Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии. Литературные премии России: кто, когда и сколько

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Подробности 18.04.2017

Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия вручается за лучшее прозаическое произведение большой формы, опубликованное в отчетном году. Это крупнейшая в России и вторая в мире (после Нобелевской) литературная премия, учрежденная в 2005 году. Общий призовой фонд - 6,1 млн рублей, образуется из процентов по вкладам, внесенными крупными российскими бизнесменами и фирмами, создавшими «Центр поддержки отечественной словесности». Ежегодно присуждается три премии.

В 2016 году лауреатом премии стал Леонид Юзефович за роман «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Вторая премия присуждена Евгению Водолазкину за роман «Авиатор»

Евгений Германович Водолазкин – специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, ученик Д. С. Лихачева, писатель. В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке – после выхода «Лавра» на английском – «русским Маркесом». Обладатель премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», финалист «Русского Букера».

Очнувшись однажды на больничной койке, герой романа «Авиатор» понимает, что не помнит про себя ничего - ни имени, ни кто он такой, ни где находится. По совету лечащего врача, в надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания. Читателю предоставляется возможность узнать о событиях прошлого из уст очевидца и услышать оценку настоящего из уст стороннего наблюдателя. Книга заняла 3-е место в читательском голосовании.

Третью премию получила Людмила Улицкая за роман «Лестница Якова»

Людмила Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово в Башкирии, где ее семья находилась в эвакуации. После войны вернулась в Москву. Окончила биологический факультет МГУ по специальности биолог-генетик. Сегодня Людмила Улицкая – писатель, сценарист и первая женщина, ставшая лауреатом премии «Русский Букер» (в 2001 году). В числе ее литературных достижений множество различных наград и премий: «Большая книга», «Книга года», Премия Симоны де Бовуар (Франция) и др. Ее произведения переведены на 25 языков мира.

Новое произведение Л. Улицкой «Лестница Якова» – это семейная хроника шести поколений семьи Осецких, с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. Роман основан на документах личного архива - многолетней переписки бабушки и деда, из страхов «молчащего поколения» родителей, кропотливой работы и собственных чувств и переживаний.

В центре романа – параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы – театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу...

«Национальный бестселлер»

«Национальный бестселлер» – одна из трех крупнейших российских литературных премий. Это единственная ежегодная общероссийская литературная премия, которая вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии – «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и издателем Константином Тублиным. Среди прошлых лауреатов «Нацбеста» – Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Александр Проханов и другие.

Победителем 16-го сезона стал Леонид Юзефович с романом «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель, сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Новая книга автора рассказывает о том, как на бескрайних просторах Якутии в самом конце гражданской войны (1922-1923 годах) пересеклись жизненные пути белого генерала, правдоискателя Анатолия Пепеляева и красного командира, анархиста Ивана Строда. Две неординарные исторические фигуры, оба – идеалисты, фанатично следующие своим внутренним убеждениям. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти. Судьбы их сложились по-разному. Пепеляев, после поражения и плена, отсидел 13 лет, Строд был награжден орденом Красного Знамени, окончил Академию имени Фрунзе. Оба при этом закончили жизнь одинаково – во время «большого террора» их обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Они были реабилитированы – Строд в 1957-м, а Пепеляев – в 1989-м.

«Зимняя дорога» основана на архивных источниках, которые Леонид Юзефович собирал много лет, но написана в форме документального романа. Автор выступает в первую очередь внимательным и добросовестным историком, он не занимает ничью сторону, а просто и правдиво рассказывает о тех трагических событиях. Спокойный тон повествования, пожалуй, самое радикальное отличие его романа от большинства книг о войне.

Литературная премия «Русский Букер»

«Русский Букер» является первой негосударственной премией в России, учрежденной после 1917 г. Основана премия в 1991 году, первое вручение состоялось в 1992 г. «Русский Букер» ежегодно вручается за лучший роман года на русском языке. Считается одной из самых престижных российских литературных премий. Цель премии - привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей.

В 2016 году премия присуждалась в 25-й раз. Ее лауреатом стал Петр Алешковский за роман «Крепость» .

Петр Маркович Алешковский (1957) – писатель, историк, теле- и радиоведущий, журналист. Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1979, кафедра археологии). Шесть лет участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей. Ведущий программы «Азбука чтения» на «Радио Культура».

Главный герой романа Петра Алешковского «Крепость» – Иван Мальцов – историк, археолог. Он ведет раскопки в старинном русском городке и параллельно пишет книгу об истории Золотой Орды. Начальство его не ценит, а жена не понимает и не разделяет его взглядов и убеждений. Его крепость – в верности профессии, в честности перед собой и перед людьми. Она прочна, но именно из-за нее герой не способен договориться с обществом, не может приспособиться к сегодняшней действительности, в которой все решают деньги и связи. Такому человеку, как Иван Мальцов, с принципами и чувством собственного достоинства, очень сложно жить, когда вокруг предательство, лесть и деньги, ради которых люди забывают о человечности, о ценностях и своих корнях. Мальцов вступает в неравную и заведомо обреченную борьбу с системой во имя спасения древней Крепости, которой грозит уничтожение.

«Я работал над романом шесть лет. Назвал свою работу так, потому что сейчас самое главное – сохранить внутреннюю крепость, не сдаваться дешевым веяниям, которые на нас обрушиваются – бескультурью, желанию наживы, нежеланию исследовать прошлое, созданию мифов и поддержанию мифотворчества», – сказал Алешковский на праздничной церемонии.

Роман «Крепость» вышел в финал премии «Большая книга».

«Студенческий Букер»

Проект «Студенческий Букер» был создан в 2004 году Центром новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ как молодежный вариант крупнейшей отечественной литературной премии «Русский Букер». Автор идеи и куратор премии – Дмитрий Петрович Бак. На первом этапе проекта проводится конкурс эссе о романах из лонг-листа премии «Русский Букер – 2016», победители которого составляют жюри премии «Студенческий Букер». На втором этапе - члены жюри определяют лучший отечественный роман 2016 года по версии российских студентов и объявляют лауреата премии «Студенческий Букер» на торжественном обеде в честь вручения премии «Русский Букер».

Лауреатом «Студенческого Букера» в 2016 году стала Ирина Богатырева за роман «Кадын» .

Ирина Богатырева – родилась в 1982 году в Казани, выросла в Ульяновске. Закончила Литературный институт им. Горького. Литературой занимается с раннего детства, художественную прозу начала писать в пятнадцать лет. Публиковалась в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «День и Ночь» и др. Финалист и лауреат многих литературных премий, в том числе “Дебют”, премии Гончарова и С. Михалкова. Член Союза писателей Москвы.

В одном из интервью Ирина Богатырева о книге «Кадын»: «Роман «Кадын» возник из любви к Алтаю, увлечения его культурой, природой, историей. В основе сюжета – легендао сестрах-богатырках, защищающих Алтай. Быт скифов я списывала с археологических материалов пазырыкской культуры (6-4 вв до н.э.), самой знаменитой находкой этого периода является мумия девушки с плато Укок (так называемая принцесса Укока). Но я хотела написать не исторический роман или фэнтэзи на историческую тему, а такой текст, в котором через призму мифического прошлого открывались бы вечные, архетипичные для любой культуры коды, и современный человек мог бы узнать себя».

