Проективные методики маджик тест. Проективная методика для подростков

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Патология и искусство

Оценивая Ван Гога

Винсент Ван Гог прожил мучительную и несчастливую жизнь. Легендарным стал случай, когда художник отрезал себе ухо. Ван Гога неоднократно помещали в психиатрические лечебницы, и в конце концов он покончил с собой. Художник часто сообщал в письмах к брату о своей боли и душевных муках, описывая психические и физические мучения и галлюцинации. В течение многих лет специалисты размышляли о том, что заставляло страдать Ван Гога: расстройство настроения, шизофрения или то и другое вместе. В последнее время такая оценка заболевания оспаривается. Так, неврологи из Гарвардского университета предположили, что в действительности Ван Гог страдал от синдрома Гешвинда (Geschwind"s syndrome), известного как расстройство личности, расположенное в континууме между двух психических и неврологических расстройств - судорогами, возникающими в результате мозговой дисфункции, и эпилепсией. Ван Гог проявил многие симптомы этой болезни, включая лихорадочное рисование (гиперграфия), сверхрелигиозность и агрессию (Trotter, 1985).

Медицинские специалисты из Колорадо, наоборот, считают, что Ван Гог страдал от острой формы синдрома Меньера (Meniere"s syndrome), расстройства, которое было вызвано избыточным накоплением жидкости во внутреннем ухе. Чрезмерное давление, которое при этом возникает, может вызвать тошноту, головокружение, нарушение равновесия, боль, глухоту и ощущение постоянного шума или звона в ушах. Вполне возможно, Ван Гог отрезал себе ухо, чтобы заглушить боль. Вероятно, что и боль и другие симптомы были связаны с тяжелыми вторичными психическими проблемами, которыми может сопровождаться синдром Меньера (Scott, 1990).

<Вопросы для размышления. Если бы люди знали, что расстройства Ван Гога были связаны со средним ухом, а не являлись психическими, стали бы они относиться к нему по-другому? Почему людям интересно заниматься клинической оценкой известных людей, особенно тех, кто связан с искусством, даже спустя много времени после их смерти?>

При проведении проективных тестов от испытуемых требуется интерпретация неясных стимулов, таких как чернильные пятна или нечеткие картины, или же они получают неопределенные инструкции, например: «Нарисуйте человека». Теоретически, при таких расплывчатых намеках и инструкциях испытуемые «проецируют» аспекты своей личности на решение поставленной задачи. Проективными тестами чаще всего пользуются исследователи психодинамической направленности, чтобы оценить бессознательные проявления и конфликты, которые, как они считают, лежат в основе патологического поведения. Наиболее широко применяемые проективные тесты - это тест Роршаха, Тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты незаконченных предложений и рисуночные тесты.



Проективный тест - тест, при котором испытуемый должен интерпретировать нечеткие стимульные материалы или реагировать на них.

Тест Роршаха. В 1911 году швейцарский психиатр Германн Роршах (Hermann Rorschach), занимаясь клинической диагностикой, пользовался чернильными пятнами.

Он капал чернила на бумагу, а затем складывал листы пополам, получая симметричные, но совершенно случайные пятна. Роршах обнаружил, что каждый человек видел в этих пятнах какие-то определенные образы.

Более того, образы, которые представляет человек, смотрящий на эти пятна, связаны с его психическим состоянием. Предполагается, что пациенты с диагнозом шизофрения, например, увидят совершенно другие образы, чем те, кто страдает от тревожности.

Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по применению при клинической оценке. Этот материал был назван Психодинамическим тестом чернильных пятен Роршаха. Спустя восемь месяцев в возрасте 37 лет Роршах умер, но коллеги продолжили его работу, и чернильные пятна Роршаха заняли свое место среди самых популярных проективных тестов XX века. Врачи проводят «Роршаха», как обычно называют этот тест, следующим образом: пациенту на некоторое время дается одна карточка с пятнами, и он должен сказать, что видит, чем ему представляются эти пятна или что они ему напоминают. Раньше, когда тест Роршаха только появился, применявшие его исследователи в первую очередь интересовались темами и образами, которые вызывают в сознании респондента чернильные пятна. В настоящее время исследователи обращают большее внимание на тип ответов: Воспринимают ли испытуемые изображение пятен целиком или видят детали? Обращают ли они внимание на сами пятна или на белые промежутки между ними? Используют в ответах или игнорируют тени и полутона, которые представлены на некоторых карточках?

Тест тематической апперцепции. Тест тематической апперцепции (ТАТ) - это проективный тест с изобразительными материалами (Murray, 1938; Morgan & Murray, 1935). Во время подобного теста испытуемым обычно показывают 30 черно-белых фотографий людей, показанных в некой неясной обстановке, и просят придумать историю о каждом персонаже. Нужно рассказать, что именно изображено, что привело к такой ситуации, каковы мысли и чувства персонажей и чем все это могло бы закончиться.

Исследователи, которые пользуются Тестом тематической апперцепции, считают, что испытуемый отождествляет себя с одним из персонажей, изображенных па каждой карточке. В придуманных историях люди стараются отразить свои собственные обстоятельства, потребности, выразить свои чувства, показать свое восприятие реальности и свои фантазии. Например, пациентка, участвующая в Тесте тематической апперцепции, возможно, пытается проявить свои чувства в рассказе по карточке теста, представленной на рис. 3.1. Это одно из немногих изображений в Тестах тематической апперцепции, которые разрешены к показу в учебниках.

<Рисунок 3.1. Одно из изображений, которые используются при проведении Теста тематической апперцепции. Эту женщину очень беспокоят воспоминания о матери, которую она обижала. Она сожалеет о том, как относилась к матери, воспоминания мучают ее. Эти чувства могут усилиться по мере того, как изображенная женщина будет стареть и видеть, что ее дети относятся к ней так же, как она относилась к своей матери (Aiken, 1985, р. 372).>

Тест незаконченных предложений. Тест незаконченных предложений впервые был разработан в 1920-х годах (Payne, 1928). При его проведении тестируемых просят закончить ряд незаконченных предложений, таких как «Я хочу...» или «Мой отец...». Этот тест рассматривается как хороший трамплин для обсуждения быстрого и простого пути получения тем, которые можно использовать в исследовании.

Рисуночные тесты. Принимая во внимание тот факт, что рисунок что-то раскрывает нам о художнике, исследователи часто просят пациентов нарисовать человеческие фигуры и рассказать о них. Оценка таких рисунков основывается на качестве и форме самого рисунка, твердости карандашной линии, учитывается расположение рисунка на листе, размер фигур, характерные особенности изображенных фигур, использование фона, а также замечания, которые делает тестируемый во время рисования.

<Рисуночный тест. Рисуночные тесты обычно применяются для оценки функционирования организма детей. Два самых популярных теста это «Дом-Дерево-Человек», при проведении которого тестируемый рисует дом, дерево и человека, а также тест «кинетический рисунок семьи», при котором рисуются члены семьи при выполнении каких-либо домашних дел.>

<Искусство оценки. Исследователи часто рассматривают произведения искусства как неофициальные проективные тесты, в которых художники отражают свои конфликты и психическую нестабильность. Причудливые портреты кошек, нарисованные в начале XX века Луисом Уэйном (Louis Wain), интерпретировались некоторыми исследователями как отражение психозов, которые в течение многих лет мучили художника. Другие считали такую интерпретацию неправильной и отмечали, что декоративный стиль последних работ художника явно связан с текстильным дизайном.>

Тест «Нарисуй человека» (DAP) наиболее популярен у исследователей среди тестов по применению рисования (Machover, 1949). Исследуемых просят нарисовать «человека», после того как они это сделают, их просят нарисовать другого человека, противоположного пола. Некоторые исследователи считают, что необычно крупная или, наоборот, очень маленькая голова, изображенная на рисунке, свидетельствует о проблемах в умственной деятельности, социальном поведении и контроле физиологических импульсов, а большие глаза могут указывать на сильную подозрительность или тревожность.

