содержания общего образования (Русский язык) в разделе «Язык. Культура речи» среди тем заявлена и следующая: «Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка». Это предполагает не только знакомство, но и обучение работе со словарями разных видов.

Таким образом, словарная культура является показателем общей культуры как отдельной личности, так и всего общества.

Словарь Даля не только справочник, но и богатейшее собрание сырого лексического и этнографического материала для изучения живого великорусского языка со стороны его строения и бытового содержания и, вместе с тем, материал для истории русского языка. Даль был одним из первых, занимавшихся русской диалектологией, и, если недостаточность филологической подготовки и помешала ему использовать свои богатые знания народного языка и дать характеристику знакомых ему диалектических особенностей, тем не менее, словарь его всегда будет капитальным хранилищем лексического богатства нашего современного живого языка и послужит важным пособием для последующих работников в той же области. Дерптский университет поднес своему бывшему воспитаннику, Далю, за


Даль Владимир Иванович -- сын Иоганна Даля, известный этнограф, лексикограф и популярный писатель, родился 10 ноября 1801 года в Лугани, местечке Славяносербского уезда, Екатеринославской губернии, отчего впоследствии принял псевдоним «Казака Луганского», умер 22-го сентября 1872 года, в Москве. Получив первоначальное воспитание под руководством просвещенного своего отца, русского патриота, Даль четырнадцати лет был определен в Морской кадетский корпус, четырехлетнее пребывание в котором, благодаря принятой тогда своеобразной системе воспитания, не оказало почти никакого влияния на умственное развитие юноши и на всю жизнь оставило только тяжелое воспоминание о суровой школьной дисциплине и жестоких наказаниях розгами. Выпущенный из корпуса, в 1819 г., мичманом в черноморский флот, Даль вскоре перевелся из Николаева в Кронштадт, в балтийский флот, и через два года, по выслуге обязательного срока, в феврале 1826 г., вышел в отставку, переехал в Дерпт, где жила его мать, и, зачисленный на казенную стипендию, прослушал здесь курс медицинского факультета. После экзамена на степень доктора медицины и хирургии Даль был удостоен степени доктора медицины за диссертацию: «Spеcimen inangurale exhibens observationes-duas: 1) de rebratione cranii cum successu instituta, 2) de reuumo exulatione occulta». Dorpati, 1829. Еще студентом, в начале турецкой войны в 1828 г., Даль был зачислен в главную квартиру при подвижном госпитале 2-й действующей армии, причем участвовал во многих сражениях: в осаде Силистрии, под Кулевчею и Шумлою, при взятии города Сливны, занятии Адрианополя и др.; в Яссах и Каменец-Подольске энергичными мерами он воспрепятствовал распространению холеры и был награжден серебряною медалью на георгиевской ленте. В 1831 г., Даль отличился в польской кампании: спешной наводкой моста через Вислу, у местечка Иозефова, и геройской защитой его с небольшим отрядом солдат он доставил возможность переправиться через Вислу всему отряду генерал-лейтенанта Ридигера и совершить затем движение, весьма важное в стратегическом отношении; потом Даль, с опасностью для собственной жизни, лично разрушил мост и за свой подвиг получил от Государя в награду бриллиантовый перстень, орден Св. Владимира 4-ой ст. и знак отличия военного достоинства 3-й ст., а со стороны ближайшего медицинского начальства за этот подвиг подвергся выговору как за уклонение от исполнения врачебных обязанностей. Через два года Даль издал: «Описание моста, наведенного на реке Висле», М. 1833. Назначенный в 1832 г. ординатором в петербургский военно-сухопутный госпиталь, Даль вскоре приобрел репутацию выдающегося хирурга и уже был близок к славе, как окулист. В это время в Россию проникло учение Ганемана, и в Петербурге началось увлечение гомеопатией. Аллопаты встревожились, и Даль смело выступил против Ганемановой системы в целом ряде газетных статей в «Северной Пчеле», но