Литературная премия «Ясная поляна»

«Ясная поляна» – это ежегодная общероссийская литературная премия, учрежденная в 2003 г. Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л. Н. Толстого» и компанией Samsung Electronics. Премия призвана отмечать произведения современных авторов, которые несут в себе идеалы человеколюбия, милосердия и нравственности, отражают гуманистические традиции классической русской литературы и творчества Л. Н. Толстого. Основными требованиями, которые предъявляются к работам номинантов, являются неоспоримые художественные достоинства текста, общечеловеческие моральные ценности, культурная, религиозная и расовая терпимость.

Вручается за лучшее художественное произведение традиционной формы в четырех номинациях:

Современная классика;

Детство. Отрочество. Юность;

Иностранная литература (с 2015 года).

Лауреатом номинации «Современная классика» в 2016 году стал

Владимир Маканин за книгу«Где сходилось небо с холмами».

Владимир Маканин (1937) – российский писатель. Его произведения переведены на многие языки мира, книги издаются во Франции, Германии, Испании, Италии, США и других странах. Он лауреат многих литературных премий: Государственная премия России, «Русский Букер», «Большая книга», Пушкинская премия фонда Тепфера (ФРГ) и другие.

Книга «Где сходилось небо с холмами» содержит три повести, объединенные общей темой – темой воспоминаний о прошлой жизни, когда герои мучительно переживают потерю связи прошлого с настоящим.

Вторая повесть, давшая название книги, рассказывает о талантливом композиторе Башилове, выросшем в маленьком уральском поселке. Размышляя об источнике своего дарования, взрослый мужчина скорбит по миру своего детства, где даже волнистая линия на горизонте, где сходится небо с холмами, рождала в мальчике мелодию. С болью и тоской он замечает, что с ростом его гения, гения композитора, мельчает и выдыхается «душа» поселка. Песни и мелодии, когда-то беспрестанно звучавшие там, теперь остаются только в его творениях. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» из родного поселка не только его песенный потенциал, но и саму жизнь.

В номинации «XXI век» в 2016 году, впервые в истории литературной премии «Ясная Поляна», лауреатами стали сразу два автора: Наринэ Абгарян с повестью "С неба упали три яблока" и

Александр Григоренко с повестью "Потерял слепой дуду" .

Наринэ Абгарян – российская писательница армянского происхождения, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание», неоднократный лауреат различных литературных премий.

«С неба упали три яблока» – очень атмосферная книга, с горным колоритом, наполненная запахами армянской кухни. Это история одной маленькой деревушки, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных жителях, каждый из которых немножко чудак, немножко ворчун и в каждом из которых таятся настоящие сокровища духа. Простым и понятным языком Наринэ Абгарян рассказала о том, что испытывают и чем живут люди в любом месте нашей планеты – о детстве, о родителях и предках, о дружбе и любви, о страхе и боли, о доброте и верности, о чувстве Родины и о гордости за свой народ.

Александр Григоренко – журналист и писатель, автор книг «Мэбэт», «Ильгет». Публикуется с 1989 года. Финалист премий «Большая книга» (2012, 2014), НОС (2014), «Ясная Поляна» (2015). Живет в г. Дивногорске Красноярского края, работает в Восточно-Сибирском филиале «Российской газеты».

«Потерял слепой дуду» - произведение, в центре повествования которого история простой деревенской семьи Шпигулиных, где рождается долгожданный ребенок – Шурка. Не сразу семья понимает, что он родился глухонемым. Родители не смогли справиться с этим, и Шурку воспитывает бабушка, которой помогают многочисленные родственники. Автор с большим мастерством рассказывает историю жизни этого ребенка, его становление, превращение в мужчину. Он полуюродивый, полусвятой человек. Шурку все любят, но вся его жизнь идет к гибели…И, как сказал член жюри, писатель Владислав Отрошенко, "в этом произведении показана структура русского бытия, когда никто ни в чем не виноват, но все гибнет".

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» лауреатом 2016 года стала

Марина Нефедова за книгу «Лесник и его нимфа» .

Марина Евгеньевна Нефедова (1973) – журналист, редактор, писатель. Окончила геологический факультет МГУ, специалист по минералогии. С 2003 года ее статьи выходили в различных СМИ, от «Литературной газеты» и «Русского репортера» до православного интернет-издания «Правмир.ру». В 2005-2013 гг. была корреспондентом, а затем выпускающим редактором журнала о православной жизни «Нескучный сад». Марина Нефедова – редактор издательства «Никея», специализирующегося на христианской литературе. Автор и составитель сборников «Миряне – кто они» и «Душа вашего ребенка. Сорок вопросов родителей о детях». Повесть «Лесник и его нимфа» – дебют автора в художественной прозе.

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» отмечают книги, важные для поры взросления и способные заложить понятия справедливости, уважения, любви. Именно так можно охарактеризовать повесть Марины Нефедовой «Лесник и его нимфа». Эта повесть – путешествие в мир московских хиппи восьмидесятых годов прошлого века и в мир юношеского одиночества. Это история выбора между творчеством и любовью, в которой «все становится другим, когда соприкасается со смертью».

Главная героиня – талантливая семнадцатилетняя девушка, «вторая Дженис Джоплин», как о ней говорят. «Плохая девочка», которая, несмотря на бесконечные метания, в критической ситуации оказывается настоящим человеком. Но главное, что делает книгу абсолютно универсальной – тонко и точно переданное ощущение возраста, подростковых метаний и любви.

Победителем номинации «Иностранная литература», призванной выбрать самую значимую зарубежную книгу XXI века и отметить ее перевод на русский язык, в 2016 году стал Орхан Памук за книгу «Мои странные мысли».

Охран Памук (1952) – известный турецкий писатель, обладатель многочисленных национальных и международных премий, в числе которых Нобелевская премия по литературе (2006) за «поиск души своего меланхолического города». Популярен как в Турции, так и за ее пределами, произведения писателя переведены более чем на пятьдесят языков.

«Мои странные мысли» - роман о жизни турецкой деревенской семьи в большом городе. Улочки и кварталы Стамбула Памук показывает глазами Мевлюта, простого уличного торговца, который 40 с лишним лет по утрам разносит прохладный йогурт, а по вечерам – местный слабоалкогольный напиток бузу – и наблюдает за происходящим вокруг.

История органично вплетена в реальные исторические события, происходившие в мире с 1954-го по март 2012 года, - холодную войну, оккупацию Кипра турецкими войсками, развал СССР и многое другое. Времена сменяют друг друга, а Мевлют все бродит по знакомым кварталам, размышляя о мире и своем месте в нем. А вслед за ним по Стамбулу 50-х, 60-х и далее годов идет и читатель, наблюдая, как город теряет привычные старому поколению черты и превращается в современный мегаполис.

Получить более полную информацию о премии, ее лауреатах и их произведениях вы можете на сайте премии: http://www.yppremia.ru/

Конкурс «Книга года» учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 1999 году. Основная цель конкурса - поддержка отечественного книгоиздания, поощрение лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганда чтения в России. Вручается в ходе работы «Московской международной книжной ярмарки» в нескольких номинациях, от «Прозы года» до «Электронной книги».

Лауреатами «Книги года» в разное время становились Андрей Вознесенский, Кир Булычев, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Людмила Улицкая, Евгений Гришковец и многие другие известные писатели и поэты.

