Сколько было Жен-Мироносиц и как их звали? Неделя святых жен-мироносиц.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Многие православные христиане не относятся к дате 8-го марта как к Международному женскому дню, что обуславливается историей праздника, получившего распространение в годы советской власти в России. Да и само именование праздника "международным женским днем" является ошибочным, ведь далеко не во всех странах Европы 8-го марта чествуют женщин.


Для православных верующих людей существует особый день календаря, который подразумевает всех представительниц прекрасного пола. Это торжество получило именование в честь святых женщин, именующихся в христианской традиции и культуре мироносицами.


Имена жен-мироносиц следующие: Марфа и Мария (сестры праведного Лазаря), равноапостольная Мария Магдалина, Сусанна, Саломия, Иоанна и Мария Клеопова. Церковь именует этих женщин мироносицами потому, что именно они желали исполнить ритуальный долг перед телом умершего Спасителя. Святые жены должны были помазать тело Господа Иисуса Христа после погребения специальными благоуханными ароматами, именующимися миром. Для этого рано утром в субботу женщины отправились ко гробу Христа.


Евангелисты называют следующие , пришедших ко Гробу Спасителя. У Матфея это Мария Магдалина и "другая Мария"; у Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать апостола Иакова из числа 70-ти), Саломия (мать апостолов Иакова и Иоанна из числа 12-ти); у Луки - Мария Магдалина, Иоанна, Мария (мать Иакова), а также "другие с ними"; у Иоанна - Мария Магдалина.


Как говорит Священное Писание и христианское предание, эти женщины были особенно близки Господу, они являлись ученицами Спасителя. Некоторые из жен-мироносиц после смерти Христа проповедывали евангелие по миру. К таковым относится святая Мария Магдалина, за свои усердные труды по распространению веры Христовой именуемая Церковью равноапостольной. В числе других мироносиц были матери святых апостолов. Например, мать апостола Иакова (первого епископа Иерусалима) Мария и мама Иоанна Богослова и апостола Иакова Заведеева Саломия. Святые мироносицы Иоанна и Сусанна уверовали во Христа после проповеди Спасителя и следовали за ним. Мария Клеопова являлась дочерью праведного старца Иосифа обручника от первого брака.


Все эти явили своей жизнью пример великой любви ко Господу, как во время земной жизни Спасителя, так и после Его смерти. Мироносиц также можно ставить в пример как выдающихся матерей, воспитавших , в частности апостолов. Поэтому в женах-мироносицах Церковь видит и символ материанства.


Таким образом, в святых женах-мироносицах воплотились все необходимые качества, которые по рекомендациям православной Церкви должны быть присущи всем женщинам (любовь, самопожертвование, подвиг материнства). Именно поэтому в День святых жен-мироносиц православные верующие и поздравляют всех близких и знакомых женщин, желая, чтобы верующие представительницы прекрасного пола возгревали в себе, подобно женам-мироносицам, выдающиеся нравственные качества.


Память святых жен-мироносиц установлена Церковью на третье воскресенье после Пасхи. Торжества, посвященные женщинам продолжаются неделю.

Покровительницы всех православных женщин: почему они причислены к лику святых и в чем их подвиг? Об этом и о том, какие женщины, кроме Марии Магдалины, удостоились чести видеть воскресшего Христа, расскажет данная статья.

Какие события изображены на иконе

Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.

Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром

После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.

На заметку! Миро - масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира - многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.

По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.

Кто такие Жены-Мироносицы

События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.

День святых жен-мироносиц – православный женский день

Если перечислять всех, то это были:

  • Божия Матерь, которая хотя и названа евангелистами в этом отрывке «другой Марией», но Иоанн Златоуст утверждает, что под этим именованием скрывается Богородица;
  • Мария Магдалина, образ которой в Православии отличается от чисто католического представления о ней как о раскаявшейся блуднице;
  • Мария Клеопова, жена брата Иосифа Обручника;
  • Марфа и Мария Вифанские, сестры воскрешенного Христом незадолго до распятия Лазаря Четверодневного;
  • Иоанна, выкравшая у Иродиады голову Иоанна Крестителя;
  • Саломия, мать двоих апостолов - Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева;
  • Мария Алфеева, мать апостола от семидесяти Иакова;
  • Сусанна.
На заметку! Новый Завет рассказывает о том, как Христос изгнал из Марии Магдалины семерых бесов, а она последовала за ним, раздав свое имущество. В Православии она почитается как равноапостольная святая.

Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.

Неделя Жен-Мироносиц

Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц. Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.

Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.

Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая.

Известные иконы Жен-Мироносиц

Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».

Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня

Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.

Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения.

Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц - каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника

В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен - свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая - Мария Магдалыня , о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям - дарованиям Святого Духа). Вторая - Саломия , которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья - Иоанна , жена Хузаня - домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая - Марья и Марфа , сестры Лазаревы. Шестая - Марья Клеопина , которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая - Сосана . Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица , Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.

Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе! ». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба? ». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.

Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его , Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья - сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе - сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.

Вскоре все беззаконные убийцы были преданы справедливому суду и суровому возмездию - как Пилат, так и иудейские старейшины. Марья Магдалыня потом еще много потрудилась в благовествовании Христовом, за что получила в церкви наименование «равноапостольной». Достигши преклонного возраста, она преставилась в греческом городе Ефесе и была погребена святым апостолом Иоанном Богословом. В 886-ом году при греческом императоре Льве премудром ее мощи были торжественно перенесены в Константинопольский монастырь святого Лазаря.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф , как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим , тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис. 53:9).

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней - Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Праздник святых Жен-мироносиц. Иконы

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии Воскресения Христова. Самое раннее из известных иконописных изображений Жен-мироносиц у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256 гг.). Жены-мироносицы изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом - две звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (втор. пол. V века) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом, - это впоследствии получило название «Явление ангела женам-мироносицам».

На рельефе серебряного саркофага (IV век) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены три Жены-мироносицы перед Гробом в виде здания, над которым находится фигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 года) гробница изображена в виде двухъярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Жены-мироносицы, над которыми представлено «Вознесение Господне».

В Евангелии Раввулы представлена листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Исуса Христа двум женам, которые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Исуса Христа Мариям по Воскресении».

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизантийские формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Жены-мироносицы изображены справа от ангела, крупная фигура которого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня - небольшие фигуры двух Жен-мироносиц. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, который, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.

В русских, как и в византийских, памятниках сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы, соседствуя либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса.

В целом композиция следует выработанной в средневизантийский период схеме, хотя возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа Жен-мироносиц и стражников. Так, в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год) Жены традиционно изображены подходящими слева, но гроб Господень представлен совершенно особенно: в виде прямоугольной плиты под киворием, на которой горизонтально в ряд лежат две условно изображенные пелены. Над гробом висят светильники на цепочках. Эта деталь композиции могла отразить реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме и убранства камня Помазания.

Другой вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 год). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть которого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят три Жены-мироносицы. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в русском искусстве.

Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в.), только саркофаг расположен под другим углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Жены-мироносицы стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей - стражей Гроба. На иконах XVI века спящими представлены три воина в доспехах (икона втор. половины XVI в.), стражников изображают и в большем количестве. На иконах кон. XV - нач. XVI вв. число Жен-мироносиц увеличено до семи, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, которая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров - икона из Гостинопольского монастыря, 1457 г.).

Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI веке. Особенностью, определявшей традицию русского искусства, стало изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в.). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.

Святые Жены-мироносицы. Картины

К теме Явления ангела Женам-мироносицам обращались мировые живописцы, такие как Карраччи Аннибале, Дуччо ди Буонинсенья, М.В. Нестеров и другие.

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем - в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя - так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе - неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой - парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась - стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Душеполезное поучение в неделю Жен-мироносиц

Великий подвиг, терпение и мужество смогли проявить немощные и малосильные по своей природе женщины, когда, казалось, непроницаемая греховная тьма уже безвозвратно охватила всю Вселенную, ведь был распят и погребен Тот, Которого зовем мы «Солнцем правды» и «Светом миру». Ближайшие ученики Христовы отступили на время, но именно женщины следовали за Христом в самый тяжкий час по крестному Его пути и сподобились за то величайшей радости - услышать ангельское благовествование и первыми увидеть Воскресшего Спасителя. Ибо «должно бо бяше преже падшему племени под грех, и клятву наследовавшему, преже и Воскресение видети, и радость внушити» (Синоксарь).

