Причины и цели первой мировой войны. Какие цели были у России в Первой мировой войне

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

v личностный подход педагогики сотрудничества;

v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;

v последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г. Уэллс).

v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

v Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

v Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

3. Назвать причины войны.

4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?

5. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

v передача всех колоний;

v сокращение численности вооруженных сил до;

v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

v разделение Венгрии и Австрии;

v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

v репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

v передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

v Словакия переходит к Чехословакии;

v Трансильвания передается Румынии;

v Банат передается Югославии.

v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;

v передача территорий.

6. Вашингтонская конференция гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

v Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

28 июня 1914 г. серб Гаврило Принцип – убил эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу в момент их проезда по улицам столицы Боснии Сараево. Это была ответная реакция на принудительное присоединение Боснии и Герцоговины к Австро-Венгрии. 23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, означавший потерю Сербией независимости. Хотя сербское правительство и приняло большинство этих требований, 28 июля Австро-Венгрия двинула против Сербии войска - начала войну. Российское правительство ответило мобилизацией. Руководители Германии потребовали ее прекращения, а когда Россия отклонила их ультиматум, то 1 августа Германия вступила в войну с Россией. 2 августа германские войска заняли Люксембург, 3 августа Германия объявила войну Франции. Английское правительство, воспользовавшись нарушением Германией бельгийского нейтралитета, 4 августа объявила войну Германии. Всего в войну оказались втянуты 33 государства. На стороне Антанты - Франции, Англии и России – выступили Сербия, Черногория, Бельгия, Италия, Португалия, Румыния, Греция, Япония, Китай, Сиам, Египет, Либерия, США, Куба, Гаити, Панама, Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гондурас, Бразилия. На стороне Германии и Австро-Венгрии – Болгария и Турция. Война стала мировой.

Прчиной первой мировой войны было столкновение интересов европейских великих держав.

Германия стремилась удовлетворить свои претензии на гегемонию в Европе и мире.

Австро-Венгрия, раздираемая национальной рознью, надеялась, что победоносная война поможет укрепить и сохранить империю.

Турция - государственное выживание и претензии на российское Закавказье.

Великобритания – устранить конкуренцию Германии на мировых рынках, пресечь ее притязания на передел колоний.

Франция – вернуть Эльзас и Лотарингию, отторгнуть германские земли по левому берегу Рейна и Саарскую область.

Италия – утвердиться на Балканском полуострове.

США предполагали продиктовать ослабленным войной странам условия мира, которые обеспечили бы их собственное мировое господство.

61 Основные фронты Первой мировой войны. Военные действия на Западном фронте в 1914 г.

Германское командование в основном придерживалось плана, разработанного генералом Шлиффеном. 3/4 имевшихся на западном фронте германских войск было сосредоточено на правом фланге, который двинулся через слабо защищенную бельгийскую границу, чтобы начать окружение основных сил противника, прижать их к швейцарской границе и «до осеннего листопада» уничтожить. После разгрома Франции наступила бы очередь России.Проойдя за три недели Бельгию, превращенную оккунтами в генерал-губернаторство, германские корпуса сломали сопротивление французских войск на границе и вторглись во Францию. Вопреки плану Шлиффена им недостало сил, чтобы обойти французские дивизии с северо-запада, однако четыре немецкие армии форсировали реку Марну, к сентябрю подошли к Верден и угрожали Парижу. Правительство Франции временно покинуло столицу. Подготовка войск России еще не была завершена, когда правительство Франции обратилось к российскому за помощью. Русские войска были брошены в наступление. Две российские армии заняли значительную часть территории Восточной Пруссии. Это заставило германское командование перебросить туда из Франции войска, часть резервов, предназначавшихся для наступления во Франции. Из-за несогласованности действий одна российская армия потерпела у Мазурских озер поражение, а другую немцы вытеснили из Восточной Пруссии. Но наступление нескольких армий России в южном направлении продолжалось. Они заняли принадлежавшие Австрии часть Польши и Галицию. Продвижение российских войск создало угрозу важным для Германии промышленным районам – Силезии и Познани. Только острая нехватка боеприпасов и продовольствия тормозила их наступление. Чтобы остановить их, Германии пришлось перебросить сюда из Франции еще войска. Неподготовленное наступление стоило России огромных жертв, которые, возможно, спасли Францию.