Лауреатом в номинации «Книга года» стала Ольга Берггольц за книгу «Блокадный дневник: (1941-1945)» .

Берггольц Ольга Федоровна (1910-1975) – поэт, прозаик. Многим она известна как «ленинградская Мадонна». В дни блокады благодаря правдивым, горьким стихам и радиопередачам Ольга стала символом осажденного Ленинграда. Ее называли «голосом Города». Ее стихи и слова, звучавшие из динамиков, помогали людям отыскать в себе последние силы, чтобы выжить, сохранив человеческое достоинство. Самые известные произведения Ольги Бергольц: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Говорит Ленинград», поэтические сборники: «Узел», «Верность», «Память».

Для Ольги Берггольц дневниковые записи были ее творческой мастерской. Без них она не могла существовать и вела их постоянно с 1923 по 1971 год. Долгое время они были на закрытом хранении: сначала по распоряжению госорганов, затем по воле наследников. Теперь они открыты.

«Блокадный дневник» открывает публикацию всего корпуса дневников Ольги Бергольц. В нем она предельно откровенна, беспощадна по отношению к самой себе, буквально «препарирует» собственные чувства, поступки, мысли.

Издание содержит комментарии и статьи, написанные историками, сотрудниками архива. Воспроизведены малоизвестные фотографии и документы из личного архива О. Ф. Берггольц (РГАЛИ), а также работы художников блокадного Ленинграда.

Победителем в номинации «Проза» стал Алексей Иванов за роман «Ненастье» .

Алексей Иванов (1969) – искусствовед, сценарист, писатель. Получил известность благодаря романам «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил», по мотивам которого был снят одноименный кинофильм. Неоднократный лауреат различных литературных премий: имени Д. Мамина-Сибиряка (2003), имени П. Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006). «Большая книга» (2006). За роман «Ненастье» не только стал лауреатом премии «Книга года», но и получил премию Правительства РФ в области культуры.

Алексей Иванов о романе «Ненастье»: «2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история могучего и деятельного союза ветеранов Афганистана – то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в лихие девяностые, когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого.

Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, – но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье – это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни».

Лауреатом 2016 года в номинации «Поэзия» стал Олег Чухонцев за книгу «Выходящее из – уходящее за» .

Чухонцев Олег Григорьевич (1938) – российский поэт, переводчик, автор книг: «Из трех тетрадей», «Слуховое окно», «Ветром и пеплом», «Из сих пределов», «Речь молчания» и др. В разные годы работал в отделах поэзии журналов «Юность» и «Новый мир». Стихи Олега Чухонцева переведены на многие языки мира. Он – лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии РФ, Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (Германия), поэтической премии «Anthologia», большой премии «Триумф», большой премии им. Бориса Пастернака, Российской национальной премии «Поэт» и множества других.

В аннотации к книге «Выходящее из – уходящее за» скупо сказано: «В новую книгу, состоящую из трех разделов – «Гость нечаемый», «В тени актинидии», «Рукой юродивой», – вошли стихи, появившиеся после книги «Фифиа» (2003)». Автор затрагивает тему старости и ухода, посредством стихов передает свое восприятие мира через призму прожитых лет и жизненного опыта.

В номинации «Вместе с книгой мы растем» лауреатом 2016 года стал

Григорий Кружков за книгу «Чашка по-английски».

Григорий Кружков (1945) – поэт, переводчик, эссеист, исследователь англо-русских литературных связей. Автор семи книг стихов. Лауреат различных литературных премий (Государственной премии Российской Федерации, премии Александра Солженицына и др.).

В предисловии к изданию «Чашка по-английски» автор поясняет, что получившиеся на русском языке тексты трудно назвать переводами, это скорее пересказ английского оригинального текста Спайка Миллигана. Главное, что эти тексты объединяет – игра слов. Григорий Кружков смело экспериментирует со словами, а художник Евгений Антоненков поддерживает игру поэта. В его остроумных и очень емких образах можно увидеть много интересного. Это не игра словами, а жонглирование образами. Подчас необычными и неожиданными.

Победителем 2016 года в номинации «Книга и кино» стал Алексей Баталов за книгу «Сундук артиста» .

Алексей Владимирович Баталов (1928) – актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог и общественный деятель. Лауреат нескольких Государственных премий в области искусства и кинематографии, обладатель различных общественных наград. Актер является почетным членом Академии в области литературы, искусства и журналистики, участвует во многих кинематографических учреждениях и ежегодно жертвует большую часть гонорара таким организациям, как «Фонд Мира» и Ассоциация «Родина».

«Сундук артиста» – иллюстрированная хроника более чем полувека отечественного кино и отчасти театра. Будучи замечательным рассказчиком, Баталов повествует о выдающихся актерах и режиссерах, поэтах и художниках. Уделено внимание истории многих известных кинокартин, в которых снимался Баталов, смешным, а порой и трагическим эпизодам съемок.

В текст книги включены и его сказки, которые автор характеризует как «не совсем сказки и, наверное, не совсем для детей». А между тем, по ним созданы мультфильмы «Чужая шуба» и «Зайчонок и муха».

Алексей Владимирович предстает перед читателями не только как актер, но и как художник Баталов. В книгу включены его картины и рассказ о том, как он был учеником замечательного, но не угодного тогда властям Фалька.

В книге также собраны никогда не публиковавшиеся ранее фотографии дорогих его сердцу людей, семейных реликвий, долгие годы хранившихся в доме автора.

Все это Алексей Владимирович заботливо сложил в свой «сундук артиста»..

Нобелевская премия была учреждена промышленником, изобретателем и инженером-химиком из Швеции, Альфредом Нобелем, и названа в его честь. Она считается самой престижной в мире. Лауреаты получают золотую медаль, на которой изображен А. Б. Нобель, диплом, а также чек на крупную сумму. Последняя складывается из размеров прибылей, которые получает Нобелевский фонд. В 1895 году составил завещание, по которому его капитал был помещен в облигации, акции и займы. Доход, который приносят эти деньги, каждый год делится поровну на пять частей и становится премией за достижения в пяти сферах: в химии, физике, физиологии или медицине, литературе, а также за деятельность по укреплению мира.

Первая Нобелевская премия по литературе была вручена 10 декабря 1901 года, и с тех пор выдается ежегодно в эту дату, являющуюся годовщиной смерти Нобеля. Награждение победителей происходит в Стокгольме самим шведским королем. После получения награды лауреаты Нобелевской премии по литературе должны в течение 6 месяцев выступить с лекцией на тему своей работы. Это непременное условие получения награды.

Решение о том, кому вручить Нобелевскую премию по литературе, принимает Шведская академия, находящаяся в Стокгольме, а также сам Нобелевский комитет, который оглашает лишь количество претендентов, не называя их имен. Сама процедура выбора засекречена, что вызывает иногда злые отзывы критиков и недоброжелателей, заявляющих о том, что награда вручается по политическим мотивам, а не за литературные достижения. Главный аргумент, который приводится в доказательство, - это обойденные премией Набоков, Толстой, Бохрес, Джойс. Однако список получивших ее авторов все равно остается внушительным. Из России лауреаты Нобелевской премии по литературе - пятеро писателей. Подробнее о каждом из них читайте ниже.