Когда у Гроба сидела ночная стража, то для женщин не было никакой возможности приблизиться к нему. Но они желали отдать последнюю честь своему возлюбленному Учителю, над Которым с наступлением субботнего дня не успели, как было положено, совершить полный обряд погребения: Иосиф с Никодимом, за недостатком времени, смогли помазать Тело Господне только елеем со смирною. Поэтому женщины, движимые великой любовью и состраданием, желая лучше послужить даже погребенному Господу, чем иметь временное греховное наслаждение, приготовили многоценные благовонные ароматы и с нетерпением ожидали начала воскресного дня, когда по закону смогли бы продолжить начатое дело. Иудейские же священники, постоянно упрекавшие Спасителя за нарушение субботнего дня, в этом случае, напротив, полностью обнаружили злобное свое лицемерие, ибо, пренебрегая запрещением ради субботнего покоя, занимались различными хлопотами, чтобы приставить стражу и укрепить Господень Гроб железными печатями.

Великое землетрясение и явление ангелов весьма устрашило римских воинов. Едва пришедши в себя, они отправились возвестить о небывалом чудесном событии, поэтому женщины смогли спокойно и беспрепятственно подойти ко Гробу. Явление двух ангелов во Гробе говорило о Богочеловеческой природе Спасителя: ангел, сидящий в головах, указывал на Божество, другой, сидящий в ногах, на уничиженное воплощение Слова.

Особое слово надлежит здесь сказать об Иосифе Аримафейском, повествование о котором есть у всех евангелистов. «Блаженный Иосиф из Аримафеи, еще служа закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Прежде Иосиф скрывался, теперь же дерзает на великое дело, положив душу свою за Тело Учителя и приняв на себя столь тяжкую борьбу со всеми иудеями. Как великий дар, дает ему Пилат Тело. Ибо Тело Христа как мятежника умерщвленного должно было быть брошено непогребенным. Впрочем, Иосиф, будучи богатым, возможно, что и золота дал Пилату. Получив Тело, Иосиф чествует его, положив в новой гробнице, в которой никогда никто не был положен. И это было по промышлению Божию, чтобы по Воскресении Господа не сказал кто-либо, что вместо Него воскрес другой мертвец, погребенный там прежде Его. По этой причине и гробница новая.

Не стал он размышлять: «Вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев», Иосифе Аримафейском так ни о чем подобном не размышлял сам с собой, но, оставив все как менее важное, просил одного Иосифе Аримафейском предать погребению тело осужденного. Пилат удивился, что Он уже умер, ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника, давно ли умер? То есть, неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв Честное Тело, обвил ею, предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христа и знал, как почтить Владыку. Он был «благообразен», то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания члена совета, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, имеющие которую должны были заведовать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство члена совета нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя Иосиф значит «приношение», а «Аримафей» - «возьми оное». (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея и Марка).

Счет дней в тридневном Воскресении Господнем может вызывать некоторое недоумение, но Писание имеет сокровенный смысл. Блаженный Феофилакт Болгарский подробно разъясняет нам таинственный ход тех священных событий:

«Как насчитываются три дня? В восьмом часу пятка был распят; с этого до девятого - тьма: это считай у меня за ночь; затем от девятого часа - свет: это день, - вот сутки: ночь и день. Далее, ночь пятка и день субботы - вторые сутки. Опять же ночь субботы и утро дня Господня, означенное у Матфея: во едину от суббот, на рассвете, ибо утро принимается во счете за целый день, - вот третьи сутки. И иначе можешь насчитать три дня: в пятницу Господь предал дух, это - один день; в субботу был во гробе, это - другой день; ночью Господнего дня воскрес, но от своей части и день Господень считается за иной день, так что вот и три дня. Ибо и об усопших, если кто умер около десятого часа дня, а другой - около первого часа того же дня, то говорят, что оба они умерли в один и тот же день. Имею сказать тебе и иной способ для того, как насчитать три дня и три ночи. Слушай же! В четверг вечером Господь совершил вечерю и говорил ученикам: «Приимите, ядите Тело Мое». Так как Он имел власть положить душу Свою по Своей воле, то ясно, что тогда же Он и заклал Себя, как преподавал Своим ученикам Тело, ибо никто не ест чего-либо, если прежде не было заколото. Считай же: вечером Он преподал Тело Свое, та ночь и день пятницы до шестого часа - вот одни сутки; потом, от шестого часа до девятого - тьма, а с девятого - до вечера опять свет, - вот и вторые сутки; опять ночь по пятке и день субботы - вот и третьи сутки; в субботу же ночью Господь воскрес: это - трое полных суток».

