Российско-американские отношения: краткий исторический экскурс. Основные тенденции развития российско–американских отношений

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об отношениях между двумя странами с 2017 года.

К моменту вступления Трампа в должность президента США (20 января 2017 года) российско-американские отношения, по оценкам экспертов, находились на самом низком уровне за весь период начиная с распада СССР. Их последовательное ухудшение, происходившее на протяжении второго срока президента Барака Обамы (с 2013 по 2017 год), достигло крайней точки в 2014 году, когда США поддержали неконституционную смену власти на Украине и квалифицировали воссоединение Крыма с Россией как "аннексию".

Двусторонние контакты в большинстве областей сотрудничества были заморожены, США ввели санкции против российских физических и юридических лиц. Впоследствии санкции несколько раз продлевались и расширялись.

Ряд заявлений, сделанных Трампом в ходе предвыборной компании, позволяли ожидать изменения ситуации в случае его избрания. В ходе первого телефонного разговора избранного президента США с президентом РФ Владимиром Путиным 14 ноября 2016 года они оценили состояние двусторонних отношений как "крайне неудовлетворительное" и высказались в пользу "активной совместной работы по их нормализации и выведению в русло конструктивного взаимодействия". Тем не менее отношения продолжили ухудшаться.

Расследование российского "вмешательства в выборы"

Сразу после президентских выборов в США (8 ноября 2016 года) и неожиданной победы Трампа администрация Обамы обвинила Россию в совершении хакерских атак, которые, по мнению Вашингтона, могли повлиять на результаты выборов. Было инициировано расследование, которое ведут одновременно спецслужбы (ЦРУ, ФБР, АНБ) и обе палаты Конгресса (комитеты по разведке Сената и Палаты представителей, а также сенатский комитет по юридическим вопросам). Кроме того, в мае 2017 года министерство юстиции США назначило спецпрокурора для расследования предполагаемых связей окружения Трампа с Россией. Им стал экс-директор ФБР Роберт Мюллер.

На данный момент в рамках расследования Мюллера обвинения были предъявлены 19 лицам, среди которых пять американцев, 13 россиян и один голландец. Накануне российско-американского саммита американские власти заочно обвинили еще 12 предполагаемых сотрудников российской военной разведки.

В Москве на самом высоком уровне не раз отвергали обвинения о том, что Россия пыталась вмешиваться в предвыборные процессы в США.

"Дипломатическое противостояние"

В конце декабря 2016 года в связи с обвинениями России во вмешательстве в президентские выборы США объявили о высылке из страны 35 российских дипломатов, которых Обама назвал "сотрудниками российской разведки". Москва воздержалась от немедленной симметричной реакции, однако в июле 2017 года МИД РФ предложил Вашингтону привести количество дипломатических и технических сотрудников, работающих в американском посольстве в Москве и консульских учреждениях в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, в соответствие с числом российских дипломатов и сотрудников, находящихся в США.

Это было сделано в связи с очередным ужесточением санкций в отношении России Конгрессом. Таким образом, к 1 сентября персонал американских дипломатических и консульских учреждений был сокращен с 1 тыс. 210 до 455 человек. Кроме того, РФ приостановила использование посольством США складских помещений в Москве и дачи в Серебряном Бору.

31 августа 2017 года Госдепартамент потребовал от России до 2 сентября закрыть здания генконсульства в Сан-Франциско и торгового представительства в Вашингтоне и Нью-Йорке. При этом в зданиях в Сан-Франциско и в Вашингтоне в нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года был проведен обыск.

Новый виток противостояния произошел в марте 2018 года. США заявили о высылке 60 российских дипломатов и закрытии генерального консульства России в Сиэтле (штат Вашингтон). Эти меры были приняты в поддержку Великобритании, выдвинувшей против России обвинения в причастности к отравлению в Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля, осужденного в России за шпионаж. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала обвинение "цирковым шоу". В качестве ответной меры Россия объявила персонами нон грата 60 сотрудников дипучреждений США и потребовала закрыть генеральное консульство в Санкт-Петербурге.