5 сентября французские войска начали наступление от Парижа: развернулась битва на марне. Тяжелые потери заставили немцев несколько отступить: угроза захвата ими парижа была ликвидирована.

На востоке австро-германскому блоку добиться успехов в 1914 г. тоже не удалось. Затеянное германскими и австро-венгерскими войсками наступление в Южной Польше закончилось неудачей. Не достигли немцы успеха и в наступлении на Висле.

План молниеносной войны провалился и Германия должна была всерьез сражаться как на западе, так и на востоке.

Евгений Шарыпов

Данную работу можно использовать на уроках истории России в 9-11 классах по теме: " Первая Мировая война".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Причины I Мировой войны и цели сторон

Сербия Цели: Новообразованное государство (полная независимость с 1878 года) стремилось утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Планировала образовать Югославию, включив в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.

Карта Балкан

Блок Антанта

Франция 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Цели: Франция мечтала добиться с помощью союзников, особенно России, полного разгрома Германии. Отстоять свои заморские и африканские владения. Вернуть Эльзас и Лотарингию. Стремилась взять реванш за поражение, нанесённое ей Германией во франко-прусской войне 1870 года.

Великобритания Первую мировую войну Великобритания прошла в составе военно-политического блока Антанта; непрерывно развиваясь, страна добилась своей цели, нанеся поражение блоку Центральных держав (Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарское царство). Великобритания, которую возглавлял премьер-министр от Либеральной партии Герберт Генри Асквит, вступила в Первую мировую войну в 11 часов вечера 4 августа 1914 года.

Пример антигерманской пропаганды Британский постер гласит: «Однажды немец - всегда немец! Помни! Каждый трудоустроенный немец - это безработный британец. Любой купленный немецкий товар - это непроданный британский товар»

Англия Цели: Хотела добиться устранения Германии как опасного конкурента и одновременно преследовала цель ослабить своих главных союзников (Францию и Россию) за счет их кровопролитного противоборства с Германией и Австро-Венгрией на сухопутных фронтах. Одной из главных задач в ходе войны английские правящие круги считали сохранение их колониальной империи. Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями Увеличение своего влияния на мировую экономику

Россия 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России, как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск. Россия вступила в войну, не успев завершить перевооружение своих войск. Однако высокий патриотический подъем, царивший в обществе и армии, позволили добиться успехов на первом этапе войны. Цели: Претендовала на свободный проход своего флота в Средиземное море, настаивала на ослаблении или пересмотре в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы. Планировала сорвать австро-венгерскую экспансию против Сербии, Герцеговины и Боснии. Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Босфор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).

Тройственный союз

Австро-Венгрия Австро-Венгрия вступила в Первую мировую войну 28 июля 1914 года, ровно через месяц после убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда и его супруги в Сараево боснийским сербом Гаврилой Принципом, 18-летним студентом, а также членом националистической организации «Чёрная рука ». Цели: Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны: Стремилась удержать захваченные ею в 1908 году Боснию и Герцеговину. (см. Боснийский кризис 1908-1909 гг.) Противодействие России, взявшей на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии, претендовавшей на роль объединительного центра южных славян.

Германия В 1888 году императором Германии стал Вильгельм II, который был сторонником агрессивной внешней политики и экспансии. В Германии началось строительство современного флота. Это привело к началу гонки вооружений между Германией и странами Антанты. Помимо этого Германия стремилась получить новые колонии и сферы влияния.

Германия Цели: Стремилась разгромить главного соперника – Великобританию, лишив ее колоний; разбить Францию и закрепить за собой Эльзас и Лотарингию; нанести поражение Бельгии и Голландии; ослабить Россию, подчинить своему влиянию Турцию и Болгарию и совместно с Австро-Венгрией прочно укрепиться на Балканах. А в конечном итоге – установить свое единоличное господство в Европе и на других континентах.

Болгария Болгария вступила в Первую мировую войну 14 октября 1915 года на стороне Центральных держав, объявив войну Сербии. Цели: Стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова (в противовес Сербии). Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Второй Балканской войны, а также приобрести территории, на которые страна претендовала по итогам Первой Балканской войны. Желала отомстить Сербии и Греции за унизительное поражение в 1913 году.