Рассуждая о Воскресении Христовом, святые отцы указывают нам на удивительные контрасты. Действительно, в то время как слабые и неученые женщины получают вышнюю премудрость и дар благовестниц, старейшие церковные законоучители и толкователи Писания в иудеях являют в себе поистине окамененное нечувствие. Так, услышав от самых непредвзятых свидетелей, римских воинов, о великом землетрясении и явлении ангелов, не оставляют они своего богоборческого злодеяния, но дают немалую сумму денег для нелепого свидетельства о покраже, вовсе невозможной при тех обстоятельствах.

«Затем ученики приходят ко гробу и видят лежащие одни пелены; а это было знаком истинного Воскресения. Ибо, если бы кто-нибудь переложил тело, тот не обнажил бы его; и если бы кто украл, тот не позаботился бы свивать плат и класть отдельно на особом месте. Посему евангелист предварительно сказал, что тело Христово погребено было со многою смирною, которая не хуже смолы приклеивает пелены к телу, чтобы мы, когда услышим, что плат лежал на особом месте, нисколько не верили тем, которые говорят, будто тело Христово украдено. Ибо вор не был бы так глуп, чтобы на дело излишнее употреблять столько старания и не подозревать, что чем долее будет им заниматься, тем скорее может быть пойман» (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна).

«Всякая душа, господствующая над страстями, называется «Мариею». Очистившись посредством бесстрастия, она видит в Исусе Бога и человека».

Радость ангельского явления получили женщины не иначе, как пострадавши и сораспявши себя для внешнего мира при Христовом распятии. Ибо ничто так не приближает нас к Богу, как добровольно страдание, которое мы терпим ради Него. Пасхальная радость более всего чувствуется после строгого многодневного воздержания. Так и Вечная Пасха невозможна для нас, если не подвигнем себя на лишения и скорби, ради исполнения заповедей и стяжания евангельских добродетелей, чтобы сподобиться в душевной и телесной чистоте достойно предстать перед Богом и видеть Воскресшего Христа в неизреченной и непреходящей Его славе.

«Будем и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Исусово посредством причащения и положить оное во гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей утверждение свое во Христе, Который есть Камень. Да обовьем сие Тело плащаницей, то есть в чистое тело примем Его (ибо тело есть как бы плащаница души). Тело Божественное должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело». (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Хоть первой грешницей на земле и была женщина, многие представительницы слабого пола стали почитаемыми в православной вере. Об их подвигах ради любви к Господу Богу можно говорить долгое время. Особое место в православной церкви занимают женщины-мироносицы, которые ничего не боясь, следовали за Христом.

Жены-мироносицы - кто это?

Женщины, которые первыми после субботы пришли к Гробу Иисуса Христа, который воскрес, принеся ему ароматы и благовония (миро) для ритуального умащения тела – это жены-мироносицы. Семь женщин, о которых говорится в разных писаниях, были верны Иисусу Христу до конца, и они не разбежались, как ученики и апостолы, оставив Сына Божьего умирать на Кресте. Выясняя, кто они,жены-мироносицы, стоит сказать, что они не побоялись обратиться к Понтию Пилату, чтобы тот разрешил забрать тело Иисуса для погребения.

Согласно существующим преданиям рано утром третьего дня женщины пришли к месту погребения с подготовленным миром. Они не боялись стражи и ареста, поэтому и были вознаграждены тем, что первыми узнали и увидели Воскресение Христа. Сначала жены-мироносицы не поверили в случившееся, поскольку Иисус воскрес в другом теле, но услышав его голос они убедились в чуде. История, объясняющая, что значит жены-мироносицы, является поучительной во многих смыслах. Главный вывод заключается в том, что любящее сердце готово на многое и даже и смерть.