Законы о санкциях и контрсанкциях

2 августа 2017 года Трамп подписал закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (вступил в силу 29 января 2018 года). Документ облек в форму закона ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые ранее отдельными указами предыдущих администраций, а также ввел дополнительные. Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

29 января 2018 года в соответствии с положениями этого закона Министерство финансов США обнародовало так называемый кремлевский доклад - список из 210 высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, близких, по мнению Вашингтона, к руководству РФ. Этот список не является санкционным - на его фигурантов не распространяются какие-либо ограничения или запреты. Тем не менее считается, что документ представляет собой сигнал для их бизнес-партнеров, указывающий, что взаимодействие с ними связано с высокими рисками, так как создает фактические основания для возможного введения санкций в будущем. Документ также содержит секретное приложение с "дополнительной информацией".

4 июня Путин подписал закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств". Этот документ наделяет правительство полномочиями по введению ряда ответных мер экономического и политического характера на зарубежные санкции. Он стал ответом на очередное расширение санкционного списка США в отношении России 6 апреля 2018 года.

СМИ - иностранные агенты

Осенью 2017 года на фоне продолжающегося скандала вокруг приписываемого России вмешательства в президентские выборы минюст США потребовал от американского филиала российской международной телевизионной компании RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента в соответствии с законодательством США. Американские спецслужбы считают, что российские власти использовали RT для вмешательства в ход президентской кампании.

Требование было выполнено 10 ноября 2017 года. В соответствии с законодательством о регистрации иностранных агентов, филиал RT должен предоставлять американским властям полную информацию о себе и всех сотрудниках, также на канал могут быть наложены некоторые ограничения. В частности, корреспонденты RT были лишены аккредитации при Конгрессе США.

В качестве реакции на действия США в ноябре 2017 года соответствующие изменения были внесены в российское законодательство о СМИ. Статус СМИ - иностранных агентов получили девять вещательных организаций, включая "Голос Америки" и "Радио Свобода".

Стратегия национальной безопасности

В обнародованной 18 декабря 2017 года новой Стратегии национальной безопасности США Россия и Китай были охарактеризованы как "ревизионистские державы", которые противостоят США, бросают вызов их процветанию и стремятся подорвать их безопасность, - они "намерены сделать экономику менее свободной и честной, нарастить свой военный потенциал, контролировать информацию и данные, репрессировать свои общества и распространять свое влияние".

Сирия

Вступив в должность президента США, Трамп объявил одной из приоритетных задач победу над "Исламским государством" (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ) и заявил о готовности к взаимодействию с РФ для решения этой задачи. Тем не менее взаимодействие двух международных антитеррористических коалиций, возглавляемых Россией и США, по большей части ограничивалось использованием каналов связи, налаженных при предыдущей администрации.

Взаимодействие также осложнялось рядом инцидентов. В начале апреля 2017 года США, возложив на сирийские власти ответственность за химическую атаку в провинции Идлиб на северо-западе страны, нанесли массированный ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат, в результате которого погибли 10 сирийских военнослужащих, а также мирные жители, в том числе четверо детей. Российская сторона сочла этот акт агрессией против суверенного государства и на время приостановила действие подписанного с США меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии (2015).

Сотрудничество было возобновлено по итогам встречи Путина и Трампа 7 июля 2017 года в рамках саммита G20 в Гамбурге, когда стороны договорились о прекращения огня на юге Сирии с 9 июля. 11 ноября 2017 года после краткой встречи на полях саммита АТЭС Путин и Трамп выступили с совместным заявлением, в котором высказались за политическое урегулирование в Сирии. Однако 14 апреля 2018 года США нанесли еще один ракетный удар по объектам военной и гражданской инфраструктуры Сирии (данные о погибших не приводились). Поводом стало предполагаемое применение химического оружия 7 апреля в сирийском городе Дума, ответственность за которое без проведения расследования Запад возложил на Дамаск.

