Вопрос. Внешняя политика государства

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:


Внешняя политика

Внешняя политика

политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных принципов международной политики государства. Внешнеполи­тические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, госу­дарство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Политика государства на международной арене формируется под воздействием как внешних, так и особенно внутренних факторов. Существует тес­ная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международ­ных отношений. Рассмотрим внешнеполитическую деятельность государства на примере России. Так, становление внешней политики России испытывает всю сложность внутренней борьбы по принципиальным вопросам об­щественной жизни, в том числе и выбору пути социально-экономичес­кого развития страны. На сегодняшний день еще не сложилось общероссийское согласие по внутренним проблемам, и внешняя политика нередко будет служить средством в этой борьбе и вызвать диаметрально противоположные оценки по её формированию, осуществлению и анализу. Особенностью «Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации» является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий какой-либо политической силы. Постулируется поворот к национальным интересам России и её гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного де­мократического государства.

Эти положения раскрываются следующим образом:

Обеспечение процессов формирования государственности России и защита её территориальной целостности;

Создание условий, обеспечивающих стабильность и необрати­мость политических и экономических реформ;

Активное и полноправное участие России в строительстве но­вой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспе­чено достойное место.

Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу и по влиянию в мире. Россия несёт ответс­твенность за формирующийся постсоветский новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР. Действия, направленные на подрыв целостности Российс­кой Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооружённые конфликты в сопредельных государс­твах, рассматриваются как угроза безопасности страны и жиз­ненно важным интересам её граждан. Особое значение для защиты внешнеэкономических инте­ресов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной сис­темы комплексной безопасности развивается сотрудничество и воен­но-политической сфере. В центре внимания российской внешней политики остаются от­ношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере её интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международ­ных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну. Большую значимость для России имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирую­щееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространс­тво, ядром которого выступает Европейское Сообщество. Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечения на взаимной основе выполнения достигнутых договорён­ностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдения положений Договора по ПРО. В азиатско-тихоокеанском регионе внешнеполитические приори­теты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с ключевыми - Китаем, Японией и Индией. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире.

Коновалов В.Н.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Внешняя политика

деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Внешняя политика" в других словарях:

    Есть имитация войны другими средствами. Жан Франсуа Ревель Главный принцип моей внешней политики хорошее правление внутри страны. Уильям Гладстон Мы не должны отдавать панамцам Панамский канал. В конце концов, мы украли его честно и справедливо.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    внешняя политика - ▲ политика в отношении, иностранный, государство внешняя политика. внешнеполитический (# курс). геополитика. нейтрализм. изоляционизм. экспансионизм. экспансионист. империализм стремление государства к расширению границ. континентализм.… … Идеографический словарь русского языка

    внешняя политика - — EN foreign policy The diplomatic policy of a nation in its interactions with other nations. (Source: WEBSTE) Тематики… … Справочник технического переводчика

    - (внешние сношения государства) общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением… … Википедия

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин внешняя политика используется как в конституциях государств, так и в иных… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений … Словарь политических терминов

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

    Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: Политическая система Бо … Википедия

Книги

  • Внешняя политика России и положение иностранных держав , Скальковский. Внешняя политика России и положение иностранных держав / К. Скальковский:Типография А. С. Суворина, 1901:К. Скальковский Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1901 года…
  • Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012) , Е. О. Обичкина. Внешняя политика Франции представлена в книге через деятельность ее творцов: от Ш. де Голля до Н. Саркози. Отправной точкой повествования являются трагические дни военного разгрома 1940 г. В…

Политическая деятельность любого государства осуществляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу - обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика - эта деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене,

Избирать адекватные средства и методы их реализации.

Что же такое национальные интересы?

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Следовательно, национальные интерес есть адекватность внешней политики государства потребностям общества. Рациональность и эффективность внешней политики заключается в ее соответствии реальным национально-государственным интересам.

Внешнеполитическая деятельность, не выражающая или неадекватно выражающая национальные интересы, неизбежно пробуксовывает. Так, по оценкам многих ученых и политиков, неудачи во внешней политике Республики Беларусь во многом обусловлены ложно понимаемыми нашей политической элитой национальными интересами белорусского народа. Это выражается, во-первых, в поиске каких-то призрачных выгод за далекими морями и океанами и игнорировании своих ближайших соседей, во-вторых, жестком подчинении внешней политики идеологическим постулатам, что означает; поддерживаем и развиваем отношения с теми, кто мыслит как мы. Во внешней политике республики много проявлений субъективизма, волюитарзма, непрофессионализма, что отрицателю сказывается на авторитете белорусского государства.