Османская империя Османская империя вступила в Первую мировую войну 2 ноября 1914 года в составе Центральных держав. В октябре 1914 года турки устроили провокацию в Чёрном море, обстреляв российские порты. В ноябре Российское правительство объявило войну Османской империи, и тем самым она вошла в Первую мировую войну. Цели: Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Балканских войн. Стремилась сохранить единство нации (в условиях фактически разваливающейся государственности), что проще сделать перед лицом внешней угрозы.

Общие причины: Стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англичан не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии). Противоречия из-за: колоний, сфер влияния и рынков сбыта. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы. Повсеместное усиление националистических настроений.

Кратко об итогах Первая мировая война продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918). В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире. (А. П. Жилин) .

В конце июля 1914 года в Европе началась война, ставшая одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов за всю историю человечества. Погибло более девяти миллионов солдат. Около пяти миллионов мирных жителей, оказавшихся в оккупации, уничтожили болезни, голод, авианалеты . Каковы цели преследовали в Первой мировой войне ее участники? Что предшествовало вооруженному конфликту?

Ответить на вопрос о целях участников Первой мировой войны непросто. Для одних она началась как акт возмездия и наказания. Для других стала вооруженным конфликтом, призванным навсегда покончить с войнами. Она не зря названа " Великой" . До 1914 года человечество не знало более масштабных военных действий. Но за Первой войной последовала Вторая, еще более разрушительная, а за ней - множество небольших вооруженных конфликтов по всему миру. Те, что считали целью Первой мировой войны установление мира в Европе, ошибались.

Прелюдия

Уже в начале столетия в Европе нередко обсуждалась предстоящая война. О том, сколь масштабной она будет, не имели представления ни политики, ни писатели. Об этом не знали даже военные. Время от времени в Европе происходили небольшие военные кампании, но все они завершались довольно быстро, потому как велись, как правило, против слабого противника. Копья не могли противостоять пулеметам , древние пушки - мощным корабельным орудиям.

Среди французов нарастала ненависть к немцам, возникшая еще в 70-е годы XIX столетия - после того, как Бисмарк подписал договор, согласно которому Эльзас и почти вся Лотарингия перешли к Германии. Амбиции немцев тем временем росли прямо пропорционально промышленному развитию. У них не было ни колоний, ни морского могущества, ни влияния на азиатских мусульман. Завоевать доминирующие позиции в Европе - такова была цель Германии в Первой мировой войне.

Причины

Каковы были цели и планы участников Первой мировой войны? На этот вопрос отвечают по-разному. Томас Вудро Вильсон однажды сказал, что искать причину, побудившую европейские державы развязать войну в 1914 году, бесполезно.

Вооруженный конфликт всегда порождает соперничество, и логике антивоенных настроений сгладить его не под силу. В начале XX столетия оно проявлялось по-разному. Во Франции нарастало раздражение против Германии, аннексировавшей в 1871 году ее земли. Немцы всё с большей уверенностью посматривали в сторону восточной границы, лелея территориальные амбиции. Николай II строил планы относительно Балкан . Австро-Венгрия пыталась сохранить свою хрупкую имперскую структуру.

Какие настроения преобладали в Великобритании перед началом Первой мировой войны? Цели Германии в предстоящем вооруженном конфликте политологам были известны. Британские журналисты и писатели били тревогу: стремительно росла военно-морская мощь Германии.

Кайзер мечтал в военно-морской мощи сравняться с Великобританией, что и стало для него одной из целей в Первой мировой войне. Личный состав ВМФ Германии был увеличен на 15 тысяч офицеров и солдат. Черчилль предложил сделать небольшой перерыв по наращиванию военной силы, но немцы идею не поддержали. Это произошло в 1912 году. В это же время Сербия победила в войне с Турцией, нанеся сильный удар по престижу немцев.

В 1913 году Черчилль снова выдвинул предложение повременить с гонкой вооружений. Но и на этот раз Кайзер не прислушался к совету премьер-министр Великобритании. к тому времени состояла из более чем 600 тысяч человек. Какие цели преследовали участники Первой мировой войны? Прежде всего удовлетворение ненасытной территориальной алчности.

