Министерству финансов российской федерации подведомственны. Министерство финансов российской федерации

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Министерство финансов РФ (Минфин России) является феде­ральным органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, а также координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти. В основе его деятельности – Бюджетный кодекс РФ (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3823).

В его задачи входит: развитие бюджетного федерализма; разра­ботка проекта федерального бюджета; осуществление государст­венного финансового контроля; участие в формировании и осу­ществлении единой политики цен; координация политики феде­ральных органов исполнительной власти по обеспечению своевре­менного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет.

Минфин России осуществляет государственный контроль за це­левым использованием средств федерального бюджета, за поступ­лением доходов от имущества, находящегося в федеральной собст­венности, за реализацией алмазного сырья РФ, за сделками с дра­гоценными материалами и драгоценными камнями. В его функ­ции также входит организация пробирного надзора; регистрация выпуска ценных бумаг; лицензирование деятельности страховых организаций и надзор за их деятельностью; установление порядка ведения бухгалтерского учета; участие в формировании Государст­венного фонда драгоценных материалов и драгоценных камней, приобретение этих материалов и камней для названного фонда; организация изготовления денежных знаков (денежных билетов и металлических монет) по заявкам Центрального банка России, а также орденов, медалей, знаков почтовой оплаты.

Минфин России призван обеспечивать устойчивость государст­венных финансов, осуществлять целевое финансирование общего­сударственных потребностей, разрабатывать меры по финансово­му и налоговому стимулированию предпринимательской деятель­ности, регулировать лотерейное дело, обеспечивать сохранность государственных фондов России, в том числе Алмазного фонда, и т.д. По заданиям правоохранительных органов он проводит доку­ментальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий и организаций.

Полномочия Минфина России достаточно широки. Так, оно вправе запрашивать и получать от федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации необходимые для осуществления его функций материалы и документы; получать от предприятий и организаций документы, необходимые для осуществления контроля за расходо­ванием средств, выделяемых из федерального бюджета; ограничи­вать, приостанавливать и прекращать финансирование из феде­рального бюджета при выявлении фактов нецелевого использова­ния выделяемых средств; взыскивать средства федерального бюд­жета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением на виновных штрафа; давать обязательные для исполнения указа­ния по устранению выявленных нарушений финансовой дисцип­лины и т.д.

Нормативные правовые акты Минфина России обязательны на всей территории Российской Федерации.

В составе Минфина России действует Федеральное казначейст­во. Главное управление Федерального казначейства Минфина Рос­сии, подчиненные ему территориальные органы в субъектах РФ, а также в городах и районах составляют централизованную систему. Роль этих органов постоянно возрастает в сфере организации бюд­жетного и финансового исполнения федерального бюджета, рас­пределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также в сфере осуществления взаимных расчетов между ними. Федеральное казначейство призвано управлять дохо­дами и расходами федерального бюджета, непосредственно орга­низуя целевое движение денежных потоков и предотвращая «осе­дание» их в коммерческих кредитных учреждениях.

При Минфине России действует в качестве федерального уч­реждения Российская государственная пробирная палата (Про­бирная палата России).

Помимо Минфина России и Федерального казначейства в сфере финансов функционирует с определенными исполнительными функциями Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Она осуществляет функциональное регулирование и межотраслевую координацию в области рынка ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к правилам деятельности с ценными бумагами, а также порядок лицензирования деятельнос­ти в этой области и осуществляет его, контролирует соблюдение законодательства о выпуске и размещении ценных бумаг. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.

Определенная роль в системе управления государственными финансами отводится также Государственному таможенному ко­митету РФ, поскольку осуществляемая им и его подразделения­ми (таможенными управлениями, таможнями и таможенными по­стами) деятельность обеспечивает поступление в государственную казну значительных финансовых средств. Поступление средств в бюджет является результатом выполнения таможенными органа­ми функций субъектов валютного и экспортного контроля. В по­рядке его осуществления таможенные органы вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность лиц, перемещающих то­вары или транспортные средства через таможенную границу; кон­тролировать перемещение через таможенную границу валютных ценностей и валютные операции, связанные с перемещением това­ров и транспортных средств. Они также организуют и осуществля­ют взимание таможенных пошлин, взыскивают стоимость товаров и транспортных средств – объектов нарушения таможенных пра­вил и т.д.

К содержанию книги: Административное право

Смотрите также:

Министр финансов РФ: распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о терр-х органах федеральных служб, подведомственных Министерству; в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; решает в соответствии с зак-вом РФ о гос службе вопросы, связанные с прохождением федеральной гос службы в Министерстве; утверждает структуру и штатное расписание Министерства, смету расходов на его содержание, утверждает ежегодный план работы и показатели деят-ти подведомственных Министерству федеральных служб, дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение и др.

