Творение Гауди: Дом Бальо в Барселоне (30 фото). Сказочный город антонио гауди

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Новаторство и классика никогда не умели сосуществовать мирно. Всё новое, непохожее на традиционное, всегда воспринималось, как шарлатанство или извращение истины. ХХ век увидел много новаторов, среди которых был и Антонио Гауди, архитектор и его дома заставили современников на искусство строительства жилых и нежилых помещений.

Обреченный на одиночество

Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом каталонском городке в семье мастера котельных дел и был пятым и младшим ребенком. Однако будущему архитектору было суждено слишком рано остаться одному. Двое его братьев умерли ещё в младенчестве. Затем Гауди потерял третьего брата, сестру и мать. Глава семьи вместе с сыном и внучкой, оставшейся после смерти дочери, переехал в Барселону. Вскоре старый мастер умер. Вслед за ним скончалась и его болезненная внучка. Антонио потерял всех родственников.

После пяти лет подготовительных курсов Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры. Работать гениальный архитектор начал ещё до того, как получил образование. Его деятельность сводилась к выполнению мелких работ: проектирование оград, небольших построек и т. д. Участие в многочисленных конкурсах не увенчалось успехом. Встреча с текстильным магнатом Эусеби Гуэлем решила судьбу талантливого молодого человека. Гуэль был одним из богатейших людей Каталонии. Он мог позволить себе воплотить любую свою мечту. В то же время Гауди получил возможность работать и зарабатывать.

Спроектировав для семьи магната несколько построек, самой грандиозной из которых стал дворец, безымянный мастер в одночасье превратился в одного из самых популярных архитекторов Барселоны. Многие богатые каталонские семьи мечтали жить в доме по проекту Гауди, архитектор и его фантастические дома стали входить в моду. Новаторство мастера было признано и одобрено.

Посвящать всё свое время профессии Гауди заставляла не только любовь к оригинальной архитектуре, но и одиночество. В детстве маленький Антонио страдал от ревматизма, ставшего причиной отказа от игр со сверстниками. Смерть близких родственников снова оставила Гауди наедине с собой. Мастер так и не обрел личного счастья. Единственная женщина, в которую он был влюблен, не ответила ему взаимностью. Друзей у Гауди практически не было. Он слыл недружелюбным и жестоким человеком.

Архитектор скончался в 1926 году, через 3 дня после того, как был сбит трамваем. Мастер был похоронен в крипте недостроенного им храма.

Визитная карточка Барселоны

Среди наиболее запоминающихся достопримечательностей Барселоны каждый турист непременно назовет и архитектуру Гауди, ведь архитектор-новатор и его дома создали в городе необычную и очень притягательную атмосферу.

Архитектура ХХ века отличается простотой и лаконичностью. Сложная геометрия и обилие украшений уступили место незамысловатым формам. Простота должна была символизировать прогресс и уход от пережитков прошлого. Однако Гауди решил пойти своим собственным путём. Влияние на его творчество оказали входившая в моду неоготика и детские впечатления, связанные с морем и замками из песка, которые когда-то строил маленький Антонио. Гауди никогда не ставил перед собой цели стать новатором, изобрести нечто впечатляющее, поражающее воображение публики. Он считал, что лучшим творцом можно назвать только природу, а значит, и все архитектурные элементы необходимо брать у нее. Мастер избегал прямых линий, не любил стены и правильные геометрические формы.

Стиль архитектурного творчества Антонио Гауди принято относить к течению модерна. Но можно заметить, что в проектах своих творений архитектор использовал отдельные черты многих других стилей. При этом каждый из них подвергался переосмыслению, и зодчий брал только те элементы, которые считал приемлемыми для своих построек.


Собор Саграда Фамилиа — вершина творчества гениального архитектора

Личность остается загадочной и непостижимой, несмотря на огромное количество информации о жизни и творчестве этого гения . Казалось бы, что нового можно сказать о человеке, который всю жизнь купался в славе и роскоши, не зная счету деньгам и всецело отдаваясь творчеству? Так почему же Антонио умер в одиночестве, крайней нищете и забвении? Ответ на этот вопрос — увы! — не известен никому.