Нобелевская премии по литературе 2014 года была присуждена в 107 раз, ее получил Патрик Модиано, и сценарист. То есть с 1901 года обладателями награды стали 111 писателей (поскольку четыре раза она была присуждена двум авторам одновременно).

Перечислять всех лауреатов и знакомиться с каждым из них - это довольно долго. Наиболее известные и читаемые лауреаты Нобелевской премии по литературе и их произведения предлагаются вашему вниманию.

1. Уильям Голдинг, 1983 год

Уильям Голдинг получил премию за свои знаменитые романы, которых в его творчестве насчитывается 12. Наиболее известные, "Повелитель мух" и "Наследники", являются одними из самых продаваемых книг, написанных Нобелевскими лауреатами. Роман "Повелитель мух", вышедший в 1954 году, принес писателю мировую славу. Критики зачастую сравнивают его с романом "Над пропастью во ржи" Сэлинджера по степени его значимости для развития литературы и современной мысли в целом.

2. Тони Моррисон, 1993 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе - не только мужчины, но и женщины. К их числу относится Тони Моррисон. Эта американская писательница родилась в рабочей семье, в штате Огайо. Поступив в Говардский университет, где изучала литературу и английский язык, она начала писать свои произведения. Первый роман, "Самые голубые глаза" (1970), был написан на основе рассказа, составленного нею для университетского кружка литераторов. Он является одним из самых популярных произведений Тони Моррисон. Другой ее роман, "Сула", опубликованный в 1975 году, был выдвинут на Национальную США.

3. 1962 год

Наиболее известные произведения Стейнбека - "К востоку от рая", "Гроздья гнева", "О мышах и людях". В 1939 году роман "Гроздья гнева" стал бестселлером, было продано более 50 тысяч экземпляров, а на сегодняшний день их число составляет более 75 миллионов. До 1962 года писатель выдвигался на премию 8 раз, и сам он считал, что недостоин такой награды. Да и многие американские критики отмечали, что его поздние романы значительно слабее предыдущих, и отозвались негативно по поводу этого награждения. В 2013 году, когда были рассекречены некоторые документы Шведской академии (которые хранятся в строгом секрете в течение 50 лет), стало ясно, что писателя наградили потому, что в этом году он оказался "лучшим в плохой компании".

4. Эрнест Хемингуэй, 1954 год

Этот литератор стал одним из девяти обладателей премии по литературе, которым она была вручена не за творчество в целом, а за конкретное произведение, а именно за повесть "Старик и море". Это же произведение, впервые опубликованное в 1952 году, принесло писателю в следующем, 1953, и еще одну престижную награду - Пулитцеровскую премию.

В этом же году Нобелевский комитет включил Хемингуэя в список кандидатов, однако обладателем награды стал в тот раз Уинстон Черчилль, которому к тому времени исполнилось уже 79 лет, и поэтому было решено не затягивать с вручением премии. А Эрнест Хемингуэй стал заслуженным обладателем награды в следующем, 1954 году.

5. Маркес, 1982 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе в 1982 году включили в свои ряды Габриэля Гарсиа Маркеса. Он стал первым писателем из Колумбии, который удостоился награды Шведской академии. Его книги, среди которых следует особо отметить "Хронику объявленной смерти", "Осень патриарха", а также "Любовь во время холеры", стали самыми продаваемыми произведениями, написанными на испанском языке, за всю его историю. Роман "Сто лет одиночества" (1967 год), который другой лауреат Нобелевской премии, Пабло Неруда, назвал самым великим после романа Сервантеса "Дон Кихот" творением на испанском, был переведен более чем на 25 языков мира, а общий тираж произведения составил более 50 миллионов экземпляров.

6. Сэмюэл Беккет, 1969 год

Нобелевская премия по литературе в 1969 году была вручена Сэмюэлу Беккету. Этот ирландский писатель является одним из самых известных представителей модернизма. Именно он совместно с Эженом Ионеску основал знаменитый "театр абсурда". Сэмюэл Беккет писал свои произведения на двух языках - английском и французском. Наиболее известным детищем его пера стала пьеса "В ожидании Годо", написанная на французском. Сюжет произведения следующий. Главные герои на протяжении всей пьесы ожидают некоего Годо, который должен внести некоторый смысл в их существование. Однако тот так и не появляется, поэтому читателю или зрителю приходится самостоятельно решать, что это был за образ.

Беккет увлекался игрой в шахматы, пользовался успехом у женщин, однако вел довольно замкнутый образ жизни. Даже приехать на церемонию вручения Нобелевской премии он не согласился, отправив вместо себя своего издателя, Жерома Линдона.

7. 1949 год

Нобелевская премия по литературе в 1949 году досталась Уильяму Фолкнеру. Он также сначала отказался поехать в Стокгольм за наградой, но в конце концов его уговорила на это дочь. Джон Кеннеди отправил ему приглашение на обед, организованный в честь лауреатов Нобелевской премии. Однако Фолкнер, всю жизнь считавший себя "не писателем, а фермером", по его собственному выражению, отказался принять приглашение, сославшись на старость.

Наиболее известными и популярными романами автора являются "Шум и ярость" и "Когда я умирала". Однако успех к этим произведениям пришел не сразу, долгое время они практически не продавались. Роман "Шум и ярость", опубликованный в 1929 году, за первые 16 лет после публикации был продан лишь тиражом в три тысячи экземпляров. Однако в 1949 году, к моменту получения автором Нобелевской премии, этот роман уже являлся образцом классической литературы Америки.

В 2012 году в Великобритании вышло особое издание этого произведения, в котором текст был напечатан 14 разными цветами, что было сделано по желанию писателя для того, чтобы читатель мог замечать различные временные плоскости. Ограниченный тираж романа составил всего 1480 экземпляров и разошелся сразу же после выхода. Сейчас стоимость книги этого редкого издания оценивается примерно в 115 тысяч рублей.

8. Дорис Лессинг, 2007 год

Нобелевская премия по литературе в 2007 году была присуждена Эта писательница и поэтесса из Великобритании получила награду в возрасте 88 лет и стала самой пожилой ее обладательницей. Она также стала одиннадцатой женщиной (из 13), удостоившейся Нобелевской премии.

Лессинг не имела большой популярности у критиков, так как она редко писала на темы, посвященные насущным социальным вопросам, ее даже часто называли пропагандисткой суфизма, учения, проповедующего отказ от мирской суеты. Тем не менее, по версии журнала The Times, эта писательница занимает пятое место в списке 50 величайших авторов Великобритании, издававшихся после 1945 года.

Самым популярным произведением Дорис Лессинг считается роман "Золотая тетрадь", вышедший в 1962 году. Некоторые критики относят его к образцам классической феминистской прозы, однако сама писательница с таким мнением категорически не согласна.

9. Альбер Камю, 1957

Нобелевскую премию по литературе получили и французские писатели. Один из них, писатель, журналист, эссеист алжирского происхождения, Альбер Камю, является "совестью Запада". Самым известным его произведением является вышедшая в 1942 году во Франции повесть "Посторонний". В 1946 году был сделан английский перевод, начались продажи, и уже за несколько лет количество проданных экземпляров составило более 3,5 млн.

