Компьютерная зависимость интернет компьютерные игры виртуальная зависимость. Компьютерная игровая зависимость: главные признаки

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Считается, что это заболевание поражает преимущественно подростков и людей в возрасте до 35 лет, но известны данные, что от нее страдают и те, кому уже за 50. Психологи и социологи бьют тревогу, ведь данный недуг опасен, поэтому важно знать, какие симптомы говорят о его наличии и как избавиться от подобной проблемы.

Зависимость от компьютера

Специалисты утверждают, что вероятность пострадать от данного заболевания есть у всех, кто посвящает видеоиграм и интернет-развлечениям более 2-4 часов в день. от компьютера - это своеобразное рабство, человек перестает уделять внимание социальному общению, собственному развитию, не интересуется романтическими и дружескими отношениями. Все, что ему важно – пройти новый уровень, заработать виртуальные бонусы, стать лучшим в игре, изучить форумы.

Признаки зависимости от компьютера

На ранних стадиях сложно определить наличие проблемы, явно она еще не проявляется, но, есть признаки компьютерной зависимости, которые означают, что пора поговорить с человеком о его приоритетах или сориентировать его на обращение к психологу. К данным симптомам относятся:

  1. Наличие у больного человека сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-серфинга.
  2. Повышение настроения в периоды, которые он проводит за компьютером.
  3. Компьютерная зависимость проявляется в том, что человек избегает личного общения, предпочитает переписку через интернет или социальные сети.
  4. Больной отказывается выходить на улицу, не интересуется ничем, кроме игр или поиска чего-либо в сети, говорит только о своем увлечении или попросту игнорирует общение с родственниками и друзьями.

Перечисленные признаки являются основными, но даже их наличие не всегда является свидетельством, что стала развиваться зависимость. Иногда случается и так, что проявляются они у трудоголиков или гиперответственных людей, которые сидят за монитором, и стараются завершить важный проект. При подобной ситуации, симптомы исчезнут сразу после окончания сложного периода, связанного с большими объемами работ. Поэтому важно уточнять у близкого человека, с чем связанна его раздражительность, и наблюдать за развитием событий.

Причины компьютерной зависимости

Психологи и физиологи выделяют два основных фактора, влияющих на появление недуга. Согласно исследованиям, можно выделить следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  1. Недостаточная социальная адаптация, отсутствие чувства защищенности при личном общении с людьми. Это фактор психологический, компьютерная зависимость возникает у подростков, у которых нет близости с родителями, не сложились отношения со сверстниками, нет ощущения собственной значимости.
  2. Выделение гормона удовольствия. Данная причина уже физиологическая, при игре или общении в комфортной обстановке, организм синтезирует особое вещество, оно может вызвать привыкание и человек стремится сделать все, чтобы получить новую дозу. Сам по себе гормон удовольствия не плох, он выделяется и при занятиях спортом, и при употреблении шоколада, негативные последствия начинаются только тогда, когда люди отказываются от всего остального, в попытках стимулировать его появление.

Стадии компьютерной зависимости

Время лечения зависит от того, насколько сильно он проявился. Существуют такие стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, где каждая имеет свои отличительные особенности:

  1. Незначительная увлеченность . Человек начинает увлекаться игрой, но может от нее отказаться, если того требует ситуация. Раздражения и негативного отношения к другим сферам жизни еще не возникает.
  2. Нарастание увлеченности . Человек в собственной иерархии ценностей все больший приоритет отдает играм, он стремится проводить больше времени за компьютером, но еще не отрицает значимость других областей жизни.
  3. Стадия привязанности . Игра все больше увлекает, но еще и не является главной ценностью. Человек контролирует время, проведенное за компьютером, но делает это все менее охотно.
  4. Зависимость . Игра – становится самым важным в жизни человека, при попытках отстранить его от компьютера начинается истерика, проявляется агрессия. Он стремится сделать все, чтобы стимулировать выработку гормона удовольствия.

Стадии компьютерной зависимости от сетевого общения и интернет-серфинга точно такие же, но заметить развитие данного недуга сложнее, особенно, если речь идет о взрослом работающем человеке. Специалисты рекомендуют посмотреть историю запросов, при возникновении подозрений о наличие проблемы. Это поможет определить, тратит ли человек время на решение определенных, рабочих или личных вопросов, или просто проводит время в сети.