Экономические отношения

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2017 году товарооборот России с США составил $23,2 млрд, увеличившись, несмотря на взаимные санкции, на 14,41% по сравнению с 2016 годом. Экспорт России в США достиг $10,7 млрд (на 14,39% больше, чем в 2016 году), импорт России из США - $12,5 млрд (на 14,42% больше, чем в 2016 году). Доля США во внешнеторговом обороте России в 2017 году составила 3,97% против 4,33% в 2016 году (6-е место).

Российско-американские отношения насчитывают более 200 лет. Впервые официальный обмен послами произошел в 1780 году, хотя неофициальные контакты устанавливались и раньше. Послом США в Россию был направлен Фрэнсис Дейна, кстати, позже послом был Джон Куинси Адамс, впоследствии 6-й президент США. А первым послом России в США — Андрей Дашков.

На протяжении 19-го века отношения США и России находились на дружеском уровне, достигнув пика во время 1861-65 годов, когда два российских флота были отправлены к берегам Америки для помощи в блокировании британцев. Некоторое обострение наблюдалось в середине столетия на почве столкновения интересов на Аляске и на тихоокеанском побережье США. С конца 19-го века, в период экономического подъема России, Америка увидела в ней конкурента на мировой экономической и политической арене, особенно в Тихоокеанском регионе. Результатом этого стало применение политики сдерживания, которая особенно сильно проявилась в период русско-японской войны в начале 20-го века. В это время Америка оказывала финансовую и промышленную помощь Японии.

Вплоть до событий 1917 года в России отношения двух стран были сдержанно-дружественными. Однако после октябрьского переворота США отказались признать вновь образованное государство и даже участвовали в вооруженной интервенции.

США среди западных держав последними признали СССР и только в 1933 году между нашими государствами вновь были установлены дипломатические отношения. Америка участвовала в развитии советской промышленности, внеся колоссальный вклад в индустриализацию страны, предоставляя технологии, лицензии на выпуск продукции, поставляя оборудование.

С началом Второй мировой войны отношения двух стран были союзническими. С 1941 года Америка организовала поставку военной помощи по ленд-лизу — вооружение, технику, продовольствие и другие товары.

После окончания Второй мировой войны СССР превратился в серьезную силу на мировой политической арене, став одним из двух полюсов биполярного мира. Поэтому вплоть до распада СССР отношения между двумя странами были натянутыми, меняясь от прагматизма до открытой конфронтации (войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане и другие конфликты с участием, прямым или косвенным, двух стран).

При этом, несмотря на военное и идеологическое противостояние, оба государства имели тесные контакты в других сферах. Это касается культуры, науки, техники, и так далее.

Распад Советского Союза дал толчок новым отношениям между двумя странами. Оставаясь напряженными в течение всего периода по разным причинам, в целом отношения строились и продолжают строиться на принципах уважения, уступок и договоренностей по разным позициям. Несмотря на санкции, введенные американским правительством по отношению к некоторым гражданам РФ, остается надежда на улучшение отношений. США являются одним из основных торговых партнеров Российской Федерации, развивается сотрудничество в таких важных социальных сферах, как образование, медицина, культура, наука.

Дипломатические отношения между странами подразумевают обмен посольствами, представляющими интересы своих государств. История посольства США в России неразрывно связана с историей русско-американских отношений и содержит в себе немало интересных фактов. Об этом

Исследования внешней и внутренней политики Соединенных Штатов Америки, выключая российско-американские отношения, являются одним из центральных направлений современной науки о международных отношениях, а сама эта политика продолжает оставаться во многом системообразующим элементом современной мировой политики. США остаются и еще будут оставаться относительно долгое время самым сильным государством современного мира – единственной сверхдержавой, превосходящей все остальные страны по агрегированным показателям силы, имеющей глобальное военное и политико-дипломатическое присутствие и играющее центральную роль в глобальном политическом, военно-политическом и экономическом управлении. Более того, с учетом относительно ослабления США в последние годы, провала их попытки выстроить глобальную гегемонистскую систему и продлить «момент однополярности», а также с учетом появления и быстрого усиления новых незападных центров силы (прежде всего Китай) именно «американский вопрос» - способность США найти для себя новое место в новой международной системе – будет оставаться решающим для международных отношений первой половины XXI в., для выстраивания нового международного порядка как такового.

