Щукин коллекционер меценат биография. Кабинет

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

19 июня 2019 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка, которая займет почти все пространство музея. Проект представит историю формирования коллекции полотен Моне, Гогена, Матисса и других художников, которую собрал купец Сергей Щукин, - через его личность. "Родина" рассказывает, как Щукин однажды "подмалевал" картину гениального импрессиониста Матисса, а тот этого "не заметил"...

Писсаро в Большом Знаменском переулке

Весной 1898 года московский купец 1-й гильдии Сергей Щукин оказался на маленькой парижской улочке Лаффит, что неподалеку от Итальянского бульвара, и в галерее Поля Дюран-Рюэля приобрел картину Камиля Писсарро "Оперный проезд в Париже". Осенью там же купил полотно Клода Мане "Скалы в Бель-Иль"...

Современные энциклопедии восторгаются импрессионистами. Но так было не всегда. В годы, когда ими увлекся Сергей Иванович, направление только пробивало свой путь. Сергей Иванович привез диковинные полотна в патриархальную Москву, разместил в своем двухэтажном доме в Большом Знаменском переулке. И каждую субботу лично проводил экскурсии для интересующихся.

Шедевры импрессионизма были похожи на заморских бабочек, неожиданно залетевших в засыпанную снегом Россию. А присутствующие, вспоминал князь Сергей Щербатов, стояли вокруг седовласого хозяина и слушали его, как эскимосы граммофон.

Кто он, этот удивительный человек?

Жестокие удары судьбы

Сергей Щукин принадлежал к старообрядческой купеческой семье, успешно занимался продажей русского текстиля. Во время событий 1905 года он, пользуясь моментом, скупил находившийся на складах текстиль, а когда ситуация нормализовалась, получил сверхприбыль. Его фирма активно работала на Кавказе, в Средней Азии и даже вышла на рынок Персии. Московские купцы уважительно называли Сергея Щукина "министром коммерции".

В 29 лет он женился на Лидии Кореневой, дочери екатеринославского помещика. Жена была моложе мужа на десять лет и приятно удивляла московский бомонд трогательным южным говором. Как в сказке, у них родились три сына: Иван, Сергей, Григорий и дочь Екатерина.

А потом в Большой Знаменский переулок пришли беды, откуда не ждали. Неожиданно умерла Лидия Григорьевна, свели счеты с жизнью сыновья Григорий и Сергей. И московский бомонд мгновенно вынес приговор: виною всему странные и пугающие картины. Такие может собирать только сумасшедший, а значит, и дети у него ненормальные...

Чтобы вдохнуть жизнь в осиротевший особняк, Сергей Иванович взял в качестве приемных дочерей крестьянских девочек-сирот Аню и Варю. Спасение от одиночества искал на музыкальных вечерах в доме Владимира Гиршмана, известного богача и коллекционера. Здесь познакомился с Надеждой Конюс (в девичестве Миротворцевой). Надежда Афанасьевна находилась в разводе, и, когда вдовец сделал ей предложение, ответила согласием.

В этот период он и "заболел" Анри Матиссом.

Три письма Матиссу

Увидев в Париже полотно "Радость жизни", потрясенный купец незамедлительно познакомился с гениальным художником. Собеседники понравились друг другу, Сергей Иванович начал покупать картины Матисса прямо в мастерской, без посредников. Так и возникла идея эксклюзивного, как сказали бы сейчас, заказа: украсить тремя полотнами Матисса двухэтажный дом Щукина. А вскоре маэстро прислал эскизы: "Танец", "Музыка" и "Купальщицы у реки". Матисс не понял заказчика, когда тот говорил о двух лестничных пролетах. Во Франции первый этаж не учитывается, и художник решил, что в доме три этажа...

Сергей Иванович остановился на "Танце" и "Музыке". Но неожиданно возникла деликатная проблема: обнаженные фигуры...

"Сударь,

я получил оба Ваших письма от 11 и 12 марта с эскизами больших картин. Они прекрасны и очень благородны по цвету и рисунку. Но увы! Я не могу теперь поместить ню у себя на лестнице. После смерти одного из моих родственников я принял к себе в дом трех девочек, а у нас в России (мы здесь немного на Востоке) нельзя показывать ню девочкам.

В России мы как в Италии XVII века, где ню было запрещено. Если бы у меня в доме не было маленьких девочек, я рискнул бы не посчитаться с общественным мнением, но теперь я вынужден подчиниться русским обычаям".

Матисс недоумевает: почему девушки должны танцевать в платьях, ведь такие удачные эскизы.

Щукин настаивает в письме от 27 марта: что "касается сюжета, я хотел бы избежать ню". Но азарт коллекционера оказывается сильнее мнения света.