Фед. службы:, ФК, ФНС, ФСФБН. Каждую службу возглавляет руководитель. Финан-ние расх на содержание МФ РФ осущ-ся за счет средств, предусмотренных в ФБ.

фед.службы,подвед-е МФРФ:полнмочия в установ-й сфере д-ти .В настоящее время структурные подразделения Минфина(орган испол.власти;в своей деят-ти руков-ся Конст.РФ,ФЗ,актами през-та и прав-ва РФ) включ-т в себя 13 департаментов и 3 фед.служб. В состав министерства финансов входят следующие службы: 1.Федеральная налоговая служба (Мокрецов М.П) – контроль соблюдения налогового и таможенного законодательства, контроль полноты и своевременности внесения расчетных средств по налогам и сборам, выявление, пресечение и предупреждение налоговых правонарушений; Возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ по представлению Министра Финансов РФ. 2.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Павленко С.Ю.)-осущ-ет функции по контролю и надзору в фин.-б. сфере, функции органа валют. контроля. Фед служба ф-б надзора осуществляет свою деят-ть непосредственно и через свои тер-е органы во взаимодействии с фед органами исполнительной власти, органами исполнительной власти суб РФ, органами мсу, общественными объединениями и иными орг-ми. 3.Федеральное казначейство (Артюхин Р.Е.) – исполнение федерального бюджета, осуществления контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, предварительному и текущему контролю за ведением операций со ср-ми ФБ ГР и ПБС.

-9- органы управления финансами на региональном и местном уровне, их полномочия

Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.). Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.

В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

В настоящее время установлена 2х уровневая система местного самоуправления, включающая 3 типа муниципального образования (поселения, муниципальные районы и городские округа).

В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами и др.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

На базе органов исполнительной власти субъектов РФ создаются местные исполнительные органы.

10, 11 Финансовое регулирование социально-экономических процессов: понятие, субъекты и объекты, формы и методы финансового воздействия на отраслевую структуру экономики, ее территориальные пропорции, социальные процессы.

Для регулирования экон.процессов гос-во располагает определен-ми инструментами(налоги, гос.кредит, бюджетные ассигнования, нормы и нормативы при помощи кот-х регулир-ся фин.отношения).К регулируемым экон.процессам отн-ся:экон.рост, занятость, состояние валютного курса, развитие отдельных отраслей, и предприятий.Регулирование может осущ-ся гос-вом стихийно или сознательно. В наст.время регулир-е явл.-ся обязательным элементом фин.политики любого государства используются для достижения целей экон.развития.

Существует 2 механизма регулирования:1.стимулирующий, направлен на увеличение фин.ресурсов экон.субъектов через систему налог.платежей и увеличение бюдж.расх.для обеспечения эконом.роста и занятости населения.2. рестрикционный механизм-связан с сокращением ден.средств в эк-ке за счет усиления налог.нагрузки и уменьшения бюдж.финансирования в целях сдерживания деловой активности и стабилизации ден.обращений.Фин.инструменты регулиров.обеспечив.-ие решение среднесроч. и долговременных задач, что связано с необх-тью наличия значит-го периода времени для изменения законод-ва и адаптации экон.субъектов к новым условиям деят-ти. Для оператив.воздействия на экон.процессы,гос-во использует не финансовые, а кредитно-денеж.инструменты, такие как учетная ставка, прямые операции гос-ва на кредит в валютном и фондовом рынках и нормы обязат-х резервов в ЦБ. Фискальные и регулир. цели фин.политики нах-ся в определ.противоречии: фискальные требуют ежегод. сбалансирования дох. и расх. гос-ва, а регулир. приводят к бюдж. дефицитам.

-12-Финансовая политика государства

В настоящее время фин.политика – комплекс мероприятий государства по использованию финн.отношений, моболизации фин.ресурсов,их распределению и использованию на основе фин.законодательства. финн.политика государства является лишь средством осуществления его социально-экон.политики и выполняет вспомогат.роль. именно в рамках соц-экон политики может разрабатываться эффективная финн.политика.

Принципы формирования ФП:1)на макроуровне-единство, разграничение доходов и расходов между уровнями,сбалансированность,адресность,2)микроур-самрстоят-ть, мат. заинтерес-ть

Финн.политика -сложное явление которое охватывает комплекс мероприятий:-разработка общ.концепции финн.политики,определение ее основных направлений, целей и задач;-создание адекватного финн.механизма;-управление финн.деятельностью государства и др.субъектов экономики. Основу ФП составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесроч перспективу использования финансов и предусматривает решение задач выиекающих из особенностей функционирования экономики и соц.сферы страны. Одновременно с этим госуд-во осущ-ет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.Задачи ФП: -обеспечение условий для формирования максимально возможных финн.ресурсов;-установление рационального распределения и использования финн.рес-ов;-организация регулирования и стимулирования эк-их и соц-ых процессов финн.методами;-создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. ФП имеет самостоятельное значение, т.к. здесь формируется стратегия и тактика гос-ва. Стратегия и тактика зависят от длительности периода и характера решаемых задач.

