Сценарий внеклассного мероприятия «Мир кукол. Зарождение и история кукольного театра

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о народном кукольном театре;
  • рассказать о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя;
  • познакомить учащихся с пьесой С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Развивающие:

  • развивать воображение, творческие возможности учащихся;
  • развивать интерес к предмету и к театру;
  • развивать эстетическое отношение к действительности.

Воспитательные:

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, запись скоморошьих наигрышей, коллекция кукол (сделаны учениками предыдущих поколений), ширма, куклы и весь необходимый реквизит для спектакля по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”. (Приложение 1)

I этап. Подготовительный

  1. Для подготовки спектакля по пьесе С. С Маршака “Петрушка-иностранец” можно привлечь старшеклассников, но участие в спектакле будет интересно и пятиклассникам.
  2. Остальные учащиеся к уроку получает задания:
  • Повтори изученное по теме “Народный кукольный театр”.
  • Попробуй самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни.

II этап. Реализация идеи

Ход урока

1. Организационный момент

2. “Погружение в тему”

Звучат скоморошьи наигрыши.

Учащиеся записывают тему урока “Мир играющих кукол”.

Вступительное слово учителя:

Дети, сегодня мы совершим необычное путешествие. Вы знаете, чтобы путешествие состоялось, надо к нему подготовиться. Выполните небольшое задание: запишите в тетради слово “кукла”, а под ним в столбик слова, которые возникают по ассоциации с этим словом.

Опрос учащихся

Конечно, вы хорошо знаете мир кукол, но сегодня нам предстоит узнать много нового, потому что мы совершим путешествие в мир играющих кукол.

3. Повторение изученного

I часть. Народный сатирический театр

Слайд 2. “Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время”.

Конечно, так начинается повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, которая была написана по мотивам сказки Карло Коллоди “Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. Действие сказки А. Н. Толстого происходит в Италии. В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А кто помнит, как она заканчивается?

Слайд 3. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре “Молния”, где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

А как было в жизни? Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира. В Европе театр кукол появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли.

4. Изучение нового материала с попутным повторением пройденного

Слайд 4. Отправимся в Италию. К концу XVI века в Италии окончательно сформировался народный сатирический театр кукол. Кукольные представления давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином “бураттини”. Кукольников, работающих в этой технике, называют “бураттинаи”.

Слайд 5. Главным героем театра бураттинов стал весёлый, неунывающий Пульчинелла. Он имел писклявый голосок, создаваемый пищиком - металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски “пиветта”); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу.

Слайд 6. Если мы продвинемся из Италии на север и ступим на землю Франции, то найдём здесь те же виды кукольного театра. В это время в стране неофициально правил кардинал Мазарини, он не вызывал симпатий ни у французской знати, ни у народа. По Парижу ходили злые сатирические стихи – “мазаринады”. Одна из них была подписана именем Полишинеля. Театрик Полишинеля принадлежал кукольнику Жану Бриоше, его настоящее имя было Джованни Бриоччи. По происхождению он был итальянцем, и его итальянский Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля. Полишинель был признан французами “своим” и говорил уже от имени французского народа.

Самые старые, известные по картинам, рисункам или музеям перчаточные куклы Полишинеля относятся к XVIII веку. У Полишинеля этого времени выросли два горба - спереди и сзади. На голове треугольная шляпа, надетая на белый парик. Из рукавов кафтана выступают кружевные манжеты. Пышный кружевной воротник окружает шею. Этот Полишинель уже настоящий француз, по крайней мере внешне.

Слайд 7. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появлялись и в других странах. В Англии любимцем зрителей стал Панч.

Слайд 8. В Германии таким героем был Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг. В Чехии несколько позднее родился Кашпарек.

Ребята, вспомните, что вы знаете о русском народном кукольном театре. Кто главный герой в народных комедиях? Что у него общего с кукольными героями других народов? Вспомните внешность Петрушки (предполагаемый ответ: у Петрушки огромный нос, выступающий вперёд подбородок и горб; на Петрушке – красная рубашка, на голове колпак с бубенчиками). А каков его характер? (Ответ учащихся.)

Слайд 9. По характеру (смелости, дерзости, насмешливости) все они – родственники нашего Петрушки.

Кто это они? Давайте ещё раз назовём имена народных кукольных героев.

То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и лёгкие ширмы убирали. Но назавтра Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и куклы снова дерзко и смело, во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

Вывод: у каждого народа свои кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей.

К уроку вы должны были попробовать самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни. (Ответы учащихся.)