"Сударь,

Я нахожу в вашем панно Танец сколько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными... Все мои оговорки в двух предыдущих письмах аннулированы моей телеграммой в последнее воскресенье..."

Ультиматум Мастеру и покаяние

Прежде чем отправить картины в Россию, Матисс выставил их в парижском Осеннем салоне. И разразился грандиозный скандал. По оценке французских критиков, "упрощение достигло крайних пределов". В газетах появились едкие карикатуры.

Побывавший на выставке Щукин дрогнул и... отказался от заказа.

Для Матисса, только что похоронившего отца, это был страшный удар!

Но непереносимым ударом это было и для Щукина. Двое суток, пока ехал в поезде из Парижа, он не смыкал глаз. Выйдя на московском вокзале, телеграфировал Матиссу, что покупает обе картины.

"Сударь,

В дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться.

По этой причине я решил выставить Ваши панно. Будут кричать, смеяться, но поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен, может быть время сделается моим союзником и в конце концов я одержу победу...".

Заретушированный флейтист

4 декабря 1910 года "Танец" и "Музыка" прибыли в Москву и были выставлены в особняке Щукина. Они произвели грандиозный эффект. Вот что писал своей сестре скульптор Борис Терновец:

"Я был сегодня у Щукина... Но что особенно поразило, увлекло и захватило нас, что было торжественным, полным заключительным аккордом - это новая фреска Матисса - "Хоровод" (Речь, конечно же, идет о полотне под названием "Танец" - Авт.) Я был буквально опьянен ею... Это лучшее из того, что создано Матиссом, и, может быть, лучшее из того, что вообще дал ХХ век".

Успех панно был таким, что Сергей Иванович при очередной встрече с Матиссом предложил ему написать еще три полотна-аллегории. Художник ответил согласием. 19 октября 1911 года Щукин и Матисс выехали из Парижа. И пока поезд наматывал километры, Сергей Иванович изматывал себя вопросом: как сказать Мастеру, что он все-таки "оградил" девочек-воспитанниц, собственноручно зарисовав у флейтиста в "Музыке" неположенное...

Матисс остановился в доме Щукина. Об их времяпрепровождении можно судить по записи в дневнике писателя Андрея Белого. Щукин рассказывал ему, что Матисс "зажился у него: пьет шампанское, ест осетрины и хвалит иконы; не хочет-де ехать в Париж... Говорят, что картину Матисса, выписанную им, сам же у себя подмалевал (и Матисс-де сделал вид, что этого не заметил)".

Писатель ошибся: Матисс, конечно, заметил "исправления". Но миролюбиво сказал Щукину, что, в сущности, это картину не изменило.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