К чему приводит компьютерная зависимость?

Последствия возникновения этого заболевания самые печальные. Негативные изменения проявляются не только в социальной жизни, но и в карьере, физиологическом уровне. Вредная привычка компьютерная зависимость провоцирует появление , головных болей, неприятных ощущений в области лопаток и мышцах шеи. Болезнь способствует развитию комплексов неполноценности, неуверенности в себе, отказа от выполнения рабочих обязанностей. Все это приводит к тому, что человек теряет свою жизнь, включая перспективы и возможность завести семью, построить карьеру.


Как избавиться от компьютерной зависимости?

Справиться с проблемой поможет грамотный психотерапевт. Лечение компьютерной зависимости включает в себя сеансы гипноза, беседы со специалистом, направленные на выявление личностных проблем, групповые занятия и прохождение тренингов. Время избавление зависит от того, на какой стадии находится человек, как долго развивалось заболевание, какие комплексы и психологические особенности привели к его возникновению. Самостоятельно справиться с проблемой можно в самом начале, когда люди еще контролируют себя и расставляют приоритеты правильно.

Зависимость от компьютерных игр

Подобные проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, и у мужчин от 30 до 35 лет. Компьютерная игровая зависимость зачастую вызвана неудовлетворенностью собственной жизнью, отсутствием ярких впечатлений. На начальной стадии близкие еще не замечают проблемы, считают, что это временное увлечение, которое быстро пройдет. Насторожиться надо, если человек начинает тратить на игру все свободное время. Опасным признаком является и то, что он отказывается от других занятий, общения и игнорирует свои обязанности, рабочие и по дому.

Последствия зависимости от компьютерных игр

У подростков возникают проблемы с учебной успеваемостью, они отказываются выстраивать социальные отношения, в ряде случаев идут на совершение преступлений, не могут отличить виртуальность от реального мира. У взрослых игровая зависимость от компьютерных игр может привести к разрушению семьи и карьеры, жены часто уходят от партнеров с такими проблемами, ведь поведение парня нередко напоминают действия ребенка. Система ценностей мужчин меняется, в ней больше нет места детям, браку, материальным достижениям.

Как бороться с зависимостью от компьютерных игр?

На ранних стадиях поможет ограничение времени или полный отказ. В этот период человек еще способен воспринимать реальное положение дел адекватно. Начиная со стадии привязанности, психологическая зависимость от компьютерных игр лечится только с помощью специалиста. Все что могут сделать близкие, это отвести подростка к нему, или уговорить взрослого человека посетить данного врача.

Компьютерная зависимость - сетеголизм

Если близкий человек слишком много времени проводит в сети, заводит там знакомства и просто занимается интернет-серфингом, возможно, речь идет об этой проблеме. Сетеголизм характеризуется появлением неряшливости, невыполнением своих рабочих и домашних обязанностей, появлением позиции, что только в виртуальности интересно. Человек часто начинает тратить деньги на покупку дополнительной техники, выходить в интернет постоянно. На ранней стадии помогут программы ограничивающие время доступа к сети, действия, направленные на появление других удовольствий в жизни.


Профилактика компьютерной зависимости

Не допустить развития проблемы помогут простые действия. Борьба с компьютерной зависимостью начинается с того, что близкие люди должны делать все, чтобы человек чувствовал себя комфортно и счастливо не только он-лайн, совместные прогулки, занятия спортом, беседы и наличие семейных традиций – все это относится к профилактическим действиям. Не менее важно установить время ограничения использования интернета, делается это при помощи специальных программ или по договоренности между партнерами или детьми и родителями.

Интересные факты о компьютерной зависимости

Хоть проблема и возникла относительно недавно, уже появилось несколько шокирующих случаев, которые наглядно показывают ее важность. Факты о компьютерной зависимости свидетельствуют, что подростки и взрослые могут пойти из-за этой болезни даже на убийство. Известно что:

  1. В Китае запрещены игры, где происходит нанесение телесных повреждений виртуальным героям, по мнению специалистов это провоцирует рост преступлений среди подростков.
  2. Американский подросток, расстрелявший учителей и одноклассников, был зависим от компьютера. Он не осознавал, что совершает убийство в реальности.

