Памятники России. Великие памятники России

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Помните господина Церетели? Бесхребетная бездарность, которая, словно вода, найдёт дорогу при любой власти. Человек уродовал Москву при Лужкове, человек не сидит сложа руки и сейчас. Какое время – такие и герои. Когда ценится не талант, а лояльность, когда тёплый язык в нужном месте важнее качества. В такой среде Церетели ваяет для Российского военно-исторического общества Аллею правителей. Её торжественно открывают министр культуры РФ Владимир Мединский и министр образования Ольга Васильева.

Сейчас в Аллее установлены 33 бюста, от Рюрика до Керенского, а до конца года должны появиться ещё 8 – от Ленина до Бориса Ельцина.

Владимир Мединский:

"Впервые в нашей истории мы сможем увидеть последовательно правителей Руси – от Рюрика и до руководителя Временного правительства – рассмотреть, как они выглядели, прочитать, когда они жили. Мы не прерываем на этом историческую преемственность, у нас история едина и неделима".

В чём – в чём, а в этом Владимир Ростиславович абсолютно прав! Историческая преемственность действительно не прерывается. И всё благодаря Зурабу Церетели, который просто украл скопировал своих бронзовых правителей с работ скульпторов XIX века.

01. Пётр I похож на голову Медного всадника работы Мари-Анны Колло (ученица и помощница Фальконе) лишь отдалённо. Но это потому, что этот бюст является копией копии.

02. Оказывается, значительную часть своих работ Церетели позаимствовал у Феликса Шопена, который во второй половине XIX века создал серию настольных бюстов российских государей в собственной бронзолитейной мастерской в Санкт-Петербурге.

03. Бронзового Петра Шопен отливал как раз с головы работы Колло.

04. Иван Грозный. Тут не только бюст скопирован один в один, но ещё и подпись сделана сразу с двумя орфографическими ошибками. Имя царя, по идее, должно писаться как "Iоаннъ", но никак не "Nоанъ". И если вторую "н" в каких-то исторических текстах, предположим, могли выкидывать, то заглавная N – это буква "нашъ", то есть та же "Н". Получилось "Ноан". Больше похоже на псевдорусские надписи в голливудских боевиках. Как это вообще возможно?

05. Ивана III при этом правильно написали почему-то.

06. Борис Годунов очень достоверно скопирован)

07. С Михаилом Романовым не так чётко вышло. Халтура.

08. На Павла I надели тогу с плеч Петра, чтобы с мундиром не заморачиваться.

09. Пётр III в исполнении Церетели приобрёл несколько грузинский вид с выразительными бровями и носом. Ну, это и неудивительно.

10. Почему король царь голый? Да потому что он и в оригинале голый, а-ха-ха! Мундир отливать оказалось сложновато.

11. Опять же, это копия копии. Шопен своего настольного Николая отлил по мотивам бюста работы Кристиана Рауха (1841 г.). Ну а Церетели позаимствовал образ уже у Шопена.

12. На бюсте Екатерины I не хватило места для надписи. Получился какой-то мужик Екатерин. Как Лизавет Воробей в "Мёртвых душах" у Гоголя.

UPD: А-А-А-А!! С этим бюстом всё круче, чем вы можете себе представить! Оказывается, Церетели с бюста Екатерины I скопировал бюст ЕКАТЕРИНЫ II! За углом постамента надпись продолжается: "... на II". Просто ад.

13. Из-за несколько африканских черт лица и простветлённого взгляда кто-то может решить, что это авторское видение Хайле Селассие. Но нет, это совсем другой монарх.

14. Александр III сильно похудел. То ли это портрет царя уже после крушения императорского поезда, то ли тупо бронзы не хватило.

15. Александр Невский. Тоже недоподписанный.

16. Всеволод Большое Гнездо

17. Ярослав Мудрый

18. С княгиней Ольгой что-то не задалось у Зураба Константиновича. Может, просто устал. Я молчу про лицо и остальные детали, но обратите внимание, как лежит цепочка на пышной груди. В оригинале она висит, как ей и полагается.