Убийство наследника Габсбургов

28 июня 1914 года Франц Фердинанд нанес официальный визит в Сараево . Среди зевак, которые собрались, дабы поглазеть на эрцгерцога, присутствовал девятнадцатилетний Он и совершил поступок, послуживший формальной причиной вооруженных действий, охвативших вскоре значительную часть Европы.

Принцип был не один, а с сообщниками. Один из них бросил бомбу в машину эрцгерцога. Первая попытка оказалась неудачной: пострадали офицеры, находившиеся в следующем автомобиле. Раненых отвезли в госпиталь, а эрцгерцог тем временем продолжил поездку. Гаврило Принципа раздосадовало то, что его сообщникам не удалось справиться с заданием. Однако на тротуаре, всего в десяти метрах от автомобиля эрцгерцога, он оказался совершенно случайно. Осознав, что цель движется прямо ему навстречу, он шагнул вперёд и выстрелил. Эрцгерцог умер от потери крови. Жена, сопровождавшая его в последней поездке, скончалась вместе с ним.

Принцип и его сообщники принадлежали террористической организации " Черная рука" . Они получили в Белграде оружие, затем переправились через австрийскую границу в Боснию. Жертва заговорщиков была более чем благосклонна к интересам национальных меньшинств, населявших в Австро-Венгрию. Франц Фердинанд имел репутацию политического деятеля, стремящегося изменить двойственную природу империи на тройственную путем включения в союз южных славян. Однако террористы об этом не знали.

Июльский кризис

Под этим термином в истории принято понимать крупнейшее дипломатическое столкновение европейских государств, произошедшее летом 1914 года. Для того чтобы ответить на вопрос о целях Первой мировой войны, необходимо разобраться в том, что же представлял собой так называемый июльский кризис.

Итак, 28 июня в Сараево было совершено громкое убийство. Правительство Австро-Венгрии отреагировало молниеносно. А именно предъявило Сербии ультиматум, в котором содержалось требование найти и наказать виновных в убийстве эрцгерцога. О том, что злоумышленники являются подданными Гамбургской империи, следствию удалось установить довольно быстро. Политики полагали, что австрийские настроения можно уничтожить лишь силовым путем . По их мнению, сербские власти делали все для подрыва монархического влияния на Балканском полуострове.

Сербия оказывала огромное влияние на славян, которые проживали в Австро-Венгрии. А потому власти полагали, что любые сепаратистские настроения представляют собой угрозу существованию имперского государства. Убийство эрцгерцога правительство Австро-Венгрии использовало в качестве оправдания для вооруженных действий против Сербии.

В начале июля немецкое правительство начало серьезно опасаться, что требования к Сербии приведут ко вступлению в вооруженный конфликт Российской империи. А это, в свою очередь, послужило бы началом масштабных военных действий. Опасения оправдались. 28 июля Австрия объявила войну Сербии. Именно эта дата официально считается началом Первой мировой войны. Кратко цели держав, которые приняли в ней участие, изложить невозможно. Этой теме посвящено множество исторических трудов, документальных фильмов.

Известно, что 29 июля премьер-министр Великобритании предложил созвать глав европейских государства, с целью сохранить мир. Однако правителям не хватило сил или желания остановить надвигающуюся катастрофу. 29 июля над Сербией нависла угроза артиллерийского обстрела. Российская империя объявила о мобилизации огромного населения. В армию призвали около шести миллионов человек. Хотя объявления войны Австрии в тот день не было.

Переговоры между Германией и Россией

Дабы избежать Первой мировой войны, цели для России которой были довольно сумрачным, Николай II направил телеграмму кайзеру. С немецким правителем российский царь состоял в дружеской переписке. Телеграмму, в которой он попросил сделать всё возможное, дабы остановить Австро-Венгрию, пока она не зашла слишком далеко, Николай II подписал " Ники" . Кайзер ответил российскому царю в том же духе, пообещав повлиять на австрийцев и побудить их к достижению соглашения с Российской империей. Под ответом Николаю II значилось - " Вилли" .

После того как царь получил телеграмму от кайзера, он заменил всеобщую мобилизацию частичной. Позже кайзер посоветовал Николаю II не вступать в военный конфликт, дабы не вовлечь Европу в кровопролитную войну. К слову сказать, мобилизацию отменить не удалось. Она уже шла по всей территории страны полным ходом. А вскоре в Санкт-Петербург пришло известие о том, что Германия готовится к войне. 30 июля Николай II подписал приказ о всеобщей мобилизации. Российская общественность надеялась, что это остановит войну.