Альбера Камю часто относят к представителям экзистенциализма, однако сам он с этим не соглашался и всячески отрицал подобное определение. Так, в речи, произнесенной при вручении Нобелевской премии, он отметил, что в своем творчестве стремился "избежать откровенной лжи и противостоять угнетению".

10. Элис Манро, 2013 год

В 2013 году номинанты Нобелевской премии по литературе включили в свой список Элис Манро. Представительница Канады, эта новеллистка прославилась в жанре короткого рассказа. Писать их она начала рано, с подростковых лет, однако первый сборник ее произведений под названием "Танец счастливых теней" вышел в свет лишь в 1968 году, когда автору исполнилось уже 37 лет. В 1971 году появился следующий сборник, "Жизни девочек и женщин", который критики назвали "романом воспитания". Другие ее литературные труды включают книги: "А кто ты, собственно, такая?", "Беглец", "Слишком много счастья". По одному из ее сборников, "Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак", изданному в 2001 году, даже вышел канадский фильм под названием "Вдали от нее", режиссером которого является Сара Полли. Самой популярной книгой автора считается "Дорогая жизнь", вышедшая в 2012 году.

Манро часто называют "канадским Чеховым", поскольку стили этих писателей похожи. Как и у русского писателя, он характеризуется психологическим реализмом и ясностью.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе из России

К настоящему времени обладателями премии являются пять русских писателей. Первым из них лауреатом стал И. А. Бунин.

1. Иван Алексеевич Бунин, 1933 год

Это известный русский писатель и поэт, выдающийся мастер реалистической прозы, являющийся почетным членом Петербургской академии наук. В 1920 году Иван Алексеевич эмигрировал во Францию, и при вручении награды отметил, что Шведская академия поступила весьма смело, наградив писателя-эмигранта. Среди претендентов на премию этого года значился и другой русский литератор, М. Горький, однако, во многом благодаря выходу в печать к тому времени книги "Жизнь Арсеньева" чаша весов склонилась все-таки в сторону Ивана Алексеевича.

Первые стихи Бунин начал писать еще в возрасте 7-8 лет. Позже выходят его известные произведения: повесть "Деревня", сборник "Суходол", книги "Иоанн Рыдалец", "Господин из Сан-Франциско" и др. В 20-х годах им были написаны (1924 год) и "Солнечный удар" (1927 год). А в 1943 году на свет появилась вершина творчества Ивана Александровича, сборник рассказов "Темные аллеи". Эта книга была посвящена лишь одной теме - любви, ее "темным" и мрачным сторонам, как писал автор в одном из своих писем.

2. Борис Леонидович Пастернак, 1958 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе из России в 1958 году включили в свой список Бориса Леонидовича Пастернака. Поэту была присуждена премия в непростое время. Он был вынужден отказаться от нее под угрозой ссылки из России. Однако Нобелевский комитет расценил отказ Бориса Леонидовича как вынужденный, в 1989 году передал медаль и диплом уже после смерти писателя его сыну. Знаменитый роман "Доктор Живаго" является подлинным художественным завещанием Пастернака. Написано это произведение было в 1955 году. Альбер Камю, лауреат 1957 года, с восхищением отозвался об этом романе.

3. Михаил Александрович Шолохов, 1965 год

В 1965 году М. А. Шолохову была вручена Нобелевская премия по литературе. Россия в очередной раз доказала всему миру, что у нее есть талантливые писатели. Начав свою литературную деятельность как представитель реализма, изображающий глубокие противоречия жизни, Шолохов, однако, в некоторых произведениях оказывается в плену социалистического течения. Во время вручения Нобелевской премии Михаил Александрович произнес речь, в которой отметил, что в своих произведениях стремился воздать хвалу "нации тружеников, строителей и героев".

В 1926 году он начал свой главный роман, "Тихий Дон", и завершил его в 1940 году, задолго до того, как ему была вручена Нобелевская премия по литературе. Произведения Шолохова публиковались частями, в том числе и "Тихий Дон". В 1928 году, во многом благодаря содействию А. С. Серафимовича, друга Михаила Александровича, в печати появилась первая часть. Уже в следующем году был издан второй том. Третий был опубликован в 1932-1933 годы, уже при содействии и поддержке М. Горького. Последний, четвертый, том вышел в свет в 1940 году. Этот роман имел большое значение как для русской, так и для мировой литературы. Он был переведен на многие языки мира, стал основой знаменитой оперы Ивана Дзержинского, а также многочисленных театральных постановок и фильмов.

Некоторые, однако, обвиняли Шолохова в плагиате (в том числе А. И. Солженицын), считая, что большая часть произведения была переписана с рукописей Ф. Д. Крюкова, казацкого писателя. Другие исследователи подтверждали авторство Шолохова.

Кроме этого труда, Шолохов в 1932 году создал и "Поднятую целину", произведение, повествующее об истории коллективизации в среде казачества. В 1955 году вышли первые главы второго тома, а в начале 1960 были закончены последние.

В конце 1942 года был напечатан третий роман, "Они сражались за родину".

4. Александр Исаевич Солженицын, 1970 год

Нобелевская премия в области литературы в 1970 году была присуждена А. И. Солженицыну. Александр Исаевич принял ее, однако на церемонии награждения присутствовать не решился, поскольку опасался советского правительства, которое расценило решение Нобелевского комитета как "политически враждебное". Солженицын боялся, что не сможет вернуться на родину после этой поездки, хотя Нобелевская премия по литературе 1970 года, полученная им, повышала престиж нашей страны. В своем творчестве он затрагивал острые общественно-политические проблемы, активно боролся против коммунизма, его идей и политики советской власти.

К главным произведениям Александра Исаевича Солженицына относятся: "Один день Ивана Денисовича" (1962 год), рассказ "Матренин двор", роман "В круге первом" (писавшийся с 1955 по 1968 год), "Архипелаг ГУЛАГ" (1964-1970). Первым опубликованным произведением был рассказ "Один день Ивана Денисовича", появившийся в журнале "Новый мир". Эта публикация вызвала большой интерес и многочисленные отклики читателей, что вдохновило писателя на создание "Архипелага ГУЛАГ". В 1964 году первый рассказ Александра Исаевича получил Ленинскую премию.

Однако уже спустя год он теряет расположение советских властей, а его произведения запрещают печатать. Его романы "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" и "Раковый корпус" были изданы за рубежом, за что в 1974 году писателя лишили гражданства, и он был вынужден эмигрировать. Лишь 20 лет спустя ему удалось вернуться на родину. В 2001-2002 годах появляется большой труд Солженицына "Двести лет вместе". Умер Александр Исаевич в 2008 году.

5. Иосиф Александрович Бродский, 1987

Обладатели Нобелевской премии по литературе в 1987 году пополнили свои ряды И. А. Бродским. В 1972 году писатель был вынужден эмигрировать в США, поэтому всемирная энциклопедия даже называет его американским. Среди всех литераторов, получивших Нобелевскую премию, он является самым молодым. Своей лирикой он осмыслял мир как единое культурное и метафизическое целое, а также указывал на ограниченность восприятия человека как субъекта познания.

Иосиф Александрович писал не только на русском, но и на английском языке стихи, эссе, литературную критику. Сразу же после выхода в свет на Западе его первого сборника, в 1965 году, к Бродскому пришла международная слава. К лучшим книгам автора относятся: "Набережная неисцелимых", "Часть речи", "Пейзаж с наводнением", "Конец прекрасной эпохи", "Остановка в пустыне" и другие.