Российско-американские отношения также сохраняют и будут сохранять свою значимость как для Москвы и Вашингтона, так и для системы международных отношений в целом. США и Россия остаются ядерными сверхдержавами и основой стратегической стабильности в мире. От их сотрудничества или соперничества в конечном итоге зависит состояние международной безопасности в ее наиболее важном аспекте – отношения между ядерными державами, перспективы режима нераспространения ядерного оружия. От характера российско-американских отношений во многом зависят позиции России в мире и ее отношения со странами и регионами, где сосредоточены важнейшие российские интересы – Европа, Восточная Азия, постсовесткое пространство. В свою очередь, от сотрудничества или соперничества США и Россией зависит реализация ряда жизненно важных американских приоритетов – Иран, Афганистан, проблематика нераспространения ядерного оружия. За время президентства в США Барака Обамы именно Россия стала единственным подлинно успешным направлением внешней политики США среди их отношений с другими великими державами.

Вместе с тем, большая часть российских исследований внешней политики США и российско-американских отношений находится в рамках парадигмы, не соответствующей меняющемуся месту России и США в современном мире и тем вызовам, угрозам и возможностям, с которыми Москва и Вашингтон сталкиваются и будут сталкиваться в мире сегодня и завтра. Это парадигма, в соответствии с которой главный вызов безопасности России и США по-прежнему связан с их политикой друг в отношении друга, и, соответственно, на парирование этого вызова должны быть направлены действия сторон. Это приводит к доминированию в отношениях философии сдерживания путем устрашения и необходимости каждой из сторон балансировать действия другой стороны. В результате повестка дня российско-американских отношений сегодня по-прежнему напоминает повестку дня советско-американских отношений, и стороны все в большей степени занимаются поиском и решением вопросом, имеющих в лучшем случае минимальное отношение к реальным вопросам безопасности и международной стабильности сегодняшнего и завтрашнего мира.

Исследования по США и российско-американским отношениям, проводимые в ЦКЕМИ, призваны компенсировать данный пробел. Во-первых, коллективом Центра готовятся ежемесячные аналитические Обзоры внутренней, внешней политики США и российско-американских отношений, в которых содержится критический анализ нынешний тенденций и приводятся рекомендации для политикообразующего класса России. Во-вторых, Центр координирует работу Рабочей группы по российско-американским отношениям Международного Дискуссионного клуба «Валдай», которая призвана сформулировать новую логику и новую повестку дня отношений между двумя странами, более соответствующую нынешним и будущим международным реалиям. Здесь коллективом центра уже подготовлены и опубликованы несколько аналитических материалов, касающихся трансформации российско-американских отношений как в целом, так и по отдельным вопросам международной жизни.

Раскол в отношениях Соединенных Штатов и России если не достиг своего пика, то точно уже где-то рядом. На прошлой неделе Соединенные Штаты объявили о закрытии Генерального консульства России в Сан-Франциско, а также двух российских торговых представительств – в Вашингтоне и Нью-Йорке. В государственном департаменте США заявили, что решение принято «на принципах паритета» в ответ на . После этого, в торговом представительстве в Вашингтоне успели , а над консульством России в Сан-Франциско из трубы — журналисты заподозрили, что там что-то сжигают.

Реакция российской стороны на закрытие своих консульских учреждений в Америке была довольно резкой.

Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем комментарии от 1 сентября назвала решение американских властей « беспрецедентными мерами по ограничению деятельности российских дипломатических и консульских представительств в США ».

« Данный шаг представляет собой новое грубейшее нарушение международного права, включая обязательства США по венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях », – говорится в официальном заявлении Захаровой на странице российского МИДа.

« Помимо очередного рейдерского захвата дорогостоящих объектов российской государственной собственности, которые нам после их блокирования настойчиво предлагают продать, на этот раз требования властей США создают прямую угрозу для безопасности граждан России », – отметила Захарова.

Российское консульство в Сан-Франциско в заявлении, опубликованном на официальной странице ведомства в соцсетях , также назвало решение американских властей « недружественным шагом, который, прежде всего, больно ударит по российским гражданам, проживающим в консульском округе, а также по американским гражданам, так как значительная часть россиян имеет и американское гражданство ».