Ложно понятые и превратно сформулированные наци; опальные интересы могут стать причиной реальных конфликтов на международной арене. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о введении советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подобная позиция нередко просматривается во внешнеполитическом курсе США, которые зоной своих жизненных интересов способны объявить любую территорию Земного шара.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции, общие для всех государств: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

Предапавительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров.

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию. Вспомним, например, вторую мировую войну, годы "холодной войны".

Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами в конечном счете должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

Некоторые политологи выделяют торгово-организаторскую функцию внешней политики, через которую раскрывается взаимосвязь внутренней и внешней политики. Суть этой функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды, агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости - гнев, осуждение, возмущение и т.п.

Пропагандистские средства внешней политики способствуют истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество, в частности ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны.

Политические средства внешней политики используются прежде всего в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

Дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение двух и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов. Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.

Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генерировать научно-технический прогресс. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия.

Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного - учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Ныне многие политологи придерживаются той точки зрения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и иных факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны. Теоретики этого направления считают, что углублением и расширением экономических связей и народнохозяйственной взаимозависимости в масштабах региона и всего мира безопасность все более переплетается с международным сотрудничеством, образуя с ним единое целое.

Теоретики противоположного направления отмечают, что фактор силы вовсе не исчез из мировой политики, что национальная безопасность может быть гарантирована только "национальной военной мощью".

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства.

Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений.

Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных, К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.

Сегодня мы переживаем один из самых крупных переломов в ходе всемирной истории. Новые тенденции в развитии науки и техники, межгосударственных отношениях, взаимоотношениях общества и природы, в характере мировых хозяйственных связей, взаимоотношениях разных политических систем позволяют говорить, что современный мир коренным образом отличается от того, каким он был даже в середине прошлого века.

В начале XXI столетия мир становится все более тревожным и неустойчивым. Огромный размах и последствия приобретают в нем деструктивные, разрушительные процессы. Они касаются экономики, культуры, политики, физического и душевного здоровья человека. Все большую амплитуду набирают конфликты: от межличностных до крупных социальных, межнациональных, межгосударственных. Проблема сохранения, выживания цивилизации стала непосредственной, главной задачей дня на всех континентах планеты.

Понятие внешней политики

По своему содержанию политика – явление сложное, единое, неделимое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений, поэтому и различают политику внутреннюю и внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой.

Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решает одну задачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Внешняя политика государств и отношений между ними всегда являлась предметом пристального внимания ученых и практиков, но это внимание было далеко не всегда адекватным. Если во многих теориях мыслителей начиная с Древнего мира нередко провозглашалась идея о необходимости предотвращения захватнических войн и установления мира как первоосновы жизни человека, то в деятельности правителей преобладало стремление к расширению управляемых ими территорий путем захвата чужих земель. В жизни это нашло отражение в том, что из 5600 лет истории человеческой цивилизации, подвластной изучению, только около 300 лет были в полной мере мирными.

Внешняя политика особый вид деятельности государства, связанный с регулированием его отношений с другими государствами, обеспечением реализации его потребностей и интересов на международной арене, осуществляемыми различными средствами и методами (рис. 17). Но поскольку принципы и цели внешней политики у разных государств в истории складывались по-разному, постольку и межгосударственные отношения приобретали неоднозначный характер сотрудничества или соперничества.

Внешняя политика призвана обеспечить благоприятные международные условия для реализации целей и задач внутренней политики, однако это вовсе не означает, что внешняя политика – простое продолжение политики внутренней. У нее есть собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное, воздействие на политику внутреннюю.

Функции внешней политики

Главная цель внешней политики любого государства – обеспечение национальной безопасности, предотвращение новой войны, т.е. охранительная функция . Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также ее граждан за ее пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение внешней угрозы для государства, поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем. Эффективная

Рис. 17.

реализация указанной функции зависит от способности государства в лице его специальных органов и институтов выявлять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешевых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т.д. Таким образом, внешняя политика выполняет и важную экономическую функцию .

Информационно-представительская функция внешней политики находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного образа в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культуры и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств.

Средства реализации внешней политики. Достижение целей внешнеполитической деятельности реализуется различными средствами: политическими, экономическими, информационно-пропагандистскими, военными.

  • К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Она осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
  • Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть важную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, экономика, способная распространять свои достижения далеко за свои пределы (Япония). Действенными экономическими средствами являются эмбарго (запрет), или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.
  • Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
  • К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства. Военные средства могут использоваться как для прямого, так и для косвенного воздействия. К средствам прямого воздействия относятся войны, интервенции, блокады. К средствам косвенного воздействия – испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения.

По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой". Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

Придает внешней политике общую ориентацию и

Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин "баланс сил", который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями "национальный" и "государственный" интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

Международные отношения есть продолжение в условиях межна­ционального общения тех общественных отношений, которые уже существуют на национальной основе. Ни в коем случае нельзя выде­лять «внешнюю политику» из политики вообще или тем более проти­вополагать внешнюю политику внутренней, поскольку это противоре­чит всему объективному развитию.