Ценность проективных тестов. До 50-х годов проективные тесты были самым распространенным методом оценки личности. Однако в последние годы исследователи и практикующие врачи широко используют такие тесты для сбора «дополнительных» данных (Clark, 1995; Lerner & Lerner, 1988). Одной из причин такого изменения отношения к методике является то, что практики, которые пользуются новыми типами тестов, находят проективные тесты менее ценными, чем это считают исследователи, придерживающиеся психодинамического направления (Kline,1993). Но более важно то, что проективные тесты редко проявляют высокую надежность и валидность (Weiner, 1995; Lanyon, 1984). Например, при определении надежности разные исследователи могли по-разному зафиксировать результаты проективного теста, в котором участвовал один и тот же пациент (Kline, 1993; Little & Shneidman, 1959). Подобным образом при определении валидности, когда исследователи пытаются описать личность пациента и его чувства на основе результатов проективных тестов, их выводы часто уступают сведениям, полученным психотерапевтом пациента или взятым из обширной истории болезни (Golden, 1964; Sines, 1959).

Другой проблемой валидности является то, что иногда проведение проективных тестов затрудняется с представителями национальных меньшинств. К примеру, люди при составлении рассказов о себе хотят сравнить себя с теми персонажами, которые изображены в Тесте тематической апперцепции (ТАТ), но среди фотографий, собранных в этом тесте, нет изображений представителей данной этнической группы. В ответ на возникновение подобных трудностей некоторые исследователи разработали новые тесты, похожие на Тест тематической апперцепции, но с включением изображений афроамериканцев и испанцев (Ritzier, 1996; Costantino, 1986).

Первый большой публичный успех психологии был связан с оценкой (диагностикой). Вдобавок к кратким групповым тестам на характеристики личности и на интеллект для скрининг-обследования солдат психология заслужила общественное признание своими индивидуальными тестами на интеллект для детей. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Психиатры и социальные работники нуждались в помощи для дифференциальной диагностики психопатологии и понимания личностной динамики. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов - проективными и объективными.

Проективные тесты. Первые тесты словесных ассоциаций были разработаны Гальтоном, Юнгом и другими психологами в 19 веке, однако наиболее успешным проективным тестом был тест чернильных пятен Роршаха, опубликованный в его книге "Психодиагностика" в 1921 году. Тест состоял из серии чернильных пятен, и испытуемым предлагалось ответить, что эти кляксы им напоминают. Хотя термин проективная методика не употреблялся до 1939 года, в отношении теста Роршаха предполагалось, что испытуемые будут проецировать свою личность и бессознательные конфликты на неясные чернильные пятна, пытаясь придать им осмысленность. Проективные тесты получили широкое признание, несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно их валидности. Разработанные в период между мировыми войнами, они активно используются и сегодня.

Объективные тесты. Экспериментальная психология сдерживала излишне широкое распространение проективных тестов из-за их психоаналитического оттенка. Психологи использовали концепцию измерения нормы и отклонений, лежащую в основе тестов на интеллект, приложили ее к измерению личности и получили так называемые объективные тесты.

«Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.».

Психологические тесты и процедура оценки критикуются с тех пор, как они существуют: за их нерентабельность, возможность злоупотреблений, недостаточную валидность и неправильное применение и т.д. «Научное» разрешение споров, наверно, маловероятно. При этом тесты все еще остаются важной составляющей профессиональной психологии, и их продолжают исследовать, применять, интерпретировать и совершенствовать.

Выбранная тема является достаточно актуальной в современных условиях развития профессиональной психологии и психодиагностики, в частности.

Объектом данного курсового исследования является психологическая оценка как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации о поведении или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.

Предмет исследования:

Применение проективных личностных тестов.