Компьютерная зависимость опасна, поэтому важно отслеживать, не страдают ли он нее близкие и друзья, да и самоконтроль при использовании интернета не станет лишним. При возникновении подозрения о наличие подобной проблемы, незамедлительно обращайтесь к психотерапевту. Положительный эффект начинает проявляться сразу после первого сеанса, лечение помогает, но нужно своевременно начать его.

Компьютерные игры давно выросли из статуса развлечений для детей. Прогрессирующими темпами растет зависимость от компьютерных игр у взрослых.

Зависимость от компьютерных игр у взрослых имеет . Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, начинает испытывать абстинентный синдром. Зависимость от игр часто вызывает различные психические расстройства: сна, внимания, .

Болезни, к которым приводит зависимость от компьютерных игр

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. К каким же болезням и патологическим состояниям может привести игромания?

Тендинит

Головные боли, мигрени

мигрень у зависимых от компьютерных игр людей является следствием . Концентрация внимания, необходимая для прохождения компьютерной игры, заставляет людей часами сидеть без движения со статически-напряженными мышцами шеи и позвоночника.

Приступы мигрени могут вызвать сильную боль в течение нескольких часов до нескольких дней, а в тяжелых случаях могут сопровождаться тошнотой, рвотой, болезненной чувствительностью к свету и звуку.

Летальный исход

Не хотелось бы вас пугать, но зависимость от компьютерных игр у взрослых может привести к смерти. Прецеденты имеются. Почему именно взрослые люди? Да потому что ребенка можно оттащить от компьютера или игровой консоли, заставить его делать уроки, заняться физическими упражнениями. А кто может помешать взрослому человеку днями находиться в виртуальном мире?

В 2007-м году в одном из интернет-кафе города Тэгу (Южная Корея) 28-летний мужчина потерял сознание после 72 часов непрерывной игры в "Starcraft". В течении этого времени пострадавший не спал и почти ничего не ел. Прибывшие на место происшествия врачи констатировали смерть от сердечной недостаточности вследствие истощения. И это далеко не единичный случай, когда зависимость от компьютерных игр у взрослых стала причиной смерти.

Дмитрий Белов

С развитием компьютерных технологий возникает огромное количество новых проблем. Одна из них - компьютерная зависимость у подростков. Именно об этом хочется рассказать в данной статье.

Что это такое?

Казалось бы, играет себе ребенок в компьютерные игры, и что? Дома тишина и спокойствие. Однако современные психологи говорят о том, что сегодня все больше детей младшего, среднего и старшего школьного возрастов становятся зависимыми от компьютера. Что же это значит? В принципе, характеристики всех зависимостей схожи между собой. Если наркоман сутками ищет дозу, то ребенок может с нетерпением ждать часа, когда же ему разрешат родители сесть за компьютер. В это время дитя чаще всего не находит себе места, не может ничем иным заняться, мается по дому или квартире. Стоит сказать, что данную проблему нужно лечить, иначе могут быть негативные последствия.

О термине

Следует сказать, что термин «компьютерная зависимость» довольно молод, появился он примерно в 1990 году, когда активно начала развиваться компьютерная промышленность. Определяет термин то состояние человека, при котором он просто не может прожить без данной машины, проводя перед ее монитором все свое свободное время. Однако с той поры сама зависимость несколько трансформировалась и приобрела новые элементы и формы, став проблемой не единиц, а многих людей разного возраста.

Причины

Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется). Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание. Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.

Главные опасности

Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков - дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия. Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями. Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно. Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается. А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

Виды зависимостей

Следует сказать, что разной бывает зависимость от компьютерных игр. Так, сегодня когда ребенок не может прожить без виртуального мира, и игромания. В свою очередь, зависимость от компьютерных игр делится по типам игры. Так, это ролевые игроманы, когда человек смотрит в игру глазами своего героя (не менее опасными являются и те игры, когда дитя смотрит на героя извне); стратегические игры, которые менее опасны, однако, опять же, готовы втянуть ребенка в свой мир; неролевые игры, такие как различные головоломки, аркады, флеш-игрушки. Особо опасными и в виртуальном мире являются азартные игры, ведь часто они вытягивают много денег с игроков.

Потенциальная категория

У кого может возникнуть проблема компьютерной зависимости? Так, в первую очередь у тех детей, родители которых часто не бывают дома, а ребенок просто предоставлен сам себе. Это же касается и которые также часто находятся дома одни или с обслуживающим персоналом, советов которого они просто не слушают. Больше зависимых подростков среди мальчиков (как говорит статистика, на 10 мальчиков только одна зависимая девочка), что касается возраста, самый опасный - 12-15 лет.