Внешняя политика - это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, на­правленный па достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов.

Для определения сущности внешнеполитического курса любой стра­ны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену гос­подствующим классом в лице государства, они становятся государст­венной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою между­народную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

1. Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формиро­вании внешнеполитического курса.

2. Неправительственные организации, так называемая «народная, дипломатия», которая включает деятельность как политических пар­тий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности от­ражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и дости­жения поставленных целей.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ста­вит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:

Социально-политического устройства государства,

« политического режима,

Уровня социально-экономического развития,

»участия в международных организациях и военно-политических блоках,

Политической динамики государства,

Основными целями внешней политики государства можно назвать:

Повышение материального и духовного уровня жизни населения;

Повышение экономического и политического могущества государ­ства;

Обеспечение безопасности государства, его национального сувере­нитета и территориальной целостности;

Недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

Повышение престижа и роли государства в международных отно­шениях;

Защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успеш­ная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Практическая значимость внешней политики выражается через реа­лизацию ее функций.

1. Охранительная функция связана с охраной прав и интересов госу­дарства и его граждан на международной арене, защитой от возмож­ной опасности вторжения извне, стремлением к мирному решению спорных проблем.

2. Представительно-информационная функция заключается в дея­тельности по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации, доведению ее до сво­его правительства с выдачей рекомендаций и предложений для ус­пешной реализации целей внешней политики. Успешная реализация этой функции уменьшает вероятность ошибок и негативных последст­вий внешнеполитической деятельности государства. Практическая значимость данной функции состоит в том, что посредством предста­вительства интересов, обмена информацией, личных контактов основ­ных субъектов политики в желаемом направлении формируется меж­дународное общественное мнение, оказывается определенное влияние на политические круги др. стран.

3. Организаторская функция раскрывает взаимосвязь внугренней и внешней политики и состоит в инициативных действиях, направлен­ных на поиск взаимовыгодных контактов с другими странами.

4. Идеологическая функция состоит в пропаганде социальных пре­имуществ своей системы, своего образа жизни на международной аре­не, т. е. идеологическое обоснование существующего строя. Соперни­чество непримиримых идеологий может привести к неразрешимым политическим конфликтам . Недопустимо, чтобы идеологический спор между различными государствами (или системами) разрешался воен­ными, экономическими или политическими средствами. Он должен быть решен только путем открытой демонстрации очевидных пре­имуществ или только на основе идейно-политических споров и дос­тижения соглашений. Идеологическая функция по мере укрепления доверия и сотрудничества между народами должна изменить свое со­держание.

5. Координация усилий государств по решению глобальных проблем. Эта функция проявилась во внешней политике сравнительно недавно, начиная с конца 70-х гг. нашего столетия, Но по своей значимости она не уступает всем предыдущим. Проблемы, затрагивающие будущее всего человечества, могут быть разрешимы только совместными уси­лиями всех государств и народов.

Функции внешней политики, несмотря на различные их проявления, имеют универс&1ьный характер, т. е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Основными органами, способ­ствующими реализации функций внешней политики, являются МИД, посольства, консульства, представительства, культурные и научные центры. Специфические функции возложены на органы разведки, контрразведки и КГБ.

Практическая реализация внешней политики достигается е помощью разнообразных средств, к которым относятся:

Информационно-пропагандистские или идеологические, в первую очередь средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые играют важную роль в укреплении позиций государства, способствуют обеспечению доверия, развитию контактов, форми­руют международное общественное мнение, а в отдельных случаях способствуют сокрытию истинных интересов и целей государств;

Политические, которые используются в сфере дипломатических отношений и выступают в форме переговоров, визитов, конферен­ций, совещаний, встреч, заключения договоров, участия в между­народных организациях и движениях. Сама по себе дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом;

Экономические средства представляют использование экономиче­ского потенциала страны для достижения внешнеэкономических целей и оказания влияния на другие государства. Экономический потенциал во многом определяет место данной страны и ее поли­тические позиции в системе международных отношений . Основ­ными экономическими средствами являются: внешняя торговля, энергетическая и сырьевая база, импорт, экспорт, эмбарго или ре­жим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставле­ние лицензий, займов, кредитов, инвестиций, процентное налого­обложение и т. д.;

Военные средства связаны с тем, что обеспечивает военную мощь государства. Это наличие армии с учетом ее численности, видов вооружения и вооруженных сил, ее боеготовности и морального состояния, наличия военных баз и их расположения. Они могут быть использованы как для прямого давления (война, блокада, ин­тервенция), так и для косвенного (учения, испытания нового ору­жия, маневры).

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, за­висит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих це­лей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»