II часть. XX век. Великий кукольник

Перенесёмся в XX век. Кукольный театр, конечно, изменился. Если на первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями, а в Средние века на площади между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды, то с XIX века представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Кукольный театр изменился, но осталось главное – в представлениях участвуют куклы.

Слайд 10. Мир кукол – это не только куклы, но и кукольники – артисты. История мирового театра кукол знает много известных имён. Говоря о современном театре, нельзя не рассказать о Сергее Владимировиче Образцове.

Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это Сергей Владимирович Образцов (1901-1992). В 2011 году исполнилось 110 лет со дня рождения великого кукольника. Имя его популярно и в нашей стране, и за её пределами. Творчество и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях.

Слайды 11-15. Его спектакли живут сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова. Такие замечательные постановки, как “По щучьему велению” (1936), “Волшебная лампа Аладдина” (1940), “Божественная комедия” (1961), “Необыкновенный концерт” (1968) и другие, служат украшением репертуара Центрального театра кукол и до сих пор.

Слайд 16. А началось всё в детстве с материнского подарка – маленькой куклы Би-Ба-Бо. Сам же маленький владелец (Образцову было пять лет) ласково называл её Бибабошкой. Она состояла из двух частей: головы с отверстием внизу и матерчатого халатика. Если надеть её на ладонь, а затем головку – на указательный палец, то можно было заставить Би-ба-бо кивать головой, двигаться. Растопыришь пальцы – кукла радуется, прижмёшь их к головке – плачет…

Би-ба-бо – перчаточная кукла. Такие куклы надеваются на руку, как перчатки, и известны они ещё со времён комедий о Петрушке. Подобные куклы существовали и в Китае, и в Индии, и в Древней Греции.

Слайд 17. Постоянной спутницей выступлений Образцова стала музыка. Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер – и вот уже готов театр одного актёра!

Слайд 18. У каждого кукольника есть своя, самая любимая кукла. У Образцова такой куклой был Тяпа. В 1928 году ему понадобился “напарник” для исполнения на эстраде колыбельной М. Мусоргского. Он сделал из папье-маше головку этой куклы и сшил для неё белую рубашку-распашонку. Получилась перчаточная кукла-ребёнок. Некоторые утверждали, что её лицо напоминало лицо самого кукольника в младенчестве.

Слайд 19. Образцов изображал отца и ребёнка. Он выходил с этой куклой на эстраду, не прячась за ширму, баюкал “ребёнка” на руках, пел ему колыбельную, давал соску-пустышку, играл с ним. Этот трогательный номер и сама кукла всегда имели у зрителей оглушительный успех.

С Тяпой Образцов не расставался всю жизнь. Он исполнял этот номер и в сборных эстрадных концертах, и в своих сольных программах как в нашей стране, так и за рубежом. Благодаря этому Тяпу узнали и полюбили в десятках стран. Образцов очень любил своего Тяпу, он называл его “самым старым ребёнком в мире”. Этой кукле уже больше восьмидесяти лет.

Слайд 20. Размах и разнообразие личного репертуара не могли не привести к созданию театра. Театр – это главное дело жизни Образцова. В 1931 году Сергею Владимировичу предложили организовать новый театр кукол и стать его художественным руководителем. В 2011 году театр отмечал свой 80-летний юбилей. Работу Государственный центральный театр кукол начал с поисков авторов, с создания собственного репертуара. Пьеса для первого представления была написана драматургом Андреем Глобой. Она называлась “Джим и Доллар”. Премьера первого спектакля состоялась 17 апреля 1932 года.

Слайд 21. Сначала театр работал только для детей и первые шесть лет был разъездным.

Слайд 22. За это время было поставлено пятнадцать спектаклей.

Слайд 23. С 1937 года театр имел уже собственное здание на площади Маяковского.

Постепенно образцовцы начали готовить и спектакли для взрослых. 1 октября 1940 года поставили “Волшебную лампу Аладдина”. Один за другим рождаются новые спектакли, переносящие зрителей то в сказку, то в атмосферу эстрадного концерта.

Слайд 24. В спектакле “Необыкновенный концерт” участвовала большая группа актёров – воспитанников Образцова. Здесь звучал “цыганский хор”, исполнялся опереточный дуэт, был смешной конферансье (куклу озвучивал актёр Зиновий Ефимович Гердт). Это спектакль – рекордсмен, по праву вошедший в книгу рекордов Гиннесса. Он уже прошёл больше восьми тысяч раз, объехал сотни городов нашей страны и тридцать восемь иностранных государств. Хор, оркестр, оформление приблизили кукольный театр к актёрскому, но специфика кукольного театра осталась.