потом, разочаровавшись в медицинской науке и сблизившись с ярым поклонником Ганемана, А. Перовским, попечителем Харьковского учебного округа, автором романа «Монастырка», Даль сам стал приверженцем гомеопатии, впоследствии, в 1838 г., написал в «Современнике», (№ 12), в защиту Ганемана и его системы, статью в виде письма к кн. Одоевскому: «О гомеопатии» (отдельно, СПб. 1838 г.). Как ярый поборник-пропагандист Ганемановой системы, Даль, уже будучи удельным управляющим в Нижнем Новгороде, исходатайствовал у министра уделов разрешение выстроить в Нижнем обширный дом и открыть в нем гомеопатическую больницу, которая просуществовала до 1859 г., когда Даль вышел в отставку. Совесть не дозволила Далю заниматься тем делом, в которое он уже не верил: в 1833 году он вышел в отставку по военно-медицинскому ведомству, навсегда оставил медицинскую практику, за исключением хирургической, и, приглашенный на службу в качестве чиновника особых поручений к главному начальнику оренбургского края, В. А. Перовскому, переселился на берега Урала, где впервые и обнаружил свои блестящие административные способности. В 1837 г., Даль сопровождал Императора Николая I, обозревавшего Оренбургский край, в 1839--1840 гг., участвовал в известном хивинском походе, описание неудач которого напечатал на немецком языке отдельной брошюрой: «Bemerkungen uber Zimmermanns Entwurf des Kriegstheaters Russlands gegen Chiva», 1840, Orenburg, а более подробное описание похода, в виде писем к родным и знакомым, поместил впоследствии в «Русском Архиве» 1867 г. Когда В. А. Перовский оставил управление оренбургским краем, Даль перешел на службу в удельное ведомство секретарем к товарищу министра, Л. А. Перовскому, родному брату его прежнего начальника, (1834 г.) и затем, когда Л. А. Перовский был назначен министром внутренних дел, Даль, по поручению его, принял в свое заведование особую канцелярию министра внутренних дел и частно управлял ею с сентября 1843 года до 1849 года, во все это время числясь на службе по удельному ведомству. Сделавшись ближайшим сотрудником Л. А. Перовского, Даль принимал участие во всех важнейших начинаниях министерства внутренних дел: он выработал действующий доныне устав губернских правлений, участвовал в трудах комитетов по устройству бедных дворян и об улучшении быта помещичьих крестьян, составил карантинные правила, вместе с Н. Милютиным выработал и вводил городовое положение в С. -- Петербурге; по поводу дел, возникших в Западных губерниях он написал исследование: «Об убиении евреями христианских младенцев»; в 1844 г., по поручению министра, составил чрезвычайно интересную записку о скопцах, напечатанную впоследствии в «Материалах для истории хлыстовской и скопческой ересей» («Чт. общ. ист. и древн.", 1872 г. кн. 4.), издал брошюру: «О скопческой ереси», в 1844 г., кроме того, редактировал ежегодные всеподданнейшие отчеты по министерству внутренних дел, всеподданнейшие доклады и все записки, предназначавшиеся для внесения в государственный совет и комитет министров. Посвященный в тайны государственной жизни, осведомленный насчет борьбы различных придворных влияний, Даль прекрасно знал закулисную сторону всех правительственных начинаний и все это заносил в свои записки, которые очень аккуратно вел с 1833 по 1848 год, но потом, по независящим обстоятельствам, вынужден был сжечь их, В 1849 г., благодаря настоятельным просьбам Даля, Перовский согласился расстаться с ним и назначил его управляющим удельных имений в Нижний Новгород, причем, и живя в Нижнем, Даль умел сохранить за собою значительное влияние на дела министерства внутренних дел, поддерживая дружескую переписку с министром. В 1856 году умер граф Перовский: служебные отношения Даля начали изменяться; между ним и Нижегородским губернатором, А. Муравьевым, бывшим декабристом и основателем «союза благоденствия» произошло какое-то столкновение. Даль получил замечание от министра, вышел в отставку и переехал в Москву, где почти весь свой досуг и посвящал работе над окончанием своего «Словаря».