37 - столько полотен Матисса нашли приют в доме Сергея Ивановича Щукина

ЩУКИН Сергей Иванович ЩУКИН Сергей Иванович

ЩУ́КИН Сергей Иванович (27 мая 1854, Москва - 10 января1936, Париж), русский купец, собиратель французской живописи, основатель общедоступной частной галереи. Брат Д. И. Щукина (см. ЩУКИН Дмитрий Иванович) и П. И. Щукина (см. ЩУКИН Петр Иванович) .
Образование получил в Германии. С 1878 стал помогать отцу в управлении фирмой «И. В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца в 1890 возглавил ее. Погруженный в торговые дела, он до поры до времени не разделял увлечения своих братьев коллекционированием, приобретая картины лишь для украшения дома. Страсть к собирательству пробудилась в Сергее Ивановиче лишь в сорок с лишним лет. Зато очень быстро он определил главное направление своей деятельности как коллекционера. С творчеством французских импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) Сергея Ивановича познакомил брат Иван, тоже коллекционер, который к тому же постоянно жил в Париже. В Москве в это время мало кто коллекционировал современную западную живопись, а импрессионистов плохо знали и практически не ценили даже во Франции.
Первые приобретения Сергея Ивановича в Париже в 1895-96 представляли собой вполне традиционную салонную живопись. Это были пейзажи малоизвестных художников Фрица Таулова, Джеймса Патерсона, Шарля Котте, Люсьена Симона. В 1897 в его собрании появляется первая картина Клода Моне (см. МОНЕ Клод) - широко известная ныне «Сирень на солнце». Так он открыл для себя импрессионистов и с присущими ему темпераментом и азартом делового человека стал собирать их полотна.
Приобретая картины, Сергей Иванович не прислушивался ни к каким мнениям. Свой принцип выбора художественных произведений он определял так: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай ее». Новые приобретения он делал на парижских выставках, а также непосредственно в ателье у художников. Про Щукина говорили, что он покупал «свежие» холсты с еще непросохшими красками. В 1905 он приобрел несколько полотен у своего брата Петра, решившего сосредоточиться на русских древностях; среди работ была и «Обнаженная» О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст) .
В коллекции С. И. Щукина оказались произведения П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) , В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент) , Э. Дега (см. ДЕГА Эдгар) , А. Марке (см. МАРКЕ Альберт) , А. Матисса (см. МАТИСС Анри) , К. Моне (13 полотен), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) (50 работ), К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) , П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль) , П. Синьяка (см. СИНЬЯК Поль) , А. Руссо (Таможенника) (см. РУССО Анри (Таможенник)) . В общей сложности к 1918 им было собрано 256 картин.
В 1910-е годы С. И. Щукин избран почетным членом Общества художников «Бубновый валет», наряду с другими художниками, литераторами, театральными деятелями и меценатами он состоял членом Общества искусств.
Дом Щукина в Большом Знаменском переулке, где располагалась галерея, был возведен еще в екатерининское время. В 1882 он был приобретен отцом собирателя - Иваном Васильевичем, а в 1891 подарен Сергею Ивановичу. Его помещения представляли собой роскошные апартаменты с высокими потолками, обилием росписей и лепнины, наборным паркетом, дорогими люстрами. С течением времени все его стены от пола до потолка в два, а то и в три ряда, в сплошной «ковровой» развеске (рама к раме), были заняты произведениями живописи.
Центром галереи была розовая гостиная с полотнами А. Матисса (см. МАТИСС Анри) ; развесил картины сам автор, побывавший в Москве по приглашению С. И. Щукина в 1911. Здесь были собраны такие известные произведения, как «Мастерская художника», «Красная комната», «Семейный портрет», «Дама в зеленом платье», «Испанка с бубном», «Девушка с тюльпаном».
Матисс был любимым художником Сергея Ивановича, с ним у Щукина установились дружеские отношения. Они познакомились еще в 1906.
В галерее Щукина насчитывалось 38 полотен Матисса, вошедших в историю мирового искусства как «русские Матиссы». Художник выполнил по заказу коллекционера для его московского особняка два огромных панно «Танец» и «Музыка», ставших этапными в творчестве мастера.
С. И. Щукин не раз демонстрировал произведения из своей коллекции на различных художественных выставках.
После смерти жены, Лидии Григорьевны, Сергей Иванович 5 января 1907 составил завещание, по которому его коллекция должна перейти в дар Третьяковской галерее. Он желал, чтобы его собрание стало дополнением уже имевшейся в этой галерее коллекции западноевропейской живописи, собранной С. М. Третьяковым.
Еще до передачи собрания городу, с 1910, галерея Щукина стала доступна для обозрения. Посетителям разрешалось осматривать ее по воскресеньям с 11 до 14 часов. На эти воскресные просмотры собирались студенты, гимназисты, репортеры, писатели, художники, артисты, коллекционеры. Экскурсии проводил сам Сергей Иванович.
В 1915, после второй женитьбы, Сергей Иванович переехал в дом на углу Большой Никитской и Садовой, а особняк на Знаменке все более превращался в музей. После новой женитьбы изменились и его планы относительно коллекции.
После октябрьского переворота 5 ноября 1918 галерея была национализирована и весной 1919 открыта для посещения под названием «Первый музей новой западной живописи».
С. И. Щукин сначала оставался при своем музее, выполняя обязанности директора, хранителя и экскурсовода. Развитие событий заставило его покинуть Россию и поселиться в Париже, где он прожил до самой смерти.
«Музей новой западной живописи» в 1929 был слит с морозовской коллекцией и перемещен на Пречистенку, в особняк, некогда принадлежавший И. А. Морозову. В 1948 музей был расформирован. Лучшие картины из бывшего щукинского собрания находятся ныне в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Наследники Сергея Ивановича оспаривают законность национализации.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ЩУКИН Сергей Иванович" в других словарях:

    Щукин Сергей Иванович … Википедия

    Ксан. Портрет С. И. Щукина, 1915. Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Сергей Иванович Щукин (1854, Москва 1936, Париж) московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской… … Википедия

    - (1854, Москва — 1936, Париж), предприниматель, коллекционер живописи. Из купеческой старообрядческой семьи. Потомственный почётный гражданин. Брат и. Получил начальное домашнее образование, затем среднее образование в Саксонии. Окончил… … Москва (энциклопедия)

    Род. 1854, ум. 1936. Купец, основатель общедоступной частной галереи. Брат Д. И. Щукина (см.) и П. И. Щукина (см.). Собиратель французской живописи (в собрании Моне, Ренуар, Гоген, Ван Гог, Дега, Матисс, Пикассо, Писсарро, Сезанн, Синьяк и др.).… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1853 1912), русский купец, собиратель русских и восточных древностей, основатель частного общедоступного музея. Брат Д. И. Щукина (см. ЩУКИН Дмитрий Иванович) и С. И. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) . Получил хорошее образование в России и за … Энциклопедический словарь

    - (1855 1932), русский коллекционер западноевропейской живописи. Брат П. И. Щукина (см. ЩУКИН Петр Иванович) и С. И. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) . Образование получил в Германии. Не занимался коммерческим семейным предприятием. Первоначально … Энциклопедический словарь - Сергей Иванович Лобанов русский художник Дата рождения: 18 сентября 1887 Место рождения: Москва Дата смерти: 1942 Место смерти … Википедия

К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина мы начинаем серию репортажей о музейной коллекции, которая входит и десятку лучших коллекций мира. “Коллекция Щукина и Морозова” – первый репортаж цикла.