Что повлечет за собой зависимость?

Зависимость от компьютерных игр может повлечь за собой много негативных последствий. Так, в первую очередь, у ребенка постепенно будет уменьшаться круг общения, что приведет к полной изоляции подростка в реальной жизни со всеми вытекающими последствиями. Также могут произойти необратимые изменения со здоровьем. Так, это нарушение зрения, обмена веществ, возможно ожирение различных степеней. Со временем точно нарушится и дестабилизируется психика. Важно сказать и то, что все проблемы игромана из рискуют перейти во взрослую жизнь. А это чревато огромными негативными последствиями. Также ребенок может начать воровать, ведь часто интернет или игры требуют определенной платы. А это уже наказуемо согласно букве закона.

Как возникает зависимость?

Понаблюдав за зависимыми, интересные и вместе с тем страшные выводы сделали психологи. Химическая и компьютерная зависимость: симптомы их практически одинаковы. У таких людей, например, при виде желаемой цели резко Также дети начинают плохо учиться, не следят за собой и своим внешним видом, набирают (различные степени ожирения из-за неправильного питания) или теряют вес (просто забывают или ленятся вовремя покушать), не могут ничем другим заняться, если есть свободное время. Чтобы избежать такого развития событий, нужно всего ничего: не подпускать малыша к телевизору до трехлетнего возраста, а к компьютеру и того дольше, примерно до 10 лет. Именно в этом возрасте и возникает предрасположенность к различного рода зависимостям. Однако в наше время это сделать, к сожалению, практически невозможно.

Механизм зависимого поведения

Аддиктивное, т. е. зависимое поведение формируется у ребенка путем ухода от реальной жизни к виртуальной как с применением, так и без применения различных химических средств. Сам же процесс основан на том, что ребенок уходит от реальных ролей, заменяя их виртуальными, теми, которые ему более удобны или даже близки по духу. Игра или интернет, по своей сути, компенсируют ребенку то, чего ему не достает в реальной жизни. Так, если человек слаб физически и не может дать сверстникам отпор, у него возникнет компьютерная У подростков, которым в реальной жизни, возникнет где можно примерять различные роли и маски (тут может возникнуть проблема самоидентификации личности, что чревато последствиями), дружить с людьми, которые, на первый взгляд, всегда поймут. Однако со временем может наступить разочарование, ведь часто эти друзья мнимые и особой поддержки в трудную минуту от них не дождешься.

Как избежать зависимости?

Чтобы не возникала зависимость подростков от компьютерных игр, от интернета, нужно соблюдать довольно простые, но действенные правила. Так, нужно точно регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям не воспрещается контролировать, чем же занимается отпрыск в интернете. Огромное влияние имеет личный пример взрослых: если папа все свободное время проводит перед монитором, совсем неудивительно, что и ребенок будет поступать также. Еще нужно грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе. Какие еще методы приемлет профилактика компьютерной зависимости у подростков? Хорошо загрузить свое дитя как можно больше: отправить на кружки, к репетиторам, уделять больше времени учебе. Тогда на игры и различные зависимости просто не останется времени. Как радикальный способ, можно ограничивать работу за компьютером ребенка при помощи различных программ, которые на это и направлены.

Нюансы

Выявив признаки компьютерной зависимости у подростков, родители должны сразу же принимать меры. Так, хорошо отправиться к психологу и с ним составить план действий. Ведь часто родители поступают неправильно, желая своему ребенку только хорошего. Например, не рекомендуется резко запрещать компьютерные игры, это ни к чему хорошему не приведет. Лучше все делать последовательно, медленно сокращая время, проведенное перед монитором. Также необходимо контролировать, какие же игры пришлись по вкусу вашему чаду. Ведь не все они плохие, есть и полезные, которые развивают интеллект и имеют даже образовательную составляющую. И далеко не все время, проведенное перед монитором компьютера, можно назвать зависимостью, ведь ребенок при помощи интернета может просто учиться.