19. Иван Калита

20. Василий II Тёмный

Провал и позорище... ну а что вы хотели? От осинки не родятся апельсинки... Деградация же не только во власти, но и в творчестве. Отсутствие конкуренции поднимает на поверхность всякое говно, которое уродует наши города. В придворные живописцы, скульпторы и архитекторы выбились бездарности, умеющие дружить. Они ставят памятники не правителям России, они ставят памятники своему воровству, алчности и посредственности.

Несмотря на то, что Финляндия провозгласила независимость от России в 1917 году, памятники Александру I и Александру II стоят в стране до сих пор, а именем первого (Aleksanterinkatu) называется не только одна из центральных улиц Хельсинки, но и крупнейшего города Тампере, а также Оулу, Лахти и Порвоо.

Сохранение атрибутов прошлого объясняется не только уважением финнов к истории, но и вкладом царей в развитие местной государственности. Доброе отношение к русским императорам не смогла испортить даже Советско-финская война 1939-1940 годов.

Под властью Швеции

Экспансия шведов в финские земли началась ещё в XII веке, в результате чего они стали неотъемлемой частью Шведского королевства вплоть до 1809 года, не обладая при этом каким-либо особым статусом.

Местное наречие было языком крестьянского простонародья, в то время как образованные горожане и дворянство использовали шведский. Стоит отметить, что он имеет статус государственного по сей день, а названия улиц в Финляндии до сих пор дублируются на двух языках.

Шведы дали финнам также религию: сначала католицизм, а после распространения в королевстве в XVI веке реформации - лютеранство, благодаря которому развивалась школьная система. Местный уровень образования был довольно высоким, а в столице провинции Або (Турку) в 1640 году даже появился университет.

Тем не менее финские земли оставались задворками Шведского королевства, на которые со времён Петра I начала активно посягать Россия: часть Карелии и Выборг стали российскими в начале XVIII века. Близкое расположение к Петербургу сыграло свою роль уже в середине столетия, когда некоторые финские дворяне стали ориентироваться на восточного соседа, поступая на русскую службу.

Война за Финляндию

Заключённый в 1807 году между Александром I и Наполеоном Тильзитский мир позволил России сконцентрировать внимание на Швеции, давнем геополитическом противнике. Участник Русско-шведской войны 1808-1809 годов Фаддей Булгарин, ставший впоследствии видным журналистом и издателем, писал, что граница находилась всего в нескольких военных переходах от столицы, и это не могло не беспокоить. "Без Финляндии Россия была неполною, как будто недостроенною", - резюмировал он.

Первоначально война проходила для русской армии довольно легко: быстро пала южная Финляндия, а хорошо укреплённая крепость Сваеборг (Суоменлинна) рядом с Хельсинки сдалась без боя. Однако вскоре военные действия забуксовали, при этом активизировались финские партизаны.

Так или иначе русские войска сумели переломить ход кампании, выйдя в 1809 году по замерзшему льду Ботнического залива на территорию Швеции. В стране произошёл госпереворот, в результате которого военные свергли действующего короля, а новые власти поспешили пойти на мир с Россией.

Широкая автономия

В результате заключённого в Фридрихсгаме (Хамине) мирного договора Швеция потеряла 40% сухопутной территории, уступив России Финляндию. Ещё в 1808 году Александр I обещал стране широкую автономию, а незадолго до официального окончания войны недалеко от российской границы в городе Борго (Порвоо) было созвано представительство сословий, которому царь дал гарантии сохранения конституции и законов.

Русское правительство колебалось относительно степени автономности новых территорий, но сподвижник Александра I Михаил Сперанский настаивал на значительной самостоятельности края, заявив, что "Финляндия есть государство, а не губерния".