Коллекция Щукина и Морозова в Москве

Коллекция Галереи Западноевропейского искусства XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина – самая интересная в музее. Она была собрана за 12-15 лет представителями двух крупнейших фамилий московских промышленников и меценатов – Морозовым и Щукиным.

Коллекцию произведений импрессионистов приобрёл, главным образом, Сергей Иванович Щукин, но Иван Абрамович Морозов также приложил руку к этому собранию.

Считается, что первым произведением в этой коллекции стала картина, которая была приобретена Сергеем Ивановичем Щукиным – маленький этюд Клода Моне под названием “Сирень на солнце”.

Её привезли в Москву в 1897 году. С этой работы начинается интерес Сергея Ивановича Щукина к искусству французских импрессионистов. Он первым открыл московской публике их творчество.

Коллекция Щукина и Морозова. Сергей Иванович Щукин и Клод Моне

С.И.Щукин обладал не только великолепным образованием, но и замечательным вкусом и удивительной интуицией. Когда он начал коллекционировать современное ему французское искусство, он всегда безошибочно выделял то произведение, ту фигуру, которая была принципиальна в формировании того или иного направления. Интуиция никогда не подводила его.

Увлекшись импрессионизмом в конце XIX века, Щукин сразу же определил, что ключевой фигурой этого направления, художником, без творчества которого невозможна оценка импрессионизма как течения в живописи, был .

Вычленив его из плеяды импрессионистов, Щукин собирал его полотна до тех пор, пока не исчерпал для себя какие-то основные этапы, проблемы формирования этого направления в искусстве. Затем, когда он сам вместе с художником прошёл все этапы построения этих приёмов, он закрыл для себя эту страницу собирательства.

Это была особенность его коллекционной деятельности. Познав и поняв творчество того или иного мастера, он никогда более к этому живописцу не возвращался, даже если позже ему попадались крупные произведения, даже шедевры этого мастера. Закрыв для себя тему того или иного художника, Щукин терял интерес к собирательству его работ.

С.И.Щукин – коллекционер имрессионизма

Щукин покупал картины Дега, все работы этого художника в ГМИИ происходят из коллекции Щукина. Также у него в коллекции были работы , но Моне для коллекционера был главным.

С.И.Щукин и Поль Гоген

И когда Сергей Иванович прошёл и изучил искусство импрессионистов, наступил черёд постимпрессионистов. В коллекции Щукина были работы ВСЕХ мастеров, чьё творчество связано с понятием постимпрессионизма, однако наибольшую ценность всей его коллекции представляли произведения Поля Гогена.

Посетители, которым посчастливилось побывать в его доме в Большом Знаменском переулке (сейчас занят Генштабом) и оказаться в зале , говорили, что стену с его картинами можно было сравнить с блистающим золотым иконостасом.

Вот такое впечатление производила коллекция, собранная Сергеем Ивановичем Щукиным. В собрании были картины из таитянского цикла художника. Равной по качеству коллекции таитянских работ Гогена в Европе больше нет.

С.И.Щукин и Анри Матисс

Настоящей и последней любовью Щукина стал , а вслед за ним и . Все, кто попадал в дом Щукина на Знаменке совершенно справедливо называли его домом и . Это было собрание высочайшего качества, ни один музей в мире не обладает подобной коллекцией. 36 ПЕРВОКЛАССНЫХ полотен – все те произведения, без которых искусство останется неполным, если их не рассматривать.

В издательстве «СЛОВО» вышел внушительный том «Сергей Щукин и его коллекция» . Он написан исследователем и биографом легендарного коллекционера Наталией Семеновой , бывшей и одним из инициаторов и консультантов прогремевшей выставки в Париже в прошлом году.

Как утверждается в аннотации, это первый полный иллюстрированный каталог знаменитого собрания. С разрешения издательства ARTANDHOUSES публикует главу, посвященную знакомству Сергея Щукина с творчеством Анри Матисса и дальнейшим отношениям художника и коллекционера.

«Матисс стал самым сильным, «до конца так и не изжитым» щукинским увлечением. Сергей Иванович влюбился в художника с первого взгляда. Живопись Матисса мало кому тогда нравилась. О нем говорили, что он «бесформенный», «грубый», «наглый», «нахальный недоучка, взбитый парижской рекламой» и т. д. Уж если французы, как заметил Аполлинер, были «готовы забросать камнями одного из наиболее пленительных художников современной пластики», что тогда говорить о русских.