Гипотеза исследования: Применение проективных методик в сочетании с другими методами оценки позволяет выявить неосознаваемые или не вполне осознаваемые мотивы и тенденции в поведении личности.

Цель исследования:

Теоретическое изучение организации процесса оценки личности и поведения, сравнительный анализ различных методов диагностики.

Задачи исследования:

    Описать основные этапы процесса оценки личности и поведения;

    Рассмотреть надежность и валидность проективных методик.

Приведенные здесь проективные методы - это тесты в картинках , которые включая тестируемого в изобразительный процесс, помогают узнать о характере человека, его отношения с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.

Тесты в рисунках - не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, развеяться, избавиться от негативных переживаний.

Два небольших проективных теста в картинках приоткроют завесу будущего и ответят на вопрос, каким будет ваш жизненный путь, если придерживаться существующего на сей момент стиля жизни.

1. Проективная методика “Ваша дорога жизни”

2. Проективный методика “Хозяин своей судьбы”

Проективные тесты (тесты в картинках) "Ваша дорога жизни" и "Хозяин своей судьбы ”:

Проективный тест “Ваша дорога жизни”.

Инструкция.

Вы видите перед собой изображение поверхности некоего материка. Обратите внимание на реки, островки, леса. Здесь есть и болото, и даже возвышенности. Ваша зада­ча - проложить дорогу через весь материк, это во-первых. А во-вторых, вам нужно будет дать название всем рекам, лесам, островкам, мысам и заливам. Придайте карте завершенный вид.

Стимульный материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

Первым делом обратите внимание на те названия, которые вы дали островкам, лесам, рекам и всему тому, что изображено на карте.

  • Если вы выбрали красивые названия (мыс вечной надежды, остров плачущих небес и т.д.), то это говорит о вашем желании наполнить свою жизнь смыслом, найти свое место, понять свое предназначение. Вы не представляете себе жизни без надежды, без веры в светлое завтра. Вы в некотором роде идеалист, однако с течением времени ваши идеи откорректируются и примут вполне реальный вид.
  • Если вы дали всем рекам и островам реально существующие названия (река Амударья, остров Сахалин и т. д.), то это говорит о вашей осторожности и готовности идти в жизни путем, который укажут другие. Вы живете так, словно выполняете чей-то завет: идете по стопам родителей, претворяете в жизнь какую-то глобальную идею или следуете совету старшего товарища. Все это похвально, но вспомните о том, что это все же ваша жизнь, а не чья-либо еще.
  • Если ваша дорога проходит по самому краю материка, старательно огибая все препятствия, то это говорит о том, что вы оптимист, верите в свою удачу и не хотите даже думать о возможных препятствиях. И чаще всего препятствия отвечают вам взаимностью:)
  • Если ваша дорога идет вдоль рек, то это значит, что вы жизнерадостны, ваша жизнь полна интересных приключений, вы верите в то, что у вас впереди очень много необыкновенных событий. Даже если с вами уже случалось что-то неприятное, то вы стараетесь не зацикливаться на своих бедах. В любом случае, в вашей жизни все обязательно образуется и все будет хорошо.
  • Если ваша дорога проходит насквозь весь материк, не огибая опасные и труднопроходимые места, то это говорит о вашей силе, целеустремленности и решительности, вы никогда не спасуете перед опасностью, не побежи­те от нее. Это не значит, что вам не хотелось бы легкой дороги и приятного пути, но вы по натуре боец, вы не можете допустить и мысли о возможном отступлении. Если у вас есть конкретная цель, то никто и ничто не сможет вам помешать идти к ней.

Проективный тест “Хозяин своей судьбы”.

Инструкция.

Внимательно посмотрите на этот рисунок. Перед вами часть комнаты, и вам придется взять на себя роль дизай­нера, а также художника-оформителя, маляра, штукатура и т. д. Ваша задача - придать этой комнате жилой вид. Также позаботьтесь об обоях!