В 1810 году император писал местному генерал-губернатору, что хотел предоставить "народу сему бытие политическое, чтоб он считался не порабощённым Россией, но привязанным к ней собственными его очевидными пользами, для сего сохранены ему не только гражданские, но политические его законы".

Столица Финляндии была перенесена ближе к России: из Або (Турку) в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1811 году автономной области была передана Выборгская губерния, которая исторически являлась частью финских земель захваченных до Русско-шведской войны. Кроме того, Великое княжество Финляндское освобождалось от общерусской воинской повинности и получало широкую экономическую самостоятельность.

После перехода под протекторат России Финляндия обрела гораздо большую степень автономности, чем при шведах. Отчасти это объясняется тем, что Александр I стратегически полагал, что лояльная буферная территория на границе с давним геополитическим врагом крайне необходима империи.

Созыв сейма

Положение дел в Финляндии не изменилось и с воцарением Николая I, которого многие исследователи считают консерватором. Когда императору предложили сократить автономию региона, он ответил: "Оставьте финнов в покое. Это единственная провинция, которая не доставила мне никакого беспокойства и неудовольствия".

Изменившая Российскую империю эпоха правления Александра II серьёзно повлияла и на Финляндию. В 1863 году в Гельсингфорсе (Хельсинки) после длительного перерыва был созван сейм, который начал собираться регулярно. В память о восстановлении парламентаризма финны в 1894 году поставили на главной площади столицы памятник Александру II.

В период его царствования были введены собственная денежная система и школьное обучение на родном языке. Кроме того, в университетах возобновилось преподавание на финском, который с 1860-ых постепенно стал государственным. Всё это привело к появлению движения за возрождение национальной культуры.

Попытки ограничения автономии

Идиллические отношения между Российской империей и Великим княжеством Финляндским продлились до 1880-ых годов, когда правительство Александра III начало постепенно ограничивать местные права.

Подобная линия была продолжена и при Николае II: финнов стали призывать в имперскую армию, а русский язык стали вводить в делопроизводство. В конце концов царским манифестом законодательные инициативы Петербурга были разрешены к исполнению на территории Финляндии без одобрения местным сеймом.

Это привело к напряжённости в регионе и вспышкам террора. В частности, в 1904 году финским националистом был убит генерал-губернатор Финляндии Николай Бобриков. Наряду с этим во всей Российской империи нарастали центробежные тенденции, которые затронули и Финляндию: на страну распространилась революция 1905-1907 годов.

В этом году в России празднуется 400-летие дома Романовых -царской династии, правящей в России чуть более 300 лет вплоть до 1917 года . Про Рюриковичей и Романовых мы все кое-что вынесли из школьной программы, но все равно путаемся в сложной цепочке родственных связей, неугодных жен, отравленных или убитых царей или претендентов на царский престол.

В год четырехсотлетия избрания на царствование династии Романовых в Москве на территории Новоспасского монастыря установили интересный памятник первому и последнему царю династии Романовых – Михаилу Федоровичу и Николаю Второму. Оба они держат в руках «объединяющую» икону Феодоровской Божьей матери , которая особо почиталась домом Романовых. Считается, что призвание на царство юного 17-ти летнего Михаила Федоровича после Земского собора в 1613 году, было совершено именно с этой иконой. А с конца 18 века иноземные принцессы, выходящие замуж за представителей семьи Романовых, в честь этой иконы получали отчество «Фёдоровна» . Но между двумя этими царями огромная временная пропасть, десятки войн и важнейших российских событий, 400 лет жизни семьи и государства.