Увидев весной 1906 года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться с автором и попросил Амбруаза Воллара устроить встречу с мсье Матиссом. Странная картина: танцующие, музицирующие и предающиеся любви фигуры на фоне идиллического пейзажа - классический сюжет пасторали, интерпретированный в духе фовизма, тронула его до глубины души. «Именно в этой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные с одним только белым цвета и усилить значение и смысл каждого цвета, - говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. - Он использовал искажение пропорций так же, как в музыке используют диссонанс… Сезанн пришел к свойственной ему незавершенности и к искажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно».

У художника, писавшего картины с оптимистическими названиями, карьера живописца долго не складывалась: 37-летний Анри Матисс безуспешно пытался зарабатывать ремеслом живописца - семья существовала на средства жены. Появление русского коллекционера-миллионера в мастерской на набережной Сен-Мишель в мае 1906 года всё изменило. В лице Щукина Матисс нашел «идеального патрона», а Щукин в Матиссе - «художника будущего». Семь лет они будут неразлучны: один будет писать картины, а другой их покупать.

Зал Матисса (Розовая гостиная) в особняке С. И. Щукина
около 1912

Будущий реформатор живописи в юности и не помышлял об искусстве. Сын торговца средней руки, родившийся в провинциальном городке Като-Камбрези на северо-востоке Франции, изучал право и даже начал работать по специальности. Сидение в адвокатской конторе особой радости не приносило. Писать маслом он впервые попробовал в 20 лет - томился после операции в больнице, не зная, чем бы себя занять. Краски принесла мать, и тут с ее сыном случилось настоящее наваждение. «Когда я начал писать, я почувствовал себя в раю…» - вспоминал свои ощущения Матисс. Он уговорил отца отпустить его, уехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств к Гюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Матисс же ни о каких переворотах не думал и добросовестно писал натюрморты, отдавая дань бывшему на излете импрессионизму. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее, и наконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. В 35 лет он открывает для себя возможности цвета: в группе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905 года дадут прозвище Les fauves (дикие), он признанный лидер.

Щукин влюбился в живопись Матисса всем сердцем раз и навсегда. Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил с художником в переписку. Сергей Иванович купит 37 матиссовских полотен и отправит мэтру столько же писем. Картины он будет покупать прямо в мастерской, беря не только законченные, но и едва начатые полотна. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Столько лет нужды - и вдруг такой щедрый, а главное, верный клиент. Вдобавок - контракт с галереей Бернхейм-Жён, которая получает эксклюзивное право на всё, что напишет Матисс, по фиксированной цене за картину в соответствии с форматом плюс процент с прибыли. В контракте имелась одна существенная оговорка: картины величиной больше установленного договором размера Матисс имел право продавать сам, без посредников. Вот, оказывается, почему в щукинском собрании оказалось так много полотен, приближающихся по размеру к панно. Это не считая двух действительно огромных панно, написанных художником по специальному заказу русского патрона.

Анри Матисс
«Посуда на столе»
1900

«Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», - вспоминал Матисс появление в своей мастерской Щукина. Он решил купить висевший на стене большой натюрморт, но предупредил, что какое-то время подержит картину у себя. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», - сказал он, глядя на «Натюрморт с супницей», написанный Матиссом год спустя после приезда в Париж. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902 года, а на выставке в галерее Воллара в 1904 году именовался «Серебряный кофейник» .

«Мне повезло, что он смог вынести это первое испытание без труда и мой натюрморт его не слишком утомил», - вспоминал в старости Матисс. Картина действительно не утомляла - ни сюжетом, ни стилем, «обязывающим художника опускать мелкие детали». В этом-то и заключалась суть «располагающей к созерцанию» матиссовской живописи, которую Щукин уловил с первого взгляда.

Во время первого визита в мастерскую Матисса будущий патрон приобрел у художника лишь две литографии и рисунок, сделанный летом 1905 года в Коллиуре. В дальнейшем Матисс будет вкладывать рисунки и акварели с изображениями заказанных Щукиным картин в письма, которые семь лет будут приходить в Москву, в особняк на Знаменке.

Анри Матисс
«Люксембургский сад»
oколо 1901

Постепенно цвет в картинах Матисса освободился от натуралистической описательности, серебристо-серую гамму сменили чистые тона: бирюзовый, фиолетовый, ярко-зеленый и малиново-розовый. В серии небольших пейзажей, названных «Люксембургские сады», полагают критики, уже были заложены все «детонаторы» фовистского взрыва 1905 года. Сергей Щукин одним из первых почувствовал смену манеры художника, которому было суждено «упростить живопись».