Германия направила России ультиматум с требованием прекратить мобилизацию, на что получила отказ. Затем обратилась к Франции с просьбой о сохранении нейтралитета. Но и на этот раз был получен отказ. Германия была уверена, что русскую армию, которую немцы считали тяжеловесной и неуклюжей, победить удастся довольно быстро. Но слишком велики были противостоящие силы.

Во Франции в те дни в казармах уже толпилось около трех миллионов солдат. Это говорила о том, что пока немецкая армия будет наступать на Россию, на западе ее настигнет сокрушительный удар. Возможно, даже поражение. А потому один из видных немецких военачальников разработал план, согласно которому сперва необходимо было разгромить Францию, а затем уже обрушиться на Российскую империю.

Участники

Прежде чем рассказать о дальнейших событиях, стоит ещё раз, и уже в более сжатой форме, изложить цели держав в Первой мировой войне. Два противоборствующих лагеря, на которые разделились участники: Четверной союз и Антанта. Первый - Германия, Австро-Венгрия, Османской империи Болгария. Антанта - это союз в который вошла Россия, Франция, Британия.

Цели вступления в Первую мировую войну

Германия стремилась установить господство сперва в Европе, а затем и во всем мире. Об этом хорошо было известно в России, Великобритании, Франции. На протяжении нескольких десятилетий немцы наращивали военную мощь. Для Австрии цели и планы в Первой мировой войне были не так масштабны - установить контроль над Балканами.

Великобритании не давали покоя отдельные земли Османской империи, которая к началу XX столетия существенно ослабела. Кроме того, Англия стремилась захватить нефтяные владения, расположенные в Месопотамии и Палестине. Цели были следующими: ослабить в Германию, установить господство в Европе и, конечно, вернуть себе Эльзас и Лотарингию .

Турки, ставшие союзниками Германии, стремились захватить Крым, Иран и удержать контроль на Балканах. Каковы были цели России в Первой мировой войне? Так же, как и Франция, она стремилась ослабить влияние Германии. Кроме того, Российской империи нужен был свободный проход через пролив Дарданеллы и Босфор в Средиземное море. И, конечно, усиление влияния на Балканах. Таковы цели стран в Первой мировой войне - войны, которая до 1939 года считалась самой страшной, кровопролитной, масштабной в истории.

1914-й год

Военные действия разворачивались в основном на французском и русском театрах военных действий. Сражения велись также на Балканах, Ближнем Востоке, Кавказе, в Китае, Африке и Океании. Каждый из участников Первой мировой войны цели своей достигнуть планировал всего за несколько месяцев. Никто тогда не предполагал, что конфликт затянется на четыре года.

Итак, Германия, согласно плану, упомянутому выше, планировала захватить Париж в течение 39 дней, а затем незамедлительно отправиться на восток. Одно из знаменитых изречений немецкого правителя: " Обед будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге" . Франция предполагала начать военные действия с возвращения Эльзаса и Лотарингии .

Путь немецких войск к Парижу пролегал через Бельгию. 4 августа без особого труда захватила небольшое государство. Правда, бельгийская армия неожиданно оказала довольно мощное, с учетом ее численности, сопротивление. Но задержать противника это, конечно, надолго не смогло. Для французов вторжение в Бельгию стало неожиданностью, но им всё же удалось перебросить свои части довольно быстро.

Французам на некоторое время пришлось не только отказаться от плана вернуть земли, некогда аннексированные Германией, но и отступить. Немецкая армия стремительно продвигалась вперед . Англичане отступили к побережью, французы в начале сентября уже готовились дачу в столицы. Однако завершилась победой над Германией. Это событие оказало существенное влияние на дальнейший ход войны.

К началу 1915 года стало ясно, что Германия своих целей не достигнет, а вооруженный конфликт, вопреки желанию всех ее участников, будет затяжным. Немцы захватили Бельгию и значительную территорию Франции. Победить в течение месяца французов и отправиться в Россию им не удалось. Война обещала быть долгой, изматывающей.