Неслучайно памятник установлен именно в Новоспасском монастыре, так как этот монастырь еще с 16 века стал усыпальницей предков Романовых – Захарьевых-Юрьевых . И сейчас захоронения предков первого царя рода Романовых — Михаила Федоровича — находятся в усыпальнице монастыря, которую мы посещаем на нашей . Здесь, под сводами древнего Преображенского собора, покоится прах человека, которому Романовы обязаны своей фамилией – Роману Юрьевичу Захарьину-Кошкину. Именно его имя «Роман» взял первым в качестве фамилии его внук Федор Никитович, отец первого царя рода Романовых , впоследствии ставший Патриархом Филаретом. То есть фактически Михаил Федорович, родоначальник династии, стал носить фамилию, составленную из имени прадедушки. Не секрет, что фамилии в старину по большей части были образованы от имени отца или деда. Мол, чей сын? — Романов сын! Чтобы не запутаться в Романовых-Захарьевых-Юрьевых-Кошкиных при самом простом рассмотрении получается следующее: у Андрея Кобылы был сын Федор Кошка – от него пошли Кошкины; у Кошкина был сын Юрий – от него пошли Юрьевы; у Юрьева был сын Захарий – от него пошли Захарьины; у Захарьина был сын Роман – от него пошли Романовы! Иногда использовалась двойная фамилия по имени отца и деда.

В усыпальнице Новоспасского монастыря похоронены Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин, Василий, Александр, Михаил Романовы, инокиня Марфа – мама Михаила Фёдоровича, инокиня Досифея – «настоящая» Августа Тараканова . Сюда в родовую усыпальницу Романовых в 1995 году были перенесены останки Великого князя и дяди последнего царя рода Романовых Николая Второго Сергей Александровича Романова , убитого террористом Каляевым в 1905 году.

Этот памятник двум царям и царской династии выполнен в бронзе скульпторами Денисом Стритовичем и Андреем Голубевым и архитектором Алексеем Денисовым . Выполнен он за личные средства семьи Виктора Ивановича Тырышкина – нынешнего российского предпринимателя и мецената , президента ООО «Корпорация ВИТ», занимающейся жилищным строительством. Словно продолжая старые добрые традиции монастыря, который и раньше существовал за счет действенной помощи прихожан, и сегодня появляются современные «купцы», занимающиеся меценатством. В будущем планируется установить памятник в более крупном размере перед входом в Новоспасский монастырь. Это ПЕРВЫЙ памятник царям, установленный в Москве после советской эпохи!

В юбилейный год династии Романовых для монастыря в городе Тутаеве был изготовлен 1000-пудовый колокол (более 16000 кг) , который был отлит на людские пожертвования, собираемые в течение целого года, а также благодаря главе фонда памяти Великой княгини Ольги Александровны — Ольге Николаевне Романовой-Куликовской — и президенту ЗАО «Росзерно» Игорю Михайловичу Руденя. Колокол был отлит на колокололитейном заводе Николая Шувалова при большом стечение народа по старым технологиям . На нём изображены святые царственные мученики, архангел Михаил, святой блаженный Алексий и Феодоровская икона Божьей Матери. Примечательно, что один из колоколов Новоспасского монастыря был отлит по указанию Петра Первого, сдержанно относившегося к вопросам религии и не питавшего особой «любви к монастырям». Тот «петровский» колокол весил 1100 пудов, но в результате пожара 1820-х годов разбился. Из осколков отлили новый, который до революции звучал в монастыре. В скором времени этот новейший колокол водрузят на высокую колокольню, и он распространит по всей округе свой волшебный звон!

Рекомендуем Вам увидеть всё это своими глазами, пройтись по этому удивительному древнему месту, в котором бывали все наши цари и узнать множество интересных его тайн, сохранившихся до наших дней, ! Идите и Смотрите!