«Сожалею, что натюрморт с керамикой перешел в другие руки… Будьте добры, спросите у м-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», - просил Щукин Матисса, с которым весной 1908 года вступил в регулярную переписку. Влюбившись в художника, он не мог успокоиться, пока не получал желаемую работу. На этот раз Сергей Иванович мечтал о раннем матиссовском натюрморте, вобравшем все живописные находки постимпрессионистов - художников, которыми еще недавно он был так увлечен: Ван Гога, Гогена и Сезанна.

Столь понравившийся ему ранний желто-сиреневый натюрморт Матисс уступил Берте Вейль. Владелица небольшой парижской галереи не только первой рискнула выставить работы художника, на которого не обращали внимания другие торговцы, но даже сумела в 1902 году продать один из его натюрмортов за 130 франков.

Анри Матисс
«Посуда и фрукты»
1901

Эту наполненную южным солнцем картину Сергей Щукин называл «Венеция», поскольку под таким названием она числилась в галерее Дрюэ, торговавшей работами Матисса. Художник изобразил на полотне свою жену Амели, урожденную Парейр, бывшую его постоянной моделью летом 1906 года, которое семья провела в Коллиуре, у самой границы с Испанией.

К этому времени Матисс уже открыл для себя возможности цвета и стал признанным лидером фовистов - художников, чьи полотна отличались непривычной яркостью красок. Фовизм, скажет спустя годы Матисс, «стал для меня “испытанием средств”». «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно и структурно. Это было не столько результатом обдуманного намерения, сколько прирожденной внутренней потребностью». В «Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс», искусство которого открылось во всем своем разнообразии только в галерее Щукина.

Анри Матисс
«Дама на террасе»
1906

Увидев принадлежащую немецкому коллекционеру Карлу Остхаузу картину «Купальщицы с черепахой», Щукин загорелся иметь у себя полотно с обнаженными девушками. «Русский обезумел от вашей картины, он беспрерывно говорил о цвете и захотел получить повторение, что Матисс, однако, отказался делать», - сообщил владельцу «Купальщиц» его соотечественник, староста «Академии Матисса» Ханс Пурман.

«Я всё время думаю о вашем восхитительном “Море”, - напишет Щукин художнику по возвращении в Москву, имея в виду, конечно же, “Купальщиц с черепахой”. - Я живо ощущаю эту свежесть, это величие океана и это чувство печали и меланхолии. Буду очень рад иметь что-либо в этом роде».

Матисс исполнил вариацию так понравившейся коллекционеру композиции: на фоне ровных горизонтальных полос зеленой травы, светло-синего моря и темно-синего неба он вновь поместил три фигуры - на этот раз обнаженных мальчиков, играющих в шары. Щукину не терпелось увидеть, как выглядит картина, и Матисс отправил коллекционеру ее изображение. Черно-белой фотографии оказалось достаточно, чтобы Сергей Иванович телеграфировал, что находит работу очень интересной и просит срочно отправить ее в Москву. Через две с половиной недели полутораметровое полотно оказалось в особняке на Знаменке. «Мне очень нравится свежесть и благородство вашей работы», - написал счастливый обладатель «Игры в шары».

Анри Матисс
«Игра в шары»
1908

Узнав, что русский купец Сергей Щукин заинтересовался Матиссом, торговцы стали предлагать ему картины художника, которые в свое время сумели купить задешево. Эжен Дрюэ был первым после Берты Вейль, кто поставил на молодых фовистов. Если раньше Щукин покупал в галерее Дрюэ работы Гогена, то теперь его выбор пал на эффектный натюрморт Матисса. «Он очень красив», - написал Щукин его автору и даже исполнил маленький набросок своего нового приобретения.

Из поездки в Алжир весной 1906 года художник привез несколько изделий из керамики и молитвенные коврики, купленные на базаре в Бискре - цветущем оазисе среди песков пустыни. Солирующий в композиции черно-бело-желто-красный ковер появляется в нескольких натюрмортах, написанных летом 1906 года в Коллиуре. Посуда и фрукты на красно-черном ковре - первый в московской коллекции натюрморт с тканями, к которым художник и его русский почитатель испытывали особые чувства.

Анри Матисс начал собирать свою коллекцию тканей еще студентом. С. И. Щукин, глава фирмы по торговле текстилем, не только сам подбирал ассортимент материй, но и лично просматривал рисунки и расцветки тканей. Это не могло не выработать у собирателя профессионального отношения к колориту, рисунку, декоративности. Так что к восприятию новой живописи глава фирмы «И. В. Щукин с сыновьями» был подготовлен отлично.