Но не служебная деятельность создала Далю громкое имя; деятельность его, как чиновника, ничтожна в сравнении с его заслугами в области отечественной словесности. Этнографические наклонности рано обнаружились у Даля: уже в молодости он почувствовал какое-то инстинктивное влечение к народной массе, безотчетное восхищение народной песнею, обычаем, преданием, языком. «Еще в корпусе полусознательно замечал я, -- писал впоследствии Даль, -- что та русская грамматика, по которой учили нас с помощью розог, ни больше ни меньше как вздор на вздоре, чепуха на чепухе». Тревожимый и смущаемый несообразностью письменного языка нашего с устною речью простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством и сожалея, что живой русский язык «втиснут в латинские рамки, склеенные немецким клеем», Даль задался целью разыскать подлинную русскую народность в языке и обычаях. «Почитая народность за ядро и корень, а высшие сословия за цвет и плесень», Даль усердно искал случая сблизиться с народом, был рад поездить по Руси, знакомился с бытом народа, уже с 1819 г. начал вести заметки, записывал слова, прислушивался к говорам, собирал пословицы, сказки, песни, поверья, суеверья и т. п. Служба в Черноморском флоте, турецкий поход, польская кампания, поездки по Оренбургскому краю и Нижегородской губернии, -- все это доставляло Далю обширный материал для изучения народного быта и увеличивало запасы пословиц и материалы для будущего Толкового Словаря. Уже в первых своих литературных опытах Даль обнаружил приемы и ухватки народной речи и выказал глубокое знание народного языка. В 1830 г., он напечатал в Московском Телеграфе Полевого свою первую попытку. В 1832 г., он выступил с «Русскими сказками из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенными, к быту житейскому приноровленными и поговорками ходячими разукрашенными казаком Владимиром Луганским», СПб. 1832 года, Пяток первый. Цель сказок была «познакомить земляков с народным языком и говором, дать образчик запасов народных слов, о которых мы вовсе не заботимся, между тем как рано или поздно без них не обойтись». Первый Пяток сказок Даля был встречен в литературе с восторгом. Пушкин, под свежим впечатлением от сказок Луганского, написал свою лучшую «Сказку о рыбаке и золотой рыбке» и в рукописи подарил ее Далю с надписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Луганскому сказочник Александр Пушкин». К направлению Даля, к его поискам за подлинной русской народной речью отнеслись с горячим сочувствием Киреевские, Гоголь, Хомяков, Погодин, Греч, -- и только Жуковский, с которым Даль был знаком еще в Дерпте, оставался равнодушным и «как бы боялся мужичества», Сказки же ввели Даля в литературную семью: они сблизили его с Воейковым, Языковым, Анною Зонтаг, Дельвигом, Крыловым, кн. Одоевским, братьями Перовскими и др. Иначе отнесся к сказкам Даля Булгарин: он нашел их «грязными и неприличными». За некоторые выражения, ложно понятые и истолкованные, Даль был взят под арест в Третье Отделение, но, благодаря заступничеству Жуковского и Дерптского профессора Паррота, в тот же день был освобожден, хотя сказки его все-таки были изъяты из продажи и запрещены. Вслед за «Сказками», встретившими такой восторженный прием в литературных кругах, появились, с 1833 по 1839 г. «Были и небылицы казака Луганского», в четырех частях, (2-е издание вышло в 1843 г.), статьи Даля в «Северной Пчеле» (с 1833 по 1835 г.), в Лексиконе Плюшара в