Культурная столица России привлекает туристов не только своими музеями, мостами и каналами. Именно здесь появились первые во всей державе монументы, посвященные самым известным в истории монархам. И, погуляв по тенистым аллеям, оценив памятники в летнем саду в Санкт-Петербурге, каждому гостю наверняка захочется поглубже окунуться в великую историю северной столицы.
Самые известные памятники царям в Санкт-Петербурге
На величественных берегах Нева увековечена практически вся линия Романовых: Петр I, три Александра, Павел, два Николая и Екатерина. Их скульптуры, увековеченные в камне, представляют собой бесценные памятники истории Санкт-Петербурга, и каждый день напоминают о его великом прошлом. К сожалению, даже не каждый петербуржец сегодня сможет точно ответить, чья скульптура находится перед ним. А потому перед прогулкой по питерским улицам и проспектам, лучше заранее прочитать про царские памятники Санкт-Петербурга, фото с описанием и экскурсом в историю которых представлены ниже.

— город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление — фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на брегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого — Петр.

Первый

Петров Первых в городе много — каменных, бронзовых, восковых, фарфоровых, шоколадных и просто ряженых. Собственно памятников как минимум пять, и их число плавно увеличивается. Царь-реформатор, авангардист и затейник, провоцирует художественные эксперименты, в результате чего рождаются такие выразительные творения, как лысый монстр Михаила Шемякина, восседающий напротив романовской усыпальницы в Петропавловской крепости . Не менее скандальным для своего времени был и Медный Всадник , но мы предлагаем начать смотр царей с более, на первый взгляд, традиционного памятника. С конной статуи работы Карло Растрелли, отца великого архитектора, перед Инженерным замком .

Фото: Александр Секретарев/Фотобанк Лори

«Прадеду правнук», — лаконично написано на постаменте. Это отметился Павел I, с недавнего времени тоже занявший место неподалеку, за спиной прадеда, во внутреннем дворе замка (об этом позже). Все очень торжественно: царь в римских доспехах и лавровом венке, гордый спокойный конь, высокий пьедестал с сюжетными барельефами. Лавровые листья на голове Петра стоят дыбом, как языки пламени, и заменяют корону. В общем, образцовый рыцарь на образцовом коне. Если не приглядываться.

Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори

Если же приглядеться, можно заметить, что Растрелли за три века до Шемякина решительно исказил пропорции модели — сильно расширил Петра в груди, придав всаднику мощи. Портретное сходство осталось, но исчезло все то, что любят изображать ряженые Петры-актеры — свирепый взгляд и некоторая истеричность порывистого долговязого царя. Перед Михайловским замком красуется воплощение державной важности.

Зрителей чаще интересует другое, более странное искажение. Не у всадника, а у коня. Этого коня тоже считают слепленным с натуры — с любимого императорского жеребца по имени Лизетта (да, Петр Алексеевич был эксцентричен), ветерана Полтавской битвы. Копыто его левой передней ноги, если смотреть на пьедестал с земли, выглядит как туфелька на каблуке. Объяснить этот оптический фокус трудно, городская легенда об увековечении ножки какой-то дамы не очень убедительна. Найти ракурс, в котором наконец появится обычное копыто, не удается.

Заметить лошадиную туфельку снизу не так просто, зато другая деталь постамента бросается в глаза. На темном барельефе с изображением Гангутской битвы в любую погоду золотится отполированная многочисленными прикосновениями деталь — фигура человечка, которого вытаскивают из волн в лодку. По примете, за него надо подержаться перед экзаменом, чтоб не «утопили». Но нужно еще дотянуться, так что пальцами страждущих отполирована самая доступная, филейная часть «спасаемого из вод».

Между Первым и Второй

От смерти Петра Великого до воцарения его дочери Елизаветы на российском престоле сменилось четверо невеликих монархов — Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн VI с матерью-регентшей Анной Леопольдовной. Все они обходятся без столичных памятников, если не считать монументом пышную скульптурную композицию того же Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Она открывает экспозицию Русского музея .

У Елизаветы Петровны собственной статуи в Петербурге тоже нет. Это несправедливо — любимая дочь Петра оказалась правительницей своеобразной, но яркой. В общем, «веселая царица была Елисавет». Ее любовь к балам и маскарадам в сочетании с искренней религиозностью, пять тысяч платьев и опустевшая казна заслоняют другие достижения: Елизавета, например, отменила в России смертную казнь и открыла Московский университет.