Анри Матисс
«Посуда и фрукты на красно-черном ковре»
1906

Купив несколько работ у парижских маршанов, Сергей Щукин сделал художнику заказ напрямую. Он попросил его написать два натюрморта: один - большой, а другой среднего размера. Большим натюрмортом (G. N. M. - grande nature-morte , как сокращенно назвал его в письмах Матисс) была «Красная комната», а средним - «Статуэтка и вазы на восточном ковре». Обе картины Матисс выставил на Осеннем салоне 1908 года с указанием на принадлежность владельцу, скрывавшемуся за инициалами M. Sch.

Заказывая двухметровое панно для столовой, Щукин просил выдержать его в синей гамме, поскольку собирался повесить картину рядом с полотнами Гогена, дабы синий контрастировал с ярко-желтыми красками таитянских холстов.

Всё лето 1908 года Матисс работал над «большим натюрмортом» у себя в мастерской. Законченную «Гармонию в голубом» пришли посмотреть Амбруаз Воллар и Эжен Дрюэ, который сфотографировал картину, после чего Матисс почти сразу ее переписал. Только благодаря цветному диапозитиву и узким полоскам прежней живописи у кромки холста можно представить себе первоначальную гамму огромной картины с женщиной, накрывающей стол.

Анри Матисс
«Красная комната» / «Гармония в красном»
1908

«Он [“большой натюрморт”] показался мне недостаточно декоративным, - объяснял художник заказчику превращение “Гармонии в голубом” в “Гармонию в красном”. - Даже те, кто вначале считал, что он сделан хорошо, теперь находят его значительно более красивым». Матисс ужасно раздражался, когда ему говорили, что он написал совершенно другую картину: «Это не другая картина. Просто я ищу силу и равновесие цвета».

«Гармония в красном» стала центральной из выставленных Матиссом работ на Осеннем салоне 1908 года. «Неожиданно я оказался перед стеной, которая пела, - нет, она кричала, кричала красками и излучала сияние. Что-то совершенно новое и беспощадное было в ее необузданной свободе…» - написал о «Красной комнате» один из зрителей».

Нравится

Московский купец, коллекционер предметов искусства

Происхождение и образование. Коммерческая деятельность

С.И. Щукин родился в семье известного московского фабриканта Ивана Васильевича Щукина. Его братьями были Дмитрий, Иван и Петр Щукины, также купцы и коллекционеры предметов изобразительного искусства.

В отличие от своих братьев Сергей Щукин, страдавший заиканием, до 18 лет прожил в родительском доме, не получая никакого образования. В 1873 г. он прошел курс лечения от заикания у доктора Денгарта в Германии (г. Бургштайнфурт), и, благодаря упорству и силе воли, стал говорить лучше.

Осенью того же 1873 г. Сергей Щукин поступил в Коммерческую академию в городе Гера, в немецкой земле Тюрингия. В 1878 г. его отец Иван учредил торговый дом «И.В. Щукин с сыновьями», куда Сергей и двое его братьев, Николай и Петр, вошли как равноправные компаньоны. Именно С.И. Щукин способствовал успехам торгового дома, благодаря ему семейное предприятие развивалось и расширялось.

В 1894 г. Сергей Щукин получает звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». В купеческой среде его уважительно называли «министр торговли». Оборот торгового дома «И.В. Щукин с сыновьями» был огромным. На него работали Трехгорная мануфактура Прохоровых, два крупнейших товарищества ситценабивных мануфактур «Альберт Гюбнер» и «Эмиль Циндель». Предприятие Щукиных торговало ситцем, льняными, шерстяными и шелковыми тканями, платками, бельевым и одежным товаром. Под контролем предприятия «И.В. Щукин с сыновьями» был ассортимент большинства фабрик Москвы и ее пригородов, она являлась лидером среди российских скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных товаров и охватывала Центральную Россию, Сибирь, Кавказ, Урал, Среднюю Азию, Персию.

В 1884 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой (1863-1907), дочери екатеринославского помещика. В их семье было три сына - Иван, Сергей и Григорий - и дочь Екатерина.

С.И. Щукин как коллекционер

Среди всех своих братьев, увлекавшихся коллекционированием живописи, Сергей Щукин занялся этим последним, долгое время посвящая себя исключительно коммерческой деятельности. Но после покупки в 1882 г. особняка князей Трубецких в Москве в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины русских художников-передвижников. Затем он приобрел несколько пейзажей норвежского художника Ф. Таулова, которые и положили начало его будущей коллекции. В отличие от большинства других русских коллекционеров того времени, С. И. Щукин покупал картины, ориентируясь на собственные вкусовые предпочтения. Среди его фаворитов были импрессионисты и постимпрессионисты. Первый этап формирования коллекции С.И. Щукина приходится на 1897-1906 гг., когда он начал приобретать картины французских импрессионистов, второй - на 1906-1914 гг., когда его стали больше интересовать работы постимпрессионистов. Московский купец часто посещал Париж и Берлин, где он хранил на банковском счете сумму, необходимую для приобретения произведений искусства.