Постройки Гауди

Среди известных построек гениального архитектора, начиная с самых ранних его работ, можно выделить следующие:

  • (построен в 1883 — 1888 годах) — Casa Vicens — жилой дом семьи Мануэля Висенса, один из первых крупных заказов Гауди.
  • Эль — Каприччо, Комильяс (Кантабрия) (построен в 1883 — 1885 годах) — Capricho de Gaudi — летняя резиденция Максимо де Кихано, маркиза де Комильяс, который был родственником Эусебио Гуэля — одного из главных заказчиков архитектора. Этот особняк был построен для наследника маркиза.

Эль — Каприччо
  • , Педральбес в Барселоне (построены в 1884 — 1887 годах) — уникальные постройки на территории одного из престижнейших районов Каталонии, возведенные в стиле богатых кубинских поместий.

  • Дворец Гуэля в Барселоне (построен в 1886 — 1889 годах) — Palau Guell — жилой дом богатого промышленника Эусебио Гуэля, одна из ранних работ Гауди. дворца содержит черты венецианского палаццо, смешанные с долей эклектики.

  • в Барселоне (построена в 1888 — 1894 годах) — Collegi de las Teresianes — специальное учебное заведение, колледж для девушек, которые в будущем становились монахинями. На сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Каталонии.

  • Епископский дворец в городе Асторга , Кастилия (Леон) (построен в 1889 — 1893 годах) — Palacio Episcopal de Astorga — дворец неподалеку города Леона, построенный по заказу епископа Жоана Баутиста Грау-и-Вальеспиноса.

  • в Леоне (построен в 1891 — 1892 годах) — Casa de los Botines — жилой дом со складскими помещениями в Леоне, построенный в традициях модерна с добавлением отдельных элементов .

  • Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне (1883 — работа не была окончена архитектором). Безусловно, когда речь идет о творчестве Антонио Гауди, то первой вспоминается одна из самых гениальных и причудливых построек, широко известных во всем мире — это Собора Саграда Фамилиа в Барселоне. Среди католиков название храма звучит как » Temple Expiatori de la Sagrado Familia».

  • (проект разработан в 1892 — 1893 годах, но миссия не была построена) — небольшой проект архитектора, который так и не был воплощен в жизнь. В планировании будущей постройки Гауди полностью отказывается от традиций.

  • , Гарраф (построены в 1895 — 1898 годах) — Bodegas Guell — архитектурный комплекс в Сиджесе, состоящий из двух зданий — входного помещения и самого погреба. Сооружение было возведено по заказу все того же промышленника Эусебио Гуэля.

  • Дом Кальвет в Барселоне (построен в 1898 — 1900 годах) — Casa Calvet — жилой дом вдовы фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля, который изначально проектировался в качестве доходного дома. В подобных зданиях нижние этажи и подвальные помещения отводятся для торговых учреждений, на средних этажах проживают сами владельцы, а комнаты наверху сдают в аренду постояльцам. На сегодняшний день дом Кальвет является одной из достопримечательностей Барселоны.

  • Крипта Колонии Гуэля , Санта Колома де Сервело (1898 — 1916 годы) — часовня, построенная на территории поселения рабочих текстильной фабрики Эусебио Гуэля. Богатый промышленник в своей колонии хотел построить для своих рабочих школу, больницу и церковь. Именно с возведения крипты и началось воплощение проекта. Однако дальше дело не пошло, и сама церковь так и осталась недостроенной.


  • Дом Фигерас на улице Бельэсгуард в Барселоне (1900 — 1902 годы) — Casa Figueras или Башня Бельесгуард (Bellesguard) — прекрасный дом, увенчанный башнями, построенный по заказу вдовы торговца Марии Сагес. Заказчица хотела построить на своей земле новое красивое здание, и Антонио Гауди в полной мере справился с этим заданием.

  • Парк Гуэля в Барселоне (1900 — 1914 годы) — Parque Guell — садово — парковый комплекс с жилыми зонами общей площадью чуть более 17 гектаров, построенный в верхней части Барселоны.

  • (1901 — 1902 годы) — Finca Miralles — ворота для дома фабриканта Миральеса, построенные в виде причудливой морской раковины и гармонично вписанные в арочный проем.

  • Вилла Катлларас, Ла — Пабла — де — Лильет (построена в 1902 году) — загородный дом в Испании, спроектированный талантливым архитектором. Уникальность постройки видна даже на чертеже — до Гауди никто ничего подобного не делал.