сборниках: «Новоселье», Смирдина, «Русская Беседа», «Наши» Исакова, статьи в «Москвитянине», в «Морском сборнике», сказки в «Библиотеке для чтения» Сенковского (с 1834 по 1839 г.), в «Современнике» и др. В «Отечественных Записках», начиная с 1839 г., Даль поместил ряд повестей из народного быта, лучшие из которых -- «Бедовик», «Колбасники и бородачи», «Игривый» и др. обратили на себя внимание критики и доставили автору не только широкую популярность, но и славу. Белинский, в 1838 г. признавший Даля просто «балагуром, иногда довольно веселым, иногда приторно натянутым, иногда довольно скучным», в 1846 г., объявил Даля «после Гоголя до сих пор решительно первым талантом», а в его повести «Бедовик» нашел «много человечности, доброты, юмора, знания человеческого и преимущественно русского сердца». В 1843 г. появились «Солдатские досуги» -- сборник рассказов (всего 52) Даля, приготовленный для солдатского чтения (2-е изд. 1861 г.), в 1844 г. появилась повесть: «Похождения Виольдамура и его Аршета», в 1846 г. вышли в 4-х частях его «Повести сказки и рассказы» и «Сочинения казака Луганского» в издании Смирдина. В 1849 г., по вызову главного начальника над военно-учебными заведениями, Даль написал два учебника: по ботанике (2-е изд. 1851 г.) и по зоологии, и напечатал два очерка: «Волк» и «Медведь», чрезвычайно живо написанные, свидетельствующие о тонкой наблюдательности автора. За работы по естествознанию в 1838 году Даль был избран в член-корреспонденты Академии Наук по первому физико-математическому отделению. Когда министерство Государственных Имуществ, при графе Киселеве, пожелало дать крестьянской массе полезное и занимательное чтение, князь В. Ф. Одоевский и А. П. Заблоцкий-Десятковский составили сборник «Сельское чтение», в который вошло и пять рассказов Даля. Литературная слава Даля так упрочилась, что к нему же в пятидесятых годах обратился и Великий Князь Генерал-Адмирал Константин Николаевич с приглашением написать книжку для чтения матросов. Бывший мичман Черноморского флота написал сто одиннадцать рассказов, которые изданы под названием: «Матросские досуги» в 1851 г. Даль пробовал свои силы и в драматургии. Его драма: «Ночь на распутии, или утро вечера мудренее», -- попытка выставить на сцене русский сказочный мир, -- в пятидесятых годах шла на сцене Александринского театра, но успеха не имела. Далевские повести, очерки, рассказы, пересказы народных преданий и сказок, если и не блещут художественным талантом, если и не отличаются глубиной чувства и широтой вгзляда на народ, представляют тем не менее целый ряд бытовых картин из крестьянской, помещичьей, заводской, военной, морской и купеческой жизни, написанных тонким наблюдателем, не без простодушного юмора, и проникнутых одним духом народно-романтической сантиментальности, сквозь которую иногда проглядывают симпатии крепостника, сторонника суровой помещичьей власти «с исправительными мерами, необходимыми для блага глупого русского мужика». В ряде статей в «Морском Сборнике», в «Русской Беседе» (1856 г. кн. III) и в «Отечественных Записках» (1857 г., кн. II и др.) Даль доказывал даже, что грамотность, без широкого просвещения, только вредна для народа, ибо распространяет в народе крючкотворство и писанье фальшивых паспортов, забывая в пылу полемики, что просвещение вовсе не мыслимо без грамотности. Статьи о вреде грамотности для народа легли пятном на репутацию Даля и обострили его отношения к друзьям просвещения.