Лечение

Важным моментом является лечение компьютерной зависимости у подростков. Следует сказать, что оно будет сопровождаться «ломками», которые, к слову, могут оказаться довольно болезненными не только для ребенка, но и для взрослых. Родителям придется выдержать несколько атак со стороны чада: они могут быть не только словесными, но и доходить до рукоприкладства. Ребенок также может начать уговаривать родителей пустить поиграть хотя бы полчасика, обещая при этом все что угодно. Не стоит идти на поводу, ведь так поступают и наркоманы, никогда не выдерживая своего слова. Позиция родителей должна быть четкой и непоколебимой. В это время родителям также придется тяжело, ведь нужно будет стать для своего чада развлекательным элементом, чтобы ребенок хоть на время забывал о своем увлечении. Побольше общения и совместных дел - вот один из элементов лечения от зависимости. Нужно также изменить распорядок дня, привыкание к которому будет не таким уж и быстрым. Часто у родителей могут опускать руки, если они не видят улучшений. Однако бросать это дело не стоит, ведь рано или поздно улучшение наступит, нужно только этого дождаться. Ну и если самостоятельно ничего не получается, лечение компьютерной зависимости у подростков лучше проводить при помощи специалистов.

Близкие люди

Какими бы ни были причины компьютерной зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение. Так, самую главную роль играют, конечно же, родители, которые все силы должны бросить на то, чтобы вытащить ребенка в реальный мир. Однако к этому делу нужно привлекать еще и друзей, одноклассников и товарищей ребенка, чтобы в это время он понимал, что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь. А чтобы все получилось, нужно организовывать интересные встречи, выходы на природу, поездки и праздники. Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание. Близкое окружение ребенка должно показать подростку, что он болен, что у него есть проблемы, ребенок должен это понять, и только тогда лечение будет адекватным, а результаты видимыми.

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.


Многие врачи настаивают на том, чтобы включить компьютерную зависимость в список серьезных заболевний

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.


Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.


Если при разлучении с гаджетом ребенок закатывает истерики - это явный признак компьютерной зависимости

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.


Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.


Если не уделять ребенку достаточно внимания, у него вероятно развитие компьютерной зависимости

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.


Разговор - первый шаг для избавления от компьютерной зависимости у малыша

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.


Скандалы и ругань - ваши главные враги в борьбе с зависимостью

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.


Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.


Гипноз оказывается эффективен не во всех случаях

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».


Дарите своему ребенку яркие впечатления и незабываемые моменты!

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.


Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.


Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.


Вовремя распознав зависимость от виртуальных игр у ребенка, можно спасти его будущее

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.


Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • А ддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Синоним – аддикция.

    Выделяют основные виды аддикций:

    • злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды;
    • участие в азартных играх, в том числе компьютерных;
    • сексуальное аддиктивное поведение;
    • переедание;
    • работоголизм (трудоголизм);
    • длительное прослушивание музыки, главным образом основанной на ритмах.

    При формировании аддикции происходит редукция, т.е. упрощение, сглаживание межличностных эмоциональных отношений.

    Симптомокомплекс психических нарушений, вызванных чрезмерным увлечением компьютером или Интернетом, описан психиатрами под названием компьютерная и Интернет-зависимость или компьютерный синдром.

    Патологическое влечение к компьютерным играм и Интернету относится к нехимическим или поведенческим аддикциям, то есть зависимостям, не имеющим в основе своей конкретных биохимических субстратов (в отличие от алкоголизма, наркомании, никотиновой зависимости).

    1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

    Ученые предприняли попытки изучить последствия компьютеромании на психофизическом уровне и обнаружили следующее.

    Физические изменения в организме обусловлены влиянием нескольких факторов:

    • длительным сидением в однообразной позе, зачастую искажающей осанку и внутренние органы человека;
    • мерцанием монитора;
    • электронным излучением.

    К последствиям воздействия вышеперечисленных факторов медики относят:

    1. Снижение иммунитета (защитных свойств организма) – предрасположенность к инфекциям, онкологическим заболеваниям.
    2. Неврологические нарушения – существует ряд наблюдений детских неврологов о развитии судорожных приступов, спровоцированных эффектом мерцания монитора и частой сменой изображения во время игры (происходит фотостимуляция судорожной активности головного мозга).
    3. Нейровегетативные изменения – к ним относят колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры тела, головные боли.
    4. Сосудистые нарушения. За счет однообразной позы развиваются застойные явления в сосудах органов, отеки, варикозное расширение вен.
    5. Изменение осанки.
    6. Нарушение репродуктивной функции.
    7. Ухудшение зрения.
    8. Эндокринные нарушения.