Ла — Пабла — де — Лильет
  • Сады Артигас в пред горье Пиренеев (1903 — 1910 годы) — сады Can Artigas в Побла де Лилет (Pobla de Lillet) — великолепные постройки в рамках садово — паркового комплекса, расположенного у подножья Пиренейских гор на расстоянии 130 км от Барселоны.

Долгое время эта жемчужина архитектурного творчества Гауди оставалась неизвестной всему миру, но в начале 70 — х годов XX века сады обнаружили, привели в порядок и открыли для посещения туристов. С тех пор сады Can Artigas являются одной из достопримечательностей Испании, а также уникальным образцом .


  • Склады кузнечной артели Бадиа (1904 год) — были спроектированы по заказу Хосе и Луиса Бадио — владельцев кузнечных мастерских, в которых Гауди заказывал металлические кованные части для оформления своих архитектурных проектов.
  • (был построен в 1904 — 1906 годах) — Casa Batllo — жилой дом Жозепа Бальо-и-Касановаса, богатого текстильного магната, перестроенный Гауди по собственному проекту.
  • Реконструкция Кафедрального собора в Пальма де Мальорка (1904 — 1919 годы) — Catedral de Santa Maria de Palma de Mallorca — в этом католическом кафедральном соборе Антонио Гауди производил реставрационные и декоративные работы по заказу епископа Кампинса.

  • (1906 1910 годы) — жилой дом семьи Мила, последняя светская работа Гауди, после которой он полностью посвящает себя созданию храма Искупления Святого Семейства. Дом Мила также является одной из важнейших достопримечательностей столицы Каталонии.

  • Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства в Барселоне (1909 — 1910 годы) — Escjles de la Sagrada Familia — изначально школа для детей рабочих, задействованных в строительстве собора Саграда Фамилия, планировалась в качестве временной постройки. Впоследствии, после окончания возведения собора школу хотели снести. Но здание получилось таким выразительным и уникальным, что оно до сих пор стоит неподалеку от собора.

Архитектурное творчество Гауди не только многогранно и интересно. Оно представляет собой поистине богатое наследие для всех поколений будущих архитекторов, которые смогут учиться на образцах этих уникальных построек и создавать свои собственные шедевры.


Испанский архитектор Гауди и его дома, ставшие знаковыми в мировой архитектуре, превратили столицу Испании, Барселону, в арихитектурную жемчужину. В каком стиле работал уникальный, одарённый человек, соединявший в себе дополнительно художника, скульптора и строителя? В чём скрыта тайна его творчества? Какова судьба гения?

Гауди — стиль на службе у традиций

Основоположник собственного архитектурного стиля Антонио Гауди-и-Корнет

Каталонский зодчий, родившийся 25 июня 1852 года, своим творчеством выражал особенности культуры своей родины через слияние архитектурных стилей и традиций. Он не вписывается ни в одно архитектурное течение. Его творчество неповторимо и полностью отличается от общепринятых концепций. А сила эстетического переживания творений Гауди со временем становится только больше.

В его структурах нет ни одной прямой линии. Архитектурные формы перетекают из одной в другую. Он скромно строил по законам Природы и не стремился её превзойти.

В чём заключена оригинальность стиля Гауди?

В 1878 году директор Барселонской Архитектурной Школы Elies Rogent на церемонии выпуска сказал об Антонио: «Мы дали этот академический титул либо болвану, либо гению. Время покажет». Поначалу Гауди без успеха участвовал в конкурсах, изучал ремёсла, проектировал ограды, фонари, мебель.

«Нет ничего придуманного, все изначально существует в природе. Оригинальность - это возвращение к истокам,» - говорил о своих работах мастер. Визитной карточкой стиля Гауди стала выражение природных форм в архитектуре.

Стиль Гауди — это

  • мир неровных поверхностей, какие мы наблюдаем в природе;
  • конструкторские решения, предложенные природой;
  • декоративность, существующая в природе;
  • продолжение пространства, созданного природой.

Через пять лет после окончания Архитектурной школы в Барселоне он получил свой первый важный заказ от владельца керамической фабрики Мануэля Висенса.

Лиха беда — начало: дом магната-керамиста Висенс

Casa Vicens (1883-1888 гг.) — жилой дом для владельца керамической фабрики, что четко отражено в фасаде «trencadis» (т.е. использование керамических отходов). Гауди украсил фасад дома мозаикой из кусочков плитки, что было совершенно необычным в использовании строительных материалов.