Пропагандируя народный язык в своих беллетристических произведениях, Даль неоднократно обращался и к теоретической разработке вопроса о народном языке, его отношении к языку литературному и предстоящем ему будущем. Странно то, что первая статья Даля, осуждавшая наш «искусственный» литературный язык -- «порчу языка» была написана по-немецки: «Ueber die Schriftstellerei des russischen Volks». -- «О лубочных картинах» -- в Dorpatischer Iahrbucher 1835 No 1. В 1842 г. в «Москвитянине» (т. I, № 2 и т. V № 9) он поместил две статьи тоже теоретического характера: «Полтора слова о нынешнем русском языке» и «Недовесок к статье Полтора слова». По предложению Второго Отделения Академии Наук, в 1852 г., по поводу изданного тогда «Опыта Областного великороссийского словаря», Даль написал статью: «О местных наречиях русского языка», напечатанную в «Известиях Второго Отделения Академии Наук», (т. I, 1852 г. 338--341) и в «Вестнике Импер. Географического Общества» (1852 г., кн. 6, 1--72). В 1860 г., Даль изложил свою филологическую исповедь в заседании Общества Любителей российской Словесности, действ. членом которого был с 1859 г., и напечатал свой доклад в «Русской Беседе», (№ 1) а потом перепечатал его в Толковом Словаре; в 1862 г., в том же Обществе, читал он и свое «Напутное слово», послужившее предисловием к Словарю. В защиту своих теоретических взглядов Даль неоднократно вступал в горячую полемику: между прочим, известен его спор в газете «Русский» (1868 г. № 25, 31, 39 и др.) с Погодиным об иностранных словах в русском языке, закончившийся словами Погодина: «наш спор делается смешным». Вместе с тем Даль продолжал подготавливать и обрабатывать материал для собрания пословиц и для Толкового Словаря и уже в 1847 г. появилась его статья в «Современнике» (кн. 6): «О русских пословицах»: В Нижнем Новгороде Даль окончательно выработал систему распределения пословиц -- по смыслу и занялся приведением всего материала в порядок. Его «Сборнику пословиц» суждено было однако пройти ряд мытарств задолго до появления в свет, несмотря на то, что этого появления страстно желал великий князь Константин Николаевич. «Сборник» Даля в рукописи был препровожден в Академию Наук, во Второе Отделение, по которому Даль состоял корреспондентом, а разбор рукописи был поручен академику-протоиерею Кочетову, который в Сборнике нашел «щепоть мышьяку», а в желании Даля напечатать пословицы увидел только «желание дать печатный авторитет памятникам народной глупости». Только через девять лет, в 1862, «Пословицы русского народа» -- обширный сборник, заключающий в себе до 30000 «пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий» и т. п. -- нашли место в «Чтениях Общества Истории и Древностей Российских» (второе издание пословиц вышло в 1879 г., в двух томах). Другим капитальным трудом Даля был «Толковый Словарь живого великорусского языка». Из Нижнего Даль привез в Москву словарь уже окончательно обработанный до буквы П. Зимою, 1860 г., он прочел доклад о своем словаре в Обществе Любителей российской Словесности и напечатал в «Русской Беседе» (1860 г. No 1): «Записку о Русском Словаре». Остановка была за средствами, но, благодаря щедрому дару А. И. Киселева, Московское Общество Любителей Российской Словесности могло приступить к печатанию словаря и издало, в 1861 г., первый том его. В 1862, А. В. Головин, министр народного просвещения, доложил Государю о трудах Даля -- Собрании пословиц и о составленной уже первой половине Словаря. В день празднования тысячелетия России Государь послал составителю словаря анненскую ленту при Высочайшей грамоте, в которой были изложены заслуги Даля, как «знаменитого писателя на поприще отечественной словесности». В 1864 г., министр народного просвещения представил Государю первый том Словаря Даля, и Государю угодно было принять на свой счет все издержки по изданию Словаря. В 1868 г., наконец, явился и последний, четвертый том Словаря, закончившийся на 330 печатном листе in 4°. Богатством материала сорокасемилетний труд Даля -- «Толковый Словарь» превышает все, что когда-нибудь сделано у нас силами одного человека. Недостаточность научной подготовки Даля к филологическим и лингвистическим работам, конечно, не могла не сказаться как в системе словаря и некоторой непоследовательности в плане, так и в невсегда точном определении слов, но тем грандиознее труд, что он выполнен одним человеком, именно благодаря только необыкновенной его проницательности, ценою всей жизни приобретенной опытности и превосходному знанию народных говоров: по двум-трем словам Даль мог определить местожительство говорящего. Мешало немало Далю и его ложное представление об отношении литературного языка к языку народному: в своем благоговении перед народным языком он доходил до крайности, до суеверия, сам пытался иногда писать «казацким тоном» даже о чисто литературных предметах, совершенно несуществующих в народных понятиях, и требовал того от других. Вместо слова «горизонт» Даль предлагал, напрель, слова «завес, озор, закрой, глазоем», вместо «адрес» -- «насылка», вместо «кокетка» -- «миловидница, красовитка», вместо «атмосфера» -- «колоземица, мироколица»; слово «пуристь» предлагал заменить словом «чистяк», «эгоизм» -- словом «самотство» и т. д. Лучшим доказательством несостоятельности предлагаемых Далем новшеств служит, конечно, то обстоятельство, что и сам реформатор, Даль писал свои протесты против установившегося литературного языка на том же самом литературном языке, который он осуждал, и притом писал очень хорошо... Даль сам сознавался, что «с грамматикой он был искони в каком-то разладе, не умея ее применить к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству опасения, чтобы она не сбила с толку, не ошколярила, не обузила взгляды». Благодаря этому разладу с грамматикой, оказалось не по силам Далю и принятое в его словаре расположение слов по этимологической системе «гнезд». Эти недостатки словаря Даля, скорее промахи, конечно, ничтожны в сравнении с той ценностью, какою является словарь. даль словарь