Слайды 25-26. Забавные человечки вызывали смех и сопереживание аудитории самых разных возрастов. В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды, появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов – душа театра.

В первом здании театра на площади Маяковского (официальный адрес: улица Горького, дом 32а) в зрительном зале имелся балкон, откуда неудобно было смотреть спектакли. Поэтому образцовцы отделили его стенкой и в получившемся отсеке расположили музей кукол. Его основателем и первым заведующим был актёр и режиссёр театра Андрей Яковлевич Федотов.

Слайд 27. Когда в 1970 году театр отпраздновал новоселье в здании на Садово-Самотечной улице, сюда переехал и музей театра.

Слайд 28. Этот музей – единственное в России и одно из крупнейших в мире собрание различных театральных кукол от античности до наших дней. В нём также хранятся ценнейшие архивные документы, книги с автографами выдающихся деятелей искусства и другие раритеты. Всего около четырёх тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из шестидесяти стран мира.

Слайд 29. В коллекции музея около восьми тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей, эскизы декораций и костюмов, чертежи, рукописи, фотографии, негативы, слайды. В фондах музея хранятся уникальные фильмы-спектакли Театра С.В. Образцова и лучших театров кукол мира.

Слайд 30. Обязательно посетите Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова и его уникальный музей. Здание театра вы легко узнаете по оригинальным часам на фасаде: сверху – большой петух, в центре – циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами, а вокруг – двенадцать железных домиков. Каждый час бьют часы, петух хлопает крыльями и громко кукарекает, открывается домик, соответствующий определённому времени, и из него появляется кукла. А ровно в полдень открываются все двенадцать домиков, и оттуда выходят все куклы: медведь, козёл, сова, ворона, заяц, лиса, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк.

Слайд 31. И каждый день в 12 часов дня, когда все звери показываются из своих окошек на часах и танцуют под музыку “Во саду ли, в огороде…”, у театра собираются улыбающиеся люди, которых так любил весёлый и мудрый кукольник – С.В. Образцов.

5. Спектакль по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Продолжая наше путешествие, мы побываем на представлении пьесы Самуила Яковлевича Маршака “Петрушка-иностранец”, которая была написана специально для театра Образцова.

Разыгрывается отрывок из пьесы. (Приложение 2)

III этап. Рефлексивный (подведение итогов, самооценка)

Вспомните все этапы урока, проанализируйте свою работу на каждом этапе, ответьте на вопросы:

Что вы для себя открыли нового? Что удивило? Что понравилось?

Задание на дом.

  1. Сделай перчаточную куклу или голову куклы из материи, дерева, картонки, бумаги или другого материала (по желанию).
  2. Подготовься разыгрывать диалог в роли одного из героев в выбранном действии народной комедии “Петрушка Уксусов”.
  3. Прочитай пьесу С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец” полностью (по желанию).

Список литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Рис. Р.Доминова; Макет В.Коломейцева. – 2-е изд., переработ. и доп. – Л.: Дет. лит., 1990. – 159 с., ил.
  2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч. 1/ Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2005. – 302 с.: ил.
  3. Маршак С. Петрушка-иностранец. – М.: Литература артистикэ, 1989. – 192 с.
  4. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А. Снежневской. – М.: Мнемозина, 2000.
  5. Москва театральная (справочник-путеводитель)/Гл. редактор Л. Дудорова. – М.: Московский рабочий, 1965. – 256 с.
  6. Образцов П.А., Образцова Е.М. Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и его семья. - М.: Эксмо, 2006. – 127 с.
  7. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. – М.: Самовар, 2010. – 127с.
  8. Хорт А.Н., Голдовский Б.П. Не только куклы. (Всё про Образцова). – М.: Издание ГАЦТК, 2001. – 63 с.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил.
  10. http://jollity.narod.ru/dolls.html
  11. http://www.puppet.ru

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Классный руководитель

6 класса Москвина Г.А.

Цель :целью нашего проекта является создание театра кукол своими руками и организация театральной постановки.

Обоснование создания данного проекта:

Чем увлечены современные дети? Что могут они назвать в качестве своих интересов и хобби? Чтобы узнать о предпочтениях моих учеников в начале учебного года был проведён опрос. На первом месте оказались компьютерные игры (их выбрали 10 из 12 человек), на втором месте стоят герои телевизионных и мультипликационных сериалов и только некоторые увлечены рукоделием, чтением художественной литературы и рисованием.