Первые покупки живописных полотен С.И.Щукин осуществил в Париже, в салоне Национального общества изящных искусств, затем он приобретал их на парижских выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. Менее чем за 20 лет С.И. Щукин приобрел 266 (по сведениям Н.Ю. Семеновой) живописных полотен.

Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С.И. Щукина, был . Первая его картина, купленная коллекционером в 1898 г. - «Скалы в Бель-Иль» (сейчас хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина). Примечательно, что это была первая картина К. Моне, появившаяся в России. К середине 1900-х гг. С.И. Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера, среди которых были «Сирень на солнце», «Пьеро и Арлекин». Последней картиной Моне у Щукина стала «Дама в саду», которую он купил в 1912 г. у своего брата Петра. Впоследствии его собрание пополнилось картинам полотнами Джеймса Уистлера, Пюви де Шаванна, Поля Синьяка, Анри Руссо.

С.И. Щукин приобрел для личной коллекции шестнадцать полотен . Как писал об этой части коллекции Щукина русский журнал «Аполлон», в столовой особняка Щукина картины Гогена висели в плотной развеске, т.е. были сдвинуты одна к другой так тесно, что сложно было понять, где кончается одно полотно и начинается другое, поэтому создавалось впечатление фрески или иконостаса. 11 из них происходило из собрания Густава Файе. С.И. Щукин не сразу сумел оценить талант Гогена, ограничившись лишь одним полотном. Но потом коллекционер приобрел почти весь таитянский цикл этого художника.

Одним из любимых художников Щукина был , с которым у него сложилось особенно тесное сотрудничество. Именно Анри Матиссу московский коллекционер поручил исполнить панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой своего особняка. Осенью 1911 г. Матисс совершил визит в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» особняка Щукина, превратившегося в своеобразный московский музей Матисса. Весной 1913 г. коллекционер купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью «Портрет мадам Матисс», который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника.

Еще одним любимым художником С.И. Щукина был . Он познакомился с его работами, посещая частные дома, в частности, салон американской писательницы Гертруды Стайн. Полотна Пикассо Щукин мог наблюдать и в собраниях ее братьев Лео и Майкла. Среди приобретенных московским коллекционером картин Пикассо были следующие: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и другие работы «розового» и «голубого» периодов творчества художника. С.И. Щукин приобрел для своей коллекции и кубистические «Женщину с веером», а также «Фабрику в селении Хорта де Эбро».

Открытие коллекции Щукина для всеобщего обозрения

Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. В 1908 г. в статье русского искусствоведа П.П. Муратова «Щукинская галерея - очерк по истории новейшей живописи» был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар . С 1909 г. С.И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией. Но в его дом-музей, открытый для всех желающих, консервативно настроенные преподаватели опасались водить своих воспитанников, отдавая предпочтение традиционному искусству. В 1910-е гг. Щукин вступил в общество «Бубновый валет», включавшее других художников, театральных деятелей, писателей и меценатов.

В 1912 г. Щукин увлекся творчеством и за два года приобрел 16 его работ, в том числе «Портрет неизвестного, читающего газету». В 1913 г. был выпущен каталог картин собрания московского коллекционера, включавший 225 номеров, а в 1914 г. журнал «Аполлон» опубликовал очерк Я. Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен.

С началом в 1914 г. собирательская деятельность Щукина остановилась. С одной стороны, у него не было возможности покупать западную живопись, с другой, он не проявлял интереса к искусству современных русских художников.

Дальнейшая судьба С.И. Щукина и его коллекции

В 1918 г. галерея Щукина, находившаяся в Москве, на основании декрета была национализирована и весной 1919 г. открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи. Хранителем была назначена дочь Щукина, Е.С. Келлер.

Сам Щукин в августе 1918 г. эмигрировал из России и в следующем году поселился во Франции. Несмотря на попытки ряда торговых посредников, связанных с миром искусства, склонить Щукина к продолжению собирательства, он отклонял все предложения. В эмиграции им были куплены только две работы Рауля Дюфи, а также заказаны четыре работы Анри Ле Фоконье. Отношения с художниками, чьи полотна он покупал до эмиграции, в том числе с Матиссом и Пикассо, С.И. Щукин полностью прекратил.

В конце 20-х годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России. По утверждению наследников Щукина, в 1926 г. он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Именно вопрос о существовании этого документа (нигде и никогда не публиковавшегося), впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Парижский друг Щукина П.А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

В 1929 г. коллекцию Щукина объединяют с морозовским собранием, ставшим основой Второго музея новой западной живописи, и перемещают в бывший особняк И. Морозова, который получает название ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства). Его расформировывают в 1948 г., а полотна передают в Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»