Восточный фронт

В 1915 году началось отступление русской армии. Галиция была потеряна. До середины весны здесь были сосредоточены группировки австрийских войск. В начале мая по русской армии противник нанес мощный удар. Восточный фронт сместился в сторону Российской империи. Отход русских войск завершился в конце августа. За второй год войны Германия добилась существенных военных побед, захватила территории противника. Но генеральная цель так и не была достигнута.

1916-1918 гг.

31 мая произошло Ютландское морское сражение. О том, кто победил в нём, Великобритания или Германия, до сих пор ведутся споры. Однако события, произошедшие в 1916 году, продемонстрировали явный перевес Антанты. В декабре германское правительство предложило заключить союз, но получила отказ. Последующие два года Германия предприняла ещё несколько попыток захватить Францию, но ни одна из них не увенчалась успехом. Революция, произошедшая в России в 1917 году, оказала существенное влияние на ход дальнейших событий. Немцы заключили перемирие с новым государством.

Итоги

Страшной оказалось не только сама война, но и ее последствия. Установлены были новые границы, спровоцированы многолетние конфликты. Война изменила карту Европы. Не существовало теперь ни Российской, ни Германской, ни Османская империи. Не было и Австро-Венгрией. Экономика Германии сильно ослабела. Национальное унижение, которое испытали немцы, привело к реваншистским настроениям, породившим фашизм.

После окончания войны, мировая общественность поняла: отныне вооружённые конфликты будут носить тотальный характер. Война привела к Гонка вооружений - к получению орудий, способных уничтожить весь мир.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранен. Жертвы среди мирного населения, пострадавшая от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.

Первая мировая война открыла новый пласт национальной истории России, создала предпосылки революции, гражданской войны, построения социализма и многих десятилетий разобщения с Европой.

Причин, почему началась первая мировая война очень много, но различные ученые и различные записи тех лет говорят нам о том, что главная причина заключается в том, что в то время Европа развивалась очень бурно. В начале ХХ века во всём мире уже не осталось территорий, не захваченных капиталистическими державами. Германия в этот период обошла по уроню промышленного производства всю Европу, а так как у Германии было очень мало колоний, то она стремилась их захватить. Захватив их, у Германии появились бы новые рынки. В то время очень большими колониями обладала Англия и Франция поэтому очень часто сталкивались интересы этих стран.

Своим проникновением на Ближний Восток Германия создавала Угрозу интересам России в бассейне Чёрного моря. Австро-Венгрия, выступавшая в союзе с Германией, стала серьёзным конкурентом царской России в борьбе за влияния на Балканах.

Обострение внешнеполитических противоречий между крупнейшими странами привело к разделу мира на два враждебных лагеря и к складыванию двух империалистических группировок: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственного соглашения, или Антанты (Англия, Франция, Россия).

Война между крупными европейскими державами была выгодна империалистам США, так как в результате этой борьбы складывались Благоприятные условия для дальнейшего развёртывания американской экспансии, особенно в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Американские монополии делали ставку на максимальное извлечение выгод из Европы.

Начало войны

Непосредственным поводом к началу военных действий послужило убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола. Правительство Австро-Венгрии с одобрения Германии предъявило ультиматум Сербии, требуя свободы вмешательства во внутренние дела Сербии. Несмотря на принятие Сербией почти всех условий. Австро-Венгрия 28 июля объявила ей войну. Через два дня правительство России в ответ на открытие Австро-Венгрией военных действий объявило всеобщую мобилизацию. Германия использовала это как предлог и 1 августа развязало войну против России, а 3 августа – против Франции. Англия объявила войну Германии 4 августа. В конце августа на стороне Антанты выступила Япония, которая решила воспользоваться тем, что Германия будет скована на западе, и захватить её колонии на Дальнем Востоке. 30 октября 1914 г. на стороне Антанты в войну вступила Турция.

В 1914 г. Италия не вступила в войну, заявив о своем нейтралитете. Она начала военные действия в мае 1915 г. на стороне Антанты. В апреле 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили США.

Начавшиеся в августе 1914 г. военные действия развернулись на несколько театрах и продолжались до ноября 1918 г. По характеру решаемых задач и достигнутом военно-политическим результатам первую мировую войну принято делить на пять кампаний, каждая из которых включает в себя несколько операций.

Цели держав в войне.

РОССИЯ.