А можно – ли отвлечься от компьютера, телефона и телевизора и создать для себя новое, не менее интересное увлечение?

В нашем классе учатся дети из разных сёл: д. Каракули, д. Нижнее Альмурзино, с. Юхмачи. Дети разных характеров, разного темперамента. Одни шустрые, другие очень спокойные, даже чересчур спокойные и не активные, в связи с этим зародилась мысль как то объединить детей, сплотить их, сделать одним целым. И я думаю, что совместная работа по изготовлению игрушек для кукольного театра, поиск репертуара и работа над постановками сказок, изучение истории театра поможет нам сплотиться.

Однако кукольный театр – это не только забава для веселого времяпровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам дружбы, любви, трудолюбия, правдивости. При этом отрицательные черты людей, такие как лень, зазнайство, злодейство высмеиваются, вырабатывая отрицательное отношение к таким свойствам характера. А если ребята сами принимают участие в постановке кукольного театра, то смогут раскрыть свой талант и способности в творчестве.

Театр кукол - одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры. Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3.Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актёров- кукловодов

Задачи проекта:

Узнать об истории театра кукол

Выяснить какие бывают куклы

Научиться мастерить куклы

Сделать ширму и декорации к постановке

Показать постановку сказки в детском саду «Колокольчик»

План работы:

Работа с литературой и средствами массовой информации

Посещение театра кукол в г.Казани

Выбор сценария сказки для театральной постановки

Изготовление кукол перчаточного типа

Изготовление ширмы и декораций для спектакля

Историческая справка:

Кукольный театр появился с появлением кукол. По истории кукольного театра можно судить как жили люди, об их интересах, особенностях того или иного времени.

Куклы появились в жизни людей очень давно, правда, они совсем не были похожи на те, которыми играют современные дети. Первые куклы изображали животных, которые жили около человека. Кукол людей старались не делать, потому что они верили, что они могут забрать частичку души и повлиять на дальнейшую судьбу ребёнка. Со временем эта вера ослабла и в домах стали появляться куклы похожие на людей. Куклы мастерились из ткани, соломы, дерева, глины. Глаза разукрашивались угольками, губы и щечки свеклой. Позже лица стали раскрашиваться красками.

Теперь специально делали кукол к великим православным праздникам. Например, на Рождество Христово вырезались и вылепливались фигурки волхвов, пастухов, Святой Девы Марии. Собирались несколько семей в одном доме и читали Библию, а дети передвигали фигурки и разыгрывали сценки из Священного Писания.

Постепенно такие представления стали традиционными, а фигурки человека прочно заняли в специально созданном для них ящике, который и стал первой сценой в истории кукольного театра. Такой ящик назвали вертепом. Потому, что все фигурки в нём вертелись и передвигались.

Со времен вертеп перестал быть домашним, появились люди, которые разыгрывали представления для широкой публики. Их называли – вертепщиками. С этого момента и появился кукольный театр.

В каждой стране были свои любимые куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году (Центральный театр кукол). Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Технология изготовления куклы:

Мы совместно с детьми после обсуждения выбрали кукол перчаточного типа из папье – маше. Нам понадобилось для этого следующие материалы: газеты, салфетки, клей ПВА или клейстер, вода, картон, пластилин, грунтовка, ткани для изготовления перчатки, краски, немного фантазии и умелые ручки.

    Приготовим газетную бумагу. Для этого разорвём, а не порежем (это важно, так как при резке волокна газеты не разрываются) газеты на мелкие кусочки.

    А в это время лепим голову нашей игрушки. Смазываем вазелином, чтобы после просыхания легко снять голову с основы.

    На заготовку начинаем наносить первый слой бумаги, второй, третий. Даём просохнуть и наносим ещё три слоя и даём просохнуть.

    Снимаем получившуюся голову куклы с основы, порезав её вдоль пополам.

    Склеиваем 2 образовавшиеся части между собой.

    Покрываем грунтовкой.

    Кукла готова.

Изготовление ширмы и декораций:

На данном этапе мы обращаемся к родителям, так как нам пока это недоступно. Мамы шьют полог, а папы делают основу.

Декорации используем фото и проецируем через проектор.