    Так, в Японии исследования выявили, что компьютерные игры стимулируют, например, у детей лишь ограниченный участок мозга, поэтому им нужно больше читать, писать и считать. Кроме того, для стимуляции работы мозга и его нормального развития важно, чтобы дети играли со сверстниками на воздухе и больше общались с другими.

    Как утверждают американские учёные, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга (что подтвердили результаты исследований функциональной магниторезонансной томографии, проведённой участвовавшим в исследовании подросткам). Особенно сильно подобное торможение проявляется у тинейджеров с нарушениями в поведении, у которых активность в коре лобной доли (отвечающей в том числе за эмоции и импульсивность) и без того значительно снижена.

    По данным статистики, полученным в США, в среднем шестиклассник смотрит телевизор 4 часа в день, - и это не считая того времени, которое он проводит за различными играми перед экраном компьютера или телевизора. Дети признают, что часто играют дольше, чем собирались. Не редко из-за этого они запускают учебу.

    По некоторым оценкам, около 40 % американских детей в возрасте от 5 до 8 лет страдают ожирением. К этому, очевидно, располагает недостаточная физическая активность - следствие долгих часов, проведенных за телевизором или компьютером. Одна компания даже разработала специальные тренажеры, на которых можно заниматься, не отрываясь от компьютерных игр. Но разве не лучше было бы посвящать этим играм не так много времени, чтобы его хватало и на другие занятия, необходимые для разностороннего развития личности ребенка?

    А вот еще одна опасность, которую таят в себе электронные игры: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что, по меньшей мере, каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблем со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, стимулирует выделение слезной жидкости, которая омывает глазное яблоко, защищая его от загрязнения. Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и потому могут играть за компьютером часами, почти без перерывов. Это приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут.

    2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ

    Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности.

    Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. По прогнозам, в ближайшие годы рынок электронных игр будет неуклонно расширяться. В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр; игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей; главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Опыт показывает, что многим из них это увлечение отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и всё, что с этим связано.

    Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Зависимости от компьютерных игр человек подвержен наиболее сильно, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс.

    Компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой аддиктивной реализации, т.е. ухода от реальности.

    Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные. В любом обществе находятся люди предпочитающие убегать от проблем. Тех, кто в качестве такого способа выбирает алкоголь называют алкоголиками, наркотики – наркоманами, работу – работоголиками, азартные игры – патологическими гэмблерами. Интернет-зависимыми, компьютерные игры – кибераддиктами и т.д. В последнем случае вместо решения проблем здесь и сейчас человек головой уходит в компьютерную игру. Там, в игре, ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Время, проведенное за игрой, не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни. Потому, выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

    Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет игроголику прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Некоторые из них просиживают за компьютером ночами напролет, выпадая из реальной жизни. Окружающие беспокоятся, но зачастую не знают, что предпринять. Один юный любитель компьютерных игр сказал: Когда я общаюсь с людьми в сети, то кажусь им умным и элегантным. А когда они видят меня в жизни, они советуют мне похудеть.

    Таким образом человек уходит от реальности в вымышленный мир. Вот какую меткую характеристику дает любителям компьютерных игр один обозреватель: Для сетевого игрока вымышленный мир гораздо привлекательнее реального. Жизнь вне игры у него сводится лишь к зарабатыванию минимума средств, необходимых для продолжения игры.

    Само собой, разработчики подобных программных продуктов заинтересованы в том, чтобы игра увлекала настолько, насколько это возможно. Задача производителей игрового программного обеспечения - создать максимальный эффект погружения, чтобы при выпуске очередной серии, человек, зависимый от компьютерных игр, не раздумывая, купил именно их продукт.

    Компьютерные разработки направлены на улучшение передачи мультимедийных эффектов, что непосредственно связано с игровыми процессами. Сегодня существует множество способов создания эффекта участия игрока в процессе, начиная от логики игры (от первого лица, командная игра и проч.) и графического исполнения (трехмерная графика, изометрический вид) до музыкального сопровождения (оцифрованный голос, психологически интригующая или напряженная музыка) и натуральных звуковых эффектов.