Стимульный материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

Для начала посмотрите на дверь и окно. На этом рисунке они изображены с явным нарушением перспективы. Очень показательный момент: если вы попытались выровнять окно и дверь, то это говорит о вашем стремлении контролировать все, что происходит в вашей жизни. Вы любите быть в курсе всех событий, вам это не­обходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вы предпочитаете сами все проверить.

  • Если же вы оставили дверь и окно без изменений, то это означает, что вы принимаете жизнь такой, какая она есть. Вы терпеливо, не жалуясь на судьбу, куете свое счастье.
  • Если вы нарисовали на стене еще одно окно, то это говорит о вашей повышенной потребности в обще­нии, вы не можете жить вне общества. Если это окно занимает больше половины стены, то для вас важно, что подумают другие.
  • Если вы украсили пол ковром или тщательно вы­рисовали на нем паркет или линолеум, то это говорит о вашем ярко выраженном стремлении к не­зависимости. Вы цените во всем основательность и ра­зумность, вы твердо стоите на земле.
  • Если вы нарисовали в комнате дополнительные предметы (мебель, посуду), то это значит, что вы сами творите свою судьбу. Вы вери­те в счастливый случай и предопределенность, однако понимаете, что под лежачий камень вода не течет. Ваш жизненный принцип - закидывать удочки во все сто­роны, чтобы увеличить вероятность клева.
  • Особое внимание следует уделить обоям или их от­сутствию. Если вы закрасили стены сплошным цветом, то это говорит о том, что вам надо уделять больше внимания благоприятным возможностям, которые появляются в поле вашего зрения. А они появляются, не сомневайтесь!
  • Если вы старательно покрыли стены обоями с мелким рисунком, то это значит, что вы аккуратны, пунктуальны, ответственны. Крупный рисунок на обоях говорит о том, что вы настоящий бунтарь, не согласны мириться с тем что есть, и обязательно найдете (или уже нашли) свой путь. Ваша настойчивость и упорство приведут вас к успеху.

4. Проективные тесты.

Проективные тесты, по мнению Л. Франка – это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта . Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны . Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.

Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:

· исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;

· личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;

· эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности .

Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:

1. Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);

2. Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);

3. Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);

4. Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);

5. Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);

6. Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);

7. Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);

8. Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) .

В типичных случаях проективные методики – это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе были рассмотрены психодиагностические методы исследования (тесты), с помощью которых проводится сбор и обработка полученной первичной информации. Была дана общая характеристика тестов, рассмотрены разновидности психодиагностических методик, определены и охарактеризованы основные требования к ним на основании приведённой литературы. Также были рассмотрены отдельные виды тестов, обозначены их положительные и отрицательные моменты, приведены классификации методик по различным аспектам исследования. На основании рассмотренного материала можно сделать вывод о существовании большого числа разнообразных психодиагностических методов, которые можно применять для исследования практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Без тестов, опросов, анкетирования немыслимо проведение социологических, статистических исследований, с их помощью осуществляется подбор кадров в различных отраслях деятельности. С помощью психодиагностических методик можно исследовать массу явлений, однако для этого необходимо правильно использовать данные методики. Применять психодиагностические тесты нужно строго по назначению, пользуясь инструкцией для проведения тестирования, анализа собранной информации. Психодиагностические методы требуют серьёзного подхода, для работы с ними необходимо иметь специальное образование или пройти специальные курсы. Это позволяет избежать ошибок при оценке результатов психодиагностического обследования и, особенно, при постановке диагноза и назначении адекватной терапии, так как неправильное оказание психотерапевтической помощи может нанести вред здоровью пациента, а иногда даже угрожает его жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2005. – 688 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2003. – 528 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. – 164 с.

4. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М.: Издательство "КСП +", 1999. – 320 с.

5. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2000. – 440 с.

6. Слободская Е.Р., Князев Г.Г., Сафронова М.В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и её использование для оценки риска употребления психоактивных веществ/ Психологический журнал. М., 2006. Том 27, №3. С.94 – 105.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»