В некотором смысле самая престижная литературная премия. И дело вовсе не в призовом фонде: здесь как раз все просто - 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Премия Андрея Белого существует с 1978 года и является старейшей негосударственной премией в России, у которой уже давно свой особый, самый «интеллигентский» статус.

Глеб Морев, литературовед, член комитета премии Андрея Белого в 2011 году: «Премия Андрея Белого была основана в 1978 году издателями неофициального ленинградского журнала “Часы». Премия всегда имела символическое денежное выражение - 1 рубль, что не помешало ей быстро завоевать высокий авторитет в кругу неофициальной, а потом - некоммерческой литературы, сосредоточенной на поиске нового художественного языка и противостоящей рыночной словесности как одному из видов «энтертеймента”. Среди лауреатов Премии Андрея Белого - Саша Соколов, Борис Гройс, Елена Шварц, Андрей Битов, Михаил Гаспаров, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и другие классики новейшей русской культуры».

Премия «Русский Букер», ежегодно вручаемая за лучший роман на русском языке, была создана в 1991 году англичанином сэром Майклом Кейном, возглавлявшим компанию Booker Group plc - ту самую, что еще в 1969 году учредила Букеровскую премию, основную литературную премию Великобритании.

Компания Booker долгое время не имела отношения к литературе. Она была основана в Ливерпуле в 1835 году братьями Букер, которые торговали колониальными товарами. Уже в XX веке компания занялась книжным бизнесом, в частности, приобрела авторские права на произведения Яна Флеминга, Агаты Кристи и Гарольда Пинтера.

Юрий Буйда, писатель и журналист, финалист премии Русский Букер 1994 и 1998 годах: «Это была первая премия в России, за которой не стояли государственные и даже общественные организации, и в этом смысле она была воплощением духа новейшего времени. Букеровская премия самим фактом высокого денежного содержания заставила писателей и критиков сосредоточить внимание на романе, на жанре, к тому времени, казалось, отданном на поток и разграбление, размытом и даже утратившим прежний смысл. В этом был и минус: многие бросились писать романы, иные из этих сочинений попадали в списки претендентов, хотя никаких оснований для этого не было. Награждались и произведения, вообще не имевшие никакого отношения к роману. Но при этом Букер отражал в целом особенности литературного процесса - со всеми его плюсами и минусами. Букеровская премия породила множество других премий и антипремий, вызвала тьму похвал и скандалов, что полезно для маркировки литературного пространства, для привлечения читательского внимания. Не знаю, какой она станет в окружении новых премий (Большая книга, Нацбест), в условиях убыстряющейся смены вкусов, идей и пристрастий, но в истории русской литературной жизни последнего двадцатилетия Букер - как бы к нему ни относились - одно из немногих настоящих событий».

По размеру призового фонда «Большая книга» - самая крупная премия в России и вторая в мире после Нобелевской премии. Победитель получает 3 миллиона рублей, серебряные и бронзовые призеры - по 1,5 и 1 миллиону соответственно. Премия была создана в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности» и с тех пор ежегодно вручается за произведения всех прозаических жанров. Среди победителей были и художественные романы, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина, и нон-фикшн - «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова.

Дмитрий Данилов, писатель, финалист «Большой книги» в 2011 году: «Большая книга» - действительно большая премия, во всех смыслах. И в финансовом, и в смысле PR-эффекта, и в смысле некоей общей солидности. Побеждают обычно статусные, консенсусные фигуры, такие как Маканин, Улицкая, Юзефович. Их лауреатство не становится сенсацией и тем более скандалом. В то время как другие наши крупные премии иногда, что называется, выкидывают коленца - вспомнить хотя бы прошлогоднее решение букеровского жюри. «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус - смотря что конкретный человек ждет от литературной премии».

Относительно молодая премия «Дебют» была учреждена в 2000 году гуманитарным фондом «Поколение» Андрея Скоча и присуждается авторам моложе 35 лет в разных номинациях: крупная и малая проза, драматургия, поэзия и эссеистика. Кстати, возрастной порог раньше составлял 25 лет и только в этом году был значительно повышен.

Андрей Аствацатуров, литературовед, писатель, член жюри премии «Дебют»: «Я думаю, премия «Дебют» уникальна, поскольку это одна из очень немногих литературных премий для молодежи. Литературный мир, журнальный и издательский, не очень-то гостеприимен, не очень то расположен к новичкам, к сожалению. И смотрит на них скорее с подозрением. И премия «Дебют» в таком контексте и в такой ситуации - правильное и замечательное исключение. Мне кажется, она помогает молодым авторам, с одной стороны, попробовать свои силы, а с другой, она привлекает к ним внимание редакторов журналов, издательств и соответственно читателей».

Премия «НОС» была основана Фондом Михаила Прохорова совсем недавно - в 2009 году - и приурочена к двухсотлетию Н.В. Гоголя. На премию могут претендовать тексты самых разных художественных жанров: «от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы». Лауреатами премии за два года ее существования стали Лена Элтанг с романом «Каменные клены» и Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Кирилл Кобрин, литератор, член жюри премии «НОС»: «Мы, члены жюри, колеблемся между вариантами расшифровки премии: «новой отечественной словесностью», «новой отечественной социальностью» и «новой отечественной субъективностью». Это, как мне кажется, значит следующее: «новую словесность» можно рассматривать как одно из проявлений «новой социальности». Иными словами, изменения общественного сознания, произошедшие в российском обществе за последние два десятилетия, в равной степени приводят к трансформации самого общества и его культурного (в данном случае, литературного) продукта. «НОС» держит дистанцию от мейнстрима, но, в то же время, старается не впасть в эстетический радикализм. Иными словами, премия не изобретает новую традицию, а пытается отловить ее проявления в руде привычного потока отечественной литературы».

Самая значимая поэтическая премия была создана «Обществом поощрения русской поэзии» по инициативе Анатолия Чубайса в 2005 году «как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии» и является своеобразным подведением поэтических итогов, так как награждает уже давно сложившихся и признанных поэтов.

Николай Богомолов, литературовед, член жюри премии «Поэт»: «Национальная премия “Поэт” присуждается не за новую книгу стихов или удачную подборку, тем более не за присланные членам жюри стихи. Ее получает поэт, который на протяжении всей своей достаточно долгой литературной биографии не изменяет традиции русской поэзии и вместе с тем обладает общественным признанием. Поэтому среди членов жюри много литературоведов, отчетливо видящих не только современный литературный процесс, но и перспективу литературного движения: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и Виктор Соснора. Они представляют разные поколения, разные творческие манеры, разные города, но всех объединяет то, что на протяжении десятилетий каждый из них говорит своим голосом, слышным не какой-то узкой группе людей, а широким кругам любителей поэзии. Поэтических премий, выделяющих сиюминутный успех, в России довольно, а вот премия, присуждаемая за историческую значимость творчества, - одна».

«Национальный бестселлер», или попросту «Нацбест», - литературная премия, у которой есть даже девиз: «Проснуться знаменитым!». Премия была основана в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и вручается в Санкт-Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке. Одна из особенностей этой премии -

в открытости и прозрачности: всегда можно узнать, кто кого номинировал и кто за кого проголосовал.