    Увлечение компьютерными играми – это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая цепная реакция. Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, игроголик ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше – тремление пройти все (по крайней мере, известные) игры этого типа, коих в данный момент на рынке огромное множество.

    Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что подталкивает аддикта к переходу к другим типам игр. Необходимо отметить, что прохождение новой компьютерной игры занимает от 5-6 часов до нескольких суток, иногда даже недель. Для того чтобы игроголик как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые секретки, поиск которых требует массу времени. Человек одержимый компьютерной игрой окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы. Путем создания секретных подуровней, производители как бы подталкивают игрока к некому соревновательному ощущению кто кого? , что является одной из множеств причин возникновения зависимости от компьютерных игр.

    Игры, события в которых зависят непосредственно от игрока, т.е. развивающиеся самостоятельно вместе с игроком, ориентируясь на его слабые и сильные места, либо имеющие множество случайных параметров, которые задает игрок, заставляют аддикта проходить их снова и снова. Каждый раз в каждой новой ситуации игрок проверяет, что случится, если развитие событий он поведен по-другому. Подобные игры поглощают еще сильнее, чем те, которые построены на сценариях, поскольку они предоставляют еще большую свободу действий играющему, дают ему возможность почувствовать себя самому разработчикам того или иного уровня или сценария компьютерной игры.

    Еще один из способов посадить на компьютерную иглу субъекта, – это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей. Подобные программы временно придают популярной игре некий культовый характер. В виртуальных конференция и на сайтах фанатов появляются уровни для той или иной компьютерной игры, сделанные непосредственно игроками и предоставлены для всеобщего прохождения и оценки. Если игра поддерживает многопользовательские системы (одновременная игра двух и более игроков), – это еще более усиливает психологическую зависимость субъектов от игры. Несколько играющих могут посоревноваться друг с другом в том, кто нашел тактику игры эффективней, а игра против компьютера куда менее интересная, чем такая же игра, но против живого человека. Мало того, игра против человека в разработанном самим же игроком уровне, - это действительно возбуждает его сознание, в момент игры ему кажется, что он попал в свой собственный виртуальный мир, где необходимо доказать свою мощь, силу и игровое мастерство.

    Таким образом, негативные последствия компьютерных пристрастий – это и зависимость, выражающаяся в психопатологических симптомах (таких, как невозможность переключиться на другие развлечения, чувство превосходства над остальными людьми, оскудение эмоциональной сферы), и сужение круга интересов, и трудности в общении со сверстниками, и соматические нарушения (падение зрения, быстрая утомляемость).

    Факторы риска развития компьютерной зависимости можно объединить в три группы:

    1) Социальные

    Недостаточная профилактическая и разъяснительная работа в семье, ослабление контроля гигиены труда за компьютером.

    Массовая увлеченность окружающих ребенка сверстников и взрослых (родителей) компьютерными играми и интернетом.

    Финансовый стимул – возможность выиграть деньги, играя в тотализатор, on-line казино.

    Отсутствие альтернативного досуга – нежелание или отсутствие возможности заняться чем-либо иным, кроме компьютера.

    2) Наследственно-биологические

    Наследственно обусловленная предрасположенность к развитию определенного типа высшей нервной деятельности. В геноме человека расшифрован 31 ген, отвечающий за выработку гормонов настроения – нейромедиаторов (дофамина, серотонина, норадреналина, ГАМК). Индивидуальные особенности психики во многом зависят от скорости выработки и передачи этих веществ в центральной нервной системе человека.

    Пре-, пери- и постнатальные вредности (вредности периода новорожденности), нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, интоксикации, тяжелые заболевания способствуют развитию органической неполноценности головного мозга и формируют определенные характерологические свойства личности.

    3) Психо-характерологические

    Молодые люди с низкой самооценкой, неуверенные в себе, эмоционально неустойчивые, испытывающие трудности в общении, погруженные в мир собственных переживаний (интроверты), ощущающие недостаток внимания и поддержки родных и близких более подвержены зависимости от компьютерных игр и Интернета. В игре ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде, и желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

    Молодой человек настолько вживается в реалистичную компьютерную игру, что ему там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

    Будущего аддикта привлекает в игре:

    • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
    • отсутствие ответственности;
    • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
    • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
    • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

    Необходимо отметить, что поскольку в детском возрасте умственные способности человека развиваются в процессе взаимодействия и приспособления к окружающему, и, в отличие от взрослого человека - зрелой личности со сформированными механизмами психологической защиты, ребенок принимает без критики то, что ему предложено, то и зависимым становится быстрее взрослого. Поэтому вопросы ранней профилактики компьютерной зависимости лежат в области компетенции, прежде всего, родителей.