Практическое применение кукольного театра:

Первая наша постановка была народная татарская сказка: «Три сестры». Распределены роли, начались репетиции. Сказка готова для показа. И первая наша постановка была показана в детском саду «Колокольчик». Затем первоклассникам нашей школы. Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок! После постановки с первоклассниками мы провели небольшую беседу по сказке. Дети живо и активно обсуждали поведение трёх сестёр и единодушно пришли к выводу, какая из сестёр поступила правильно, а какие нет.

Сейчас мы начали подготовку русской народной сказки колобок. Работа продолжается.

Заключение:

Лучшая игра на свете,

Когда в неё играют дети.

Театр - сказки уголок

Весёлый для детей урок!

Театр кукол это волшебный, Собственный мир – одна из самых великих моделей Человека и Человечества.

Кукольный театр - это не только интересное, но и полезное занятие для развития творческих способностей, воображения и фантазии, а также, для совершенствования артистических способностей.

Задуманный нами проект завершен, но продолжение следует. Цель (изготовление театра кукол) достигнута. Результат радует глаз и греет душу!

Что может быть лучше, чем интересное увлечение, сделанное своими руками? Рукотворные куклы эксклюзивны, в каждой из них заложена частичка души мастера, что, несомненно, делает их бесценными!

И это сделало нас немножко ближе друг к другу. Хотя работы ещё много, но я надеюсь, что мы все научимся понимать друг друга, быть человечными и терпимыми друг к другу.

Классный час "Кукольный театр" в 1 классе

Задачи:

  1. вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  2. закреплять виды театров (драматический, кукольный);
  3. знакомить свидами театральных кукол, обучить элементарным навыкам управления куклой;
  4. воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;

Материал: ширма декорациями, куклы для спектакля "Теремок".

Ход классного часа

(Учащиеся рассаживаются полукругом в центре классной комнаты, место учителя -перед учениками)

Учитель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Владимировна, сегодня я приглашаю вас посетить замечательное место, а вот какое - попробуйте догадаться. Посмотрите, на экран.

(ребята просматривают видеофрагмент фильма "Буратино", где главный герой смотрит кукольный спектакль)

Учитель: Какое же замечательное место мы с вами сегодня посетим? (театр)

Какой театр? (кукольный театр)

Кто-нибудь из вас был в кукольном театре? (да, нет)

(рассказ учителя ) Самый любимый театр у детей во всем мире -кукольный театр. Потому что актеры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землёй, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов. Постепенно такие зрелища всё больше и больше стали походить на театральные представления.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров - была очень тяжёлой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актёр - кукловод снимал шапку и протягивал её зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение..
Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка- на средний, а другая - на большой.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но её руки управляются тростями, палочками или проволокой, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах одежды куклы. Перчаточные и тростевые куклы называют ещё «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловода за ширмой не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актёр-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых ходят нитки. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и тридцать. Ведь кукле приходиться делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать руками, глазами. Кукол на нитках иногда называют марионетками.
А есть планшетные или паркетные куклы - это театральные куклы, которые "умеют ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов Сергей Владимирович 60 лет был художественным руководителем.

Ребята, а вы бы хотели поучаствовать в кукольном спектакле? (да)

Хорошо, тогда давайте выберем актеров-кукловодов. Я вам буду читать стихотворение с загадками и тот, кто правильно отвечает выходит ко мне.

Театр кукол

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю.

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел -

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку -

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает.

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

Артист на сцене - кукловод,

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

Артисты там работают,

А зрители им хлопают,

Спектакль в цирке - на арене,

В театре кукол где? - На... (сцене)

Куклу на руку надел,

Замяукал, песню спел,

Поменял перчатку -

Шут сплясал вприсядку!

Кто куклу за собой ведет? -

Ведет по сцене... (кукловод)

Стоит на сцене загражденье,

Красивое на удивленье!

Умельцем сделана - не фирмой,

А как зовется? - Просто... (ширмой)

Можно куклой покрутить,

Потянуть ее за нить.

На спектакле без конфетки

Послушны кто? (марионетки)

То на сцене - лес,

То башня до небес,

То город, то деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб получить овации,

Что нужно? (Декорации)

Вы приходите без опаски -

В театре кукол чудо-сказки

И праздничная атмосфера,

Когда? - Когда идет... (премьера)

(ребята выходят к учителю и из волшебного чемодана он раздает героев сказки "Теремок": мышку, лягушку, зайца, лисичку волка, медведя.)

Ребята сейчас мы с вами разыграем кукольный спектакль "Теремок" . прошу внести ширму с декорацией. Надевает кукол на правую руку и слушаем правила работы с куклой???. Уважаемые зрители просим тишины, спектакль начинается.