Жены-мироносицы – имена

На самом деле евангелисты называют разные женские имена, но в результате проведенного специалистами анализа и, учитывая Священное Предание, можно выделить семь реальных персон. Если интересует, как звали жен-мироносиц, то запомните следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария, Марфа и Сусанна. У каждой женщины была своя уникальная история жизни, но вместе их свела огромная любовь к Господу Богу. О других женах-мироносицах достоверной информации нет.


Житие жен-мироносиц

Церковь представляет общепринятые жития семи важных женщин в православии:

  1. Мария Магдалина . До своего знакомства с Христом женщина вела греховную жизнь, из-за которой в ней поселились семь бесов. Когда Спаситель изгнал их, Мария покаялась и пошла вслед за ним, служа Ему и святым апостолам. Исходя из наличия большого количества упоминаний об этой жене-мироносице, можно сделать вывод, что она выделялась среди других своей верой и преданностью.
  2. Иоанна . Многие святые жены-мироносицы пришли к Сыну Божьему после того, как тот сотворил какое-то чудо, так Иоанна пошла за Христом, когда тот исцелил ее умирающего сына. До этого она была богатой женщиной, которая не следовала заповедям Господа.
  3. Саломия . Согласно церковным преданиям она приходилась дочерью святому праведному Иосифу Обручнику. Она родила на свет апостолов Иакова и Иоанна.
  4. Мария Клеопова . Считается, что эта женщина мать апостола Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  5. Сусанна . Выясняя, жены-мироносицы кто они, стоит заметить, что не обо всех женщинах известно много информации, например, о Сусанне упоминается единожды в отрывке апостола Луки, в котором он рассказывает о том, как Иисус путешествовал по городам для проповеди. Сусанна была одной из жен, которая сопровождала его. Другой информации о ней нет.
  6. Марфа и Мария . Это родные сестры, у которых еще был родной брат – святой Лазарь Четверодневный. Они уверовали во Христа еще до его воскрешения. Церковь считает, что Мария была той женщиной, которая вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, подготовив тем самым его тело к погребению.

В чем помогает икона «Жены-мироносицы»?

Существует несколько икон, на которых представлены великие женщины. Их можно встретить в церквях и купить для домашнего иконостаса. Многих интересует, о чем молятся женам-мироносицам, так вот иконы являются вдохновением для молящихся женщин на подвиг верности, умиротворения и любви. Перед образом можно просить о прощении за содеянные грехи, об укреплении веры и избавлении от существующих искушений. Помогают иконы обрести тихую и праведную жизнь.

Жены-мироносицы – молитва

Поскольку великие для православной церкви женщины сотворили подвиг во имя любви к Господу, к ним возносят молитвенные обращения, как и к святым. Молитва женам-мироносицам является просьбой, чтобы святые женщины просили перед Господом об избавлении от грехов и прощении. Обращаются к ним, чтобы обрести любовь к Христу, как это сделали они сами. Регулярные молитвенные обращения способствуют смягчению и умилению сердца.


Жены-мироносицы - православие

Согласно церковным канонам день, посвященный святым женщинам, является аналогом 8 марта. Неделя жен-мироносиц начинается после Пасхи на третью неделю, стоит указать, что под словом «неделя» подразумевается воскресенье. В этот праздник женщины в древности обязательно причащались, а затем, проводились веселые празднования. Святые отцы о женах-мироносицах говорят, что каждая женщина на Земле удостоена такого звания, поскольку она несет мир своей семье, рожает детей и является хранительницей очага.

Жены-мироносицы в современном мире

Православие восславляет совсем другие качества женщин, например, преданность, жертвенность, любовь, веру и так далее. Многие выбрали для себя другой путь, ориентируясь на иные ценности, например, славу, деньги, безразличие, но есть и исключения. Можно найти множество историй о том, как современные жены-мироносицы прославляют Господа и живут праведной жизнью. Сюда можно отнести сестер милосердия, волонтеров, многодетных матерей, любви которых хватает не только на своих детей, но и на всех нуждающихся в ней, и других женщин, живущих во благо окружающих.

Кто такие жены мироносицы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о событиях, предшествовавших Воскресению Христову..
В Страстную Пятницу Спасителя распинают на Голгофе. В этот же день Его Тело с креста снимают тайные последователи Христа Иосиф Аримафейский, важный чин священного Синедриона и фарисей Никодим, участник совета того же Синедриона.