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, финалист «Национального бестселлера» в 2011 году: «Нацбест - премия, претендующая на объективность. Объективность - это непредсказуемость. В итоге победителем может стать писатель, нелюбезный организаторам премии, или просто тот, кого боится и сторонится «почтенная публика». По-моему, это хорошо».

Нобелевская премия по литературе присуждена в 107-й раз - лауреатом 2014 года стал французский писатель и сценарист Патрик Модиано. Таким образом, с 1901 года премии по литературе удостоились уже 111 авторов (четыре раза награда присуждалась одновременно двум писателям).

Альфред Нобель завещал вручать премию за «самую выдающуюся литературную работу в идеальном направлении», а не за тиражи и популярность. Но понятие «книга-бестселлер» существовало уже в начале XX века, а объемы продаж хотя бы отчасти могут сказать о мастерстве и литературной значимости писателя.

РБК составил условный рейтинг нобелевских лауреатов по литературе на основе коммерческой успешности их произведений. Источником послужили данные крупнейшего в мире книжного ретейлера Barnes & Noble о самых продаваемых книгах нобелевских лауреатов.

Уильям Голдинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают осмыслить существование человека в современном мире»

За почти сорокалетнюю литературную карьеру английский писатель издал 12 романов. Романы Голдинга «Повелитель мух» и «Наследники» входят в число самых продаваемых книг нобелевских лауреатов по версии Barnes & Noble. Первый, выйдя в 1954 году, принес ему всемирную известность. По значимости романа для развития современной мысли и литературы критики нередко сравнивали его с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи».

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Повелитель мух» (1954 год).

Тони Моррисон

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1993 года

« Писательнице, которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

Американская писательница Тони Моррисон родилась в Огайо, в рабочей семье. Она начала заниматься творчеством во время учебы в Говардском университете, где она изучала «английский язык и литературу». Основой для первого романа Моррисон под названием «Самые голубые глаза» послужил рассказ, написанный ею для университетского кружка писателей и поэтов. В 1975 году её роман «Сула» выдвигался на Национальную книжную премию США.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Самые голубые глаза» (1970 год)

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1962 года

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением»

Среди самых знаменитых романов Стейнбека - «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях». Все они входят в первую дюжину бестселлеров по версии американского магазина Barnes & Noble.

К 1962 году Стейнбека выдвигали на премию уже восемь раз, и сам он считал, что ее не заслуживает. Критики в США встретили награждение в штыки, полагая, что его поздние романы были намного слабее последующих. В 2013 году, когда были раскрыты документы Шведской академии (они хранятся в секрете на протяжении 50 лет), выяснилось, что Стейнбека - признанного классика американской литературы - наградили, поскольку он был «лучшим в плохой компании» кандидатов на премию того года.

Первое издание романа «Гроздья гнева» тиражом 50 тыс. экземпляров было иллюстрированным и стоило $2,75. В 1939 году книга стала бестселлером. На сегодняшний день продано более 75 млн копий книги, а первое издание в хорошем состоянии стоит более $24 тыс.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние, которое он оказал на современный стиль»

Хемингуэй стал одним из девяти лауреатов по литературе, которому Нобелевская премия была вручена за конкретное произведение (повесть «Старик и море»), а не за литературную деятельность в целом. Помимо Нобелевки, «Старик и море» принес автору Пулитцеровскую премию в 1953 году. Впервые повесть была опубликована в журнале Life за сентябрь 1952 года, и всего за два дня в США было куплено 5,3 млн экземпляров журнала.

Интересно, что Нобелевский комитет всерьез рассматривал вручение премии Хемингуэю в 1953 году, но тогда остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле, который написал за свою жизнь более десятка книг исторического и биографического характера. Одним из основных мотивов «не затягивать» с награждением бывшего британского премьер-министра был его почтенный возраст (Черчиллю на тот момент было 79 лет).

Габриэль Гарсиа Маркес

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»

Маркес стал первым колумбийцем, получившим приз Шведской академии. Его книги, в числе которых «Хроника объявленной смерти», «Любовь по время холеры», «Осень патриарха», превзошли продажи всех когда-либо изданных книг на испанском, кроме Библии. Роман «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом и нобелевским лауретом Пабло Нерудой «величайшим творением на испанском языке после «Дона Кихота» Сервантеса», был переведен на более чем 25 языков, по всему миру было продано более 50 млн копий книги.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Сто лет одиночества» (1967 год).

Сэмюэл Беккет

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»

Уроженец Ирландии, Сэмюэл Беккет считается одним из самых ярких представителей модернизма; наряду с Эженом Ионеску он основал «театр абсурда». Беккет писал на английском и французском языках, а самое известное его произведение - пьеса «В ожидании Годо» - было написано на французском. Главные герои пьесы на протяжении всего действа ждут некоего Годо, встреча с которым может внести смысл в их бессмысленное существование. В пьесе практически отсутствует динамика, Годо так и не появляется, и зрителю остается самому истолковывать, что это за образ.

Беккет любил шахматы, привлекал женщин, но вел замкнутый образ жизни. Нобелевскую премию он согласился принять только с условием, что не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премию получал его издатель Жером Линдон.

Уильям Фолкнер

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»

Ехать в Стокгольм получать премию Фолкнер первоначально отказывался, но его уговорила дочь. На приглашение президента США Джона Кеннеди посетить обед в честь лауреатов Нобелевской премии Фолкнер, который про себя говорил «я не писатель, а фермер», ответил, что «слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми».

По версии Barnes & Noble, самой продаваемой книгой Фолкнера является его роман «Когда я умирала». «Шум и ярость», который сам автор считал своим самым удавшимся произведением, долгое время не имел коммерческого успеха. За 16 лет после публикации (в 1929 году) роман разошелся лишь трехтысячным тиражом. Однако на момент получения Нобелевки «Шум и ярость» уже считался классикой американской литературы.

В 2012 году британское издательство The Folio Society выпустило «Шум и ярость» Фолкнера, где текст романа напечатан 14 цветами, как этого хотел сам автор (чтобы читатель мог видеть разные временные плоскости). Рекомендуемая издательством стоимость такого экземпляра составляет $375, однако тираж был ограничен всего 1480 копиями, и уже на момент релиза книги предзаказана была тысяча из них. На данный момент на eBay можно купить лимитированное издание «Шума и ярости» за 115 тыс. рублей.

Дорис Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года

«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»

Британская поэтесса и писательница Дорис Лессинг стала самым пожилым лауреатом литературной премии Шведской академии, в 2007 году ей было 88 лет. Лессинг также стала одиннадцатой женщиной - обладательницей этого приза (из тринадцати).

Лессинг не пользовалась популярностью массовых литературных критиков, поскольку ее произведения часто были посвящены острым социальным вопросам (в частности, ее называли пропагандистом суфизма). Тем не менее, журнал The Times ставит Лессинг на пятое место в списке «50-ти величайших британских авторов после 1945 года».

Самой популярной книгой на Barnes & Noble является роман Лессинг «Золотая тетрадь», изданный в 1962 году. Некоторые комментаторы причисляют его к классике феминисткой прозы. Сама Лессинг с этим ярлыком категорически не соглашалась.