В это время в Европе наблюдался интерес к неоготическому стилю с девизом «Декоративность - начало архитектуры». Гауди в своих работах тоже придерживался этого правила. Его работа в то время напоминала мавританский (или мудехарский) стиль архитектуры, представляющий собой уникальную смесь мусульманского и христианского дизайна в Испании.

Частный дом один раз в году, 22 мая, открывает двери для посетителей. Каждый может оценить детально проработанный дизайн здания, начиная с мозаики внешней отделки, и заканчивая витражами и росписью стен.

Невероятная удача и единственная безответная любовь Гауди

В 1878 году Антонио Гауди решил продемонстрировать свои работы на Парижской всемирной выставке. Его творчество произвело впечатление на самого богатого человека Каталонии, эстета и мецената, Эйсеби Гуэлья. Он предоставил Антонио то, о чём мечтает каждый творец: полную свободу самовыражения с неограниченным бюджетом!

Гауди выполняет для семейства проекты

  • павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны;
  • винных погребов в Гаррафе,
  • часовни и крипту колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо);
  • фантастического парка Гуэлья и его дворца в Барселоне.

Это был лучший и одновременно печальный период в личной жизни архитектора. Единственная девушка, оказавшаяся достойной его внимания, Жозефа Мореу, не ответила ему взаимностью. Приняв судьбу, Гауди полностью посвятил себя творчеству и религии.

Королевский сад в стиле Гауди

Первым крупномасштабным проектом Гауди, выполненным для своего великого покровителя, Эйсеби Гуэля, были павильоны усадьбы. Строительство велось между 1883 и 1887 годами. Ландшафтный дизайн парка летней резиденции графа, ставший сегодня парком Королевского дворца, входные ворота, павильоны, конюшни несут характерные особенности раннего периода творчества.

Самой интересной работой в комплексе оказались северные чугунные ворота. Они украшены растительными мотивами в стиле , и медальоном с буквой «G». Впечатляющая особенность — большой кованый железный дракон со стеклянными глазами.

Это тот самый Ладон, который превращается за кражу золотых яблок в созвездие Серпенов. Его фигура соответствует расположению звёзд в созвездии.

Дворец Гуэлья (Palau Güell) (1885-1890 гг)

Резиденция семьи мецената стала первым зданием архитектора, в котором структурные элементы выполняют и декоративную функцию. Антонио использует в качестве декора стальные несущие конструкции.

На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

Душа творца ищет новые формы. Снаружи дом имеет спокойный фасад, напоминающий веницианский палаццо. Но интерьер и крыша компенсируют недостаток элементов стиля Гауди в экстерьере.

Гостиная дворца Гуэлья со звёздным потолком в стиле Гауди

В центральной гостиной необычный параболический купол усеян круглыми отверстиями, которые днём делают потолок звёздным.

Силуэты дымоходов и вентиляционных шахт, выходящих на крышу, принимают различные фантастические формы. Крыша напоминает парк Гуэль.

Богатые внутренние интерьеры дворца сочетают в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии (инкрустации по дереву) и мебель, изготовленную по специальному заказу.

Своеобразно оформление стен и плоских сводов дворца. В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья

В 1900 - 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.

Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.

Преданный своим принципам, Гауди использовал только местные материалы. Он разработал систему улиц и виадуков таким образом, что их строительство оказывало минимальное воздействие на окружающую среду. Они были максимально адаптированы к пейзажу.

Этот принцип делает его архитектуру и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.

Гауди и его дома «Из костей» и «Каменоломня»

Благодаря неподражаемому стилю, Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.

Дом Бальо или дом из Костей. Барселонцы ещё называют его «Зевающий» и «дом-Дракон», такой многообразный у него фасад.

Стиль Гауди — это благоговейно почтительные отношения с Творцом, которые установились в детстве. Ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике.

Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, трансформируя их в особое направление, именуемое испанский (modernismo ).

За что городские власти критиковали дом «Из костей»?

Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló). Гауди реконструировал уже существующее здание в 1904-1906 годах, ожидающее сноса. Он использовал типичные конструктивные элементы каталонской архитектуры: керамику, камень и кованое железо.

Несмотря на то, что работа была подвергнута критике со стороны города, в 1906 году городской совет Барселоны признал его одним из трех лучших зданий года .

Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходил за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства. Пришлось власть имущим менять законы.