Тело Спасителя, обернув в специальное полотно из льна - плащаницу, пропитанную ритуальными маслами и благовониями, запечатывают в пещере, принадлежащей богачу Иосифу Аримафейскому.
В субботу, по просьбе иудейских первосвященников, опасавшихся похищения тела Христа и инсценировки Его воскрешения, ко входу в Гроб Господень приставляют римских солдат в качестве караула. В воскресенье к пещере,где был захоронен Спаситель, подошли женщины, близкие к Нему, чтобы обработать Его тело благовониями и миром согласно древним обычаям.
Вот они и известны нам как жены-мироносицы , они и изображены в числе других Святых на данной иконе.

Подойдя к пещере, женщины стали размышлять над вопросом: как же уговорить стражников отойти и как отодвинуть огромный камень,
закрывавший вход в Гроб Господень?
Но им не пришлось долго думать: раздался небесный гром, земля затряслась под ногами и перед ними явился Ангел Господень.
Из-за землетрясения камень самостоятельно откатился от
входа в пещеру, а стражники, испугавшись нисхождения Ангела, в страхе бежали места караула. Женам - мироносицам же Ангел Господень поведал радостное известие: Иисус Христос воскрес и вскоре встретится с ними.

В описаниях всех четверых евангелистов количество жен мироносиц разнится. Мы же попытаемся перечислить всех упомянутых женщин в Священном Писании и в церковном Священном Предании. В первую очередь, конечно же, вспомним Святую Деву Марию, Богородицу.
Хотя в трудах евангелистов она явственно не указана, а обозначена некая "другая Мария",отличная от Марины Магдалины. Тем не менее Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви,наряду с Василием Великим и Григорием Богословом,высказывался именно за такую
трактовку Писания: "другая Мария" - это Дева Мария , Божия Матерь. Священное Предание указывает, что именно Приснодева первой была удостоена чести увидеть воскресшего Иисуса Христа. Он, явившись ей в белых одеждах, попросил сообщить Его ученикам апостолам, о Своём Воскресении. Поспешив с благой вестью к апостолам,по пути Богородица встречает Марию Магдалину, где уже перед обеими Мариями снова является воскресший Господь.

К женам - мироносицам также причисляют: Марию Клеопову , жену Клеопа, брата Иосифа Обручника, Марфу и Марию Вифанских - сестёр Лазаря, воскрешенного Спасителем, Иоанну , жена слуги царя Ирода, которая выкрала усечённую голову Иоанна Крестителя у Иродиады, Саломию , мать апостолов от двенадцати Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева, Марию Алфееву , мать Иакова, апостола от
семидесяти и Сусанну , одну из приближенных к Христу и апостолам жен.

Иконе жен - мироносиц молятся о прощении грехов, об укреплении веры и об избавлении
от зла и искушения для постижения тихой. праведной и чистой жизни.

Женам - мироносицам(третья неделя по Пасхе посвящена им).
Ко гробу с миром драгоценным
Они тогда чуть свет спешили -
Поступок не казался ценным, -
Просто Христа они любили...

И первым им Христос явился,
А не апостолам, мы знаем!..
С днём мироносиц мы сегодня
Всех наших женщин поздравляем!

Кто мир несёт с собой повсюду,
Кто детям веру прививает...
Может и я среди них буду...
Всех нежно Солнце обнимает...

Тем, первым, сердцем подражая,
Вы своды храмов сберегали...
Любовь, как жертвенность простая -
Вы ею семьи укрепляли...

Пусть не зовут вас Саломией
И Марфой тоже не зовут...
Но вас сегодня поздравляют
За ваш порой нелёгкий труд!
18 мая 2013 г Татиана Кенпинская.

© Copyright: Татиана Кенпинская, 2013

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

У Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день. (отмечается во второе после Пасхи воскресенье или еще говорят третья неделя Пасхи-"неделя" по-славянски и есть воскресенье,Пасха-первое,следуещее - Фомино,и потом- Жен мироносиц) В этом году - 26 апреля

художник Петров-Кириллов Владимир

мозаика - Церковь Сант Аполлинаре Нуово. Равенна. Италия

иконописица Светлана Богатова

часть фрески

монастырь Милешево

Герберт Густав Шмальц

икона первой четверти ХVIII века

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»