Альбер Камю

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Французского эссеиста, журналиста и писателя алжирского происхождения Альбера Камю называли «совестью Запада». Одно из самых популярных его произведений - роман «Посторонний» - увидело свет в 1942 году, а в 1946 году в США начались продажи английского перевода, и всего за несколько лет было продано более 3,5 млн экземпляров.

Во время вручения писателю премии, член Шведской академии Андерс Экстерлинг сказал, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между принятием земного бытия и осознанием реальности смерти». Несмотря на частое соотнесение Камю с философией экзистенциализма, сам он отрицал свою причастность к этому течению. В своей речи в Стокгольме он сказал, что его творчество построено на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Элис Манро

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года

Премия была присуждена с формулировкой «мастеру современного жанра короткого рассказа»

Канадская новеллистка Элис Манро писала рассказы с подросткового возраста, но первый сборник («Танец счастливых теней») был издан лишь в 1968 году, когда Манро было уже 37. В 1971 году писательница опубликовала сборник взаимосвязанных рассказов «Жизни девочек и женщин», охарактеризованный критиками как «роман воспитания» (Bildungsroman). Среди прочих литературных работ - сборники «А кто ты, собственно, такая?» (1978), «Спутники Юпитера» (1982), «Беглец» (2004), «Слишком много счастья» (2009). Сборник 2001 года «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» послужил основой для канадского художественного фильма «Вдали от нее» (Away from Her) режиссера Сары Полли.

Критики называют Манро «канадским Чеховым» за повествовательный стиль, характеризующийся ясностью и психологическим реализмом.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Дорогая жизнь» (2012 год).

Бум литературных премий в России - примета последних 20 лет, однако нельзя сказать, что придумали их только теперь. Чем, как не премией, являлись, например, перстни, табакерки и другие ценные подарки, которые во множестве любил дарить писателям император Александр I. Известно, что за один только 1802 год царь потратил на поощрение литераторов неслыханную для того времени сумму - 160 тысяч рублей.

Прямым продолжением императорской традиции стала главная советская премия - Сталинская. Сейчас об этом редко вспоминают, но вначале ее фонд формировался из гонораров, которые получал Сталин за издание своих трудов в разных странах. То есть это тоже была личная монаршая награда размером в 100 тысяч рублей. После смерти вождя Сталинские премии заменили Ленинскими (10 тысяч рублей) и Государственными (5 тысяч). Это была сумма, достаточная для покупки автомобиля.

Эпоха независимых премий наступила в 1991 году с учреждением «Русского Букера». Российская словесность получила тогда подкрепление в виде британских денег. Сама Букеровская премия - британского происхождения, название ее происходит от имени компании «Букер», известной производством овощных консервов. В начале 1990-х букеровские агенты обратили внимание на огромное поле деятельности, какое представляла русская литература, отчетливо выраженной материальной выгоды при этом не преследовалось. Как, кстати, и в большинстве других литературных премий - их учредителями двигают скорее имиджевые соображения.

«Русский Букер» недолго оставался единственной крупной премией. В 1995 году руководство «Независимой газеты» (а фактически - ее владелец Борис Березовский) учредило конкурирующую премию, которую назвали «Антибукер». Ее размер составлял 12 001 доллар, то есть на доллар больше, чем у «Русского Букера». В 2001 году с усилившимся давлением на Березовского и заведением на него уголовных дел «Антибукер» прекратил существование.

Но к тому моменту на поле российских литературных премий игроки стали появляться один за другим. К сегодняшнему моменту их количество достигло шести сотен. «Труд» вспомнил главные из них.

Учреждена в ноябре 2005 года.

Призовой фонд : Располагая призовым фондом 5,5 млн. рублей, является одной из крупнейших в мире. Размер первой премии - 3 млн. рублей, второй - 1,5 млн., третьей - 1 млн.

Кто дает деньги : учредители - Минкультуры, Роспечать, Институт русской литературы РАН, но денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром».

Отличительная особенность : премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре non-fiction.

Учреждена в 2008 году по личной инициативе Анатолия Чубайса.

Призовой фонд : вручается одна премия размером 50 тысяч долларов.

Кто дает деньги : сперва поддерживалась РАО «ЕЭС России», с уходом оттуда Чубайса перешла под крыло специально учрежденного бизнесменом фонда «Энергия будущего».

Отличительная особенность : лауреатами могут стать только ныне живущие современные поэты. Среди лауреатов - Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Александр Кушнер.

Учреждена в сентябре 2003 года.

Призовой фонд : приз в номинации «Современная классика» равняется 900 тысячам рублей, в номинации «Литература XXI века» - 750 тысячам.

Кто дает деньги : учреждена Музеем-усадьбой Льва Толстого в Ясной Поляне и южнокорейской компанией Samsung Electronics, которая является спонсором премии.

Отличительная особенность : поддерживает произведения современных авторов, развивающих гуманистические идеи Льва Толстого.

Учреждена в 1998 году Александром Солженицыным.

Призовой фонд : 25 тысяч долларов.

Кто дает деньги : Фонд Александра Солженицына, основанный писателем в 1974 году и собирающий гонорары со всех изданий его книги «Архипелаг ГУЛАГ».

Отличительная особенность : награждаются писатели, живущие в России и создавшие свои произведения после революции 1917 года. Жанры: проза, поэзия, драматургия, литературная критика и литературоведение.

Учреждена в марте 2009 года.

Призовой фонд : 700 тысяч рублей. Приз читательских симпатий - 200 тысяч рублей.

Кто дает деньги : учреждена Фондом Михаила Прохорова. Часть проекта «Книжный мир», возглавляемого издателем Ириной Прохоровой.

Отличительная особенность : создана для поддержки новых трендов в современной русской словесности.

Учреждена в декабре 1991 года.

Призовой фонд : 12 тысяч долларов.

Кто дает деньги : главный спонсор - компания British Petroleum.

Отличительная особенность : будучи первой постсоветской премией, отличается акцентом на диссидентскую литературу. Среди лауреатов - Василий Аксенов, Георгий Владимов.

Учреждена в 2001 году по инициативе литературного критика Виктора Топорова.

Призовой фонд : 10 тысяч долларов.

Кто дает деньги : фонд премии формируется из средств инвестиционно-строительной компании «Вистком».

Отличительная особенность : отмечается лучший роман года. Информация о том, кто из номинантов кого выдвигает, открытая.

Самые крупные премии мира

Нобелевская (Швеция) - 1,05 млн. евро

Чино дель Дука (Франция) - 300 тысяч евро

Дублинская (Ирландия) - 100 тысяч евро

IMPAC (Ирландия - США) - 100 тысяч евро

«Мигель де Сервантес» (Испания) - 90 тысяч евро

Премия имени Гете (Германия) - 50 тысяч евро

Писатели, больше всех разбогатевшие на премиях

Людмила Улицкая

3,35 млн. рублей

Романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик» отмечены «Русским Букером» (2001) и «Большой книгой» (2007).

Дмитрий Быков

3 млн. рублей

Биографический роман «Борис Пастернак» награжде-н в 2006 году премиями «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

Михаил Шишкин

1,3 млн. рублей

Роман «Венерин волос» отмечен премией «Большая книга» в 2006 году и наградой «Национальный бестселлер» в 2005-м.

Людмила Сараскина

2,25 млн. рублей

Ее биография «Александр Солженицын» награждена в 2008 году премиями «Большая книга» и «Ясная Поляна».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»