Словарь Даля не только справочник, но и богатейшее собрание сырого лексического и этнографического материала для изучения живого великорусского языка со стороны его строения и бытового содержания и, вместе с тем, материал для истории русского языка. Даль был одним из первых, занинавшихся русской диалектологией, и, если недостаточность филологической подготовки и помешала ему использовать свои богатые знания народного языка и дать характеристику знакомых ему диалектических особенностей, тем не менее, словарь его всегда будет капитальным хранилищем лексикального богатства нашего современного живого языка и послужит важным пособием для последующих работников в той же области. Дерптский университет поднес своему бывшему воспитаннику, Далю, за труды по составлению Словаря латинский диплом и выдал премию за выдающиеся успехи в области языкознания. Императорское Русское Географическое Общество, в числе членов учредителей которого состоял и Даль, на основании отзывов ординарного академика И. Срезневского, члена Общества П. И. Савваитова и А. Н. Пыпина, увенчало труд Даля Константиновскою золотою медалью. Академия Наук единогласно избрала Даля в свои почетные члены и присудила Ломоносовскую премию на основании отзывов трех академиков: подробного разбора -- Я. К. Грота, а также записки о зоологических названиях, встречающихся в Толковом Словаре, -- Шренка и -- о ботанических названиях -- Ф. Рупрехта (все эти отзывы нап ечатаны в «Собрании статей, читанных в Отделении русского языка и словесности И. А. Н.» т. VII, 1870 г.). Закончив словарь, Даль, утомленный чрезмерной работой, почил на лаврах и, уже не чувствуя в себе достаточно силы для разработки собранного им этнографического материала, неизданные песни передал в Общество Любителей российской словесности для напечатания их вместе с песнями Киреевского, сказки предоставил в распоряжение А. Афанасьева, записки и служебные бумаги передал О. Бодянскому, напечатавшему часть их в «Чтениях Общества Ист. и Древн.", часть бумаг предоставил Погодину и Мельникову, часть -- П. Бартеневу для «Русского Архива», а собрание лубочных картин, подаренное им Императорской Публичной библиотеке, послужило для издания Д. А. Ровинского: «Русские народные картинки» (т. ?, IX -- X). Привычка к труду брала, однако, свое, и Даль не переставал работать и на поприще беллетристики даже во время обработки словаря: в 1861 г., появились его «Повести», СПб.; в 1862 г. «Два сорока бывальщинок для крестьян», СПб., и, наконец, в «Русском Вестнике» (1867--1868 гг.) он напечатал «Картины русского быта», которые были последним печатным его произведением, появившимся при его жизни. В характере Даля было что-то мистическое: он с особенною любовью собирал предрассудки и поверья русского народа, написал даже статью: «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» («Иллюстрация», 1845 и 1876 гг., 2-е изд.--1880 г.), увлекался гомеопатией, писал «О народных врачебных средствах» («Журнал Мин. Внутр. Дел» 1843 г., ч. 3), любил беседовать о вопросах религиозных, вероисповедных и церковного раскола. Увлеченный еще в сороковых годах, в Нижнем Новгороде, учением Сведенборга, Даль, в 1852 г., переложил Апокалипсис по словарю таинственных слов шведского духовидца и даже в последние годы работал над «Бытописанием», т. е. изложением Моисеева Пятикнижия применительно к народным понятиям. Затем, он намеревался передать простонародным языком и все Евангелие, но затруднения, встреченные им для напечатания «Бытописания», заставили его отказаться от этой мысли. Утомленный чрезмерным трудом, Даль еще с большим усердием, чем прежде, занялся щипанием корпии для военного ведомства, что составляло для него обычный способ отдыха со времени турецкой войны 1853 г. Не найдя решения мучивших его вопросов ни в учении Сведенборга, ни в спиритизме, будучи лютеранином, Даль к концу жизни пришел к заключению, что «лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь» и, наконец, нашел для себя успокоение в учении и преданиях восточной церкви: осенью 1871 г. он принял православие, а через год его уже не стало. В 1897--1898 гг. «Собрание сочинений» Даля в 10 томах Вольф выпустил третьим изданием.