    В целом же, механизм затягивания человека, формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы включаются сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми при более или менее регулярной игре в них и работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.

    3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

    Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.

    Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Очевидно, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего.

    Выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:

    Ролевая игра должна располагать играющего к вхождению в роль компьютерного персонажа и атмосферу игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.

    Ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте – накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д.

    Хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.

    Предложенная ниже классификация не является всеохватывающей, полной и законченной. Выглядит она следующим образом:

    I. Ролевые компьютерные игры.

    • Игры с видом из глаз своего компьютерного героя.
    • Игры с видом извне на своего компьютерного героя.
    • Руководительские игры.

    II. Неролевые компьютерные игры.

    • Аркады.
    • Головоломки.
    • Игры на быстроту реакции.
    • Традиционно азартные игры.

    СПЕЦИФИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

    I. Ролевые компьютерные игры

    Основная особенность – наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина вхождения в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе затягивания в игру, и степени глубины психологической зависимости.

    1) Игры с видом из глаз своего компьютерного героя. Этот тип игры характеризуется наибольшей силой затягивания или вхождения в игру. Специфика здесь в том, что вид из глаз провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.

    Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

    2) Игры с видом извне на своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит себя со стороны, управляя действиями этого героя.

    Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом из глаз. Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных врагов, то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель себя в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

    3) Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командира отряда спецназа, главнокомандующего армиями, главы государства, даже бога, который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого глубина погружения в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

    II. Неролевые компьютерные игры

    Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте прохождения и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

    1) Аркадные игры. Такие игры еще называют приставочными, т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

    2) Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ.

    Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

    3) Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности пройти игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

    4) Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом – компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

    Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку войти в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека.

    4. СИМПТОМЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

    Проявления синдрома компьютерной зависимости нарастают постепенно и не сразу становятся заметными окружающими. При этом зависимость от компьютерных игр осознают в первую очередь окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом аддикции.

    Основными симптомами, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:

    1. поглощенность, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих, мысли о том, как найти деньги на игру);
    2. ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, взвинченность и возбуждение во время игры;
    3. нежелание отвлечься от игры с компьютером;
    4. переживания, тревоги или раздражения при необходимости остановить игру;
    5. использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний;
    6. попытки отыграться после проигрыша, исправить ситуацию;
    7. ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
    8. забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в ходе игры на компьютере, ухудшение отношений в учебном заведении, с родителями, с друзьями;
    9. одалживание денег у других лиц, чтобы приобрести новую игру.
    10. пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

    Если у человека есть четыре и более симптомов, это уже болезнь...

    5. ЧТО ДЕЛАТЬ?

    В настоящее время ученые не могут однозначно сказать: есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной аддикции в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени на развитие и образование, исключая субъекта из активного социального процесса, с другой стороны, зависимость от компьютерных игр - это явление проходящее, временное.

    Компьютерная зависимость отличается от курения, алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми тем, что в какой-то момент времени наступает насыщение компьютером. Далее субъект либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни. Данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что никогда не ясно, в какой момент у компьютерного аддикта, в частности, у игроголика, наступит момент пресыщения. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать? Не потеряет ли он свой социальный статус, пребывая в эйфории компьютерных игр, в данном случае подразумевается отчисление из школы или института, увольнение с работы, потеря звания или положения.

    Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у студента вуза. Не исключено, что ребенку быстрее надоест однообразие экрана, по сравнению с беЗконечностью возможностей и неоткрытых моментов реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка при подобном неоправданном эксперименте не будет повреждена.

    Проверенным способом не дать человеку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его в реальную жизнь, чтобы он реализовал себя в ней. Существует масса интересных занятий (общение с природой, практики йоги, чтение развивающей литературы и т.д.), которые не только позволяют познавать собственный мир, развивать бдительность и осознанность, а также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная же реальность – это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, – не есть жизнь, это лишь её вторичная часть, параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере надобности, а развлечения в виде компьютерных игр совмещать с реальными активными действиями в реальном мире.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»