Фин.стратегия –долговременный курс ФП-ки, рассчитанный на длительную перспективу и предусматрив. Решение крупномасштабных задач поставленных соц-экон.политикой.в процессе и разработке 1)прогноз-ся основные тенденции развития финансов,2)форми-ся концепции их использования3)составл-ся целевые программы в целях концентрации фин.ресурсов на главных направлениях соц-экон.развития.

Фин.тактика -направлена на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финн.отношений, маневрирования финн.ресурсами.ФС яв-ся относительно стабильной, а финн.тактика-гибкой и подвижной. Стратегия и тактика между собой взаимросвязаны, так как стратегия создает возможности для решения тактических задач, а тактика выявляет решющие области, проблемы соц-экон развития, своевременно изменяет способы формы организации финн.отношений, решает задачи, поставленные фин.стратегией.

Различают 2 вида финн политики:

1)государственная фин политика

2)фин политика организаций

Фин политика государства – это часть социально-экономической политики государства (совокупность государственных мероприятий по обеспечению сбалансированного роста фин ресурсов во всех звеньях фин системы государства).

Главной задачей государственной фин политики является создание благоприятных фин условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

1)разработка общей концепции фин политики, а также определение ее основных направлений, целей и задач

2)создание адекватного фин механизма

3)управление фин деятельностью государства

Основу фин политики составляют стратегические направления на основе которых определяют порядок использования фин ресурсов. Фин политика представляет собой составную часть экономической политики государства в которой конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем фин ресурсов, их источники и направления использования. При выработке фин политики необходимо исходить из исторических особенностей развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. В процессе проведения фин политики особенно важна ее координация с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой и денежной.

Выделяют 2 целевых направления проведения фин политики:

1)фискальное

2)регулирующее

1.Фискальное

Любая фин политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Государство стремится достичь равновесия между доходами и расходами, поэтому оно постоянно ищет пути сокращения расходов.

Особенно сложным для государства является поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени всех хозяйствующих субъектов и неоднозначно влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объемы поступления налоговых доходов в бюджет определен законом Лэффера.

Доходы бюджета

Норм. Запретн.

Данная зависимость между налоговым бременем и доходами поступающими в различные уровни бюджетной системы проявляет свое действие только в условиях рыночной экономики когда все хозяйствующие субъекты обладают юридической, финансовой и хозяйственной самостоятельностью.

В условиях планово-диррективной экономики закон Лэффера не действует поскольку все решения об использовании и распределении ресурсов принимаются государством единолично. Оптимальный уровень налоговой нагрузки зависит от множества факторов среди которых на первом месте экономические, политические, исторические и психологические. Балансирование доходов и расходов государства как правило осуществляется за счет сокращения расходов, но данный путь во всех государствах наиболее проблематичен.

2.Регулирующее

Кроме фискальных целей фин политика осуществляет регулирование экономических процессов при помощи определенных инструментов к которым относят налоги, гос кредит, бюджетное финансирование, различные нормы и нормативы отчислений.

К регулирующим экономическим процессам относят:

1)экономический рост

2)занятость

3)уровень инфляции

4)состояние валютного курса

5)уровень развития отдельных территорий, отраслей и организаций

Регулирование может осуществляться стихийно и целенаправленно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей фин политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом фин политики.

Существует 2 механизма фин регулирования:

1)стимулирующий

2)рестрикционный

Стимулирующий механизм направлен на увеличение фин ресурсов экономических субъектов путем снижения налоговых платежей и увеличения бюджетного финансирования для обеспечения экономического роста и регулирования занятости.

Рестрикционный механизм наоборот связан с сокращением денежных средств в экономике за счет увеличения налоговой нагрузки и сокращения государственных расходов.

Для быстрого и оперативного воздействия на все экономические процессы государство использует не только фин инструменты но и денежно-кредитные:

1)открытые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках

2)нормы обязательного резервирования средств кредитными учреждениями в ЦБ

3)учетная ставка

Важной составляющей фин политики является определение финансового механизма при помощи которого осуществляется непосредственно процесс регулирования. Фин механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации фин отношений. Фин механизм наиболее динамичная часть фин политики.

Выделяют 2 типа фин механизма:

1)директивный

2)регулирующий

Диррективный фин механизм разрабатывается для фин отношений в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включают: финансовое планирование, бюджетное устройство, организация бюджетного процесса, бюджетное финансирование, налоги и гос кредит. Все виды фин отношений разрабатываемые государством как правило обязательны к применению всеми участниками гражданского правооборота.