Родился в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Сын лингвиста и медика, датчанина по национальности Ивана Матвеевича Даля и немки Марии Христофоровны, урожденной Фрейтаг.

Образование получил в морском Кадетском корпусе в Кронштадте, после окончания которого несколько лет служил в Черноморском флоте. В 1826 г. оставил службу. Продолжил образование в Дерптском университете на медицинском факультете. Служил военным врачом хирургом, участвовал в походе против поляков, турков. После войны поступил ординатором в петербургский военно-сухопутный госпиталь. В медицине был специалистом по офтальмологии и гомеопатии.

Литературную деятельность начал в 1832 г. с издания «Русских сказок». Книга вызвала неудовольствие властей, и писатель был арестован. Благодаря заступничеству В.А. Жуковского все окончилось благополучно, но Даль еще несколько лет не мог печататься под своей фамилией. По названию родного города часто использовал псевдоним Казак Луганский.

Из-за пристального внимания III жандармского управления был вынужден отправиться на службу в Оренбург, где проработал семь лет. В 1837 г. сопровождал наследника престола, будущего императора Александра II, в его путешествии по краю.

С конца 1830-х гг. Даль издал множество трудов по этнографии, лексике и наречиях русского языка, учебников по ботанике и зоологии, очерков русской жизни, повестей и рассказов.

В 1839-1840 гг. участвовал в хивинском военном походе, после которого вернулся в Петербург. С 1841 г. секретарь товарища министра уделов. В 1849-1859 гг. был управляющим нижегородской удельной конторой. С 1859 г. жил в Москве, в доме у Пресненских прудов (Большая Грузинская улица, дом 4/6). Здесь бывали А.Ф. Писемский, С.Т. Аксаков с сыновьями и другие.

В 1861-1868 гг. вышло в свет главное творение Даля – «Толковый словарь живого великорусского языка», материалы для которого он начал собирать еще будучи морским врачом. В 1868 г. собиратель-этнограф был выбран в почетные члены Императорской Академии наук. Даль был одним из инициаторов и организаторов Русского географического общества.

Живя в Петербурге, Владимир Иванович был близок со многими писателями и поэтами своего времени: В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем, князем В.Ф. Одоевским. Был другом А.С. Пушкина. После ранения поэта на дуэли Даль неотлучно находился у постели умирающего, а после его смерти - получил на память о Пушкине перстень и сюртук, простреленный во время дуэли.

Даль был женат дважды. Первый раз с 1833 г. на Юлии Андрэ, умершей молодой от чахотки. Имел сына Льва, архитектора. Второй раз женился в 1840 г. на Екатерине Львовне Соколовой, от которой имел дочерей: Ольгу; Марию – замужем за болгарским эмигрантом Константином Станишевым; Екатерину. Известно увлечение Даля цыганкой Кассандрой, которую он выкупил, служа в Яссах, и позднее посвятил ей рассказ «Цыганка».

В конце жизни увлекся спиритизмом. Перед смертью принял православие. Умер в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»