Какое здание стало последней светской работой Гауди?

Дом Каменоломня в Барселоне в стиле Гауди

В 1906 году в жизни архитектора случается очередная большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию.

Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в этом году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.

Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила (casa Mila, 1906 - 1910). Его новаторство заключалось в следующем.

  • Он продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
  • Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению. Сегодня эта технология популярна у строителей монолитно-каркасных домов.
  • Устраивает подземный гараж.
  • Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.

Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.

Одно из самых интересных конструктивных решений Гауди представляет мансарда дома. Зал, некогда предусмотренный для стирки и сушки белья, сегодня стал местом постоянной экспозиции творчества и жизни Гауди.

Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год). А во время строительства заказчик и строители заплатили не один штраф за нарушение общепринятых нормативов.

Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.

Крипта колонии Гуэлья

Слово «колония» вовсе не несёт нагрузку «исправительно-трудовой». Что это такое можно прочитать на канале Дзен Архитектура .

Крипта, в данном случае, означает нижний этаж церкви, строительство которой Гауди начал в 1908 году и завершил ее в 1914 году по заказу своего друга и мецената Эусеби Гуэлья. Архитектору было поручено обеспечить культурную и религиозную основу жизни городка рабочих, занятых на производстве промышленника.

Интерьер крипты церкви в колонии Гуэлья. Колонны сделаны из базальта, кирпича и известянка в зависимости от нагрузки.

Следуя своим принципам, Гауди органично вписал церковь в ландшафт местности. Для интерьера он спроектировал удивительные скамейки из дерева и железа, отразив свои корни потомственного кузнеца.

Более подробно о шедевральной крипте колонии Гуэль , если интересно, читайте на канале Дзен Архитектура.

Блеск и нищета архитектора Гауди

Денди в молодости, гурман и театрал, разъезжающий в собственном экипаже, в зрелом возрасте стал вести аскетичный образ жизни. 7 июня 1926 года его, 73-летнего старика, одетого в поношенный костюм и без документов, сбил трамвай. Не зная, что это великий архитектор, пострадавшего отвезли в больницу для нищих. На следующий день капеллан (главное творение Гауди, которому он посвятил более 40 лет) нашёл его и перевёз в другую больницу. Но лучшие доктора оказались безсильны.

Архитектуру Антонио Гауди, его дома в Барселоне, ставшие всемирным наследием человечества, Вы узнаете даже, если совсем не знакомы с его творчеством. продолжают строить и к 2026 году надеются завершить.

В самом начале творческого пути архитектора в Европе активно процветал неоготический стиль, и молодой с большим интересом наблюдал за идеями главных мастеров. Провозглашённая ими декларация «Декоративность - начало архитектуры» идеально соответствовала воображению Гауди, и на всю жизнь стало его творческим кредо.

Но влияние местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов производила Гауди ещё большее впечатление.

В 1870-1882 годы он выполнял исключительно прикладные заказы в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Проект фонтана на в 1877 году стал первой крупной работой Антонио Гауди .

Дом Висенс

В 1883-1888 годах было построено здание по проекту Гауди – , где архитектор использовал полихромные эффекты керамической облицовки. Позже он пользовался ей и в других своих работах.

Дом Висенс был отражением арабской архитектуры. Оформление фасадов, ломаная линия крыши, геометрические узоры, резные металлические решётки на балконах являлись характерными особенностями Дома Висенс.

В период 1887-1900 годов Антонио Гауди реализовал ряд проектов за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Дом Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая неоготическому стилю все больше индивидуальных особенностей. Антонио Гауди также проводил и реставрационные работы.

Эль Каприччо

В 1883-1885 годах по проекту Гауди строится Эль Каприччо - летний особняк на берегу Кантабрии рядом с городом Сантандера. В проекте было использовано горизонтальное распределение пространства. В цокольном этаже дома располагалась кухня и хозяйственные помещения, на первом этаже находились залы, курительная комната, несколько спален, а также ванные.

Проекты для Эусеби Гуэля

В 1878 году на всемирной выставке в Париже Антонио Гауди познакомился с текстильным магнатом , в последствие ставшим основным заказчиком и хорошим другом архитектора. В течение всей жизни Гуэля, Гауди проектировал для него и его семьи всё, что поручал ему меценат. Гуэль мог позволить себе любой каприз, а Гауди же в свою очередь мог свободно творить, не обращая внимания на стандарты.