Тем временем реакция американских экспертов на принятое решение разнится.

Известный американский комментатор, писатель, бывший дипломат и аналитик разведки Джеймс Бруно предполагает, что эстафета взаимных “сокращений” и “ограничений” в отношении консульских учреждений на этом не остановится и стоит ожидать еще большего охлаждения дипломатических связей. При этом закрытие консульства России в Сан-Франциско он называет “важным и необходимым ответом”.

« С момента распада Советского Союза в 1991 году, когда наша дипломатическая миссия в Киеве превратилась в посольство США в Украине, у наших стран сохранялось неравное количество консульств. Принятое в четверг решение [о закрытии консульства России в Сан-Франциско и двух российских торговых представительств в США. — Авт. ] исправило этот дисбаланс. После закрытия российского консульства в Сан-Франциско у США и России остаются по три консульства соответственно на основе паритета. Тем не менее, сохраняется риск, что Владимир Путин может приказать закрыть Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге, поскольку с 1972 оно было связано с российской миссией в Сан-Франциско году на основе принципа взаимности, в соответствии с Консульским соглашением между Соединенными Штатами и СССР. Таким образом, действия Вашингтона могут фактически привести к усилению «нисходящей спирали» в русско-американских отношениях », – поделился своим мнением с ForumDaily Джеймс Бруно .

Проработавший 27 лет в ФБР Эндрю Брингюэль предупреждает: для самих Соединенных Штатов ответные действия в логике «дипломатической школы Холодной войны» могут быть чреваты опасными дипломатическими последствиями.

« Если ситуация выйдет из-под контроля, она может легко перерасти в «нисходящую спираль». США вводят экономические санкции, Россия отвечает, выгоняя американских дипломатов, Америка отвечает закрытием консульства и нескольких учреждений, но при этом подчеркивает свою надежду на завершение конфликта. Очевидно, что США не хотят дальнейшей эскалации, но вы же понимаете, что Россия должна будет как-то ответить. Возможно, бомбардировщики, летающие в поддержку Северной Кореи, и станут их ответом », – опасается Брингюэль.

При этом бывший сотрудник ФБР в комментарии ForumDaily подчеркнул: « Российский шпионаж никогда не уменьшится до такой степени, чтобы перестать быть угрозой для нас. Их тактика и операторы могут измениться, но их стратегические цели всегда останутся такими же, как во времена Холодной войны, а значит, мы должны оставаться бдительными ».

Справа на фото — здание российского консульства в Сан-Франциско. Фото: Depositphotos

Неравный бой

Бывший старший сотрудник ЦРУ с почти 30-летним опытом работы в разведке Джон Сайфер придерживается иной точки зрения. По его мнению, ответ Вашингтона несоразмерно мал в сравнении с действиями Москвы и не может нивелировать ущерба, наносимого американской разведке.

« Я считаю, что это несерьезный ответ, а предыдущие комментарии президента и его подобострастное отношение к Путину тревожат еще больше. На самом деле, это позор. Люди, работающие в нашем посольстве в Москве, – это наши лучшие люди. Они тратят годы на подготовку и изучение языка, они берут с собой семьи в сложную среду, где их, вероятно, будут преследовать. Плохое отношение со стороны российского правительства для них – вполне ожидаемая вещь. И они не заслуживают такого отношения от своего собственного президента », – отмечает он.

По поводу вопроса об изгнании американских дипломатов из России, Джон Сайфер уверен: в этой области Вашингтон традиционно проигрывает Москве.

« Русские сильнее нас в этом, и гораздо более безжалостны. Раньше, когда мы ловили русских шпионов или пытались выслать их, Россия отвечала немедленно. Они одержимы тем, чтобы к ним относились на равных. Однако проблема в том, что у них в четыре или пять раз больше офицеров разведки в США, чем у нас в Москве. Когда обе стороны отбрасывают то же самое количество человек, у нас остается гораздо меньше возможностей в России, чем у них в Америке. Кроме того, ФСБ намного жестче и невыносимее для наших дипломатов в Москве, чем ФБР здесь », – добавляет он.