Регулирующий фин механизм определяет порядок организации фин отношений на локальном уровне, т.е. на уровне юридических лиц. Данные фин отношения напрямую не затрагивают интересы государства.

Актуальной задачей для РФ является обеспечение экономического роста. Это будет базироваться на взвешенной макроэкономической политике, функционирующей на следующих принципах:

      последовательное снижение уровня инфляции;

      проведение сбалансированной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля;

      содействие повышению конкурентоспособности российских организаций;

      поддержка сбалансированного федерального бюджета.

-13- Органы управления финансами субъектов хозяйствования, их задачи

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решений которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

14. Управление финансами, его сущность, функции и роль в финансовом механизме.

Упр-ние в целом-совок-ть приёмов и методов целенап-ного воздействия на объект для достижения поставленной цели или опред-го рез-та. В целом упр-ние финансами- процесс целенап-ного воздействия с помощью спец-х приёмов и методов на фин.отношения и соот-щие им виды фин.ресурсов для реализации функций субъектов власти,а также их целей и задач. Объектами управления явл. разнообразные виды финансовых отношений и соответ-ие им виды фин. ресурсов. Субъект-совок-ть орган-ных структур непосредственно осущ-щих процесс управления. Содержание процесса упр-я финансами раскрывается в 3-х функцион-х элементах:1)планирование -исследуется возможное состояние финансов в будущем периоде, обосновывая показатели соот-щих фин.планов, опред-ся реально возможные объёмы мобилизации фин.ресурсов, их источники формир-я, направления использования. и прогноз-е -осущ-ся на основе анализа фин.инфор-ии, которая содержится в бух-ой, стат-кой и оперативной отчётности, которая д.б. достаточно полной и достоверной2)оперативное упр-ние -разработка комплекса мер,направленных на достижение макс.эффекта при миним.затратах на основе анализа текущей фин.ситуации и соот-щего перераспр-ния фин.ресурсов. оперативное управление в 1-ую очередь сводится к макроэк-ой сбалансированности всех отраслей народного хозяйства и решению соц.проблем. На основании оперативного управления в дальнейшем формируется стратегическое управление финансами. Его цель- мобилизация и эффективное использование фин. рес. гос-ва на перспективу. Оно осущ-ся аппаратом Президента РФ, в частности самим Президентом, Правительством РФ и Федеральным собранием3)фин.контроль -деятельность органов власти и упр-ния по сбору и анализу инфор-ии о состоянии фин.субъекта, а также разработки и принятия конкретных управ-ких решений; выявляются недостатки, положит-ые моменты, разрабатываются мероприятия по устранению недостатков и принятию соот-щих мер. В ходе фин.контроля осущ-ся сопоставление тек. и плановых показателей, проверяется адресность и целевое использование фин рес., оценивается правомерость действий фин. работников которые принимают решение в распределении фин. ресурсов ит.д.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды фин отношений, которые предопределяются социальным строем общества и раскладом политических сил в стране. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают спец службы, называемые фин аппаратом.

Министерство финансов Российской Федерации, Минфин России - органом исполнительной власти. Основные задачи: ведение государственной экономической и финансовой политики, а также осуществление контроля в области финансового обеспечения РФ. Учреждено 8 сентября 1802 года. Минфин осуществляет правовое регулирование в следующих областях: финансы; бюджетная, налоговая, страховая, валютная и банковская деятельность; организация составления и исполнения федерального бюджета; межбюджетные отношения; кредитная кооперация; микрофинансовая деятельность; финансовые рынки; рынок ценных бумаг; государственный долг; аудиторская деятельность; бухгалтерский учёт и бухгалтерская отчётность; производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров; таможенно-тарифное регулирование.

Структура

Департамент управления делами и контроля.
Департамент бюджетной политики.
Департамент бюджетной методологии.
Департамент таможенной и поборной политики.
Департамент финансовой политики.
Департамент межбюджетных отношений.
Правовой департамент.
Административный департамент.
Департамент государственного долга и государственных финансовых активов.
Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки.
Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, гражданской службы.
Департамент долгосрочного стратегического планирования.
Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета.
Департамент международных финансовых отношений.
Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности.
Департамент бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса.
Департамент бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнёрства.
Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса.
Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа.

Подведомственные органы власти:

Федеральное казначейство.
Федеральная налоговая служба.
Федеральная таможенная служба.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Подведомственные организации:

Федеральное казённое учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», Пробирная палата России.
Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации», Гохран России.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак».
Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации».
Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации».
Федеральное государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение „Алмазювелирэкспорт“».
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Лечебно-оздоровительный центр „Ёлочки“».
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»