Парк Гуэль

Антонио Гауди воплотил в жизнь для семьи Эусеби Гуэля проекты близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, крипты в Санта Колома де Сервельо и, конечно же, потрясающего в Барселоне.

Работы по строительству Парк Гуэля длились в период 1900-1914 годов. Наиболее знаменитыми сооружениями парка являются так называемый «Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья», которая на протяжении нескольких сотен метров извивается подобно змее. Также здесь находится дом-музей самого архитектора. Гауди смог отразить в архитектуре, то на что ранее была способна только природа.

Парк Гуэля является одной из самых значимых работ Антонио Гауди, а также значимой достопримечательностью Барселоны.

Помимо этого ему удалось сотворить такие шедевры как женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет (La Casa Calvet).

Храм Саграда Фамилия

В 1891 архитектор получает заказ на строительство собора (храм “Святого Семейства”) в Барселоне. Он по праву считается вершиной совершенства работ Антонио Гауди. Строительство храма Саграда Фамилия началось в 1882 году под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). Но в 1891 году проект возглавил Антонио Гауди.

По задумке Гауди, храм Саграда Фамилия должен был стать зданием-символом Рождества Христова.
Строительство храма продолжается по сей и должно завершится к 2030 году.

Имейте в виду, что в кассах Саграда Фамилия всегда огромные очереди. Чтобы их избежать, советуем покупать билеты заранее через Интернет .

Дом Бальо

Одним из самых необычных строений Антонио Гауди является , построенный в 1904-1906 годы. В его оформлении кроется сюжет, в котором Св. Георгий убивает дракона. Нижние этажи похожи на кости и скелет дракона. Крыша сделана в виде его хребта. Гармония цвета и пластическая фактура стали главной особенностью внешнего вида дома Бальо.

Билеты в Дом Бальо можно купить .

Дом Мила

Также шедевром архитектуры считается и (или Ла Педрера), строительство которого проходило в период 1906-1910 годов. Это одна из известнейших построек модерна, получившая название “Ла Педрера” (каменоломня).