Ветеран ЦРУ подчеркивает: главная суть введенных Вашингтоном санкций и имевшей место в конце декабря высылки российских дипломатов состоит в наказании России. Однако при принятии «паритетного» подхода достигнуть этой цели невозможно.

« Суть в том, что русские напали на нас вопиющим и ничем не оправданным образом. Они пытаются навредить нам и ослабить нас и наших союзников по всему миру. Их деятельность в Украине, Сирии, Афганистане и других странах выходит за допустимые рамки международных норм. Поэтому позволять им настаивать на паритете и лидировать в изгнании дипломатов просто неприемлемо. Мы не должны забывать, что именно они создали эти проблемы, и потому они, а не мы, должны страдать от их последствий. Получается, что они относятся к нам как к врагам, и мы относимся к ним как к друзьям и равным? Это не имеет смысла », – возмущается Сайфер.

« Россия напала на нас. Мы пытались дать понять им это и наказать их, но в итоге потеряли гораздо больше людей. Мы изгнали 35 шпионов, а Россия, в свою очередь, выслала 755 человек. Мы закрыли пару зданий, но позволили остаться в стране их сотрудникам, а затем приняли требование России о «паритете». Для нас это серьезное поражение », – уверен бывший разведчик.

Также Джон Сайфер отмечает, что закрытие консульства конкретно в Сан-Франциско имеет смысл только в том случае, если россияне действительно покинут занимаемое здание.

« Если они останутся там, и ФБР не сможет войти, для нас это станет очередной потерей. Похоже, россияне смогут остаться в здании. Если так, они могут продолжать использовать техническое шпионское снаряжение на крыше бывшего консульства и управлять шпионскими операциями внутри его. Единственное, что они сделают, это перестанут принимать заявления на визы. Опять же, мы проигрываем », – заключил он.

Напомним, что 28 июля Россия до 1 сентября сократить число сотрудников своих дипмиссий на российской территории более чем в два раза – до 455 человек, выслав из страны 755 дипломатов. Кроме того, американцам запретили пользоваться посольской дачей в Серебряном Бору и складом на Дорожной улице. Требования к американским дипломатам были предъявлены в ответ на закон, предусматривающий в отношении России и подписанный президентом Трампом 2 августа.

Ранее, 29 декабря 2016 года, уходящий президент США Барак Обама подписал указ о введении новых антироссийских санкций в связи с «вмешательством Москвы в американские выборы и давлением на американских дипломатов», работающих в России. Госдепартамент США в тот же день 35 российских дипломатов, обвинив их в том, что они действовали «не в соответствии с их дипломатическим или консульским статусом». Кроме того, были две российские дипломатические дачи в Мэриленде и Нью-Йорке.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Дружба врозь?

4 марта 1933 года избранный президент США Франклин Рузвельт, вступая в должность, обещал принять ключевые антикризисные законы в течение 100 дней. С тех пор этот срок стал традиционным моментом подведения первых итогов пребывания у власти.

Как указывают наблюдатели, Дональд Трамп за 100 дней ни одного из главных своих обещаний не выполнил. Впрочем, не исключено, что ему просто не хватило времени.

В числе несбывшихся ожиданий - потепление в российско-американских отношениях.

В 2016 году республиканский кандидат Владимиру Путину.

"Медовый месяц" закончился, толком не начавшись. Да и был ли он вообще?

Что случилось? И, главное, чего ждать от будущего?

Этому был посвящен приуроченный к 100 дням легислатуры Трампа "круглый стол" американских и российских экспертов в московском отделении клуба "Валдай".

Заявленная тема звучала так: "Отношения США и России при администрации Трампа: возможности и ограничения". В результате разговор шел в основном об ограничениях.

Смысл выступлений свелся к тому, что отношения вернулись на советско-американский уровень, и в обозримом будущем на нем останутся.

Метаморфоза Трампа

Программный директор Российского Совета по международным делам Иван Тимофеев пошутил, что в прошлом году количество американистов в Москве, как минимум, утроилось.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»