Нельзя утверждать, что официально провозглашённая цель - защита братьев-славян на Балканах, была лишь декларацией. В начале 20-го века панславистские настроения в русском обществе были сильны и могущественны. Но очевидной империалистической целью России был захват Черноморских проливов.

ГЕРМАНИЯ.

После успехов франко-прусской войны, Германия всё более наращивала свой военный потенциал. Её стремление стать европейской державой №1 было очевидно. Почти полностью интересы Германии заключались в максимальном ослаблении Франции и Великобритании, как Мировых держав.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ.

"Лоскутная держава", изначально нежизнеспособная, с помощью победной войны, намеревалась взять под свой контроль юг Европы.

ФРАНЦИЯ.

Горькие уроки поражения в франко-прусской войне, требовали реванша. Десятилетиями Франция готовилась к новому столкновению с Германией, наращивая военные расходы и вооружения. К 1914 году Франция, объективно, имела достаточный потенциал противостоять Германии. Намеревалась возвратить Эльзас и Лотарингию, отделённые от Франции в 1871 году по итогам войны 1870 года. Любой ценой стремилась сохранить свои колонии, в частности, Северную Африку.

Сербия.

Новообразованное государство (полная независимость с 1878 года) стремилось утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Планировала образовать Югославию, включив в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.

Болгария .

Стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова (в противовес Сербии). Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Второй Балканской войны, а также приобрести территории, на которые страна претендовала по итогам Первой Балканской войны.

Польша .

Не имевшие национального государства после разделов Речи Посполитой, поляки стремились к обретению независимости и объединению польских земель.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

"Владычицу морей" совершенно не устраивал стремительный рост ВМФ Германии, не устраивало и проникновение Германии в Африку. И в первом и во втором случае - Германия грубо попирала интересы Великобритании.

У Румынии, Турции и Италии имелись свои интересы и цели, но они носили региональный характер и были несоизмеримы с целями Великих держав.

Военная кампания 1914 года.

Враждующие армии развертывались согласно заблаговременно разработанным планам и расчетам сосредоточения под защитой выставленных на границе войск прикрытия и тотчас же начали военные операции. Сравнивая развертывания и ближайшие задачи обеих сторон, приходится отметить особо выгодное положение германской армии по сравнению с войсками Антанты. Германцы уже своим развертыванием выиграли весьма важный фланг противника, пространство и свободу для маневра. Антанта начинала здесь войну в невыгодных для себя условиях, принужденная парировать удар и надолго потерять инициативу. На востоке предстояли столкновения России с второстепенными силами Германии и с главными силами Австро-Венгрии.

Основными театрами военных действий в кампании 1914 года являлись Западноевропейский и Восточноевропейский военные театры. Основными событиями на Западноевропейском военном театре в 1914 году являлись вторжение немцев в Бельгию, Пограничное сражение, битва на Марне, "бег к морю", сражение во Фландрии. Основным итогом кампании 1914 года на данном театре явился переход к позиционной форме войны.

Действия на Восточноевропейском военном театре в 1914 году включали в себя Восточно-Прусскую операцию, Галицийскую битву, Варшавско-Ивангородскую операцию. Также важными событиями данного этапа Первой мировой войны явились вступление в войну Турции т "крейсерная война".

Первым и главным результатом кампании 1914 г. явился вынужденный отказ от войны по старым образцам: борьба предвиделась долгой, с использованием всей жизнеспособности государства и со ставкой на самое его существование. Одновременно возникло стремление к увеличению количества участвующих в борьбе государств.

В области стратегии за кампанию 1914 г. произошел полный переворот идей, которые положены были в основу исходных планов обеих коалиций. В области тактики в боевом применении войск кампания 1914 г. дала богатый опыт, вызвавший на обеих сторонах его немедленный учет для боевого соревнования при последующем развитии военных событий. кампания 1914 г. выдвинула необходимость крупных импровизированных формирований во время самой войны.

В итоге кампании 1914 г. ни одна из сторон не добилась первоначально поставленных целей. Германский план молниеносного разгрома противника сначала на Западе, а затем на Востоке потерпел крушение.

Кто победил (для себя).

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария – потерпели поражение. Франция, Великобритания, Япония, Сербия, США, Италия – вышли из войны победителями. России, так много сделавшей для победы союзников, не было в ряду стран-победительниц. Ее раздирала на части братоубийственная Гражданская война.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»