Падрес Эсколапиос. Из-за болезненности у Гауди было не так много друзей, ближайшие — Тода и Рибера. Вместе с ними он мечтал восстановить Поблет. Слабое здоровье сделало доступным для Антонио всего одно развлечение — прогулки, и страсть к ним он сохранял всю жизнь. Не имея возможности играть с детьми, юный гений открыл для себя мир природы, ставший его вдохновителем при решении самых сложных архитектурных задач.
Во время учебы в школе у Гауди проявляется художественный талант. Он расписывает кулисы школьного театра. А в 1867 году в школьном еженедельнике «Эль Арлекин», вышедшем тиражом всего 12 экземпляров, публикуется несколько рисунков гения. В 1968 году архитектор заканчивает школу.
С 1869 по 1874 Гауди переезжает в Барселону и проходит архитектурные подготовительные курсы в Барселонском университете на Естественнонаучном факультете.
Обучение и становление
В 1870 году планируется реставрация монастыря Поблет, о которой так мечтал Гауди. Архитектор разрабатывается для настоятеля эскиз герба.
В 1873 году Гауди поступает Провинциальную школу архитектуры в Барселоне. В 1876 году умирает старший брат и мать архитектора. К моменту окончания школы архитектуры в 1877 году создано огромное количество эскизов и проектов: причал для судов, Центральная больница Барселоны, ворота кладбища.
Вплоть до 1882 года, пока Гауди трудился чертежником под началом Франциско Вильяра и Эмилио Сала, он изучал ремесла, создавал мебель для собственного дома и выполнял другую мелкую работу. За это время участия в конкурсах не приносили результатов.
В 1878 году Гауди, наконец, заметили, и он получает первый общественный заказ — уличный фонарь Барселоны. Уже в 1879 году проект был реализован.
15 марта 1878 года Гауди становится дипломированным архитектором. В этом же году поступает заказ от Эстеве Комелья на оформление витрины магазина перчаток. Результат привлек внимание промышленника Эусебио Гуэля. Этот же период отмечен работой над проектом поселка в Матаро для рабочего кооператива, его даже экспонировали на Всемирной выставке в Барселоне.
Гауди уделяет внимание изучению старых памятников архитектуры в окрестностях Барселоны. Архитектор посещает экскурсии вместе каталонским «Центром экскурсантов», членами каталонской Ассоциации архитекторов. В это время поступает первый крупный заказ на строительство особняка от Мануэля Висенса-и-Монтанера.
В 1879 году умирает сестра Гауди — Розита Гауди де Эгеа, оставив после себя дочь. Архитектор забирает племянницу к себе в Барселону. Сам он никогда не был женат, и, по отзывам современников, из-за неудачной личной жизни на старости лет стал женоненавистником. Детей у мастера не было.
Признание и самые значимые постройки
В 1881 выходит единственная журналистская работа Гауди в газете «La Renaixenca», она посвящена выставке прикладного искусства. Закончен и печатается в типографии Хепуса проект «Обрера Матароненсе» — рабочего поселка.
В конце XIX века в Европе расцветает неоготический стиль, и архитектор приходит в восторг от новых идей. Сильное влияние на почерк оказало творчество Виолле-ле-Дюка, восстанавливавшего Нотр-Дам-де-Пари и английского искусствоведа Джона Рескина.
С не меньшим интересом Гауди изучал архитектуру Барселоны, особенно неоготические работы Жоана Марторела. В 1882 году состоялось их знакомство, гений долго находится под влиянием знаменитого испанца. Именно по протекции Марторела Антонио Гауди утвержден в 1883 году (3 ноября) архитектором Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família), после ухода Франсиско дель Вильяра. Параллельно с этим разрабатывается первый проект для Гуэля — Охотничий павильон около Ситжеса(Sitges).
В 1883 году были начаты работы над Домом Висенса (Casa Vicens). Параллельно велась постройка Эль Каприччо (Capricho de Gaudí) для Максимо Диаса де Кихано — это загородный дом в Комильясе под Сантандерой. Проекты считаются стилистическими близнецами, относятся к раннему модерну. Отличительной чертой каждого является богатый декор. Дом Висенса получился более нарядным, Эль Каприччо — скорее причудливым, что не умаляет его прелести. Работы закончены в 1888 году.
В 1884-1887 года Гауди проектирует и претворяет в жизнь конный двор и въездные ворота в Лес Кортс — поместье Гуэля. Заказ имеет по-настоящему большое значение и результаты лишь подтверждают желание промышленника сотрудничать.
Убедившись в таланте Гауди, в 1886 году Гуэль заказывает ему строительство Дворца в Барселоне. Именно Дворец Гуэля (Palau Güell) приносит мастеру известность среди буржуазии. Он превращается из обычного строителя в модного архитектора, ставшего символом «непозволительной роскоши». Игра с пространством, ведущим себя как живая материя, впечатлила заказчика. В период строительство Гауди совершил путешествие по Андалузии, а затем и Марокко в свите маркграфа Комильяса. Работы над Дворцом Гуэля завершены в 1889 году.
С 1887 по 1893 мастер задействован в строительстве Епископского дворца в неоготическом стиле в городе Асторг в Кастилии. Но здание оставалось недостроенным до 1915 года, так как архитектор из-за разногласий с капитулом в 1893 году отказался от руководства проектом.
Параллельно в 1888-1889 годах Гауди работает с готическо-крепостным проектом монастырской Школы святой Терезии в Барселоне. Приблизительно в этот же период с 1891 по 1892 год строится под его руководством Дом Ботинес в Леоне.