Один памятник у нее все-таки был, но до наших дней не дожил. Не бронзовый, не мраморный, а «бисквитный» (из матового фарфора) бюст царицы поставили в 1895 году во дворе Императорского фарфорового завода, при ней основанного.

Елизавете наследовал Петр III — еще один горемычный царь, памятника не заслуживший. В отличие от жены.

Екатерина

Фото: Александр Алексеев/Фотобанк Лори

Екатерина II — во всех смыслах вторая после Петра I, а памятник на площади Островского перед Александринским театром — второй по популярности царский монумент. Он находится в пятнадцати минутах ходьбы от растреллиевского Петра. Император жезлом указывает примерно туда, в сторону «Катькиного садика». Надо пройти направо по Манежной площади, потом по оживленной и уродливой, как все «арбаты» страны, Малой Садовой, потом через Невский — к скверу с четырехметровым многофигурным памятником. Екатерина в парадном платье высоко подняла скипетр, у ее ног по кругу расположились соратники: Потемкин, Суворов, Румянцев, Безбородко, Бецкой, Чичагов, Орлов, Дашкова и Державин.

Вокруг красиво и мирно, «как при бабушке». За спиной Екатерины — Аполлон и музы на фасадах театра, по левую руку — философы Публичной библиотеки, напротив — бравый Гермес на здании Елисеевского магазина и футболисты в витрине фирменного магазина «Зенит». У ограды садика традиционно ловят клиентов уличные художники. Под деревьями исторически встречались геи и шахматисты. Царица привечает всех.

При создании и установке памятника, если верить хроникам, ни один человек не пострадал — такое бывало редко. Никаких зловещих ассоциаций и легенд не возникло. Только фривольные: говорят, что сподвижники Екатерины, украшающие собой пьедестал, жестами и подручными средствами показывают, насколько их одарила природа. Лишь Державину нечем похвастаться да княгиня Дашкова не участвует, читает книгу.

Правда, из всех девяти персонажей фаворит царицы здесь только один. Зато какой — Григорий Александрович Потемкин с фельдмаршальским жезлом.

Павел I

Чтобы увидеть сына и наследника Екатерины, придется вернуться к Инженерному замку. И сделать это надо до 18:00, потому что относительно новый памятник доступен для осмотра «в режиме работы организации». Вечером двор запирают, и это добавляет не слишком удачной скульптуре символизма: невезучий император в глубине двора огражден решеткой от большого мира, как вечный узник того места, где нашел свою смерть.

Фото: Андрей Ижаковский/Фотобанк Лори

Памятник появился в 2003 году, он очень театральный и чрезмерный. Павел с напряженным лицом, в полном царском облачении, в орденах, со скипетром и державой, восседает на причудливом троне, поставив ноги на табуреточку. Перед ним водружены два декоративных столба неясного назначения, и все это помещено на черный-черный гробообразный пьедестал. В довершение несчастья памятник буквально задвинули в угол — переместили из центра двора к стене «для удобства посетителей». В общем, Михайловский замок неласков к своему хозяину и после его смерти.

Александр I

«Полно ребячиться, ступайте царствовать», — такими словами граф Пален напутствовал нового императора Александра I после устранения Павла. Пассивный отцеубийца, победитель Наполеона, царь-реформатор и царь-мистик полноценной личной скульптуры в Петербурге не имеет. Тем не менее его монумент мощнее и выше всех прочих — Александровская колонна на Дворцовой площади . Лицу ангела будто бы придано сходство с лицом Александра Павловича, которого называли «ангелом», но уловить это сходство невозможно — ангел и ангел, бесполый и бесстрастный. Учитывая все темные легенды вокруг царя, будто бы разыгравшего собственную смерть в унылом Таганроге , чтобы под видом старца Федора Кузьмича странствовать и отмаливать грехи, такая персона ему подходит.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»