(учитель с ребятами заходят за ширму и, читая сказку "Теремок", руководит действиями актеров)

Представление окончено, прошу артистов занять свои места в зале.

Ребята,вам понравилось ставить представление? (да)

Это интересное и увлекательное занятие, но в тоже время это труд. И я думаю, если вы заинтересовались, то можете вместе с родителями. классным руководителем организовать свой кукольный театр. ставить представления и показывать их другим ребятам. До свидания.


Классный час.

Тема : Мы и театр.

Цели:


  • познакомить детей с историей возникновения театра;

  • дать представления о различных театрах в родном городе;

  • вспомнить профессии людей, работающих в театрах;

  • познакомить с правилами поведения в театре;

  • повторить правила этикета при общении;

  • способствовать развитию речи, мышления, памяти;

  • воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.
Ход занятия.

Организатор обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре.

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Организатор : кто из вас знает, как появился театр? (1сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» . (2,3 сл.) Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году. Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: (5,6 сл.) В Драматическом театре ставятся пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

(7,8 сл.) В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств,движением. Есть театры Кукол.(9сл.) Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные(10 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы.(11сл.) Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.(12сл.)Ростовые по росту которые бывают на много выше человека.

(13сл.) Есть Театры зверей, где актёрами являются животные и птицы.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Организатор: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Организатор: А вот и он!(14сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Организатор: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Организатор: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Организатор : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Организатор : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (15,16сл.)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Организатор : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Организатор : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Организатор : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль « Дюймовочка ». Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Организатор : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Организатор : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Организатор : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей.


  • Приготовь заранее одежду.

  • Умойся, расчешись.

  • Выйди из дома заранее.
Организатор : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Дети: снять верхнюю одежду.

Организатор: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе.

Организатор : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Организатор : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Организатор : вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.(17сл.)

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Организатор : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Организатор : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Организатор : посмотрите на свои билеты на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места. Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа?

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. (18,19,20,21,22сл.) Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Организатор : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Организатор : конечно же, нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Организатор : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем, что она скажет на этот раз?(17сл.)

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – «побольше двигайтесь»! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения .


  • Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

  • Будь аккуратен и опрятен;

  • Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

  • Не шурши фантиками и не разговаривай;

  • Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

  • В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

  • Веди себя скромно и воспитанно.
Организатор: Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Организатор : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:


  • Профессия человека, исполняющий разные роли.

  • Перечисли Театры, какие ты знаешь.

  • Главные герои кукольного театра.

  • Место, где продают билеты.

  • Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

  • Место в театре, где можно перекусить.
Организатор: я думаю, что правила, которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте, что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.(23сл.)

Дети :

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Истоки кукольного театра уходят очень глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах. Почти каждое первобытное племя обладало своим тотемом, то есть, священным животным, которому они поклонялись и которого они восхваляли. По верованию человека тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили пожертвования, иногда даже человеческие жизни. В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема. С подобным олицетворением божества проводились разнообразные ритуалы, что должно было способствовать удаче.

На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества. Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации и воплощать в игре придуманные забавные истории.

Первые театральные куклы

Появление первых театральных кукол обязано древнегреческим традициям устраивать домашние спектакли. Члены семьи шили кукол, наряды для них, создавали декорации, а затем организовывали представления. Знатные состоятельные люди могли позволить себе мастерить кукол из настоящего серебра или даже золота. В этот же период стали появляться первые куклы, которые могли двигаться при помощи приводных ремней и пара. Такие экземпляры приводили публику просто в восторг. Немного позже куклы были помещены в специальный ящик с предусмотренными отверстиями, из которых они торчали во время представлений. С такими «волшебными» коробочками кукольники странствовали по городам и показывали небольшие спектакли.

В период Средневековья подобные представления устраивались непосредственно на ярмарках и площадях. Популярность такого вида театрального искусства повлекла за собой появление не только кукол-артистов, но и артистов-кукольников. Для проведения своих представлений в их распоряжении был лишь обрез ткани, натянутый на веревке. Кукольники в своих спектаклях рассказывали о любви и ненависти, о добре и зле. В средине девятнадцатого столетия для подобных представлений стали отводить отдельные помещения. Новые усовершенствованные куклы умели шутить, плакать и выражать публике свои чувства. Они восхваляли добро и высмеивали человеческие недостатки. В этот период разнообразие кукол просто поражало - маленькие, большие, куклы-перчатки, -тарелочки, -ложечки, тростевые, марионетки, механические, теневые и другие.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»