Выкраивая время между визитами на стройку, архитектору удается посетить Танжер и Малагу для ознакомления с участком, на котором должно было вестись строительство для Францисканской Миссии. Но проект остался неосуществленным.
В 1893 году скончался епископ Хуан Баутист Грау-и-Вальеспиноса, заказавший Гауди дворец в Асторге. Мастера пригласили создать проект надгробной плиты и катафалка.
Современники отмечают, что Гауди был ревностным католиком и строго соблюдал пост. Именно эта причина на фоне слабого здоровья вызвала серьезное ухудшение общего состояния. Процесс выздоровления был трудным и сильно повлиял на внутренний мир архитектора.
С 1895 по 1901 год Гауди возводит множество построек для Эусебио Гуэля. Долго оставалась неизвестной его причастность к хозяйственным постройкам и винным погребам в Гаррафе. Считалось, что над ними работал только его друг Франсеск Беренгер-и-Местрес.
В 1898 году Гауди создает проект церкви Колонии Гуэля, но возводит только лестничный комплекс и Крипту. Здание долго стояло недостроенным, и было завершено лишь в 1917 году. Одновременно с этим в 1898 году для промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля в Барселоне строится Дом Кальвет (Casa Calvet) в псевдобарочном стиле. Дом был достроен в 1900 году и получил муниципальный приз как лучшее здание года. Эта награда стала единственной при жизни Гауди.
1900 год был знаменательным для архитектора, и он проектирует скульптурный ансамбль для каталонской святыни — Монастыря Монсеррат. Рука мастера видна в оформлении алтарной часовни.
Все в том же 1900 году поступает заказ от Марии Сагес на постройку загородного дома на месте королевской резиденции Марти I. Для проекта было выбрано необычное решение — средневековый замок. Так как строительство велось на берегу Средиземного моря и на вершине холма, дом получил название «Бельесгуард», что переводится как «красивый вид». Работы окончены в 1909 году. На первый взгляд постройка, кажется, очень простой, но на самом деле Гауди соединил в ней окружающий пейзаж и мертвую конструкцию. Смесь мудехара и неоготики перекликается с Домом Висенс и Эль Каприччио.
1900 год был по-настоящему насыщенным. Гуэль заказал Гауди создание огромного парка в Грасиа, являвшегося на тот момент пригородом Барселоны. По замыслу промышленника это должен был быть английский парк, отдушина от индустриализации, и одновременно с этим стихийный романтический сад. На одном из участков впоследствии поселился и сам архитектор с племянницей. Грандиозные работы над Парком Гуэля (Park Güell) были завершены в 1914 году вместе с оформлением территории у главного входа, аллей и большой террасы. Однако не удалось реализовать масштабный замысел Гуэля о возведении нового зеленого жилого района.
Гауди одновременно работал сразу над несколькими проектами. Так, в 1901 году поступил заказ от фабриканта Миральеса на проектировку стен усадьбы и въездных ворот. С 1903 по 1914 год архитектор руководит реконструкцией собора в Пальма-де-Мальорка, создает для него интерьер.
С 1904 по 1906 Гауди реконструирует Дом Батло (Casa Batlló) в Барселоне. Текстильный магнат хотел снести старое здание, но архитектор предпочел оставить боковые стены, зато вложил в фасады и внутреннюю отделку всю свою причудливую фантазию. Это первый проект, который нельзя отнести к какому-то конкретному архитектурному стилю. Вместе с Домом Батло родился и уникальный стиль Гауди.
Как упоминалось ранее, архитектор в 1906 году переезжает в один из домов Парка Гуэля, но не по причине тщеславия, мастер был очень скромным, а из-за болезни отца. Все же 29 октября 1906 году отец Гауди умирает.
С 1906 по 1910 год ведутся работы над Домом Мила (Casa Milà) — еще одним необычным проектом. Архитектор хотел построить дом, подобный живому существу, в котором бы пространство не было статичным, а развивалось и перерождалось. Замысел Гауди вполне удался, хотя в штыки воспринимался современниками.
Слава каталонского архитектора вышла далеко за пределы страны. В 1908 году поступил заказ из Нью-Йорка на возведение отеля. Но работы закончились на этапе прорисовки эскизов, предлагающих смелое и неординарное решение. Параллельно Гауди занимался проектированием капеллы при Школе святой Терезии, но руководство учебного заведения забраковало проект. Также в 1908 году возобновляется постройка Крипты Колонии Гуэля, что в Санта Колома.
Все это время, начиная с 1882 года, идет строительство Саграда Фамилия. В 1909 году мастер решает создать временную школу для детей прихожан храма. Особенностью строения стало обилие криволинейных форм и отсутствие перегородок.
В 1910 году под эгидой Национального общества изящных искусств состоялась единственная крупная прижизненная выставка в Париже, на которой были представлены разнообразные проекты Гауди.
В 1912 году умирает слабая здоровьем племянница архитектора Роза Эгеа-и-Гауди, ей было 36 лет. В 1914 году скончался близкий друг и соратник — Франсеск Беренгер-и-Местрес. После перерыва возобновлено строительство Саграда Фамилия.

7 июня 1926 года одинокий неухоженный старик, в которого превратился великий Гауди, по дороге на церковную службу попал под трамвай. Через три дня, 10 июня, гения не стало. Он с почестями похоронен в недостроенном Храме Святого семейства — проекте всей его жизни, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»